Инновационный менеджмент как вид деятельности. Методические основы инновационного менеджмента

1. Инновационный менеджмент: основные понятия.............................................. 2. Государственная инновационная политика......................................................... 3. Организационные формы инновационной деятельности................................... 4. Инновационные стратегии и типы инновационного поведения........................ 5. Управление инновационным проектом................................................................ 6. Инновационная программа менеджера................................................................ 7. Эффективность инновационной деятельности.................................................... 8. Управление созданием и освоением инновационной техники.......................... 9. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности................................................................................................................ 10. Риск в инновационной деятельности и методы его снижения.........................

Совершенствованием экономических рычагов и стимулов;

Разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития НТП и повышение его социально-экономической эффективности.

Под инновационной деятельностью в процессах разработки, освоения и реализации научно-технических нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается с доведением научных, технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке.

Необходимым условием совершенствования экономического механизма управления инновационной деятельностью в условиях формирования рыночной экономики является развитие инновационного менеджмента.

Особо тщательного рассмотрения требуют ключевые понятия теории инновационного менеджмента — новация и инновация . В трудах современных авторов до сих пор не наблюдается методологического единства в определении данных категорий, в связи с чем можно насчитать как минимум десять различных толкований новации и инновации.

Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов еще в XIX в. и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.

Только в начале XX в. стали изучаться экономические закономерности нововведений. В 1911 г. австрийский экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950) в работе «Теория экономического развития» выделил две стороны хозяйственной жизни:

Статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства — участвующие в нем организации из своего опыта знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, т.к. ситуация понятна);

Динамическую (инновационный кругооборот означает развитие — особое, различимое на практике и в сознании людей состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота).

Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того, как у потребителя стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.

Производить — значит комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое — значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка. Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений:

1) изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;

2) изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;

3) изменения вследствие использования нового сырья;

4) изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;

5) изменения вследствие появления новых рынков сбыта.

В 30-х гг. прошлого века Й. Шумпетер впервые предложил понятие «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Й. Шумпетер основную роль движущей силы экономического развития общества отводил не характеру борьбы между капиталом и пролетариатом, на что указывал в своих трудах Карл Маркс , а именно внедрению новшеств в хозяйство государства. Таким образом, именно Йозефа Шумпетера можно считать «отцом» понятия инновация, которую он трактовал как эффективное средство преодоления экономических кризисов.

Именно в ходе исследований Й. Шумпетера выяснилось, что источником прибыли может стать не только изменение цен и экономия на текущих затратах, но и радикальное обновление и смена выпускаемой продукции. Возможность обеспечения конкурентоспособности организации за счет изменения цены или снижения затрат всегда кратковременна и носит предельный характер. Инновационный подход оказывается более предпочтительным, поскольку процесс поиска, накопления и преобразования научного знания в физическую реальность, по сути, безграничен.

Несмотря на то, что в практической деятельности Й. Шумпетер потерпел фиаско — банк, который он возглавил, разорился, а министерство финансов, у руля которого талантливый австрийский теоретик встал чуть позже, довело страну до кризиса — именно этому ученому мы обязаны первым качественным обоснованием необходимости инновационной деятельности субъектов рынка.

Более поздние исследователи единства мнений по поводу определения сущности инновации не демонстрируют. Так, М. Хучек отмечает, что в «словаре польского языка» инновация означает внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинку, реформу. А.И. Пригожин считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, распространения на других объектах. Ю.П. Морозов под инновациями в широком смысле понимает прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, новых организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера.

В соответствии с руководством Фраскати (документ принят международной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР ) в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация (нововведение) рассматривается с нескольких сторон:

Во-первых, как некоторый законченный общий процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества;

Во-вторых, как часть процесса, ограниченная рамками фирмы-создателя, рамками организаций, взявших на себя функции передачи новшества, обучения новому, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества;

В-третьих, как ряд результатов процесса получения и использования новации, когда в результате рыночной диффузии новшество дошло до потребителя (то есть оно получено, приобретено), состоялась адаптация к новшеству (фирма подготовлена к его использованию), прошло его освоение (потребитель изучил новшество и научился его использовать), и проведена рутинизация новшества (то есть потребитель включил его в свою технологию деловых процессов и организационную культуру, теперь он проводит свои деловые операции по обновленной технологии, с новыми навыками), потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате которого повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда), получил от новшества выгоду в виде импульса новизны, новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств производимых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возросшее качество, новый уровень сервиса).

