Логистическая интеграция. Что явилось предпосылками возникновения интегрированной логистики? Интеграционные модели функционирования современных логистических систем

Рис. 6.1

2. Текущая система (pull system) , при которой предметы труда на технологический участок поступают по мере необходимости. Она способствует сокращению производственных запасов при одновременном увеличении гибкости производства (рис. 6.2.).

Рис. 6.2

Эта система предполагает получение изделий с предыдущего участка по мере необходимости. Центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. На промышленных предприятиях план имеет только линия окончательной сборки, и отсюда информация о необходимости производить нужные детали поступает на предыдущие участки посредством специальных карточек. План на участках формируется каждый день, что и обеспечивает гибкость системы.

Особое внимание производственной логистикой уделяется принципам организации производственного процесса , а именно:
1) обеспечению ритмичной согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции. Ритмичная работа предполагает организацию во времени и пространстве единичных, частичных и частных процессов в единый непрерывный производственный процесс, обеспечивающий своевременный выпуск каждой конкретной продукции в установленных объемах с минимальными затратами производственных ресурсов;
2) обеспечению максимальной непрерывности процессов производства. Непрерывность заключается в движении предметов труда и загрузки рабочих мест. Общий критерий оптимизации – минимум затрат производственных ресурсов в условиях непоточного производства может быть обеспечен за счет организации непрерывной загрузки рабочих мест, тогда как в поточном производстве – выбор варианта с минимальным временем межоперационного прослеживания деталей;
3) обеспечению максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ. Нужно разрешить следующие проблемы:

· дефицит производственных мощностей;

· субоптимальность календарных планов производства;

· большие длительности производственных циклов;

· неэффективное управление запасами;

· низкий КПД оборудования;

· отклонения от технологии производства;

· достаточная гибкость и маневренность в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана;

· непрерывность планового руководства;

· соответствие системы оперативного управления производством типу и характеру конкретного производства;

· прямоточность;

· пропорциональность, т.е. выполнение обеспечения равной пропускной способности разных рабочих мест одного процесса, а также пропорционального обеспечения рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т.д.;


· параллельность;

· концентрация однородных предметов труда в одном месте.

11.Особенности этапов развития логистики и функции которые они выполняли в данный период своего развития.

Первый этап (60-е годы XX ст.) – характеризуется использованием логистического подхода при управлении материальными потоками в сфере обращения. В этот период формируются два ключевых положения:

1) существующие, как бы отдельно, потоки материалов в производстве, хранении и транспортировке могут быть взаимосвязаны единой системой управления;

2) интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

Задачи оптимизации физического распределения решались и раньше. Например, оптимизация частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функционирования складов, оптимизация транспортных маршрутов, графиков и т.д. Однако традиционно эти задачи решались по отдельности, что не могло обеспечить надлежащего системного эффекта.

Специфика логистического подхода состоит в совместном решении задач управления материальными потоками, например, совместном решении задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, ранее связанные лишь операциями загрузки и разгрузки, получают тесные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и единой согласованной технологии. Тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом специфики транспорта, в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют подбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

Второй этап (80-е годы) характеризуется расширением интеграционной основы логистики. Логистика начала охватывать производственный процесс. В этот период происходит:

– быстрый рост стоимости физического распределения;

– рост профессионализма менеджеров, которые осуществляют управление логистическими процессами;

– долгосрочное планирование в сфере логистики;

– широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;

– централизация физического распределения;

– четкое определение действительных расходов распределения;

– определение и осуществление мероприятий по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

К взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства, что позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к современности и может быть охарактеризован следующим образом:

– появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами в мировой экономике;

– современные коммуникационные технологии, которые обеспечивают быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз перемещения продукта от первичного источника к конечному потребителю;

– развиваются отрасли, которые предоставляют услуги в сфере логистики;

– концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепочки поставок, производства и распределения;

– совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостных характер.

12.Охарактеризуйте основные принципы логистики.

Основные правила логистики можно сформулировать так: нужный товар необходимого качества в нужном объеме поставляется в определенное время и место с минимальными затратами.

1. Принцип рациональности. Характерной чертой развития логистической системы предприятия является выбор наиболее подходящего варианта логистической системы. Выбираются такие управленческие решения, которые являются оптимальными по комплексу показателей для заданных условий. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти лучшее решение из всех возможных. Решение принимается всегда таким образом, чтобы благодаря выбранному варианту, т.е. благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей.

2. Принцип эмерджентности. Чем крупнее логистическая система предприятия, и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно несовпадение локальных оптимумов целей отдельных частей с глобальным оптимумом цели логистической системы предприятия. Сумма оптимальных решений, принимаемых сотрудниками отдельных подразделений, не гарантирует оптимизации логистической системы предприятия в целом. Эмерджентность (целостность) – свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами

3. Принцип системности. Предполагает подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов, реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах. Принцип системности предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

4. Принцип иерархии. Иерархия – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням и переход от низшего к высшему уровню. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы, на этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом.

5. Принцип интеграции. Интеграция – объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и пространстве. Логистическая система, как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект. Синергическая связь – связь, которая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов этих элементов, действующих независимо, т.е. усиливающая связь элементов системы.

· конкретности: четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями; осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов; руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью;

· конструктивности: диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально-технического обеспечения и транспортировки товаров;

· надежности: обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока; широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки;

· вариантности: возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие возмущающие воздействия внешней среды; целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.

13.Охарактеризуйте основные принципы построения информационной логистической системы.

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.

С позиций системного подхода в процессах логистики выде­ляют три уровня.

Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передви­гается, разгружается, упаковывается и т. п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.

Второй уровень участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие мес­та.

Третий уровень - система транспортирования и перемеще­ния в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчи­вается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материаль­ным потоком. При этом осуществляется сквозное планирова­ние в цепи «сбыт-производство-снабжение», что позволяет со­здать эффективную систему организации производства, постро­енную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требова­ний в систему материально-технического обеспечения предпри­ятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистиче­скую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют на­меченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информационные си­стемы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством верти­кальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдель­ными комплексами задач в диапозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных пото­ков.

В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:

o возрастает скорость обмена информацией,

o уменьшается количество ошибок в учете,

o уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы,

o совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.

При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.

1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

o обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

o повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

o снизить их стоимость;

o ускорить их построение.

2. Принцип возможности поэтапного создания системы.

Логистические информационные системы, построенные на ба­зе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, т. е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической ин­формационной системы и на эффективность ее функционирования.

3. Принцип четкого установления мест стыка. «В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики».

4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфиче­ских требований конкретного применения.

5. Принцип приемлемости системы для пользователя диа­лога «человек -машина».

Интеграционная логистика

Логистика предполагает наличие устойчивых хозяйственных связей между участниками товародвижения. Лишь у постоянных партнеров по бизнесу возникает необходимая прозрачность систем учета издержек, появляется возмож­ность разработки и применения согласованных технологий переработки грузов и информации.

В конце 90-х гг. центробежные настроения, порожден­ные стратегией приватизации, начинают уступать место осознанному стремлению к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках об­щих организационных форм.

Выделяют внешние и внутренние факторы развития интег­рации в отрасли.

^ Внешние для торговли факторы, стимулирующие развитие интеграционных процессов в отрасли:

Рыночная неопределенность; - падающий по различным причинам спрос; - обострение проблемы реализации товаров; - многочисленные осложнения на пути движения то­варов к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.

^ Внутренним фактором интеграции в торговле, т.е. ос­новным внутриотраслевым мотивом, является усиление конкуренции, пусть даже в ее неразвитых формах.

С учетом анализа мировой торговой практики предпо­лагается, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объедине­ний, как: - цепные торговые организации; - кооперативные объединения торговых структур; - добровольные оптово-розничные цепи.

С организационно-экономической точки зрения разви­тие различных форм интеграции предприятий торговли позволит: - снижать накладные расходы за счет введения цент­рализованных служб управления, централизации снабжен­ческих транспортных и учетных функций; - осуществлять закупки крупными партиями на вы­годных условиях платежа и поставок;

Использовать новейшие информационные техноло­гии для осуществления управления сетью и создания ин­формационных банков данных по номенклатуре продавае­мой продукции; - поддерживать отечественных производителей, пре­доставляя им приоритетность поставок и т. д.

Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в книжном деле привели к снижению стабильности развития предприятий. Растет скорость изменений покупательского спроса на книжные товары, увеличивается их ассортимент, сокращается жизненный цикл товаров, т.е. среда деятельности предприятий становится все более неопределенной и трудно предсказуемой. Один из способов эффективной деятельности в такой среде - интеграция, координация действий с партнерами по бизнесу.

Интеграция является одной из составляющих методологии логистики. Идея интеграции вытекает из сущности основного объекта логистики - экономического потока. Организация движения по принципу потока требует согласования действий участников этого движения, так как оптимизация одного участка движения может не дать ожидаемых результатов из-за того, что она не согласуется с возможностями других участков. Потоки связывают партнеров, участвующих в организации их движения, требуют совместных скоординированных действий, минимизирующих потери, которые возникают при переходе потоками границ логистических систем.

Необходимость и возможность интеграционных процессов на книжном рынке обусловливаются также быстрым развитием компьютерных информационных систем.

Таким образом, существуют следующие направления интеграции:

· координация движения потоков на всех стадиях их продвижения к конечному потребителю исходя из требований конечных покупателей;

· интеграция экономических потоков разных видов;

· интеграция технологий , используемых участниками процесса движения книжной продукции.

Успех интеграционных процессов возможен, если будут соблюдаться требования:

· информационная открытость партнеров по бизнесу;

· строгое выполнение требований, предъявляемых каждым последующим звеном логистической цепи к результатам работы предыдущего звена;

· координация планирования совместной работы;

· разработка стандартов и других документов, унифицирующих требования к результатам работы.

Основным обстоятельством, препятствующим интеграции, является усиление взаимозависимости фирм, боязнь потери самостоятельности, утраты контроля над теми операциями движения товаров, в которых будут участвовать или которые передаются партнерам. Противостоять этому можно, только развивая информационную открытость фирм, в том числе путем создания и совершенствования интегрированного информационного обеспечения всего движения книжной продукции (электронные базы данных, электронные системы связи, позволяющие, например, отслеживать путь транспортировки товара в реальном масштабе времени).

15 Цепь поставок и маркетинговый канал

Управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management , SCM ) как научная дисциплина изучает ресурсы промышленных, логистических и торговых предприятий, а также принимаемые людьми решения в отношении процессов межорганизационного взаимодействия для преобразования, трансформации и использования этих ресурсов на всей протяженности цепи создания стоимости от источников исходного сырья до конечного потребителя. С практической точки зрения это системный подход к интегрированному планированию и управлению всем потоком информации, материалов и услуг от конечного потребителя через предприятия и склады до поставщиков сырья.

Цепь поставок (процессное понимание) (англ. Supply Chain ) - это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.

Цепь поставок (объектное понимание) - это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибуторов, 3PL и 4PL провайдеров, экспедиторов, оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.

…отличие цепи поставок от маркетингового канала состоит в том, что маркетинговый канал сосредоточивается только на существующих продуктах, а цепь поставок обладает возможностями для перепроектирования (производства - Ю.Л.) продуктов и процессов (логистических - Ю.Л.) таким образом, чтобы движение вдоль всей цепи проходило более ровно и гладко».

Маркетинговый канал (канал продаж) – это система экономических институтов и организаций, которая обеспечивает доступность продукта компании потребителям, т.е. система дистрибуции, обеспечивающая доступность продукта потребителю в процессе выбора, физическое получение продукта потребителем и его оплату. Могут называться также каналами дистрибуции, каналами сбыта, дистрибутивной сетью и т.п.
Маркетинговые каналы - это самый стабильный элемент комплекса маркетинга. Их построение является долгосрочным и ресурсоемким процессом, поэтому любое серьезное их изменение требует больших инвестиций и усилий. Этим они в значительной степени отличаются от любого другого элемента комплекса маркетинга, манипулировать которыми можно гораздо оперативнее.

При построении системы маркетинговых каналов, маркетинг компании должен учитывать множество факторов, основными из которых являются:

· особенности конечных потребителей - их количество, концентрация, величина средней разовой покупки, уровень доходов и т.д.;

· возможности самой фирмы - её финансовое положение, конкурентоспособность, основные направления маркетинговой стратегии, масштабы производства;

· характеристики товара - вид, средняя цена, сезонность производства и спроса, требования к техническому обслуживанию, сроки хранения и т.д.;

· степень конкуренции и сбытовая политика конкурентов - их число, концентрация, сбытовая стратегия и тактика, взаимоотношения в системе сбыта;

· характеристика и особенности рынка - фактическая и потенциальная ёмкость, обычаи и торговая практика, плотность распределения покупателей.

16 Сожержание понятия логистика и ее применение в предпринимательсткой деятельности, цели и задачи логистики

Логистика - профессия, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения. Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства,сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Задачи, решаемые логистикой

1. выбор вида транспортного средства;

2. определение маршрутов;

3. организация транспортировки груза;

4. упаковка товаров в контейнеры;

5. управление запасами;

6. ответственное хранение на складских площадях;

7. маркировка;

8. формирование сборных заказов;

9. таможенные услуги

Цель логистики - обеспечение потребителя продукцией в нужное время и определенное место при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов. Логистика управляетфизическим распределением и материальными ресурсами. Управление физическим распределением состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем качества обслуживания потребителей. Управление материальными ресурсами состоит в эффективном удовлетворениипотребностей организации в производственных ресурсах. При управлениилогистической системой используются три основные концепции системного подхода:

10. 1) концепция общих затрат;

11. 2) концепция предотвращения подоптимизации;

12. 3) концепция финансовых обменов.

13. Четыре условия, выполнение которых необходимо,

14. чтобы достичь основной цели логистики:

15. 1) поставка нужного товара определенного качества в необходимом количестве;

16. 2) определенное договором установленное время;

17. 3) определенное место поставки;

18. 4) минимизация общих затрат.

19. Объектом изучения логистики являются материальные и сопутствующие материальным (информационные, финансовые, сервисные) потоки, без которых невозможно осуществление материального производства.

20. Виды логистических потоков:

21. 1) информационные и материальные;

22. 2) транспортные и людские;

23. 3) финансовые и энергетические и др.

24. Предмет изучения логистики - оптимизация материальных, информационных, финансовых, сервисных потоков, обеспечивающих производственно-коммерческий процесс, осуществляемая с позиции единого целого, т.е. минимизации издержек во всей логистической системе, а не в каждом отдельном ее элементе (цепи, блоке).

25. Задачи логистики определены в зависимости от of ее применения:

26. 1) запасы (планирование, формирование и обеспечение необходимых материальных запасов);

27. 2) транспортировка продукции (определение вида транспорта, транспортного средства, выбор экспедитора, маршрута транспортировки, планирование затрат на доставку и мониторинг);

28. 3) складирование (планирование складских площадей и размещения складов, их количества, размещения продукции в них, управление складскими логистическими операциями, переработка, сортировка, упаковка и др.);

29. 4) информационное обеспечение (сбор информации о перемещении материальных и других потоков).

Основное предназначение интегрированной концепции логистики состоит в сквозном управлении основными и сопутствующими потоками в интегрированной структуре бизнеса: "проектирование - закупки - производство - распределение - продажи - сервис" . Концепция интегрированной логистики предполагает объединение функциональных областей и их участников в рамках единой логистической системы в целях ее оптимизации. В интегрированной логистике применяются концепции и технологии TQM, JIT, LP, VMI, SCM, TBL, VAD и др., системы ERP, CSRP.

TQM (total quality management) - всеобщее управление качеством - непрерывно развивающаяся во времени концепция, направленная на формирование конкурентного качества при отсутствии пределов его совершенствования. TQM объединяет техническую сторону качества, предоставляемую стандартами качества, и философию управления качеством, основанную на широком участии всего персонала компании во всех сторонах этого процесса, а также интеграцию со всеми логистическими партнерами и, прежде всего, с потребителями.

JIT (just-in-time) - концепция (технология) построения логистической системы или организации логистического процесса в отдельной функциональной области, позволяющая обеспечить поставку материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку.

Концепция JIT использовалась еще в 1920-х гг. на заводах Генри Форда, но не получила распространения до 1960-1970-х гг., когда ее успешно реализовали па ряде японских предприятий.

