Кто может не использовать ккм. Кого освободили от онлайн-касс

С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).
Несколько месяцев я пытался разместить инициативу против онлайн-касс. Наконец её приняли. У нас появился реальный шанс отложить обязательное применение онлайн-касс для Патента, ЕНВД и БСО при УСН до 2026 года - Прошу проголосовать "ЗА" - https://www.roi.ru/30088 (нужен логин от госуслуги, но сайт государственный) и вот еще на сайте change.org (регистрация не нужна).
Принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, по которому онлайн-кассы не будут вводить для тех кто применяет ПСН и ЕНВД(но есть исключения, см ниже) до 1 июля 2019 года.

2018

ПСН и ЕНВД: когда регистрировать ККМ
Вид деятельности и налог Срок регистрации онлайн-ККМ
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (с работниками) до 1 июля 2018 года
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
ПСН следующие виды: розничная торговля и услуги общепита; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; до 1 июля 2018 года
ПСН розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
Все остальные виды ЕНВД и ПСН до 1 июля 2019 года
  • лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

С 3 июля 2018 года онлайн-ккм нужно применять при любых безналичных расчетах. Даже через квитанции в банке. "расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги" (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Статья 1.1.)

2017

Подавать заявление на снятие с учета старых касс после 1 июля 2017 года не обязательно. Но это надо сделать, если старую кассу будете модернизировать(письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625).

Если компания не снимет старые кассы с учета, это сделают налоговики самостоятельно (письмо ФНС России от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616).

С 1 июля 2018 года онлайн-ККТ обязаны использовать любые организации продающие товары/услуги физ.лицам. Даже если оплата производилась через на р/с организации(ИП) по платёжкам(исключение - платежи от ИП или организаций). (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) (Письмо Минфина № 03-01-15/26324 от 28.04.2017, письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@). Надеемся Минфин пересмотрит свою позицию. Однако доводы приводимые в письмах - спорные.

ККМ можно не только купить, но и взять в аренду (письмо ФНС от 15 мая 2017 г. № АС-4-20/9012). При этом фискальный накопитель должен быть куплен, т.к. он должен храниться 5 лет в организации.

В 2016 году можно добровольно перейти на онлайн-ККТ. С 1 февраля 2017 года инспекторы будут регистрировать новые кассовые аппараты с онлайн-модулем. С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).

С 1 июля 2018 года применять новые онлайн-ККТ обязаны на ЕНВД и ПСН(патенте) (от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.7.).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.11.).

С 31 марта 2017 года компании и ИП на любом налоговом режиме, торгующие пивом и алкогольной продукцией (в том числе в сфере общепита), обязаны при расчетах с населением использовать ККТ(Статья 16 Федеральный Закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). Исключений нет даже для тех кто в отдаленных местах. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ разрешил компаниям на ЕНВД и патенте не применять ККМ до 1 июля 2018 года.

БСО с 1 июля 2019 года(было до 18 года - продлили) применять будет невозможно без применения новых онлайн касс(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.8.).

Онлайн касса смогут не применять только: те, кто ведут некоторые виды деятельности (например, продажу газет, мороженого, талонов и билетов, разносную торговлю) или находятся в труднодоступных местностях(список таких мест будет обнародован позже, но вряд ли в нем будет европейская часть России).

В населенных пунктах с населением менее 10 000 человек, Минкомсвязи разрешило применять обычную ККМ вместо онлайн-кассы (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616). Также регионы установят места плохого доступа интернета, где можно будет не применять ККМ, но нужно будет выдавать товарные чеки по строгим правилам(постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296).

Онлайн-ККТ

Для онлайн касс более правильный термин контрольно-кассовая техника(ККТ обеспечивает продажу через оператора фискальных данных), а не контрольно кассовая машина(ККМ).

Можно ли не ставить, а модернизировать старые кассы?

Такая возможность законом предусмотрена, но её реализация и стоимость пока не ясна. Возможно проще или выгоднее будет приобрести новую онлайн-ККМ.

Когда ставить?

О сроках смотрите

Какова стоимость и где купить?

Предварительная цена онлайн-касс 30-40 т.р., но точная стоимость пока неизвестна, т.к. закон приняли 3 июля и в продаже таких аппаратов еще нет

В сентябре появились две модели: АТОЛ FPrint-22ПТК стоит около 28-35 т.р. и ШТРИХ-ON-LINE около 55-65 т.р.