Проще говоря, новация (новшество) является, прежде всего, новой, оригинальной идеей. А инновация становится результатом практического освоения этой идеи — ее внедрения и дальнейшего использования. Например, идея полета в космос, посетившая великого советского ученого, акад. С.П. Королева, или чертежи ракеты, подготовленные им и его коллегами — это новация. А вот первая ракета, успешно взлетевшая с космодрома — это уже инновация, как результат практического освоения новации.

В соответствии с различными признаками инновации могут быть классифицированы следующим образом.

По типу инновации выделяют материально-технические и социальные .

С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации , материально-технические инновации включают продуктовые инновации и технологические инновации . Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу).

Технологические же инновации позволяют улучшить экономические показатели за счет совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции; увеличению объема продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей; возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии.

Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, т.е. тесной взаимосвязи НИОКР по созданию изделия и технологии его изготовления, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований. В первом случае инновации зависят от конструктивных и технических особенностей нового изделия и последующих его модификаций. Во втором случае — объектом инновации служит не конкретное новое изделие, а базовая технология, которая в процессе технологических исследований подвергается преобразованиям.

По инновационному потенциалу выделяют:

- базисные инновации;

- модифицирующие инновации;

- псевдоинновации.

Базисные инновации включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления, формирующих новую отрасль или подотрасль. Потенциальными результатами базисного нововведения являются обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара.

Создание базисных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей: технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная. Примером базисной инновации можно считать магнитофон, воспроизводящий лазерные диски, после того как долгие годы звуковоспроизводящая техника работала по принципу «магнитная головка — магнитная пленка».

Модифицирующие нововведения приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.

Примером данного вида инноваций будет появление кассетного магнитофона, после того, как долгие годы магнитофоны воспроизводили бобины. Принцип звуковоспроизведения остался тот же — «магнитная головка — магнитная пленка», однако внешний вид значительно изменен, изделие стало более удобным и практичным.

Субъективный подход к принятию решений со стороны чиновников, которые, как правило, не располагают достаточными знаниями о действительной потребности в средствах или не задействованы непосредственно в реализации своих решений;

Замедление исследовательского процесса в связи с бюрократическим характером оформления заявок;

Концентрацию выделяемых средств в крупнейшие монополии;

Неприемлемость для частного бизнеса вмешательства государства в принятие решений об инвестициях.

Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными возможностями выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Сущность косвенного регулирования заключается в создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении организаций, ориентированных на инновационную деятельность, в мерах по формированию высокого социального статуса в общественном мнении и престижа образования и науки. При этом государство не контролирует конкретные научные проекты.

Одним из основных нормативных документов, регламентирующих государственную инновационную политику в РФ, являются «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу». Переход к инновационному развитию страны определен в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий — формирование развития национальной инновационной системы.

Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая программа:

а) определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация;

б) развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнерства;

в) развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России;

г) содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности вузов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.

По шести основным научно-техническим направлениям сформированы приоритеты:

1) наноиндустрия и перспективные материалы;

2) энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;

3) технологии живых систем;

4) информационно-телекоммуникационные системы;

5) экология и рациональное природопользование;

6) безопасность и противодействие терроризму.

Меры государственной инновационной политики могут быть реализованы через бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (www.facie.ru); Российский фонд технологического развития (РФТР) или Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ ).

РФТР — внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды НИОКР и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счет 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьезных научно-технических, инновационных проектов.

Цель РФФИ — поддержка научно-исследовательских работ по всем направлениям фундаментальной науки, содействие повышению научной квалификации ученых, развитие научных контактов, в том числе поддержка международного научного сотрудничества в области фундаментальных исследований. Финансирование Фонда осуществляется за счет средств федерального бюджета (в настоящее время — 6% от средств, выделяемых на науку). Допускается прием добровольных взносов от организаций и частных лиц для использования в уставных целях.

Для достижения основной цели Фонд:

Проводит отбор проектов на конкурсной основе;

Разрабатывает и утверждает порядок рассмотрения представляемых на конкурс проектов, порядок проведения экспертизы проектов и предложений;

Осуществляет финансирование отобранных проектов и мероприятий, а также контролирует использование выделенных средств;

Поддерживает международное научное сотрудничество в области фундаментальных научных исследований, включая финансирование совместных научно-исследовательских проектов;

Осуществляет подготовку, выпуск и распространение информационных и других материалов о деятельности Фонда;

Участвует в выработке предложений по формированию государственной научно-технической политики в области фундаментальных научных исследований.