Технология "точно в срок" позволяет сократить сроки производства, снизить запасы потребителя и, соответственно, уменьшить производственные и складские площади, повысить качество изделий, эффективно использовать оборудование и при этом уменьшить количество непроизводственных операций.

Сравнение концепции "точно в срок" и традиционной формы организации логистических процессов производится по разным критериям. В табл. 4.3 в обобщенном виде представлено сравнение традиционного подхода к управлению и концепции JIT по наиболее значимым параметрам.

Таблица 4.3. Сравнение традиционного подхода к управлению и концепции "точно в срок"

Параметр сравнения

Традиционный подход

Концепция JIT

Качество и затраты

"Приемлемое качество" с наименьшими издержками

Наивысшее качество, подразумевающее полное отсутствие дефектов

Наличие больших запасов вследствие скидок при покупке крупных партий, экономии за счет масштаба производства, создания страховых запасов

Низкий уровень запасов при наличии надежного непрерывного потока поставок; запас покрывает только текущую потребность; страховые запасы практически отсутствуют

Продолжительность логистических циклов

Длительные циклы, потребности в сокращении продолжительности циклов нет

Короткие циклы, снижение неопределенности, высокая скорость реакции логистических решений

Гибкость

Длительные сроки выполнения заказов, минимальная гибкость

Короткие сроки выполнения заказов, высокая гибкость, ориентированная на обслуживание покупателя

Транспортировка

Наименьшие затраты при сохранении приемлемого уровня обслуживания

Абсолютная надежность всех уровней обслуживания; стремление к предоставлению полного комплекса услуг

Взаимоотношения с поставщиком/ перевозчиком

Значительное количество поставщиков; стремление избегать зависимости от одного источника; переговоры осуществляются в "антагонистической" форме; поддержка конкуренции между поставщиками; наличие скрываемой информации

Партнерские, долгосрочные, открытые взаимоотношения; количество поставщиков небольшое; свободный обмен информацией, совместное решение проблем

Общий подход

Ориентация на сокращение издержек

Ориентация на обслуживание покупателя

Концепция J IT позволяет синхронизировать работу всех участников цепи поставок и направлена па раннюю идентификацию требований отгрузки товаров по заказам при условии соблюдения строжайшей дисциплины договорных отношений. Для недопущения накопления чрезмерных запасов, с одной стороны, и оптимизации общих логистических издержек - с другой, приоритетное значение получает задача поиска места консолидации грузов и участника цепи поставок, который будет выполнять эту операцию. Вместо поставки мелких партий от разных поставщиков в точно обозначенные сроки заказы, выполняемые разными поставщиками, должны объединяться в рамках одной поставки. Для реализации технологии JIT необходимы создание максимально тесных взаимоотношений, обмен информацией и координация планов между потребителем и поставщиком. Данная технология также повышает требования к качеству поставляемых материалов и комплектующих.

Концепция JIT послужила толчком для разработки и внедрения таких логистических концепций (технологий), как LP и VMI.

LP (lean production) - "стройное/плоское/бережливое производство". Суть данной концепции состоит в соединении следующих компонентов: высокого качества, мелких размеров производственных партий, низкого уровня запасов, высококвалифицированного персонала и гибкого оборудования. В отличие от массового "стройное" производство требует меньших запасов, меньше времени. При бережливом подходе возникает меньше потерь от брака и сохраняется преимущество массового производства - "большие объемы - низкая себестоимость".

Основная идея LP - это "борьба" с различными видами потерь, и прежде всего с излишними запасами. Транспортировка, упаковка, площади и оборудование, время, управление также рассматриваются как потери, если их использование не ведет к созданию максимальной высокой ценности для клиентов и разумному повышению прибыли предприятия. Так, к потерям могут быть отнесены перепроизводство, ожидание в очередях, транспортирование, производственные процессы, не создающие добавленной стоимости, лишние запасы, лишние движения, затраты, связанные с качеством.

Принципы "бережливого" производства таковы:

  • предоставлять потребителям ценность, которую они действительно хотят получить;
  • определить поток создания ценности по каждому виду продукции;
  • устранить ожидание между этапами и запасы;
  • предоставление потока ценности - это бесконечный поиск совершенства.

VMI (vendor managed inventory) - более совершенная версия системы управления запасами поставщиком, основанная на новых информационных технологиях. Управление запасами поставщиком может быть реализовано следующими способами:

  • поставщик осуществляет регулярные поставки, берет на себя обязательства пополнять запасы потребителя и поддерживать их на необходимом уровне, заданном потребителем. По сути, данный вариант совпадает с концепцией непрерывного пополнения запасов;
  • применение консигнации, при которой потребитель на своих складских площадях хранит запасы, принадлежащие поставщику, и закупает у поставщика столько, сколько необходимо, например, для работы конвейера в течение суток;
  • поставщик имеет доступ к складской базе данных клиента, самостоятельно анализирует и принимает решение о номенклатуре и размере партий заказов. Данный способ предполагает, что вместо оформления заказов потребитель (а им может быть не только торговое, но и производственное предприятие) обменивается информацией о спросе, продажах, продвижении продукции с поставщиком;
  • представитель поставщика постоянно присутствует па территории заказчика, этот представитель в нужный момент размещает заказы потребителя на своем предприятии. Данный способ управления запасами поставщиком иногда называют JIT II.

Управление запасами поставщиком имеет преимущества и недостатки. Положительной стороной данной концепции (технологии) является улучшение уровня обслуживания, снижение неопределенности спроса, сокращение сроков поставки, расходов на содержание и пополнение запасов, повышение оборачиваемости запасов, установление долгосрочных партнерских отношений. Эти достоинства концепции позволяют считать управление запасами поставщиком выгодным для обеих сторон. Однако концепция имеет ряд слабых мест.

Так, в качестве недостатка данной концепции (технологии) для поставщика можно назвать повышение издержек и снижение оборачиваемости капитала. Потребитель получает возможность снизить издержки, но при этом ощущает сильную зависимость от поставщика, от качества выполняемых им процессов. Кроме того, потребитель существенно рискует, передавая конфиденциальную информацию, необходимую для формирования плана пополнения запасов.

SCM (supply chain management) - управление цепями поставок - термин, появившийся в конце 1980-х гг., хотя и в настоящее время ведутся дискуссии по поводу того, что он означает, часто SCM отождествляют с понятием логистики. Так, М. Кристофер считает, что управление цепью поставок служит для налаживания связей и координации между поставщиками, клиентами и самой организацией. SCM - "управление взаимоотношениями с находящимися выше и ниже по течению поставщиками и клиентами, направленное на достижение более высокой потребительской ценности при меньших издержках всей цепи поставок в целом" .

Д. Сток и Д. Ламберт отмечают, что управление цепочками поставок - это "интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц" .

TBL (time-based logistics) - технология логистики, позволяющая оптимизировать все фазы жизненного цикла изделия по времени, начиная от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до послепродажного сервиса.

VAD (value-added logistics) - концепция, основой которой является понимание того, что каждая логистическая операция добавляет стоимость продукту или услуге. В соответствии с данной концепцией логистический процесс представляется в виде последовательности действий по созданию выгод, содержащих добавленную стоимость, наиболее эффективным, с точки зрения конкретного потребителя, способом.

ERP (enterprise resource planning) - система интегрированного планирования ресурсов, объединяющая всю деятельность предприятия и включающая в себя модули прогнозирования спроса, управление проектами, затратами, кадрами, финансовой деятельностью, инвестициями и др.

Концепция ERP предложена фирмой Gartner Group. Главная задача ERP-системы - оптимизировать по времени и ресурсам такие бизнес-процессы, как управление цепочкой поставок (SCM); планирование и составление расписаний (АРС); автоматизации продаж (SFA); окончательное планирование ресурсов (FRP); электронную коммерцию (ЕС) и др.

CSRP (customer synchronized resource planning) - система планирования ресурсов, синхронизированная с потребителем. Данная система основана на функционале CSRP -систем, позволяет переориентировать планирование от производства на конечного потребителя, учитывает не только производственные и материальные ресурсы предприятия, но и ресурсы, потребляемые в маркетинговой, коммерческой, послепродажной работе с потребителем.

На рис. 4.1 представлены основные логистические концепции (технологии), охватывающие разные области логистики предприятия, а также взаимоотношения предприятия с поставщиками и потребителями. Стрелками показаны места, где в логистической системе могут быть применены те или иные концепции.

