Сколько лет действует специальная оценка условий труда. Как часто проводится специальная оценка условий труда рабочих мест

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

Каждый работодатель должен помнить о том, что проведение специальной оценки условий труда рабочих мест - это его обязанность, закрепленная на законодательном уровне в Трудовом кодексе РФ. За ее неисполнение, либо исполнение неподобающим образом он может быть привлечен к ответственности.

Общая информация

Которую далее мы будем именовать для простоты восприятия СОУТ, была введена в действие Федеральным законом с 01.01.14 г., заменив предшествующую ей аттестацию рабочих мест. Она является обязательным мероприятием, проводимым работодателем совместно с привлекаемой специализированной организацией.

Нарушение трудового законодательства влечет наступление ответственности, которая может выражаться не только в наложении штрафов, ставших в последнее время весьма крупными, но и в определенных последствиях уголовно-правового характера. Важно запомнить для себя раз и навсегда, что такое СОУТ, каковы сроки проведения специальной оценки условий труда, а также некоторые особенности ее осуществления на практике и информацию о мероприятиях, проводимых после ее завершения.

Официальное определение понятия СОУТ

Определение СОУТ дано в части первой ст. 3 ФЗ № 216, принятого 28.12.13 года. Согласно данной норме, она является единым комплексом осуществляемых последовательно мер по выявлению факторов трудового процесса и среды производства, определяемых, как вредные и/или опасные, оценке уровня их влияния на работника. При этом учитывается фактическое отклонение показателей от установленных государством гигиенических требований, применение средств защиты (коллективной и индивидуальной).

В чем заключается суть СОУТ?

Суть организации проведения специальной оценки условий труда заключается в следующем. Независимая специализированная компания проводит детальный анализ состояния условий, в которых работники трудятся, причем работает она по приглашению работодателя. Рабочие места в организации, на которых планируется проведение проверки, определяются заранее. Главная цель процесса - это выявление факторов производства, определяемых как опасные и/или вредные, далее проводится оценка уровня их влияния на работника. Под ними следует понимать такую совокупность факторов, которые, оказывая влияние на человека, могут привести к получению травмы или развитию заболевания.

Имея на руках результаты СОУТ, специалисты компании, занимающейся ее проведением, устанавливают подклассы (классы) условий на тех местах, которые были обследованы. Утвержденная законодателем методика проведения специальной оценки условий труда различает в зависимости от степени выраженности вредного и/или опасного влияния четыре класса: опасный, вредный, допустимый и благоприятный. Отнесение к той или иной категории сказывается на размере страховых взносов, которые перечисляет в ПФР работодатель.

Кроме того, деление условий труда на классы, степени напрямую влияет на уровень предоставляемых сотрудникам, занятым на опасном и/или вредном производстве, компенсаций и гарантий (сокращенное время работы, дополнительный отпуск и денежные выплаты).

Рабочие места, подлежащие СОУТ

В ТК РФ (ст. 209, ч. 6) законодатель устанавливает, что рабочим следует считать то место, на котором сотрудник обязан находиться, либо куда необходимо ему прибыть в связи с характером работы, и над которым косвенным или прямым образом осуществляется контроль со стороны работодателя. На первый взгляд все довольно просто. Однако имеет некоторые особенности. Так, СОУТ проводится на всех существующих у работодателя рабочих местах, за исключением дистанционных сотрудников, тех, что осуществляют трудовую функцию на дому и работников, которые работают у физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, спецоценка не может быть проведена на рабочем месте, которое в настоящий момент является вакантным. По данному поводу были даны разъяснения Минтруда России.

Список подлежащих спецоценке мест работы, в т. ч. и аналогичных, в организации составляется, а затем утверждается специально созданной комиссией работодателя.

Рабочие места, признаваемые аналогичными

На самом деле, на практике у работодателей сложности возникают не столько при определении срока проведения специальной оценки условий труда, сколько при составлении перечня аналогичных (похожих) рабочих мест. Более чем в половине случаев список формируется неправильно.

Во-первых, работодатель самостоятельно принять решение о признании конкретных рабочих мест аналогичными не может, т. к. это задача эксперта организации, занимающейся проведением СОУТ. Во-вторых, оно должно быть утверждено в завершении комиссией по проведению спецоценки.