РФФИ проводит конкурсы на получение грантов для выполнения российскими учеными фундаментальных научных исследований по следующим областям знаний:

1) математика, информатика и механика;

2) физика и астрономия;

4) биология и медицинская наука;

5) науки о Земле;

6) науки о человеке и обществе;

7) информационные технологии и вычислительные системы;

8) фундаментальные основы инженерных наук.

Все решения о поддержке проектов в РФФИ принимаются по результатам экспертизы. Каждая заявка проходит в РФФИ независимую многоэтапную экспертизу. После регистрации заявку рецензируют два-три эксперта, работающих независимо и анонимно. Экспертом РФФИ может быть признанный авторитетный специалист высшей квалификации с ученой степенью доктора (в основном) или кандидата наук (как исключение) из числа активно работающих ученых. Всего в состав экспертов Фонда входят более 2 тыс. человек.

После первичной экспертизы ее результаты и сами заявки представляются на секцию Экспертного совета (5-15 человек), за которой закреплено от 4 до 7 узких научных направлений в данной области знания. Окончательные рекомендации для Совета Фонда вырабатывает Экспертный совет (70-100 человек).

Составы экспертных советов утверждаются Советом Фонда на три года. Ежегодные научные и финансовые отчеты по продолжающимся проектам и итоговые отчеты по завершенным проектам также проходят экспертизу, результаты которой учитываются при принятии решений о продолжении финансирования проекта и при рассмотрении последующих заявок тех же авторов.

Всего в течение года Фонд проводит около 65-70 тыс. экспертиз заявок по всем видам конкурсов.

Вопросы для самопроверки:

Что такое государственная инновационная политика?

Перечислите основные направления государственной инновационной политики.

Льготы по каким налогам предусмотрены для предприятий, осуществляющих НИОКР?

Что такое РФТР?

Каким образом осуществляется экспертиза проектов Российским фондом фундаментальных исследований?

Литература:

1) Ермасов С.В. Инновационный менеджмент / Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. — М.: Высшее образование, 2008.

2) Инновационный менеджмент / под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3) Инновационный менеджмент: учеб. пособие / под ред. Л.Н. Оголевой. — М.: ИНФРА-М, 2006.

4) Медынский В.Г. Инновационный менеджмент / Медынский В.Г. — М.: ИНФРА-М, 2007.

5) Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент / Фатхутдинов Р.А. — СПб.: Питер, 2009.

Инновационный менеджмент – это управление научной, научно-технической, производственной деятельностью и интеллектуальным потенциалом персонала фирмы с целью совершенствования производимого или освоения нового продукта (услуги), а также способов, организации и культуры его производства и на основе этого удовлетворение потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах.

Инновация – конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам. Инновационный процесс это деятельность, в которой изобретение или предпринимательская идея получают экономическое содержание.

Рассматривая инновационный процесс, следует определить ряд понятий, которые являются базовыми. Инвенция, то есть инициатива, предложение, идея, замысел, изобретение, открытие. Новация – проработанная инвенция, воплощенная в технический или экономический проект, модель, опытный образец. Концепция инновации – система ориентирующих базисных представлений, описывающих назначение инновации, ее место в системе организации, в системе рынка.

Инициация инновации – научно-техническая, экспериментальная, или организационная деятельность, целью которой является зарождение инновационного процесса.

Диффузия инновации – процесс распространения инновации за счет фирм – последователей (имитаторов). Рутинизация инновации – приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и, в конечном итоге, – моральное старение инновации.

В зависимости от того, где применяется инновация – внутри фирмы или за ее пределами различают три вида инновационного процесса:

Простой внутриорганизационный (натуральный);

Простой межорганизационный (товарный);

Расширенный.

Простой внутриорганизационный (натуральный) процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. Хотя в роли потребителей выступают те подразделения и сотрудники, которые используют внутрифирменную инновацию.

При простом межорганизационном (товарном) процессе новшество выступает как предмет купли-продажи на внешнем рынке. Такая форма инновационного процесса означает полное отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей, нарушении монополии производителя-пионера, дальнейшем распространении товара – диффузии. Явление диффузии инновации способствует экономическому развитию общества и является стимулом для инициации нового инновационного процесса.

На практике скорость диффузии инновации зависит от различных факторов:

1) технических и потребительских свойств инновации;

2) инновационной стратегии предприятия;

3) характеристик рынка, на котором реализуется инновация.

Субъекты инновационной деятельности

Инновационная деятельность – это совместная деятельность множества участников рынка в едином инновационном процессе с целью создания и реализации инновации.

В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Понятие научно-технической деятельности разработано ЮНЕСКО и охватывает:

1) научные исследования и разработки;

2) научно-техническое образование и подготовку кадров;

3) научно-технические услуги.

