Клесты решили сбросить мышам и. Невидимые нити в зимнем лесу

Уралы

2013 г.

ТЕМА: С кем дружит ель?

Цели и задачи:

· формировать у учащихся представление о том, с кем дружит ель.

1. Обучающие:

· выяснить роль растений (ели) для животных – обитателей леса;

· установить взаимосвязь между объектами природы.

2. Развивающие:

· развитие коммуникативных навыков;

· развитие операций мышления, памяти, внимания, речи.

3. Воспитательные:

· воспитание любви и бережного отношения к природе, к родному краю, понимание целостности в природе;

· воспитание аккуратности, трудолюбия.

Формы обучения:

· фронтальная;

· индивидуальная;

· групповая (пары).

Методы:

· наглядный;

· словесный (рассказ, беседа);

· практический (работа с пазлами);

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок - заочное путешествие в еловый лес.

Оборудование:

· искусственная ель;

· модели животных;

· раздаточный материал;

Ход урока

I Организационный момент.

У. Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся.

У. Послушайте внимательно загадку и попробуйте отгадать ее.

Чудное дерево

И зиму, и лето зелено.

Высоко торчит,

Далеко глядит.

Весной цветет,

Летом плод дает,

Осенью увядает,

Зимой не умирает.

(ель)

У . Так о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Д. О ели.

У. Ребята, какая лесная красавица стоит перед вами?

Д . Елочка.

У. Поднимите руки те, кто хотел бы узнать что-то новое про ель.

(дети поднимают руки)

У. Поднимите руки те, кто хочет узнать, с кем дружит ель.

(дети поднимают руки)

У. А что еще вам интересно узнать?

У. Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие в еловый лес и узнаем, с кем дружит ель.

За каждый правильный ответ вы будете получать шишки. Поэтому работать вы должны внимательно и на вопросы отвечать правильно.

У. А сейчас откройте тетради, запишите дату и тему урока: «С кем дружит ель?»

III Изучение нового материала.

У. Ребята, как вы думаете, нужна ли ель людям?

Д. Да. На Новый год приносят елку домой и украшают.

У. Сколько же нужно срубить елочек, чтобы каждый желающий мог нарядить ее дома?

Д. Сотни тысяч.

У. Тогда какие ели нужно наряжать?

Д. Искусственные.

У. Да, верно, лучше всегда наряжать искусственные ели. Вот и я сегодня на урок тоже принесла искусственную елочку.

Каждый год люди вырубают сотни тысяч елей, а растут они очень медленно. Но они очень нужны в лесу и поэтому ели нужно оставить.

У. Ребята, послушайте внимательно стихотворение и скажите, кому же нужна ель?

(чтение стихотворения с интерактивной доски)

У. Ирина Токмакова.

Ели на опушке,

До небес макушки,

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата – елочки

Тонкие иголочки,

У лесных ворот

Водят хоровод.

У. Так кому же нужна елочка?

Д. Своим внучатам.

У. Ребята, но кроме внучат, она еще многим нужна. Вот сейчас мы с вами и выясним, кому же в лесу нужна ель. Сейчас мы будем строить схему.

У. Ребята, что растет на ели?

Д. Шишки.

У. Рассмотрите образцы, которые лежат у вас на партах. На образцах вы видите веточку ели, шишку и семена шишек.

Эти веточки я взяла с ели, которую ставили у нас в школе. Ель уже убрали, а я использовала веточки, чтобы показать вам.

1. У. Скажите, кто в лесу питается семенами шишек на ели?

Д. Белка.

У. Сейчас нам … расскажет о белке, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

(рассказ ученика)

Белка.

В лесу белка живет в дупле. Если нет дупла, строит гнездо – это шар из разных веточек, стеблей, мха. В стужу белка может несколько дней не выходить наружу.

Главный корм белок – семена хвойных деревьев (елей, сосен). Чтобы белка была сыта, за один день она должна опустошить 28 еловых шишек. Когда шишек мало, белка может питаться древесными почками, особенно еловыми. Срывают на дереве кончики веточек, почки выгрызают, а веточки бросают. Если под деревьями много таких веток, значит, плохо белкам. Правда, помогает то, что они летом запасают на зиму корм: желуди, лесные орехи, грибы.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Ребята, из рассказа мы узнали, что белка не может жить без шишек, которые растут на ели. Мы можем от ели поставить стрелочку к белке?

Д. Да.

У. Куда же мы с вами поместим нашу белочку?

Д. На ветку елочки.

2. У. Ребята, когда белка шелушит шишки, некоторые семена падают вниз на землю. А внизу живет, как вы думаете, кто?

Д. Мышь.

У. Правильно. Мышка подбирает семена и про себя благодарит белочку.

У. Сейчас нам … расскажет про мышь, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

(рассказ ученика)

Мышь.

Мыши обитают повсюду. Они небольшие по величине. Мыши роют норки, где запасают корм на зиму. Питаются мыши растениями, семенами растений, подгрызают корни растений. Большинство мышей плодовит, т. е. имеют много детенышей.

Мыши ведут активный образ жизни и днем, и ночью. Они боятся птиц и ведут себя осторожно. Ловко прячутся под ветками елей, спасаясь от врагов.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Ребята, можем ли мы от ели поставить стрелочку к мышке?

Д. Да.

У. А как ель дружит с мышью?

Д. Мышь питается семенами ели и прячется под ветками от врагов.

У. Значит, я ставлю стрелочку от ели к мышке.

У. А куда же мы поместим мышку?

Д. Под елочку.

3. У. Сейчас мы с вами узнаем, с кем еще дружит ель.

У. На ветках ели селятся птицы, которых называют клест. Часто рассказы о клестах начинаются с таких слов: «Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Это птичка – клест».

У. Сейчас про клеста расскажет нам … . А мы внимательно послушаем и постараемся запомнить.

(рассказ ученика)

Клест.

