Неудачные мировые идеи в бизнесе (6 фото). Самые неудачные бизнес идеи в мире Почему Apple сменила название

Если руководствоваться законом Парето, то из 10 запущенных в реальную жизнь идей 8 провалятся и только две выживут. Мы все любим читать , но часто не задумываемся о том, что огромный процент проектов терпит крах и люди теряют деньги. Порой это суммы в десятки и сотни миллионов долларов.

О таких проектах и поговорим сегодня.

Невозможно вести бизнес без риска. С чего все начинается? Ну, первоначально появляется перспективная идея, в которую возникает желание вкладывать деньги. Причем следует отметить, что хочется вложить не только предполагаемую ранее сумму, но и все, что есть на «балансе», только бы получилось! После остается только ждать … авось, повезет.

Посмотрим на топ-6 бизнес-проектов , которые не оправдали ни вложения, ни надежды инвесторов

Средняя цена на автотранспортное средство данного типа, в зависимости от типа комплектации, варьировалась от 450 000 до 490 000 рублей. Выпуск данной гибридной модели планировался на начало 2015 года.

Размер финансовых инвестиций составил примерно 250 миллионов евро. В течение всего этапа разработок было создано всего лишь четыре рабочих экземпляра. Причем один из них в качестве рекламы был презентован самому известному и провокационному российскому политику – Владимиру Вольфовичу Жириновскому.

Кузов произведенного гибрида Ё-Crossback EV имел всего три двери. К большому сожалению сделать гибридную установку не вышло, по этой причине для работы машины используется только электричество. Закрытие проекта состоялось весною прошлого года.

Бизнес-проект №2. Спутник — поисковая система.

22 мая 2014 года разработчики российской компании «Ростелеком» создали поисковую систему и целый интернет-портал, который получил название «Спутник».

Цена разработки – 60 миллионов долларов США. В первые несколько суток число переходов на другие интернет-ресурсы составило более пяти миллионов. А вот уже на начало сентября 2014 года этот же показатель понизился до отметки в 16 600 посетителей. На данный момент, по статистике «LiveIntrnet» ежемесячно на данном интернет-портале бывает не менее чем 1 000 людей.

Бизнес-проект №3. Транспорт на двух колесах Segway.

Размер финансовых инвестиций – 125 000 000 долларов США. Инновационное транспортное средство было разработано специально для того, чтобы стать заменой привычным автомобилям и изменить привычную транспортную систему в принципе. Невзирая на использование продвинутых технологий, данное средство стало альтернативным вариантом «гибрида» пешей прогулки и езды на авто. Но ведь этому уже давно нашлась замена — велосипед, да и стоимость его в несколько десятков раз доступнее.

Сегодня Segway не стал заменой автомобилю. Он стал чем-то вроде аттракциона, на котором можно покататься в ближайшем развлекательном парке.

Ко всему прочему, уже на первых парах изобретение получило плохую славу. В 2010 году миллионер ДжимиХеселден, который является владельцем компании «Сигвей», в возрасте 62 лет погиб прогуливаясь на инновационном двухколесном транспорте. По нелепой случайности он не смог справиться с управлением и сорвался в речку в Великобритании.

Бизнес-проект №4. Yotaphone.

Данная разработка была выпущена в свет в конце 2013 года. Над проектом совместно с другими трудилась отечественная производственная организация «YotaDevices». Этот lte- телефон оснащен двумя действующими независимыми экранами – жидкокристаллическим и дисплеем, который работает при использовании технологии «‘электронные чернила».

В прошлом году вышла новая модель – Yotaphone 2.

Размер инвестиционного фонда – около 50 миллионов долларов США. За первые тридцать дней в розницу было продано около 600 экземпляров. Сегодня эту разновидность «умного телефона» можно приобрести на рынке, но, к большому сожалению, особой прибыли от этого инвесторы не чувствуют.

Бизнес-проект №5. Сервис Bippy.