Инновационная деятельность переводит научно-техническую деятельность в экономическое «русло», обеспечивая производственную и коммерческую реализацию научно-технических достижений.

В инновационной деятельности выделяют следующие категории основных участников, классифицируя их по первоочередности:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты (пионеры, лидеры);

3) имитаторы, которые в свою очередь делятся на:

a) ранее большинство;

b) отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научные и исследовательские организации, малые научные предприятия. Они заинтересованы в получении дохода от продажи разработанного ими интеллектуального продукта, который со временем может стать инновацией.

Ранние реципиенты (пионеры, лидеры) - это производственные фирмы, первыми освоившие новшество, используя интеллектуальный продукт новаторов. Они стремятся к получению сверхприбыли путем скорейшего продвижения инновации на рынок. К фирмам-пионерам, прежде всего, относятся венчурные фирмы, работающие в малом бизнесе. В эту категорию попадают также и крупные корпорации, являющиеся лидерами в своих отраслях.

Если такие фирмы имеют в своей структуре научные, научно-исследовательские, проектные подразделения, то они являются также и новаторами. Хотя и в этом случае они могут воспользоваться услугами чисто научных или проектных организаций, заключив с ними договор или купив патент (лицензию).

Раннее большинство представлено фирмами-имитаторами, которые вслед за "пионерами" внедрили новшество в производство, что также обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие – это фирмы, которые сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску изделий новых для них, но которые либо уже морально устарели, либо не пользуются спросом на рынке из-за излишнего предложения. Поэтому зачастую отстающие фирмы вместо ожидаемой прибыли терпят убытки. Фирмы-имитаторы не занимаются научно-исследовательской и изобретательской деятельностью, они приобретают патенты и лицензии у фирм-новаторов, либо принимают на работу по договору специалистов, разработавших инновацию, либо нелегально копируют инновацию («инновационное пиратство»).

Кроме вышеперечисленных основных участников инновационной деятельности существуют множество других, которые выполняют обслуживающие функции и создают инновационную инфраструктуру:

Биржи, банки;

Инвестиционные и финансовые компании;

Средства массовой информации;

Информационные технологии и средства деловой коммуникации;

Патентные организации;

Органы сертификации;

Библиотеки;

Ярмарки, аукционы, семинары;

Система образования;

Консалтинговые компании.


Источник - Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. 189 с.

Сущность инновационного менеджмента

В самом общем виде инновационный менеджмент — это система подготовки и принятия решений, направленных на формирование, поддержку и развитие инновационно-технического потенциала России в целом, каждого предприятия, каждой организации в частности.

Инновационный менеджмент является одной из форм общего, функционального менеджмента, объектом которого выступают процессы инновационно-технологического развития. Другими словами, инновационный менеджмент представляет собой систему, совокупность систематизированных знаний по современному о методах создания трудоемких инноваций и их эффективности .

Основоположником системы научного менеджмента по-праву считается известный английский ученый Фредерик У. Тэйлор. Свои принципы научного управления он впервые опубликовал в 1911 г.

«Во-первых. Администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные и грубо практические методы, для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых на предприятии.

Во-вторых. Администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего, в то время как в прошедшем рабочий сам выбирал себе специальность и сам на ней тренировался так хорошо, как умел.

В-третьих. Администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.

В-четвертых. Устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими...

Эта комбинация инициативы рабочих в соединении с новыми типами функций, осуществляемых администрацией предприятия, и делает научную организацию в столь значительной мере превосходящей по производительности все старые системы».

В своих работах он сформулировал две основные задачи менеджмента:

  • обеспечение наибольшего процветания предпринимателя;
  • повышение благосостояния каждого работника.

При этом под процветанием предпринимательства, что очень важно и поныне, он понимал не только получение высокой прибыли, но и дальнейшее развитие бизнеса. Говоря же о повышении благосостояния работников, он имел в виду не только их высокую заработную плату в соответствии с затраченной энергией, но и развитие в каждом работнике потенциала, который заложен в нем природой.

Принципы научной организации труда, разработанные Ф. Тэйлором, в дальнейшем стали основой создания конвейерного, массово-поточного производства, а основы научного управления нашли широкое применение как в промышленности, так и в других отраслях экономики.

Вслед за Ф.У. Тэйлором логически стройную систему научного менеджмента создал известный французский ученый Анри Файоль (1841-1925), выдающиеся способности которого позволили ему не только управлять в течение 30 лет (с 1888 по 1918 г.) крупной горной и металлургической компанией во Франции, но и превратить ее из отстающей в процветающую. После выхода в отставку в 1918 г. он возглавил созданный им Центр административных исследований. Все эти годы вплоть до самой смерти А. Файоль обобщал и публиковал свои многолетние наблюдения. Главным плодом его наблюдений и исследований стала книга «Общее и промышленное управление». Остановимся коротко на второй ее части «Принципы и элементы управления».

Раскрывая , А. Файоль называет те из них, которые ему чаще всего приходилось применять:

  • разделение труда;
  • власть;
  • дисциплина;
  • единство распорядительства (командования);
  • единство руководства;
  • подчинение частных интересов общим;
  • вознаграждение;
  • централизация;
  • иерархия;
  • порядок;
  • справедливость;
  • постоянство состава персонала;
  • инициатива;
  • единение персонала.

Многие из этих принципов управления не потеряли актуальности и в настоящее время.

А. Файоль помимо принципов формулирует элементы управления, важнейшим из которых считает предвидение, приводя изречение «Управлять — это предвидеть». Главным проявлением предвидения А. Файоль называл программу действий.

Второй элемент управления — организация, как материальная, так и социальная.

Третий элемент управления — распорядительство. А. Файоль приводит необходимые обязанности распорядителя:

  • обладать глубоким знанием своего персонала;
  • устранять неспособных;
  • быть хорошо знакомым с договорами, существующими между предприятием и служащими;
  • подавать хороший пример;
  • делать периодические осмотры предприятия;
  • устраивать совещания со своими главнейшими сотрудниками для достижения единства управления и согласования усилий; не загружать свое внимание мелочами;
  • добиваться, чтобы среди персонала господствовал дух действенности, инициативы и сознание долга.

Четвертым элементом управления А. Файоль называет координирование — согласование всех операций на предприятии таким образом, чтобы облегчить его функционирование и успех.

Особое внимание обращается на такой элемент управления, как контроль который применим по отношению ко всему — к материальным ценностям, отдельным лицам, действиям.

Функции инновационного менеджмента

Важнейшими составными частями инновационного менеджмента являются его функции:

  • прогнозирование;
  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • учет и контроль;
  • анализ и оценка. Рассмотрим их подробнее.

Прогнозирование

Прогноз — научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях развития и сроках существования объекта. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок.

Цель прогнозирования — получение научно обоснованных вариантов тенденций развития , элементов затрат и других показателей, используемых при разработке стратегических планов и проведении научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР), а также развитии всей системы менеджмента. Самым сложным в системе менеджмента является прогнозирование качества и затрат. Основные задачи прогнозирования:

  • выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза;
  • разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатом маркетинговых исследований;
  • выявление основных экономических, социальных и научно- технических тенденций, влияющих на потребность в тех или иных видах полезного эффекта;
  • выбор показателей, существенно влияющих на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;
  • прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;
  • обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов. Практическое применение того или иного метода прогнозирования определяют такими факторами, как объект прогноза, его точность, наличие исходной информации, квалификация прогнозиста и др.

План и прогноз — взаимодополняющие друг друга стадии управления при определяющей роли плана как ведущего звена управления.

Планирование

Планирование — стадия процесса управления, подразумевающая определение целей и задач деятельности, разработку необходимых для этого методов и средств их решения, наиболее эффективных в конкретных условиях.

В отличие от прогноза план содержит однозначно определенные сроки осуществления события и характеристик планируемого объекта. Для плановых разработок используют наиболее рациональный прогнозный вариант.

Основные задачи планирования инновационной деятельности:

  • выбор перспективной стратегии фирмы на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;
  • обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;
  • формирование оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций;
  • формирование организационно-технических и социально- экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов.

Ранжировать объекты планирования по их важности необходимо для рационального распределения ресурсов. Например, если выпускаемые товары имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в программе фирмы.

Вариантность плана обеспечивают разработкой не менее трех вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего выполнение запланированной цели с наименьшими затратами на се разработку и реализацию.

Сбалансированность плана обеспечивают преемственностью баланса показателей по иерархии, например функциональной модели объекта, стоимостной модели (при проведении функционально-стоимостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов и т.д.

Организация

Организация — следующая функция системы инновационного менеджмента, основные задачи которой — формирование структуры организации и обеспечение ее всеми необходимыми ресурсами для ее нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др., т.е. создание реальных условий для достижения запланированных целей. Нередко это требует перестройки структуры производства и управления, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.

В настоящее время организации формируют структуру управления в соответствии с собственными потребностями.

Следующая важная задача функции организации — создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Здесь главное — это работа с персоналом, развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержка работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем предприятия.

Мотивация

— деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения поставленных целей. Для этого их экономически и морально стимулируют, обогащают содержание труда и создают условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива.

Учет

Учет — функция инновационного менеджмента по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы менеджмента.

Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, заданий по таким параметрам, как качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов желательно организовывать по всем видам ресурсов, выпускаемых товаров, их стадиям жизненного цикла и подразделениям. Применительно к сложной технике необходимо организовать автоматизированный учет отказов, затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты.

Требования к учету:

  • обеспечение полноты учета;
  • обеспечение динамичности, т.е. учет показателей в динамике и использование результатов учета для анализа;
  • обеспечение системности, т.е. учет показателей системы менеджмента и ее внешней среды;
  • автоматизация учета на основе компьютерной техники;
  • обеспечение преемственности учета;
  • использование результатов учета в стимулировании качественного труда.

Контроль

Контроль — функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения.

Контроль можно классифицировать по следующим признакам:

  • стадия жизненного цикла объекта — контроль на стадии маркетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объекта к функционированию, эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов;
  • объект контроля — предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;
  • стадия производственного процесса — входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;
  • исполнитель — самоконтроль, менеджер, контрольный мастер, отдел технического контроля, инспекционный контроль, государственный, международный контроль;
  • степень охвата объекта контролем — сплошной и выборочный контроль и др.

Контроль может быть определен как постоянный и структурированный процесс, направленный на проверку продвижения работ, а также на выполнение корректирующих действий. Задачи контроля состоят в том, чтобы, получив фактические данные о ходе выполнения проекта, сопоставить их с плановыми характеристиками и выявить отклонения, определив тем самым так называемые сигналы рассогласования. Контроль можно разделить на четыре стадии:

1. мониторинг и анализ результатов;

2. сравнение достигнутых результатов с запланированными и выявление отклонений;

  • прогнозирование последствий сложившейся ситуации;
  • корректирующие действия.

В зависимости от требуемой точности различают следующие технологии оценки выполнения проекта:

  • контроль в момент окончания работ (метод «0-100»);
  • контроль в момент 50%-й готовности работ (метод «50-50»);
  • контроль в заранее определенных точках проекта (метод контроля по вехам);
  • регулярный оперативный контроль (через равные промежутки времени);
  • экспертная оценка степени выполнения работ и готовности проекта.

Один из важнейших факторов, определяющих эффективность проекта, — качество выполнения всех работ по его реализации. Качественное выполнение проекта означает удовлетворение ожиданий заказчика.

Анализ

Анализ — разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними в целях повышения качества прогнозирования, планирования и реализации решения по развитию объекта.

Существуют различные методы анализа.

Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.

Основные виды сравнений, применяемые при анализе:

  • отчетные показатели — с плановыми показателями;
  • плановые показатели — с показателями предшествующего периода;
  • отчетные показатели — с показателями предшествующих периодов и т.д.

Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д.).

Факторный анализ - метод исследования объектов (систем), основу которого составляет установление степени влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект машины, элементы совокупных затрат, производительность труда и т.п.) в целях разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функционирования объекта (системы).

Применение методов факторного анализа требует большой подготовительной работы и трудоемких работ по установлению моделей расчетов.

Индексный метод применяют при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов.

Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.

Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления некоторых показателей и оформления результатов анализа.

Функционально-стоимостныи анализ (ФСА ) — это метод системного исследования применяемого по назначению объекта (изделия, процесса, структуры) в целях повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.

Экономико-математические методы анализа (ЭММ) применяют для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Развитие научного менеджмента в России многие авторы разделяют на 3-4 этапа. Так, И.И. Семенова рассматривает четыре этапа развития менеджмента в СССР и России:

  • развитие теории и практики управления в СССР в 1920- 1930-е гг.;
  • совершенствование системы хозяйственного руководства в 1940-1960-е гг.;
  • перестройка системы управления в 1960-1990 гг.;
  • современная концепция менеджмента и формирования российской модели менеджмента.

Первый этап — это время построения социализма в СССР, потребовавшего создания новой общественной организации управления социалистическим производством. В эти годы появляются «всеобщая организационная наука» А.А. Богданова, «трудовые установки» А. К. Гастева, создание теории «социалистической рационализации» О.А. Ерманского, теории «всякой организационной деятельности» П.М. Керженцева и др.

В годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период основным принципом управления был хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Первая реформа системы управления экономикой состоялась в 1965 г.: была упразднена территориальная система управления, народное хозяйство вернулось к отраслевой системе. Для этой цели были созданы 11 союзно-республиканских и 9 союзных министерств.

На повышение эффективности производства была направлена реформа 1979 г., на ускорение социально-экономического развития страны — реформа 1986 г. Наконец, в 1992 г. был осуществлен переход к рыночным отношениям, который продолжается по настоящее время.

Базовые принципы российского типа управления, сформулированные И.И. Семеновой, таковы:

  • использование в управлении концепции государственного регулирования экономики, включая стратегическое управление;
  • свобода выбора концепции для создания оптимальной модели управления, не отвергая при этом сложившихся традиционных методов управления;
  • управление на основе постоянных нововведений, при том что важнейшей составной частью российского менеджмента должны стать инновации;
  • отказ от чрезмерной централизации власти в отечественных фирмах и приобретение возможностей менеджерам высшего уровня оперативно реагировать на быстроменяющуюся внешнюю ситуацию;
  • использование в качестве менеджеров крупных компаний специалистов, имеющих негативный опыт собственного бизнеса, но не утративших предпринимательского интереса;
  • выработка стратегии управления, ориентированной на постоянные изменения как во внешней среде, так и внутри фирмы;
  • создание системы социальной защиты населения, проведение ее под лозунгом «благосостояние для всех»;
  • введение индикативного планирования, предусматривающего разработку долгосрочных прогнозов, среднесрочных планов социально-экономического развития страны, годовых планов использования государственного бюджета;
  • совершенствование методов мотивации и управления персоналом;
  • повышение конкурентоспособности продукции и предприятий на рынке, что является главным критерием оценки эффективности системы управления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Методы обоснования бизнес–планов предприятий и их мониторинг. Планирование хозяйственной деятельности организации в соответствии с потребностями рынка. Инновационный потенциал менеджмента. Основы теории и методологии инноватики. Теория Г. Менша.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2014

    Нововведения как объект инновационного управления, разработка программ нововведений. Организация и формы инновационного менеджмента, экспертиза и оценка эффективности инновационной деятельности. Инновационный менеджмент и стратегическое управление.

    учебное пособие , добавлен 27.11.2009

    Цели, сущность, основные направления инновационного менеджмента, его государственная поддержка. Инновационный потенциал предприятия в условиях рыночной экономики. Порядок разработки и внедрения нового продукта, рынок капитала и инновационный цикл.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2011

    Основные понятия. Инновационный процесс. Классификация инноваций. Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Инновации технические, экономические, организационные.

    реферат , добавлен 20.12.2004

    Инновационный менеджмент как система управления инновационным процессом, его основные задачи и проводимые мероприятия. Направления финансовых ресурсов, предназначенных для инвестиций. Составление примерного инновационного договора с применением лизинга.

    контрольная работа , добавлен 14.07.2009

    Общая характеристика современного состояния, задач и проблем инновационного менеджмента. Понятие инноваций, их классификация, элементы и сущность. Планирование, организация и контроль на предприятии. Основы разработки и проведения кадровой политики.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2014

    Понятие и сущность инновационного менеджмента в теории управления инновационными системами. Сущность функции организации, особенности формирования организационной структуры фирмы. Определение дисконтированного объёма капиталовложений и текущих затрат.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2011

Инновационный менеджмент представляет собой систему управления инновационными отношениями и процессами. Она основана на постоянном поиске новых идей, организации процессов, продвижении и реализации инноваций.

Если рассматривать в общем виде, то инновационный менеджмент это комплексная система по подготовке методов решений по развитию инновационного-технического потенциала страны целом и каждой компании в частности. Это одна из разновидностей общего менеджмента, при которой весь упор делается на инновационное техническое развитие. Можно сказать, что это своего рода совокупность знаний и систем по современному менеджменту о методиках развития эффективных инноваций в будущем.

Инновационный менеджмент это механизмы хозяйственного воздействия направленные создание, продвижение и реализацию инноваций, а также на деловые отношения между производителями, покупателями и прочими. Такое воздействие происходит благодаря некоторым особым приемам и стратегиям управления. В тандеме все эти стратегии и приемы составляют механизм управления. Это и есть инновационный менеджмент.

Этапы развития инновационного менеджмента

Принято выделять четыре основных этапа развития инновационного менеджмента:

  • Факторный подход. Предполагает изучение сферы инноваций как одно из ключевых направлений развития страны;
  • Ситуационный подход. Менеджер действует в зависимости от сложившейся на рынке ситуации;
  • Системный подход. Предполагает понимание организации как сложной системы состоящей из взаимосвязанных элементов;
  • Функциональная система. Представляет собой совокупность методов принятия управленческих решений.