Обратите внимание на то, что аналогичные места обладают совокупностью общих признаков:

  • однотипное (одинаковое) оснащение системой отопления, освещения, вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • расположение в одном или нескольких одинаковых (однотипных) производственных зонах, либо помещениях;
  • работники занимают одну должность и трудятся по одной и той же специальности или профессии;
  • сотрудники выполняют одинаковые функции (трудовые) в условиях однотипного технологического процесса и при идентичном режиме рабочего времени;
  • сотрудники в работе используют одинаковое оборудование и инструменты, материалы и сырье, приспособления;
  • работники оснащены одинаковыми (идентичными) СИЗ.

В соответствии с установленным порядком проведения специальной оценки условий труда, при наличии в компании рабочих мест, являющихся аналогичными, исследуют их не все, а 20% от общего количества, но не менее 2-х. Результаты СОУТ при этом распространяются на все.

Результаты СОУТ

Результат проведения СОУТ выражается в установлении на каждом конкретном месте работы класса условий труда. Данная работа выполняется экспертом организации, занимающейся проведением спецоценки. Итоги должны быть оформлены в виде отчета по установленной форме. В нем ставят свои подписи все члены комиссии работодателя, а затем в течение трех дней (рабочих) уведомляют об этом организацию, проводившую СОУТ.

Отчет есть не что иное, как комплект документации, включающий в т. ч. сведения об организации и работодателе, протоколы замеров, карты спецоценки.

Использование результатов СОУТ

Результаты должны применяться с даты подписания всеми членами комиссии отчета о проведении специальной оценки условий труда. Срок ознакомления работников с ними, предоставляемый законом, тоже начинает исчисляться с этого времени.

Когда условия труда по итогам СОУТ признаются опасными и/или вредными, работодатель обязан своим сотрудникам:

  • предоставить компенсации и гарантии, предусмотренные ТК РФ;
  • обеспечить их средствами (сертифицированными) для коллективной защиты и индивидуальной;
  • предоставлять молоко и иные пищевые равноценные продукты.

Кроме того, в сферу обязанностей работодателя входит проведение мероприятий, целью которых является изменение в лучшую сторону условий труда сотрудников. Например, снижение уровня загазованности, запыленности воздуха, модернизация производства.

Если среды, определяемые как опасные и/или вредные, не выявлены, и условия труда официально признаны безопасными, работодатель в целях поддержания их в таком виде должен осуществлять своевременный и полный контроль над такими местами, а также проводить мероприятия, направленные на поддержание их на безопасном уровне.

Результаты СОУТ: ознакомление работников

Ознакомление сотрудников с результатами СОУТ - это один из вопросов, который волнует работодателя после проведения специальной оценки условий труда. Какой срок для этого предоставляется, можно узнать, обратившись к тексту ФЗ № 426.

Работник должен быть ознакомлен в течение тридцати дней (календарных), отсчет при этом начинается с момента утверждения (подписания всеми членами комиссии) отчета о результатах СОУТ. В данный промежуток не включается период нахождения работника на больничном листе, в отпуске, командировке или межвахтовый отдых.

Факт ознакомления должна подтверждать подпись сотрудника в карте СОУТ. С документом также каждый раз знакомят вновь принятых работников.

Работник не принимает результаты спецоценки: что делать?

Довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда работник отказывается знакомиться с результатами СОУТ, либо категорически с ними не согласен. В этом случае представителю работодателя необходимо оформить акт, подтверждающий это, и засвидетельствовать его, как минимум тремя подписями. В комиссию можно пригласить начальника или специалиста кадровой службы, руководителя структурного подразделения, в котором работник трудится. Кроме того, сотруднику нужно разъяснить его право на обращение в Трудовую инспекцию с целью обжалования результатов СОУТ.

Срок проведения специальной оценки условий труда по плану: впервые, повторно

Если СОУТ работодатель проводит впервые, и причиной тому служит принятие ФЗ № 426, то предусмотрены переходные положения, касающиеся сроков. Существует три варианта развития дальнейших действий:

  1. На рабочем месте ранее была проведена аттестация (АРМ). В этом случае СОУТ организовать работодатель обязан в срок не позднее пяти лет. Отсчет начинается с даты утверждения результатов последней аттестации. Однако следует помнить, что если срок действия ее результатов истек, т.е. прошло более пяти лет, спецоценку проводят безотлагательно. В противном случае есть риск привлечения к адм. ответственности.
  2. На рабочем месте ранее никогда не проводилась АРМ, оно не включено в список, указанный в п.п. 1, 2-й части шестой статьи 10 ФЗ № 426 и введено в эксплуатацию до 01.01.2017 г. В этом случае прямого указания на срок проведения специальной оценки условий труда в законе нет. Правовые эксперты предполагают, что руководствоваться нужно ч. 6 ст. 27 указанного нормативно-правового акта. В ней указано, что СОУТ может проводиться работодателем поэтапно, но не позднее 31.12.18 года.
  3. На рабочем месте ранее не проводилась АРМ, и оно включено в список, указанный в п.п. 1, 2-й части шестой статьи 10 ФЗ № 426. В этом случае СОУТ должна быть проведена в самые кратчайшие сроки. Обусловлено это тем, что трудовые условия на данных рабочих местах заведомо принадлежат к категории опасных и/или вредных.