Сервис Вippy предназначен для того, чтобы пользователи сети могли делиться с друзьями новостями о своих последних приобретениях, сделанных с помощью карты.

Размер инвестиционного капитала – 13 000 000 долларов США.

Идея не сработала, потому как мало кто из пользователей сети Интернет захотел предоставлять компании-разработчику данные о паролях своих банковских карт. Да и ко всему прочему, покупки в сети не так уж и интересными среднестатистическому обывателю.

Бизнес-проект №6. Авто от производителя «Marussia Motors».

В 2007 году известным автогонщиком и шоуменом Николаем Фоменко при поддержке бизнесмена Ефима Островского была основана одна из самых крупных отечественных автомобилестроительных компаний. Именно эта организация занималась производством «спорткаров» «Маруся».

Уже спустя 7 лет данная компания была объявлена банкротом, и все ее имущество распродали на аукционе.

Общий вклад в проект составил 100 000 000 евро. Но, к большому сожалению, концепт нового автомобиля оказался неспособным к жизни и, как следствие, серийного производства «спорткара» не случилось.

Проект «Маруся» был не единственным.

В начале 2014 года на государственном уровне было выделено 3 600 000 000 рублей для разработки автотранспортного средства, предназначенного для правящих лиц страны. Рабочее имя разработки – «Кортеж». Бюджет планировалось использовать в течение двух последующих лет.

Занимались разработкой ФГУП НАМИ и концерн «MarussiaMotors».

Каждая солидная компания порой ставит перед собой весьма амбициозные задачи - кто-то пытается найти свежие решения в бизнесе, а кто-то создать новый продукт. Все это делается для того, чтобы получить как можно большую прибыль, однако не всем везет. Известны случаи, когда крупные компании терпели убытки в миллионы долларов и пропадали бесследно, а всё из-за того, что выбирали неверную стратегию.

Decca и The Beatles: губительная вкусовщина.

В декабре 1961 года менеджер крупного британского звукозаписывающего лейбла Decca отправился в Ливерпуль, чтобы послушать игру местной группы, созданной четырьмя юношами. Ему показалось, что у ребят есть талант, и он пригласил группу на прослушивание в Лондон. В столице группа потратила на выступление перед боссами студии два часа, исполнив 15 песен. Затем они отправились домой - ждать ответа.

Прошло несколько недель, а ответ все не приходил. Наконец директор студии Дик Роуи, лично присутствующий на прослушивании, прислал менеджеру группы письмо, где говорилось, что Decca не заинтересовалась коллективом - уж слишком они похожи на популярную группу The Shadows! В своем письме Роуи также указал, что гитарный квартет - устаревшая форма для рок-группы: их почти нет в мире и скоро они вымрут совершенно. Надо ли говорить, что группа называлась The Beatles? Вскоре после этих событий «ливерпульская четверка» подписала контракт со студией EMI Records и за несколько лет превратилась в самый популярный поп-коллектив в мире. Заодно задав «классическую» форму для рок-группы - гитарный квартет.

Western Union Telegraph и телефон: роковая недальновидность

В 1876 году самым передовым средством коммуникации в мире был телеграф, и монополия на его использование в Америке принадлежала Western Union Telegraph Company, что делало ее одной самых богатых и могучих компаний в стране. Капитализация Western Union составляла огромные по тем временам $41 млн. Когда успешный изобретатель Александр Белл предложил директору компании Уильяму Ортону купить у него патент на новое изобретение, в которое он инвестировал, магнат был поражен такой наглости. Еще бы: за патент на какой-то там «телефон» дерзкий инвестор просил целых $100 000.

Ортон был настолько взбешен, что не стал даже разговаривать с выскочкой, однако, будучи джентльменом, счел необходимым дать письменный ответ изобретателю. «Мистер Белл, - писал он. - После тщательного изучения вашего изобретения мы пришли к выводу: хотя это и интересный агрегат, он не может иметь никакого коммерческого применения… Какая польза может быть компании от электрической игрушки?»