Самка клеста выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Самец заботится о ней, кормит. Самка сидит на маленьких птенцах, обогревает их. Птенцы рождаются с таким же пухом, как и любые малыши других птенцов. С возрастом пуха у птенцов становится больше. Самка иногда оставляет их, улетая за кормом. Птенцы лежат, спрятав голову под живот, и, конечно, мерзнут. Но, когда мать возвращается, быстро отогреваются. Появляются птенцы обычно в конце зимы, в феврале. Клесты могут размножаться и зимой, и летом, и осенью. Зимой клесты гнездятся обычно там, где на елях и соснах большой урожай шишек. Клесты живут стайками. Прилетев стайкой на какую-нибудь большую ель, производят иногда прямо-таки град из шишек, потому что часто роняют шишки, почти не съев семян.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Куда же мы поместим клеста?

Д. На ветки ели.

У. Ребята, клест питается шишками ели, поэтому иногда его называют клест - еловик. Клюв у этих птиц своеобразен, они легко им шелушат шишки и добывают семена. Поэтому, если на ели много шишек, то и зимой у клестов много корма.

У. Ребята, можем ли мы сказать, что ель дружит с клестом?

Д. Да.

У. А куда же мы поместим клеста?

Д. На ветку ели.

У. Я ставлю стрелочку от ели к клесту.

4. У. Ребята, скажите мне, пожалуйста, какую птицу называют лесным доктором?

Д. Дятла.

У. Сейчас нам … расскажет про дятла, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

(рассказ ученика)

Дятел.

Летом дятел питается насекомыми, зимой ест семена ели и сосны. Сорванные шишки не разбрасывает, а тщательно извлекает из них почти все семена. Дятел ловко обследует щели на коре деревьев, долбит кору, достает личинок, жуков. Дятел лечит ель, уничтожая вредителей. Обычно дятел обыскивает не стволы деревьев, а более тонкие ветки.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Можем ли мы назвать дятла и ель друзьями?

Д. Да.

У. Почему?

Д. Дятел питается семенами ели, и лечит ель.

У. Ребята, я поставила две стрелки. Как вы можете это объяснить?

Д. Они помогают друг другу.

У. Молодцы, ребята, вы внимательно слушали.

У. Так куда же мы поместим дятла?

Д. На ветку ели.

5. У. Ветки ели растут низко от земли. Заяц, убегая от хищников, запутывает свои следы, а затем делает резкий прыжок в сторону.

У. Сейчас нам о зайце расскажет …, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

(рассказ ученика)

Заяц.

Заяц к зиме становится белым, только кончики ушей у него остаются черными. Заяц – это ночное животное. День проводит в укромных местах: под поваленным стволом, в кустах, прячется в ветках ели. В сильные морозы заяц роет в снегу нору. Питается он тонкими ветками осины, ивы березы. С толстых веток сгрызает только кору. Также заяц питается сухой травой.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Ребята, можем ли мы сказать, что ель дружит с зайцем?

Д. Да.

У. А как она с ним дружит?

Д. Ель прячет зайца от врагов.

У. Я соединяю стрелкой от ели к зайцу.

У. Куда мы поместим зайца?

Д. Под елочку.

У. Ребята, у нас получилась вот такая схема, по которой мы видим, как много животных дружит с елочкой.

дятел клест

ель белка

заяц мышь

У. Как вы думаете, можно ли вырубать ель в лесу?

Д. Нет.

У. Спору нет – украшенная елка на Новый год в доме – радость. Но все-таки подумайте, пройдет немного времени, она засохнет и погибнет. Стоит ли ради нескольких дней губить дерево, которое может жить несколько сотен лет и без которого так трудно обойтись лесным жителям?

А искусственная елка, хоть и не имеет прекрасного запаха, зато не осыпает иголки, может стоять долго и всегда будет яркой и красивой.

Еще ель приносит огромную пользу нам с вами. Хвойный лес очень хорошо очищает воздух.

IV Физкультминутка.

У. А сейчас встанем и немножко отдохнем.

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)

Ели – елки – елочки. (руки вверх – в стороны – вниз)

Лежат на елях небеса, (руки вверх)

Внизу на елочках – роса. (руки – вниз, присели)

V Закрепление .

1. У. Ребята, вы внимательно слушали и меня, и своих товарищей, а сейчас скажите, кому же нужна ель?

Д. Животным.

У. Кто помогает ели?

Д. Дятел.

У. А кому ель помогает?

Д. Клесту, зайцу, белке, мышке, дятлу.

У. Молодцы, ребята.

У. У нас получилась вот такая схема. Сейчас вы ее нарисуете к себе в тетрадь.

(самостоятельная работа в тетради)

У. Сейчас мы с вами будем разгадывать кроссворд. Я проверю, как вы внимательно слушали своих товарищей и меня.

У. Я буду загадывать загадки, кто знает отгадку, поднимает руку и отвечает. Я буду спрашивать тех, кто сидит правильно и поднимает руку. За правильный ответ вы будете получать шишку.

1) Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (мышка)

2) Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит и легче. (дятел)

3) У косого нет берлоги

Не нужна ему она.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц)

4) Кто там прячется, шуршит,

Клее-кле-кле! - поет со свистом. (клест)

5) Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

У. Молодцы ребята, вы все внимательно слушали и запомнили.

2. У. Ребята, поднимите руки, кто любит собирать пазлы. Я думаю, что вы все умеете работать с пазлами.

У. Вот сейчас мы с вами и будем их собирать.

У. У вас на партах лежат пазлы, работать вы будете в паре. Когда закончите собирать, подумайте, как это связано с нашей елочкой.

(работа в паре)

У. Закончили, ребята. Поднимите руки, у кого получилась белочка.

У. А как она связана с елочкой.

У. У кого получился дятел? Поднимите руки.

У. Как дятел связан с елочкой.

У. У кого получилась мышь?

У. А как она связана с елью?

У. Поднимите руки, у кого получился клест.

У. Он как связан с елью?

У. У кого получился заяц?

У. А как заяц связан с елью?

VI Итог урока

У. Кого мы с вами встретили, путешествуя по лесу?

Д. Дятла, мышь, белку, клеста, зайца.

У. А теперь посчитайте у кого, сколько шишек получилось.

(подсчет шишек)

У. Ребята, шишки, которые вы заработали, остаются у вас. А наиболее активные учащиеся получают по 5 баллов в журнал.

VII Дача домашнего задания.

У. Дама вы должны будете сочинить сказку о том, с кем дружит ель и оформить книжку-раскладушку.

Берегите русский лес!

Он источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели.

Берегите лес!

Список используемых источников:

1. Окружающий мир (учебник) //Москва, 2012г.

2. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть (учебное издание) //Москва, 1995г.

3. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ (окружающий мир)//Москва, 2001г.

Клест : детям о природе . Какая птица выводит птенцов зимой? Чем удивительна эта птица? Загадки, стихи, рассказы, сказки, презентация про клеста и других лесных обитателей для детей. Познавательная сказка в картинках «Клест и дятел».

Сегодня новая страничка нашей детской энциклопедии о зимующих птицах на сайте «Родная тропинка». Она познакомит нас с удивительной птичкой – с клестом.

Какая птица выводит птиц зимой?

Рассказ для детей о клесте в картинках

Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик. Попробуй нарисовать крестик карандашом. А теперь выложи крестик из двух палочек. Похоже на клюв клеста? Ты видел такой клюв-крестик у других птиц – воробьев, гусей, уток, куриц, голубей? Нет? Правильно, не видел и не увидишь!!! Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь! Поэтому если увидишь в лесу или парке зимой птичку с клювом-крестиком, то знай — это клёст. Никогда его с другими птичками не перепутаешь!

Но не только своим клювом-крестиком знаменит клёст!

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать.

Строят клесты свой зимний домик для птенчиков – свое гнездо из сухих еловых веточек, мха и лишайников, мягких корешков. А чтобы теплее оно было, выстилают внутри шерстью и перышками. Толстые стеночки должны быть у этого гнезда, чтобы малыши в нем не замерзли. Строит гнездо самочка – мама будущих птенчиков. А самец – папа–клест ей помогает. Теплый прочный дом получается у клестов! Не страшны в таком домике ни мороз, ни вьюга!

Мороз на улице такой, что люди даже в парках не гуляют, домой поскорее спешат. А мама-птичка в это время сидит на гнезде, никуда с него не улетает. В гнезде у нее 3-4 мелких яйца, из которых скоро ее маленькие детки — клестята вылупятся. Две недели сидит мама будущих клестят на заснеженных ветках. Нельзя ей улетать – надо птенцов высиживать!

А как же питается в это время мама, если она с гнезда улететь не может? Кто же кормит ее в это время? (дайте время малышу подумать и попытаться найти ответ на вопрос) Конечно, помогает маме в это время папа – клест, который приносит ей корм и заботится о ней.

Когда появляются на свет клестята, мама тоже от них не отходит ни на минутку – сидит на клестятах и их согревает своим телом.

Почему же птенцы у клестов появляются зимой? А потому что для клестят нужна особая еда! Какая? Конечно же, особая еда — детская — ту, что детям дают, чтобы они хорошо росли. А что же это за еда такая очень полезная? (Пусть малыш попробует назвать полезные продукты, которые ему известны, и попробует догадаться, какие из них могут быть нужны маленьким птенчикам-клестятам):

«Что ты ешь по утрам? Кашу. А какую кашу? (Гречневую, овсяную, пшенную, манную – вспомните вместе с малышом). А клестятам тоже нужна каша, но другая — птичья – еловая каша!!! И такой каши много бывает только зимой, ведь получается она из … шишек! Знаешь ты такую кашу? Нет? Вот послушай, что это за каша и как растут маленькие клестята».


Н. Сладков. Еловая каша

У всех день рождения − радость. А у клестят − беда. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт.

У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод…
А родители хоть бы что!
Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
Это я так про клестят думаю.
Только вижу, что сами клестята живут не тужат!
Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.<
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши.
<А ещё от яркого солнышка и морозного ветра.
Нет, день рождения − всегда счастливый день.
Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля.
Всё равно!<

Наверное, Вы подумали, что раз клестята рождаются на свет в такой лютый мороз, то они одеты в очень теплую шубку как зайчики или белочки зимой? А вот и нет! Пух у них такой же как и у птенцов других птичек, которые весной вылупляются. И греет их только мама! Без мамы клестята пропадут! Мама так согревает своим тельцем гнездо, что в нем теплее, чем у нас с вами дома! Вот это да! Даже батарей или печки не надо!

Потом клестята подрастают, и мама ненадолго начинает вылетать из гнезда. Как же холодно тогда малышам! Они прячут голову под животик, чтобы не замерзнуть. А когда мама вернется, быстро отогреваются под ней. Кормит маму и детишек папа-клест. Он приносит семена ели, отдает их маме. А мама ими кормит своих малышей – клестят.

Долго приходится родителям выкармливать своих малышей, потому что те еще маленькие и сами еду из шишек добывать не умеют. Ведь у взрослых клестов клюв крестиком, а у птенчиков клюв прямой. Прямым клювом ни одного семечка из шишки не достанешь! А вот как подрастут малыши, начнут учиться семечки из шишек добывать, клюв у них тоже загнется и станет как крестик. Тогда и станут они сами себе еду добывать, клювом-крестиком чешуйки шишки раздвигать и доставать семена.

Клесты очень дружные птички. Они любят летать стайками и всегда строят гнезда там, где много шишек с семенами. Но как захочет пара вывести птенцов – улетает из стаи, гнездо делает и живет в нем. А как клестята подрастут, то возвращается семья с клестятами в общую стайку. Стайкой легче прокормиться и выжить в лесу.