Повторная плановая СОУТ проводится не позднее 5 лет с того момента, как был утвержден отчет последней спецоценки.

Внеплановая специальная оценка условий труда: срок проведения

Проведение внеплановой СОУТ организуется на вновь образованных рабочих местах (недавно введенных в штатное расписание). Для этого работодателю предоставляется срок 12 месяцев. Отсчет начинается со дня ввода их в эксплуатацию. Аналогичные правила действуют в ситуациях, когда рабочее место перемещают в другое помещение или если на нем меняется технология производства, происходит замена оборудования. Эти изменения могут оказать воздействие на уровень (степень) влияния производственных факторов, определяемых как опасные и/или вредные, на сотрудников.

Существуют из данного правила исключения. Так, в соответствии с законом, установленные сроки проведения СОУТ (специальная оценка условий труда) могут быть уменьшены до полугода. Наблюдается это в случае, если на рабочем месте (ах):

  • произошли изменения в составе применяемых материалов и сырья или (и) используемые сотрудниками средства для коллективной защиты и индивидуальной, что может привести к изменению уровня воздействия факторов производства, определяемых как опасные и/или вредные, на работников;
  • произошел несчастный случай, в котором третьи лица не виноваты;
  • у работника обнаружено профессиональное заболевание.

Кроме того, СОУТ проводится в течение полугода в отношении мест (рабочих), по поводу которых высказал свое мотивированное мнение профсоюз, а затем от него поступило письмо с предложением провести внеплановую спецоценку, либо в отношении которых существует предписание госинспектора труда.

Во всех перечисленных случаях срок проведения специальной оценки условий труда исчисляется со дня их наступления.

Ответственность за нарушение законодательства о СОУТ

Согласно ТК РФ, в сферу обязанностей каждого работодателя входит обеспечение безопасных условий, в которых работают его работники, в т. ч. организация проведения СОУТ.

Неисполнение, либо нарушение порядка (установленного законом) осуществления спецоценки грозит административной ответственностью. Для должностного лица штрафы варьируются в пределах 5 000 -10 000 руб., для юр. лиц - 60 000 - 80 000 руб. При выявлении повторного нарушения сумма денежного взыскания увеличивается практически вдвое, к тому же список санкций расширяется: возможна дисквалификация или приостановление деятельности компании.

Анализируя нормы Федерального закона, можно сделать вывод о том, что нарушением порядка проведения спецоценки признаются, например, следующие действия со стороны работодателей: несоблюдение срока, неправильно оформленная документация (результаты), отсутствие специально созданной комиссии и т. д.

Своевременное проведение спецоценки является одной из важнейших обязанностей работодателя. Это связано с тем, что именно СОУТ является достоверным свидетельством того, в каких именно условиях трудятся работники данного предприятия. Поэтому с момента окончания СОУТ работодателю отводится строго определенный срок, в течение которого полученная документация является действительной. После его завершения процедуру необходимо будет проводить снова.

Сколько действительна специальная оценка условий труда?

Неудивительно, что многие организации волнует вопрос о том, на сколько лет действует СОУТ, проведенная в компании. Эта информация содержится в 426-ФЗ, который является основным нормативным документом, регулирующим выполнение работ в этой области. Так, ст.8 этого правового акта требует, чтобы такая процедура проводилась не реже, чем один раз в пять лет. Таким образом, именно этот период времени является ответом на вопрос о том, сколько действует СОУТ.

После завершения этого срока работодателю необходимо заново пройти процедуру спецоценки по стандартному алгоритму. Это означает, что ему необходимо издать новый приказ о введении в действие СОУТ. Затем привлекается к работе аккредитованная организация, имеющая соответствующую лицензию. После проведения всех необходимых работ формируется итоговый отчет, который утверждается заказчиком.