Что для них нужно дополнительно?

Для таких касс оставили все те же требования предъявляемые к обычным ККМ, но есть еще новые..

  • Два вида интернета - проводной и беспроводной(GSM, 3G, 4G, но не вай-фай)
  • Необходимо будет дополнительно заключать договор с ОФД(оператор фискальных данных). ОФД будет собирать, хранить и передавать данные, поступающие с онлайн ККМ, в ФНС.

Из хорошего: применяющие онлайн кассы организации не обязаны применять(о них просто можно забыть) кассовые документы из постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 "КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно - кассовой машины", КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно - кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию", КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира - операциониста", КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно - кассовых машин, работающих без кассира - операциониста", КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации", КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы""(письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059)(письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692).

Еще "приятных" новостей?

ЦТО будут обязаны иметь лицензию ФСБ, поэтому их услуги также вырастут.

Штраф

C 15 июля 2016 года можно заранее устранить нарушение и сделать чистосердечное признание о том, что не был выдан чек или БСО; о том, что работали на незарегистрированном ККМ; о том, что не был пробит чек. Тогда компании удастся избежать штрафов.

Штраф в 2016 году установлены ст.14.5 КоАП:

Нарушение Штраф
Нет информации необходимой о товаре 1500-2000 р(на граждан)
3000-4000 р(на должностных лиц и ИП)
30000-40000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ 1/4-1/2 суммы расчета по чеку, но не менее 10 000 р(на должностных лиц и ИП)
3/4-1 суммы расчета по чеку, но не менее 30 000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ(повторное нарушение) дисквалификация на срок от одного года до двух лет(на должностных лиц и ИП)
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток(на юридических лиц и ИП)
Неприменение онлайн-ККТ(с 1 февраля 2017 года, все ) 1500-3000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 5000-6000 р(на юридических лиц и ИП)
Невыдача кассового чека 2000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 10000 р(на юридических лиц и ИП)

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, -

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

(примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Инспекторы могут провести проверку ККТ даже без руководителя компании.

Кто применяет

Если не принимать наличных денег или пластиковых карт за товары(услуги), то ККМ не нужен в любом случае и при любом налоге.

Не все обязаны применять кассовый аппарат. На ЕНВД(вмененке) и при ПСН(патенте) применение ККМ не обязательно. Также применение ККМ не обязательно в сфере услуг при условии выдачи БСО.

Подробности ниже.

Для интернет-магазина и обычной торговли можно использовать одну и ту же ККМ (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-01-15/46230).

Расчетный счет

При любом налоговом режиме, при безналичных переводах на расчетный счет ИП либо организации ККМ не нужен. Такие переводы можно осуществлять как с помощью платежек, так и по квитанциям ПД-4 в любом банке, где их принимают, например, в Сбербанке. Такие квитанции можно печатать и выдавать и юр.лицам и физ.лицам.

Хитрость

Если клиент совсем упрётся и не захочет идти в банк, то можно сделать это за него оплатив по квитанции. Для этого можно взять с него деньги, например, оформив их как аванс. Но это не очень удобно, если клиентов много и суммы небольшие.

Добровольно

Даже если применение кассового аппарата не обязательно, его можно применять для своих целей(без регистрации в ИФНС и постановки на ТО). Например, в целях контроля над продавцами.

При ПСН

ИП и Организации, являющиеся плательщиками налога ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар(статья 2 п.2.1. N 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ).

Товарный чек ЕНВД

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

ЕНВД оказание услуг

При оказании услуг(работ) на вмененке обязателен ККМ, либо БСО , либо "другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)"(54-ФЗ Ст 2. п.2.1.) - тот же товарный чек только за услуги.

Этот "другой документ" тоже самое, что и товарный чек(см.выше) только вместо товара там указывают услугу.

На упрощенке и ОСНО

Сфера услуг

ИП и организации на УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей бланков строгой отчетности (БСО) физическим лицам при оказании услуг(54-ФЗ Ст 2. п.2), но только населению, юр.лицам и ИП, БСО нельзя выдавать. При розничной и оптовой торговле выдавать БСО нельзя. ИП и организации могут сами разрабатывать бланки и печатать их. Печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Заказывать бланки надо в типографиях. Печатать БСО можно самому при условии, что техника, используемая для БСО будет соответствовать требованиям предъявляемым к ККМ. Регистрировать в налоговой БСО не нужно. Необходимо вести журнал учета БСО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 БСО должен содержать следующие реквизиты:

наименование документа, шестизначный номер и серия;

наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать отимени юридического лица без доверенности);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

вид услуги;

стоимость услуги в денежном выражении;

размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

дата осуществления расчета и составления документа;

должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, исправления не допускаются. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.

