Беззеркальная система Nikon Z: знакомство, особенности, объективы. Официально: Nikon готовит запуск своей первой полнокадровой беззеркалки Nikon Z7: что интересного

Свершилось: еще один фотогигант анонсировал собственную полнокадровую беззеркальную систему. Сейчас это семейство представляют две камеры, Nikon Z7 и Nikon Z6 (упомянуты в порядке их появления в продаже), и три объектива: один зум Nikkor S 24-70mm f/4 и два с фиксированным фокусным расстоянием, Nikkor S 50mm f/1.8 и Nikkor S 35mm f/1.8.

В настоящем материале в рамках первого знакомства мы расскажем об общих принципах конструкции и работы новой системы, которые свойственны обеим беззеркальным камерам Nikon, а также об оптике для нового байонета и приведем полученные нами в лаборатории данные испытаний объективов Nikkor S 24-70mm f/4 и Nikkor S 35mm f/1.8.

Полноценные обзоры камер Nikon Z7 и Nikon Z6, включающие результаты тестирования в лаборатории и испытания в ходе практической фотосъемки, будут опубликованы отдельно.

Беззеркальная система Nikon Z

Сразу выделим наиболее важные общие признаки новой системы.

Главное

  • Новый байонет Nikon Z
  • Корпуса камер металлические, изготовлены из магниевого сплава
  • Внутренний объем аппаратов защищен от проникновения в него пыли и влаги
  • Новый процессор Expeed 6
  • Гибридная фазовая и контрастная фокусировка с фазовыми детекторами, покрывающими 90% площади кадра
  • Фокус-пикинг (выделение контуров объектов, находящихся в зоне резкости)
  • Вспомогательный информационный дисплей
  • Электронный видоискатель с разрешением 3,69 Мп, увеличением 0,8×, частотой обновления 60 кадров/с
  • 3,2-дюймовый откидной сенсорный экран с разрешением 2,1 Мп
  • Режим полностью бесшумной съемки (только электронный затвор)
  • Возможность съемки с электронной передней шторкой
  • Внутрикамерная 5-осевая стабилизация изображения, предоставляющая выигрыш по длительности экспозиции до 5 ступеней (по CIPA)
  • Электронная стабилизация изображения при съемке видео
  • Запись видео в стандарте UHD 4K 30 кадров/с
  • Запись видео в Full HD 1920×1080 до 120 кадров/с с рапид-эффектом (замедлением) до 4 раз
  • Сохранение параметров N-Log с 10-битным кодированием цвета (4:2:2) при записи видео с порта HDMI
  • Новые литий-ионные аккумуляторные батареи EN-EL 15b
  • Полнофункциональный «горячий башмак» (ISO 518)
  • Интерфейсы USB 3 и HDMI (с поддержкой управления съемкой по входному каналу)
  • Возможность зарядки аккумуляторов посредством USB-порта
  • Наличие аудиовхода для внешнего микрофона и аудиовыхода на наушники
  • Wi-Fi с поддержкой SnapBridge + Bluetooth

Что отсутствует в Nikon Z:

  • Нет встроенной вспышки
  • Нет функции создания автопанорам внутри камер
  • Нет поддержки глобального позиционирования (GPS)
  • Нет адаптера NFC («коммуникация ближнего поля»)
  • Нет резервирования отснятого материала на носителях (всего один слот для карты памяти)

Анонсируя собственную полнокадровую беззеркальную систему, компания Nikon повторила исторический шаг конкурента, предпринятый тем 16 октября 2013 г., когда увидели свет аппараты Sony α7 (ILCE-7) и α7R (ILCE-7R). Неудобочитаемая аббревиатура в наименовании моделей означает Interchangeable Lens Camera with Sony E mount (камера со сменными объективами и байонетом Sony E). В обиходе она не прижилась, и мы, как и большинство прочих, будем продолжать именовать их α7, α7R и т. д.

Sony α7 по показателю «счетчика мегапикселей» точно соответствовала теперешней Nikon Z6 (24 Мп, 6000×4000), а Sony α7R приближалась к Nikon Z7 (поскольку сенсоров более высокого разрешения не было). Кстати, сенсор Sony α7R (36,4 Мп, 7360×4912) был установлен в зеркальной Nikon D810, увидевшей свет в июне 2014 г., и некоторые горячие головы стали тут же пророчествовать о скором конце полнокадровых «беззеркалок»: мол, кому нужны эти недоделанные игрушки, когда есть полновесная зеркальная Nikon D810! Предсказание не сбылось. Сегодня в активе Sony уже три поколения камер α7 и α7R, два поколения α7S и «новый заход» с α9, а спустя пять лет «дурному примеру» конкурента последовала и сама Nikon.

«Сестры» Nikon Z позиционируются так же, как «сестры» Sony: камера Z6, как и Sony α7, — для любителей и энтузиастов фотографии, а Z7, подобно α7R, — для профессионалов. Конечно, за время, минувшее с момента анонса Sony α7, многое изменилось, и об опоздании остается только сожалеть, ибо многое было упущено и не был приобретен полезный опыт, но, во-первых, лучше поздно и что-то , чем ничто и никогда, а во-вторых, опыт можно перенять, ведь на ошибках учатся все, но умные предпочитают чужие ошибки, а не собственные.

Байонет Nikon Z

Главный сюрприз, который преподнес производитель в своей полноформатной беззеркальной системе — это новый байонет Nikon Z. Теперь его кольцо крепится не пятью, как это было у Nikon F, а четырьмя винтами, блок электронного сопряжения увеличился с 8 до 11 контактов, но это еще не самое интересное. Внутренний диаметр (просвет) Nikon Z стал заметно больше, и это поначалу может показаться неестественным.


Байонет Nikon Z для беззеркальных камер обладает просветом, на 5 мм превышающим диаметр байонета Nikon F у зеркальных аппаратов

За счет большего внутреннего диаметра байонета, как разъяснили общественности официальные представители Nikon, им проще создавать более светосильную оптику для новой системы. А реакция публики на это заявление оказалась, как всегда, своеобразной, и некоторые чересчур активные представители фотообщественности начала спекулировать на тему возможного перехода компании к использованию в будущих камерах сенсоров среднего формата.

Приведем разъяснение по этой теме. По нашему убеждению, байонет Nikon Z не сможет работать на нужды современного цифрового среднего формата даже теоретически, не говоря уже о практической реализации этой затеи. Дело в том, что сенсоры, устанавливаемые в современные беззеркальные среднеформатные камеры, например, в Fujifilm G и Hasselblad XD, обладают физическими размерами 44×33 мм, и их диагональ превышает 55 мм. А внутренний диаметр байонета Nikon Z ограничен величиной 52 мм. Можно, конечно, выпилить в металлическом фланце углы, чтобы поместить такой сенсор, но объективам покрыть столь большую диагональ своим световым пятном затруднительно.

Интрига заключена в другом. Вот как выглядит Nikon Z на фоне конкурирующих систем.

Байонет Canon EF Canon RF Fujifilm G 1 Leica L Nikon F Nikon Z Sony A 2 Sony E
Внутренний диаметр, мм 50,6 50,6 62,5 3 48,8 44 52 42 43,6
Рабочий отрезок, мм 44 20 26,7 20 46,5 16 43,5 18

Байонет Nikon Z оказывается не только самым крупным, но и самым коротким: у него наименьший из всех рабочий отрезок.


Среди всех байонетов полнокадровых беззеркальных систем
Nikon Z обладает наименьшим рабочим отрезком

Каковы практические выгоды нового байонета? Во-первых, более значительное пространство вокруг полноформатного сенсора 36×24 мм расширяет возможности внутрикамерной системы стабилизации, основанной как раз на его сдвигах. Имея в этом запас, можно реализовать не только более значительные перемещения по пяти привычным осям, но и пиксельное смещение (pixel shift) для увеличения разрешающей способности результирующего изображения (этим пользуются, например, в камерах системы Микро 4:3), а также компенсацию вращения небесной сферы, что позволяет исключить появление полос от движения звезд при сверхдлительной экспозиции (схожий прием реализован в камерах Pentax K1 и K1 Mark II).

Байонетный просвет, который определяет размах светового пятна, формируемого объективом, в сочетании с величиной рабочего отрезка ограничивают максимальный захват угла падения луча и, соответственно, максимально возможный угол его преломления (второй, как известно, есть функция первого, умноженного на одноименный коэффициент).


