Булгаков роковые яйца и собачье сердце семинар. Размышления М

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. В 1909 -1914 гг. он учился на медицинском факультете Киевского университета, а когда получил звание «лекаря с отличием», уехал на Юго-Западный фронт. Поскольку в то время в глубинке не хватало врачей, Булгакова вскоре отзывают с фронта и направляют в село Никольское Смоленской области. Впоследствии Булгаков описал этот период своей жизни в восьми рассказах, составивших цикл «Записки юного врача» (1925 – 1927). Тяжелый повседневный труд, постоянные перегрузки привели к недугу, точно воспроизведенному в одном из рассказов цикла – «Морфий» (1927).

События времени, включая Октябрьскую революцию, почти не затрагивают Булгакова, во время поездки в Москву он пытается освободиться от военной службы, но ему не удается остаться в стороне. Когда в 1919 г. Булгаков возвращается в Киев, писателя, по его собственным словам, последовательно призывают на службу в качестве врача все власти, занимавшие город. Биографы расходятся в определении позиции, занятой Булгаковым в период гражданской войны. Очевидно, что он вновь пытается уйти с военной службы и не участвовать в боевых действиях. Однако его привлекают для работы в госпиталях.

Во время службы в составе Добровольческой армии А.Деникина на Северном Кавказе появилась первая публикация Булгакова – статья «Грядущие перспективы». В 1920 г. Булгаков окончательно оставляет медицину и посвящает себя литературной деятельности. Работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил пять пьес, три из них были поставлены на сцене местного театра.

Приезд в Москву связан с началом нового периода творчества писателя, названного «фельетонным». Он становится постоянным сотрудником газеты «Гудок». Писатель сотрудничал и с другими газетами. Паустовский сравнивал газетную практику Булгакова с чеховскими дебютами, признавая фельетоны, скетчи, заметки своеобразным подготовительным этапом.

В то время Булгаков брался за любую работу – от секретаря ЛИТО Главполитпросвета до конферансье. Ученический период заканчивается уже в 1922 г., когда выходят один за другим рассказы и небольшие повести:»Похождения Чичикова», Красная корона», «Чаша жизни», - в которых Булгаков в сатирической форме отражает современную московскую действительность.

В рассказах «№13. – Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Китайская история», в сборнике «Трактат о жилище» писатель оттачивал свою сатирическую технику, опробовал и накапливал отдельные приемы, чтобы позже использовать их в романах. Так, многие эпизоды, вошедшие в «Трактат о жилище», потом в развернутом виде появятся в романе «Мастер и Маргарита». Писатель подсказывает это читателю, вводя в повествование образ автора, работающего над романом», от которого небу станет жарко».

Проблематика ранних повестей Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце», написанных в 1923 -1925 гг.) мало чем отличается от тем, которые поднимали современники писателя. Он также рассматривает явления бюрократизма и обывательщины как неестественные, поглощающие свободную личность человека. Гротеск позволил писателю обозначить два повествовательных плана, ввести в современную городскую действительность вымышленные существа. Они перемещаются по пространству произведений с необычайной скоростью, превращаясь как в живые существа, так и в отдельные предметы. Главные герои одержимы идеей реализации благих намерений, но результат оказывается прямо противоположным. Другим вариантом невозможности реализации задуманного является неправильное и непродуманное применение научных открытий.

На творчество М. Булгакова ощутимо непосредственное влияние прозы Н.Гоголя, определившее мироощущение многих писателей 1920-х годов. Как и его предшественник, Булгаков сочетает реальное и ирреальное, допустимое и невозможное. Соединяя их в единое целое, создает образ нереального, фантастического мира, где живут его герои.

В «Дьяволиаде» писатель исследует истоки того, что впоследствии будет названо административным социализмом. Точно локализуя действие в пространстве, автор воссоздает взаимоотношения между учреждением и одним из его служащих. Появление некой высшей (дьявольской, сатанинской, бесовской) силы подтверждает, что тут дело вовсе не в тех или иных личных пороках, изъянах и недостатках индивидуального мышления, жизненного опыта, а в определенной системе взглядов, которые широко распространены, но пока мало кем познаны.

В повести «Роковые яйца» Булгаков обращается к изображению ученых. Одновременно писатель впервые задумывается над местом интеллигенции в новых социальных условиях. Иной тип героя был необходим Булгакову и для определения собственной позиции. На основе воспоминаний Н. Северцовой, прототипом главного героя, профессора Персикова послужил ее отец, видный ученый-зоолог А. Северцов.

Внешность Персикова и парафраз его имени, по мнению некоторых исследователей, содержали отдельные черты облика В.И. Ленина. Вначале Персиков изображен нелепым чудаком, но постепенно в его характеристике поступают трагические черты: образ становится символом гибнущей культуры. Символическая картина «всеобщей катастрофы» завершает повествование.

Правда, в отличие от повести «Дьяволиада», действие в «Роковых яйцах» не выходит за рамки реального мира. Только в финальных сценах, где рассказывается о появлении гигантских змей, используются элементы фантастического гротеска, но они сразу же переходят на задний план. Картины опустевшей Москвы, через которую идут воинские подразделения, вокзалов, оцепленных пехотой, людей, стремящихся убежать из города, напоминают описания родного Киева. Можно сопоставить также строки романа «Белая гвардия» с описанием пустых киевских улиц и движущейся по городу красной кавалерии в письмах писателя к родным, чтобы убедиться в сказанном.

По форме произведения 1920-х годов представляют нечто среднее между фельетоном, памфлетом, и рассказом. Их жанровую структуру можно определить и как бытовые повести, поскольку писателем точно и подробно воссоздаются отношения периода нэпа. Ярко выраженное авторское отношение к описываемому отметили и современники. После выхода «Дьяволиады» Е. Замятин пишет в статье «О сегодняшнем и современном»: «У автора, несомненно, есть верный инстинкт в выборе композиционной установки: фантастика, корнями врастающая в быт». М. Горький называл «Роковые яйца» «остроумной вещью». Одновременно о произведениях Булгакова высказывались и противоположные точки зрения. Охарактеризовав «Собачье сердце» как «острый памфлет на современность», Л. Каменев полагал, что повесть «печатать ни в коем случае нельзя».

Основная сюжетная схема повести «Собачье сердце» заимствована из апокрифического сказания о сотворении человека. В нем говорится о том, что до Евы Господь создал Адаму жену по имени Лилит, но она обладала таким скверным характером, что Господь превратил Лилит в прах, и создал из ребра Адама новый вариант женщины по имени Ева. Писатель пародийно преображает евангельский мотив, насыщая его нагромождением нарочито сниженных деталей «очеловечивания» Шарика, превращая фарсовую картину в трагическую. Он соединяет фантастический сюжет превращения собаки в человека с описаниями реалий 1920-х годов.

Одновременно автор последовательно вводит читателя в круг библейских ассоциаций. Символично звучит имя главного героя повести профессора Преображенского. Он носит фамилию, четко указывающую на его функцию всесильного божества, преображающего мир по своему усмотрению. Квартира профессора находится на Пречистенке (возникает явная ассоциация с образом Пресвятой Богородицы). По вине Шарикова в квартире происходит потоп (гоняясь за котом, Шариков вывернул кран в ванной). Наконец, чудесные превращения, которые совершает профессор Преображенский, фиксирует в журнале его помощник Борменталь (аналог евангелиста). Образная система повести построена на оппозиции действующих лиц. Профессор и его окружение противостоят агрессивному и абсурдному миру, персонифицированному в образе Швондера и членов домкома.

Как и в ранних произведениях Булгакова, ироническая тональность повести сменяется нарочитым сарказмом. «Преображение» Шарика оказывается лишь очередным этапом научных исследований. Профессор не смог достичь поставленной цели – открыть секрет омоложения человека. Диалог профессора с пациентом и звучащие рефреном слова: «Снимайте штаны, голубчик», - окончательно превращает картину в пародию. Авторское отношение к происходящему отражено и в последних заключительных сценах произведения: Шариков снова становится собакой, ведь в новом мире у всех должно быть «право на права», иначе говоря, равенство перед законом.

Отношения самого писателя с властью складывались трудно и противоречиво. Булгаков одним из первых в советской литературе поставил вопрос о судьбах интеллигенции. Наиболее последовательно он прозвучал в его драматургии. Обращение к театру не было случайным. Писатель стремился высказаться, но его произведения не печатались по идеологическим соображениям, и драматургия осталась для него единственным средством живого диалога с читателем-зрителем.

Созданные писателем пьесы разнообразны и по проблематике, и по форме. Вначале он обращается к традиционной для 1920-х годов теме революции и гражданской войны. Своеобразным прологом становится роман «Белая Гвардия».

Необычными оказались и действующие лица. Булгаков сознательно отходит от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейцев. Позиция писателя навлекла на него обвинения в оправдании белого движения: ведь он делает своих героев жертвами истории, трагических событий.