Ирония судьбы состояла в том, что для того, чтобы использовать телефон, Western Union Telegraph даже не пришлось бы строить новые сети: телефон можно было подключить к уже существующим. Вместо того чтобы продолжать обивать пороги, Александр Белл удержал патент за собой, и через несколько десятилетий его телефонная компания, переименованная в AT&T, стала крупнейшей корпорацией Америки. А патент на изобретение, который мог быть продан за жалкие $100 000, стал самим дорогостоящим патентом в истории.

Надо сказать, что уже через два года Ортон понял глубину своей ошибки и потратил миллионы долларов в попытках отобрать патент у Белла. Утратив честь джентльмена, магнат даже презрел законы об авторском праве и стал строить собственные телефонные сети, которые затем по решению суда были отобраны в пользу компании Белла.

Schlitz: пивное самоубийство

В 1970-е годы Schlitz была второй по объему рынка пивоваренной компанией после Budweiser. Гонка за лидером к тому моменту продолжалась более двух десятилетий - в 1957 году Schlitz даже удавалось вырваться в чемпионы, но преимущество оказалось недолговечным.

В конце 1970-х компания решила нанести Budweiser удар, разработав несложную выигрышную стратегию. Аналитики Schlitz подсчитали, что если удешевить процесс приготовления и сделать цикл более коротким, то можно будет продавать больше пива за меньшие деньги, получая при этом максимально высокую прибыль. В результате Schlitz действительно удалось сократить процесс приготовления напитка с 40 до 15 недель, а большую часть ингредиентов заместить более дешевыми, - например, дорогостоящий ячменный солод заменить бюджетным кукурузным сиропом.

Казалось бы, стратегия давала свои плоды: в первые недели после выпуска новое пиво расходилось на ура, но затем продажи резко упали - выяснилось, что новинка ужасна на вкус и очень быстро превращается в мутную безвкусную водицу. К тому же на дне пустых канистр оставалась отвратительная липкая взвесь, что наводило розничных продавцов на грустные мысли. В результате Schlitz пришлось отозвать 10 млн канистр, а по ее репутации был нанесен удар, от которого компания так и оправилась.

В 1981 году Schlitz закрыла завод в Милуоки, а на следующий год была куплена одним из своих младших конкурентов. Бывший мэр Милуоки, на глазах которого происходил коллапс компании, сравнил ее гибель с крушением «Титаника», перефразировав знаменитую фразу: «Как мог такой огромный бизнес уйти на дно так быстро!»

Ford Model T: нарциссизм как путь к катастрофе

Когда Генри Форд в 1908 году вывел на рынок свою знаменитую Model T, в мире уже существовали другие марки автомобилей. Причем некоторые были даже более дешевыми - но ни одна из них не представляла собой такого сочетания инноваций и надежности. Этим Model T и была обязана своему успеху. В течение нескольких последующих лет марка только дешевела, и казалось, что уже никто не потеснит компанию Форда.

К середине 1920-х стали заметны признаки кризиса: дело в том, что Форд воспринимал свое детище как само совершенство - он оберегал Model T от каких-либо вмешательств в дизайн и техническое оснащение. В 1925 году, более чем через 15 лет после появления, она выглядела примерно так же, как и раньше: была все таким же устаревшим «жучком» с архаичной трансмиссией, высоким уровнем шума и слабым четырехцилиндровым двигателем.

Помощники и даже конкуренты советовали Генри Форду поменять дизайн и «внутренности» машины, однако он продолжал почивать на лаврах. В то время как конкуренты не дремали: в 1923 году доля рынка, принадлежавшая Ford, составляла 57%, но уже к 1925 году упала до 45%, а к 1926-му - до 34%. Конкуренты продолжали уверенный рост, и в 1927 году Форд наконец прислушался к советам: объявил что модель будет обновлена. Но к тому времени компания Форда уже проиграла битву - в том самом 1927-м Chevrolet впервые за всю историю продала больше машин, чем Ford. В 1929 году компании удалось вернуть себе первое место благодаря хорошим продажам новой Model А, но Chevrolet снова забрала первенство уже в следующем году и больше никогда не отдавала его Ford.

