Какие рабочие места должны проходить специальную оценку условий труда. Нужно ли проводить соут для офисных работников

Действительно ли с 2018 года можно будет накладывать на организации штрафы или есть возможность не делать оценку?

Насколько обязательно проведение специальной оценки условий труда в организации, возможны ли штрафы если ее не делать подробнее в статье.

Вопрос: Насколько обязательна СОУТ? Действительно ли с 2018 года можно будет накладывать на организации штрафы или есть возможность не делать оценку?

Ответ: Все работодатели обязаны проводить спецоценку условий труда на всех рабочих местах. И Этого требует статья 212 ТК РФ. Исключение предусмотрено только для надомников и дистанционных работников (п.3 ст.3 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ). В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно в срок не позднее 31 декабря 2018г. Это рабочие места (ч.6 ст.10 и ч.6 ст.27 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ):

Сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости;

Условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Поэтому если в организации нет работников-вредников, то Ваша компания вправе провести спецоценку поэтапно и завершить ее в срок до 31.12.2018 включительно. При условии, что у организации после 01.01.2014 не было основания для проведения внеплановой спецоценки. Полный их перечень приведен в ст.17 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ. К таковым, например, относятся:

Ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;

Замена производственного оборудования.

Если у компании были основания для проведения внеплановой спецоценки, то ее нужно было провести в следующие сроки:

С 01.01.2014 до 01.05.2016 – в течение 6 месяцев;

С 01.05.2016 - в течение 12 месяцев.

Если компания не провела спецоценку в установленные Законом сроки, то при выявлении этого правонарушения трудовая инспекция может оштрафовать ее на сумму от 60 до 80 тысяч рублей (ст.5.27.1 КоАП РФ). При этом в Законе не предусмотрено оснований, освобождающих от штрафа.

Имейте в виду, что спецоценка проводится не только для того, чтобы установить гарантии и компенсации за работу во вредных условиях. Она помогает определить класс условий труда. А с 01.01.2014 условия труда на рабочем месте в обязательном порядке должны включаться в трудовой договор. Специалист трудовой инспекции может уже сейчас проверить трудовые договоры с работниками. И если он не увидит в договорах сведения об условиях труда, оштрафует и компанию, и директора согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ. Поэтому в интересах компании провести спецоценку в кратчайшие сроки (письмо Роструда России от 20.11.2015 №2628-6-1).

Как провести специальную оценку условий труда

Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 08.04.2014 № 15-4/В-366). Порядок для данной процедуры прописан в Законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ . Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н .

Максимум до 31 декабря 2018 года действуют и результаты аттестации рабочих мест, которую провели до 2014 года по правилам из приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н . В общем случае результаты аттестации действительны в течение пяти лет со дня ее завершения.

Исключение – случаи, когда специальную оценку условий труда обязательно провести внепланово . Добавим, что в отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить поэтапную специальную оценку нужно до 31 декабря 2018 года .

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Когда не проводят спецоценку условий труда

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

людей, для которых работодатели – физические лица, не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ . Она обязательна для всех компаний, включая религиозные организации.

Кто обязан проводить специальную оценку

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Поэтапная специальная оценка условий труда

Когда можно проводить поэтапную спецоценку условий труда

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки , с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости;

условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия .

Внеплановая спецоценка условий труда

Когда нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят, если:

1. введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места;

2. работодатель получил предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;

3. изменен технологический процесс, заменили производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;

4. изменился состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;

5. изменены применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;

6. на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание , причинами которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов;

Или протокола аттестации рабочих мест;

Или отчета по спецоценке условий труда.

Кому нужно поспешить провести спецоценку

Специальная оценка условий труда введена с 1 января 2014 года (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ , далее - Закон № 426-ФЗ). Спецоценка заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда (схема 1 ниже). Но результаты аттестации, которая была проведена до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Схема 1 Периоды проведения аттестации и спецоценки

Но, оказывается, тянуть с проведением спецоценки не нужно.Специалист трудовой инспекции может уже сейчас проверить трудовые договоры с работниками. И если он не увидит в договорах сведения об условиях труда, оштрафует и компанию, и директора. Размеры штрафов приведены в табл. 1 ниже.

Таблица 1 Размер штрафа, если в трудовом договоре нет сведений об условиях труда

Если вы не проводили аттестацию или провели ее более пяти лет назад, проведите спецоценку в кратчайшие сроки (письмо Роструда от 20.11.2015 № 2628-6-1).

Кого поддерживают судьи

Ваши доводы о том, что спецоценку можно провести до конца 2018 года, проверяющие не примут. Закон № 426-ФЗ не защитит вас от штрафов за отсутствие обязательных условий в трудовом договоре. Это нарушение трудового законодательства.

Если дело дойдет до суда, арбитры поддержат трудовых инспекторов. Об этом свидетельствуют, например:

Почему инспекторов интересуют трудовые договоры с офисными работниками

До 2014 года офисные рабочие места можно было не аттестовывать (п. 4 Порядка , утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н). Этой поблажкой пользовались работодатели.

У вашей компании могут быть действующие результаты аттестации. Но в них нет сведений об условиях труда на офисных рабочих местах. Аттестацию таких рабочих мест не проводили. Если у вас еще не было спецоценки, то нет и оснований внести в трудовые договоры сведения об условиях труда.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

Порядок проведения СОУТ закреплен законодательно и в некоторых частях содержит достаточно либеральные положения. Например, согласно пункту 6 статьи 27 , в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена к 31.12.2018. Однако суды неоднозначно подходят к трактовке данного положения и выносят противоречивые решения (к примеру, Определения от 11.11.2014 № 11-11968/2014 и от 26.02.2015 № 33-5865/15), а штрафы за непроведение этого мероприятия могут составлять до 200 000 рублей.

СОУТ: сроки проведения

Специальная оценка условий труда впервые должна быть проведена в сроки, не превышающие 12 месяцев со дня создания нового рабочего места. Если организация функционирует более 12 месяцев, а аттестация рабочих мест (АРМ) или специальная оценка условий труда не проводилась никогда, то проводить спецоценку надо незамедлительно или вчера.

  • безопасный труд своих работников;
  • охрану труда своих сотрудников;
  • информирование работников об условиях, в которых они трудятся, и т. д.
  • безопасные условия труда;
  • получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.

То есть работник имеет право требовать от работодателя предоставления информации о степени риска для его здоровья, которое может подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов (даже сидя перед экраном монитора).И если работодатель ему не предоставляет такую информацию, работник имеет право для получения этой информации обратиться в орган государственного надзора за соблюдением законодательства.

В этом случае работодателя ждет штраф до 80 000 рублей и письменное предписание о необходимости организации проведения спецоценки. В противном случае может грозить административная приостановка деятельности предприятия до 90 дней.

Периодичность проведения

Срок действия спецоценки условий труда составляет 5 лет. Течение времени начинается со дня утверждения отчета о проведении оценки по каждому отдельному рабочему месту. Итоги проведения данного мероприятия можно свести к двум вариантам, когда:

  • вредные факторы в ходе проведения не выявлены;
  • вредные факторы выявлены и соответствующим образом классифицированы.

Вредные факторы не выявлены

Если в ходе проведения спецоценки не выявлено вредных и опасных производственных факторов, такое рабочее место подлежит декларированию в территориальный орган федеральной службы по труду и занятости на предмет соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда.

В этом случае, если в течение последующих 5 лет в отношении данного рабочего места не появится причин провести внеплановую спецоценку, то по истечении данного срока повторную СОУТ проводить не надо, действие декларации считается автоматически продленным.

А в какие сроки нужно делать СОУТ в дальнейшем (если вообще надо будет сделать), закон не сообщает..

Вредные факторы выявлены и классифицированы

В этом случае срок действия специальной оценки условий труда составляет 5 лет. Причем это не значит, что пять лет прошло и надо начинать организовывать новую спецоценку. К истечению пятилетнего срока у работодателя должны быть уже готовые результаты аттестации, то есть никакого прерывания не допускается.

Аттестация рабочего места

АРМ — это, по сути, то же самое, что и спецоценка, только с другим названием. Поэтому если работодатель проводил АРМ до 01.01.2014, то действующее законодательство позволяет ему не организовывать и не проводить какие-либо дополнительные мероприятия весь срок действия СОУТ вплоть до даты завершения действия результатов этой аттестации, конечно, если не возникнут основания для проведения внеплановой СОУТ.

Сроки внеплановой СОУТ

При возникновении обстоятельств для проведения внеплановой спецоценки законодательством предусмотрено два временных периода — 6 и 12 месяцев, в зависимости от причины.

6 месяцев

Специальная оценка условий труда должна быть проведена за указанное время, если:

  • работодатель получил предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут навредить здоровью работника;
  • вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (можно снизить класс вредности, соответственно, можно снизить выплаты за вредность);
  • произошел несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
  • врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  • получено письмо от профсоюза о необходимости проведения внеплановой спецоценки.

12 месяцев

СОУТ должна быть проведена за указанное время, если:

  • в эксплуатацию вводятся новые рабочие места;
  • меняются технологические процессы, производственное оборудование, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов.

Сроки мероприятий по результатам СОУТ

Со дня утверждения отчета по результатам СОУТ работодатель обязан:

  • в течение 3 рабочих дней уведомить об утверждении организацию, проводившую СОУТ;
  • не позднее 30 календарных дней под подпись ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки;
  • не позднее 30 календарных дней при наличии сайта в сети Интернет разместить сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.

Срок хранения материалов специальной оценки условий труда

Срок составления отчета по СОУТ

Устанавливается приказом работодателя при организации проведения данного мероприятия на этапе формирования комиссии.

Срок хранения материалов СОУТ

Составляет 45 лет, однако если в результате проведения СОУТ будут выявлены вредные или опасные производственные факторы и условия труда будут соответствующим образом классифицированы по вредности и опасности, такие материалы необходимо хранить в течение 75 лет.

Срок действия материалов СОУТ

Материалы по итогам проведения спецоценки являются действующими на весь период установления соответствующего класса опасности или срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Начиная с 2014 года на основании Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда» проводится спецоценка условий труда, до этого проводилась аттестация рабочих мест. Смысл примерно одинаков, но тем не менее внесены некоторые изменения.

Проводить ее необходимо всем работодателям. На основании выше указанного закона были внесены поправки, в результате чего были увеличены административные наказания в случае отказа от проведения спецоценки, а также ужесточили уголовное наказание в отношении лиц, по чьей вине на производстве произошел несчастный случай.

Для того, чтобы вы понимали, до принятия Федерального закона №426 от 28.12.13 применялось понятие, как аттестация рабочих мест и это была обязательная процедура для всех без исключения, согласно ТК РФ ст.212. С 2014 года было установлено новое понятие и называется в настоящее время как специальная оценка условий труда.

Спецоценка – это комплекс единых мероприятий, осуществляемых последовательно и направленных на выявление опасных и(или) вредных факторов на производстве и также направленных на выявление их воздействия на сотрудников организации. Результатом такой оценки является установление условий труда по рабочим местам сотрудников по классам и подклассам вредности. Правила проведения и определения вредности производятся на основании 426 Федерального закона.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест)

В соответствии с законом №426-ФЗ ст.8 ч.1 и ТК РФ ст. 212 и обязанность по проведению специальной оценки лежит на работодателе, которая проводится также за его счет. Проводить ее обязаны все работодатели, как организации, так и индивидуальные предприниматели, у которых есть в штате наемные работники.

Если говорить о предпринимателях, которые работают сами на себя без привлеченных сотрудников, то им не требуется проводить спецоценку рабочих мест. Однако, в случае появления в штате работников возникнет обязанность в проведении такой процедуры.

Также не требуется проводить спецоценку физическим лицам, не имеющим статус ИП, которые нанимают работников (Согласно закона №426-ФЗ, ст.3).

По каким рабочим местам необходимо проводить спецоценку

Имеется ряд отличий между рабочими местами, которые подлежат сейчас спецоценке и по которым ранее проводилась аттестация рабочих мест.

Так, ранее, аттестация рабочих мест проводилась в случае использования на них ручного инструмента, механизмов, оборудования, установок, машин, аппаратов, устройств и транспортных средств, при наличии источников опасности. Начиная с 2014 года, в случае спецоценки таких ограничений не установлено, в связи с этим она проводится вне зависимости от того, есть на рабочих местах вышеперечисленные факторы или нет.

Еще одно отличие, касательно работников, работающих дистанционно и надомников. По этим рабочим места проводилась аттестация рабочих мест, проводимой на общих основаниях. На основании закона №426-ФЗ, в котором в настоящее время четко написано по данному вопросу – специальную оценку труда в отношении работников, работающих удаленно, проводить не нужно.

Читайте также:

Зарплата меньше прожиточного минимума - возможно ли это, куда жаловаться работнику

Что касается офисных сотрудников, таких большинство и вопрос заслуживает особого внимания. Ранее в законе не было ясности по поводу необходимости проведения аттестации. Закон №426-ФЗ внес ясность, поскольку ограничений в отношений офисных сотрудников нет, в отношении этих рабочих мест также необходимо в обязательном порядке проводить спецоценку.