Особому впечатлению способствовала и необычная композиция. Автор констатирует оригинальное пространство, используя летописный стиль: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй… Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней». Фразы как бы рассекают повествование, усиливая общую идею произведения и придавая конкретным фактам эпическую глубину.

В пьесе «Дни Турбинных», поставленной в 1926 г. МХАТом и шедшей с неизменным успехом многие десятилетия, центральной фигурой пьесы становится полковник Алексей Турбин. Такие люди, как он, составляли гордость старой русской армии, цвет военной интеллигенции. Осознав обреченность белого движения, его антинародность, он переживает духовный кризис. Турбин пока не может перестроиться, чтобы идти работать к большевикам, а поэтому предпочитает смерть, спасая жизнь двумстам юнкерам и студентам. С одной стороны, смерть командира дивизиона гетманской армии полковника Турбина закономерна, поскольку символизирует крушение иллюзий последних защитников «белого дела». Но в то же время гибель честного русского офицера поистине трагична. Практически он совершает самоубийство.

В пьесе «Бег» (1926 – 1927) Булгаков показывает мучительный процесс поиска пути, который приводит героев к духовному кризису, глубокой драме и даже трагедии. Герои Булгакова (Мышлаевский, Серафима, Голубков, генерал Хлудов) пока не видят своего реального места в новой действительности. Писатель отчасти выразил и свою собственную позицию. Основными становятся рассуждения о патриотизме и Родине, долге и совести.

Писатель оказался в центре поисков литературы 1920-х годов. Разрабатываемые им проблемы и художественные средства повлияли в свою очередь не только на организацию его собственного стиля, но и обусловили развитие исторического и фантастического повествований последующих десятилетий. В каждом произведении он ставил определенную проблему, локализуя ее с помощью исторических и временных координат, разворачивал философский или гротесковый планы. Булгакова можно отнести к писателям-экспериментаторам, примеривавшим на себе разные способы конструирования художественного пространства текста, но в целом ему удалось воссоздать картины социальной действительности тех эпох, к которым он обращался.

Жизнь писателя была недолгой.

Осенью 1939 г. он внезапно потерял зрение в результате склероза почек (гипертонический склероз был наследственной болезнью в семье Булгаковых. От него умер отец писателя в возрасте 49 лет). 10 марта 1940 г. Булгаков скончался. Писатель похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Сюжет, композиция, жанр романа «Мастер и Маргарита»

М.А. Булгаков назвал «Мастера и Маргариту» романом, но жанровая уникальность этого «последнего, закатного» произведения писателя до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея (основатель жанра древнегреческий поэт Менипп, III в. до н.э.), роман-мистерия и т.п. Это происходит потому, что, как отмечает автор «Булгаковской энциклопедии» Б.В. Соколов, в «Мастере и Маргарите» «соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления». Английская исследовательница творчества Булгакова Дж. Куртис пишет, что форма книги-завещания Булгакова, как и ее содержание, делают ее совершенно уникальным шедевром, параллели с которым «трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции».

Столь же оригинальна, как и жанр, композиция «Мастера и Маргариты» - роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в то же время образуют некое органическое единство. Своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени: библейское и современное Булгакову, то есть 30-е гг. XX в. и I в. новой эры. Многие события, описанные в ершалаимских главах, в пародийном, сниженном виде повторяются ровно через 1900 лет в Москве.

Три сюжетные линии «Мастера и Маргариты» (философская – Иешуа и Понтий Пилат, любовная – Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая – Воланд, его свита и москвичи), облеченные в свободную, яркую, порой причудливую форму повествования, тесно связаны между собой образом Воланда.

Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах: спор Михаила Александровича Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, «кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле», и если Бога нет, Иван Бездомный, «человек невежественный», по словам Мастера, воспитанный в лучших традициях атеистической пропаганды, отвечает: «Сам человек и управляет». Однако дальнейшее развитие сюжета как бы опровергает этот тезис. Автор раскрывает относительность человеческого знания, предопределенность жизненного пути и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Что есть истина в этом непредсказуемом мире? Существуют ли неизменные, вечные нравственные ценности? Эти вопросы ставятся Булгаковым в библейских главах, которые, несомненно, являются идейным центром романа, хотя из 32 глав занимают всего четыре (2, 16, 25, 26).

Ход современной жизни смыкается с повествованием Мастера о Понтии Пилате. Затравленный сворой литературных критиков в своей земной жизни, Мастер получает бессмертие в Вечности.

Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно-временной точке – в Вечности, где Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают «прощение и вечный приют». Коллизии, ситуации и персонажи библейских глав, зеркально отражаясь в московских главах, содействуют такому сюжетному завершению и помогают раскрытию философского смысла романа.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размышления М. Булгакова в повести "Роковые яйца"

Быть человеком, иметь столь высокий статус - это значит чувствовать ответственность перед своими поступками и не отпускать мысли о последствиях. Михаил Булгаков создал антиутопию «Роковые яйца» с целью предостеречь людей от ошибок. Писатель ловко чередует в фантастическом произведении сатиру, иронию и философские выводы.

Со строк повести становится ясно, что М.Булгаков главной темой определяет ответственность. Персиков, интеллигент, образованный человек, открывает «красный луч», который способствует активному размножению организмов, а их размеры достигают гигантских. В то же время страна терпит куриный мор, уничтоживший всех кур. Правительство находит решение проблеме в эксперименте зоолога и просит его о помощи. Булгаков обращает наше внимание на то, что препараты Персикова оказываются в руках невежественных и недальновидных людей, что влечёт за собой катастрофические последствия. Из этого можно сделать следующие выводы: нельзя приниматься за дело необдуманно, а тем более вмешиваться в природу человека. Природа человека - это субстанция, в которую нельзя вторгаться. булгаков антиутопия сатира философский

Такое вторжение приводит к гибели. Необъяснимые явления в повести, главным образом восемнадцати градусный мороз в середине августа, чётко дают нам понять, что природа значительно сильнее нас, и ни красная армия, ни другие войска не спасут человечества от её сетей. Сама композиция произведения пропитана парадоксальным явлением. Герои, следуя добрым побуждениям, хотели сделать как лучше - развести кур и предоставить всей стране пропитание, однако получилось наоборот. Рокк, в руки которого попали препараты профессора, является лишь смелым экспериментатором.

Он не имеет нужных знаний, которые послужили бы достижением положительных результатов, однако это его не останавливает. Спешность эксперимента и негативные отзывы от зарубежных стран оказываются сильнее, и герой идёт наперекор природе. Из-за его невежества из яиц появляются чудовища, которые уничтожали всё вокруг. Невозможность их установить, приводит к убийству учёного. В повести присутствует ещё одна сюжетная линия. Булгаков пародийно повторяет путь наполеоновского нашествия. Змеи олицетворяют французов, которые некогда наступали на Москву. Автор в «Роковых яйцах» сумел отобразить и время, и тона, и картины, которые отпечатались на страницах истории после наполеоновских сражений.

Булгаков хочет обратить наше внимание на невозможность изменения хода эволюции. Он показывает, что планируя будущее, нам приходиться жить только в настоящем. Люди строят «новую идеальную жизнь», будучи уверенными, что она будет намного лучше, но, к сожалению, забывают о том, что светлого будущего не может быть при отсутствии здравого мышления и осмысленности всех последствий. Природа не допустит того, чтобы кто-то вершил судьбы людей, не имея на то права.

Подвести итог я хочу словами, с точностью сказанными Силованом Рамишвили: «Самую большую ошибку люди совершают тогда, когда желанное представляют реальностью». Данное высказывание как нельзя лучше отражает суть повести «Роковые яйца», ведь человек наделён разумом, который должен предостерегать от подобных трагедий.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сатира и юмор, их общее понятие. Сатирическое искусство М. Булгакова в произведениях "Роковые яйца", "Собачье сердце". Анализ художественного своеобразия творчества М. Зощенко. Интерес к творчеству Булгакова в наше время и его судьбе как писателя.

    реферат , добавлен 19.08.2011

    Ахматова как "голос стомильонного народа" в годы тотального молчания. Патетика и глубокая трагичность ее произведений. Фантастические повести Булгакова как "злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность".

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Проблемно-тематический анализ повести Булгакова "Собачье сердце", исследование критической литературы по данной теме. Тема трагедии русского народа в творчестве автора. Отображение и значение тематики эксперимента в произведении "Собачье сердце".

    курсовая работа , добавлен 06.06.2011

    Основные понятия лингвосоционики. Лингвосоционические портреты героев повести М.А. Булгакова: профессора Преображенского, Шарика-Шарикова. Речевые и авторские характеристики, описание типов личностей персонажей. Интертипные отношения героев повести.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Социальные "метафоры" повести: революция и эволюция. Отражение времени в художественной канве повести. Социальный скепсис Булгакова: "диалог" с Маяковским. Нигилизм революции: "преображение" разрушением. Создание "нового человека": Homo Soveticus.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2015

    Повесть "Собачье сердце" в ряду сатирических произведений М. А. Булгакова. Упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. Эксперимент профессора Преображенского и социальный эксперимент начала XX века в данной повести.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Художественный мир повести "Собачье сердце" М.А. Булгакова: анализ критической литературы. Тема еды как отражение быта и нравов жителей Москвы 20-х годов прошлого века в повести "Собачье сердце". Словарик названий блюд, употребляемых в начале XX века.

