Выбор фотоаппарата
Свой выбор камеры делал, основываясь на следующих параметрах:
- Чтобы был зеркальный.
Зеркальные камеры обладают значительно более хорошим объективом и кроме того видоискатель совмещен с объективом. Т.е. В глазок вы видите то, что попадает в объектив. Таким образом, получается, сделать так, чтобы все, что надо в кадр попало, а что не надо - не попало. И еще видны все тени и блики, от которых иногда можно избавиться меняя наклон фотоаппарата. - Чтобы был легкий и маленький.
Некоторые люди покупают крутой профессиональный фотоаппарат с набором объективов и штативов. Начитавшись различной литературы по фото, они аргументировано обосновывают свой выбор. А потом - фотографируют мыльницей!!! Я считаю это верхом глупости и гордыни. Аргументируют свое поведение тем, что:
- боятся разбить или потерять дорогую технику,
- тяжело возить с собой.
- хочется быстро щелкнуть и нет времени возиться с настройками.
НУ, ТОГДА ЗАЧЕМ КРУТОЙ ФОТОАППАРАТ!!! Ладно бы покупали богатые люди, для которых 30000 - 60000 руб. - это небольшие деньги. А то ведь люди копят деньги несколько лет, и потом не пользуются. Сделают несколько гадких снимков своей пьяной рожи, любимого кота или ребенка и все. А что снимки гадкие - так ведь мастерство приходит с опытом.
Очевидно проявление гордости: У МЕНЯ ЕСТЬ КРУТОЙ ФОТОАППАРАТ... Но гордость обычно быстро посрамляется: первый нормальный фотолюбитель назовет такого дураком или порезче. - Чтобы был один универсальный объектив: ZOOM / ландшафт
/ портретник
В паломническую поездку лично мне тяжело кроме всех прочих вещей тащить сумку с аппаратурой. И ведь с ней надо ни когда не расставаться - сопрут. И в храме с ней, и причащаться, и к мощам подходить в давке... Так что сменные объективы очень обременительны. Кроме того, часто нет времени их менять. - Чтобы была более менее мощная вспышка
Некоторые начинающие фотолюбители полагают, что вспышка их мыльницы озаряет все вокруг, как молния и пытаются ночью фотографировать с ней ландшафты:). Чтобы в полутемном храме сфотографировать какую-то икону нужна мощная вспышка. Кажется, что она совсем рядом - на потолке. Но до потолка - 5- 20 метров. Мыльничной не хватит. - Чтобы выдерживал дождь, снег и пр. непогоду
.
фотоаппарат должен работать и в снег и в дождь. Как правило, более или менее на это рассчитаны все камеры. Правда, тут - вопрос везения. Я со своим ОЛИМПУСОМ как-то провалился в засыпанную снегом сточную канаву и упал выдвинутым объективом вперед. Вытер грязь и снег, высушил. Работает.
Дополнительные реквизиты
Из дополнительных вещей к ней приобрел:
Штатив GIOTOS RT-8000.
Маленький: 30 см
в длину в сложенном виде, в раздвинутом - немного больше метра. Т.е. аппарат на
уровне груди получается. В магазине говорили, что он для мыльницы, но
спокойно держит и мой ОЛИМПУС, и ЗЕНИТ с большой и тяжелой вспышкой. Главное -
ноги до конца выдвинуть и зафиксировать, и чтобы поверхность ровная была и не
было сильных порывов ветра.
Всегда имею комплект запасных
батареек литиевых CR123.
Два пузатых бочонка.
Зачем это нужно? Ни какие индикаторы зарядки не могут быть точны принципиально и иногда очень сильно врут. Вы думаете, что у вас заряда батарейки хватит на 2 пленки? Может быть, и хватит, но вдруг вспышка не вспыхивает... Однажды я попал в такую ситуацию. Таких батареек не было ни на вокзале, ни тем более в киосках, зайти в которые было возможно. Такие редко где продаются, особенно вдали от Москвы/
На объектив купил нулевый
фильтр
- просто стекляшка для
защиты от грязи и пыли. Протираю его обычным носовым платком. Чтобы не
царапался объектив. Ослабление светосилы минимальное, зато как полезно!
