Штраф за срыв погрузки перевозчиком. Нарушение сроков доставки груза перевозчиком Ответственность за просрочку доставки груза автомобильным транспортом

Одним из условий договора перевозки груза может являться срок доставки. При этом срок доставки не относится к существенным условиям договора перевозки, потому что в случае неуказания его он определяется из расчёта 300 километров в сутки при междугородной перевозке (п. 63 “б” Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 года № 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом"). Если перевозчик нарушает срок доставки груза, то с него вправе потребовать штраф.

Опоздание на выгрузку относится к нарушению договорных обязательств перевозчика, за которое наступает гражданская ответственность.

Согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" штраф за опоздание на выгрузку определяется сторонами в договоре перевозки. Если стороны не согласовали этот вопрос, то штраф за несвоевременную доставку груза составляет 9% от цены перевозки. Следует обратить особое внимание на то, что размер штрафа не может превышать размер провозной платы.

Стороны договора перевозки вправе определить с какого момента начинает исчисляться просрочка доставки груза. Если договором этот вопрос не урегулирован, то считается, что перевозчик нарушил срок доставки груза с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз, то есть, с начала календарного дня, следующего за днём доставки груза.

Оформление опоздания на выгрузку.

Нужно ли составлять акт об опоздании на выгрузку? Этот вопрос до сих пор окончательно не урегулирован и поэтому является предметом дискуссий и споров. Так, ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ предусмотрено, что основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

С другой стороны, п. 79 “е” ППГАТ предусмотрено, что при просрочке доставки груза получателю должен быть составлен акт .

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом были утверждены Правительством РФ в соответствии со ст. 3 УАТиГНЭТ. ППГАТ конкретизируют и уточняют определённые моменты, связанные с автомобильными грузовыми перевозками. Кроме того, ст. 38 Устава автомобильного транспорта устанавливает, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей при перевозках грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях. Порядок составления актов и проставления отметок в документах устанавливается правилами перевозок грузов.

Отсутствие составленного надлежащим образом акта о просрочке доставки груза неоднократно служило причиной отказа в удовлетворении требований, связанных с опозданием перевозчика на выгрузку. Оформлению актов посвящена на нашем сайте.

Если перевозчик просрочил доставку груза, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Проследить, чтобы в 7-ой графе всех экземпляров транспортной накладной были проставлены плановая (согласованная сторонами) дата доставки и фактическая дата прибытия автомобиля на выгрузку.
  2. Составить акт о просрочке доставки.
  3. В 17-ой графе всех экземпляров транспортной накладной проставить отметки о составленном акте.

Кому платить штраф за просрочку доставки груза.

Несмотря на то, что договор перевозки является двусторонним, заключаемым между грузоотправителем и перевозчиком, ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ определяет, что штраф за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает грузополучателю. Согласно ст. 2 УАТиГНЭТ грузополучателем является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

Эту позицию занял Верховный суд Российской Федерации в определении № 309-ЭС16-3979 от 1 августа 2016 года по делу № А71-4317/2015. Позиция основана на действующем законодательстве и укрепляет позицию юристов, утверждающих, что договор перевозки представляет из себя договор, заключаемый в пользу третьего лица (грузополучателя).

Срок доставки vs Режим труда и отдыха водителя.

Срок доставки груза никак не привязывается и не зависит от установленных Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" положений. Перевозчик, являясь профессиональным субъектом предпринимательской деятельность, до заключения договора , обязан рассчитать и определить в какой срок он сможет доставить груз, учитывая все влияющие на это факторы.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 УАТиГНЭТ перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Режим труда и отдыха (РТО) не корреспондирует с со сроком доставки; при этом перевозчик обязан соблюсти и то, и другое. Очевидно, что в силу невозможности изменения положений о РТО, перевозчик обязан устанавливать разумный срок доставки груза в договоре. За нарушение РТО водитель несёт административную ответственность (ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ), за просрочку доставки груза перевозчик несёт гражданскую ответственность (ч. 11 ст. 34 УАТиГНЭТ).

Взыскание штрафа за опоздание на выгрузку.

После того, как факт просрочки доставки груза автомобильным транспортом был надлежащим образом зафиксирован, грузополучатель вправе обратиться к перевозчику с претензией об уплате штрафа за просрочку доставки груза. Предъявление претензии обязательно. В случае отказа перевозчика от удовлетворения претензии либо игнорирования претензии, грузополучатель вправе обратиться в суд с иском о взыскании неустойки за доставку груза с опозданием.

Перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки исчисляются исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки..

Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.

Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов указывает перевозчик, в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

По прибытии груза на станцию назначения Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон. Задержка выдачи прибывшего груза не допускается.

За просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.

Перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки грузов если:

Задержка подачи вагонов, контейнеров с грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам;

Не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи;

Произошли иные зависящие от грузополучателя причины.

Кроме того, перевозчик освобождается от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок.

Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки.

За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Таким образом, груз должен быть доставлен в установленный нормативный срок, указываемый в накладной. Если просрочка доставки груза все же состоялась, перевозчик обязан заплатить неустойку в виде пени. Перевозчик освобождается от уплаты пени только в случае вины грузоотправителя или грузополучателя, а также при возникновении непреодолимых обстоятельств, которые не зависят от перевозчика и/или владельца железнодорожной инфраструктуры.

Возмещение ущерба железнодорожнику, получившему травму на производстве.

1) Травма, полученная в течение рабочего времени, включая перерывы на территории предприятия или вне ее, а также подготовки к завершению работ.

2) При следовании на транспорте, который предоставил работодатель.

3) При действиях в интересах работодателя.

При травме на производстве пострадавший имеет право на возмещение материального и морального ущерба, оплату больничного листа 100%. При выходе на инвалидность к государственной пенсии должна быть доплата:

При нахождении в состоянии опьянения-75%

При гибели-100%.

Работодатель должен выплата семье 2 годовые зарплаты погибшего, детям до 18 лет каждый месяц 2300 рублей. Начать расследование несчастного случая. Он создает комиссию из 3х человек (инженер по охране труда, профком, ДС или зам.ДС), который возглавит комиссию. Расследуют НС в течении 3х дней и составляют акт формы Н1. Акт составляется в 2х экземплярах - один пострадавшему, второй хранят в отделе кадров 45 лет. По всем разногласиям пострадавший имеет право обратиться в гос.инспекцию по труду или в суд, независимо от срока давности.

Билет

Особенности формирования сборных поездов на сортировочных и участковых станциях.

Сборные - для развоза и сбора вагонов по промежуточным станциям.

Сборные поезда формируются с подборкой вагонов по станциям участка. Схема их формирования и порядок работы на промежуточных станциях устанавливается в соответствии с технологическим процессом организации местной работы

сборный поезд формируется на определенную нитку графика из нескольких групп вагонов, предназначенных для промежуточных станций участка. Формирование заключается в вытягивании вагонов, их сортировке по группам и сборке групп в порядке географического расположения промежуточных станций на участке.

Формирование и отравление участковых и сборных поездов. Участковый поезд формируется после накопления вагонов на полный состав. Формирование заключается в расстановке вагонов в соответствии с требованиями ПТЭ. Для вытягивания состава служит вытяжной путь. Маневрами руководит составитель поездов, поддерживая связь по радио с машинистом маневрового локомотива.

Звуковые сигналы на железнодорожном транспорте. Порядок отправления поезда с железнодорожного пути, на котором остаются вагоны.

Сигнал «Общая тревога» подаётся группами из одного длинного и трёх коротких звуков в следующих случаях:

при обнаружении на железнодорожном пути неисправности, угрожающей безопасности движения;

при остановке поезда в снежном заносе, крушении поезда и в других случаях, когда требуется помощь.

Сигнал подаётся при необходимости каждым работником железной дороги.

Сигнал «Пожарная тревога» подаётся группами из одного длинного и двух коротких звуков.

Сигнал подаётся при необходимости каждым работником железнодорожного транспорта.

Сигнал «Воздушная тревога» подаётся протяжным звучанием сирен, а также рядом коротких звуков непрерывно в течение 2-3 минут.

Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности; значение их днем и ночью одно и то же.

Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности.

Для подачи звуковых сигналов служат свистки локомотивов, моторвагонных поездов и специального самоходного подвижного состава, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки, петарды.

Взрыв петарды требует немедленной остановки.

Во всех случаях перед отправлением поезда с пути, на котором остаются вагоны, между составом поезда и этими вагонами должен быть сделан разрыв расстоянием не менее 10 м. Остающиеся на месте вагоны должны быть надежно закреплены с учетом предупреждения их ухода.

Порядок выполнения этих операций устанавливается в техническо-распорядительном акте станции.

Определение технических маршрутов по условиям обращения.

Маршруты подразделяются на.