Углы падения (incidence, α i), отражения (reflection, α r) и преломления (refraction, β) света в воздухе и в оптической среде объектива

Для байонета Nikon Z максимальный угол охвата падающего луча составляет 44°, что значительно больше, чем у зеркальных Nikon F (12,1°) и у Canon EF (18,8°). Однако даже у беззеркального Sony E он составляет всего 31,6°.

В общем случае, чем больше угол охвата падающего луча, тем легче спроектировать и изготовить высококачественную оптику, особенно широкоугольную. Появляется возможность забыть о традиционной ретрофокусной схеме построения таких объективов, которая относительно неплохо показывала себя на практике в пленочно-бумажные времена, но оказалась не слишком подходящей цифровым беззеркальным камерам без специальных ухищрений.

Справедливости ради следует упомянуть, что из-за возрастания диаметра линз увеличиваются также размеры и вес объективов, поскольку требуются оптические элементы большей площади (и массы). Здесь следует придерживаться «золотой середины» между стремлением увеличить размеры байонета и неизбежным утяжелением оптики. Есть и другое «но»: при уменьшении рабочего отрезка и увеличении угла преломления усиливается виньетирование и возможно появление так называемого «цветового смещения» (color shift) — окрашивания периферии кадра в голубые или пурпурные тона. Однако Nikon, похоже, удалось справиться и с тем, и с другим.

Безусловным достоинством нового байонета является простота адаптации оптики других систем, причем не только зеркальных, но и дальномерных (Leica M, Contax G), беззеркальных (Sony E) и вообще всех, рабочий отрезок которых больше 16 мм. Сторонним производителям проще создавать объективы для Nikon Z, и мы вправе ожидать скорого появления оптики под марками Samyang (Rokinon), Sigma, Tamron, Tokina, а возможно, и других, обладающих не только механической, но и электронной совместимостью с новой полнокадровой беззеркальной системой и к тому же поддерживающих автофокусировку. Вместе с тем, ни один из конкурентов или сторонних производителей адаптеров не сможет приспособить оптику Nikon Z для работы с аппаратами других марок.

Камеры

Общие принципы компоновки аппаратов Nikon Z соответствуют условным стандартам, сложившимся в отрасли для беззеркальных камер: блок видоискателя, заменяющий собой пентапризму зеркальных камер, «горячий башмак», главный селектор режимов съемки и колёса управления сверху, основной дисплей сзади, отсеки для проводных интерфейсов слева, слот для карт памяти справа, отсек для батареи и штативная резьба снизу. Впрочем, есть и некоторые особенности.

Корпус

Камеры заключены в металлическую оболочку из магниевого сплава, которая обеспечивает необходимую жесткость и надежно защищает уязвимое внутреннее содержимое.


Камеры Nikon Z заключены в металлические корпуса (рис. производителя)

Производитель обеспечивает достаточную герметизацию аппаратов Nikon Z, что предотвращает проникновение внутрь их корпусов брызг жидкости и пылевых частиц. С этой целью все швы, контактирующие с окружающей средой, снабжены специальными уплотняющими вкладками.

Сенсор

Камеры системы Nikon Z оснащаются полнокадровыми сенсорами, которые представляют собой микросхемы CMOS (Complementary Metal Oxide Semiconductor), то есть КМОП (комплементарные структуры металлоксид-полупроводник) с так называемой обратной подсветкой светоприемных ячеек.

Полнокадровый сенсор камер Nikon Z

Разрешение матрицы зависит от модели фотоаппарата. Более подробно специфика сенсоров будет рассмотрена в наших обзорах, посвященных Nikon Z6 и Nikon Z7.

Процессор

Еще одно приобретение беззеркальной системы Nikon — новый процессор Expeed 6.


Процессор Expeed 6 (фото производителя)

Он обеспечивает адекватную производительность при считывании информации с сенсора, дает возможность повысить скорострельность камер и снимать видео в стандарте 4K.

Затвор

Nikon Z обладают механическим затвором шторно-щелевого типа с электронным управлением, устанавливаемым в фокальной плоскости.


Механический затор камер Nikon Z (фото производителя)

Согласно данным производителя, затвор обладает гарантированным ресурсом в 200 тысяч циклов. Он способен отрабатывать выдержки длительностью от 1/8000 с до 30 с в автоматическом режиме, а также позволяет управлять длительностью экспозиции от руки (режим bulb). Работа со вспышкой поддерживается при выдержке X-синхронизации 1/200 с или более длительной.

Стабилизация изображения

Внутрикамерная стабилизация изображения — непременный атрибут высококлассных беззеркальных камер, и система Nikon Z не стала в этом плане исключением. Аппараты этой линейки обладают механической системой стабилизации, основанной на компенсирующих дрожание ответных перемещениях сенсора по пяти осям с компенсацией вертикальных и горизонтальных сдвигов и угловых отклонений, а также поворотов вдоль оптической оси объектива по часовой стрелке и против нее.


Пятиосевая система внутрикамерной стабилизации изображения в камерах Nikon Z (рис. производителя)


Система стабилизации изображения Nikon Z (рис. производителя)

Соответственно выполняемым задачам организован и конструктив стабилизатора изображения, или, как ее именует производитель, антивибрационной системы (VR, vibration reduction).

Видоискатель

Видоискатель — не роскошь, а средство фотографирования. Никогда не лишне подумать о комфорте фотографа, и здесь компания Nikon (как и всегда, впрочем) оказалась на высоте.


Окуляр видоискателя камер Nikon Z с сенсором освещения над ним и наглазником вокруг (фото производителя)

Изображение в видоискателе формирует полудюймовый микроэкран (1,2 см по диагонали) на органических светодиодах (OLED) с разрешением почти 3,7 Мп (Quad VGA), который покрывает примерно 100% поля зрения системы. Картинка на экране обновляется с частотой 60 кадров/с — этого вполне достаточно в стандартных условиях съемки. Угол обзора по диагонали с использованием окулярной оптики составляет 37° (кратность увеличения 0,8×).


Оптическая схема видоискателя (схема производителя)

Пользователь может синхронизировать настройки видоискателя с настройками LiveView на экране дисплея и добиться таким образом одинакового отображения картинки по цветности, яркости и контрастности.

Дисплей монитора

Дисплей для беззеркальной камеры имеет почти такую же важность, как и видоискатель, поскольку (в отличие от зеркальных камер) часто используется для визирования сцены при съемке. Для этого он должен обладать еще и подвижностью, которой опять-таки лишены дисплеи «зеркалок».


Дисплей Nikon Z. Вид сзади

Дисплей представляет собой ЖК-монитор размером чуть более 8,1 см (3,2 дюйма) по диагонали, обладающий разрешением 2,1 Мп. Угол обзора составляет 170°.


Дисплей Nikon Z. Вид сбоку

Производитель не указывает, какова величина возможного отклонения дисплея вниз и вверх, но представляется, что того и другого вполне достаточно для визирования над головой и у поверхности земли или воды.


Дисплей поддерживает сенсорный ввод (рис. производителя)

Благодаря чувствительности к прикосновениям, можно выбирать точку фокусировки, касаясь дисплея пальцем. Также поддерживается листание вперед и назад при просмотре отснятого материала.

Информационный дисплей

Подобно тому, как это устроено у зеркальных фотоаппаратов, на верхней панели камер Nikon Z располагается дополнительный информационный дисплей на органических светодиодах. Пожалуй, это скорее дань былой приверженности зеркальной технике, чем реальная необходимость — беззеркальные камеры некоторых других известных марок вполне обходятся без этого. Но, как говорится, лучше иметь это что-то, чем не иметь ничего.


На информационном дисплее отображаются самые необходимые данные: показатели экспозиционной триады (длительность выдержки, значение диафрагмы, эквивалентная светочувствительность), режим работы со вспышкой, экспокоррекция, состояние заряда батареи, режим съемки и доступная емкость карты памяти в кадрах (если это значение больше тысячи, то показатель пишется в виде десятичного числа с суффиксом k (то есть «кило»).

Дисплей не имеет подсветки, да она ему и не нужна: все хорошо читается и при дневном свете, и в темноте.

Интерфейсы

Разъемы проводных интерфейсов расположены на левой боковой поверхности. Они собраны в две группы, каждая из которых в нерабочем состоянии закрыта плотно прилегающей крышкой.