Отличить инновационный менеджмент можно по следующему списку критериев:

  1. В инновационном менеджменте приходится иметь дело с уникальной разновидностью ресурсов научными, техническими достижениями (технологии, информация, научные достижения и прочее), а также интеллектуальными. Тут важно понимать фундаментальные отличия между изобретателями и менеджерами. Первый не является предпринимателем. Для изобретателя на первом месте стоит его достижение, открытие или изобретение. Для менеджера на первом месте всегда его организация.
  2. Инновационный менеджмент отличается системностью, поскольку внедрение различных дисциплин требует структурированности и решения множество задач и проблем.
  3. Инновационный менеджмент обязан быть максимально творческим и рассматривать всю проблему целиком. Его главная задача заключается в том, чтобы задать правильные вопросы и составить лучшие методики, которые приведут к решению проблемы.
  4. Все структуры такого менеджмента должны быть максимально гибкими.
  5. Такой менеджер должен являться специалистом, способным выполнять нестандартные задачи, поскольку он работает в достаточно необычной среде. Это особенно проявляется на быстроразвивающихся рынках.

В качестве субъектов управления могут выступать как группа квалифицированных специалистов (маркетологи, финансисты и прочие) так и отдельно взятый менеджер способный взять на себя такую ответственность. Главная задача заключается в том, чтобы при использовании методов и способов управленческого воздействия проводить такое управление объектом которое наверняка приведет к исполнению поставленной задачи.

Под объектами управления имеются ввиду непосредственно инновации (новейшие методики (например, ), продукты и прочее), новые процессы, а также все отношения между частниками рынка инноваций (продавцы, посредники, покупатели).

И наконец, третий элемент, относящийся к данной разновидности менеджмента это информация или соответствующий продукт.

Функции инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент отвечает за некоторые функции, определяющие создание управленческой структуры. Принято разделять две основные разновидности инновационного менеджмента

  • Функции управленческого субъекта;
  • Функции управленческого объекта.

Функции управленческого субъекта

К основным функциям субъекта можно отнести:

  • Прогнозирование. Способно охватывать длительный процесс в будущем с учетом экономического и технологического управления, как в общем, так и в частности;
  • Планирование. Основано на мероприятиях по созданию плановых целей и задач инновациях и по мерам их практического воплощения;
  • Организация. Основана на том, чтобы объединить людей и сообща реализовать инновационную программу на основании определенных правил;
  • Регулирование. Основана на воздействии на управленческий объект с целью достижения состояния устойчивости в экономической и технологической системе в ситуациях, когда они отклонены от общей программы;
  • Координация. Это согласование деятельность каждого звена, отдела и специалиста;
  • Стимулирование. Заключается в заинтересованности сотрудников в результате их труда;
  • Контроль. Проверка по созданию плана и его дальнейшей реализации.

Функции управленческого объекта

К ним можно отнести:

  • Рискованные финансовые вложения (см. );
  • Организацию всего процесса;
  • Продвижение данной инновации на рынке.

Функция рискованных финансовых вкладов представляет собой вложение в венчурное финансирование инвестиций на рынке. Вкладывать средства в новый продукт или услугу, в особенности, если такого еще не было на рынке это всегда большой риск. По этой причине практически всегда инвестирование происходит через специальные венчурные фонды.

Под прогнозом принято понимать обоснованные суждения о вероятных состояниях объекта в будущем, о различных путях развития и сроках. Если говорить именно о систему управления, то это предплановая разработка моделей развития управленческого объекта. Все критерии, такие как объемы работ, сроки, характеристики и прочее являются лишь вероятными и допускают внесение корректировок.

Основной целью прогнозирования является получение вариаций развития критериев качества, затрат и прочих элементов при использовании стратегических планов и исследований, а также разработки всей системы менеджмента. К основным задачам прогнозирования мы можем отнести:

  • подбор метода прогнозирования;
  • прогноз рыночной потребности;
  • выявление основных тенденций;
  • обнаружение показателей влияющих на величину полезного эффекта;
  • прогноз качества конечного продукта;
  • обоснование целесообразности проекта.

Если рассматривать октановые принципы управления, которые могут быть применены в инновационном менеджменте, то это будут:

  • правильное распределение трудовых ресурсов;
  • власть;
  • единство командования;
  • единство руководителей;
  • каждый должен забыть о собственных, личных интересах в угоду общим;
  • достойное вознаграждение;
  • централизация;
  • строгая иерархия;
  • строгий порядок;
  • отсутствие ;
  • справедливость;
  • приветствовать любую инициативу;
  • общность и единение сотрудников (см. ).

Все эти принципы были актуальны раньше и не теряют своей актуальности и на данный момент.