Торговля

При торговле наличными на УСН и ОСНО ККМ обязателен.

ККМ не нужен

Без ККМ(кассы) могут работать организации и ИП на любой системе налогообложения(в т.ч. при приёме пластиковых карт)(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3), осуществляющие следующие виды деятельности:

  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • С 1 июля 2018 года: лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • С 1 июля 2018 года: государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

Нужен ли кассовый аппарат интернет-магазину?

Интернет-магазин это (ОКВЭД 52.61 Розничная торговля по заказам). Налоговый режим УСН или ОСНО. Кассовый аппарат обязателен при приёме наличных. Можно использовать переносной аппарат. При регистрации ККМ в скобках указать "выездная торговля"

Нужен ли кассовый аппарат, если все платежи от клиентов планирую получать через платежный агрегатор (типо яндекс.кассы или робокассы) на расчетный счет??

ККТ вам не нужно покупать. ККТ применяют только при приёме наличных. В данном случае клиенты платят через платежные системы. Яндекс в 2017 году стал ОФД и вероятно будет соблюдать закон об Онлайн-ККМ. Другие системы тоже можно посмотреть. Вы же получаете деньги на расчетный счет.

Закон

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 27.06.2011)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

22 мая 2003 года N 54-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),

от 17.07.2009 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

КонсультантПлюс: примечание.

Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержден решением ГМЭК по ККМ от 21.09.94 (протокол N 13).

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

С 1 июля 2017 года большинство ИП и компаний перейдут на новые ККМ с функцией онлайн передачи данных. Отсрочку на год получат ИП и организации, оказывающие услуги населению и выписывающие БСО, а также предприниматели, применяющие вмененную и патентную системы налогообложения. Также, для определенных видов деятельности, законом предусмотрено полное освобождение от применения онлайн касс.

С июля 2018 года начинается массовый переход на применение новой кассовой техники, позволяющей передавать сведения в режиме онлайн в налоговую инспекцию. Несмотря на то, что большая часть предпринимателей обязана перейти на новый порядок уже этим летом, закон предусматривает для отдельных групп налогоплательщиков отсрочку до 2018 году, а для части предпринимателей и вовсе предоставляет возможность не переходить на применение новой техники.

Перечень организаций и ИП, кому не нужны онлайн кассы приведен в ст. 2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Рассмотрим вкратце, кто имеет право на отсрочку перехода, а кто и вовсе может не переходить на новый порядок расчетов с покупателями.

Кто может не применять новые ККТ до 2018 года

  • Организации и ИП на ЕНВД;
  • ИП, применяющие ПСНО;

С июля 2018 года вмененщики и предприниматели на патенте должны будут перейти к применению новой ККТ.

  • Компании и и выдающие БСО вместо кассового чека;

Примечание: система налогообложения в данном случае роли не играет. С 1 июля 2018 года указанные категории бизнесменов должны будут либо перейти на применение онлайн кассы, либо начать выдавать БСО в новом, электронном виде. Новые БСО также, как и онлайн чеки будут направляться либо на электронную почту покупателю, либо, в виде сообщения, на телефон.

  • Вендинговый бизнес;

С июля 2018 года на торговые автоматы необходимо будет установить специальное оборудование.

  • Предприниматели, .

С июля 2018 года данной группе бизнесменов также будет необходимо установить новую технику, позволяющую направлять чек покупателю по электронной почте.

Таблица № 1. Сроки перехода на новые ККМ

* Примечание: Если компания или ИП на ОСНО или УСНО оказывает услуги населению и выдает БСО перейти на новые кассы они могут с июля 2018 года.