Вид слева. Разъемы для подключения внешних устройств

Вход и выход аудио (стереоджеки 3,5 мм) составляют первую группу. Во второй (на фото слева направо) имеются разъем для подключения «фирменного» пульта ДУ и коннекторы HDMI и USB 3.0 (Type-C).

Система хранения

Nikon почему-то питает слабость к новому стандарту карт памяти XQD. Напомним, что эта разработка Sony предназначалась, в основном, для использования в профессиональных видеокамерах, снимающих в разрешении 8K, а в собственных фотоаппаратах Sony и по сей день продолжает ориентироваться на старый стандарт SD. Пусть он не обеспечивает столь же высокую скорость записи на носитель, как XQD, зато намного шире распространен. Это означает более широкую доступность и более низкую стоимость таких карт. Найти картовод, не поддерживающий SD, но поддерживающий XQD, сегодня будет нелегкой задачей. Однако пользователю системы Nikon Z придется иметь дело именно с последним упомянутым стандартом, и поделать с этим ничего нельзя.


Вид справа. Отсек для карт памяти (крышка откинута)

XQD — вещь новая, довольно дорогая и к тому же существенно превосходящая SD по размерам и весу. Если 3-4 карты SDXC в пластмассовых контейнерах не будут мешать, расположившись в переднем кармане джинсов, то 3-4 карты XQD уже способны причинить в такой ситуации известное неудобство.

Носители XQD используются в зеркальных камерах Nikon D850, но там предусмотрена альтернатива — второй слот, в который устанавливаются SD-карты. А в камерах Nikon Z слот только один.

Питание

Стандартным источником питания для камер Nikon Z является аккумуляторная батарея новой модели EN-EL 15b. Она помещается в отсеке, доступ к которому закрывает откидная пластмассовая крышка, снабженная замком-слайдером.


Отсек для аккумуляторной батареи

Этот оригинальный источник питания можно заряжать не только с помощью прилагаемого в комплекте зарядного устройства, но и прямо в камере, посредством USB-кабеля. Это очень удобно, так как дает возможность использовать для подпитки внешний аккумулятор (пауэрбанк) и электрическую сеть.

Согласно указаниям руководства по эксплуатации камер Nikon Z, ресурс полностью заряженной батареи составляет:

  • при съемке с использованием только видоискателя — 330 снимков в камере Nikon Z7 или 310 снимков в камере Nikon Z6
  • при съемке с использованием только дисплея — 400 снимков в камере Nikon Z7 или 380 снимков в камере Nikon Z6

В качестве альтернативы можно использовать батареи EN-EL 15 и EN-EL 15a, но у них будет более низкий ресурс в кадрах, и с ними не работает внутрикамерная зарядка через USB.

Вспышка

У камер Nikon Z нет встроенных вспышек, и это, кстати, вовсе не так плохо, как утверждают некоторые. Во всяком случае, этот редко используемый технологический узел не утяжеляет аппарат. Действительно, зачем таскать с собой постоянно готовую к работе встроенную вспышку, которой пользуются весьма нечасто, да и то от отчаяния? Не только профессионалы, но и опытные любители фотографии избегают этого, тем более что получить сколько-нибудь удовлетворительное освещение с помощью такого источника попросту невозможно.

Зато работа с внешними импульсными осветительными приборами поддерживается камерами Nikon Z в полном объеме.

Ими можно управлять как напрямую, так и посредством радиотриггеров при установке того или другого на полнофункциональный «горячий башмак» (ISO-518). Поджиг импульса напрямую или через радиоканал можно задействовать по передней или задней шторкам затвора, а также в режиме медленной синхронизации.

В режиме заполняющей вспышки используется матричный либо центровзвешенный экспозамер, а также замер по зоне наивысшей яркости. При этом импульс и фоновое освещение будут сбалансированы по интенсивности. В режиме i-TTL для вспышек и радиотриггеров поддерживается точечный замер экспозиции, и приоритет получает импульсный свет, а не фоновое освещение.

Органы управления

По сравнению с зеркальными прообразами, камеры Nikon Z выглядят поскромнее не только из-за размеров, но и из-за утраты некоторых механических органов управления. Впрочем, это явление не носит характера reductio ad absurdum, так как самое важное все-таки сохранено.

Внешне Nikon Z7 и Z6 отличаются только надписью в правом нижнем углу лицевой панели. Если эту надпись скрыть, то угадать, с какой камерой имеешь дело, не удастся даже специалисту. Поэтому мы приводим ниже описание конструкции сразу для обоих фотоаппаратов линейки Nikon Z.


Вид спереди


Расположение элементов конструкции спереди и слева (рис. производителя)

1 — сенсор; 2 — переключение режима отображения картинки между дисплеем и видоискателем; 3 — прожектор подсветки автофокуса и подавления эффекта «красных глаз» и индикатор работы автоспуска; 4, 5 — крышки отсеков проводных интерфейсов; 6 — маркер положения объектива для его установки в байонет.


Вид снизу


Расположение элементов конструкции спереди и снизу (рис. производителя)

1 — переднее колесо управления; 2 — функциональная кнопка Fn1; 3 — функциональная кнопка Fn2; 4 — замок крышки отсека для батареи; 5 — крышка отсека для батареи; 6 — байонетное крепление для объектива; 7 — кнопка замка байонета; 8 — контакты для объектива; 9 — резьба для штатива; 10 — заглушка выемки для кабеля питания.


Вид сзади


Расположение элементов конструкции сзади (рис. производителя)

1 — датчик освещенности (для автоматического переключения вывода картинки в видоискатель); 2 — окуляр; 3 — наглазник видоискателя; 4 — кнопка просмотра отснятого материала; 5 — кнопка стирания; 6 — дисплей; 7 — регулятор диоптрийной коррекции видоискателя; 8 — кнопка активации LiveView; 9 — переключатель режима съемки между фото и видео; 10 — кнопка принудительной автофокусировки; 11 — джойстик; 12 — кнопка вызова панели параметров; 13 — крышка отсека со слотом для карты памяти; 14 — светодиодный индикатор записи на карту; 15 — кнопка подтверждения; 16 — мультиселектор; 17 — кнопка вызова меню; 18 — кнопка активации серийной съемки и автоспуска; 19 — кнопка уменьшения масштаба изображения; 20 — кнопка увеличения масштаба изображения.


Вид сверху


Расположение элементов конструкции сверху (рис. производителя)

1 — селектор режимов съемки; 2 — крепление для шейного ремня; 3 — фиксатор селектора режимов; 4 — отверстия встроенного конденсаторного стереомикрофона; 5 — кнопка записи видео; 6 — выключатель питания; 7 — спуск затвора; 8 — кнопка ввода экспокоррекции; 9 — кнопка установки ISO; 10 — маркер фокальной плоскости сенсора; 11 — заднее управляющее колесо; 12 — отверстия динамика; 13 — дополнительный информационный дисплей; 14 — «горячий башмак».

По меркам беззеркальных систем камеры обладают всем необходимым и достаточным для съемки и по меньшей мере не уступают «собратьям по классу».

Сравнение Nikon Z6 и Z7

Камера
Размеры сенсора, мм 35,9×24 35,9×23,9
Максимальное разрешение, Мп 24,5 45,7
Фильтр низких частот есть нет
Размер кадра в пикселях 6048×4024 8256×5504
Максимальная скорострельность, кадров/с 12 9
Объем буфера, кадров 47 JPEG, 35 RAW 26 JPEG, 23 RAW
Рабочие ISO 100 — 51 200 64  — 25 600
Расширение ISO 50 — 204 800 32  — 102 400
Рабочий диапазон автофокусировки от −2 до +19 EV от −1 до +19 EV
Количество фазовых детекторов автофокусировки 273 493
Рабочий диапазон экспонометрии от −4 до +17 EV от −3 до +17 EV
Емкость батареи, кадров (по CIPA) 310 330
Цена в России

Разница между камерами определяется, по большому счету, разницей в их сенсорах. Наиболее важным остается, конечно, «счетчик мегапикселей», а остальное вытекает из этого и некоторых других особенностей.

Вспомним, что чем меньше светоприемных ячеек располагается на единице площади сенсора, тем больше площадь каждой из ячеек, а чем больше площадь ячейки, тем больше света она может заполучить. Шаг пикселя у Nikon Z7 составляет 4,35 мкм, а у Nikon Z6 — 5,94 мкм, и это весьма существенно. При одинаковом принципе построения (в обоих случаях это обратная подсветка фотокатодного слоя) сенсор с меньшим разрешением будет обладать более широким динамическим диапазоном (ДД) и будет более толерантным к высоким значениям ISO. Поэтому у Nikon Z6 максимальная эквивалентная чувствительность, как рабочая, так и расширенная, на целый стоп больше.

Приведем данные измерений ДД сенсоров обеих камер, предпринятых Уильямом Дж. Клаффом.

Картина вполне ожидаемая: при минимальных значениях ISO (в том числе, расширенных) Nikon Z7 демонстрирует более широкий ДД, при ISO 100—400 Nikon Z6 выходит вперед, уступает Nikon Z7 при ISO 400—600 и вновь лидирует при дальнейшем росте эквивалентной светочувствительности вплоть до максимально возможных значений.

Важно и другое. Кадр с 45,7 Мп процессору считывать сложнее, чем кадр из 24,5 Мп, и на это тратится больше времени, даже если процессор новый и мощный. Поэтому в спецификациях видны различия в емкостях буфера отснятых фото и в скорострельности (опять-таки в пользу Nikon Z6).

Фазовые датчики автофокуса у беззеркальных камер расположены непосредственно на сенсоре. И хотя у Nikon Z7 их намного больше, работать с ними сложнее и это требует больше времени. Отсюда появляется разница в рабочих диапазонах по освещенности для автофокусировки и экспонометрии. И вновь она — в пользу Nikon Z6.

И наконец, цена. Сенсор с 45,7 млн светоприемных ячеек просто не может стоить сравнимо с 24,5-мегапиксельным — это был бы нонсенс. Кстати, нельзя не отметить, что 45,7 Мп на полноформатном сенсоре — это сегодняшний абсолютный рекорд для беззеркальных камер.

Оптика

В самом начале материала мы уже отметили, что вместе с камерами Nikon Z7 и Z6 производитель анонсировал три объектива. Конечно, это очень мало, но Nikon не собирается на этом останавливаться. Приведем ниже план производителя по выпуску оптики для новой системы.


Итак, в 2019 году появятся шесть новых объективов для Nikon Z, включая три зума, а в 2020-м — еще три. В числе намеченного на ближайший год — интереснейший оптический инструмент, который Nikon использует как тизер уже сегодня. Это наследник известного Noct-Nikkor 58mm f/1.2, впервые анонсированного более 40 лет тому назад и отличавшегося высокой резкостью и отличным контрастом даже на открытой диафрагме. Теперь Nikon предлагает его переработанный вариант со светосилой 1:0,95.


В планах выпуска значится сверхсветосильный Nikon Z Nikkor S 58mm f/0.95 Noct

Из трех объективов, доступных сегодня для Nikon Z, нам довелось испытать два. О них речь ниже.

Nikon Nikkor Z 24-70mm f/4 S


Это первый и пока единственный «родной» зум-объектив для системы Nikon Z.

Технические характеристики ():

Байонет Nikon Z
Фокусное расстояние 24—70 мм
Максимальная диафрагма f/4
Минимальная диафрагма f/22
Диафрагменный механизм 7 лепестков с ламелями, образующими скругленное отверстие
Конструкция 14 элементов в 11 группах, включая один элемент из сверхнизкодисперсионного стекла (ED), один асферический со сверхнизкой дисперсией, три асферические линзы и элементы с покрытием Nano Crystal Coat
Углы зрения 84°—34°
Градуировка шкалы фокусных расстояний 24, 28, 35, 50, 70 (мм)
Система фокусировки автоматическая, внутренняя
Привод автофокусировки шаговый двигатель
∅72 мм
Защита от пыли и брызг есть
Размеры ∅77,5×88,5 мм
Вес 500 г

Оптическая схема


Оптическая схема Nikon Nikkor Z 24-70mm f/4 S (рис. производителя)

В конструкции объектива — 14 элементов, объединенные в 11 групп. Один элемент изготавливается из сверхнизкодисперсионного стекла (ED, на схеме выделен желтым цветом), один — асферический со сверхнизкой дисперсией (оранжевый) и три асферические линзы (голубые). Помимо этого некоторые элементы обладают «фирменным» покрытием производителя, известным как Nano Crystal Coat, а на переднюю линзу нанесено еще и флюоридное просветление.


Переключатель режимов фокусировки Nikon Nikkor Z 24-70mm f/4 S

Более широкое и заметно выбухающее рифленое кольцо управляет трансфокацией, более узкое — ручной наводкой на резкость. Последнее можно использовать также для плавного изменения значения диафрагмы (полезно при видеосъемке) или для коррекции экспозиции. У байонетного кольца расположен переключатель режимов работы фокусировки: А (авто) — М (ручная).


Удлинение Nikon Nikkor Z 24-70mm f/4 S при зуммировании

При зуммировании объектив удлиняется, и от этого еще сильнее страдает и без того неидеальный баланс с относительно легкой камерой. На корпусе имеется лишь переключатель режима фокусировки (автомат/ручная).

В связке с камерой объектив герметизирован и защищен от проникновения внутрь пыли и влаги.


Схема герметизации узлов Nikon Nikkor Z 24-70mm f/4 S (рис. производителя)


MTF объектива Nikon Nikkor Z 24-70mm f/4 S при фокусном расстоянии 24 мм


MTF объектива Nikon Nikkor Z 24-70mm f/4 S при фокусном расстоянии 70 мм

Напомним, что в идеальном случае линии должны располагаться как можно выше по оси абсцисс, иметь строго горизонтальный ход без пиков и «завалов» — почти так, как выглядит красная пунктирная линия для меридиональных структур, расположенных с частотой чередования 10 линий/мм.

Лабораторные испытания, 24 мм

Разрешающая способность в широкоугольном положении (для зум-объектива) сохраняется на высоком уровне практически во всем диапазоне диафрагмирования. Она составляет около 80% в центре кадра в диапазоне F4,5—F9, а далее к F13 понижается до 70%, но при этом выравнивается по сравнению с краями. На периферии разрешающую способность нельзя назвать высокой, особенно на открытых диафрагмах: она составляет всего 60%-70%. Однако для зум-оптики и это весьма неплохо.


Хроматические аберрации в тестовых снимках едва заметны, и присутствуют они только по краям. Есть небольшая бочкообразная дисторсия.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра

Лабораторные испытания, 50 мм

В среднем положении разрешающая способность, в целом, чуть меньше, но зато более стабильна — до 75% во всем диапазоне диафрагмирования, причем разница между краями и центром выравнивается.


Хроматические аберрации практически отсутствуют. Заметна небольшая бочкообразная дисторсия.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

Лабораторные испытания, 70 мм

В телеположении разрешающая способность по краям и в центре кадра выравнивается окончательно. Можно заметить ощутимое падение детализации при F16 (до 65%), но это, очевидно, следствие пагубного влияния дифракции. При других степенях раскрытия диафрагмы разрешение стабильно держится на уровне около 75% — это неплохие значения разрешения как для зума вообще, так и для телеобъектива в частности.


Хроматические аберрации и дисторсия визуально не определяются.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра
Конструкция 11 элементов в 9 группах, включая 2 элемента из сверхнизкодисперсионного стекла (ED), три асферические линзы и элементы с покрытием Nano Crystal Coat
Углы зрения 63°
Система фокусировки автоматическая, внутренняя
Привод автофокусировки шаговый двигатель
Минимальная дистанция фокусировки 30 см во всех положениях трансфокатора
Диаметр резьбы для светофильтров ∅62 мм
Защита от пыли и брызг есть
Размеры ∅73×86 мм
Вес 370 г
Цена в фирменном интернет-магазине

Оптическая схема


Оптическая схема Nikon Nikkor Z 35mm f/1.8 S (рис. производителя)

В конструкции объектива — 11 элементов в 9 группах, включая 2 элемента из сверхнизкодисперсионного стекла (ED, на схеме выделены желтым), три асферические линзы (голубые) и элементы с покрытием Nano Crystal Coat.