    реферат , добавлен 27.11.2014

    Изучение эпических произведений в школе. Специфика эпоса. Особенности изучения повести. Вступительное занятие и чтение произведения. Анализ повести "Собачье сердце". Работа с литературоведческими понятиями: юмор, сатира, памфлет, фантастика.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2006

    Черты сходства и отличия юмора и сатиры в художественной литературе. Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А. Булгакова. Сатира Булгакова 1920-х годов: фельетон 1922-1924 гг., ранняя сатирическая проза, специфика предупреждающей сатиры.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Раскрытие темы дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы в повести Булгакова "Собачье сердце". Ознакомление с философией Преображенского. Оценка влияния воспитания Швондера на становление личности Шарика.

М.А. Булгаков (1891-1940 г.г.). Жизнь и судьба. Сатира писателя. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»).

Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была, по существу, беспощадной схваткой с глупостью и подлостью, схваткой ради чистых человеческих помыслов, ради того, что человек должен быть и не смеет не быть разумным и благородным. К.Паустовский

Андрей Сахаров

Цели урока:

    показать сложность и трагичность жизненного и творческого пути М. А. Булгакова , вызвать интерес к личности и творчеству писателя ;

    раскрыть многоплановость проблематики повестей Булгакова, выявить принципы соединения бытовой конкретики и фантастики в творчестве писателя, показать актуальность сатирических произведений, развить умения и навыки анализа прозаического произведении , помочь понять, о чём же предупреждают нас повести Булгакова;

    развивать умение идейно-композиционного и стилистического анализа текста;

    продолжить формировать умение выбирать в развитии действия главное , излагать свои мысли ясно и последовательно, аргументировать свои высказывания, готовить доклад; развивать умение учащихся оформлять основные мысли в конспект .

Задачи урока:

Образовательные:

1.Дать краткий обзор жизненного и творческого пути М.А.Булгакова; познакомить с особенностями судьбы Булгакова-писателя и человека, отметить разнообразие творчества писателя, познакомить с авторскими приемами создания сатирических произведений; совершенствовать навык поиска информации о жизни и творчестве писателя; совершенствовать навык монологической речи.

2. Познакомить с повестями «Собачье сердце» и «Роковые яйца», понять смысл произведений, помочь разобраться в том, о чём же предупреждают нас повести Булгакова, оценить злободневность произведений; доказать, что сатирические произведения писателя современны и актуальны.

3. В процессе работы над произведениями развивать умение идейно-композиционного и стилистического анализа текста, продолжить формировать умение выбирать в развитии действия главное, излагать свои мысли ясно и последовательно, аргументировать свои высказывания; совершенствовать умения анализа литературного произведения

Развивающие: содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность; развивать умения правильно обобщать рефлексивную деятельность; развивать умения правильно обобщать данные и делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение, бережное отношение к народному наследию, содействовать формированию патриотических чувств, неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

Образовательные ресурсы: Литературный диктант , лекционный материал, слайд-фильмы о жизни и творчестве М.А. Булгакова, повести «Собачье сердце», «Роковые яйца», задания для групповой работы. Видеофильм В.В. Бортк О «Собачье сердце».

I.

1 этап

1 . Организационный момент.

II. Актуализация знаний .

Сегодня мы с вами приступаем к изучению творчества русского писателя, драматурга, театрального режиссёра I пол. 20 века. Автора повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто (Либретто- словесный текст театрализованного музыкально-вокального произведения),

познакомимся с его непростой и трагической судьбой).

Прежде чем мы начнем говорить о нем, вначале посмотрим слайд-фильм, а затем продолжим разговор. (№1Просмотр слайд - фильма о писателе с00.00 – 0.40)

Целеполагание.

Итак… какие ассоциации возникли у вас после увиденного? О ком пойдет речь? Посмотрите на доску. Вы видите портрет писателя. Внизу стоит дата -1935 год. Это практически его последние годы жизни. Через пять лет писателя не станет… Ему было всего 49 лет. (см. эпиграф), + (Кл. доска)

Итак, речь пойдет о М.А.Булгакове.

1. А сейчас знакомство с творчеством и жизненным путем М.А. Булгакова (№2Слайд-фильм «Биография писателя» до.030; до 1.03; до 1.36; до 2.09); учебник, стр.118

- Какие факты биографии произвели на вас впечатление? Назовите известные вам произведения писателя.

(Известные произведения Булгакова : « Мастер и Маргарита », « %A%D%BE%D%B%D%B%D%87%D%C%D%B_%D%81%D%B%D%80%D%B%D%86%D%B », « %97%D%B%D%BF%D%B%D%81%D%BA%D%B_%D%E%D%BD%D%BE%D%B%D%BE_%D%B%D%80%D%B%D%87%D%B », « %A%D%B%D%B%D%82%D%80%D%B%D%BB%D%C%D%BD%D%B%D%B_%D%80%D%BE%D%BC%D%B%D », « %91%D%B%D%BB%D%B%D%F_%D%B%D%B%D%B%D%80%D%B%D%B%D%F_%28%D%80%D%BE%D%BC%D%B%D », « %98%D%B%D%B%D%BD_%D%92%D%B%D%81%D%B%D%BB%D%C%D%B%D%B%D%B%D%87_%28%D%BF%D%C%D%B%D%81%D%B », «Записки на манжетах», «Роковые яйца», «Дьяволиада»).

Рассказ (дополнение) учителя о жизни и творчестве М.А. Булгакова.

Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии…. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна.

- До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе.

- В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург

В 30-е годы Михаил Афанасьевич – театральный служащий.

Его не печатали , пьесы не ставили, не давали работать в любимом МХАТе.

Особые отношения были у него со Сталиным. Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось страшным словом ГУЛАГ (Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния – подразделение %D%D%B%D%80%D%BE%D%B%D%BD%D%B%D%B_%D%BA%D%BE%D%BC%D%B%D%81%D%81%D%B%D%80%D%B%D%B%D%82_%D%B%D%BD%D%83%D%82%D%80%D%B%D%BD%D%BD%D%B%D%85_%D%B%D%B%D%BB_%D%A%D%A%D%A%D%A , %C%D%B%D%BD%D%B%D%81%D%82%D%B%D%80%D%81%D%82%D%B%D%BE_%D%B%D%BD%D%83%D%82%D%80%D%B%D%BD%D%BD%D%B%D%85_%D%B%D%B%D%BB_%D%A%D%A%D%A%D%A" осуществлявшее руководство местами массового принудительного заключения и содержания в 1930-1956 годах. ). И умер не на нарах (хотя в те времена забирали за гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели (от нефросклероза , унаследованного от отца). (№3см. фильм с 00.51).

Ограбленный до нитки, отлуч Е нный от читателей и зрителей, «запечатанный» в своей квартире казенными печатями, смертельно больной, знавший, что его дни сочтены, Булгаков оставался самим собой: не терял чувства юмора и остроты языка. Значит, не терял свободы.

Таким был М. А. Булгаков . Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему пришлось пройти через пристрастие к морфию (когда работал земским врачом), гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах – родном городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и вынужденное молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире.

Анна Ахматова назвала Булгакова емко и просто – гением, и посвятила памяти его стихотворение (читает ученик):

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

И на твоей безмолвной тризне…

2. Блиц-опрос

«Жизнь и творчество М.А. Булгакова»

    Когда и где родился М.А. Булгаков? (15.05.1891 в Киеве)

III. этап Аналитическая беседа .

2. Сатира писателя

Учитель: Сегодня в центре нашего внимания сатирические произведения писателя.

Вопрос: Давайте вспомним теорию литературы: что такое сатира и ее виды.

Сатира – вид комического.

Предмет изображения – пороки.

Источник – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

Виды сатиры:

    Юмор - добрый смех.

    Ирония – насмешка.

    Сарказм – едкая, язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Средства сатиры:

    Гиперболизм - преувеличение

    Гротескность – соединение фантастического и реального

    Контраст – противопоставление

Сатирические же повести М.А. Булгакова, написанные в 1925 г ., прозвучали очень своевременно, стали отражением умонастроений целого ряда деятелей науки и культуры, почувствовавших тревогу в связи с происходившими в России переменами.

Вопрос: Что же волновало самого писателя? Вот в этом мы и будем разбираться.

Учитель: Повести сатирические и поэтому мы сегодня будем говорить о чем ? сатирическом мастерстве писателя – продолжателя лучших традиций русской сатиры 19 века в лице Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова - Щедрина).