Похожую ошибку сейчас, кажется, совершает компания Apple, которой уже не первый год настоятельно советуют увеличить экран iPhone, но она, к сожалению, остается глуха к советам. Многие из солидных акционеров компании утратили веру в нее и избавляются от акций - как, например, Дональд Трамп.

Необщительность

Каждому, кто начинает свое дело, придется искать поставщиков, клиентов, инвесторов, подрядчиков и многих других. Постучаться в дверь и предложить сотрудничество - отличный способ, но он почти не работает. Это можно понять: бизнес не любит лишнего риска, а связываться с незнакомым парнем может быть чревато. Дарси Резак, идеолог позитивного нетворкинга, в своей книге «Связи решают все» рекомендует не пропускать мероприятия с полезными людьми, а также не относиться свысока даже к самым, на первый взгляд, невлиятельным знакомым. Еще одна заповедь Резака - это использование старых добрых визиток. Они помогут людям запомнить имя и название компании нового знакомого. Чтобы информация не терялась, Резак оцифровывает все до единой визитки, что к нему попадают. Аналогичный подход у сооснователя платежного сервиса Qiwi Андрея Романенко. Он давно с этим не справляется сам: контактную базу, в которой только поставщиков 40 тысяч, помогает вести секретарь. Подход явно работает: Qiwi давно стала крупнейшей платежной сетью России, ее капитализация превышает два миллиарда долларов.

Консерватизм

Известный калифорнийский предприниматель Рауль Варшнея, создавший SMM-сервис для стартапов Foster.fm , считает , что провал неминуем, если не суметь быстро адаптироваться. Рынок и потребности клиентов меняются молниеносно, вы должны быть готовы бросить все, над чем работали полгода, если это необходимо. Слепо придерживаться бизнес-плана - путь неудачников, так что надо быть готовым к изменению курса. У основателя венчурного фонда 500 Startups Дейва Макклюра похожий подход. Он говорит , что ничего не получится у тех, кто проработал в корпорации пять и больше лет. Такие люди слишком дорожат стабильностью.

Узкое мышление

В обсуждении ранних признаков провала стартапа на Quora упоминают выбор слишком узкой ниши . Правильно выбранная ниша может помочь стартапу выстрелить, но, если она чрезмерно узка, это смерть для бизнеса. Оценивая идею стартапа, обязательно нужно проверить ее на возможность масштабирования или даже глобальной экспансии. Без этого о привлечении инвестиций можно забыть.

Расточительность

Фаундерам ни к чему тратить половину стартового капитала на аренду красивого офиса, компания вполне может обойтись без секретаря, а найм самых дорогих специалистов оправдан далеко не всегда. О плюсах бутстрэппинга (основатели при таком подходе не привлекают внешнего финансирования и оставляют контроль у себя) можно говорить бесконечно, но экономить при этом приходится по умолчанию. Но важно не просто считать каждую копейку, а стараться оптимизировать процессы. Про бутстрэппинг написано немало книг, но одна из самых исчерпывающих - «Библия бутстрэппинга» Сета Година, которую можно скачать бесплатно .

Слепое копирование

Успех идеи в США совсем не гарантирует успеха в России. Дело в размерах рынка. Допустим, вы делаете приложение для айфона, аналог которого в Штатах скачали миллионы пользователей. Но там живет, по данным ComScore на 2014 год, 70 миллионов пользователей айфонов, а в России - лишь 6,5 миллиона. Ситуацию усугубляет стоимость услуг программистов, в Москве она почти достигла уровня США. Ждать, когда они окупятся, придется долго. На этом фоне подход российских инвесторов кажется бесчеловечным - они до сих предпочитают вкладываться в то, что уже выстрелило на Западе, оригинальным проектам очень сложно добиться финансирования. Но это лишь еще один повод следовать заветам бутстрэппинга. Смотрите пункт 4.