На корпусе имеется два органа управления: широкое рифленое кольцо ручной наводки на резкость и переключатель режима фокусировки (автомат/ручная). Последнее можно использовать также для плавного изменения значения диафрагмы (полезно при видеосъемке) или для коррекции экспозиции.

На сайте imaging.nikon.com производитель кривые MTF (Modular Transfer Function), или частотно-контрастной характеристики объектива. Красным выделены графики для 10 линий/мм, синим — для 30 линий/мм; сплошные линии — для сагиттальных структур, пунктирные — для меридиональных.


MTF объектива Nikon Nikkor Z 35mm f/1.8 S

Лабораторные испытания

По стабильности разрешающей способности объектив очень хорош. Конечно, как всегда, разрешение могло бы быть выше, но 80% практически по всему полю кадра и во всем диапазоне — это тоже немало. Лишь на открытой и закрытой диафрагмах детализация понижается до 70% в центре и на краях.


Хроматические аберрации едва заметны, и заметны лишь на краях кадра. Определяется слабо выраженная бочкообразная дисторсия.

Разрешение, центр кадра Разрешение, край кадра
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра

Адаптер FTZ

Одновременно с камерами Nikon Z и объективам для них серии Nikkor S производитель анонсировал также адаптер FTZ. Он позволяет использовать в связке с камерами Nikon Z более 90 объективов в автоматическом режиме, включая автофокусные Nikkor AF-S и AI-S, а также более 300 объективов AF-D и AI в режиме ручной фокусировки.


Объектив AF-S Fisheye Nikkor 8-15mm f/1.8, адаптер FTZ и камера Nikon Z7


Адаптер FTZ


Адаптер FTZ установлен на камере Nikon Z7

Заключение

По нашему разумению, рождение беззеркальной системы Nikon Z следует считать событием года в фотоиндустрии. Компания Nikon пусть и не в первых рядах, но все же утвердилась в осознании того, что будущее серьезной цифровой фототехники принадлежит не зеркальным, а беззеркальным камерам, и заниматься следует именно ими. Можно представить себе, сколько возражений вызвало это краеугольное решение среди собственных сотрудников производителя и сколько споров и непонимания оно еще вызовет в рядах сторонних приверженцев.

Мы же, профессиональные наблюдатели, журналисты, всячески приветствуем этот поистине драматический шаг. Несмотря на нашу любовь к знаменитой торговой марке, одной из наиболее прославленных и старейших в фотомире, нельзя не признать, что ее ресурсы заметно ограничены по сравнению с современными гигантами индустрии высоких технологий, и цена ошибки для Nikon чрезвычайно высока. Мы убеждены в том, что компания вряд ли сможет позволить себе продолжать развивать одновременно зеркальную и беззеркальную линейки фотокамер. А это значит, что жребий брошен, мосты сожжены, обратной дороги нет: на 102-м году своего развития Nikon выбрал «беззеркалье». Удачи, Nikon!

Итог

Выход в свет новой беззеркальной системы Nikon, представленной сегодня двумя фотокамерами, тремя объективами и адаптером, поддерживающим работу с автофокусной оптикой для зеркальных камер, — пожалуй, важнейшее событие уходящего года. Благодаря наименьшему рабочему отрезку среди всех полнокадровых фотосистем, новый байонет делает возможным адаптацию практически любой «неродной» оптики, а его наибольший внутренний диаметр создает простор для маневра в оптикостроении. Камеры оснащаются пятиосевой системой стабилизации изображения, предоставляющей фотографу выигрыш в пять ступеней по длительности экспозиции при съемке с рук, и обладают многообещающей системой автоматической фокусировки. Органы управления рационально организованы и расположены на привычных местах. Новые объективы Nikkor S, анонсированные одновременно с камерами, тщательно спроектированы и надежно изготовлены. Как и камеры, они заключены в металлические корпуса и тоже защищены от пыли и брызг. В ходе наших лабораторных испытаний они демонстрируют высокое качество изображения.

Благодарим компанию Nikon за камеры и объективы, предоставленные для тестирования

Фотоаппарат со сменной оптикой Nikon 1 J5 10-30mm PD-ZOOM относится к классу современных беззеркальных камер, сочетающих в себе максимальное удобство использования и возможность создания красочных высококачественных снимков. Nikon 1 J5 гарантирует получение отличных снимков, так как имеет матрицу,…

Достичь высочайшего качества изображения и добиться потрясающего эффекта съемки можно с фотоаппаратом Nikon 1 AW1 + AW 11-27.5 mm со сменной оптикой. Камера порадует своей способностью снимать на глубине до 15 метров, находиться в таких неблагоприятных природных условиях, как мороз до -10 градусов,…

Фотоаппарат Nikon 1 V2 Kit 10-30mm со сменной оптикой представляет собой компактную камеру в стильном корпусе, с комплектом качественной оптики на все случаи жизни. Фотоаппарат станет прекрасным решением для путешествия, отдыха с друзьями и самосовершенствования в фотографии. Мощные линзы.…

  • Водонепроницаемая, ударопрочная, морозостойкая и удивительно быстрая фотокамера Nikon 1 AW1 никогда вас не подведет. Куда бы вы ни отправились - на горнолыжный курорт, в путешествие на яхте или на захватывающее сафари, эта системная фотокамера всегда будет защищена от повреждений и воздействия…

  • Водонепроницаемая, ударопрочная, морозостойкая и удивительно быстрая фотокамера Nikon 1 AW1 никогда вас не подведет. Куда бы вы ни отправились - на горнолыжный курорт, в путешествие на яхте или на захватывающее сафари, эта системная фотокамера всегда будет защищена от повреждений и воздействия…

  • Только реальные распродажи и скидки на Фотоаппараты со сменной оптикой Nikon в Москве!

    Скидки

    Найдено: 5 шт.

    • Компактный фотоаппарат со сменной оптикой Sony A5100L Kit 16-50 придется по душе всем любителям фотографии. Это удобная в использовании камера, оснащенная множеством передовых технологических решений, позволяющих добиться при съемке максимального качества. 24,3-мегапиксельная матрица и объектив с…

    • Фотоаппарат со сменной оптикой Olympus PEN-F Kit 14-42 EZ оснащается одним из наиболее компактных в мире зум-объективов. Он позволяет создавать снимки с трехкратным приближением, значительно облегчая работу с удаленными объектами. Функцией зуммирования можно управлять дистанционно с помощью…

    • Rekam iLook S750i - легкая и компактная камера с плавными формами корпуса легко умещается в карман или небольшую сумку. При этом благодаря 12-мегапиксельному объективу вы сможете в любой момент получить яркие и четкие фотографии. Автоматический режим позволяет делать отличные фотографии при любых…

    • Новая камера в линейке Canon собрала множество высокотехнологичных решений в компактном корпусе. Внутренними органами компактной камеры являются: датчик изображения размера APS-C разрешением 24,2 Мп, система автофокусировки Dual Pixel CMOS AF и процессор DIGIC 7. Отвечают за скорость и функционал…

    • Внутренними органами компактной камеры являются: датчик изображения размера APS-C разрешением 24,2 Мп, система автофокусировки Dual Pixel CMOS AF и процессор DIGIC 7. Отвечают за скорость и функционал зеркальной камеры. Эту модель можно брать с собой куда угодно. Включение ЖК-экрана позволяет…

    Как купить со «СкидкаГИД»

    «СкидкаГИД» — это возможность недорого купить нужный товар за счет сравнения цен в десятках магазинах и возврате кэшбэка с покупки. На сайте представлены советы тот или иной товар, а также видео обзоры на конкретные модели. Кроме того, вы можете ознакомиться с отзывами покупателей, подробными описаниями и характеристиками каждой модели, а кэшбэк сервис сайта вернет часть денег от покупки в ряде интернет-магазинах.

    СкидкаГИД

    Отзывы

    • от 31285

      Анонимно - 22 августа 2019

      Это беззеркальная камера, оснащенная обычным сенсором APS-C, что устанавливается в любительские зеркалки, но в полном сборе она по весу не дотягивает до 700 граммов. По габаритам аппарат тоже гораздо более компактный, но качество снимков высокое и любительским зеркалкам среднего уровня ни в чем не уступает. В комплект входит вполне приличный зум-объектив с большим диапазоном фокусных расстояний и 8,3-кратным оптическим увеличением. Важно отметить, что при использовании специального адаптера E...

    • Фотоаппарат со сменной оптикой Panasonic Lumix DMC-G80 Body (черный) DMC-G80EE-K

      от 49990

      Горяев Алексей - 9 декабря 2017

      Достоинства:

      Полный набор полезных и не особо полезных функций
      - стабилизатор с любой оптикой+ возможность усреднения нескольких снимков
      - стабилизированное видео. Можно быстро заснять спонтанную видюху без внешних стабилизирующих агрегатов
      - влагозащита
      - брекетинг фокуса
      - тихий затвор

      Недостатки:

      Хочется синхронизацию со вспышкой на более коротких выдержках. По прежнему для снимков с солнцем в кадре или портрет среди снежных гор нужны камеры с центральным затвором. (Fuji X100, Sigma)
      - складывается впечатление, что матрицы достигли предела по чувствительность-шум-размер...

      Период использования:

      менее месяца

    • Фотоаппарат со сменной оптикой Fujifilm X-T20 Kit 18-55mm (черный)

      от 69990

      Анонимно - 14 июля 2017

      Почитал отзывы здесь и пришел в недоумение. Камера не понравилась. Для меня это не понятно, поскольку я доволен на все 100%. X-T20 дает прекрасную картинку как в JPEG , так и в RAW. Камера отлично снимает видео. Фокус быстрый и точный, и на видео тоже. Серия до 14 кадров в секунду. Много настроек,...

      Достоинства:

      Качество фото, качество видео, быстрый фокус,

      Недостатки:

      Период использования:

      несколько месяцев

    • от 52799

      Анонимно - 24 ноября 2017

      Брала фотоаппарат специально для безумных поездок, чтоб не трястись за сохранность дорогой электроники. В первой поездке всё было замечательно, я оформила на него страховку и устроила хороший тест-драйв. Фотоаппарат пережил дайвинг, падения в воду с водопада и прочие экстремальные развлечения. Можно сказать, что я его изнасиловала, как могла. После этого он проработал год в спокойном режиме, без экстрима совсем. Мы не ныряли, не падали, не бились. Через год он снова потребовался мне для дайвинга и там успешно протёк. По гарантии чинить отказались. Ремонт стоит дороже нового. Советовать эту модель никому не буду,...

      Достоинства:

      Хороший спортивный фотоаппарат. Хорошие авторежимы. Всё для того, чтоб фотографировать, минимально отвлекаясь от происходящего. Фотографии получаются хорошие, в т.ч. под водой. Фотоаппарат шустрый, очень быстро реагирует на нажатие, включая фокусировку.

      Недостатки:

      Нет wi-fi
      . wi-fi модуль, покупаемый отдельно - глючная штука.
      . Протёк
      . Про шумы всё - правда. на ISO выше 800 снимать уже невозможно.

      Период использования:

      более года

    • Фотоаппарат со сменной оптикой Olympus OM-D E-M5 Mark II Kit 14-150 (серебристый)

      от 66990

      Hillman Gusen - 25 июля 2018

      Уже две недели как это чудо техники у меня. Доволен как удав, кайфую от его мобильности и универсальности. Почти год у меня был Canon 5D близкого человека, так как он им не пользовался, и могу сказать что OM-D E-M5 на много практичнее и качества фотографий не уступает. Мне не нужно снимать фотография для огромных рекламных стендов и т.п., а для остальных съёмок качества и разрешения хватает за глаза. А за макро съёмку и портреты я вообще молчу. А о каких шумах тут пишут в коментах...

    Ещё недавно казалось, что такие гранды фоторынка как Nikon и Canon глубоко отстали от последних тенденций и так и собираются вечно почивать на лаврах успеха традиционной зеркальной техники, слегка разбавив её стройные ряды компактными камерами с урезанным функционалом и маленькими матрицами.

    Но наступила осень 2018 года и Nikon представил совершенно новые беззеркальные камеры. Причём не какие-нибудь компакты, а настоящие полноматричные. Так что гегемонии тройки компаний Sony, Fujifilm и Olympus на этом рынке, похоже, пришёл конец.

    Мы не удержались от соблазна протестировать новую флагманскую модель Nikon Z7. Камера предназначена для продвинутых любителей и профессионалов.

    Nikon Z7: что интересного?

    Итак, что же нового предложил на этот раз Nikon? Во-первых, это конечно же новый байонет Z-mount. Это самый крупный байонет для полнокадровых камер на сегодня — его внешний диаметр составляет 55 мм, внутренний — 49 мм. Во-вторых, из конструкции камеры, понятное дело, исчезло зеркало. Соответственно здесь нет и оптического видоискателя, и теперь съёмку можно осуществлять либо через электронный видоискатель, либо по дисплею.

    В целом это значительно облегчает процесс: все результаты замера экспозиции и баланс белого можно видеть ещё до съёмки, а не после неё. Если вы привыкли ориентироваться на гистограмму с распределением теней и света, опять-таки, увидите ее до того, как нажмете на спуск. В этом достоинство любых беззеркальных камер. Кстати, в мы сравнивали Nikon Z7 с зеркалкой Nikon D850 и Sony Alpha 7R II.

    Корпус и начинка

    Фотокамера Nikon Z7, как мы и предполагали, значительно легче и меньше своих «зеркальных» собратьев. Но вместе с этим появились и вопросы к эргономике — если в крупной руке полнокадровая зеркалка Nikon D600 лежала как влитая, то с Nikon Z7 мизинец висит в воздухе. Впрочем, проблему можно решить прикручиванием батарейной ручки или установкой специальной лёгкой эргономичной ручки.

    При этом корпус Nikon Z7, как и большинства зеркальных камер Nikon, имеет неплохую защиту от непогоды и не боится мороза. Выполнен из магниевого сплава — тоже популярное в этом ценовом сегменте решение, пусть и добавляющее немного веса относительно других, более простых корпусов (вес 675 граммов с аккумулятором и картой памяти).

    Поскольку зеркала здесь нет, рабочий отрезок от задней поверхности линзы до матрицы существенно меньше, чем у зеркалок. То есть камера получилось очень компактной по всем трем измерениям.

    Из интересных новшеств Nikon в модели Z7 использует внутренний пятиосевой матричный стабилизатор, который позволяет снимать с рук на выдержках длиннее аж в 4 ступени, относительно обычных (например, до 1/5сек при съёмке с рук). Процессор — последний EXPEED 6. С объективами, оснащенными собственным стабилизатором, эффект может ещё усилиться, причем при съёмке видео помимо стабилизатора матрицы доступна еще и электронная стабилизация изображения.

    На верхней части камеры есть удобный ЖК-дисплей с техническими параметрами съёмки. Он почти квадратной формы, с инвертированными (светлые на темном) цветами. Очень удобно для того, чтобы не занимать этой информацией дисплей камеры и лишний раз не лезть в меню. Основной дисплей формата 3:2 находится на задней части камеры, причем он сенсорный и подвижный. Можно отклонять экран на 45 градусов вниз и примерно на 100 градусов вверх.

    В целом управление и меню настроек — почти такие же, как у более ранних камер Nikon, и, имея некоторый опыт пользования ими, никаких проблем у вас не возникнет. Режимы фокусировки такие же, как и в зеркалках. Блок с кнопкой спуска, рычажком включения и парой функциональных клавиш слегка приподнят над верхней панелью. Ещё две настраиваемые кнопки находятся около рядом с байонетом и в целом работать с ними удобно.

    На задней стороне камеры есть джойстик для быстрого выбора зоны фокусировки, и сенсорный экран на дисплее — наводиться можно любым удобным способом. В автофокусе здесь используется гибридная система, сочетающая контрастный метод с фазовыми датчиками, которые расположены прямо на сенсоре.

    Общее количество точек фокусировки достигает 493, дающих 90-процентное покрытие зоны. При ручной фокусировке можно включить подсветку зоны резкости (focus peaking), регулируемую как по цвету, так и по интенсивности. Есть фокусировка по лицу, но пока нет новейшей фичи — фокусировки по глазам. Надеюсь, с новыми прошивками она появится.

    Видоискатель здесь электронный и очень качественный: крупная матрица OLED с разрешением 3,69 млн точек , минимальным лагом и отсутствием стробоскопического эффекта при использовании с искусственным светом. При приближении камера по датчику отключает основной дисплей, правда иногда делает это слишком рано и не всегда кстати.

    Камера оснащена физическим переключателем между фото и видео режимами, что конечно весьма удобно. Для оперативной переброски шедевров на смартфон в камеру встроен Wi-Fi модуль и Bluetooth Low Energy.

    Nikon Z7 способна снимать 4K 30p, FullHD до 120p . Замедленная съёмка доступна в FullHD, непрерывная съёмка ограничена 30 минутами. В режиме 4K камера выдержала около 25 минут непрерывной съёмки с нормальной яркостью дисплея, после чего стала перегреваться и отключилась.

    Матрица

    Матрица в Nikon Z7 полноформатная (36 × 24 мм) с разрешением 45,7 Мп , причём, в отличие от матриц, использовавшихся фирмой в последние года, произведена самой фирмой Nikon, имеет технологию обратной засветки, что даёт преимущества при съёмке в малоосвещённых местах. Диапазон светочувствительности — ISO 64–25 600 с возможностью расширения до 32–102 400. Динамический диапазон 14 ступеней, что позволяет гибко работать с RAW. И конечно же немаловажная вещь - уже упомянутый выше 5-ти осевой стабилизатор.

    Оптика

    Новая конструкция требует иного подхода к оптике, и поэтому к новым беззеркалкам Nikon разработана отдельная линейка оптики. Соответственно, меньшей по размеру и весу, чем традиционная оптика с байонетом F. Камера Nikon Z7 как раз снабжена новым объективом 24-70/4. Кроме того, компания представила план по выпуску линейки новых объективов на несколько лет вперёд.

    Планов громадьё, скажем так, но основная часть новинок нас ждёт впереди. Учитывая, что из новой линейки пока доступно всего три объектива (ещё представлены фиксы 35 мм 1.8 и 50 мм 1.8), а оптики с байонетом F начиная с 1959 года выпущено более 350 наименований, компания продумала как сгладить переходной период к новой оптике.

    Вместе с камерой презентован и адаптер FTZ (не правда ли, удачное название?), который предназначен для использования камеры со старой оптикой. В нашем тесте мы пробовали работу камеры с объективами с байонетом F - Nikon AF-S 18-35 f/3.5-4.5G и Nikon f/2.8 AF-S 28-70mm. Все объективы работали без нареканий и фокусировались быстро и точно. Но есть один нюанс — использование переходника добавляет веса камере и в комплекте с ним она весит практически как младшие полнокадровые зеркалки Nikon. То есть выигрыш в весе при использовании новой камеры будет хорошо заметен лишь с использованием новой уменьшенной и облегчённой оптики.

    Объектив 24-70/4 показался довольно резким, фокусировка при наличии мало-мальского освещения работает достаточно корректно и быстро. Но к работе автофокуса в темноте есть вопросы — иногда он рыскал и не мог нормально сфокусироваться. При ночной съёмке временами приходилось переходить в ручной режим фокусировки. Надеемся, что этот недостаток устранят в будущих прошивках.

    Кроме того, конструктивно объектив устроен так, что изменяет свои габариты при изменении фокусного расстояния. Это не очень хорошо, так как со временем таким образом засасывается пыль внутрь объектива, отчего такой тип конструкции давно получил название «пылесос».

    Батарея

    Поскольку корпус камеры уменьшился, то уменьшился и физический размер, а стало быть и емкость батареи. Теперь на одной зарядке можно сделать около 310 кадров, и это может сильно расстроить некоторых профессиональных фотографов. Для сравнения, батарея зеркальной полнокадровой камеры Nikon D750 даёт возможность отснять около 1200 кадров без подзарядки.

    Карты памяти

    Nikon в новых беззеркальных камерах применил весьма спорное техническое решение - оснастить камеры одним слотом под карты памяти, но не каким-нибудь, а под новейшие карты XQD. Карты эти безусловно скоростные и перспективные, но пока у подавляющего большинства фотографов их нет (такие карты использовались лишь на флагманах, начиная с D4). Между тем стоимость такой карты начинается от 5 500 руб., что совсем небюджетно.

    Итого: наши впечатления

    То, что в ассортименте фотогигантов появятся полнокадровые беззеркалки, было очевидно. Nikon Z7 стала отличным примером того, как можно удачно совместить огромный опыт и современные технологии. Теперь как продвинутым любителям, так и профи придется делать непростой выбор между D850 с зеркалом и Z7/Z6. Причем мы бы выбрали беззеркалку.

    Раньше в фотомире царил принцип исключительного первенство – если у тебя в руке большая увесистая зеркалка, значит, ты фотограф. Все остальное – мыльницы для фотографий в семейный альбом. Дальномерки стояли особняком. Именно к такому рынку и привыкли Canon с Nikon, выпуская крутую и надежную технику.

    Но вот времена меняются, и потихоньку к месту под солнцем стали пробираться беззеркалки. И если на первых порах лидеры рынка тихо посмеивались, то со временем пришло понимание того, какая огромная часть рынка уходит к конкурентам, и они также представили свои собственные системные камеры.

    На представителя беззеркальных камер во втором поколении от Nikon мы сегодня и посмотрим. Nikon 1 V2.

    Видеообзор Nikon 1 V2:

    Дизайн и эргономика

    Устройство как раз такое, чтобы положить его в карман или небольшую сумку/барсетку/клатч/что угодно и носить с собой всегда. При этом ощущения хрупкости не возникает – если в качестве самозащиты метнуть его в кого-то в темной подворотне, можно нанести весомый урон HP. В производстве используется магниевый сплав, так что тактильные ощущения весьма и весьма. Не в последнюю очередь благодаря каучуковому покрытию, предотвращающему скольжение.

    Эргономичность камеры также заслуживает похвал – несмотря на небольшие габариты, камера ложится в руку, как влитая, благодаря сильно выступающей рукоятке. Хоть в женских аккуратных ручках она смотрится куда более органично, но и для мужских подойдет. Всевозможных кнопочек и рычагов немного, и в большинстве своем они мелкие. Но все-таки после недели использования привыкаешь.

    На передней стороне, кроме кнопки отсоединения объектива, ничего больше найти нельзя. Нет, можно – тут же расположены два стереомикрофона. Правая грань пуста. На нижней – штативное гнездо и отсек под батарею и карту памяти.

    На левой стороне – MiniHDMI, MiniUSB и порт для внешнего микрофона. Что не может не радовать.

    Верхний торец занят вспышкой и кнопкой для ее открывания с небольшим смещением к левой стороне и небольшим динамиком рядом. На вспышке (декоративной шахте пентапризмы) – стандартный горячий башмак. Правая часть загружена немного больше. Там – кнопка спуска затвора, обрамленная кольцом включения/выключения, кнопка записи видео и два колеса. Одно отвечает за выбор режимов PASM, но помимо всего этого там можно найти режим расширенной записи видео, автоматический режим, режим создания творческих фото и прочее. Второе колесо отвечает за изменение разнообразных параметров, и оно с тайной. Все дело в том, что это колесо – еще и кнопка, отвечающая за выбор параметра. Нужно всего лишь нажать на нее, сдвигая вперед, до характерного щелчка.

    Задняя сторона самая емкая. Со смещением влево находится оптический видоискатель с разрешением 1440 тыс. точек, датчиком приближения и кольцом диоптрийной подстройки. Датчик приближения умеет работать в двух режимах: «Затухание дисплея, включение видоискателя», «Выключен и дисплей, и видоискатель; последний включается при подношении к глазу». Это позволяет экономить энергию.

    Слева от экрана – четыре кнопки, среди которых – просмотр снимков, меню, Disp (аналог Info) и удаление снимков.

    Справа от экрана – микроскопический четырехпозиционный джойстик-колесо с вписанной кнопкой ОК. Сюда навешаны разнообразные функции, только вот придется приловчиться к размерам. Сверху – кнопка Fn.

    В центре внимания – трехдюймовый дисплей с разрешением 921 тыс. точек. Он не сенсорный, не поворотный, но достаточно яркий для того, чтобы увидеть, что происходит, или какой пункт в меню выбрать. Кстати, оно тут переработанное и ничем не напоминает такое у зеркальных собратьев.

    Сразу же в этом пункте скажу, что не понравилось.