- Какие основные проблемы ставит автор в своих произведениях? (Извечная борьба добра и зла , нравственности и аморальности , свободы и несвободы, проблема ответственности человека за свои поступки – это всё вечные, основные проблемы человеческой жизни.)

- Как называются такие произведения, в которых затронуты общечеловеческие проблемы? (Такие произведения называются философскими )

- В чем особенность творческой манеры писателя Булгакова? (В его произведениях – сочетание реального и фантастического , чудовищного гротеска и реальной нормы; стремительность сюжета; гибкость живой разговорной речи.)

Почему именно в это время Булгаков пишет сатирические произведения? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, как Булгаков воспринял Октябрьскую революцию.
(Всё, что происходило вокруг, что именовалось строительством социализма, воспринималось писателем как опасный и огромный по масштабам эксперимент . Булгаков считал, что ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции, трагична . Люди превращены в серую, однородную, безликую массу . Извращены понятия о вечных ценностях. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Всё это вызывает у писателя чувство неприязни, возмущения. Видимо, это способствовало тому, что в первые десятилетия после Октябрьской революции появились сатирические произведения .)

Так о каких произведениях сегодня пойдет речь? ( «Роковые яйца»(1925), «Собачье сердце»(1925).
В литературе Булгаков выступил сначала как газетчик, писал фельетоны.

До середины 20-х годов он писатель-сатирик, автор повестей «Дьяволиада»(1923), «Роковые яйца»(1925), «Собачье сердце»(1925) завершают цикл сатирических произведений автора.

Учитель: Мы уже не раз убеждались в том, что писатели очень чутко реагируют на малейшие изменения в общественной жизни: отражают умонастроения людей, предугадывают ход общественного развития, пытаются предупредить о каких-либо тревожных последствиях тех или иных событий.

Вопрос: Какое событие 1 пол. 20 века можно считать определяющим для развития русского искусства, в т.ч. литературы? ( Октябрьскую революцию 1917 года ) . ( Октя́брьская револю́ция (полное официальное название в 0 1 0 1 0 1 0 0 - Вели́кая Октя́брьская социалисти́ческая револю́ция , иные названия: «октябрьский переворот» %E%D%BA%D%82%D%F%D%B%D%80%D%C%D%81%D%BA%D%B%D%F_%D%80%D%B%D%B%D%BE%D%BB%D%E%D%86%D%B%D%F" ] , «Октябрьское восстание», «большевистский переворот» ) - одно из крупнейших политических событий XX века, повлиявшее на дальнейший ход %92%D%81%D%B%D%BC%D%B%D%80%D%BD%D%B%D%F_%D%B%D%81%D%82%D%BE%D%80%D%B%D% , литературы и искусства.

Можно по-разному относиться к этому событию, но отрицать, что оно стало судьбоносным не только для России, но и для других стран мира, невозможно.

Ведь М.А.Булгаков был не первый, кто обратился к теме революционных преобразований в стране .

А.Блок, С. Есенин, В. Маяковский, А. Фадеев, Е. Замятин – вот лишь некоторые имена писателей, кто пытался осмыслить происходившее каждый по-своему. Интонации были разными: и восторженными, и осторожными, и прославляющими, и пессимистическими…

IV. Анализ сатирических произведений («Собачье сердце», «Роковые яйца»).

Я не мог расстаться с мыслью о том, что я причастен к

неправедным и страшным делам. У меня было ужасное чувство бессилия.

Андрей Сахаров

Вопрос: Как вы думаете, почему эти слова академика Сахарова взяты в качестве эпиграфа к уроку о повестях «Собачье сердце» и «Роковые яйца»?

(Андре́й Дми́триевич Са́харов - %A%D%A%D%A%D%A %A%D%B%D%B%D%B%D -теоретик, академик %90%D%D_%D%A%D%A%D%A%D%A , был один из создателей первой советской %92%D%BE%D%B%D%BE%D%80%D%BE%D%B%D%BD%D%B%D%F_%D%B%D%BE%D%BC%D%B%D%B . Лауреат %D%D%BE%D%B%D%B%D%BB%D%B%D%B%D%81%D%BA%D%B%D%F_%D%BF%D%80%D%B%D%BC%D%B%D%F_%D%BC%D%B%D%80%D%B ). Открытие оружия массового уничтожения заставило его так же, как и булгаковского профессора Преображенского, задуматься об ответственности ученого и науки в целом перед обществом, перед историей.

20 век – время всевозможных революций, век мировых войн и невиданных перемен в образе жизни и образе мыслей миллиардов людей. Поиск правды, поиск истины стал основополагающим поиском для лучших представителей интеллигенции.

В «Записках на манжетах» М.А. Булгаков с горькой иронией скажет: «Только через страдания приходит истина… Это верно, будьте покойны! Но за знание истины денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт.»

Находясь в центре стремительного круговорота событий, людей и мнений, Булгаков себе и своим читателям задает вечный вопрос евангельского Понтия Пилата : «Что есть истина?»

Уже в 20-е годы, трудные годы 20 века, писатель пытался ответить на этот вопрос своими сатирическими произведениями, поднимая в них следующие проблемы :

1.Беспощадное осуждение «чистой» науки ее жрецов.

2.Проблема личной ответственности человека культуры перед жизнью.

3.Проблема человеческого самоуправления.

Попробуем проследить, как раскрываются писателем эти проблемы.

А сначала давайте вспомним содержание сатирических произведений («Собачье сердце» и «Роковые яйца»)

Литературная викторина.

Повесть «Собачье сердце»

2.Какую песню играет на балалайке Шариков? («Светит месяц»)

3.Кого больше всего ненавидит главный герой? (Кошек)

4.Первое слово, которое произнёс Шариков? («Абыр» - «Рыба»)

5.На какие цели Шариков взял 7 рублей в домкоме? (На покупку учебников)

6. Как Шариков объясняет невесте наличие шрама у него на лбу? (Ранен на

на колчаковских фронтах)

Повесть «Роковые яйца»

а)Абрикосов

б)Яблочкин

в)Персиков

5. Каковы были последствия неожиданного мороза?

1. Сатирическое осуждение «чистой» науки и ее жрецов, вообразивших себя творцами новой жизни.

Учитель:

Повести М.Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» - о профессорах старой школы, гениальных ученых, сделавших в новую, не совсем понятную им эпоху гениальные открытия. Оба они пришли в булгаковскую прозу с Пречистенки (ныне улица Кропоткинская в Москве). Булгаков этот район хорошо знал и любил его обитателей. Поэтому, наверное, он считал своим долгом «изображение интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране»

Вопрос: Почему же классические интеллигенты с Пречистенки стали вдруг объектом сатиры? ( А потому, что сатира Булгакова – это сатира умная и зрячая. Писатель видел, что талант ученого, безукоризненная честность в сочетании с одиночеством могут привести к последствиям трагическим и неожиданным. Так происходит с милым сердцу Булгакова профессором Персиковым, почти то же самое случается с профессором Преображенским).

Вопрос: Какие открытия им удалось сделать?

Итак, «Роковые яйца» (См. Презентацию «Роковые яйца»)1-4 кадр.

1 . Выступление учащегося с индивидуальным з аданием «Научное открытие профессора Владимира Ипатьевича Персикова» 5 кадр.

« В красной полосочке кипела жизнь. Серенькие амебы, выпуская ложноножки, тянулись изо всех сил в красную полоску и в ней (словно волшебным образом) оживали. Какая-то сила вдохнула в них дух жизни. Они лезли стаей и боролись друг с другом за место в луче. В нем шло бешеное, другого слова и не подобрать, размножение. Ломая и опрокидывая все законы… они почковались на его глазах с молниеносной быстротой. …В красной полоске, а потом во всем диске стало тесно, и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные яростно набрасывались друг на друга и рвали в клочья и глотали. Среди рожденных лежали трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны».

Таково гениальное открытие профессора Персикова , которое принесло бы ему славу, мировую известность, которое, очевидно, можно было бы как-то использовать в народном хозяйстве. Об этом профессор не подумал, потому что должен был произвести серию опытов и экспериментов.

Учитель: А теперь повесть «Собачье сердце». С этой повестью вы познакомились еще в 9 классе. Повесть была экранизирована в 1988 году ( 1987г. напечатана ). Режиссер фильма Влади́мир Влади́мирович Бортко́ ) - российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Экранизация повести принесла режиссеру признание мировой кинообщественности - фильм был удостоен Гран-при кинофестиваля в Перудже (Италия).

2. Выступление учащегося с индивидуальным заданием « Уникальная операция профессора Преображенского в его опыте по пересадке гипофиза».

( Гипо́физ - мозговой придаток в форме округлого образования, расположенного на нижней поверхности головного мозга в костном кармане, называемом турецким седлом, вырабатывает гормоны, влияющие на рост, обмен веществ и репродуктивную функцию )».

Филипп Филиппович Преображенский (60 лет) – светило в медицине. Он производит уникальный опыт по пересадке гипофиза умершего человека (Клим Чугункин) бездомному псу Шарику. Эта операция проведена профессором 22 декабря , а 2 января , записанного в дневнике доктора Борментал, встал с постели этот очеловечевшийся пес, который «… уверенно держался полчаса на задних лапах». И в тот же день, по свидетельству ассистента профессора доктора Борменталя: « В моем и Зины присутствии пес (если псом, конечно, можно назвать) обругал профессора Преображенского по матери».

Эта операция профессора – поистине научное открытие: «Вид у него странен. Шерсть осталась только на голове, на подбородке и на груди. В остальном он лыс, с дряблой кожей. В области половых органов – формирующийся мужчина. Череп увеличен значительно. Лоб скошен и низок».

Учитель: Казалось бы, научные открытия Персикова и Преображенского должны были потрясти мировую научную общественность и принести определенную пользу человечеству. Что же происходит в действительности?

- Какова же с удьба « красного луча», открытого профессором Персиковым?

К профессору явился некто Александр Семенович Рокк «с казенной бумагой из Кремля», удивительно напоминающий Полиграфа Полиграфовича Шарикова: «Маленькие глазки смотрели на весь мир изумленно и в то же время уверенно, что-то развязное было в коротких ногах с плоскими ступнями». 6 кадр.

Великое открытие талантливого ученого привело к катастрофе.

Люди вылетали из дверей, завывая:

Бей его! Убивай!..

Мирового злодея!

Ты распустил гадов!

Низкий человек, на обезъянних кривых ногах, в разорванном пиджаке, в разорванной манишке , сбившейся в сторону, опережая других, дорвался до Персикова и страшным ударом палки раскроил ему голову».

Человек, удивительно похожий на Шарикова, убивает гениального ученого. 8-9 кадр.

Вывод: Так и А.Д. Сахаров увидел последствия своего изобретения, после того как предложил применять электрический заряд в плазме, помещенной в магнитное поле, для получения управляемой термоядерной реакции. Неизвестно, в чьи руки попадет научное открытие, в каких целях его будут использовать. Так, вытекая из первой, звучит вторая тема сатирической дилогии М.А.Булгакова.

2. Тема личной ответственности человека науки, культуры перед жизнью, перед историей.

- А что же случилось с действительным Шариковым?

Пес Шарик был по-своему, по-собачьи умен, наблюдателен и даже не чужд сатирического дара. Жизнь, которую он видел из подворотни, действительно была метко им схвачена. Он умел выделить в ней типичные подробности.

И вот Шарик превращается в Шарикова.

    Какие приемы использует автор?

Гротеск. Реализация метафоры : кто был ничем, тот станет всем. Использует фантастическую ситуацию. Помогает понять абсурдность идеи.

    Как изменилась жизнь Преображенского с появлением Шарикова?

Дом превращается в АД . Тема дома сквозная у Булгакова. Дом – средоточие человеческой жизни. Большевики уничтожили дом как основу семьи, основу человеческого общества.

Появление Шарикова в доме профессора – это кошмар… (№6 слайд-фильм «Кто убил кошку мадам Полосухиной…).

Учитель: Когда наступил «Звездный час» Шарикова?

оступление на службу. «Вчера котов душили, душили» - преследование своих – характерная черта всех шариковых. Уничтожают своих, заметая следы собственного происхождения . Обманул девушку. Чужды стыд, совесть, мораль. Присущи ненависть, злоба . Он действительно опасен ( №7 . См . слайд- фильм Бенефис Шарикова… ); … Котов душили, душили;+ 2мин.37.

Учитель : Профессор Преображенский, задумавший улучшить природу, взял на себя смелость соревноваться с жизнью, сотворив доносчика, алкоголика и демагога, который ему же сел на шею. Профессор понял своюошибку.

Вывод: Так человек, пусть даже гениальный, вторгшийся в законы природы, возомнивший себя Творцом, терпит фиаско.

В романе «Мастер и Маргарита», с которым мы познакомимся позже, Воланд задает вопрос двум московским литераторам Берлиозу и Ивану Бездомному, утверждающими, что Бога нет: « Если Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» На что Иванушка отвечает: Сам человек и управляет!»

Так ставится Булгаковым реальнейшая и острейшая в 20 веке проблема.

3. Проблема человеческого самоуправления

Это 3-я важнейшая тема повести «Собачье сердце».

20 век стал временем разрушения, распада прежнего тысячелетнего порядка человеческой жизни. Это время разрушения прежних человеческих связей, прежних способов управления человеческим поведением. Старый тип управления держался на почитании христианских заповедей, на авторитете царя, сословной морали. Теперь ведущей идеей эпохи стали слова: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой».

Вот откуда появилась блоковская свобода «без креста». Освободившись от прежней зависимости, человек попал в более тяжкое подчинение своему утробному, шкурному, эгоистическому интересу. Булгаков приводит нас к выводу : там, где естественный ход жизни подстегивается невежеством, корыстью, там ничего хорошего ждать не приходится.

Вопрос : Можно ли доверить управление жизнью Шариковым, Швондерам, Рокку?

Умный профессор Преображенский это понял (№8 См . слайд- фильм); 35.32-37.17.

А вот Швондеры, Шариковы, Рокки этой истины никогда не поймут.

Шариковы плодятся быстро, и с ними (в отличие от голых гадов) бороться никто не собирается. Профессор Преображенский говорит об этом (№9 . См . слайд- фильм Швондер и есть самый главный дурак… ); 38.18 – 38.51.

Интересен разговор профессора Преображенского о разрухе (№10 . См . слайд- фильм … Разруха…гл.3)+

Булгаков не раз называет опыт профессора Преображенского «преступлением». Так, автор, развивая тему Достоевского «Преступление и наказание» не верил, что в один миг можно сделать человека безгрешным и праведным, и приводит героя к знаменитому выводу: (№11 . См . слайд- фильм … На преступление не идите никогда…). 37.50-38.17

Эта мысль будет главной и в «Мастере и Маргарите».

Заключение. Пожалуй, более преступление – под видом революционного обновления совершать насилие над всем ходом истории, над судьбами людей. Профессор Преображенский говорит о таких экспериментах : « Они напрасно думают, что террор им поможет. Террор совершенно парализует нервную систему».

Не правда ли, смелая повесть! Но она не была напечатана при жизни автора. На лицо террор над литературой, культурой, Прав был Булгаков: террор над культурой привел к параличу, застою и гибели.

Вывод:

Во все времена сатира служила идеям гуманизма, просвещения и идеалам прекрасного, к которым призывали авторы сатирических трудов, вскрывая различными средствами юмора изнаночную сторону реальности и призывая к добродетели нравственности, духовности, образованности, интеллектуального развития.

Писатели – классики 19 века, в лице А. С. Грибоедова, Н.В. Гоголя (поэма «Мертвые души») А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И.А Крылова в баснях , а особенно « кусательная» сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина , выражали отвращение к тирании, крепостному праву, прописным порядкам с помощью сатиры, ведь сатира – это тонкая грань юмористического и комического, которая дерзко обнажает суть в доступной и понятной форме, клеймя общественные пороки, дает надежду и поднимает дух даже в самые горькие моменты жизни именно потому, что она помогает перевернуть привычную картину мира, превращая ее из трагичной, в невообразимо цепкую и вдохновляющую шутку.

К таковым по праву можно отнести сатирические произведения М.А. Булгакова, о которых мы сегодня говорили на уроке.

7.Рефлексия.

Булгаков не менял своих взглядов по моде или по выгоде. Но он напряженно думал обо всем, что видел перед собой. И мысль его… была наклонна к анализу живого, не заморочена догмами или предвзятостью и подкреплена ответственностью свидетеля и летописца великих и трагических событий в жизни родины. На всех перекатах судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства...

В.Я. Лакшин

Ресурсный материал к уроку

Литературная викторина по повести «Роковые яйца»

1. Какая фамилия у главного героя?

а)Абрикосов

б)Яблочкин

в)Персиков

2. Какое научное открытие делает профессор Персиков?

а)Он открывает «луч жизни», под воздействием которого бактерии начинают бешено размножаться

б)Он находит противоядие от рака

в)Ему удалось клонировать овцу

3. Чем отличаются особи, появившиеся при помощи «луча жизни»?

а)Они гораздо медленнее стареют

б)У них повышается выносливость

в)Они становятся невероятно агрессивны и с остервенением уничтожают более слабых сородичей

4. Что тем временем происходит в СССР?

а)Начинается повальная «куриная болезнь», и все куры на территории СССР умирают

б)На зерновых культурах поселяется какой-то грибок, и злаки начинают гибнуть в огромных количествах

в)Крупный рогатый скот начинает умирать от неизвестной болезни

5. Что происходит после того, как профессор Персиков и Рокк выписывают из-за границы яйца?

а)Рокк с помощью луча и выписанных из-за границы куриных яиц восстанавливает поголовье домашней птицы

б)Яйца змей и куриные яйца путаются при доставке, и Рокк получает змеиные яйца

в)Яйца, выписанные Рокком, разбиваются

6. Что происходит после того, как Рокк помещает яйца рептилий в камеры?