У клестов есть еще одно имя. Их называют очень смешно – «северные попугайчики». Догадались, почему? Чем они на попугаев похожи? Да, они яркие как попугайчики, у них тоже есть крылья, лапки, голова, хвост, они тоже умеют летать. А еще клесты как и попугаи могут лазать по веточкам даже висеть вниз головой! Посмотри на фотографию. Они как настоящие ловкие гимнасты! Висят на ветке вниз головой и семена едят!

Клесты до конца семена из шишек никогда не выклевывают. Чуть-чуть семян склюют, а остальные оставят в шишке. А шишку после еды на землю роняют. И поэтому можно сказать, что клесты очень полезные для леса птички. Они как лесники лес сажают. Как же они могут лес посадить, если у них и рук нет – только крылышки? (Дайте возможность ребенку поразмышлять над ответом на этот вопрос, подскажите ему вопросами: «Из чего вырастает ель или сосна? Из шишки! Где должна быть шишка, чтобы семена из нее попали в землю и стали потом маленькими елочками или сосенками? Как клест может помочь дереву и его деткам — семенам?». Расскажите, что из шишек, брошенных клестами на землю, потом вырастают маленькие деревца. Поэтому про клестов и можно сказать, что они лес сажают)

Речевое упражнение «Какие бывают клесты: Придумай слово»

Наверняка, ты видел разных собак. Есть собаки – овчарки. Есть спаниели, есть пудели, бульдоги, колли и много других разных собак. И клесты тоже бывают разные. У нас в России живут три вида клестов. Попробуй по названию догадаться, почему их так называют.

  1. Одних клестов называют так: «Клест – сосновИк » (ударение на третьем слоге). Дагадался, почему? Чем он питается? (Семенами сосны).
  2. Есть и другие клесты. Они питаются семенами ели. Догадайся, как их называют? Я тебе подскажу: «Семена сосны ест клест-сосновИк. А семена ели ест клест…. ?(ело-вИк
  3. А третий клест называется «белокрылый ». Вы уже догадались, почему? Правильно, у него две белые полоски на крыльях. Он ест семена лиственницы. И поэтому его называют догадайтесь, как? (Выслушайте все предположения ребенка, пусть он придумает свои слова, поощрите словотворчество и любые придуманные варианты слова. А потом скажите: «За то, что он ест семена лиственницы, стали называть его лиственничком . Красивое слово – «лиственничек», правда? Тебе оно нравится?»)

А теперь давайте поиграем в сказку-пальчиковый театр для детей.

Как сорока клеста судила:

сказка для детей 5-6 лет

После чтения этой сказки обсудите ее с ребенком:

  • Почему сорока-белобока решила клестов судить? Какие лесные порядки нарушили клесты?
  • Какие птицы прилетели на зов сороки? Согласились ли они с сорокой? Почему?
  • Что интересное ты узнал о жизни клестов? Что еще хочешь узнать? (Умение задавать вопросы – очень важное умение, которое нужно развивать уже в дошкольном возрасте. Поэтому поощрите любые вопросы малыша и найдите на них ответ вместе с ним в книге, энциклопедии или в Интернете)
  • Что означают слова о птенцах «на крыло встанут»?

На этот раз девочка отправилась на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы елки. Вдруг - шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлету шлепнулась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест:
- Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!
- Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков. Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.
- Что за шум? За что клеста судить? - спросил он.
- Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
- И холодов не боишься?
- Нет. Мы гнездо делаем очень толстое из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.
- А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? - поинтересовался он.
- Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.
- А как же она питается? - спросила синица, которая давно уже качалась на ветке березы и слушала разговор.
- Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы, - сказал клест.
- Молодцы клесты! Не страшатся морозов, - включился в разговор дятел, прицепившийся ствол ели. - Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное. Так же любят еловые семена, как и я.
Из дупла на дубе вылезла тетушка-сова и сказала:
- Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы, клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?
- Не права ты, сорока, - сказал снегирь.
- Трещишь без толку, - поддержала его синица.
- Не за что клеста судить, - поставил точку дятел.
Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А девочка, которая наблюдала за всей историей, улыбнулась, порадовалась за клеста и пошла домой. (Автор – Н.В. Нищева. Сказка из книги «Развивающие сказки» — Детство-Пресс, 2002 год)

Мультфильм для малышей про клеста

В этом мультфильме малыши познакомятся с лесными обитателями и узнают, кто как зимует. После просмотра мультфильма спросите ребенка: «Почему дрозд (гусеничка, медведь, клест) не смогли прийти к зайчонку на Новый год? А кто пришел к елке? (Рассмотрите последние кадры — снегири, лисенок, олененок, кабан, белка, зайцы)». Спросите, кого из лесных обитателей Ваш малыш пригласил бы на новогодний праздник (кто смог бы на него прийти). А кого бы пригласил на летний праздник?

http://youtu.be/wOvOuLQ4VAc

С кем дружат клесты?

Вспомни, с какими деревьями клесты «дружат»? (С елью, сосной, лиственницей).

Друзья всегда друг другу помогают. Как же клесты и ели да сосны друг другу помогают? Чем клестам ель и сосна помогает? (Елка и сосна дают им корм – семена шишек). А как же клесты этим деревьям помогают? (Напомните ребенку, что клесты едят только часть семян, остальные семена остаются в шишке. Шишка с семенами падает на землю, а весной семена прорастают. Получается, что клесты как лесники лес сажают и этим деревьям помогают)

С какими животными «дружат» клесты? Кто ест семена из шишек, которые обронили клесты на снег? (Белки, мышки)С мышками клесты настоящие друзья! Мышка не может сорвать шишку с дерева. А клесты роняют шишки с семенами на землю, вот и кормятся мышки этими семенами и «Спасибо» за это клестам говорят. Можно сказать, что еда сама к ним приходит, точнее, прилетает с дерева!

А кто еще ест семена шишек в лесу? Белочки. Они тоже доедают семена шишек за клестами. Только вот с клестами белки не дружат. Даже «спасибо» им за еду не говорят. Хочешь узнать, почему?

Николай Сладков. Как клесты заставили белок по снегу прыгать

Не очень-то любят белки по земле прыгать. Оставишь след - охотник с собакой и найдут! На деревьях куда безопаснее. Со ствола - на сучок, с сучка - на ветку. С берёзы - на сосну, с сосны - на ёлку. Там почки погрызут, там шишки. Так и живут.

Ходит охотник с собакой по лесу, смотрит под ноги. Нет на снегу беличьих следов! А на еловых лапах следов не увидишь! На еловых лапах одни шишки да ещё клесты.

Красивые эти клесты! Самчики пурпурные, самочки жёлто-зелёные. А уж шишки шелушить великие мастера! Оторвёт клёст шишку клювом, прижмёт её лапкой и давай кривым носом чешуйки отгибать, семена вышелушивать. Отогнёт чешуйку, отогнёт вторую и бросит шишку. Шишек много, чего их жалеть! Улетят клесты - под ёлкой целая груда шишек остаётся. Охотники называют такие шишки клестовой падалицей.

Идёт время. Клесты всё срывают да срывают с ёлок шишки. Совсем мало в лесу на елях шишек становится. Голодно белкам. Хочешь не хочешь, а приходится на землю спускаться да понизу ходить, клестовую падалицу из-под снега выкапывать.

Ходит белка понизу - оставляет след. По следу - собака. За собакой - охотник.

Спасибо клестам, - говорит охотник, - спустили белку на низ!

К весне из всех шишек на елях высыплются последние семена. Белкам теперь одно спасение - падалица. В падалице все семена целы. Всю голодную весну подбирают и шелушат белки клестовую падалицу. Теперь бы им клестам спасибо сказать, но белки не говорят. Не могут они забыть, как клесты заставили их зимой по снегу прыгать!

  • Почему же белки клестам «спасибо» не говорят?>Чего они забыть не могут?
  • Почему белки не любят зимой на землю спускаться с деревьев? Что их заставляет спускаться с деревьев на снег зимой?
  • Что такое «падалица»?

Рассказы о клестах для детей

Познавательная сказка в картинках «Клест и дятел» (Н. Сладков) для детей 6-7 лет

Презентацию к этой сказке Вы можете скачать бесплатно в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (смотрите раздел группы «Документы» в правой колонке). В ней даны все картинки этой статьи в хорошем разрешении и высоком качестве для более удобного просмотра их с детьми на мониторе домашнего компьютера или на экране.

Смотрю, Дятел, на твой нос и сравниваю со своим, — сказал Клест. — Твой прямой, как стамеска, а мой, как две кривые отвертки. И все-таки мой кривой получше твоего прямого будет.

Рассказ о клестах В. Бианки «Кому законы не писаны» (для младших школьников)

Сейчас все лесные жители стонут от жестокой зимы. Лесной закон велит: зимой спасайся от холода и голода, как умеешь, а о птенцах забудь. Птенцов выводи летом, когда тепло и пищи вволю.

Ну, а кому и зимой пищи полон лес, тому этот закон не писан.
Наши корреспонденты нашли на высокой ёлке гнездо маленькой птички. Ветка, на которой гнездо помещается, вся засыпана снегом, а в гнезде яички лежат.

Пришли на следующий день наши корреспонденты, - как раз мороз трескучий был, носы у всех красные,- глядят, а в гнезде уже птенчики вывелись, голенькие лежат среди снега, слепые еще.
Что за чудо? А чуда никакого нет. Это парочка клестов-еловиков гнездо свила и птенцов вывела.
Такая уж птица клёст, что ни холода, ни голода зимы не боится.

Круглый год можно видеть в лесу стайки этих птичек. Весело перекликаясь, они перелетают с дерева на дерево, из леса в лес. Круглый год они ведут кочевую жизнь: сегодня здесь, завтра -там.

Весной все певчие птицы разбиваются на пары, выбирают себе участок и живут на нём, пока не выведут птенцов.
А клесты и в это время летают стайками по всем лесам, нигде подолгу не останавливаясь.

В их шумных летучих стаях круглый год можно видеть вместе со старыми и молодых птиц. Точно птенцы у них так и родятся в воздухе, на лету.

В Ленинграде у нас клестов зовут ещё „попугаями». Такое название им дали за их пёстрый и яркий, как у попугая, наряд и за то ещё, что они лазают и крутятся на жёрдочках, тоже как попугаи.

Перья самцов-клестов оранжевого цвета разных оттенков; у самок и молодых - зелёные и жёлтые.
Лапки у клестов цепкие, клюв ухватистый. Клесты любят повиснуть вниз головой, держась лапками за верхнюю веточку, а клювом схватившись за нижнюю.

Совсем чудом кажется, что тело клеста после смерти очень долго не гниёт. Труп старого клеста может пролежать лет двадцать - и ни одно перышко с него не упадёт, и запаха не будет. Как мумия.

Но интересней всего у клеста нос. Такого носа нет ни у одной другой птицы.
Нос у клеста крестом: верхняя половинка вниз загнута, нижняя - вверх.

В носу у клеста вся сила и разгадка всем чудесам.

Родятся клесты с прямыми носами, как и все птицы. Но как только птенец подрастёт, он принимается доставать носом семечки из еловых и сосновых шишек. При этом его нежный еще нос загибается крест-накрест, да так и остаётся на всю жизнь. Клесту это на пользу: крестовым-то носом куда удобней семечки вылущивать из шишек.

Тут всё и становится понятным.

Почему клесты всю жизнь бродят по лесам?
Да потому, что они ищут, где лучший урожай шишек. В этом году у нас в Ленинградской области шишки уродились. Клесты у нас. В будущем году где-нибудь на севере шишечный урожай, - клесты туда.

Почему клесты зимой песни распевают и птенчиков выводят среди снега?
Да почему же им не петь и птенцов не выводить, раз пищи кругом вволю? Гнездо тёплое - там и пух, и перо, и мягкая шёрстка, а самка, как отложит первое яичко, так уж с гнезда не сходит. Пищу ей самец таскает.