Кто полностью освобожден от онлайн касс

Полный перечень видов деятельности, по которым можно не применять онлайн кассы, приведен в ст. 2 закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ

Таблица № 2. Кто освобожден от онлайн касс

Оказываемые услуги Примечание
Реализация газет и журналов, а также сопутствующих товаров в киосках Доля продажи газет и журналов должна быть не менее половины от общего числа продаж. При этом необходимо раздельно вести учет реализации газет и журнал и сопутствующих товаров
Реализация ценных бумаг
Продажа билетов для проезда в общественном транспорте Продажа билетов должна осуществляться либо водителем, либо кондуктором в салоне транспортного средства
Услуги общественного питания для учащихся и работников образовательных учреждений Питание должно оказываться в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы
Торговля на рынках, ярмарках и выставочных центрах Исключение составляют магазины, павильоны, палатки, киоски, автолавки и автомагазины, расположенные на территории указанных мест
Разностная торговля Торговля должна осуществляться в пассажирских поездах, за исключением продажи технически сложных товаров, требующих особых условий хранения
Торговля мороженным и разливными безалкогольными напитками в киосках
Торговля из цистерн квасом, молоком, маслом, рыбой, керосином, живой рыбой, а также продажа овощей вразвал
Прием стеклотары и утильсырья от граждан Исключение составляет прием металлолома и драгметаллов
Обувная мастерская Ремонт и покраска обуви
Изготовление ключей, ремонт часов и прочей металлической галантереи
Услуги сиделки Уход за больными и пожилыми людьми, детьми
Вспахивание огородов и рубка дров
Услуги носильщиков
Сдача в аренду ИП, имущества, принадлежащего ему на праве собственности
Ведение деятельности в труднодоступных и удаленных от сетей связи местностях Обязательным условием является включение территории, на которой ведется деятельность, в перечень труднодоступных местностей, утверждаемый органом госвласти данного субъекта
ИП и организации, осуществляющие расчеты в безналичном порядке Перечисление средств должно осуществляться непосредственно на расчетный счет

Подводя итоги вышесказанному, вкратце обозначим, кто освобожден от ККТ в 2017 году, а кто обязан перейти на них уже этим летом.

В Законе о ККТ от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) оговаривается, кого освободили от онлайн-касс. Без ККТ нового поколения с функцией автоматической передачи данных в ФНС работать можно только по определенным направлениям деятельности, также освобождение обусловлено особенностями территориального расположения субъекта хозяйствования. Для отдельных категорий законодательно предусмотрена отсрочка перехода.

Онлайн-касса – кто обязан ее применять? Юрлица и ИП, осуществляющие расчеты на территории РФ, кроме случаев, когда закон устанавливает возможность не использовать ККТ.

Мы уже рассказывали в наших статьях о том, кто должен применять новую кассовую технику, а здесь рассмотрим, кто от применения онлайн-ККТ освобожден.

Онлайн-кассы – кто может не применять

В ст. 2 Закона № 54-ФЗ перечислены случаи, в которых можно обойтись без онлайн-кассы. Освобождение распространяется на кредитные учреждения и такие направления хозяйственной деятельности, как:

  • реализация бумажных газет, журналов с сопутствующими товарами;
  • обеспечение питанием персонала и учащихся общеобразовательных организаций в течение учебного дня;
  • торговля ценными бумагами;
  • продажа проездных документов на общественном транспорте в салоне (водителем, кондуктором);
  • торговля водой, молоком и другими безалкогольными напитками в розлив;
  • продажа из автоцистерн живой рыбы, молока, кваса, растительного масла, керосина, сезонная продажа фруктов и овощей вразвал;
  • розничная торговля на ярмарке, рынках, выставках (за исключением ситуаций, когда отпуск товара осуществляется в палатке, ларьке, торговом павильоне, автофургоне, с открытых прилавков на рынке и иных, подобных образом обустроенных местах);
  • разносная торговая деятельность (в т.ч. в поездах и самолетах);
  • реализация мороженого в киосках;
  • приемка утильсырья (кроме металлолома, драгметаллов и драгоценных камней);
  • проведение починки, окраски обуви, ремонт, изготовление металлогалантереи, ключей;
  • вспашка огородов, распил дров;
  • присмотр за малолетними детьми, больными, инвалидами и престарелыми;
  • предоставление во временное пользование жилого помещения предпринимателем (принадлежащего на праве собственности);
  • продажа изделий народных промыслов;
  • услуги носильщиков в портах (морских, речных), аэропортах и на вокзалах.

Отмена онлайн-касс в 2018 году не произошла. Законодатели внесли в правовые акты изменения, регламентирующие перенос срока перехода на новые стандарты расчетов на следующий год. Теперь от применения ККТ освобождены ИП на патенте, за исключением тех, кто занимается следующими видами «патентной» деятельности (п. 2.1.ст 2 закона № 54-ФЗ)

  • парикмахерские и косметологические услуги;
  • ремонт часов, бытовых и радиоэлектронных приборов;
  • ремонт и производство металлоизделий;
  • ремонт и техобслуживание автомобилей и мототранспорта;
  • ветеринария;
  • автотранспортные и водные грузопассажирские перевозки;
  • ведение физкультурно-спортивных занятий;
  • ведение охотничьего хозяйства;
  • медицина и фармацевтика;
  • прокат;
  • розничная торговля и общепит;
  • производство молочных продуктов;
  • рыболовство и рыбоводство (товарное и спортивное);
  • ремонт компьютеров.

По приведенным видам «патентной» деятельности применение онлайн-ККТ вводится с 01.07.2019 г., а остальные виды от использования ККТ освобождаются вовсе при условии выдачи покупателю подтверждающего сделку документа, соответствующего требованиям абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ.

Заменять чеки онлайн-касс другим подтверждающим документом разрешено и субъектам хозяйствования (ИП и компаниям), расположенным в отдаленных местностях или районах, считающихся труднодоступными (их перечень определяют органы власти субъектов РФ).

Вправе не использовать в своей деятельности ККТ аптеки или киоски при фельдшерских пунктах в поселениях, где нет другой точки реализации лекарственных препаратов, а также религиозные организации (при проведении религиозных обрядов, продаже предметов культа и религиозной литературы).

В группу исключений попали государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки образовательных учреждений, академий и НИИ. ККТ им не нужно применять при оказании гражданам платных библиотечных услуг, перечень которых утверждает Правительство РФ.

По старым правилам (с применением обычной ККТ, не передающей сведения в ИФНС) могут продолжать работать предприятия и ИП, функционирующие в населенных пунктах, в которых технически невозможно подключиться к интернету.

Не надо проводить через онлайн-кассу безналичные расчеты между юридическими лицами (кроме расчетов с предъявлением электронного средства платежа).

Отсрочка по онлайн-кассам

Переход субъектов предпринимательской деятельности на онлайн-кассы осуществляется в несколько этапов. Массовый переход на новые ККТ начался с 01.07.2017 года. Вторая волна перехода пришлась на 01.07.2018 года, третий этап – 01.07.2019 года. Отсрочка онлайн-касс до 2019 года коснулась ИП, работающих в таких сферах:

  • розничная торговля и общепит при условии, что ИП на патенте или ЕНВД все функции осуществляет самостоятельно (без наемных работников), заключив трудовой договор, он должен будет оперативно приобрести новую ККТ и поставить ее в течение 30 дней на учет в ФНС (п. 7.3 ст. 7 закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ в ред. от 03.07.2018);
  • реализация товаров через вендинговые автоматы (при отсутствии у ИП наемных работников – п. 11.1 ст. 7 закона № 290-ФЗ);
  • оказание услуг населению (кроме общепита), когда при получении денег ИП выдает БСО. Это условие действует и для организаций, оказывающих услуги населению, исключая услуги общепита (п. 8 ст. 7 закона № 290-ФЗ).

Неоднократно предлагалась законодателями отсрочка онлайн-касс до 2021 года. На текущий момент есть несколько законопроектов по удлинению переходного периода, но ни один из них так и не был принят Госдумой. Например, проект № 110014-7, предложенный архангельскими депутатами, предусматривает перенос срока введения онлайн-техники для ИП на «вмененке» и патенте на январь 2021 года. Этот документ до сих пор значится в числе рассматриваемых. Более ранний законопроект № 130388-7 также не был принят, все еще находясь на этапе рассмотрения - Счетная палата РФ оба законопроекта считает несостоятельными.

3 июля 2018 года Президент подписал федеральный закон 192-ФЗ, который вносит поправки в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Что изменилось в порядке перехода на онлайн-кассы? Давайте разберемся, кому уже сейчас положено работать с кассой, а кто получил освобождение.

Кто перешел на онлайн-кассы в 2017 году

Первая волна автоматизации началась в 2017 году. “Первопроходцами” в вопросе подключения онлайн-касс стали:

Розничные магазины на общей и упрощенной системе налогообложения, которые и раньше обязаны были применять контрольно-кассовую технику (ККТ);

Розничные магазины, торгующие подакцизными товарами (например, алкогольной продукцией), вне зависимости от системы налогообложения;

Интернет-магазины (при этом магазины, применяющие при расчетах только электронные деньги, получили отсрочку на год).

Кто подключил онлайн-кассы в 2018 году

С 1 июля 2018 года в число пользователей онлайн-касс вошли предприятия в сфере общепита, розничной торговли и вендинга - при наличии наемных сотрудников.

Согласно требованиям 54-ФЗ, установить кассы обязаны как юридические лица на ЕНВД, так и индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения или ЕНВД.

Кому нужно установить онлайн-кассы в 2019 году


До принятия 192-ФЗ, отсрочка по применению онлайн-касс была предоставлена юрлицам и предпринимателям, которые занимаются розничной торговлей, общепитом или вендингом без наемных работников. Кроме того, право на отсрочку имели предприятия, которые специализируются на оказании услуг.

Однако, согласно поправкам в 54-ФЗ, отдельным категориям предпринимателей вообще не нужно подключать кассы. Использовать онлайн-кассы с 1 июля 2019 года должны лишь нижеуказанные группы налогоплательщиков:

1. ИП и юрлица при осуществлении следующих расчетов с физлицами:

    прием оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт

    зачет и возврат предоплаты и (или) авансов

    предоставление займов для оплаты товаров, работ, услуг

    расчеты в безналичном порядке (кроме электронных платежных средств).

2. ИП на патенте, если они указывают услуги из подпунктов 3, 6, 9 - 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 - 48, 53, 56, 63 п.2 ст.346.43 Налогового кодекса:

    парикмахерские и косметические услуги;

    ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;

    перевозка грузов и пассажиров автотранспортом;

    ветеринарные услуги;

    проведение занятий по физической культуре и спорту;

    перевозка грузов и пассажиров водным транспортом;

    ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

    медицинская или фармацевтическая деятельность (при наличии лицензии);

    услуги по прокату;

    розничная торговля и услуги общепита в торговых залах площадью менее 50 квадратных метров (или без торгового зала);

    производство молочной продукции;

    товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;

    ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

3. ИП и юрлица на ЕНВД , чья деятельность соответствует п.2 ст.346.26 Налогового кодекса:

    ветеринарные услуги;

    бытовые услуги (в соответствии с кодами ОКВЭД, утвержденными Правительством);

    ремонт, техобслуживание и мойка автомобилей и мотоциклов;

    парковочные услуги;

    грузопассажирские перевозки (если в автопарке компании не более 20 транспортных средств);

    розничная торговля в магазинах площадью менее 150 квадратных метров;

    розничная продажа товаров через нестационарную торговую сеть или стационарную торговую сеть без торгового зала;

    услуги общепита в залах площадью менее 150 квадратных метров (или без зала для обслуживания посетителей);

    сдача в аренду площадей для временного размещения и проживания (не более 500 квадратных метров на каждом объекте);

    сдача в аренду или продаж торговых мест, точек общепита и земельных участков для их размещения.

Особые требования закона касаются торговых (вендинговых) автоматов . Даже если владелец автомата не имеет наемных работников, с 1 июля 2019 года он должен использовать встроенную онлайн-кассу (п. 5.2 ст. 1.2 № 54-ФЗ), но не обязан выдавать чек . Однако, с 1 февраля 2020 года на дисплее оборудования необходимо указывать QR-код для идентификации чека (пп. 2 п. 5.1 ст. 1.2 54-ФЗ)


Кто освобожден от онлайн-касс

Кто может не применять ккт? Согласно п.2 ст.2 54-ФЗ, к ним относятся:

· торговля газетами и журналами, напечатанными на бумаге

· торговля ценными бумагами;

· разносная торговля (кроме товаров, подлежащих обязательной маркировке) с использованием ручных тележек, корзин, лотков или велосипедов на борту поездов и воздушных судов;

· продажа через киоски мороженого, питьевой воды, молока, разливных безалкогольных напитков;

· обеспечение питанием в образовательных заведениях в учебный период;

· реализация непродовольственной продукции на отведенных для ведения торговли местах и площадях;

· торговля из автоцистерн определенными видами продукции, торговля овощами вразвал;

· прием от физлиц стеклотары и утильсырья;

· ремонт обуви;

· производство и ремонт галантерейных товаров и ключей из металлов;

· платные услуги, оказываемые государственными и муниципальными библиотеками

· услуга платной парковки на дорогах общего пользования и на региональных, муниципальных и земельных участках;

· услуги по присмотру и уходу за отдельными категориями граждан;

· продажа производителем предметов народного художественного промысла;

· вспашка земли и распиловка дров;

· услуги по переноске вещей на вокзалах, в аэропортах и портах;

· сдача в аренду недвижимости, принадлежащей ИП на праве собственности.

Согласно п.2 ст.3 54-ФЗ, при расчетах в отдаленной и труднодоступной местности (списки населенных пунктов утверждаются региональными властями) кассу можно не использовать, но все равно требуется выдавать покупателю бланк строгой отчетности с рядом обязательных реквизитов.

Будьте внимательны! Если ваш бизнес не входит в указанный список, вам нужно в установленные законом сроки!


2017-й год стал рубежным для абсолютного большинства предпринимателей нашей страны, поскольку в связи с внесенными в отечественную законодательную базу поправками и юрлица, и ИП обязывались совершить перевод на более высокотехнологичный процесс работы их торговых точек – с применением современных онлайн-касс . Кассовые устройства нового типа функционируют по технологии мгновенной передачи операционных данных через интернет в федеральные фискальные органы.

Кому придется перейти на онлайн кассы

Теперь от продавцов требуется предоставление чеков не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. По требованию покупателя данные о совершенной им покупке передаются на его электронный почтовый адрес. Вместе с тем, имеется целый ряд определенных групп торговых предприятий и компаний, получивших освобождение от всеобщей обязанности замены устаревшей контрольно-кассовой техники на онлайн-кассы .

Кто освобожден от применения онлайн касс

Первая группа

К первой группе бизнес-организаций, освобождающихся от обязательного применения работающей онлайн кассовой техники относятся компании, которые:

  • Производят реализацию в киосках в розницу газет и журналов, а также сопутствующих этой товарной категории предметов. Причем если последних в товарообороте не более половины, то их ассортиментный перечень утверждается на муниципальном уровне.
  • Ведут торговую деятельность не через сеть киосков и павильонов, а осуществляют ее на рынках, ярмарках и т.п.
  • Предлагают населению продовольственные или иные товары на вынос – на вокзалах, в железнодорожных поездах, а также с тележек или лотков.
  • Торгуют безалкогольными напитками в розлив и мороженым в отдельно расположенных киосках.
  • Осуществляют торговлю продуктовыми товарами из автоцистерн.
  • Реализуют собственный сезонный урожай или сбор – овощи, фрукты, ягоды.
  • Сдают личное жилье на условиях аренды.
  • Чинят одежду, ремонтируют обувные изделия и другие подобные товары.
  • Изготавливают металлическую галантерею, различные ключи.

Торговля без кассового аппарата , работающего онлайн, также разрешена организациям и ИП, изготавливающим вручную и реализующим продукцию художественных народных промыслов. Сюда же отнесены продающие билеты в автобусах, троллейбусах, трамваях водители и работники столовых, обслуживающих студентов, школьников, функционирующих в детских садах.

Вторая группа

Ко второй группе организаций, кому можно работать без кассового аппарата с подключением онлайн , отнесены торговые предприятия, находящиеся в отдаленной местности. Конкретный перечень таких территорий составляют представители власти на местах. Покупателям в подобной ситуации вместо чека должен выдаваться заменяющий его документ, содержащий установленные требованиями законодательства реквизиты. Данные, включающиеся в заменяющую кассовый текст документацию, должны соответствовать тем, которые входят в стандартный чек или квитанцию и служат подтверждением совершения покупки.

Третья группа

К представителям третьей группы торговых организаций, согласно 54 фз кто освобожден от применения ккт нового образца, отнесены юрлица и ИП, функционирующие там, где нет интернета. В связи с отдаленностью от информационных сетей они не получают освобождения от применения онлайн-кассовых аппаратов , но наделяются правом применять эту технику в режиме отсутствия мгновенного обмена данными с фискальными органами. Перечень территорий, где отсутствует возможность интернет-подключения, составляют сотрудники местных управляющих органов. Этот перечень должен быть официально размещен на соответствующих сайтах.

По-прежнему могут продолжать ведение расчетно-торговых операций без комплектации новыми образцами ККТ аптечные точки, располагающиеся на фельдшерских пунктах, находящихся на селе. Аналогичные послабления обретают медучреждения, получившие официальное разрешение вести фармацевтическое обслуживание населения на тех территориях, где нет аптек.