а)Все камеры одновременно выходят из строя

б)Птицы и лягушки снимаются с места, а собаки воют, предчувствуя беду

в)Хорошенько рассмотрев их, Рокк понимает, что это не куриные яйца

7. Что происходит после того, как рептилии вылупляются из яиц?

а)Помещение, в котором они находятся, удается изолировать, а самих рептилий - перебить

б)В стране начинается страшный хаос, и полчища пресмыкающихся приближаются к Москве

в)Вылупившихся чудовищ начинает косить неизвестная болезнь

8. Что случилось в ночь с 19 на 20 августа?

а)Полчища монстров напали на Москву

б)Неожиданно ударил восемнадцатиградусный мороз

в)Москву удалось отбить у чудовищных рептилий

9. Каковы были последствия неожиданного мороза?

а)Мороз уничтожил всех рептилий и их зародышей в яйцах

б)Он погрузил монстров в анабиоз

в)Он ослабил животных, и люди частью вывезли их из страны, частью истребили

10. Что происходит с технологией получения волшебного луча после катастрофы?

а)Ее продают за границу за огромные деньги

б)Луч больше никому получить не удается

в)Луч начинают использовать в военных целях

Ответы:1-в; 2-а; 3-в; 4-а; 5-б; 6-в; 7-б; 8-б; 9-а; 10-б.

Литературный диктант. «Жизнь и судьба М.А. Булгакова». Повесть «Собачье сердце»

I. «Жизнь и судьба М.А. Булгакова»

    Когда и где родился М.А.Булгаков? (15.05.1891 в Киеве)

    Где учился? (Александровская гимназия, медицинский факультет Киевского университета).

    Самые известные произведения писателя (« Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Бег», Белая гвардия».)

    Какую роль в жизни играли женщины? (Вдохновляли, помогали в жизненных трудностях, служили его идеалом).

    Где и когда умер Булгаков? (10.03.1940)

II. Повесть «Собачье сердце»

1.В каком году была написана повесть? (1925). Напечатана? (1987)

2.Вспомните строки любимого романса профессора Преображенского.

(«От Севильи до Гренады…», «К берегам священным Нила…»)

3.Какую песню играет на балалайке Шариков? («Светит месяц»)

4.Кого больше всего ненавидит главный герой? (Кошек)

5.Первое слово, которое произнёс Шариков? («Абыр» - «Рыба»)

6.Сколько лет профессору Преображенскому? (60)

7.Сколько денег украл Шариков у профессора? (2 червонца)

8.На какие цели Шариков взял 7 рублей в домкоме? (На покупку учебников)

9. Как Шариков объясняет невесте наличие шрама у него на лбу? (Ранен на

на колчаковских фронтах)

10. На что, по мнению Шарикова, пойдут убитые им коты? («На пОльты»).

В произведениях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» контраст служит созданию дисгармонического мира, иррационального бытия. Реальное противопоставляется фантастическому, а человек жестокой государственной системе. В повести «Роковые яйца» разумные представления профессора Персикова сталкиваются с абсурдной системой в лице Рокка, что приводит к трагическим последствиям. Не случайно, поэтому, что жизнеописание Персикова и Рокка построены по одному и тому же принципу: до и после Октября. То есть, дореволюционный уклад жизни противопоставляется советскому.
До революции профессор читал лекции на четырех языках, изучал земноводных, ввел размеренную и предсказуемую жизнь, но в 1919 году у него отняли из пяти комнат три, его исследования стали никому не нужны, а окна в институте промерзли насквозь. Булгаков дает выразительную деталь: «Часы, врезанные в стену дома на углу Герцена и Моховой, остановились на одиннадцати с четвертью». Время остановилось, прервалось течение жизни после революции.
Рокк до 1917 года служил в известном концертном ансамбле маэстро Петухова. Но после Октября «он покинул «Вошебные грезы» и пыльный звездный сатин в фойе и бросился в открытое море войны и революции, сменив флейту на губительный маузер». Булгаков иронически и одновременно с горечью заключает, что «нужна была именно революция», чтобы выявить полностью этого человека, который, то редактировал огромную газету, то писал работы по орошению туркестанского края, то занимал всякие почетные должности. Таким образом, эрудиция и знания Персикова контрастируют с невежеством и авантюризмом Рокка.
В начале произведения Булгаков пишет о Персикове: «Не бездарная посредственность на горе республике сидела у микроскопа. Нет, сидел профессор Персиков!». А немного дальше о Рокке: «Увы! На горе республике кипучий мозг Александра Семеновича не потух, в Москве Рокк столкнулся с изобретением Персикова, и в номерах на Тверской «Красный Париж» родилась у Александра Семеновича идея, как при помощи луча Персикова возродить в течение месяца кур в республике». Противопоставляя характеры и деятельность Персикова и Рокка, Булгаков освещает абсурд социальной системы, в которой к власти приходят такие, как Рокк, а профессор вынужден подчиниться распоряжению из Кремля.
М.А. Булгаков применяет прием контраста для более глубокого понимания характера главного героя, для того, чтобы показать его исключительность. Профессор – взрослый серьезный человек и состоявшийся ученый, но в то же время Марья Степановна ходит за ним как нянька. «Невыносимую дрожь отвращения возбуждают во мне твои лягушки. Я всю жизнь буду несчастна из-за них» - сказала жена профессору Персикову, когда покидала его, и Персиков даже не пытался ей возразить, то есть, проблемы зоологии для него важнее, чем семейная жизнь. Мировоззрение профессора Персикова контрастирует с мировоззрением и моральными устоями всего общества. «Персиков был слишком далек от жизни – он ею не интересовался…»
«Был очень солнечный августовский день. Он мешал профессору, поэтому шторы были опущены». Персиков не похож на остальных даже тем, что, как все, не радуется погожему летнему дню, а наоборот, относится к нему как к чему-то лишнему и бесполезному. Даже любовные письма, присланные ему по окончании представления одной из его работ, были им безжалостно разорваны.
Автор считает Персикова исключительным человеком и показывает это читателю, противопоставляя профессора всем остальным людям не только в моральном, но и в физическом аспекте: «…заболел воспалением легких, но не умер». Как известно, пневмония – очень серьезное заболевание, от которого даже сейчас, при отсутствии должного лечения люди умирают. Однако профессор Персиков выжил, что говорит о его исключительности.
Благодаря контрасту, мы можем уловить изменения во внутреннем состоянии главного героя: «Панкрат ужаснулся. Ему показалось, что глаза у профессора в сумерках заплаканы. Это было так необыкновенно, так страшно».
« Так точно, - плаксиво ответил Панкрат и подумал: «Лучше б ты уж наорал на меня!» Так, открытый профессором луч, изменил не только его жизнь, но и жизнь людей вокруг него.
«Иди, Панкрат, - тяжело вымолвил профессор и махнул рукой, - ложись спать, миленький, голубчик, Панкрат». Как же велико душевное потрясение Персикова, который назвал ночного сторожа «голубчиком»! Куда делись его властность и строгость? Прежний Персиков здесь противопоставлен Персикову нынешнему – удрученному, забитому, жалкому.
М.А. Булгаков использует прием контраста даже в мелких деталях, чтобы показать всю комичность и несуразность жизни советской России: Персиков читает лекции на тему «Пресмыкающиеся жаркого пояса» в калошах, шапке и кашне в аудитории, где неизменно 5 градусов мороза. Одновременно с этим обстановка в институте контрастирует с внешней обстановкой жизни советской Москвы: чтобы ни происходило на улице, в стенах института ничего не меняется, в то время как за окном кипит и изменяется жизненный уклад многонациональной многострадальной страны.
В повести контрастируют предрассудки и невежественность простых обывателей и научное мировоззрение. Старуха Степановна, которая думает, что на её кур навели порчу, противопоставляется видным ученым, которые полагают, что это мор, вызванный новым неизвестным вирусом.
Контраст в «Роковых яйцах» также служит и для создания комического эффекта. Он достигается благодаря несовместимости, несовпадению: синтаксическому, семантическому, стилистическому, содержательному. Перепутана фамилия Персикова. Содержание статьи Вронского о профессоре не соответствует реальности. Алогичны действия Рокка. Неразумно, несправедливо поведение толпы по отношению к Персикову. Сочетания типа «неслыханный в истории падеж», «тройка в составе шестнадцати товарищей», «куриные вопросы» и т. д. построены по принципу нарушения семантико-синтаксической валентности слов. И все это является отражением нарушения не только законов природы, но прежде всего - нравственных и социальных законов.
Итак, постепенно мы приближаемся к озвучиванию одной из самых важных мыслей произведения, которая выражается опять-таки благодаря приему контраста.
Луч, открытый Персиковым, становится символом новой эры в естествознании и вместе с тем символом революционных идей.
Недаром он «ярко-красного цвета», цвета Октября и советской символики. При этом отнюдь не случайно упоминаются названия московских журналов: «Красный Огонек». «Красный Прожектор», «Красный Перец», «Красный Журнал», газета «Красная Вечерняя Москва», гостиница «Красный Париж». Совхоз, где проводятся эксперименты Рокка, называется «Красный луч». В данном случае красный луч в «Роковых яйцах» символизирует социалистическую революцию в России, навеки слившуюся с красным цветом, с противостоянием красных и белых в гражданской войне.
Одновременно с этим, революция, которая представлена в произведении красным лучом, противопоставлена эволюции, которая имплицитна, и её можно увидеть только в искаженном варианте, когда описывается действие луча. «Эти организмы в несколько мгновений достигали роста и зрелости лишь затем, чтобы в свою очередь тотчас дать новое поколение. В красной полосе, а потом и во всем диске стало тесно, и началась неизбежная борьба. Вновь рожденные яростно бросались друг на друга, рвали в клочья и глотали. Среди рожденных валялись трупы погибших в борьбе за существование. Побеждали лучшие и сильные. И эти лучшие были ужасны. Во-первых, они объемом приблизительно в два раза превышали обыкновенных амеб, а во-вторых, отличались какою-то особенной злобой и резвостью. Движения их были стремительны, их ложноножки гораздо длиннее нормальных, и работали они ими, без преувеличения, как спруты щупальцами».
Помощник Персикова Иванов называет луч жизни – чудовищным, что парадоксально – как изобретение, дающее жизнь, может быть чудовищным?
Или вспомнить выкрики мальчика с газетами: «Кошмарное открытие луча жизни профессора Персикова!!!»
И действительно, мы понимаем, что луч жизни чудовищен, когда узнаем о последствиях, к которым привело его использование в неумелых руках.
Таким образом, луч жизни превращается в луч смерти: нарушение социальной, исторической и духовной эволюции общества ведет к национальной трагедии.

