Электронное голосование или электронные выборы. Cистемы электронного голосования коиб и кэг Средствам голосования

Электронное голосование - термин, определяющий различные виды голосования , охватывающий как электронные средства голосования (электронная демократия), так и технические электронные средства подсчёта голосов . Разновидностью электронного голосования являются Интернет-выборы .

Технология электронного голосования позволяет ускорить процесс подсчёта голосов, а также позволяет голосовать людям с ограниченными возможностями. Но в настоящее время ведутся споры о том, что электронное голосование может быть подвержено нарушениям .

Технологии

Устройства подсчёта голосов

Более новая система оптического сканирования может считывать с бюллетеня отметку, поставленную избирателем.

Устройства заполнения

Существуют системы, включающие в себя и устройство заполнения электронного бюллетеня (сенсорный экран , либо сканер штрих-кода). Также они, зачастую, оснащены дополнительным вспомогательным устройством для распечатки бумажной копии бюллетеня либо квитанции о голосовании. Хранение и подсчёт голосов при этом происходит на отдельном устройстве.

Бумажно-электронная система голосования

Обычная бумажная система голосования подразумевает использование бумажных бюллетеней для голосования и ручной подсчёт голосов, с появлением электронных таблиц появились системы, в которых бюллетени заполняются вручную, а подсчитываются электронным способом (системы голосования с помощью перфокарт, системы считывания меток , а позднее и системы с использованием цифрового пера).

Система голосования с прямой записью

Система голосования с прямой записью осуществляет сбор голосов путём предоставления механических или электрооптических компонентов (как правило, кнопки или сенсорные экраны), которые могут быть использованы избирателем. Информация о голосах накапливается на специальных носителях ; после голосования она сводится в таблицы, хранимые на съёмных носителях, а также может быть распечатана.

Также система может передавать итоги в центр голосования для сверки и подсчёта.

Примеры: ГАС «Выборы»; КЭГ

Системы голосования, использующие публичные сети

Это системы голосования, использующие и электронные бюллетени, и передающие информацию о голосах с мест голосования по открытым компьютерным сетям . Информация может передаваться после каждого голоса, периодически в виде набора голосов, либо один раз по окончании голосования. Таким образом организованы Интернет-голосования и телефонные голосования. В подобных системах может использоваться как подсчёт голосов на месте голосования, так и централизованный подсчёт.

Анализ систем электронного голосования

Системы электронного голосования могут быть использованы на любой стадии создания, распространения, голосования, сбора и подсчёта голосов, предоставляя при этом определённые преимущества. Недостатки при этом также имеют место быть из-за ошибок и недочётов электронных компонентов. Чарльз Стюарт из заявил, что в 2004г было подсчитано на 1 млн голосов больше по сравнению с 2000г из-за того, что электронные системы исключают возможность пропуска голосов, в отличие от механических систем подсчёта.

В мае 2004 года Отдел Правительственного Учёта США опубликовал отчёт под названием «Преимущества и текущие задачи электронного голосования», в котором были проанализированы преимущества и проблемы электронного голосования. Второй отчёт под названием «Работы по улучшению безопасности и надёжности систем электронного голосования», опубликованный в сентябре 2005г, описывал некоторые проблемы электронного голосования и предстоящие улучшения. В отчете было показано, что системы электронного голосования становятся всё более сложными, включающими в себя программное обеспечение, поэтому возможны различные виды нарушений . Также говорилось, что поскольку избиратели не могут как-либо подтвердить свой голос, то таким системам нельзя доверять. С другой стороны, некоторые ИТ-специалисты говорят, что нельзя доверять любой программе, автором которой ты не являешься.

Некоторые криптографические решения позволяют избирателю самому подтверждать правильность выбора, не прибегая к услугам третьей стороны. Каждый голос может быть помечен случайным образом сгенерированным идентификатором сессии, что позволяет избирателю проверить, что его голос был правильно учтён, с помощью общедоступной системы наблюдения за голосованием.

Намерения избирателей

Системы электронного голосования могут обеспечивать обратную связь с избирателем для выявления таких проблем, как недостаточное или превышенное количество голосов, которые могут привести к порче бюллетеня. Немедленная обратная связь может быть полезной для уточнения намерений избирателя.