Рис. 4.1.

SC M управление цепями поставок-; ТОМ всеобщее управление качеством; MRP I система планирования потребностей в материалах; MRP II - система производственного планирования ресурсов; DRP - система планирования отправок и запасов готовой продукции в дистрибутивных каналах; ERP - система интегрированного планирования ресурсов; CSRP система планирования ресурсов, синхронизированная с потребителем; VM1 управление запасами поставщиком; CR - непрерывное пополнение запасов; QR - быстрое реагирование; LP - бережливое производство; JIT - точно в срок

  • Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ. и науч. ред. проф. В. И. Сергеева. М. : ИНФРЛ-М, 2004. С. 77.
  • Кристофер М. Логистика и управление пенями поставок: пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. С. 29.
  • Сток Дж., Ламберт Д. Стратегическое управление логистикой. С. 51.

Концепция интегрированной логистики предусматривает объединение функциональных областей логистики в единую систему в целях ее оптимизации. Предпосылками появления этой концепции явились развитие информационно-компьютерных технологий, распространение философии всеобщего управления качеством, рост партнерства, глобализация рынка, изменения в государственном регулировании транспортной деятельности. Они рассматривались нами выше.

Принципы интегрированной логистики:

1. Системный подход;

2. Принцип общих логистических издержек;

3. Принцип глобальной оптимизации;

4. Принцип логистической координации и оптимизации;

5. Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки;

6. Принцип выделения комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.;


Рис.3.2 Основные логистические концепции


7. Принцип комплексного управления качеством;

8. Принцип гуманизации всех функций и технологических решений;

9. Принцип устойчивости и адаптивности.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 3

1) Назовите и охарактеризуйте этапы эволюции логистики.

2) Каковы временны е границы этапов эволюции логистики?

3) Каковы предпосылки перехода логистики на новые этапы?

4) В чем состоит различие взглядов на развитие логистики?

5) Каковы уровни развития логистики на предприятии?

6) Дайте характеристику информационным концепциям логистики.

7) Дайте характеристику маркетинговым концепциям логистики.

8) Дайте характеристику концепции интегральной логистики.

9) Охарактеризуйте логистическую концепцию управления цепями поставок. В чем отличие логистики и управления цепями поставок?

10) Охарактеризуйте логистическую концепцию всеобщего управления качеством. В чем состоит отличие концепции всеобщего управления качеством и стандартов качества ISO ?

11) Охарактеризуйте логистическую концепцию точно в срок. В чем отличие подхода к управлению процессами в соответствии с концепцией точно в срок и традиционным управлением?

12) Охарактеризуйте логистическую концепцию «тощего» производства.

13) Охарактеризуйте логистическую концепцию быстрого реагирования. Каковы ее модификации и предпосылки появления?

14) Охарактеризуйте логистическую концепцию управления запасами поставщиком.

15) Охарактеризуйте логистические системы планирования материалов (материальных ресурсов) в производстве и распределении. В чем их отличие друг от друга?

16) Охарактеризуйте логистические системы планирования ресурсов предприятия. В чем их отличие друг от друга?


17) Каковы особенности и предпосылки возникновения концепции интегрированной логистики?

18) Назовите принципы интегрированной логистики, охарактеризуйте их.

Задание 6

Выберите конкретный продукт, цепь поставок которого легко изучить, например, бензин, телефонные услуги, автомобили, ресторанную сеть и т.п. Определите, какие логистические концепции могут быть применены в цепи поставок выбранного продукта.

Задание 7 для самостоятельной работы (дополнительное):

Сделайте презентацию в MS PowerPoint по материалам темы 3, согласовав тему презентации с преподавателем.

Тема 4. Функциональные области логистики и
логистические функции (Задачи оптимизации ресурсов в логистической системе)

Изучив тему 4, Вы узнаете цели задачи логистики в функциональных областях «снабжение», «производство», «распределение», а также цели и задачи выполнения логистических функций: управление закупками, управление запасами, транспортировка, складирование, грузопереработка и др. Рассмотрение вопросов темы 4 позволяет узнать основные задачи оптимизации ресурсов в разных функциональных областях логистики, в том числе при выполнении отдельных логистических функций.

1) Функциональная область логистики «снабжение»

Снабжение в тактическом аспекте – ежедневные операции, традиционно связываемые с закупками и направленные на избежание дефицита. Стратегическая сторона снабжения – собственно сам процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими отделами предприятия, поставщиками, потребностями конечного потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем, методов и т.п.

Цель функциональной области «снабжение» - удовлетворение потребности производства в материальных ресурсах с максимально возможной эффективностью и создание надежного и бесперебойного материального потока в организацию.

Задачи снабжения:

· Определение потребности в материальных ресурсах;

· Исследование рынка закупок;

· Оценка и выбор поставщиков;

· Осуществление закупок;

· Контроль и оценка выполнения закупок;

· Создание запасов, проведение подходящей политики запасов и инвестиций в них;

· Подготовка бюджета закупок и др.

Эволюция функций управления закупками показана на рис. 4.1.

Рис. 4.1. Эволюция функций управления
закупками (снабжением)

2) Функциональная область логистики «производство»

Цель функциональной области «производство» – обеспечение логистической поддержки управления производственными процедурами. Задачи:

· Оперативно-календарное планирование выпуска готовой продукции (ГП);

· Оперативное управление технологическими процессами производства;

· Всеобщий контроль качества, поддержание стандартов и соответствующего сервиса;

· Стратегическое и оперативное планирование поставок материальных ресурсов (МР);

· Организация внутрипроизводственного складского хозяйства;

· Прогнозирование, планирование и нормирование расходов МР в производстве;

· Организация работы внутрипроизводственного технологического транспорта;

· Управление запасами МР, незавершенного производства (НП), ГП на всех уровнях;

· Физическое распределение МР и ГП (внутрипроизводственное) и др.

Существует два типа производственных логистических систем: толкающего (выталкивающего) типа и тянущего (вытягивающего) типа.

Толкающие системы характеризуются следующим: время выполнения каждой операции устанавливается общим расписанием, к этому времени операция должна быть завершена; Полученный продукт далее «проталкивается» дальше и становится запасом НП в начале следующей операции. Этот вариант игнорирует то, что в настоящее время делает следующий участок, а он может быть занят или ожидать поступления НП. Результатом становятся задержки в работе и рост запасов незавершенного производства.

Вытягивающие системы характеризуются следующим: когда в ходе одной операции заканчивается обработка единицы продукции, посылается сигнал на предыдущую операцию и сообщается, что требуется другая единица для работы. Другими словами, предыдущая операция отправляет обрабатываемую единицу только тогда, когда получает на это запрос.

Системы выталкивающего типа основываются на строгом графике производства и дают возможность применения систем планирования ресурсов (MRP – I, МRP – II). Планирование осуществляется на основе следующих источников информации (рис.4.2):

Основного графика, где указывается объем каждого продукта, изготавливается в каждый промежуток времени;

Ведомость спецификации материалов, где перечисляются материалы, необходимые для производства каждого вида продукции;

Учетная документация по запасам, где показано наличие материалов.

Рис.4.2. Процедура планирования потребности в материалах,
основанного на производственных графиках

Вытягивающие системы работают в соответствии с концепциями точно-в-срок и быстрой реакции на запросы потребителей. Примером вытягивающих систем является система КАНБАН, рис.4.3.

Условия функционирования системы КАНБАН:

1) Все материалы хранятся и перемещаются в стандартных контейнерах, для каждого материала используется свой контейнер.

2) Контейнер перемещается только тогда, когда к нему прикрепляется канбан перемещения.

3) Когда одни участок нуждается в материалах (запас НЗП до уровня повторного заказа), к пустому контейнеру прикрепляется канбан перемещения. Это сигнал для отправления контейнера на предыдущий участок или участок хранения НЗП.

На этом участке к контейнеру прикрепляется канбан производства, и конейнер передается на предыдущий участок.


Рис. .4.3. Система «канбан» с двумя картами


4) Это сигнал для производства следующий порции товара, достаточной для заполнения контейнера.

5) Контейнер заполняется, к нему прикрепляется канбан перемещения, и отправляется на следующий участок

Преимущества вытягивающих систем очевидны: снижение запасов, сокращение времени выполнения заказа, сокращается время производства продукции, более полная загрузка оборудования, повышенная производительность, упрощенное планирование и диспетчирование, повышение качества материалов и продуктов и др.

Проблемы, возникающие в производственных логистических системах вытягивающего типа:

Долгое время до существенного улучшения

Зависимость от высокого качества материалов, поставляемых поставщиком

Зависимость от способности поставщиков обеспечивать потребность в точные сроки

Необходимость разработки динамичных графиков

Зависимость от времени переналадки оборудования

Противодействия со стороны персонала

Работа сотрудников в обстановке повышенного стресса и др.

3) Функциональная область логистики «распределение»

Цель – интегрированное управление логистическими функциями и операциями продвижения готовой продукции и сопутствующим сервисом от производителей и/или оптовых торговых компаний до конечных или промежуточных производителей

Задачи распределения на микроуровне:

· Организация получения и обработки заказа;

· Выбор вида упаковки, комплектация и т.д.;

· Организация доставки и контроль за транспортировкой;

· Организация послереализационного обслуживания.

Задачи распределения на макроуровне:

· Выбор и построение распределительной системы (каналов распределения);

· Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории;

· Определение оптимального расположения распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории.

Решения в области распределения определяются двумя концепциями: специализация и ассортимент. Специализация на определенных операциях и/или функциях позволяет фирмам выполнить их наилучшим образом. Как правило, в системах распределения привлекают логистических посредников для выполнения функций: транспортировка, складирование, грузопереработка, организация продаж и т.п. Логистические посредники, специализирующиеся на отдельных функциях и операциях могут их выполнить лучше и более эффективно, чем фирма-производитель.

Концепция продуктового ассортимента заключается в создании комплекта материалов, продукции и т.п., требуемого конкретным потребителям. Процесс создания такого продуктового микса включает три этапа: концентрацию (сбор), кастомизацию (сортировку и группировку) и рассеивание (отправка в конкретное место).

Логистические посредники в распределении выполняют следующие функции:

а) функции (операции) физического распределения (транспортировка, складирование, упаковка, грузопереработка и т.п.);

б) функции обмена (купли-продажи);

в) поддерживающие функции (страхование рисков, информационная поддержка, финансирование и т.п.)

Наличие посредников значительно усложняет принятие эффективных решений. Основные проблемы возникают в области согласования локальных групп посредников и глобальными, или стратегическими, целями фирмы-организатора логистического процесса. Необходимо учитывать кооперацию логистических посредников (ассоциации, союзы, связанные взаимоотношения и другие формы), их конкуренцию и возникающие между ними горизонтальные (между посредниками одного уровня) и вертикальные (между посредниками разных уровней) конфликты.

4) Логистическая функция «транспортировка»

Транспортировка является ключевой логистической функцией, связанной с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в транспортных средствах по определенной технологии. Транспортировка, помимо перемещения грузов, включает такие логистические операции, как экспедирование, грузопереработку, упаковку, таможенные процедуры, страхование рисков и т.п.

Выполнение всех логистических операций транспортировки производится с целью обеспечения доставки нужной продукции требуемого количества и качества в заданное время и с оптимальными затратами. Значение транспортировки в логистике достаточно велико. По разным оценкам, затраты на транспортировку составляют от 20 до 70 % от общих затрат на логистику и могут доходить до 300% от себестоимости производства продукции по различным отраслям и компаниям.

Обеспечение транспортировки в логистике требует управления грузопотоками, следующими от конкретных пунктов зарождения до конкретных пунктов погашения. Для этого необходимо решение следующих задач транспортировки:

Обеспечение технологического единства транспортно-складского хозяйства, совместное планирование производственного, транспортного и складского процессов;

Выбор рационального способа транспортировки грузов: унимодальной, мультимодальной, интермодальной и т.п.;

Выбор вида (видов) транспорта;

Выбор транспортных средств;

Выбор логистических посредников в транспортировке (перевозчиков, экспедиторов, агентов, терминалов и т.п.);

Определение рациональных маршрутов;

Распределение транспортных средств по маршрутам;

Оценка качества транспортного сервиса;

Определение логистических издержек, связанных с транспортировкой;

Обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласования их экономических интересов, распределения рисков и ответственности.

Технологии доставки стали базироваться на концепции интеграции транспорта и материально-технического обеспечения, что привело к постепенному органическому срастанию транспорта с обслуживаемым производством. Транспорт является ключевой частью логистической цепи.

Транспорт – это, во-первых, комплекс технических средств для осуществления транспортировки грузов и пассажиров; во-вторых, отрасль экономики страны, обеспечивающая бесперебойное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.

Транспортная система – комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимозависимости и взаимодействии при выполнении перевозок.

Рынок транспортных услуг – экономическая система отношений со встроенным организационным механизмом управления транспортной системой, посредством которого формируется отношения обмена между покупателями и продавцами транспортных услуг.

Оценивая значение отдельных видов транспорта, обычно подчеркивают их следующее разделение:

· по степени универсальности перевозок, наиболее универсальными являются морской и железнодорожный;

· по масштабам международных сообщений – межконтинентальные: морской и воздушный; внутриконтинентальные и региональные: все остальные;

· по скорости доставки, наиболее эффективные воздушный и в определенной ситуации автомобильный;

· по перевозкам отдельных видов грузов, таких как жидкие и газообразные, трубопроводный.

Решение любой задачи выбора производится на основе определенных критериев. Логистические процедуры выбора в транспортировке – это сложные многокритериальные задачи, решаемые с учетом системы критериев. Основными критериями выбора варианта транспортировки являются стоимость доставки, время, затрачиваемое на перевозку, качество доставки, выполнение сопутствующих услуг и др.

5) Логистические функции «складирование» и
«грузопереработка»

Охватывает процессы формирования складской сети, эффективного функционирования складского хозяйства и управления логистическим процессом на складе.

Современный крупный склад- это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций:

1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;

2. Выравнивание интенсивности материальных потоков в соответствии со спросом потребителя;

3. Хранение запасов;

4. Унитизация (объединение) грузов;

5.Предоставление услуг, например, подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т. д.); проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж; придание продукции товарного вида, предварительная обработка; транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

Классификация складов приведена на рис. 4.4.

В складировании решается три вида задач:

1) задачи проектировочного характера, а именно: задачи выбора количества складов, размера (мощности) складских сооружений, выбора формы собственности складов и форм снабжения в складской сети (централизованное или децентрализованное);

2) задачи, так называемого, микропроектирования, когда разрабатываются компоновочные решения складских площадей и объемно-планировочные решения зоны основного хранения.

3) задачи организации логистического процесса на конкретном складе.

Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Схема логистического процесса на складе показана на рис.4.5.

Для решения данных задач складирования требуется выбрать вид складирования, позволяющий наиболее полно использовать объем склада. Различают следующие виды складирования.

Введение.

Логистику рассматривают как совокупность действий для комплексного управления циркуляционными материальными и информационными потоками в сфере экономики и как междисциплинарную науку.

Логистика как наука устанавливает связь между запасами, вместимостью, производительностью и гибкостью системы, позволяет преодолеть инерционные процессы при переходе от частично оптимальных к полностью оптимальным системам.

Логистика в методическом плане основывается на общеизвестных подходах, которые применяют при планировании и управлении производственными и экономическими системами. Вместе с тем, для управления логистическими цепями используют также специфические методы, вытекающие из особенностей учения материальных потоках и концепции системного подхода. Эта особенность находит свое выражение в методах решение многоразмерных оптимизационных задач, которые ставятся в рамках макрологистических систем.

Вариант №4.

1.Алгоритм построения логистических систем. Интегрированные логистические системы.

Логистическая система – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции (ЛФ), например, промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. ЛС, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель ЛС – доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек.

Построение логистических систем обычно реализуются по следующему общему алгоритму:

1.Сбор и анализ необходимой информации для построения такой системы при соблюдении необходимых ограничений для ее функционирования.

2.Четкая формулировка цели и задачи создания системы, а также принимаемых при этом ограничениях.

3.Анализ недостатков существующих систем управления и возможных путей их устранения.

4.Определение данных о потребных входных и выходных материальных, финансовых и информационных потоках, циркулирующих между системой и внешней средой.

5.Разработка возможных вариантов создаваемой логистической системы при выборе наилучшего по установленному экономическому критерию.

6.Согласование интересов всех участников этой системы и документальное оформление между ними.