Сидит самка, греет яйца, а птенчики выклюнутся, - она их кормит размягчёнными в зобу еловыми да сосновыми семечками. Шишки-то ведь круглый год на деревьях.

Сойдётся парочка, захочет своим домком пожить, малых деток вывести,-улетит из стаи, всё равно зимой ли, весной ли, осенью ли (в каждом месяце гнёзда клестов находили). Совьют гнездо - живут. Птенцы подрастут,-всё семейство опять пристанет к стае.

Стихи о клестах

Клесты

Зимой, когда птицы на юг улетели,
Покинув привычное место своё,
В лесу закружили снега и метели,
В берлоги и норы залезло зверьё.

Лишь только клесты на ветвях веселятся,
Еловые шишки проворно лущат.
Они семенами с лихвой наедятся —
Любые морозы тогда победят.

Весёлые песни они распевают
И в лютую стужу выводят птенцов.
Их яркие перья на солнце сияют.
Ну кто же поймёт этих смелых клестов?

И вниз головой на ветвях повисают,
Ухватистым клювом за ветку держась.
Вдруг стаей с раскидистых веток взлетают,
В мерцающем небе подолгу кружась.

Когда всё в лесу до весны замирает,
Лесные тропинки печально пусты,
Под снегом холодным земля засыпает.
Но жизнь торжествует — на ветках клесты. (Татьяна Керстен)

Птенчики клесты

Снег кружится, падая,
мчит метелицей,
белизною радуя,
мягко стелется
и снежинок блёстками
землю порошит.
Снег руками жёсткими
все укрыть спешит.

Не озябли б птенчики,
жёлтые Клесты.
Щёлкают, как щипчики,
клювики-кресты.
Под еловой лапою
птенчики сидят.
Деткам мама с папою
шишки теребят. (Ирина Батый)

Загадки про клеста

Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный …
(П. Смолин)

Клюв у птицы той не прост-
Крепкий, загнут и внахлёст,
Невелик той птицы рост,
А зовут ту птицу-…(клёст).
(Владимир Талызин)

Вот и подошла к концу наша встреча с удивительной птичкой, которая называется клест. Надеюсь, что она была интересной для Вас и Ваших детей. До новых встреч в рубрике !

Презентацию с картинками этой статьи в высоком разрешении и хорошем качестве Вы можете скачать в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видозаписями сообщества). Презентация доступна для редактирования.

Чтобы было удобнее заниматься с детьми по материалам этой статьи, ниже я даю презентацию с картинками статьи. Для полноэкранного просмотра нажмите значок в правом нижнем углу экрана.

Презентация «Клест»

Презентацию для детей с картинками из этой статьи в хорошем разрешении и качестве вы можете или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (в разделе группы «Документы»).

Еще о зимующих птицах интересные материалы для игр, занятий, проектов с детьми вы найдете в статьях:

Познавательные рассказы, видео для малышей, речевые и логические задачи о птицах зимой, загадки, стихи, пальчиковая гимнастика, игры.

Цели урока:

  1. Продолжить расширение знаний о сезонных явлениях в природе на основе характеристики невидимых нитей в зимнем лесу.
  2. Напомнить о взаимосвязях компонентов неживой природы с живыми ее обитателями
  3. Убедить в том, что нарушение природных связей приводит к разрушению природы.
  4. Формировать заботливое отношение к природе.

Средства обучения:

Таблицы, картины, фотографии с изображением зимних пейзажей: зимнего леса, ели и всех животных, которые получают от нее пищу и укрытие; набор карточек с изображением животных и птиц, которые связаны невидимыми нитями с елью для игры – моделирования невидимых нитей в зимнем лесу.

Ход урока

1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

Январь на дворе новый год начинается.
Мы снова к животным лесным отправляемся.
Истории новые леса дремучего
Нас ждут, не дождутся самые лучшие.

2. Проверка домашнего задания.

Игра “Рассели животных в домики”.

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

Животные: белка, медведь, лось, лиса, волк, кабан, заяц, еж, барсук, бобер, хомяк.

Работа в группах. Подведение итогов.

– Укажи следы лесных животных. (см. Приложение 1 )

3. Изучение нового материала. Беседа.

– Связаны ли между собой растения и животные? Как?

Сегодня мы посмотрим эту связь на примере дерева ели и животных. Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

– Как связана жизнь животных с елью?

Рассказ учителя: животные питаются семенами ели, прячутся среди ее ветвей, под ними; клест строит зимой на ели гнездо и выкармливает еловыми семенами своих птенцов; заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, так как они обычно расположены низко, иногда почти у самой земли.

Существует также и связь между животными – “друзьями” ели. Клест, срывая шишку ели он выедает из нее только часть семян, а затем бросает ее на землю. Брошенные клестами шишки поднимают на снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полевок, которые не могут сами сорвать шишки с деревьев. Приведенные факты показывают связи между животными.

Невидимые нити ели – это та польза, которую получают от нее животные и птицы, в зимующих лесах:

– семена ели служат кормом для птиц: дятлов, клестов, корольков;

– зайцам ель защита от зубастых хищников;

– белкам ель дает пищу.

Невидимые нити природы надо изучать и тщательно оберегать.

Перед праздником Новый год люди вырубают тысячи елок. Человек стремится лишь на несколько дней украсить свой дом.

– Что это за собой влечет? (Животные лишаются корма, места обитания, места для гнезда.)

– Какой можно найти выход? (Лучше оставить ель в лесу, а дом украсить искусственной елью.)

4. Физминутка.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос (приседание)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится (руки вверх и вниз, покружились)
Заметает все кругом белоснежным серебром. (движения руками)

5. Закрепление материала.

Игра “ Кто скажет спасибо зимней елочке?” Работа в парах. (см. Приложение 2)

– Каким животным и птицам ель дает приют и пищу?