Аудит

Основная проблема с любым устройством для голосования - убедиться в том, что голоса правильно учтены и записаны. Она часто решается с помощью независимой системы аудита , также называемой «независимым подтверждением». Такие системы включают в себя возможность проверки избирателями, как их голоса были подсчитаны.

Для убеждения избирателей в правильности подсчёта голосов, предотвращения сбоев или мошенничества и проведения аудита, существует множество технологий. Некоторые системы используют криптографию , бумажное подтверждение, аудиоконтроль , а также технологию двойной записи (на электронный носитель и бумагу).

Профессор Ребекка Меркьюри, создатель концепции VVPAT (аудит по заверенным избирателями бумажным бюллетеням), обосновывает эффективность распечатывания бумажного бюллетеня с целью дальнейшего его подтверждения избирателем перед окончательным учётом (впоследствии этот метод стали называть «Метод Меркьюри»). Чтобы быть окончательно подтверждённым, голос должен быть подтверждён избирателем без использования визуальных или аудиосредств. Если избиратель вынужден использовать, например, сканер штрих-кода для того, чтобы подтвердить свой выбор, то такой голос не может считаться действительно подтверждённым, так как по сути подтверждает не сам избиратель, а электронное устройство.

Системы голосования со сквозным аудитом выдают избирателям подписанные квитанции, которые можно забрать домой. Такие квитанции не позволяют узнать, как именно проголосовал избиратель, но позволяют проверить, что голос был учтён, узнать общее количество голосов и результаты голосования.

Системы, позволяющие посторонним узнать, как именно проголосовал избиратель, никогда не использовались на государственных выборах, и были объявлены незаконными. Основная причина этого решения - возможность запугивать избирателей и покупать их голоса.

Также системы аудита могут использоваться для обнаружения неполадок оборудования и случаев мошенничества. В случае использования системы VVPAT, бумажный бюллетень является основным документом, а электронные голоса используются только для предварительного подсчёта. Для успешного аудита устройства для голосования необходима целая последовательность мероприятий.

Аппаратное обеспечение

Неправильное обеспечение безопасности аппаратной части может привести к серьёзным проблемам. Постороннее оборудование может быть внедрено внутрь устройства для голосования или между пользователем и устройством недобросовестным обслуживающим персоналом, так что даже опечатывание устройства не всегда помогает.

Программное обеспечение

Специалисты по безопасности, например Брюс Шнайер , считают, что исходный код программного обеспечения , использующегося в устройствах для голосования, должен быть открыт для публичного изучения. Другие призывают к тому, чтобы программное обеспечение создавалось и распространялось как свободное .

Тестирование и сертификация

Одним из методов выявления ошибок является параллельное тестирование , проводящееся в день выборов с произвольно выбранными устройствами. Так, на президентских выборах в США 2000 года неправильно были учтены только в среднем 2 голоса по каждому избирательному округу.

Прочее

Поток критики можно уменьшить проведением осмотров и проверок с целью выявления мошеннического аппаратного и программного обеспечения, а также проведением комплекса мер по предотвращению его внедрения. Достоинствами систем электронного голосования являются небольшое время подсчёта голосов и увеличение явки избирателей, особенно при проведении интернет-голосований.

Критики также говорят о том, что при проведении дистанционного голосования очень сложно или невозможно идентифицировать избирателя, поэтому такие голосования сильно уязвимы.

До сих пор неясно, меньше ли общая стоимость электронных систем голосования стоимости иных систем.

В России

Известные проблемы

  • 2000 год, Калифорния - проблемы с системами электронного голосования во Флориде во время президентских выборов .
  • 2 марта 2004 года, Калифорния - неправильно настроенный сканер отметок пропустил 6692 пустых бюллетеня во время президентских выборов .
  • 2 марта 2004 года, Калифорния - устройства PES TSx не позволили большому количеству избирателей исполнить свой долг из-за неисправных считывателей электронных карт для голосования.
  • 30 октября 2006 года - в Нидерландах была отозвана лицензия на 1187 устройств из-за того, что они позволяли подслушивать за процессом голосования с расстояния до 40 метров.
  • Октябрь 2006 года - на выборах в Майами , из-за неправильной калибровки сенсорного экрана три голоса были учтены как голоса за демократов, хотя отображались как голоса за республиканцев.
  • Устройства AccuVote-TSx были изучены группой учёных из университета Принстона . Они показали, что на эти машины может быть установлено мошенническое ПО менее чем за минуту. Также, учёные обнаружили, что эти устройства могут передавать друг другу компьютерные вирусы во время сеансов связи до или после выборов.

В кино

  • В фильме «Человек года » (2006) герой Робина Уильямса выигрывает президентские выборы благодаря ошибке во время подсчёта голосов на электронном устройстве.
  • Д/ф «Взламывая демократию» () запечатлел аномалии и нарушения в работе электронных систем для голосования, произошедшие с 2000 по 2004г, особенно во Флориде .
  • Д/ф «Неучтённый» () показал проблемы АО и ПО устройств Diebold .

См. также

Примечания

Ссылки

  • Бразилия - страна сплошной электоральной автоматизации

Центризбирком завершает 1 ноября приемку опытной партии новых электронных урн для голосования. Комплексы электронного голосования будут установлены на избирательных участках в восьми субъектах Российской Федерации

Т.е 10 % участков по всей стране будут оборудованы электронными комплексами обработки избирательных бюллетеней - КОИБами, таких комплексов будет около 20 тысяч. Один КОИБ со сканерами и принтером обходится бюджету в 110 тыс. руб

Информация о госзакупках данных технических средств.

  1. Комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) – по сути, это стационарный ящик для голосования оборудованный сканером, позволяющим «считывать» информацию с бюллетеня. При этом избиратель голосует привычным способом – путем нанесения знака в избирательном бюллетеня.
  2. Комплекс для электронного голосования (КЭГ) – это устройство сенсорного голосования, при использовании которого избиратель не заполняет избирательный бюллетень, а голосует путем выбора соответствующей позиции на сенсорном экране.
Рассмотрим эти системы в отдельности:

КОИБ (комплекс обработки избирательных бюллетеней) – это автоматическая система сбора бюллетеней и подсчета голосов, которая сводит до минимума участие человека в этом процессе. Автоматическая урна для голосования сама сосчитает количество бюллетеней, а также распознает, за кого поставлен голос. В КОИБ используется технология оптического сканирования -устройство считывает отметки избирателей в бюллетенях.

КОИБ представляет собой ящик из темной и полупрозрачной пластмассы, снабженный электронной системой, который может работать как от электричества, так и от аккумуляторных батарей. В комплекс также встроен сканер, который сразу считывает информацию с опущенного бюллетеня. Ровно за 3 секунды информация будет обработана и сохранена на встроенную флеш-карту. Опускать бюллетень в автоматическую урну следует лицевой стороной вниз. Специальные датчики не пропустят смятые, порванные, или сложенные вдвое листы. В случае возникновения у избирателей трудностей по работе с КОИБ, он сам подскажет, как нужно действовать, поскольку оснащен электронной системой оповещения. При подведении итогов КОИБ автоматически проверит контрольные соотношения данных, внесенных в протокол об итогах голосования.

КОИБ состоит из сканирующего устройства, накопителя избирательных бюллетеней и печатающего устройства (принтера).
Эксплуатация КОИБ на избирательном участке осуществляется силами двух операторов из числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Комплекс для электронного голосования (КЭГ) – комплекс средств автоматизации ГАС «Выборы», предназначенный для проведения электронного голосования, автоматизированного подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования и составления протокола участковой комиссии об итогах голосования.

Комплекс для электронного голосования обеспечивает:
- проведение электронного голосования без использования бумажных бюллетеней;
- автоматизированный подсчет голосов избирателей;
- установление итогов голосования;
- составление протокола участковой комиссии об итогах голосования.
В состав одного комплекса входят:
- стационарных устройства сенсорного голосования (УСГ);
- 2 переносных УСГ для голосования на дому;
- 2 УСГ-тренажера (устанавливаются перед входом в помещение для голосования на каждом избирательном участке, оснащенном КЭГ для ознакомления избирателей с голосованием на сенсорном устройстве)
- сетевой контроллер;
- сервисный блок;
- мини-принтер;
- устройство автономного электропитания.

Техническое решение:

В составе КЭГ используется сенсорный экран, микроконтроллерная схема и специальные файлы данных (*.dat, *.bin, *.bmp). Данное решение позволяет надежно защитить КЭГ от возможных попыток несанкционированных воздействий и вирусных атак.

В соответствии с требованиями Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) произведена сертификация встроенного программного обеспечения КЭГ на отсутствие недекларированных возможностей, его код зафиксирован контрольной суммой: в программное обеспечение не может быть встроена другая функция – устройство выполняет только подсчет голосов в соответствии с основными правилами математики: если сложить 2 плюс 2, то получится только 4.

Для составления протокола об итогах голосования производится ввод дополнительных сведений на сервисном блоке. Согласно запросам на экране мышкой вводятся числовые значения строк протокола, которые не могут быть подсчитаны КЭГ автоматически – количество избирателей, включенных в список на участке, количество выданных бюллетеней, количество погашенных бюллетеней и др.).

Далее производится автоматическая проверка контрольных соотношений. При их выполнении производится распечатка протокола об итогах голосования, его проверка, далее он подписывается членами участковой избирательной комиссии и записывается автоматически на внешний носитель информации - карту памяти. Карта памяти вместе с распечатанным и подписанным избирательной комиссией протоколом доставляются в вышестоящую избирательную комиссию.

Среди позитивных сторон системы можно назвать невозможность применения технологии вбрасывания бюллетеней. А бюджетники смогут все-таки голосовать не по приказу начальства. Ведь раньше после выборов многие требовали принести сфотографированный бюллетень с галочкой в нужном месте. КЭГ позволяет в последний момент изменить свое решение.

Еще стоит отметить, что система значительно затруднит нечистым на руку комиссиям подделывать повторный протокол голосования, переписывая первый.

Однако, такая система не способна противостоять уже давно использующимся на участках способам фальсификации. Например, многократному голосованию одних и тех же избирателей (в простонародье «карусель») , многократному голосованию по открепительному удостоверению и, конечно, принуждению к голосованию.
А главное, нужно понимать, что электронный бюллетень - это программа. А, следовательно, электронное устройство можно запрограммировать таким образом, чтобы оно изначально считало голоса неправильно. В итоге получится, что как бы человек не проголосовал, программа засчитает голос в той графе, что прописана в заданных параметрах. И бороться с этим практически невозможно!

В случае повсеместного введения электронных систем для голосования, заинтересованные стороны смогут обеспечить массовые фальсификации. И это может случится уже в последующих избирательных компаниях. Пересчитать зафиксированные контрольной лентой голоса с устройства, специально запрограммированного на неверный подсчет, будет крайне сложно. Данные с нее будут пересчитываться вручную только по решению избирательной комиссии или суда.

Технология и оборудование для электронного подсчета голосов (электронного голосования) и регистрации (автоматизированная система поддержки и ведения заседаний).

…раздел проекта посвящен технологиям и оборудованию для электронного голосования (системам электронного подсчета голосов, регистрации, автоматизированным системам ведения заседаний) …

Что такое «система электронного голосования»?

Электронная система подсчета голосов и регистрации (далее — «система электронного голосования») представляет собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для проведения, контроля, подсчета, сохранения и вывода на печать или устройства отображения информации, как итогов голосования, так и процедур заседания.

Алгоритм работы комплекса и построение применяемых технологий определяется Регламентом проведения мероприятий на объекте.

Вариант технического задания «Информационно-звуковые технологии сопровождения и обеспечения мероприятий законодательных органов. Базовые функции системы электронного подсчета голосов и регистрации» на оcнове Регламента проведения мероприятий на объекте (txt-файл) .

Оборудование и программное обеспечение к нему изготавливается, дорабатывается и поставляется как в виде отдельной системы, так и интегрированной в состав конференц-системы объекта.

Состав и функциональные возможности определяются техническим заданием Заказчика и базируются на универсальных модулях и базовом программном обеспечении.

Виды голосований.

На наш взгляд эти устоявшиеся в практике голосований определения видов голосований не совсем корректны.

Так, например: имеются Альтернативное и Тайное (Закрытое) виды голосований. Но разве Альтернативное голосование само по себе не может быть Открытым, Тайным или Поименным?

Попробуем разобраться в этом и для начала выделим характерные черты этих терминов.

Открытое голосование . С этим понятием имеются наибольшие сложности. Чтобы было легче выделить отличительные черты этого вида голосования, обратимся к истории, ко временам, когда голосовали поднятием руки. В этом случае присутствующим в зале было видно, как голосуют другие участники совещания, а в протокол заносились только итоговые результаты голосования. Смеем предполагать, что именно эти признаки наличия информации об индивидуальных волеизъявлениях для присутствующих и наличие в протоколе только итоговых результатов голосования являются отличительными чертами данного вида голосования. То есть, при голосовании с мест нужно выводить на групповой монитор не только итоги голосования, но и поименные итоги голосования, не занося их в протокол. К особенностям открытого электронного голосования необходимо также отнести меньший конформизм, т.к. результаты голосования становятся доступными присутствующим после окончания процедуры голосования, а не в ее процессе.

Из приведенных отличительных признаков данных видов голосований нетрудно увидеть, что они никак не зависят от процедур голосования, а лишь определяют доступность к информации об индивидуальных волеизъявлениях депутатов.

Таким образом, все наиболее часто применяемые виды голосований можно классифицировать по следующим основным признакам:

по доступности информации о индивидуальных волеизъявлениях депутатов голосования подразделяются на Поименное, Открытое, Тайное (Закрытое) ;

по количеству выбираемых вопросов решения голосования подразделяются на Одновариантные и Многовариантные .

Альтернативное — депутат может отдать голос только за один из предъявленных вариантов голосуемого вопроса. Подсчет голосов и предъявление результатов голосования производится одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование;

Рассмотренные признаки классификации являются независимыми, — мы имеем матрицу 3×3 возможных видов голосований и, следовательно, возможно прийти к идентичности понятий данного вопроса у Исполнителя работ и Заказчика и определить какие виды голосования необходимо реализовать при создании систем голосования.

Наше понимание приведено в таблице, где знаком "+" помечены те виды голосований, которые должны быть реализованы в системах голосования, знаком "х" помечены те виды голосований, которые реально не требуются для систем голосования.

Программное обеспечение.

Специальная программа, разработанная СКБ КП ИКИ РАН, работает в среде WINDOWS, может управлять всеми функциями аппаратно-программного комплекса..

Система электронного подсчёта голосов и регистрации – программное обеспечение, предназначенное для проведения голосования в режиме реального времени в залах заседаний областных, городских и районных советов, а также в коммерческих структурах.

Современные технологии позволили поднять уровень проведения официальных мероприятий на высокий технический уровень. Для целей автоматизации важных моментов проведения заседаний

  • регистрация участников,
  • подсчет голосов в реальном времени

необходимо внедрение современных программно – аппаратных комплексов.Система электронного голосования , предлагаемая ООО «Новые информационные технологии» (НИТ) - отличный вариант автоматизации деловых мероприятий и заседаний органов власти городского или областного масштаба. Эта система дает возможность идентифицировать участников голосования по зарегистрированному логину и паролю или по электронной карте, выданной при регистрации.

  • Голосование на компьютере с установленным браузером и любой операционной системой;
  • Просмотр документов и презентаций по обсуждаемым вопросам;
  • Моментальный просмотр информации о результатах голосования на компьютере.

  • Запуск и прерывание голосования;
  • Отображение списка проголосовавших с их решением при поимённом голосовании;
  • Остановка заседания;
  • Просмотр информации о прошедших заседаниях

  • Открытое – голосование, результат которого видят все участники голосования на главном экране;
  • Закрытое – голосование, результат которого видит только председатель на своём экране;
  • Поименное – голосование, результат которого видят все участники голосования на главном экране, а председатель на экране своего компьютера видит поимённый список проголосовавших.

Функциональные возможности «Системы электронного подсчёта голосов и регистрации»

  • Добавление исходных данных: вопросов по заседанию, документов;
  • Видеотрансляция заседаний в Интернет;
  • Учёт присутствия депутатов;
  • Сохранение вида заседания (открытое, закрытое);
  • Ведение электронного архива;
  • Протоколирование хода голосования.

Дополнительные возможности системы электронной регистрации и подсчета голосов.

Организованное электронное голосование позволяет в реальном времени и в интерактивном режиме получать промежуточные результаты голосования , осуществлять количественный контроль проголосовавших участников.

Система позволяет вносить в базу необходимые по регламенту мероприятия документы и презентации. В ходе заседания на экране можно просматривать основополагающие документы, регламент мероприятия, подготовленные презентации по обсуждаемым вопросам.

Система дает возможность вести видеотрансляцию мероприятия в сети интернет, протоколировать ход заседания и вести электронный архив, определять кворум.

Условия монтажа и стоимость программно-технического комплекса.

Электронное голосование - цена комплекта оборудования и программного обеспечения для конкретного использования зависит от поставленного технического задания. Система доступна, универсальна и интегрируется в различные кросс – платформы и операционные системы. Для установки требуются компьютеры, подключенные в локальную сеть, роутер, экран для отображения информации. Система обеспечивает защиту от несанкционированного доступа и полную конфиденциальность действий участников голосования.

  • Мгновенная пофамильная регистрация присутствующих на сессии депутатов.
  • Мгновенный подсчет результатов голосования «за/против/воздержался» или же подсчет голосов по нескольким вариантам ответов.
  • Составление отчетности в удобном для использования виде: графики, диаграммы, таблицы.
  • Проводные, построенными на базе конференц-систем.
  • Беспроводные, собранные на пультах небольшого размера, которые работают по радиоканалу.

СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ НА БАЗЕ КОНФЕРЕНЦ-СИСТЕМ

– это интегрированный функционал конференц-системы . Он расширяет возможности конференц-системы и призван обеспечить участникам регистрацию, процесс голосования, а также определенный порядок ведения заседания.


В функционал конференц-систем могут быть включены следующие возможности:

  • Голосование (количество вариантов ответов не ограничено)
  • Идентификация / регистрация
  • Протоколирование
  • Обмен документами
  • Синхронный перевод

Идентификация участников. Производится: по заранее известному рабочему месту депутата, персональному коду, персональной регистрационной карточке или по биометрическим показателям, например, сканирование отпечатка пальца. Идентификация участников практически исключает возможность голосования «за соседа».


Централизованное управление пультами. Приоритет пульта главы заседания над пультами делегатов, что позволяет управлять ходом заседания, устанавливать регламент выступающим.


Мультимедийная система Bosch DCN объединяет в себе, аудио-, видеофункции, работу с документами, систему уникальной идентификации пользователя, а также удобное интерактивное голосование с помощью сенсорного экрана.

С помощью сенсорного экрана участники заседания также могут получать и передавать документы и, даже, искать необходимую информацию в Интернете.

Идентификация участников сессии может проводится с помощью личной карты или по отпечатку пальца.


Система электронного голосования на базе конгресс-системы Taiden


Функционал:
  • Голосование.
  • Синхронный перевод.
  • Интерком-связь.
  • Демонстрация и редактирование документов.
  • Размещение фотографий делегатов.
  • Демонстрация делегатов во время выступления.
  • Телесуфлер.
  • Текстовый чат между участниками сессии.
  • Выход в интернет.

СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ НА БАЗЕ БЕСПРОВОДНЫХ ПУЛЬТОВ

Система электронного голосования на базе беспроводных пультов представляет собой ручные пульты для голосования в комплекте с ресивером и специализированным программным обеспечением. Решение подходит для небольших по численности заседаний и является экономичным по цене. Решение не требует специальной установки и прокладки кабелей!

Если в сессионном зале отсутствует система визуализации, необходимы дополнительные средства для отображения результатов голосования (информационная панель / проектор и экран).


Система электронного голосования на базе оборудования Turning Technologis

Это малобюджетное портативное решение, рассчитанное на количество до 35 депутатов, и позволяющее проводить электронное голосование даже в поименном режиме. Система проста в использовании, не требует установки, прокладки кабелей или же специализированной настройки.

Все, что необходимо для начала работы, это – компьютер и средство отображения результатов голосования (экран или информационная панель).

Программное обеспечение позволяет создавать и наполнять повестку заседаний вопросами, требующими голосования, и другими необходимыми данными с последующим отображением на экране.

Состав системы:

Радиочастотный пульт голосования на 10 клавиш (до 10 вариантов ответа), радиус действия до 60 м, возможность программирования, LCD экран обратной связи.

Радиочастотный пульт голосования на 5 клавиш (до 5 вариантов ответа), радиус действия до 60 м, возможность программирования, индикатор обратной связи.
Радиочастотный презентер для выступающего.

Ресивер + программное обеспечение.

Все предлагаемые решения являются экономически эффективными, то есть выполняют максимум возможных функций при минимуме затрат. Чего не скажешь о таких «гибридах» как, например, система голосования на планшетах.

Наши решения имеют все необходимые сертификаты: сертификат УКРСЕПРО, сертификат центра радиочастот Украины.