Неудачный выбор команды

Обычно стартаперам рекомендуют не начинать дело с друзьями или родственниками, но из этого правила есть масса исключений. Например, брат сооснователя «Вконтакте» Николай Дуров - скромный гений, ответственный за техническую часть социальной сети. Навыки человека важнее наличия или отсутствия родственных связей. А еще важен баланс. Сооснователь тревел-стартапа Mozio.com Дэвид Литвак считает, что если у компании есть несколько нетехнических основателей и всего один программист, то ничего хорошего из этого не выйдет . При этом инвесторы обращают внимание не только на навыки фаундеров, но и на их количество. Например, во ФРИИ всего один основатель - это

Бизнес — дело рискованное. И даже самые успешные предприниматели не застрахованы от неудач. Мы расскажем о 4 провальных решениях в истории крупнейших компаний: МуSpace, Coca-Cola, Western Union и Kodak.

МуSpace

Еще до появления Facebook и Twitter самой популярной социальной сетью был сайт МуSpace. Всего через месяц после еге запуска (в 2004 году) на нем зарегистрировалось более миллиона человек. Все, от рок-звезд до скучающих подростков, создали страницы и начали «френдить» друг друга. Уже через год МуSpace стал самым просматриваемым сайтом в США. В июле 2005 года Руперт Мердок купил социальную сеть за $580 млн. Он старался побыстрее вернуть вложенные средства. Возможно, это и стало основной причиной потери популярности сайта. Немаловажным фактором стало появление их главного конкурента — Facebook, который не был загроможден рекламой и предлагал аналогичные возможности полностью бесплатно. Пик популярности МуSpace пришелся на 2008 году. В это время количество уникальных посетителей достигало 75,9 млн. человек. Однако, Руперт Мердок не смог справиться с натиском Facebook и в 2011 году продал социальную сеть всего за $35 млн. После этого он признался: «Мы сильно облажались, но я узнал много ценных уроков»

Western Union

На сегодняшний момент Western Union нам известен, как один из самых быстрых способов отправить деньги в любую точку мира. Но впервые компания заработала состояние еще в 19 веке. Первоначально она специализировалась на оказании телеграфных услуг. Передача телеграмм по азбуке Морзе в то время было самым быстрым способом отправить сообщение в разные города и страны.

Когда Александр Белл запатентовал телефон в 1876 году, он хотел заработать и предложил компании Western Union выкупить его революционное изобретение за 100 000 долларов. Это было целое состояние на то время, и они отказались. Руководство Western Union не могло представить себе мир, в котором люди променяют удобную телеграмму на звенящие телефоны. В скором времени изобретение Белла стало очень популярным. Western Union наняли команду изобретателей, в числе которых был и Томас Эдисон, чтобы создать что-то подобное телефону. Белл подал в суд за нарушение авторского права и выиграл его. Телеграммы ушли на второй план, а коммуникациями в течение долгого времени правил телефон.

Coca-Cola

Вкус Кока-Колы известен каждому и является уже неким стандартом в мире газированных напитков. Но первоначальная формула, которую изобрел Джон Пембертон в 1886 году, чуть не была уничтожена с появлением главного конкурента – Pepsi.

Руководство компании было обеспокоено тем, что потребители стали переходить на Pepsi. Было принято решило поэкспериментировать со вкусом.

В течение двух лет компания создавала новый рецепт. Критики были единого мнения: обновленная кола лучше прежней.

23 апреля 1985 года американские потребители впервые попробовали новый напиток. В течение нескольких дней компанию завалили письмами и телефонными звонками с просьбой вернуться к старому рецепту приготовления. Доходило до того, что люди стали продавать «старую» Колу на черном рынке. По всей видимости, за эти два года тестирования новой рецептуры никому не пришло в голову задать вопрос: «Действительно ли люди хотят что-то другое?». Уже через три месяца новая кола была заменена на «Coca-Cola Classic», которую мы и видим сегодня на прилавках магазинов. По состоянию на май 2014 года компания Кока-Кола оценивается в более чем $180млрд.

Kodak

Улыбочку! Более 100 лет компания Kodak была синонимом слова «фотография». Основанная в 1880 году в Нью Йорке, компания занимала более 90% всего рынка. В ней работало около 60 000 человек. В 1975 году один из инженеров Kodak изобрел первый в мире цифровой фотоаппарат, который мог создавать 100 000-пиксельное изображение (0,01 мегапикселей). Руководство компании признало потенциал устройства, однако побоялось отказываться от пленочно-бумажной продукции, которая принесла им несметные богатства. К тому времени, как Kodak понял свою ошибку, другие компании были уже далеко впереди. В 2012 году фирма заявила о банкротстве. К тому времени у компании накопилось 6,8 млрд долл. долгов. Было уволено 50 000 сотрудников. Сейчас Kodak специализируется на выпуске картриджей для принтеров и пленки для кинофильмов.

На страницах нашего журнала мы часто говорим об успешных бизнес идеях и как-то забываем освещать промашки бизнеса, особенно крупного. Давайте исправлять ситуацию, к тому же очень интересно подумать о причинах подобных неудач. ведь у крупного бизнеса есть всё - день, целые отделы аналитики и маркетинга.

Инвестиционная компания ОНЭКСИМ известила о стартовавшем проекте по созданию народного, экологически чистого автомобиля. Бюджет его составил порядка 150 миллионов евро. Разработчики заявили, что производство машин промышленными темпами начнется в 2012 году. Недалеко от Петербурга прошла презентация цены на новый автомобиль порядка 360 тысяч рублей. Потом сроки запуска пришлось отложить на 2013 год. И вот в начале этого года стало известно, что первенец сойдет с конвейера к марту 2015 года. Приблизительная стоимость так же возросла до 500 тысяч рублей.

Эксперты полагают, что выпуск е-мобилей останется мечтой, так как коллектив не слишком опытен, а сам проект недостаточно финансируем. ОНЭКСИМ в 2011 году призналась, что в поиске соинвесторов. Источники оценили, что для поддержания проекта еще необходимо инвестиций на сумму 115 млн. евро.

Солнечные батареи

Неудачным примером российского крупного бизнеса послужит проект «Роснано» и группой «Нитол» по изготовлению поликристаллического кремния, который применяется в солнечных батареях «Усолье-Сибирский силикон». С начала 2009 года фирма инвестировала в новый проект 9,4 млрд. руб.

Но данная сфера стала убыточной. Переработка превысила рыночные цены в семь раз. Теперь «Нитол» просит у государства дотацию равную 4,7 млрд. рублей на развитие производства. Мнение экспертов следующее, что у такого производства нет будущего, так как Россия не та страна, где солнечная энергия будет на первом месте как, например в Испании. В ней солнечная энергия привела к повышению цен на электроэнергию.

Сладкое распятие.

В 2004 году американская Russel Stover кондитерская компания выпустила новый продукт. Это была шоколадка в форме распятия пятнадцати сантиметров. Верующее население было возмущено новинке. К нему присоединились высокопоставленные клерики, которые так же посчитали, что распятие в виде шоколада не самый лучший способ донести религиозные чувства.

Традиции Форда.

Генри Форд, впервые в 1908 году, на автомобильный рынок выпустил свою модель Т. В те годы это был первоклассный автомобиль. Время не стоит на месте и автомобильный рынок усиленно развивался. Кроме того появлялись другие компании, а с ними и новейшие модели и типы машин. Но Генри Форд глава Ford Motor не желал приступать к выпуску новых моделей, и компания выпускала все тот же Т. В итоге Генри Форд, лишился 45 процентов рынка.