– Что произойдет в зимнем лесу, если по какой – либо причине погибнут ели?

– Каким образом друзья ели помогают ей?

Сценка “ Бюро лесных услуг ”.

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намел, деревья инеем опушил.

А солнышко хоть и светит, да не греет.

Сорока: – Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет, чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюемся да грыземся. Даже обидно...

Заяц: – Правильно сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я куропаткам могу помочь. Я снег на поле каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют – мне не жалко.

Клесты: – Мы шишки на елках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем, так помогаем мышам и полевкам, белкам, дятлам и ели расселяться по всей земле.

Сорока: – Заяц – копатель, клесты – бросатели!

Бобры: – Мы осенью столько осин навалили – на всех хватит. Приходите к нам лоси, косули, зайцы сочную осиновую кору да ветки глодать!

Дятлы: – Предлагаем свои дупла для ночлега!

Волк: – Хочу сторожем служить в лесу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный.

Сорока: – Разбойник ты с лесной дороги, а не сторож! Знаем мы тебя. Я буду всех в лесу от тебя сторожить: как увижу, так крик подниму!

Вот так звери в лесу друг друга выручают.

Учитель: Ребята, почему звери не захотели, чтобы волк был сторожем?

– Расскажите кто кому в лесу помогает?

Сценка “ Яблонька и воробей”.

Яблонька: – Слушай, Воробей, не слыхал ли ты, что про зайца – русака говорят: хищный он зверь или нет?

Воробей: – Ой, Яблонька, насмешила, ой, уморила! Какой же заяц хищник? С его крысиными зубами впору только кору глодать.

Яблонька: – Кору?! Ох, чуяло мое сердце: огложет он меня со всех сторон, хищник свирепый! Погубит, злодей!

Учитель: Права ли яблонька, что заяц – хищник?

Сценка “ Белка и Бобр ” – Кто из животных говорит такие слова?

– До чего тут место худое: ни тебе елок, ни тебе сосен со сладкими шишками – одна горькая осина вокруг!

– До чего же миленькое тут местечко: ни тебе сосен смолючих, ни тебе елок колючих! Одни сладенькие осинки.

Сценка “ Заяц и полевка”.

– Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зеленую понюхать захочешь, листиков сочных погрызть – терпи до весны.

– Не надо весны дожидаться, травка у тебя под ногами! Прокопай снег до земли – там и брусничка зеленая и манжетка, и одуванчик. И нанюхаешься и наешься.

6. Итог урока.

– Кто с кем дружит в зимнем лесу?

– Что нельзя в лесу уничтожать?

– Что больше всего понравилось на уроке?

7. Домашнее задание (по выбору).

  1. Прочитать текст “ Сойка, белка и другие ” с.140–141, выполнить задания к тексту.
  2. Написать сочинение на тему “ Кто зимой в лесу не спит ”.

Вспомним

  1. Что мы назвали невидимыми нитями? На какие группы мы их разделили?
  2. Какие невидимые нити мы обнаружили в осеннем лесу?

С кем дружит ель?

Отправимся на поиск невидимых нитей в зимний лес.

Вот перед нами красавица-ель. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. А живёт до 500 лет! Густо покрывают ствол ветви с зелёной хвоей. На многих из них мы увидим шишки, а в них обнаружим семена.

Для лесных животных ель - кормилица и защитница.

Белки, дятлы, клесты умеют ловко доставать семена из её шишек. Это для них главный корм в зимнее время. А то, что они не съедят, уронят, подберут на снегу лесные мыши.

В густых еловых ветвях белки и птицы укрываются от врагов. А клесты здесь зимой ещё и гнёзда вьют, птенцов выводят! Холод им не страшен, если корма достаточно.

У многих елей ветви почти до самой земли дотягиваются. За этим зелёным занавесом и заяц может спрятаться от ветра и хищного зверя.

  • Проследите по схеме связи между елью и лесными животными.
  • Используя свои знания о зимней жизни птиц и зверей, приведите другие примеры невидимых нитей в зимнем лесу (8).

Как животные друг другу помогают

Посмотрим, как поживает наша старая знакомая - сойка. В своих кладовых она припрятала много желудей и теперь разыскивает их и поедает. Но вот беда: сойка не умеет доставать жёлуди из-под глубокого снега. Что же ей делать?

На помощь приходит белка. Для неё кладовые сойки - чудесная находка. Ловко раскопав глубокий снег, белка съедает часть желудей. После неё на разрытое место прилетает хозяйка кладовой и доедает то, что осталось.

Но это ещё не все лесные хитрости.

Белке помогают прокормиться... клесты. Оказывается, клёст выедает из шишки только небольшую часть семян. Затем бросает шишку, и она достаётся белке.

Но не только белкам невольно помогают клесты! Брошенные ими шишки нередко подбирает дятел. А ещё чаще их находят и доедают полёвки и лесные мыши.

Вот как тесно связаны между собой разные животные в зимнем лесу!

Поиграем!

    Придумайте и разыграйте с ребятами сценки из жизни зимнего леса, исполнив роли различных животных. Можете использовать для игры костюмы и маски.

Подумаем!

  1. Как нарушилась бы жизнь леса, если бы вдруг исчезли все дубы? все сосны и ели? все белки? все клесты? все сойки?
  2. Какие связи мы изучали на уроке? Выбери правильные ответы: а) связи между неживой и живой природой; б) связи между растениями и животными; в) связи между различными животными; г) связи между природой и человеком.

Проверим себя

  1. Почему мы назвали ель кормилицей и защитницей?
  2. Жизнь каких животных зависит от ели?
  3. Как связаны между собой сойка и белка в зимнем лесу?
  4. Как клёст помогает прокормиться другим животным леса?

Об этой птице ходят легенды. Можно не верить преданиям, но необычность этих маленьких птах, размером с большого воробья, интересна любому человеку, неравнодушному к миру природы.