Необходимо иметь в виду, что отнесенным к данной группе торговым организациям не разрешено обходиться без ККТ в ситуациях, когда в расчетных операциях задействованы устройства, дающие возможность делать покупки без присутствия продавца. Льготные условия, позволяющие не применять кассы-онлайн , также не распространены на торговых представителей, реализующих подакцизные категории товаров.

Дополнительные сведения

Обновленный рабочий порядок в сфере использования контрольно-кассовой техники проходил в ряде российских регионов полугодичное предварительное тестирование. За это время было совершено около пятидесяти миллионов расчетных операций, суммарный оборот по которым составил приблизительно сорок миллиардов рублей. Отечественные специалисты в данной области также внимательно анализировали имеющийся мировой опыт.

Начало подготовительному процессу с привлечением ИП и юрлиц было положено Минфином уже в прошлом году с опубликованием соответственных разъяснений. В частности, указывалось, что приобретение онлайн-касс нового типа не является обязательным, поскольку имеется возможность модернизации старой кассовой техники. Широкий ряд ее моделей допускает установку дополнительных технологических программ и устройств. Регистрационный процесс для таких касс вполне может проводиться онлайн, без обязательного визита в структуры налоговой службы.

Применение современного кассового оборудования помогает торговым организациям значительно уменьшить число предстоящих им налоговых проверок. В результате честные налогоплательщики снижают связанные с этим издержки и временные затраты.

Как устроена система

Во время выполнения расчетных операций формируемые кассовым устройством чеки транслируются в цифровом виде онлайн в соответствующую электронную систему. После этого дистанционный доступ к данным получает налоговая инспекция. Покупателям чеки выдаются на руки в прежнем, бумажном виде. При желании покупатель может обратиться с требованием выслать ему электронную копию чека на e-mail.

Сетевая интернет-торговля подчиняется собственной расчетной схеме. Бумажный носитель для распечатки чеков в ней не используется. Вместо него на почтовый ящик покупателя в сети или на его мобильный телефон в виде смс-сообщения отправляется цифровой чек, исходные данные которого формируются в момент выполнения удаленной покупки.

Следует иметь ввиду, что в перечень требований к оформлению чековых реквизитов внесен ряд изменений. В Положении о применении ККМ официально указан перечень обязательных для оформления реквизитов. Абсолютное большинство кассовых устройств, использующихся в настоящее время, уже вносят в чек оговоренные указаниями положением данные, а именно:

  • адрес местонахождения торгового предприятия;
  • его ИНН;
  • товарное наименование;
  • число штук;
  • ценник с НДС и без него;
  • порядковый номер документации;
  • величина скидки.

Добавлению подлежат данные о применяемой продавцом налоговой системе и об интернет-ресурсе, где может быть проверен соответствующий чек.

Все касающиеся расчетно-торговых операций сведения, отправляемые кассой-онлайн , поступают на хранение к оператору фискальных данных (ОФД). Если ОВД будет лишен гослицензии, торговой организации надлежит перезаключить договор с другим оператором. До момента полного оформления договора ККТ будет накапливать чеки в особом режиме, позволяющем осуществлять торговую деятельность в период отсутствия интернет-соединения или незапланированных технических проблем. Отправка данных произойдет после восстановления соединения.

Отсрочки и нововведения от президента

Тема возможной отсрочки перехода на кассы-онлайн и освобождения от него части бизнесменов была поднята главой организации «Опора России» в беседе с президентом. В ходе обсуждения Путин отреагировал на возникшие у части предпринимательского сообщества опасения и заявил, что пока ещё открыт вопрос о переносе для бизнесменов сроков перехода на год – с 1 июля 2018-го года на 1 июля 2019-го. Это послабление не затронет торговые предприятия, которые должны уложиться в запланированные сроки.

Годичную отсрочку перевода ККТ на деятельность онлайн получат структуры, занимающиеся оказанием услуг населению и оформляющие бланки строгой отчетности, а также предприниматели, работающие на вмененке и патенте.

Также Путин согласился освободить предпринимателей от онлайн касс на определенных условиях. Освобождены могут быть ИП, работающие на патентной схеме и занимающиеся четырьмя десятками видов деятельности. Президент дал поручение глубже проработать этот вопрос с целью точного определения перечня данных видов деятельности.