Как и в произведении «Роковые яйца», М.А Булгаков в «Собачьем сердце» использует прием контраста на различных уровнях текста.
В «Собачьем сердце» как и в «Роковых яйцах» автор противопоставляет эволюцию революции. Эволюция опять-таки имплицитна, она только подразумевается как противоположность революции, которая, в свою очередь, выражена очень ярко и выражается во вмешательстве профессора Преображенского в естественный ход вещей. Хорошие намерения Преображенского становятся трагедией для него и его близких. Через некоторое время он понимает, что насильственное, противоестественное вмешательство в природу живого организма приводит к катастрофическим результатам. В повести профессор успевает исправить свою ошибку - Шариков снова превращается в доброго пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков выступает здесь в качестве провидца, который смог предупредить о необратимости такого насилия над природой в середине тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917-ом году.
Автор использует прием контраста, чтобы противопоставить интеллигенцию и пролетариат. И хотя, в самом начале произведения М.А. Булгаков относится иронично к профессору Преображенскому, ему он все-таки симпатизирует, потому что тот понимает свою ошибку и исправляет её. Такие же, как Швондер и Шариков, в понимании автора, никогда не смогут оценить масштаб своей деятельности и уровень вреда, наносимый ею настоящему и будущему. Шариков считает, что повышает свой идейный уровень, читая книгу, рекомендованную Швондером - переписку Энгельса с Каутским. С точки зрения Преображенского - все это профанация, пустые потуги, которые никоим образом не способствуют умственному и духовному развитию Шарикова. То есть, интеллигенция и пролетариат противопоставляются и по интеллектуальному уровню. Фантастические элементы помогают выразить мысль о несбыточности надежд на улучшение общества революционным путём. Два класса противопоставляются не только в портретах, полномочиях и привычках, но и в речи. Стоит только вспомнить яркую, образную и безапелляционную речь Преображенского и заштампованную советскими ярлыками, «аббревиатурную» речь Швондера. Или же выдержанную, правильную речь Борменталя и вульгарную речь Шарикова. Речевая характеристика героев показывает разницу между людьми старого воспитания и нового, которые были никем, а стали всем. Шариков, например, который пьет, ругается, шантажирует и оскорбляет своего «создателя», человека, дающего ему кров и еду, занимает руководящую должность в отделе по очистке города. Ему не помешали ни безобразный вид, ни происхождение. Противопоставляя Преображенскому тех, кто при¬ходит на смену таким, как он, Булгаков дает почувствовать всю драматичность наступившей в стране эпохи. Он ни в коем случае не оправдывает Преображенского, который во время разрухи в стране ест икру и ростбифы по будням, но, тем не менее, «швондеров» и «шариков» он считает ещё худшими представителями общества, хотя бы потому, что им все сходит с рук. Булгаков не раз обращает внимание читателя на предпочтительность в ту эпоху пролетарского проис¬хождения. Так Клима Чугункина, уголовника и пья¬ницу, от сурового справедливого наказания легко спа¬сает его происхождение, а Преображенскому, сыну кафедрального протоирея, и Борменталю, сыну судеб¬ного следователя, на спасительную силу происхожде¬ния надеяться не приходится.
Булгаков противопоставляет обыденное, житейское мировоззрение научному. С научной точки зрения результат получился феноменальный, не имеющий прецедентов во всем мире, но в бытовом плане он кажется чудовищным и аморальным.
Чтобы в полной мере показать результат и значение эксперимента Преображенского, Булгаков с помощью приема контраста описывает изменения, происходящие с существом, которое некогда было милым псом, противопоставляя, таким образом, исходный характер получившемуся. Сначала Шариков начинает ругаться, затем к ругани добавляются курение (пес Шарик не любил табачного дыма); семечки; балалайка (и музыку Шарик не одобрял) - причем балалайка в любое время суток (свидетельство отношения к окружающим); неопрятность и безвкусица в одежде. Развитие Шарикова стремительно: Филипп Филиппович утрачивает звание божества и превращается в «папашу». К этим качествам Шарикова присоединяются определенная мораль, точнее, аморальность («На учет возьмусь, а воевать - шиш с маслом»), пьянство, воровство. Венчают этот процесс превращения «из милейшего пса в мразь» донос на профессора, а затем и покушение на его жизнь.
Благодаря контрасту, автор противопоставляет дореволюционную Россию Советской. Это находит проявление в следующем: пес сравнивает повара графа Толстых с поваром из совета Нормально¬го питания. В этом самом «Нормальном питании» «мерзав¬цы из вонючей солонины щи варят». Чувствуется тос¬ка автора по уходящей культуре, дворянскому быту. Но не только по быту тоскует автор. Революционная власть поощряет стукачество, доносительство, самые низменные и грубые человеческие черты – все это мы видим на примере Шарикова, который то и дело пишет доносы на своего благодетеля, подмечает каждое его слово вне зависимости от контекста, понимая по-своему. Мирная жизнь профессора Преображенского в Калабуховском доме до революции противопоставляется жизни нынешней.
Вечные ценности противопоставляются временным, преходящим ценностям, присущим Советской России. Яркая примета революционного времени - жен¬щины, в которых и женщин-то разглядеть нельзя. Они лишены женственности, ходят в кожанках, ведут себя подчеркнуто грубо, даже говорят о себе в мужском роде. Какое они могут дать потомство, по каким канонам его воспитать? Автор акцентирует на это внимание читателя. Противопоставление нравственных ценностей временным прослеживается и в другом: никого не интересует долг (Преображенский вместо лечения действительно нуждающихся в этом, оперирует толстосумов), честь (машинисточка готова выйти замуж за безобразного господина, прельстившись сытными ужинами), нравственность (ни в чем не повинное животное два раза оперируют, уродуя его и подвергая смертельной опасности).
С помощью приема контраста Булгаков формирует гротескный, противоестественный образ действительности Советской России. Он соединяет глобальное (превращение собаки в человека) и мелкое (описание химического состава колбасы), комическое (подробности «очеловечивания» Шарика) и трагическое (результат этого самого «очеловечивания»). Гротескность мира усиливается даже благодаря противопоставлении высокого искусства (театр, опера Верди) низкому (цирк, балалайка).
Показывая характер и образ главного героя, его переживания в связи с последствиями эксперимента, Булгаков опять прибегает к приему контраста. В начале повести Преображенский предстает перед нами энергичным, моложавым, творчески мыслящим человеком. Затем же мы видим осунувшегося, вялого старика, который подолгу сидит у себя в кабинете с сигарой. И хотя профессор Преображенский по-прежнему остается в глазах своего ученика всесильным божеством – на деле, «маг» и «чародей» оказался бессилен перед хаосом, внесенным в его жизнь свершившимся экспериментом.
В «Собачьем сердце» существуют два противостоящих друг другу пространства. Одно из них - квартира Преображенского на Пречистенке, «собачий рай» как называет её Шарик и идеальное пространство для профессора. Главные составляющие этого пространства - уют, гармоничность, одухотворенность, «божественное тепло». Прибытие Шарика в это пространство сопровождалось тем, что «тьма щелкнула и превратилась в ослепительный день, причем со всех сторон засверкало, засияло и забелело». Второе пространство - внешнее - незащищенное, агрессивное, враждебное. Его главные черты - вьюга, ветер, уличная грязь; его постоянные обитатели - «негодяй в грязном колпаке» («вор с медной мордой», «жадная тварь»), повар из столовой, и «самая гнусная мразь» из всех пролетариев - дворник. Внешнее пространство предстает - в противовес внутреннему - миром абсурда и хаоса. Из этого мира приходят Швондер и его «свита». Таким образом, внутреннее, идеальное пространство нарушено, и главный герой пытается восстановить его (вспомните, как репортеры досаждали профессору Персикову).
С помощью контраста автор изображает не только представителя интеллигенции – Преображенского, но и представителя пролетариата - Швондера. Такие как он, на словах отстаивают благородные идеи революции, а на деле, захватив власть, стремятся заполучить себе кусок побольше от общественного имущества. На несовпадении внешнего поведения (борцы за социальную справедливость) и внутренней сущности (корысть, иждивенчество) построено сатирическое изображение этих героев, впрочем, как и всего остального в произведении.

Повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» являлись отражением советской действительности в первые послереволюционные годы. Они носили злободневный характер и отражали все несовершенство того устройства общества, в котором довелось жить писателю. Более того, в различных аспектах обе повести являются актуальными и в наши дни, так как люди продолжают не выполнять свой долг, теряют честь, забывают об истинных ценностях, а научные открытия и эксперименты становятся все более опасными и необратимыми.
Исключительно благодаря приему контраста автор достигает такого результата. В первой главе данной работы отмечалось, что прием контраста подходит для произведений, которые пишутся в эпоху парадоксов и контрастов. Советская Россия того периода подходит под это описание. Сейчас же под это описание подходит весь мир. Вступив в новое тысячелетие, человечество не смогло оправдать своих ожиданий чего-то нового, и поэтому все мы сейчас переживаем кризис и дисгармонию глобальных проблем.
Таким образом, значение приема контраста в литературе сложно переоценить, потому что литература, как и другие виды искусства, является в некотором роде двигателем прогресса, заставляет человечество не только инертно мыслить, но и действовать, литература побуждает. А помогает ей в этом прием контраста, на котором основано большинство литературных приемов, благодаря которому можно точнее выразить замысел произведения и обличить и противопоставить различные аспекты. Ведь, как известно, истина познается в сравнении.

Сатирические повести М. Булгакова занимают особое место как в его творчестве, так и во всей русской литературе. Если бы они были широко напечатаны и оценены в свое время, то, возможно, смогли бы послужить предостережением от многих ошибок – но, увы, именно поэтому им и суж-дена была такая нелегкая судьба.
Действие в повести “Роковые яйца”, написанной в 1924 году, происходит в недалеком будущем. Сытая и беспечная Москва “светилась, огни танцевали, гасли и вспыхивали”. Ученый Персиков, “специалист по голым гадам”, открывает красный

Луч, с помощью которого можно увеличивать живые организмы до небывалых размеров. Газеты трубят о том, как преобразится жизнь страны. Увы, при проведении эксперимента вместо мирных и столь полезных кур размножаются и вырастают всем на ужас всякие гады – змеи, крокодилы и прочие опасные для жизни звери. И спасает от них не Красная Армия, а чудо – 18-градусный мороз среди августа.
Повесть была написано так легко, с таким блестящим юмором, что до критики не сразу дошла параллель с главным красным экспериментом, проводимым в стране: тоже ведь хотели, как лучше, а размножались и прибирали к рукам невиданную власть в основном какие-то гады. И спастись от них с каждым годом было все труднее. И мороз их, увы, тоже не брал.
“Злая сатира”, “откровенное издевательство”, “прямая враждебность” – так в конце концов оценила рапповская критика повесть.
В дальнейшем власть учла свои ошибки – следующая повесть Булгакова, “Собачье сердце”, написанная в 1925 году, увидела свет только в 1987.
Тема та же – непродуманный эксперимент и его результаты. Несчастная бродячая собачка, вечно голодная и униженная, вдруг превращается в человека – ив результате не бросается почему-то осваивать, например, человеческую культуру, не хочется ей, обретя права человека – паспорт и прописку – сотворить что-нибудь полезное для человечества, даже элементарной благодарности к благодетелям своим не испытывает – ни к профессору Преображенскому за сытое и пристойное существование и за попытки как-то облагородить, ни к духовному наставнику Швондеру, столь рьяно отстаивающему права “угнетенного” создания. Ну не верил Булгаков, что провозглашение каких-либо идей, даже самых распрекрасных, вместе с чтением Маркса, сделает из алкоголиков и тунеядцев, развращенных бездельем, приличных людей – не говоря уже о идеальном человеке будущего, “сознательном строителе социализма”. Генетика генетикой, но кто знает, без вмешательства Швондера, может, и удалось бы Преображенскому держать Шарикова в рамках приличий. Постепенно – но очень не скоро – глядишь, и впрямь на человека стал бы походить, слегка. Если б знал свое место. Да Швондер позаботился, чтобы “просветить” насчет прав. И получилось нечто дикое и нелепое. Наглое, агрессивное, в то же время трусливое до потери всякого соображения, лишенное малейших признаков добрых чувств, жадное, безнадежно тупое – но при этом хитрое. И вдобавок с неумеренной тягой к спиртному.
В повести все кончается хорошо. Ну, разбил кучу всякого, ну, устроил небольшое наводнение, потрепал, разумеется, хорошенько нервы, сорвал несколько приемов, секретаршу шантажировал увольнением с работы… Вовремя спохватились – и превратили мерзкого недоделанного человека обратно в очаровательного пса, благодарного и всем довольного. Котам, правда, не повезло.
В жизни все обстояло сложнее. Толпы шариковых, развращенных неожиданно свалившейся на них властью, творили, что хотели. “Душили-душили…”
В повести много милой житейской мудрости. Когда вся страна была загипнотизирована красивыми словами и в разрухе грезила о построении чего-то небывало великого, каким диссонансом звучали слова профессора Преображенского о том, что разруха – это когда поют хором вместо того, чтобы выполнять свои обязанности – чинить ли трубы, оперировать ли. Разруха – когда говорят о революции и воруют галоши. Есть дело, и есть болтовня, есть “разруха в головах”, от которой все беды.
Повесть Булгакова дошла до нас после шестидесятилетнего эксперимента, проводимого со страной. Мы видим, как он был прав – еще в самом начале. И как жаль, что прочли мы эти книги так поздно!

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Опасный эксперимент (повести М. Булгакова “Собачье сердце” и “Роковые яйца”)

Другие сочинения:

  1. Сатирические повести М. Булгакова занимают особое место как в его творчестве, так и во всей русской литературе. Если бы они были широко напечатаны и оценены в свое время, то, возможно, смогли бы послужить предостережением от многих ошибок – но, увы, Read More ......
  2. В последнее время очень остро встает вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Труда в самом широком смысле слова. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к экологической катастрофе. Результаты непродуманных социальных опытов мы постоянно ощущаем на себе. Об Read More ......
  3. Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” была написана как сатира на теоретиков, утверждавших, что человека можно изменить, поместив его в благоприятные условия, обеспечив достаточную материальную базу и избавив от лишений. Грандиозный литературный эксперимент, проведенный Булгаковым, доказал: для того чтобы сделать из Read More ......
  4. Судьба многих произведений Булгакова трагична: они не были напечатаны при жизни автора и нашли своего читателя лишь через десятилетия. Такая участь не обошла и фантастическую повесть “Собачье сердце”. Цензура запретила повесть к печати по причинам весьма обоснованным: произведение было названо Read More ......
  5. Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” – одно из сатирических произведений М. Булгакова. Предметом обличения является новое общественное устройство, возникшее после 1917 года. Революцию М. Булгаков воспринимал как грандиозный и очень опасный социальный эксперимент. Моделью общественных преобразований и трагических экспериментов новой Read More ......
  6. Человек сочинял легенды, не зная, как объяснить дождь, ветер, солнце, хорошую погоду. Шли годы, эволюционировала Земля. Не понимая, как зарождается любовь, как возникает дружба, как вспыхивает война, человек выдумывал богов, верил в них, приносил себя им в жертву. Поклоняясь Афродите, Read More ......
  7. Творческий путь Булгакова полон драматизма. В литературу он вступил, имея богатый жизненный опыт. После университета, который он окончил по медицинской части, Булгаков работал земским врачом в Никольской больнице Сычевского уезда. В 1918- 1919 годах он оказался в Киеве и был Read More ......
  8. Булгаков создавал в своих полуфантастических произведениях очень точный и реалистичный образ той действительности, которая возникла в России после революции. Окружающая обстановка показана в гротесковой манере, но именно это позволяет обнажить нелепости и противоречия существующего общественного строя. В письме Правительству СССР Read More ......
Опасный эксперимент (повести М. Булгакова “Собачье сердце” и “Роковые яйца”)