Подытожим, спецоценку необходимо проводить для всех рабочих мест, за исключением следующих:

  • В случае, если работник занимается надомным трудом.
  • В отношении мест работников, которые работают дистанционно.
  • Если в качестве работодателя выступает физическое лицо, которое не является ИП.

Периодичность проведения спецоценки

Каковы же сроки проведения спецоценки? Есть плановая проверка и внеплановая. Плановую необходимо проводить 1 раз в пять лет. Если по рабочему место проводилась аттестация, то проведение специальной оценки можно назначить через 5 лет, после завершения аттестации.

Однако, оговорены случаи, при наступлении которых спецоценка проводится внеплановая проверка (до наступления 5 лет с момента последнего проведения:

  • При введении в эксплуатацию новых рабочих мест.
  • В случае изменения технологического процесса, в том числе применения состава используемых материалов и другие нововведения, влияющие на уровень воздействия опасных и вредных производственных факторов.
  • В случае наступления несчастного случая на производстве или же возникновении профессионального заболевания, которые вызваны опасными и вредными условиями труда.
  • На основании предписания инспектора по труду, а также мотивационного предложение, исходящее из профсоюзной организации.

Чем грозит отказ от проведения спецоценки

В случае, если в организации не проводили специальную оценку труда, то она может бы привлечена к административной ответственности.

До 2015 года за такое правонарушение работодатель привлекался согласно КоАП РФ ст.5.27, по которой размер штрафа для должностных лиц составляет от 1 до 5 тыс. рублей, а для юр.лиц – от 30 до 40 тыс. руб. Иной вид наказания – приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

Начиная с 2015 года штраф за отсутствие спецоценки взимается на основании КоАП РФ ст. 5.27.1 и составляет:

В случае повторного нарушения штрафные санкции будут более жесткие:

  • Для ИП и должностных лиц будет составлять от 30 до 40 тыс. рублей.
  • Для юр. лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.
  • Вместо применения штрафных санкций возможно приостановление деятельности организации (ИП) на срок до 90 суток, а должностное лицо могут дисквалифицировать на 1-3 года.

Что будет, если произошел несчастный случай, а спецоценки нет?

В данном случае в качестве доказательства вины работодателя может являться отсутствие результатов проведения в организации (У ИП) специальной оценки условий труда. Если вина будет доказана, то руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ ст. 143:

  • Размер штрафа может быть в сумме до 400 тыс. рублей.
  • В размере зарплаты руководителя от 8 до 18 месяцев.
  • Возможно применения наказания в виде принудительных работ сроком до 1-го года либо лишение свободы на срок до 1 года.

" № 10/2016

Какие сроки установлены для оценки условий труда на рабочих местах? В каких случаях работодатель должен провести внеплановую проверку? В отношении кого может проводиться поэтапная спецоценка? Какая ответственность предусмотрена за нарушения порядка проведения оценки?

О порядке проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах мы уже не раз писали на страницах нашего журнала. Но поскольку данная процедура достаточно новая, при ее проведении нередко допускаются ошибки, которые выливаются или в штрафы, причем совсем не маленькие, или в судебные разбирательства с работниками. Ведь у них есть право оспорить результаты оценки. Кроме того, некоторые работодатели, которые еще не провели спецоценку, привлекаются к административной ответственности за ее непроведение. Но исходя из судебной практики, которая начинает складываться, это не всегда законно. В статье на примерах решений судов рассмотрим, какие нарушения могут допускать работодатели в сфере специальной оценки.

Сроки проведения спецоценки.

Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?

Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.

Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.

Однако из правила есть исключения.

1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных проф­союзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).

Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

К сведению

До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.

2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, преду­смотренный Законом № 426-ФЗ.

Обратите внимание

Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест

Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости

В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда

Можно сделать вывод, что работодатель должен провести специальную оценку условий труда на рабочих местах организации:

1. По истечении пяти лет с момента аттестации рабочих мест,
проведенной до 01.01.2014.

И наконец, нарушения, допущенные при проведении оценки, были установлены главным специалистом отдела охраны труда, который сделал государственную экспертизу качества спецоценки условий труда рабочего места врача-нейрохирурга на основании определения судебной коллегии.

Результаты специальной оценки были признаны недействительными (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.06.2016 по делу № 33-6870/2016).

Неправильное применение результатов проведения специальной оценки. Возможны ситуации, когда работодатель при предоставлении работнику компенсаций за труд во вредных условиях руководствуется только результатами специальной оценки. Но не во всех случаях этого достаточно. Следует учитывать и требования иных федеральных законов.

Работница обратилась в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России (далее – ФКУЗ) о предоставлении ей дополнительного оплачиваемого отпуска за 2015 год в связи с исполнением обязанностей среднего медицинского персонала, работой во вредных условиях и согласно Закону РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон № 3185-1).

Работодатель, обосновывая свой отказ в предоставлении отпуска, указал, что согласно карте специальной оценки рабочее место истицы имеет 2-й класс условий труда, которые в силу закона являются безопасными, соответственно дополнительный отпуск ей не полагается. Кроме этого, должность работницы не включена в перечень работников, оказывающих психиатрическую помощь, которым установлены дополнительные отпуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 (далее – Постановление № 482).

Однако решением суда иск был удовлетворен и на ФКУЗ была возложена обязанность предоставить данной медицинской работнице, участвующей в оказании психиатрической помощи, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за 2015 год, и вот почему.

Указанный отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным (ст. 117 ТК РФ).

В соответствии с абз. 1 и 2 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1 медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право:

  • на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством РФ.

Законом № 3185-1 также предусмотрено, что данные гарантии участвующим в оказании психиатрической помощи иным работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, предоставляются по результатам специальной оценки условий труда (абз. 4 ч. 1 ст. 22 закона).

К сведению

Согласно перечню, утвержденному Постановлением № 482, у медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, среднего и младшего медицинского персонала (кроме медицинского статистика) продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 35 календарных дней.

Установив, что Л. Н. А. является медицинским работником, участвующим непосредственно в оказании психиатрической помощи (медицинской палатной сестрой психоневрологического отделения ФКУЗ), и руководствуясь ст. 22 Закона № 3185-1, Постановлением № 482, суд подтвердил, что предоставление отпуска по результатам спецоценки предусмотрено для иных работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, к которым истица не относится. При этом возникновение права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за труд во вредных и (или) опасных условиях у медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, не зависит от класса условий труда, установленного спецоценкой, которая предусмотрена для иных работников медицинских организаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласилась (Апелляционное определение ВС Республики Карелия от 11.03.2016 по делу № 33-719/2016).

Условия труда в трудовом договоре.

Чтобы предупредить возникновение еще одной ошибки, за которую работодатель может быть привлечен к ответственности, несколько слов скажем о трудовом договоре, а именно об одном из его обязательных условий – о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями, если сотрудник принимается на такую работу, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Минтруд в Письме от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516 дал разъяснения о том, как вносится этот пункт в после проведения спецоценки и что писать в трудовом договоре до ее проведения.

Итак, если спецоценка в вашей организации проведена, надо дополнить трудовой договор сведениями о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте работника, перечислить полагающиеся ему гарантии и компенсации.

О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца согласно ст. 74 ТК РФ.

Уведомление работника об изменении трудового договора не будет считаться письменным ознакомлением с результатами спецоценки. Работник должен быть ознакомлен под роспись с картой специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Обратите внимание

Если работник принимается на вновь организованное рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то до ее проведения в трудовом договоре с лицом, принимаемым на такое рабочее место, могут быть указаны его общие характеристики (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).

При этом гарантии (компенсации) за работу во вредных и (или) опасных условиях по результатам спецоценки начинают предоставляться со дня вступления в силу ее результатов (с момента утверждения отчета о ее проведении).

До спецоценки работодателям следует определить возможность компенсации работникам вредных (опасных) факторов, если они в итоге будут выявлены.

В заключение обращаем внимание работодателей, которые еще не проводили спецоценку, на следующее: не забывайте, что у вас есть не только обязанность обеспечить ее проведение, но и право требовать от организации, ее проводящей, обоснование результатов оценки. Отнеситесь к такой проверке серьезно, поскольку и ваши ошибки, и ошибки организации, проводящей оценку, могут стать причиной судебных разбирательств с работниками.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

«О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников».

1. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - и - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Организация, допущенная в установленном порядке к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, обязана передавать в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, следующую информацию в случаях:

1) сокращения в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории (центра), являющейся структурным подразделением такой организации, с указанием исключенных из области аккредитации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, указанных в пунктах 1 - и - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона;

2) изменения состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

1.2. Информация, предусмотренная частью 1.1 настоящей статьи, передается организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в течение десяти рабочих дней со дня наступления случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, рассматривает поступившую информацию в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

1.3. В случае выявления фактов несоблюдения требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона и частью 1 настоящей статьи, деятельность организации, проводящей специальную оценку условий труда, приостанавливается до момента устранения выявленных нарушений и представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, копий документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

2. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных