Подтверждение добросовестности. Добросовестность и деловая репутация участника закупки

Далеко не всегда стремление «отдать» контракт знакомым обязательно обусловлено коррупцией — часто здесь присутствует элемент личного доверия. Доверяю поставщику — с ним и заключаю договор: «этот не подведет». К поставщикам, появляющимся из конкурса, такого доверия нет: сорвет сделку, поставит некачественный товар, нарушит сроки… В ситуации, когда большинство контрактов заключается «в последний момент», срыв контракта нанесет удар не только по репутации, но и по финансированию бюджетополучателя в будущем.

В законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» усилению мер, стимулирующих добросовестность обеих сторон, было уделено особое внимание.

Остановимся на нескольких из них подробнее.

1. Включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Включение в реестр недобросовестных поставщиков не только (и не столько) имиджевая потеря, сколько вполне реальная юридическая ответственность (в форме ограничения правомочности), суть которой «заградительная». Лицо, включенное в такой реестр, в течение двух лет может быть не допущено к участию в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Это одна из самых ощутимых для поставщиков санкций.

Несмотря на отсутствие отличий в названиях, реестров недобросовестных поставщиков на данный момент три. Реестр , сформированный в порядке, установленном законом № 94-ФЗ (который по данным на 31 января 2014 года включает 4455 субъектов), реестр, сформированный в порядке, установленном законом № 44-ФЗ, и реестр, сформированный в порядке, установленном законом № 223-ФЗ.

В течение двух лет со дня вступления в силу нового закона (то есть вплоть до окончания 2015 года) заказчик вправе будет устанавливать требование об отсутствии сведений об участнике закупки и в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном по закону № 94-ФЗ. В начале 2016 года данный реестр будет заархивирован и удален из публичного доступа как неактуальный. Как уже упоминалось выше, по истечении двух лет лицо, включенное в реестр, должно быть исключено из него.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков

Условия, при которых поставщик может быть включен в РНП, в 94-ФЗ () и в 44-ФЗ () практически идентичны. Напомним, это:

  • уклонение от заключения контракта (в том числе непредоставление в срок обеспечения исполнения контракта);
  • расторжение контракта по решению суда (в 94-ФЗ была оговорка: «при существенном нарушении условий контракта»);
  • принятие заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта в связи с существенным нарушением его условий второй стороной.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом ().

Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) ().

2. Обеспечение исполнения контракта и антидемпинговые меры

Обращаем внимание, что отныне заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта почти во всех случаях осуществления закупок (небольшие исключения указаны в ).

«Вилка» размеров обеспечения исполнения контракта установлена в :

  • от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн руб.;
  • от 10 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную сумму. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше аванса, даже если сумма аванса превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта. В последнем случае обеспечение устанавливается в размере аванса.

Обеспечение исполнения контракта может увеличиться по итогам проведения конкурсных процедур. Это правило установлено в , именуемой «антидемпинговые меры». Строго говоря, описанные в ней меры не антидемпинговые, а именно гарантирующие.

Антидемпинговые меры — это защита «справедливой цены». В 44-ФЗ цену (какой бы низкой, то есть «демпинговой», она ни была) никто не оспорит, если поставщик подтвердит свою добросовестность. Сделать это можно в данном случае тремя путями.

Первый — предоставление обеспечения исполнения контракта в повышенном размере.

Он применяется, когда в ходе проведения конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижается на 25 % и более:

  • если сумма сделки составляет более 15 млн. руб., поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта в полуторакратном размере (но не менее чем в размере аванса, если контрактом предусмотрена выплата аванса) ();
  • если сумма сделки 15 млн. руб. и менее, то поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта в полуторакратном размере или подтверждает свою добросовестность на дату подачи заявки ().

Второй — подтверждение добросовестности поставщика документально во время подачи заявки.

Как видно из предыдущего абзаца — применяется он при условии, что сумма сделки составляет 15 млн. руб. и менее, в случаях, когда в ходе проведения конкурса или аукциона максимальная цена контракта снижается на 25 % и более.