Технические – сформированные на путях общего пользования, следующие на одну станцию назначения из вагонов, объединенных по конкретному признаку (род груза, род или принадлежность подвижного состава и др.);

Отправительские:

а) прямые – сформированные на одной станции погрузки одним грузоотправителем назначением на одну станцию выгрузки в адрес одного или нескольких грузополучателей (вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе маршрута отдельной группой);

б) кольцевые - с постоянными составами, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или подразделение дороги под повторную погрузку;

в) технологические - которые обращаются по установленным ниткам графика между предприятиями – отправителями и получателями с технологическими процессами, требующими регулярной (ритмичной) доставки грузов.

г) в расформирование – сформированные на одной станции погрузки одним грузоотправителем и направляемые на станции расформирования с включением вагонов на станции выгрузки в соответствии с планом формирования грузовых поездов;

д) в распыление – сформированные на одной станции погрузки одним грузоотправителем назначением на определенные перевозчиком (в том числе по просьбе грузоотправителей, грузополучателей) по согласованию с владельцем инфраструктуры станции распыления маршрутов, на которых будет производиться «заадресовка» (указание станции и конкретного грузополучателя) вагонов;

Ступенчатые:

а) прямые – сформированные на одной станции несколькими грузоотправителями назначением на одну станцию выгрузки в адрес одного или нескольких грузополучателей (вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в со ставе маршрута отдельной группой).

Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственное влияние на выполнение транспортных обязательств не только транспортными предприятиями, но и грузоотправителями и грузополучателями. От количества времени, затрачиваемого на транспортировку груза, зависят эффективность работы транспорта, ускорение оборачиваемости транспортных средств и в значительной мере сохранность перевозимых грузов. Поэтому своевременная доставка грузов в пункты назначения, являясь условием надлежащего исполнения договора перевозки, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушение которой он несет имущественную ответственность.

Транспортное законодательство предусматривает ответственность транспортных предприятий перед грузополучателем за просрочку доставки груза. Ответственность соперевозчиков друг перед другом за просрочку доставки груза в пункты перевалки транспортные уставы не предусматривают. В то же время вопросы просрочки доставки непосредственно связаны с взаимоотношениями между соперевозчиками в прямом смешанном сообщении, т.к., хотя транспортные уставы регламентируют лишь взаимоотношения перевозчиков и грузополучателей перевозчик имеет возможность, в случае взыскания с него штрафа за просрочку доставки, обратиться с претензией к другому перевозчику (при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении), виновному в этой просрочке. Это указано в § 131 Правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.

Общая просрочка доставки грузов неразрывно связана с просрочкой доставки, допущенной различными видами транспорта при перевозке их в прямом смешанном сообщении.

Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.Перевозчик за просрочку доставки груза в пункт назначения уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза. Ст. 97 УЖТ. На воздушном транспорте за просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. ст. 120 ВК. За просрочку доставки груза в пункт назначения предусматривает ответственность перевозчика в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Ст. 116 КВТ. На морском транспорте ответственность перевозчика за просрочку доставки груза в пункт назначения не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза п. 2 ст. 170 КТМ..

На автомобильном транспорте автотранспортные предприятия за просрочку доставки груза в пункт назначения при междугородных перевозках уплачивают грузополучателю штраф в размере 12% провозной платы за каждые сутки просрочки, если не докажут, что просрочка произошла не по их вине. ст. 137 УАТ.

Вместе с тем на железнодорожном, речном, морском и воздушном видах транспорта конкретизируется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов.

Кодекс внутреннего водного транспорта предусматривает, что перевозчик освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если просрочка произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В статье 166 КТМ приведен перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки. Это непреодолимая сила, опасности или случайности на море, запрещение, прекращение или ограничение перевозок и т.д.

Воздушный кодекс в ст. 120 предусматривает, что за просрочку доставки грузов перевозчик несет ответственность, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении предусматривают, что сроки доставки грузов в прямом смешанном сообщении определяются по совокупности перевозок их железнодорожным и водным транспортом и исчисляются на основании действующих на железнодорожном и водном транспорте правил об исчислении сроков доставки грузов.

Правила предусматривают, что, если груз доставлен с просрочкой против общего срока, полагающегося на данную перевозку по всем видам транспорта, ответственность перед клиентом за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза (конечный перевозчик в этом случае пересылает претензию соперевозчику и сообщает об этом заявителю претензии).

Правила делают исключение для груза, следующего в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, увеличивая срок доставки на речном транспорте: при перевалке груза мелкими партиями - на двое суток, при перевалке остальных грузов - на количество суток, необходимое для перевалки грузов по суточным нормам перевалки и погрузки грузов в суда или разгрузки грузов из судов по судо-часовым нормам погрузки-разгрузки судов.

Таким образом, правила не устанавливают конкретных сроков для перевалки каждого груза, из-за этого нередко грузы подолгу находятся в пунктах перевалки, причем считается, что нарушений сроков доставки нет.Как показывает практика, очень часто при перевалке грузов один из перевозчиков вывозит сначала местную продукцию, а когда появляются излишки вагонов, начинает разбирать завалы из грузов на причалах, в результате чего грузы поступают в адрес получателя со значительной просрочкой.

Задержке грузов в пунктах перевалки способствуют также переучеты, перепроверки, разбор пакетов груза, которые нередко проводят перевозчики в пунктах перевалки. В результате теряется драгоценное время, нарушается ритмичность работы транспорта, излишне затрачиваются огромные средства. Это одна из причин того, что грузы доставляются с просрочкой.Выходом из этого положения явилось бы установление на всех видах транспорта конкретных сроков нахождения грузов в пункте перевалки и предусмотрение в транспортных уставах и кодексах санкций за нарушение этих сроков, которые предъявлялись бы виновному перевозчику.

В соответствии со ст. 18 Устава железнодорожного транспорта грузоотправитель обязан вместе с накладной представить перевозчику документ о качестве груза (сертификат), в котором указывает наименование, номер и дату выдачи документа о качестве и срок транспортабельности в сутках. Более подробно эта операция описана в Правилах перевозки скоропортящихся грузов.

Таким образом, на грузоотправителя возложена обязанность указать срок транспортабельности отправляемого скоропортящегося груза. Ни Устав, ни Правила не указывают, в каком порядке эти сроки устанавливаются и чем руководствуется грузоотправитель, устанавливая срок транспортабельности. Однако, как показывает практика, сроки транспортабельности, которые указывает грузоотправитель в качественном удостоверении, часто превышают сроки доставки.

Согласно Правилам перевозок скоропортящихся грузов такие грузы не принимаются к перевозке, если срок транспортабельности, указанный в удостоверении о качестве, менее срока доставки, установленного Правилами исчисления сроков доставки грузов. В то же время в Правилах ничего не говорится о тех случаях, когда сроки транспортабельности намного превышают сроки доставки грузов.

В соответствии со ст. 33 Устава железнодорожного транспорта сроки доставки грузов и правила их исчисления утверждает Министерство путей сообщения по согласованию с Министерством экономики Российской Федерации.

Срок доставки - это ответственный для перевозчика срок, в течение которого принятый к перевозке груз должен быть доставлен в пункт назначения (либо в пункт перевалки груза). Он определяется с учетом расстояний и суточного пробега вагона с грузом и является обязательным для перевозчика. Нарушение именно этого срока означает просрочку доставки и влечет за собой взыскание штрафа с перевозчика. Утвержденные Министерством путей сообщения и согласованные с Министерством экономики сроки доставки грузов публикуются в сборниках правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Гладкий А.В. (перевозчик) и предприниматель Швец С.А. (отправитель) заключили договор от 13.02.2015 № 13/02, по условиям которого перевозчик обязался в срок до 21.02.2015 перевезти автомобильным транспортом груз и передать его получателю — ОАО «Уралметаллургмонтаж», а отправитель — оплатить перевозку в размере 360000 рублей.

Во исполнение указанного договора Гладкий А.В. перевез груз и 28.02.2015 сдал его получателю.

Швец С.А. оплатил услуги по перевозке в сумме 316800 рублей.

Наличие у последнего задолженности по оплате в размере 43200 рублей послужило поводом для обращения Гладкого А.В. в суд с настоящим иском.

Швец С.А. предъявил к перевозчику встречный иск о взыскании 151200 рублей штрафа за просрочку доставки груза на основании пункта 11 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав автомобильного транспорта) в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.07.2015, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2015 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 08.02.2016, первоначальный и встречный иски удовлетворены.

В результате зачета требований с Гладкого А.В. в пользу Швеца С.А. взысканы 108000 рублей штрафа и судебные расходы.

Суды руководствовались статьями 309, 310, 784, 785, 791, 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), пунктом 11 статьи 34 и статьей 38 Устава автомобильного транспорта.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Гладкий А.В. просил судебные акты отменить и отказать в удовлетворении встречного иска, сославшись на неправильное применение судами пункта 11 статьи 34 Устава автомобильного транспорта.

Согласно указанной норме штраф за просрочку в доставке груза уплачивается грузополучателю. Швец С.А. таковым не являлся, поэтому оснований для удовлетворения иска не было. По мнению заявителя, не доказан также и сам факт задержки доставки груза.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, отзыв не представили.

Законность обжалованных судебных актов проверена судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, и в той части, в которой они обжалуются (пункт 2 статьи 291.14 АПК РФ).

Изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (статьи 784, 785 ГК РФ).

Из статьи 792 ГК РФ и статей 14, 15 Устава автомобильного транспорта следует, что по общему правилу перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в установленные договором перевозки груза сроки и выдать его грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (статья 793 ГК РФ).

Ответственность перевозчика установлена в статье 34 Устава автомобильных дорог. Согласно пункту 11 этой статьи за просрочку доставки груза перевозчик уплачивает штраф грузополучателю.

Грузополучателем является физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза (статья 2 Устава автомобильного транспорта).

Судами не установлено и материалами дела не подтверждено, что Гладкий А.В. и Швец С.А. согласовали ответственность за нарушение срока доставки груза.

Уставом автомобильного транспорта, на который сослался Швец С.А. в обоснование своего требования, не предусмотрено взыскание штрафа в пользу грузоотправителя.

В то же время Швец С.А. являлся грузоотправителем. В качестве грузополучателя он ни в договоре, ни в транспортной накладной не значился. Следовательно, у судов не было оснований для удовлетворения встречного иска по основанию, заявленному в нем.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272
"Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом"

63. Перевозчик доставляет и выдает груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель - принимает доставленный ему груз. Перевозчик осуществляет доставку груза в срок, установленный договором перевозки груза. В случае если в договоре перевозки груза сроки не установлены, доставка груза осуществляется:

а) в городском, пригородном сообщении - в суточный срок;

б) в междугородном или международном сообщениях - из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.

64. О задержке доставки груза перевозчик информирует грузоотправителя и грузополучателя. Если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию:

а) в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки - при перевозке в городском и пригородном сообщениях;

б) в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть выдан грузополучателю, - при перевозке в междугородном сообщении.

65. Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в случае повреждения (порчи) груза в процессе перевозки по вине перевозчика, если использование груза по прямому назначению невозможно.

66. В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу - возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением. Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"

11. Перевозчик уплачивает грузополучателю штраф за просрочку доставки груза в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки , если иное не установлено договором перевозки груза. Общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы. Просрочка доставки груза исчисляется с двадцати четырех часов суток, когда должен быть доставлен груз , если иное не установлено договором перевозки груза. Основанием для начисления штрафа за просрочку доставки груза служит отметка в транспортной накладной о времени прибытия транспортного средства в пункт выгрузки.

Убытки

Женевская конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г. (Конвенция КДПГ), участником которой является РФ как правопреемник СССР, регламентирует ответственность перевозчика в случае правонарушения (не сохранность груза и багажа, ответственность перед пассажиром, просрочка доставки и др.). Предусматривает денежный предел возмещаемых убытков, который определяется в настоящее время в международной денежной единице - Специальных правах заимствования (СПЗ).

В случае не сохранности доставленных транспортом грузов должен составляться коммерческий акт, фиксирующий характер не сохранности, и дополняющий его акт экспертизы, определяющий сумму понесенного ущерба и, как указывается в форме акта экспертизы, причину порчи, повреждения груза. Акт экспертизы подписывается участвующим в ее проведении представителем перевозчика. При автомобильных перевозках возможно внесение соответствующей отметки в накладную.

Денежный предел ответственности перевозчика составляет 8,33 СПЗ за кг веса брутто. (в конвенции указано в золотых франках – старая мера)

Могут ли стороны договора перевозки автомобильным транспортом предусмотреть иной размер ответственности по сравнению со штрафными санкциями, установленными УАТ?

ФАС ЗСО (см. постановление от 21.09.1999 N Ф04/1912-426/А75-99) ответил на данный вопрос отрицательно. По мнению кассационной инстанции, суд правильно отклонил требования истца о взыскании 0,5% пеней и сослался на ст. 126 УАТ, согласно которой всякие соглашения автотранспортных предприятий и организаций с грузоотправителями, грузополучателями и пассажирами, имеющие целью изменить или устранить ответственность, возложенную на них Уставом, считаются недействительными.

Такая точка зрения представляется не вполне верной. В соответствии с п. 1 ст. 793 ГК в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. При этом п. 2 этой же статьи предусматривает ничтожность соглашений транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика, если иное не предусмотрено транспортными уставами и кодексами.

Таким образом, ст. 126 УАТ не противоречит ГК в части, которая касается устранения или уменьшения ответственности перевозчика. Если санкции, установленные договором, напротив, увеличивают ответственность субъекта, то такое положение договора является действительным и подлежит применению.