    Первое, на что хочется обратить внимание, это на кнопку включения. Я привык пользоваться системой, когда ты ощущаешь щелчок после небольшого усилия. Для понимания посмотрите, как организованы колеса включения у зеркалок Nikon. Тут же я столкнулся с тем, что колесо беспрепятственно ходит взад-вперед, при этом всегда возвращаясь в начальное положение. То есть, оттянул назад, отпустил – камера включилась. То же самое для выключения. Абсолютно неудобно, так как можно легко включить устройство в сумке или кармане.

    Второе, что хочется отметить, – это совершенно бесполезная система крепления вспышки. Хотя кнопка для открывания и предусмотрена, но легким движением вспышка переводится в рабочий режим. Не знаю, кто как, но думаю, что отломать ее в рюкзаке будет проще простого. Хотя, может, это нам разболтанный экземпляр попался – напишите в комментариях.

    И третье – Nikon 1 V2 болеет теми же болезнями, что и взрослые Nikon’ы. А именно – отклеивающимися резинками. Не знаю, может, рабочим на завод партию суперклея отправить в конце-концов?

    И последнее – места на корпусе, в принципе, хватает, чтобы сделать тот же джойстик немного больше. Или добавить хотя бы парочку лишних (нет, они далеко не лишние) кнопочек. Хотя я уже придираюсь.

    Что внутри?

    За объективом четко видно дюймовую CMOS-матрицу всего на 14 МП. Хотя такого значения с головой хватает, чтобы получать превосходные снимки. Процессор внутри – Expeed 3A. Это просто переработанная третья версия. Хотя стоит признать, что справляется с задачами такой камень на ура. Лагов и подтормаживаний не замечалось ни при браузинге меню или фото, ни при съемке и отсмотре материала. Запись происходит шустро – даже после серии в 15 к/с заполненный буфер в примерно 50 снимков пишется на карту памяти около секунды-двух, но снимать можно продолжать одиночными сразу же. Мы использовали быструю карточку (ее обзор ) для получения таких результатов.

    Светочувствительность – от 160 до 6400 ISO. Меня лично очень радует, что Nikon решили не показывать, во сколько раз они могут усиливать сигнал и решили остановиться на разумных числах.

    Снимать можно на всех значениях, при этом начиная с 1600 в RAW. После грамотной обработки снимки со значениями выше подойдут куда угодно – хоть для WEB, хоть для печати, правда, не выше А5.

    Динамический диапазон приятно радует глаз. Снимать можно даже сложно освещенные сцены, все равно владелец получит хорошо проработанное изображение с объемом. При необходимости можно включить D-Lightning, который позволит вытянуть больше деталей, но вот если вы хотите HDR, придется делать все руками – в одном из выпусков ФотоHack я расскажу, как это делать.

    Отдельно хочется отметить и возможность создания динамических фотографий. Работает это примерно так – вы снимаете фотографию с соответствующей настройкой и на выходе получаете секундную mov со звуком (задается в настройках, всего четыре типа). Кому такое нужно, мне неведомо.

    Автофокус

    Камера обладает системой из 71 точки, на которые можно положиться целиком и полностью. Система наведения на резкость позволит схватить именно тот объект, который вы и хотели. Даже в условиях плохого освещения автофокусировка работает быстро и четко, обеспечивая резкость главного объекта. Кстати, эта система работает даже в видео, к тому же именно так, как нужно. Теперь создавать киношные перефокусы проще простого – стоит только навести камеру на другой предмет.

    Видеовозможности

    Ролики пишутся в FullHD 60i/30p, HD – при 60р. Есть возможность подключить внешний микрофон и гибко контролировать диафрагму и выдержку в Live-режиме. Но вот тут есть один маленький баг-нюанс – контролировать уровень звука по графику нельзя (или я плохо искал?), а выхода под наушники нет.

    Съемка TimeLapse’ов, которыми всегда отличалась компания, тут также недоступна – придется снимать руками с последующей обработкой.

    Но вместо этого появилась возможность снимать сссууупппеееррр-ссслллоооууу-мммоооууушшшннн – 400 к/с при разрешении 640 х 240 точек и 1200 к/с – при 320 х 120. Снимается такой ролик 3 секунды, на выходе получается 16 и 48 секунд соответственно при частоте кадров 25/с. Возможность-то крутая, только вот качество получается настолько ужасным, что гораздо лучше снимать в 60р и замедлять картинку разнообразными плагинами на посте. Да и ограничение минимальной выдержки 1/1200с никак не радует – получается, что съемку можно произвести только в условиях отличного освещения.

    Хорошо

    • Массо-габаритные показатели.
    • Эргономичность.
    • Автофокус.
    • Качество изображения.
    • Динамический диапазон.
    • Серийная съемка.
    • Возможность записи анимированных фотографий.
    • Порт под микрофон.
    • Качество видеозаписи.
    • Съемка Slow Motion.

    Плохо

    • Цена.
    • Отклеивающиеся резинки.
    • Неудобная кнопка включения.
    • Открывающаяся вспышка.
    • Отсутствие выхода под наушники.
    • Отсутствие графика звука.
    • Отсутствие Time Lapse Motion.
    • Урезанные возможности настройки для снимков (HDR, фильтры, контроль за виньетированием и прочее).

    Какое стекло брать

    Универсальный, не слишком светлый объектив станет незаменимым спутником на каждый день в качестве китового. Мое мнение – у каждого в кофре должно быть такое стекло, которого просто не жалко. . Стоимость – около 200 долларов.

    По сути, тот же объектив, что и выше, только с мотором для плавного зуммирования во время видеосъемки. Стоит на 100 баксов больше.

    Не поражающий воображение светосилой, этот объектив будет просто незаменим для тех, кто не может представить своей жизни без съемки репортажей и удаленных объектов. Стоимость – 1000 долларов.

    Светосильный широкоугольник может похвастаться тем, что защищен от различных неблагоприятных условий среды – он водонепроницаемый, морозостойкий и противоударный. В общем, именно то, что нужно в путешествиях. Ведь широкий угол все делает лучше. Цена – 200 долларов.

    Это вариация на тему светосильного широкоугольника без защитных возможностей. Для путешествий подойдет, но явно не для экстремальных. Стоит 250 долларов.

    Защищенный зум разрабатывался с учетом возможностей камеры AW 1, поэтому любителям снимать в непогоду он просто необходим. К тому же, фокусное расстояние 30-70 мм в эквиваленте легко может сделать его основным на тушке. Стоимость – 220 долларов.

    Не особо светосильный сверхширокоугольник-зум – отличный выбор для съемки путешествий, архитектуры или жанровой фотографии. Обойдется владельцу в 500 баксов.

    Фокусное расстояние этого объектива – примерно 50 мм в эквиваленте. А это значит, что светосильный фикс может легко поселиться у вас на камере, позволяя снимать все – от архитектуры, до общих репортажей. Всего за 200 баксов.

    Суперсветосильный представитель семейства объективов 1 Nikkor. Это классический портретник с фокусным примерно 85 мм в эквиваленте. Снимая на него, вы получите красивое размытие заднего фона и возможность не переживать об ISO или выдержке даже в условиях плохого освещения. Стоимость составляет 900 долларов.

    Альтернатива

    Беззеркалка с гибридным автофокусом, 16 МП матрицей формата APS-C, поворотным сенсорным дисплеем и Wi-Fi. Стоимость ее составляет примерно 700 долларов. “Шестерка” станет отличным выбором для тех, кто обожает путешествовать налегке и предпочитает иметь большой выбор оптики, в том числе и от сторонних производителей.

    Fuji X-E1

    Беззеркалка от Canon может похвастаться 18 МП матрицей формата APS-C, наличием порта для внешнего микрофона, компактными размерами, но при этом не имеет видоискателя. К тому же, дисплей – неповоротный, так что для нестандартных ракурсов придется немного постараться. Стоимость – около 550 долларов.

    Камера с размером матрицы Micro 4/3. Тут присутствует и неплохой дизайн, и поворотный дисплей, и видоискатель, и просто крутая система матричной стабилизации, которая сгладит дрожь в руках. Но при этом порта для внешнего микрофона нет. Стоит фотоаппарат примерно 850 долларов.

    Еще один представитель Micro 4/3 не может похвастаться сверх-компактными габаритами – внешне камера напоминает небольшую зеркалку. Но при этом тут есть куча преимуществ – вход для микрофона, видоискатель, поворотный по трем осям сенсорный дисплей, огромное количество механических управляющих элементов. Стоимость – примерно 750 долларов.