Добросовестность поставщика может подтвердить информация, которая содержится в реестре контрактов. Эта информация должна свидетельствовать об одном из следующих фактов:

  • Участник закупки исполнил 3 и более контрактов в течение 1 года до подачи заявки без неустоек;
  • Участник исполнил 4 и более контрактов в течение 2 лет до подачи заявки, из них без штрафов и пеней исполнено не менее чем 75% контрактов;
  • Участник в течение 3 лет до подачи заявки исполнил 3 и более контрактов без штрафов и пеней.

При этом в каждом из описанных случаев цена одного из контрактов должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены ().

Информация, подтверждающая добросовестность поставщика, который уменьшил сумму контракта по итогам конкурса на 25 % и более, предоставляется поставщиком заблаговременно. Если участник не сообщает сведения о своей добросовестности в составе заявки на участие в конкурсе, то контракт с ним заключается после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта по описанной в первом варианте модели ().

При проведении электронного аукциона информация о добросовестности поставщика передается при направлении заказчику подписанного проекта контракта. Если поставщик не выполняет это требование или же предоставленные сведения признаются недостоверными, контракт с ним не заключается, а участник признается уклонившимся от контракта ().

Третий — обоснование предлагаемой цены.

Этот способ подтверждения добросовестности применяется, когда предметом контракта является поставка товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства оказания медицинской помощи, лекарства, топливо и пр.).

Если участник такого конкурса или аукциона предложил цену контракта на 25 % ниже максимальной, он обязан предоставить заказчику обоснование предлагаемой цены. Это может быть гарантийное письмо от производителя или иные документы и расчеты ().

Единственной действительно антидемпинговой мерой в статье 37 закона № 44-ФЗ является право заказчика установить разные величины значимости критериев оценки заявок, которые предлагают цену менее чем на 25 % ниже максимальной и на 25 % и более ниже максимальной.

3. Исключение конфликта интересов и профилактика коррупции

Борьба с «заинтересованными лицами» в российском законодательстве пока робкая. Но тут главное — начать. По сравнению с законом № 94-ФЗ прогресс есть.

Первый шаг — появилось новое требование к участникам закупки: «отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов».

Под конфликтом интересов в контрактной системе понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, занимающих посты директоров, президентов либо иных органов управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами — участниками закупки либо являются близкими родственниками указанных физических лиц ().

Третий шаг — раскрытие информации обо всех соисполнителях и субподрядчиках.

В случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки превышает 1 млрд. рублей (при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд) либо 100 млн. рублей (при осуществлении закупки для региональных и муниципальных нужд) в контракте должна быть указана обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших субдоговор(ы) с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта ().

Эта информация предоставляется заказчику исполнителем в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем (субподрядчиком). При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с исполнителя пени за каждый день просрочки исполнения такого обязательства в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Правда, вся ответственность ограничивается только финансовыми санкциями. Непредоставление указанной информации исполнителем не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

Надежда Абакумова , эксперт ЦЭПМ «Консультант»

Подтверждение добросовестности - одна из предусмотренных Законом 44-ФЗ антидемпинговых мер. Эти меры призваны предотвратить намеренное занижение цены в торгах с целью устранить конкурентов и победить. Как подтвердить добросовестность и когда это необходимо, расскажем далее.

Когда нужно подтверждать добросовестность

Об антидемпинговых мерах говорится в ст. 37 Закона 44-ФЗ. Это дополнительные шаги, которые нужно пройти победителю, снизившему начальную цену на 25% или больше, перед подписанием контракта. Таким образом, организаторы тендеров борются против намеренного снижения цены.

Какие меры против демпинга применяются, зависит от стоимости контракта, указанной в документации. Если она более 15 млн руб., участник должен предоставить обеспечение, увеличенное в 1,5 раза. Если она меньше 15 млн, от победителя требуется подтвердить добросовестность.

Какие меры применяется в конкретной процедуре, смотрите в документации. Обратите внимание, что они используются только в конкурсах и аукционах.

Как подтвердить добросовестность

Участнику нужно предоставить не менее 3 контрактов в течение 3 последних лет. По каждому из них не должно быть начислено штрафов и пени. А цена каждого должна составлять 20% от начальной цены контракта в этой процедуре, на которую подается заявка. Предоставьте копии этих контрактов со всеми приложениями, а также сопроводительное письмо.

Как подтвердить свою добросовестность, чтобы сохранить больше денег на счету

Если участник тендера демпингует, он обязан предоставить увеличенное в полтора раза обеспечение контракта - это защитная антидемпинговая мера для заказчиков. Но если цена контракта ниже 15 млн руб. претендент вправе внести стандартное обеспечение в размере согласно извещению и дополнительно подтвердить свою добросовестность. Читайте, как участникам подтвердить добросовестность, чтобы сэкономить на обеспечении и сохранить больше свободных денег на своих счетах, и каким условиям должны отвечать сведения из реестра контрактов, чтобы заказчик их принял.

То, как именно подавать информацию о добросовестности, зависит от вида закупочной процедуры. Например, в любых видах конкурса их необходимо включать непосредственно в заявку. Если проводится аукцион, предоставьте данные вместе с проектом контракта, когда будете подписывать его на ЭТП.

Не обязательно поднимать из архива контракты, достаточно знать номер тех документов, которые вы хотите предъявить в качестве подтверждения добросовестности. Всю информацию о них можно посмотреть в реестре контрактов.

Обратите внимание: если предметом контракта выступает товар, необходимый для нормальной работы скорой помощи (ч. 9 ст. 37 Закона 44-ФЗ), порядок немного меняется. Участнику придется обосновать свою цену, то есть объяснить, почему он предложил именно такую стоимость. Это может быть гарантийное письмо от производителя товара, в котором подтверждается цена товара, или бумаги, которые доказывают, что продукция у поставщика в наличии (акты приема-передачи, договоры купли-продажи и т.д.). Это лишний раз доказывает, что он в силах исполнить контракт по заявленной цене.

Письмо о добросовестности для заказчика

В письме победитель кратко рассказывает заказчику о том, какие контракты подтверждают его добросовестность. Рекомендуем оформлять его в виде таблицы, разбить которую можно по годам. Включите в нее следующие столбцы:

  • номер контракта в реестре;
  • наименование контрагента (с кем заключен контракт);
  • предмет контракта;
  • дата заключения;
  • срок исполнения;
  • цена контракта;
  • пени, неустойки, штрафы, если они были начислены.

Если вы подали заявку с ценой, которая на 25% отличается от начальной, лучше сразу готовить исполненные контракты, а не делать это перед самим подписанием контракта. Вы рискуете не успеть и оказаться в РНП.

Как не нужно делать

Чтобы не стать уклонистом (победителем, уклонившимся от заключения контракта), не нужно повторять опыт участника аукциона на поставку товаров хозяйственного назначения. Начальная цена составила 169 800 руб. Победитель предложил 97 635 руб. Поскольку разница составила больше 25%, нужно было подтвердить добросовестность, что участник и сделал.

Однако при проверке организатор торгов обнаружил, что контракты с реестровыми записями № 1434509333118000180 и № 2434601121119000439 находятся в стадии исполнения. А значит предоставленная участником информация не подтверждает добросовестность.

Его признали уклонистом, после чего организатор торгов обратился в ФАС с просьбой включить его в реестр недобросовестных поставщиков. На заседании комиссии УФАС выяснилось, что контракты направлены по ошибке (так заявил сам участник). В итоге его решили не включать в РНП. Тем не менее тендера он лишился.

Вложенные файлы

  • Информационное письмо о добросовестности.docx

Участник тендера рано или поздно сталкивается с демпингом в госзаказе. Само явление демпинг существует в сфере тендеров очень давно, практически с момента возникновения института государственных закупок в России. Понятие «антидемпинговые меры» в госзаказе появилось не так давно, а именно после принятия 44-ФЗ. В действовавшем до 44-ФЗ законе №94-ФЗ такое понятие отсутствовало. При этом на практике демпинг в госзаказе конечно же был, но законодательно государство никак с этим явлением не пыталось бороться. Что же из себя представляет «демпинг» в госзаказе на сегодняшней момент и какие способы борьбы с этим явлением применяются? Попробуем во всем разобраться!

Что такое демпинг в госзаказе?

Слово демпинг заимствовано от английского dumping, в переводе сброс (продажа по искусственно заниженным ценам). Чаще всего, демпинговые цены ниже рыночных и даже ниже себестоимости. Чтобы понять природу это явления давайте с Вами разберемся в причинах использования демпинга в тендерах:
1. Вход поставщика на рынок, который уже поделен и нет иного способа на него попасть.
2. Получение заказа у конкретного заказчика, чтобы начать с данным заказчиком сотрудничество с целью допродажи смежных услуг, работ, а также выход на более крупные контракты.
3. Получение новых контрактов и получение необходимой квалификации для участия в крупных конкурсах, запросах предложений.
4. Игра по правилам, установленным государством, где ценовой показатель является в госзакупках наиболее важным и большинстве случаев решающим.

Общее у всех этих причин это то, что поставщик работая в минус или в ноль планирует получить прибыль или какие то преференции в будущем. Кроме того, не стоит забывать и про Российскую действительность. На данный момент государством создана система госзакупок, при которой больше шансов выиграть имеет поставщик, который предложит наименьшую цену. Это справедливо, как для аукционов, так и для конкурсов и иных способов закупок. В подавляющем большинстве закупок коэффициент значимости выше для критерия «Цена», чем по другим оценочным критериям.
Не смотря, на то что государство создало условия для развития демпинга в госзаказе, оно же создало и антидемпинговые меры для борьбы с этим явлением. Рассмотрим этот инструмент поподробнее.


Антидемпинговые меры по 44 ФЗ: что это такое?

Под демпингом в 44-ФЗ понимается снижение ценового предложения участника на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта. То есть, если лимит закупки 1 000 000 рублей и ценовое предложение участника составляет 750 000 рублей или более, то такое предложение признается демпинговым, если поставщик предложит 750 001 рубль, то по закону это не демпинг. Уловили тонкую грань? Один рубль или даже одна копейка может повлиять на то признается предложенная цена демпинговой или нет. Конечно же такой подход он формален и к рынку имеет опосредованное отношение. На рынке госзаказа свои правила и эти правила 44-ФЗ. Разберем антидемпинговые меры по 44 фз поподробнее.

Возможны две ситуации:

Вариант №1 Цена (НМЦ) закупки более 15 миллионов рублей.
В этом случае, согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ если цена победителя закупки является демпинговой и снижена на 25% и более, то заказчик заключает контракт с таким участником только после предоставления победителем обеспечения контракта с коэффициентом 1,5. Но при этом сумма должна быть не менее, чем размер аванса (если аванс предусмотрен по закупочной документации и по проекту контракта). То есть участник закупки, предлагая цену на 25% и ниже цену от НМЦ должен быть готов в случае победы предоставить обеспечение контракта в 1,5 выше. Обеспечение контракта участник на выбор может предоставить, как в виде банковской гарантии, так и перечислив денежные средства на счет заказчика. Конечно же, чаще всего поставщик выбирает обеспечение в виде банковской гарантии.
Вариант №2 Цена (НМЦ) закупки менее 15 миллионов рублей.
В этом случае у участника закупки есть выбор:
- предоставить обеспечение контракта с коэффициентом 1,5 (как в варианте выше)
- предоставить в составе заявки документы, подтверждающие добросовестность поставщика на дату подачи заявки.

ВАЖНО: документы по добросовестности необходимо представлять в составе заявки на конкурс, то есть до определения победителя. Если Вы участвуете в аукционе, то такие документы предоставляются вместе с подписанным контрактом.

Информация подтверждающая добросовестность поставщика.

Рассмотрим, что понимается под «добросовестностью» поставщика» и подтверждающей информацией.
Под добросовестностью поставщика понимается подтвержденный факт успешного исполнения контрактов с государственными заказчиками. То есть, такие контракты должны быть завершены и информация о таких контрактах должна содержаться в реестре контрактов.
Кроме того, должны быть соблюдены условия по сроку давности таких контрактов, количеству и наличию или отсутствию штрафных санкций:
Вариант №1: 3 и более контракта в течении 1 года до даты подачи заявки, без неустоек.
Вариант №2: 4 и более контракта в течении 2 лет до даты подачи заявки, 75% контрактов без неустоек.
Вариант №3: 3 и более контракта в течении 3 лет до даты подачи заявки, без неустоек.
При этом, цена одного исполненного контракта должна быть не менее 20% ценового предложения участника в закупочной процедуре.

ВАЖНО: Обратите внимание на то что контракты, подтверждающие добросовестность обязательно должны быть внесены в реестр контрактов. Факт внесения такого контракта в реестр необходимо проверить самостоятельно. Контракты, которые не внесены в реестр контрактов не могут быть использованы участников в качестве информации, подтверждающей добросовестность. В случае, если заключенный контракт отсутствует в реестре, то обратитесь к заказчику для уточнения причин. Внесение контрактов в реестр - это обязанность заказчика, который также несет и административную ответственность.

На практике информация подтверждающая добросовестность может быть представлена поставщиком в виде справки с перечнем контрактов, которые соответствуют требованиям Варианта №1,2 или №3, которые мы с Вами разобрали выше. В такой справке участник закупки может указать также и ссылку на записи в реестре контрактов. В качестве подтверждения информации поставщик может приложить распечатки с реестра контрактов, а также сами копии исполненных договоров и актов (справку участник представляет обязательно, остальное по усмотрению).

В некоторых случаях заказчик может признать информацию подтверждающую добросовестность недостоверной если:
- участником представлена информация по добросовестности по незавершенным контрактам
- представленные сведения по контрактам, подтверждающим добросовестность отсутствуют в реестре контрактов
- не выполнены требования по количеству подтверждающих контрактов, сроку, отсутствию неустойки (в соответствии с вариантами 1,2,3 разобранными выше)

Такая ситуация может иметь далеко идущие последствия для поставщика с внесением участника в реестр недобросовестных поставщиков, в случае участия в электронном конкурсе. В случае выявления заказчиком недостоверной информации в открытом конкурсе участник отделается отклонением заявки.

Антидемпинговые меры по 44 ФЗ и особые случаи.

Вариант №1: В случае, если Заказчик проводит конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, то в конкурсной документации могут быть предусмотрены различные критерии оценки заявок с ценой снижения 25% и более от НМЦ и менее 25% от НМЦ. Например, участник такого конкурса снижает цену на 25% и более, в этом случае Заказчик понижает коэффицент значимости для ценового предложения и устанавливает его равным не 60%, а 30%, для оценки квалификации коэффициент станет, например, не 40%, а 70%. Таким образом, заявка «демпингующего» участника будет оцениваться так, что предлагать заниженную цену становиться не выгодно, так как участник в этом случае гарантированно наберет меньше баллов. Эти цифры указаны для примера и естественно, что заказчик должен прописать в закупочной документации коэффициенты значимости и условия, при которых они будут применяться.

Вариант №2: В случае, если заказчик производит закупку товаров для жизнеобеспечения (продукты, средства для первой помощи, топливо и т.д.), то участнику дополнительно к 1,5 кратному обеспечению контракта (или информация подтверждающая добросовестность) необходимо обосновать снижение ценового предложения путем представления:
- гарантийного письма от производителя (с ценой и количеством товара)
- документов, которые подтверждают факт наличия товара у участника процедуры
- иных документов

Вариант №3. Антидемпинговые меры в некоторых случаях вообще не могут быть применены, например, в случае закупки лекарств, которые включены в перечень необходимых и важнейших лекарств (такой перечень утверждается Правительством РФ). Но цена лекарственных препаратов должна быть снижена не более 25% относительно предельной отпускной цены, зарегистрированной в соответствии с законодательством РФ.

Вариант №4: Антидемпинговые меры не применяются также и в случае, если заказчиком не установлено требование о обеспечении исполнения контракта. Установление требования о обеспечении контракта это обязанность заказчика и в некоторых случаях заказчик вправе обеспечение контракта не устанавливать. В этом случае у поставщика отсутствует необходимость предоставлять обеспечение контракта, предоставлять информацию подтверждающую добросовестность в составе заявки или предоставлять обеспечение контракта с коэффициентом 1,5.

А был ли демпинг?

Мы с Вами подробно разобрали антидемпинговые меры по 44 фз, рассмотрели во всех ньюансах добросовестность поставщика, способы подтверждения добросовестности. А теперь давайте зададимся вопросом насколько эффективны данные меры, предложенные авторами 44-ФЗ? Дело в том, что точкой отсчета при определении демпинговая цена или не демпинговая предложена начальная максимальная цена контракта (НМЦ). Но, как показывает практика НМЦ заказчик может сформировать и обосновать абсолютно любую, то есть это не рыночная цена. Если НМЦ 1 000 000 это совершенно не значит, что реальная стоимость товаров, работ, услуг является такой же, то есть 1 000 000 рублей. Естественно, что заказчик заинтересован в том, чтобы процедура закупки состоялась. Поэтому заказчику выгодно формировать НМЦ выше реальной стоимости. Такая ситуация с формированием НМЦ выгодна также и поставщику, который при участии в закупке имеет возможность «скинуть» цену и побороться за заказ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цена поставщика сниженная на 25% и более от НМЦ не всегда может являться действительно демпинговой. Механизм, который заложен в 44-ФЗ для борьбы с демпингом нельзя назвать эффективным и продуманным.

Но следует отметить и тот, факт, что заказчик сам может создать условия для борьбы с демпингом, например выбирая процедуру закупки, в которой возможно установить коэффициент значимости по цене 30%. Как показывает практика заказчик сам не всегда заинтересован бороться с демпингом, так как в сегодняшних нестабильных реалиях наименьшая цена контракта является важнейшим фактором при выборе поставщика.

Следует также понимать, что слишком низкая стоимость может стать причиной низкого качества поставляемых товаров работ, услуг. Заказчикам и поставщикам следует пытаться искать и находить золотую середину в этом непростом вопросе.

Добросовестность по 44-ФЗ - это характеристика участника закупки, которая позволяет заказчику принять решение о заключении с ним государственного контракта даже в случаях, когда участник значительно снижает его стоимость относительно НМЦК. Подтвержденная добросовестность свидетельствует, что потенциальный подрядчик надежен и у него есть необходимый опыт.

Когда нужно подтверждать добросовестность

Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает несколько способов , которыми госзаказчики пользуются, подготавливая закупку. Каждый из этих способов ориентирован на то, чтобы установить адекватную цену закупаемого товара, работы или услуги, которая соответствует рыночным условиям. Если в ходе процедуры потенциальный контрагент существенно, на 25 % и более, снижает заявленную НМЦК, это вызывает сомнение в его надежности.

Законодатель требует от госзаказчика применять в таких ситуациях антидемпинговые меры: если НМЦК превышает 15 млн рублей, участник закупки обязан предоставить обеспечение контракта, в полтора раза превышающее установленный документацией о закупке размер. Если НМЦК не превышает 15 млн рублей, у участника есть выбор:

  • предоставить обычное обеспечение, одновременно доказав добросовестность участника закупки по 44-ФЗ;
  • предоставить полуторное обеспечение исполнения своих обязательств по будущей сделке с заказчиком.

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки 44-ФЗ, должна быть истребована заказчиком в случае сильного снижения цены закупки при проведении: конкурсных процедур, в том числе в электронной форме и аукционов.

Что является подтверждением добросовестности

Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ, разъясняет ч. 3 ст. 37 44-ФЗ. Подрядчик признается благонадежным, если в реестре контрактов имеется информация о том, что им было заключено и исполнено без применения к нему неустоек:

  • не менее трех госконтрактов за последний год;
  • не менее четырех госконтрактов за последние два года - при таком варианте допустимо, чтобы по четверти контрактов подрядчику выставлялись неустойки;
  • не менее трех госконтрактов за последние три года.