Птица небольшая, до 20 см, относящаяся к отряду воробьиных, с плотным сложением, раздвоенным хвостом и необычным клювом. Его половинки загнуты и расходятся в разные стороны, в результате образуя крест. С таким клювом идеально вылущивать из шишек семена. Природа хорошо приспособила его к добыванию себе пищи.

Птица Христа

Во время тяжелых мучений Христа на распятии, к Иисусу прилетела птица и клювом силилась выдернуть гвозди из его тела. Но очень мало было сил у бесстрашной крохи, только изуродовавшей клюв и кровью обагрившей свою грудку. Господь отблагодарил заступницу, наделив ее необычными свойствами. Это был клест, а необычность его в трех вещах:

  • крестовидный клюв;
  • появление на свет под Рождество;
  • нетленность.

Описание

Цепкость лап позволяет птице лазить по деревьям,свешиваясь вниз головой к шишке. Окраска грудки самцов малиновая, а у самок – зеленовато-серая. Хвосты и крылья пернатых переходят в серо-коричневую гамму. Пение клестов с высокими нотами, напоминает щебетание с примесью свиста. Это наблюдается при перелетах. На ветках же птицы молчаливы.

Выделяют несколько видов пернатых , три из которых основные и обитают на просторах России:

  • Белокрылый;
  • Клест-сосновик.

Они схожи ареалом обитания и образом питания. Названия переплетаются с особенностями видов по выбору хвойных пород леса и наличию белых перьев.

Предки у современных клестов довольно древние, им 7-9 млн лет. В хвойных лесах Северного полушария зарождалась основная популяция клестов. Их расселение напрямую зависит от урожая шишек , являющихся основным пропитанием птиц. Потому клесты живут и в тундре, и в лесостепях, делают большие перелеты к местам, богатым кормом. Бывали случаи, когда их находили за 2000 км от гнездовий.

В России обитают в сосновых и еловых лесах гористой местности в южных районах страны, на северо-западе. Птицу можно встретить в лесах с преобладанием елей. В кедровых же лесах клест-еловик не живет. Врагов у пернатого практически нет. Объясняется это просто: из-за употребления в пищу хвойных семян, птицы себя при жизни как бы бальзамируют и становятся слишком горькими для хищников. После естественной гибели они мумифицируются, этому и способствует их организм с большим содержанием хвойных смол.

Летают клесты хорошо, но утверждать, что клест – перелетная или оседлая птица, нельзя. Клест скорее представитель кочующих пернатых. Кочевание птиц тесно связано с урожаем. В насыщенных кормом местах птицы бесконечно лазают по деревьям , благо форма клюва у клеста дает возможность это делать без труда, как попугаям. Именно за это умение и яркий окрас перьев они получили название «северные попугаи». На землю они почти не спускаются, а на ветках отлично чувствуют себя даже перевернувшись.

Питание

Думать, что кормится клест только семенами шишек хвойных деревьев было бы неверно, хотя они являются его основной едой. Клюв пернатого отрывает чешуйки, обнажая семена, но лишь треть шишки идет на питание. Птица оставляет труднодоступные зерна, ей проще найти другую шишку. Лишнее же летит на землю и становится кормом уже для мышей или белок а также для других лесных обитателей.

Клест может питаться дополнительно почками ели или сосны, особенно в случае нехватки шишек, сгрызает выступающую смолу вместе с корой деревьев, а также другими семенами, насекомыми и тлей. В неволе он не брезгует мучными червями, овсяной крупой, рябиной, семенами конопли и подсолнечника.

Размножение

Птенцы у клестов, в отличие от остальных птиц, появляются зимой, зачастую на Рождество , как благодать всевышнего, согласно легенде. Способствуют этому запасы корма. Строится гнездо самкой наверху хвойников или под прикрытием разлапистых ветвей от дождей и снегов. Сооружение гнезд начинается с первыми морозами и делается с учетом всех суровых испытаний: с теплой подкладкой изо мха, шерсти животных, лишайников,птичьих перьев.

Стенки гнезда могут похвастаться прочностью: из сплетенных веточек получается несколько слоев, внутренний и внешний. Гнездо зачастую приравнивают к термосу по сохранению неизменной температурной среды. Зимой клест, несмотря на морозы, вполне активен для обеспечения своего потомства.

Насиживание кладки из 3-4 яиц длится в среднем 15 дней . В течение этого времени самец всячески ухаживает за самкой, кормит семенами, размягченными в зобе. Птенцы с 5-20 дня жизни уже покидают свое гнездо. Клюв у них поначалу прямой, поэтому родители месяц занимаются подкормкой молодняка.

Когда же клюв обретет свою форму, птенцы начинают осваивать науку добывания семян из шишек и вместе с новым клювом начинают жить самостоятельно. Птенец клеста не сразу имеет красивое цветное оперение. Поначалу его цвет серый с пятнами. Только по прошествии года птицы меняют одежку на взрослую.

Клест необыкновенно интересен и социально активен. Быстро привыкает к жизни в меняющихся условиях, они доверчивы и общительны . Постоянно двигаются по клетке, могут выбраться из нее, проявляя смекалку. Какой клест-еловик пересмешник, знают владельцы многих пернатых: он с легкостью подражает услышанным голосам других птиц.

В давние времена бродячие музыканты обучали клестов доставать счастливые билеты или принимать участие в гадании. Легкое обучение простым действиям делает из птиц домашних любимцев. Если клест живет в клетке без надлежащего питания и температуры окружающей среды, он теряет малиновую расцветку, бледнеет, а затем погибает. Содержание птиц в подходящих им условиях способствует неизменности их яркой окраски и жизни до 10 лет. В неволе птицы успешно размножаются в случае соблюдения приемлемых условий гнездования.

Любители выведения новых пород птиц добиваются достижения множества цветовых и голосовых вариантов, потому становится ясно, каким образом у клеста вдруг появляется голос канарейки или одежка снегиря. Изучение и селекция клестов – увлекательное занятие, которое приносит радость общения с этими древнейшими птицами живой природы.