Действия после СОУТ

После того, как отчет по окончании специальной оценки условий труда утвержден, начинается отсчет пятилетнего срока до следующей процедуры. При этом, помимо утверждения такого отчета, на работодателя налагаются и иные обязанности по осуществлению ряда действий после СОУТ. К ним относятся:

  • информирование работников о результатах проведенной процедуры;
  • размещение информации об итогах спецоценки на официальном сайте компании;
  • предоставление данных об итогах спецоценки в уполномоченные органы. В состав этих сведений входит декларация, подтверждающая соответствие условий труда законодательным требованиям. Она оформляется для мест, имеющих стандартные условия труда, включая оптимальные и так называемые допустимые.

Применение аттестации мест работы вместо СОУТ

До конца этого года в Российской Федерации действует переходный порядок осуществления спецоценки. Он предполагает возможность комбинации СОУТ и аттестации рабочих мест (АРМ), которая проводилась до 2014 года. В случае, если компания провела процедуру АРМ незадолго до начала действия 426-ФЗ и имеет соответствующий документ, срок действия которого пока не окончился, она может отложить проведение спецоценки. Провести ее потребуется в одном из следующих двух случаев — смотря какой из них наступит раньше:

  • окончание срока действия сертификата о проведенной аттестации на предприятии;
  • окончание промежуточного этапа для спецоценки, который завершается 31 декабря этого года.

Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет , если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.

Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то СОУТ в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, за исключением возникновения случаев, при наступлении которых проводится внеплановая СОУТ. При этом работодателю предоставлено право провести СОУТ до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в порядке, установленном действующим законодательством (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

В отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ, СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ).

Иначе говоря, поэтапное проведение СОУТ осуществляется только в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Для тех же рабочих мест, на которых такая идентификация не осуществляется (они указаны в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ), СОУТ должна проводиться безотлагательно . Так, в письме от 08.12.2014 N 15-1/В-1829 Минтруд России указал, что в случае поэтапного проведения СОУТ не устанавливаются количество этапов проведения СОУТ и количество рабочих мест, на которых будет проведена СОУТ в ходе каждого этапа, в связи с чем указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках гражданско-правового договора между работодателем и организацией или организациями, осуществляющими проведение СОУТ.

Данной позиции придерживается Верховный Суд РФ в своих постановлениях от 14.12.2016 N 45-АД16-15 , от 09.08.2016 N 57-АД16-5 , от 22.01.2016 N 36-АД15-5 , от 22.12.2015 N 91-АД15-5 ; Саратовский областной суд (решение от 26.09.2016 N 21-626/2016).

В письме от 20.10.2015 N 15-1/ООГ-5597 Минтруд России указал, что в соответствии с законодательством безотлагательной СОУТ подлежат следующие рабочие места, на которых ранее не проводилась аттестация рабочих мест либо истек срок действия ее результатов:

Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

В связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

На которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия труда (именно эти рабочие места перечислены в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).

Роструд также полагает, что во избежание нарушений трудового законодательства в случае отсутствия действующих результатов аттестации рабочих мест по условиям труда СОУТ должна быть проведена в кратчайшие сроки , в том числе и в целях установления фактических условий труда работников с последующим, при необходимости, предоставлением вышеуказанных гарантий и компенсаций (письмо Роструда от 20.11.2015 N 2628-6-1).

Необходимо учесть, что в соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

Условия труда на рабочем месте.

С начала 2014 года в трудовом договоре с работником обязательно должны быть указаны условия труда на рабочем месте. Работодателю надлежит указать класс (подкласс) условий труда на рабочем месте по результатам проведённой СОУТ.

После проведения СОУТ и утверждения отчёта такое условие необходимо включать в трудовой договор сразу при его заключении с новыми работниками. Если трудовой договор с работником был заключён до проведения СОУТ, то это условие после её завершения включается в договор посредством дополнительного соглашения. Если же работник принят на работу на вновь созданное рабочее место, в отношении которого проводится внеплановая оценка в течение 12 месяцев с момента его создания, такое условие также включается в трудовой договор путём заключения дополнительного соглашения после утверждения отчёта о проведении СОУТ. Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

26.12.2017 13:22:00

Специальная оценка условий труда - процедура, безусловно, обязательная для каждого работодателя в России. И, хотя порядок СОУТ оформлен на официальном уровне, в нем есть довольно либеральные тезисы. Например, сроки проведения СОУТ в организации. Как следует из п. 6 ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, проверку некоторых мест разрешено проводить поэтапно, главное - завершить ее до конца декабря 2018 года.

Специальная оценка условий труда - процедура, безусловно, обязательная для каждого работодателя в России. И, хотя порядок СОУТ оформлен на официальном уровне, в нем есть довольно либеральные тезисы. Например, сроки проведения СОУТ в организации. Как следует из п. 6 ст. 27 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, проверку некоторых мест разрешено проводить поэтапно, главное - завершить ее до конца декабря 2018 года.