7.Детальная разработка концепций логистической системы с позиций макро- и микрологистики. При изучении процессов в логистических системах возможно применение двух принципиально различных подходов. Один из них –локальный, другой – системный. Системный подход и системный анализ предполагают, что система сама по себе сложный объект, где необходимо учесть:

1).тесную связь между обилием факторов, определяющих поведение этой структуры;

2).неполную определенность поведения системы и особенно в процессе ее развития. 2.(78с.)

Системный подход позволяет установить принципы, на основе которых разрабатываются логистические системы и осуществить внедрение в практику оптимизационное решение по общему для всей этой структуры критерию. Но с другой стороны, если эта система становится слишком громоздкой, ее невозможно реализовать с практической точки зрения. В этом случае целесообразно деление на ряд подсистем, а входную и выходную информацию в них учитывать в возможных оптимальных вариантах. Но в любом случае системный подход объединяет в рациональных соотношениях методы анализа и синтеза систем.

В основу построения логистических систем заложены четыре основные парадигмы: аналитическая, технологическая (информационная), маркетинговая и интегральная.

Аналитическая парадигма представляет собой первоначальный классический подход к логистике как к теоретической науке, занимающейся проблемами управления материальными потоками в производстве и обращении. Примером концентрации исследований вокруг аналитической парадигмы являются американские университеты, где логистика - одна из основополагающих дисциплин. Аналитическая основана твердой теоретической базе, использующей при исследованиях методы и модели теории управления запасами, экономической кибернетики, математической статистики, теории массового обслуживания. В итоге разрабатывается сложная экономико-математическая модель,но реализовывать ее на практике трудно, а подчас и не имеет смысла. Поэтому применение таковой ограничено внутрипроизводственными процессами, где существует однотипная и не столь разнообразная исходная информация, и построение экономико-математической модели не вызывает особых затруднений. Для большинства фирм, заинтересованных в интегральномподходе к логистическим исследованиям, аналитическая парадигма неудобна.

Технологическая парадигма появилась в 1960-х гг. и тесно связана с бурным развитием информационно-компьютерных технологий. Философия данной парадигмы заключается в том, что с одной стороны, можно сформулировать общую проблему управления материальным потоком логистического объекта, а с другой - синтезировать информационно- компьютерное обеспечение решения проблемы.

Технологическая (информационная) парадигма в своей основе предполагает решение простых управленческих задач с приминением информационно-компьютерных технологий. Стратегия логистического управления помогает решить ряд административных функций: планирование, закупка материальных ресурсов, регулирование производственных проблем, распределение готовой продукции и др. Примером практического использования являются системы MRP\DRP во внутрифирменном планировании закупок и поставок продукции. Недостатком является то, что такие логистические системы не обладают гибкостью и динамичностью и не способны урегулировать отношения производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции. Логистические системы, построенные на принципах технологической парадигмы, не являются достаточно гибкими и динамичными относительно современных требований развития рыночной экономики.

С начала 1980-х гг. и до настоящего времени в ряде развитых стран при синтезе фирменных логистических систем часто применяется маркетинговая парадигма. Модели, использующие эту парадигму, имеют целью описать и объяснить отношения между логистической системой и возможностями фирмы в конкурентной борьбе.

Маркетинговая парадигма стала развиваться в течении последних двадцати лет и подчиняться стратегической цели фирмы – стратегии конкуренции на рынке сбыта продукции. В основе решения моделей, использующих эту парадигму, лежат качественные и достоверные исходные данные, что, безусловно, затрудняет получение простых аналитических решений. Практическим примером может служить система LDP (систем управления логистической цепью). Эта система обеспечивает:

    концептуальный маркетинговой подход к управлению запасами в распределительной сети внутри фирмы;

    прогнозирование потребностей в материальных ресурсах и спроса на готовую продукцию;

    определение потребностей в транспортных средствах;

    определение оптимального количества звеньев в логистической цепи;

Интегральная парадигма. В моделях логистических систем, спроектированных на основе данной парадигмы, материальный поток представлен в качестве интегратора всего процесса. При этом интегрирующая функция может распространяться на ряд предприятий, организаций, подрядчиков, обобщенных функций, информационных систем и финансовых институтов. Другими словами, логистическая система представляется как интегрированная система, реализующая цели предприятия. 3(145 с.)

Сегодня многие хозяйственные организации на практике, как правило, комбинируют использование трех вышеуказанных парадигм. Однако в последние годы укоренилась и широко распространяется новая логистическая парадигма, которую большинство исследователей называют интегральной. Она, по существу, развивает маркетинговую, учитывая при этом новые предпосылки развития бизнеса на современном этапе, к которым можно отнести следующие:

    новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;

    новые перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные отношения;

    радикально изменившиеся технологические возможности, в частности гибких производств и информационно-компьютерных технологий, которые открыли новые горизонты контроля и управления во всех сферах производства и обращения продукции.

Примером применения интегрированной логистики являются концепция JIT (just-in-time - точно в срок), TQM (Total Quality Management - всеобщее управление качеством), интегрированные системы дистрибьюции и др.

На интегральной парадигме базировалось создание такой логистической системы, как ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) - интегрированной информационной системы, обслуживающей логистический канал. ISCIS реализует интегрированную координацию логистических систем и звеньев на микро - и макроуровнях как по материальным, так и по информационным потокам с помощью онлайнового режима обработки сообщений в телекоммуникационных сетях.

Интегральная парадигма успешно используется при синтезе макроло-гистических структур. В качестве примера можно привести создание мировой сети центров торговли (Trade Point) в рамках международной программы ООН по повышению эффективности мировой торговли (программа UNCTAD 1995-2005 гг.).

Сущность новой интегральной парадигмы заключается в рассмотрении логистики как некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения целей бизнеса. В этой связи считаем целесообразным при формировании интегрированных микрологистических производственных систем для фармацевтических предприятий, включая ГФП, придерживаться интегральной парадигмы и рассматривать логистическую систему как единое целое - интегрированную систему, реализующую цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя.

Реальная потребность в интеграции становится присуща всем коммерческим предприятиям, независимо от отраслевой принадлежности, точно так же, как организация государственного сектора. Сегодняшние условия развития экономики России настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных,торговых предприятий и компаний, обслуживающих инфраструктуру рынка, в интегрированные логистические системы. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.

Главной тенденцией современности, включая процессы в мировой экономике, становится обретение новых факторов эффективности логистики, слияние ее традиционных сфер применения и образование качественно новой стратегической инновационной системы – интегрированной логистики .

Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:

    Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятия.

    Реальные перспективы и тенденции по интеграции участников логистических цепочек между собой, развитию новых организационных форм – логистических сетей.

    Технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для управления всеми сферами производственно-коммерческой деятельности.

Динамика рыночных отношений, глобализация международного бизнеса и ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных, финансовых и информационных потоков, сокращению числа посредников в логистических цепях, уменьшению устойчивости и надежности их функционирования. Поэтому достижение стратегических целей предприятий становится возможным при трансформации существующих логистических систем в интегрированные логистические сети. Работа предприятий в составе логистических сетей определяет целый ряд преимуществ, связанных с объединением независимых рисков, т.е. уменьшением числа «колебаний» в системе, а также существенным снижением затрат и повышением качества функционирования всей системы. Основная причина их создания кроется в том, что успех фирмы зависит не только от наличия собственных ресурсов, но и умения привлекать ресурсы и конкурентные возможности других участников. Интегрированной логистике свойственны черты движения экономических ресурсов, которые обеспечивают функционирование любого делового предприятия. На рис. 1 представлена схема логистики предприятия, которая обеспечивает функционирование различных потоковых процессов, требующих интеграции. построения логистической системы и акцентирования внимания... по специальному алгоритму . Так, сначала... интегрированную микрологистическую систему , в которой объединены финансовое планирование и логистические операции. Данная система ...

  • Реструктуризация системы управления хозчасти МЛПУ Семеновская ЦРБ

    Дипломная работа >> Менеджмент

    3)8. Частные потоки Интегрированный поток материальный ПАЦИЕНТ финансовый... проектирования логистических систем . 3.4. Принципы проектирования и построения логистических систем , формирования логистических связей. 3.5. Логистические информационные системы и...

  • Совершенствование логистической системы путем оптимизационного сочетания отраслей

    Реферат >> Логика

    Агрохолдингов и тому подобных интегрированных структур. Логистика - это... решений (так называемый алгоритм действий). Знание показателей... системы ; их следует взять за основу при планировании и постановке задач. Принципы построения логистических систем ...