Сумку скромную и ни как не
намекающую на наличие в ней фотоаппарата
сначала использовал от противогаза, а чтобы помягче аппарату было - клал его в
еще в шапку из мягкой шерсти. Потом купил более водостойкую подобного же фасона
и размера.
Почему не фирменный футляр?
- Фотоаппараты воруют...
В православных храмах развелось очень много воров. Почему не борятся с ними? Потому что очень трудно. Вот у нас в монастыре завелась цыганка, которая заставляла ребенка попрошайничать и периодически избивала его в туалете. Вот захожу в сортир - вижу как бьет его. Зову сторожа. Он зовет еще мужиков и гоним ее. Ну, выгнали, а что дальше? Опять придет. Денег на выпивку надо. В милицию сдать - так все равно выпустят, за бродяжничество статьи нет. Но это у нас, где семинария и есть - 60-80 молодых парней - и то с большим трудом удается разгонять обычных попрошаек. Причем во многом благодаря тому, что батюшка не благословил давать им ДЕНЬГИ. Конфеты и еду - пожалуйста. Если поймать вора в храме за руку с поличным - он будет дико визжать, что его христиане убивают, будет сыпать проклятья на всех и вся и найдет среди бабок много заступниц (сам видел в Троице-Сергиевой Лавре). До милиции дело не дойдет. И все воры это знают и потому часто воруют у всех на виду. Во многих приходах все в лицо знают воров и предупреждают постоянных прихожан. ТАК ЧТО ЧЕМ МЕНЕЕ ВАША ФОТОСУМКА ГОВОРИТ О НАЛИЧИИ В НЕЙ ФОТОАППАРАТА - ТЕМ ДОЛЬШЕ ВАШ ФОТОАППАРАТ БУДЕТ ВАШИМ. - Иногда нельзя фотографировать
Некоторым завидно что вы фотографируете. Поэтому, увидев у вас сумку с фотоаппаратом прямо у входа у вас могут попросить сдать ее в камеру хранения - потеряете много времени, а главное - не сфотографируете ни чего. А если не заметят - то можно будет сказать, что не знали и спрятать аппарат в сумку. Все будут довольны: вы сделали кадр, страж сделал вам замечание:))).
Иногда ревностные не по разуму бабки начинают проявлять инициативу и спрашивать:А вас благословили фотографировать?
На это можно ответить:
- А вас благословили делать замечания тем кто фотографирует?
И она заткнется или окажется, что она послана следить за порядком, тогда спокойно убирайте фотик - всякая власть от Бога, даже такая... - Проще доставать из мягкой и широкой сумки, чем из жесткого футляра, особенно озябшими руками.
- Греть руки зимой , ожидая кадра, лучше в теплой мягкой шапке от фотоаппарата чем в холодном пластиковом футляре. Оптика не запотевает, как если бы держать аппарат под пальто.
Как должен быть одет православный фотограф
Максимально скромно и не
броско.
Ни что не должно выдавать у него наличие дорогой (или не очень дорогой) фототехники.
Ни каких ремешков и сумок с эмблемами и рекламой фото-производителей. Наличие
таких вещей - это первая наводка для вора. Помните! Время съемки - несколько
секунд или минут. А ваши вещи могут быть рассматриваемыми часами.
Зимой в куртке должен быть
капюшон.
Во время молитвы под открытым небом (например, на кладбище) шапку принято
снимать. Но вот молебен кончился, и у вас несколько секунд для удачного кадра,
а вы в это время надеваете шапку. Или в помещении шапку надо снимать, есть
возможность сделать кадр, а в руке - шапка. Пока перекладываете из руки в руку
- можете потерять время - около интересующей вас иконы встанет толпа паломников...
Кадр уплыл. Или если, держа шапку в руке будите делать кадр - она может закрыть
объектив. Пусть чуть-чуть - но кадр испортит сильно.
Варежки, перчатки, перчатки без пальцев.
В перчатках руки мерзнут. В варежках неудобно снимать. Есть компромисс - перчатки с отрезанными пальцами и варежечным колпачком. Вроде бы удобно, но этот колпачок часто при съемке попадает в кадр, особенно, когда надо быстро что- то сфотографировать. Так что, по-моему, лучше обычные варежки, но только не шерстяные - волосы лезут в объектив.
Сумка для фототехники
про сумку уже говорили.
Только для женщин.
Говоря про одежду,
следует напомнить, что неблагочестивая одежда у мужиков - шорты и майки с
открытыми плечами, у женщин - непокрытая голова, короткие юбки, брюки, голое
пузо, голые плечи и косметика - ОСОБЕННО НЕДОПУСТИМЫ для православного
фотографа. Если вы, будучи в неблагочестивой одежде скромно затеряетесь в толпе
- вас ни кто и не заметит. Но если будете фотографировать - обязательно
найдется много-много желающих сделать вам замечание. Мало не покажется.
Помните об этом, особенно, милые дамы!
Что можно, а что нельзя
В храме не везде можно ходить. Поэтому, даже если вам в храме разрешили фотографировать - то это не значит, что в поисках кадра вам можно ходить, где вздумается.
Нельзя:
- Проходить между иконостасом и подсвечником или между священником (чтецом, диаконом) и иконостасом. Обходить надо сзади. Количество народа не играет роли.
- Ходить по коврам - они положены для священников.
- Заходить на возвышение перед иконостасом - амвон и солею.
- Становиться ногами на раки с мощами, подсвечники и прочую церковную мебель, а так же садиться на нее (с целью поймать кадр)
- Произносить громкие возгласы типа "отойди", "стой", "снимаю".
- Пользоваться пищалками и бибикалками на цифровых камерах и фотографирующих телефонах.
- Мешать движению людей и особенно священнослужителей.
- Разговаривать во время богослужения.
- Фотографировать моменты службы, когда совершается
таинство:
Крещение,
Миропомазание (не путать с елеяпомазанием)
Евхаристия (причастие)
Не желательно:
- Стоять без необходимости спиной к алтарю.
- Распространять неудачные кадры, на которых изображена святыня (об этом будет еще сказано подробнее).
Желательно
- Перед тем как фотографировать - взять благословение у священника: подойти и сказать: "Батюшка! благословите сфотографировать!" Как правило, они разрешают. Не разрешают фотографировать обычно не священники, а МУЗЕЙ. И поэтому священники иногда не благословляют. Например, на Соловках когда музей был силен - не разрешали фотографировать даже храмы снаружи - заставляли покупать на это специальный билет. Музей сдал позиции - монастырь разрешил. А внутри храмов часто не разрешают фотографировать, чтобы не распространяли плохие фотографии.
- Не фотографировать в храме со вспышкой, а лучше с большой выдержкой и со штативом. Так будет передано естественное освящение.
Как хорошо построить кадр
Умение хорошо построить кадр, т.е. выбрать то, что вы хотите сфотографировать - самое главное в искусстве фотографа. Без этого не поможет самая лучшая техника. Как научиться этому искусству - существует много разной литературы в т.ч. и в Интернет. Я расскажу об особенностях, применительно к церковной фотографии.
Крестный ход.
Как не надо фотографировать.
Женщина в платочке - это очень красиво. Но кадр, состоящий полностью из платочков - это не совсем здорово. А именно это получается, если вы пытаетесь фотографировать крестный ход, находясь в его рядах. Или подняв свою любимую мыльницу пытаетесь сфотографировать обращенное к вам лицо батюшки. Наберитесь наглости, а еще лучше возьмите благословение у любого батюшки (разумеется перед съемкой) и фотографируйте как надо.
Как надо фотографировать
Крестный ход хорошо фотографировать или спереди или сверху, причем желательно, если будет сфотографирован он на фоне храмов - начала и конца пути.
Храмы и люди, люди у храмов.
Не уподобляйтесь коммунистам - не «срезайте» с храмов кресты и купала!
Если хотите сфотографировать человека на фоне храма - пусть он подойдет ПОБЛИЖЕ. Иначе мало кто поверит, что эта маленькая фигурка вдалеке... Особенно это относится к групповым фото. Желающие сфотографироваться у храма паломники обычно сразу становятся у стены храма, как будто их собираются не фотографировать, а расстреливать. Поэтому приходится отойти на нужное расстояние, чтобы попал весь храм, а затем цыпа-цыпа-цыпа....
Еще немного о людях.
Хороший фотопортрет сделать нелегко. Расскажу о нескольких элементарных вещах:
Если фот светлый - то человек на нем будет темный. Поэтому установите на вашем фотоаппарате "вспышка всегда" и желательно "против красных глаз" (мигающая). Иначе мозги фотоаппарата настроятся по светлому фону или по среднему - короче, будет плохо.
Кстати, именно на принципе "черного силуэта" основана православная иконопись. Святой изображен на ярком фоне: нимб - это свечение. Однако черты лица святого светлые, как будто он не загораживает собой свет, а свет проходит через него, наполняет его. Мы - не святые, поэтому на ярком фоне фотографировать не нужно:)))
Обычно дефект происходит когда фотографируют пару. Желая, чтобы люди были в центре - автофокус по центру оказывается на удаленной точке сзади и фокусирует вдаль. Из-за чего люди получаются не в фокусе - не резкие. Поэтому, если вы фотографируете незнакомым аппаратом - лучше наведите на лицо одного фокусировку. Пусть будет снимок не совсем симметричный, зато в фокусе. Подобная беда не происходит, если люди стоят около стенки или иного объекта - даже если и сфокусируется между голов - то расстояние до стенки почти такое же, как и до людей.!
Блики. Попытка научного объяснения, откуда на фотографиях получаются ангелы и бесы?
Против солнца лучше не снимать. А если надо? Тогда приходится экспериментировать - снимать под разным углом, прикрывать объектив. Если аппарат зеркальный - то, имея некоторый опыт можно видеть, где образуется блик и бороться с ним. Пользователи мыльниц блик почти ни как не видят и для них разные удивительные пятна на фотографии - существа из иного мира.
Фотографируем иконы.
Многие священники не разрешают фотографировать в храмах иконы. Правильно делают! Потому что в условиях храма практически невозможно это сделать хорошо по ряду причин:
1. Икону загораживают свечи, лампады, подвески, чьи-то платочки и затылки
2. В темноте при фотографировании со вспышкой на иконе образуется блик
3. Поставить штатив для съемки практически не реально: не где.
4. Из-за невозможности встать перед иконой - фотографируют сбоку, искажая пропорции
5. Подсветка из-за стоящих рядом свечей и светильников создает дополнительные блики
Если икона знаменита - то, как правило, по благословению настоятеля ее фотографирует хороший фотограф, предварительно расположив ее нужным образом, и эти фотографии продаются в церковной лавке. Причем цена сравнима с ценой за обычную фотографию, если печать ее не где подешевле, а в хорошей студии. Те фотографии икон, которые делают паломники - зачастую это не копии икон, а отвратительные карикатуры на эти иконы, ибо карикатура - суть искаженное изображение. Поэтому я очень редко фотографирую иконы. Да и то, только тогда, когда есть какой то шанс сделать это хорошо, потому что иконы размещены соответствующим образом. В противном случае говорю: "снимайте сами, я не смогу".
Крещение ребенка является одним из самых главных моментов в жизни человека. Такое волшебное событие, великое Таинство, запечатленное в фотографиях, станет бесценным вкладом в вашу семейную летопись.
В данном виде съемки важно с особой тщательностью подойти к выбору фотографа. Съемка в церкви считается одним из самых сложных видов репортажной фотографии. Недостаток света в Храме, большое скопление людей вокруг малыша, необходимость быть незаметным и деликатным относительно происходящего действа - всё это ставит непростые задачи перед фотографом. В таких условиях только опытный профессионал, хорошо подготовившись с технической точки зрения и, непременно, заручившись благословением батюшки, сможет поймать самые важные моменты, самые удачные ракурсы, самые яркие эмоции.
Делая свой выбор в пользу православного фотографа Екатерины Ефремовой, вы можете быть уверены, что она справится со съемкой любого уровня сложности. Екатерина Ефремова с 2009 года занимается детской и семейной фотографией, но еще одним любимым её направлением является православная фотосъемка. Работы Екатерины Ефремовой выставляются на православных выставках в России и за рубежом.
Наш сегодняшний автор не просто «священник, увлеченный фотографией». Отец Игорь Палкин - профессиональный фотограф. И если образ батюшки, взявшего фотоаппарат в руки, чтобы выразить любовь и восхищение перед миром, уже привычен для читателей «Фомы», путь отца Игоря, от фотоискусства - к Церкви, необычен и потому особенно интересен.
Свои первые шаги в фотографии Игорь Палкин сделал в газете «Татьянин день» - одном из первых православных СМИ в России, которое издавалось храмом святой мученицы Татианы при МГУ. В девяностые годы работа в таком издании была сродни первооткрывательству: журналисты-энтузиасты «Татьяниного дня» ломали многочисленные стереотипы, сложившиеся вне Церкви - о Церкви. В том числе и стереотипы изобразительные, по вине которых Русская Православная Церковь приобретала в глазах современных людей лубочный образ: «свечка, купола, золото икон». Молодежное издание пыталось показать красоту Православия не только привычными, но всеми возможными красками.
По-настоящему увлекшись работой в газете, фотожурналист Игорь Палкин остался в Татьянинском храме, став сначала простым прихожанином, потом - алтарником, диаконом и, наконец, священником.
Но жизненные обстоятельства сложились так, что своей профессии священник не бросил; и теперь благодарен Богу за это! Сейчас отец Игорь Палкин - штатный фотограф Церковно-научного центра «Православная энциклопедия». Командировки дают ему уникальную возможность увидеть и запечатлеть на фотографиях Русскую Церковь как она есть: в огромных мегаполисах и заброшенных деревеньках, в великие праздники и церковные будни, и не только в России, но в Белоруссии, Украине…
И куда бы ни приезжал батюшка, он делает живые, одушевленные фотографии. Живые, потому что в центре их всегда человек. Даже если в кадре нет лица или абриса тени, в нем есть удивительное ощущение присутствия, тепло, оставленное кем-то. Вот священник на Литургии, припавший к полу в земном поклоне - символ светлой скорби… Вот два человека: остановившийся перед живописным полотном завороженный посетитель и его собеседник, смотрящий из глубины картины.
Отец Игорь - принципиальный противник «подглядывания» за жизнью других людей. И дело даже не в том, что он отрицает всякую возможность репортерской съемки (для фотографа-профессионала это было бы странно), а в том, что люди, по его печальному опыту, негативно реагируют на фотографа, «крадущего» минуты их жизни, берущего их без спроса, тайком, вероломно.
«Мне интересно найти душевный контакт с тем, кого я снимаю, чтобы он открылся, а не угрюмо или смущенно замкнулся перед объективом. Каждая фотосессия для меня - Встреча с большой буквы, возможность прикоснуться к тайне чьей-то души. Получается ли это у меня - не знаю… пусть рассудят те, кто увидит мои работы!»