Суды по-разному оценивают это требование и порой выносят разноречивые постановления. Случается, что штрафы за упущенные сроки проведения СОУТ достигают двухсот тысяч рублей. Чтобы избежать финансовых потерь, работодателю нужно ясно понимать, с какой периодичностью проводится СОУТ, чем отличаются первичная и последующие проверки, каков срок действия СОУТ и так далее.

СОУТ: ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ И СРОКИ

Начиная свою деятельность, новая организация порой даже не подозревает, какие мероприятия ей необходимо будет провести - даже если они носят сугубо формальный характер. Любое предприятие в России по закону обязано пройти процедуру СОУТ. Сроки проведения впервые (для новых организаций) составляют не более полугода. То есть, после регистрации компании работодатель должен провести проверку условий труда в первые 6 месяцев своей работы.

Если предприятие существует свыше полугода, а проверка с момента его образования ни разу не проводилась, то сделать это необходимо как можно быстрее, а лучше, как говорится, еще вчера. Результаты спецоценки действуют 5 лет, с момента выдачи отчета по итогам проверки. Проведение СОУТ на рабочем месте, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, объясняется тем, что работодатель обязуется обеспечить: безопасность и охрану труда работников; информирование сотрудников о том, в каких условиях они работают и так далее.

Также из ст. 219 Трудового кодекса следует, что сотрудники могут рассчитывать на: безопасность и охрану условий, в которых они трудятся; информирование об опасности/вредности этих условий. Нанимаясь на работу, человек имеет полное право потребовать у своего работодателя информацию об уровне риска и потенциальных (или реальных) вредных факторах в процессе работы. Даже если это касается банального нахождения у экрана компьютера. Если работодатель игнорирует это право и не озвучивают информацию наемному сотруднику, тот может обратиться в орган госнадзора. Сам факт такого обращения уже означает для работодателя штраф в размере 80 тысяч рублей и требование срочной спецоценки условий труда. Если предписание госнадзора остается без внимания, организации грозит приостановка деятельности до 90 календарных дней.

ИТОГИ СОУТ: ЧТО ДЕЛАТЬ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОВЕРКИ?

По итогам оценки вредные факторы могут быть не выявлены вообще. В этом случае рабочее место можно задекларировать в Трудовой инспекции. Раз условия работы на этом месте соответствуют нормам охраны труда, значит, проводить проверку этого места в дальнейшем не нужно. Если в дальнейшие 5 лет работодатель не будет реорганизовывать рабочее место, то внеплановая СОУТ ему не понадобится. Декларация будет автоматически продлена. Тогда срок действия СОУТ составляет 5 лет. Но закон не допускает прерывания в проверках. Поэтому по истечении пяти лет работодатель должен иметь уже результаты обязательно аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ).

Если работодатель провел АРМ не позднее 1.01.2014, то ему разрешено не делать никаких проверок вплоть до истечения срока действия аттестации.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ СОУТ

У любого работодателя могут возникнуть причины для внеочередной оценки.

В таких случаях периодичность СОУТ сдвигается, и организация имеет право провести оценку труда в течение двух временных интервалов: полугода и года.

ЧТО ДЕЛАТЬ ПО ОКОНЧАНИИ СПЕЦОЦЕНКИ?

Когда процедура СОУТ завершена и отчет по ее итогам будет утвержден, работодателю необходимо в течение 3 рабочих дней поставить в известность проверяющую организацию в течение месяца (30 дней) ознакомить сотрудников с итогами СОУТ (они должны расписаться по прочтению), не позднее 30 дней разместить информацию об итогах СОУТ на интернет-сайте предприятия (при наличии).

В ТЕЧЕНИЕ КАКОГО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВУЮТ МАТЕРИАЛЫ И ОТЧЕТЫ ПО СОУТ?

Срок подготовки отчетной документации определяется работодателем еще на стадии сбора проверочной комиссии. Срок хранения материалов по СОУТ в архивах составляет 45 лет, а при обнаружении опасных/вредных производственных факторов - 75 лет. Срок действия материалов по СОУТ - в течение всего периода установления класса опасности или в течение срока действия декларации о том, что условия труда соответствуют нормам охраны.

Источник публикации: 1sout.ru .

Все публикации

Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 — 7 части 1 настоящей статьи.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

3. В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 — 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

(часть 3 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ)

4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.