Цена хотя бы одной из исполненных подрядчиком сделок с государственными заказчиками должна составлять не менее 20 % от предлагаемой подрядчиком в рамках текущей процедуры.

Если проводится бумажный конкурс, информация об опыте и исполнительности потенциального подрядчика подается заказчику единым пакетом документов с заявкой на участие. Если речь идет об электронном конкурсе или аукционе, информация предоставляется заказчику одновременно с подписанием контракта.

Как оформить подтверждение добросовестности

Говоря об обосновании надежности подрядчика, законодатель указывает на предоставление информации, которая содержится в реестре контрактов. Это общедоступный информационный источник. От поставщика не требуются какие-либо специальные документы, необходимо только обобщить и предоставить заказчику сведения из реестра.

Форма такого обобщения законодательно не установлена: оно может быть подано в виде декларации, гарантийного или информационного письма в произвольном виде.

Каким бы документом подрядчик ни оформлял информацию о своих опыте и надежности, в нем следует указать:

  • реестровый номер исполненного контракта;
  • наименование и ИНН заказчика;
  • цену;
  • предмет;
  • срок заключения и срок исполнения обязательств;
  • указание на наложенные неустойки, если таковые имели место.

Как образец подтверждения добросовестности можно использовать форму информационного письма.

Информация, предоставленная участником закупки, проверяется заказчиком. Если в ходе проверки заказчик выявит недостоверность предоставленных сведений, в случае бумажного конкурса заявка участника будет отклонена, а если речь идет об электронном конкурсе или аукционе - контракт подписан не будет, а подрядчика признают уклонившимся от заключения.

Грядущие изменения в законодательстве

На подписи у президента лежит законопроект, который существенно изменяет 44-ФЗ, в частности, порядок применения антидемпинговых мер и правил подтверждения добросовестности:

  1. Основанием для применения антидемпинговых мер скоро станет не только снижение на 25 % и более общей цены закупки, но и единиц отдельных товаров, работ, услуг.
  2. Существенно сократится количество вариантов для участников закупок доказать свою благонадежность: все без исключения подрядчики должны будут предоставлять информацию о не менее чем трех контрактах, исполненных за последние три года.
  3. По контрактам, заключенным по результатам процедур с существенным снижением цены, станет невозможным авансирование.

Разъяснения по теме

Основные тезисы Реквизиты документа Скачать
В гарантийном письме добросовестность исполнителя госконтракта подтверждает только производитель. Решение Хабаровского УФАС № 224 от 09.07.2018 по делу № 7-1/373

Подскажите пожалуйста! Закупка проводилась по 44 - ФЗ, участник скинул цену контракта больше, чем на 25 %,может ли он подтвердить свою добросовестность контрактами (исполненными без штрафов и пеней) заключенными по 223-ФЗ?

Ответ

Заказчик проводит конкурс или аукцион, НМЦК ≤ 15 млн руб., и победитель снижает цену на 25 и более процентов. Тогда заказчик применяет антидемпинговые меры. У победителя есть выбор: предоставить повышенное в 1,5 раза обеспечение контракта или подтвердить добросовестность. Об этом сказано в части 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ.

Если участник подтверждает добросовестность, сумма обеспечения не меняется. Как подтвердить добросовестность - в рекомендации.

Какими способами участник подтверждает добросовестность

Чтобы подтвердить добросовестность, победитель предоставляет заказчику информацию из реестра контрактов. При этом у участника есть выбор, какие именно сведения показать.

1. Информация о трех и более контрактах. При этом победитель исполнил контракты без штрафов и в течение года до даты, когда подают заявки.

2. Информация о четырех и более контрактах. При этом все контракты победитель исполнил в течение двух лет до даты, когда участники подают заявки, и более 75 процентов контрактов - без штрафов.

3. Информация о трех и более контрактах. При этом победитель исполнил контракты без штрафов и в течение трех лет до даты, когда подают заявки.

Для всех трех вариантов, которые возможны для победителя, действует общее правило. Стоимость одного из контрактов должна составлять не менее 20 процентов цены, которую предложил участник закупки. Например, заказчик проводит аукцион и НМЦК - 15 млн руб. Участник предложил цену контракта - 10,5 млн руб. Цена одного из контрактов, которые предоставит победитель, должна составлять не менее 2,1 млн руб. (10,5 × 20%).

Об этом сказано в части 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 года № Д28и-3260.

Закон № 44-ФЗ не указывает, что участник должен предоставить информацию о контрактах с предметом закупки, в которой победил.

Ситуация: победитель закупки, который снизил НМЦК на 25 процентов и более, работает на рынке меньше года. Как доказать добросовестность?

Участник вправе предоставить заказчику информацию о трех и более контрактах, которые исполнил без неустоек. Об этом сказано в части 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 28 января 2016 года № ОГ-Д28-1419.

Ситуация: как победителю совместной закупки подтвердить добросовестность

Победитель совместной закупки предоставляет заказчику информацию из реестра контрактов. При этом цена одного из исполненных контрактов должна составлять не менее 20 процентов суммы цен всех контрактов совместной закупки. Такой позиции придерживаются специалисты Минэкономразвития России в письме от 11 января 2016 года № Д28и-46.

Специалисты Минэкономразвития ссылаются на то, что НМЦК, которую заказчик указывает в извещении и документации при совместной закупке, определяют как сумму начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика. А антидемпинговые меры заказчик применяет, когда участник снижает НМЦК из извещения на 25 и более процентов (подп. «б» п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088, ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: может ли участник аукциона на молоко подтвердить добросовестность контрактами на фрукты

Да, может.

Чтобы подтвердить добросовестность, участник предоставляет информацию из реестра контрактов. Законодатель не установил, что контракты должны быть на поставку аналогичных товаров (ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 12 февраля 2016 года № Д28и-287).

Ситуация: можно ли подтвердить добросовестность договорами по 223-ФЗ, коммерческими контрактами, договорами субподряда

Нет, нельзя. Добросовестность участник подтверждает информацией из реестра контрактов по Закону № 44-ФЗ. Коммерческие контракты и договоры субподряда не включают в реестр контрактов. Договоры по 223-ФЗ включают в реестр договоров по Закону 223-ФЗ (ч. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

Как участник предоставляет информацию о добросовестности

Участники конкурса предоставляют информацию о добросовестности в составе заявки, участники аукциона - с подписанным проектом контракта. При этом заказчик действует в зависимости от ситуации.

Конкурсная комиссия установила, что информация о добросовестности недостоверна . Комиссия отклоняет заявку и вносит информацию в протокол рассмотрения и оценки заявок. В протоколе указывают причину, по которой заявку отклонили. Комиссия подписывает протокол, и в течение следующего рабочего дня заказчик уведомляет участника о том, что заявку отклонили.

Участник конкурса не предоставил информацию о добросовестности в составе заявки. Заказчик не отклоняет заявку участника, но заключает контракт только после того, как победитель предоставит увеличенное в 1,5 раза обеспечение контракта. При этом, если заказчик предусмотрел в контракте аванс, победитель предоставляет обеспечение, размер которого не меньше аванса.

Участник аукциона не предоставил информацию о добросовестности или аукционная комиссия установила, что информация недостоверна . Участника признают уклонившимся. Комиссия оформляет решение протоколом. Протокол подписывают и в течение следующего рабочего дня размещают в ЕИС.

Об этом сказано в частях 4 и 5 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2016 года № Ф06-9551/2016, решении Самарского областного суда от 8 ноября 2016 года № 21-2087/2016.

Заказчик подписывает контракт только после того, как победитель предоставит информацию о добросовестности или обеспечение. Об этом сказано в части 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 8 ноября 2016 года № Д28и-2911.

Нет, участник подтверждает свою добросовестность информацией из реестра контрактов только по Закону № 44-ФЗ.