  • Цели и роль информационных потоков в логистической системе

    Реферат >> Логика

    Применения интегрированных информационных и управленческих систем , ... основой для построения всех логистических систем . В... информационных потоков в логистической системе Важность информационной логистической системы , прежде всего... специальному алгоритму на...

  • Ключевые слова

    ЛОГИСТИКА / ИНТЕГРАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / LOGISTICS / INTEGRATION / MANAGEMENT

    Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Шиндина Татьяна Александровна, Салимоненко Екатерина Николаевна

    Интеграция является процессом взаимного приспособления, расширения производственного, экономического сотрудничества, форма интернационализации хозяйственной жизни, объединения хозяйств нескольких субъектов. В процессе интеграции решается одна из главных функций логистики снижение общих издержек. В данной работе рассмотрены некоторые особенности интеграционной логистики , присутствующие сегодня при решении задач в предпринимательских структурах. Интеграция управления по отдельным операциям и функциям, не связанным друг с другом в единый процесс, характерна для операционного уровня интеграции . Каждое из структурных подразделений имеет локальные цели и показатели оценки результатов деятельности, изолированные от оценки их влияния на условия и результаты деятельности других подразделений или служб предприятия. Основой организации работы при операционном уровне являются пооперационные карты процессов или описания бизнес-процессов, а также графики Ганта. Объединение операций и функций, по мнению авторов, приводит к возникновению ограниченно интегрированных функциональных областей, например, управления запасами, управления закупками, складирование и грузопереработка, производство, управление сбытом, управление распределением. Данная частичная интеграция приводит к формированию перечня основных функций, например снабжение, производство, оказание услуг, сбыт.

    Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Шиндина Татьяна Александровна, Салимоненко Екатерина Николаевна

    • Организация деятельности в современном электроэнергетическом комплексе России

      2013 / Салимоненко Екатерина Николаевна, Шиндина Татьяна Александровна
    • Генезис и современное состояние логистической интеграции в условиях глобализации экономики

      2014 / Кузменко Юлия Геннадьевна, Левина Алена Борисовна, Шмидт Андрей Владимирович
    • Логистика закупок: теория и практика реализации (на примере строительной отрасли)

      2014 / Шиндина Татьяна Александровна, Шиндин Евгений Владимирович
    • Методология логистической интеграции торгового обслуживания с позиции уровневого системного подхода

      2014 / Кузменко Юлия Геннадьевна, Левина Алена Борисовна, Воложанин Владимир Владимирович
    • Управление интегрированными межкорпоративными логистическими системами в условиях цифровой экономики

      2019 / Гвилия Н.А., Парфёнов А.В., Шульженко Т.Г.
    • Интеграция функций контроллинга и логистики в цепи поставок

      2018 / Боргардт Елена Алексеевна, Шмырева Анна Владимировна
    • Логистический подход к организации снабженческо-сбытовой деятельности в интегрированных производственных структурах

      2010 / Щеголева Т. В., Белоусова Ю. Г.
    • Концептуальные основы интегрированной логистики

      2017 / Федотова И.В.
    • 2014 / Демченко Александр Иванович
    • Модели и методы эффективного управления хозяйственными образованиями в региональных промышленных комплексах

      2014 / Бутрин Андрей Геннадьевич

    Integration is a process of mutual adaptation, expansion of industrial, economic cooperation, the form of business life internationalization, combining economies of several entities. One of the main logistics functions, namely, the reduction of combined costs is solved in the process of integration . This paper considers some features of integrated logistics , which are present when solving problems in business entities. The integration of management of individual operations and functions, not combined in a single process, is typical for the operational level of integration . Each of the structural units has local targets and indicators of performance evaluation, isolated from the assessment of their impact on the conditions and performance results of other units or services of the enterprise. The basis for work arrangement at the operational level is a step-by-step process map or the description of business processes, as well as Gant charts. The combination of operations and functions, according to the authors, leads to a limited extent integrated functional areas, such as inventory management , procurement management , storekeeping and materials handling, manufacturing, sales management , distribution management . This partial integration leads to the formation of the list of basic functions, such as procurement, manufacturing, provision of services, and distribution.

    Текст научной работы на тему «Интегрированная логистика в организации»

    УДК 658.7 + 339.18 ББК У9(2)30-59

    ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА В ОРГАНИЗАЦИИ

    Т.А. Шиндина, Е.Н. Салимоненко

    Интеграция является процессом взаимного приспособления, расширения производственного, экономического сотрудничества, форма интернационализации хозяйственной жизни, объединения хозяйств нескольких субъектов. В процессе интеграции решается одна из главных функций логистики - снижение общих издержек. В данной работе рассмотрены некоторые особенности интеграционной логистики, присутствующие сегодня при решении задач в предпринимательских структурах. Интеграция управления по отдельным операциям и функциям, не связанным друг с другом в единый процесс, характерна для операционного уровня интеграции. Каждое из структурных подразделений имеет локальные цели и показатели оценки результатов деятельности, изолированные от оценки их влияния на условия и результаты деятельности других подразделений или служб предприятия. Основой организации работы при операционном уровне являются пооперационные карты процессов или описания бизнес-процессов, а также графики Ганта. Объединение операций и функций, по мнению авторов, приводит к возникновению ограниченно интегрированных функциональных областей, например, управления запасами, управления закупками, складирование и грузопереработка, производство, управление сбытом, управление распределением. Данная частичная интеграция приводит к формированию перечня основных функций, например снабжение, производство, оказание услуг, сбыт.

    Ключевые слова: логистика, интеграция, управление.

    Понятие «интеграция» используется во многих областях знания, в каждой из которых его значение имеет некую специфику. В общепринятом смысле интеграция означает состояние связанности дифференцированных частей и функций системы в одно целое или процесс, ведущий к состоянию связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы или организма в одно целое. В экономической теории интеграция - это процесс взаимного приспособления, расширения производственного, экономического сотрудничества, форма интернационализации хозяйственной жизни, объединения хозяйств нескольких субъектов и т. д.

    Интеграция - часто используемый термин в современной науке и практике управления. Интегрированный менеджмент, интегральный менеджер, интегральная концепция логистики - далеко не полный перечень устойчивых словосочетаний, используемых в настоящее время для описания процессов управления организации разного уровня. В связи с этим значение термина «интеграция» требует анализа в данной профессиональной сфере. Об интеграции говорят как о соединении видов деятельности, комплексной реализации функций и управленческих взаимодействий, взаимодействии участников процесса товародвижения, построении организационных отношений.

    Интегрированная логистика в организации:

    Все взаимосвязанные логистические виды деятельности выполняются согласованно - в виде определенной единой функции;

    Отвечает за все виды хранения и перемещения материалов в организации;

    Занимается возникающими проблемами, решая их в интересах всей организации, и старает-

    ся добиться максимальной общей выгоды.

    Интеграция управления по отдельным операциям и функциям, не связанным друг с другом в единый процесс, характерна для операционного уровня интеграции. Каждое из структурных подразделений имеет локальные цели и показатели оценки результатов деятельности, изолированные от оценки их влияния на условия и результаты деятельности других подразделений или служб предприятия. Основой организации работы при операционном уровне являются пооперационные карты процессов или описания бизнес-процессов, а так же графики Ганта.

    Объединение операций и функций приводит к возникновению ограниченно интегрированных функциональных областей, например, управления запасами, управления закупками, складирование и грузопереработка, производство, управление сбытом, управление распределением. Данная частичная интеграция приводит к формированию перечня основных функций, например, снабжение, производство, оказание услуг, сбыт. Функциональный уровень интеграции имеет локальные, но уже более укрупненные, чем при операционной интеграции, цели, задачи, показатели для оценки деятельности. Принципиальным отличием является функциональная изоляция различных служб и функциональных областей друг от друга при достаточно развитой интеграции в рамках каждой из функций или функциональных областей.

    Межфункциональная интеграция позволяет интегрировать усилия всех структурных подразделений и служб предприятия для получения заданного конечного результата. Межфункциональная интеграция часто наталкивается на традиционные препятствия, которыми являются организационная

    Краткие сообщения

    структура, закрепляющая функциональное деление центров ответственности, обязанностей и полномочий; система оценки результатов, отражающая функциональную организационную структуру управления; традиционный подход к управлению запасами; конфигурация информационных систем, которая связана с функциональной организационной структурой управления; отсутствие в организации системы накопления знаний. Межфункциональная интеграция недостаточна для достижения конкурентного преимущества предприятия в современном бизнесе.

    При межорганизационной интеграции производится объединение не только процессов, но и объектов, например, поставщик - закупки -производство - дистрибьюция - потребитель [ 1]. Современное предприятие может быть эффективно только при достижении внешней интеграции на межорганизационном уровне. Одним из элементов механизма укрепления межорганизационного взаимодействия является информационное пространство или информационные потоки, которые позволяют установить с потребителями отношения, при которых потребители сами формируют свой спрос, что позволяет поставляющей организации опираться в планировании своей деятельности не только на прогнозные оценки, которые практически никогда не бывают точными. Построение отношений с поставщиками (потребителями) является одним из путей обеспечения устойчивой работы цепи поставок. Другим путем взаимодействия является более традиционная вертикальная интеграция, когда в рамках предприятий одного собственника (или группы собственников) сосредоточены все или почти все пределы, необходимые для получения готовой продукции. К инструментам развития межорганизационных связей относятся также формирование отношений партнерства, контрактные взаимодействия и развитие стандартов DRP, ERP.

    При управлении организацией может исполь-

    зоваться один, несколько или все из выше названных уровней интеграции деятельности как объекта управления (см. таблицу).

    Логистическая интеграция дает о себе знать на межфункциональном и межорганизационном уровнях деятельности . Объединение элементов бизнес-систем при этом ведется на основе концепция интегрированной логистики (интегральная парадигма логистики), согласно которой информационные и материальные потоки между источником поставок и конечным потребителем управляются в рамках единой системы. Неким интегратором бизнес-процесса являются потоки. В концепции логистической интеграции происходит переход от вертикальной организации управления к горизонтальной организации. Логистическая интеграция стала настолько популярной, что синонимом горизонтальной структуры управления стала так называемая «логистическая структура», а горизонтально организованные предприятия стали называться логистическими. В концепции интегрированной логистики происходит объединение таких интеграторов, как процесс, концепции маркетинг-менеджмента, материальных и информационных потоков .

    Межорганизационную интеграцию на онове логики интегрированной логистики стали называть концепцией управления цепью поставок, которая является не чем иным, как развитым операционным (процессным) подходом к выполнению действий на межорганизационном, а иногда и на межфункциональном уровне управления.

    Материальный поток может рассматриваться как интегрирующий элемент управления. Философия управления, опирающаяся на видение потоков как основных объектов управления получила название логистического подхода к управлению, заключающегося в определенных чертах: минимизация затрат, максимизация уровня обслуживания клиентов, краткосрочная максимизация прибыли, максимальное преимущество над конкурентами.

    Сравнительный анализ традиционного управления и управления на основе интеграции

    Фактор Конфликтный подход Подход на основе сотрудничества

    Прибыль Получение прибыли организацией в ущерб прибыли другой стороны Обе получают прибыль

    Взаимоотношения Одна из сторон доминирует Равное партнерство

    Доверие Небольшое Значительное

    Коммуникации Ограниченные и формальные Всесторонние и открытые

    Информация Ограниченная Открытость и активный обмен

    Контроль Интенсивный Делегирование полномочий и наделение ответственности

    Качество Высказывание претензий Совместное решение возникающих проблем

    Условия контрактов Жесткие Гибкие

    Сфокусированность На собственных операциях На потребителя

    Шиндина Т.А., Салимоненко Е.Н.

    Интегрированная логистика в организации

    В рамках логистической интеграции, прежде всего, интеграция управления может проводиться на базе материального потока, объединяющего все этапы жизненного цикла изделия от идеи конструкции к производству, распределению, продажам, обслуживанию и к повторению цикла. Такой прием сквозного управления получил название логистического. Работа по размещению запасов и управлению ими представляет собой основную область взаимодействия между функциями управления и оперативной деятельностью.

    Материальные потоки являются носителями добавленной стоимости, формирующейся в результате выполнения определенных действий, что подчеркивает связь материальных потоков с другим интегратором - операционным процессом и с концепцией управления цепями поставок.

    Информационные потоки, начиная с конца 50-х годов ХХ века, начали использоваться и развиваться в рамках информационно-поисковых систем, переросших в автоматизированные системы управления предприятием.

    Финансовые потоки, как и информационные, обеспечивают движение материальных потоков и зачастую рассматриваются совместно с ними. Именно на этом принципе основан стандарт МОТ. Финансовые потоки могут выступать в качестве интегратора как на внутрифирменном, так и на межорганизационном, в том числе межрегиональном и межотраслевом уровнях. Логистика рассматривается как профессиональная сфера, обеспечивающая интеграцию на основе потоков. В то же время надо иметь в виду, что управление дви-

    жением потоков подразумевает управление и выполнение всех операций, обеспечивающих это движение. Таким образом, интеграция по потокам основывается на операционном уровне интеграции.

    Схожую логику имеет и концепция управления цепями поставок, в которой материальные, информационные и финансовые потоки рассматриваются как интеграторы цепи поставок.

    Итак, интегрированная логистика - это не только ответственность за снижение издержек, связанных с внутрифирменными затратами, но и ответственность за эффективность и своевременность поставок, выбор между производством продукции или ее приобретением у поставщиков, управление бизнесом на основе вовлечения отдельных взаимосвязанных элементов в интегрированный процесс с целью предотвращения потерь ресурсов.

    Литература

    1. Гусев, Е.В. Тендерные торги в строительстве. Участвовать или не участвовать?: монография / Е.В. Гусев, Т.А. Шиндина. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. - 144 с.

    2. Исаева, А.А. Оценка эффективности инвестиций в развитие логистических систем региона / А.А. Исаева, З.А. Гиматова, Т.А. Шиндина // Вестник ГУУ. - 2010. - № 8. - С. 52-57.

    3. Нефедова, С.А. Производственные концепции производства: логистическая и традиционная / С.А. Нефедова, Т.А. Шиндина // Вестник ПГУ. -2011. - № 1. - С. 41-48.

    Шиндина Татьяна Александровна. Доктор экономических наук, доцент, декан факультета экономики и предпринимательства, заведующий кафедрой «Финансовый менеджмент», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].

    Салимоненко Екатерина Николаевна, ассистент кафедры «Финансовый менеджмент», Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected]

    Краткие сообщения

    Bulletin of the South Ural State University Series "Economics and Management" _2014, vol. 8, no. 4, pp. 195-198

    INTEGRATED LOGISTICS IN AN ENTERPRISE

    T.A. Shindina, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation E.N. Salimonenko, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

    Integration is a process of mutual adaptation, expansion of industrial, economic cooperation, the form of business life internationalization, combining economies of several entities. One of the main logistics functions, namely, the reduction of combined costs is solved in the process of integration. This paper considers some features of integrated logistics, which are present when solving problems in business entities. The integration of management of individual operations and functions, not combined in a single process, is typical for the operational level of integration. Each of the structural units has local targets and indicators of performance evaluation, isolated from the assessment of their impact on the conditions and performance results of other units or services of the enterprise. The basis for work arrangement at the operational level is a step-by-step process map or the description of business processes, as well as Gant charts. The combination of operations and functions, according to the authors, leads to a limited extent integrated functional areas, such as inventory management, procurement management, storekeeping and materials handling, manufacturing, sales management, distribution management. This partial integration leads to the formation of the list of basic functions, such as procurement, manufacturing, provision of services, and distribution.

    Keywords: logistics, integration, management.

    1. Gusev E.V., Shindina T.A. Tendernye torgi v stroitel"stve. Uchastvovat" ili ne uchastvovat"? Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2004. 144 p.

    2. Isaeva A.A., Gimatova Z.A., Shindina T.A. . Vestnik GUU . 2010, no. 8, pp. 52-57. (in Russ.)

    3. Nefedova S.A., Shindina T.A. . Vestnik PGU . 2011, no. 1, pp. 41-48. (in Russ.)

    Shindina Tatyana Aleksandrovna. Doctor of Science (Economics), associate professor, Dean of the Faculty of Economics and Entrepreneurship, Head of the Department of Financial Management, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected].

    Salimonenko Ekaterina Nikolaevna, teaching assistant at the Department of Financial Management, South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected]