Nikon D610 – полный кадр для всех. Обзор Nikon D610

Ремарка! Продолжилась линейка объективов со светосилой 1.8 - появился полнокадровый объектив AF-S Nikkor 35mm f/1.8G ED, очень интересный, современный и мощный за свою цену, тест которого можно посмотреть .

И появилась новая полнокадровая , которая заметно удачнее, чем D610.

Итак, для начала картинки самой камеры:

Как видим, все довольно обычно для старших зеркальных камер Nikon последних поколений. Кто уже ими снимал, все будет полностью привычно.

Технические характеристики будут в конце материала, а пока начнем с того, чем и где снимал, как дорабатывал.

Камеру сам доставал из коробки, не делал никаких дополнительных настроек, как и обычно, все заводское. Это я к тому, что ниже будет ссылка на внутрикамерные JPG и NEF, которые вполне можно самостоятельно поисследовать тем, кому будет интересно. Так как сам в JPG снимаю только для тестов, дополнительные поднастройки камеры для получения сразу готовой картинки мне не нужны, но сделать все это под личные вкусы несложно даже начинающему – было бы желание повозиться.

Доработку, как и всегда, делал в ACR (цвета-света-тени-дисторсии, шумоподавление на ночных кадрах), Photoshop (шарп быстрой маской, где надо, а где – по всему полю) и FastStone (кропы, названия файлов). То есть, делалось в чем быстрее и проще.

Доработка практически ни на одном кадре, кроме "прояснить глазки и отбелить зубки", не потребовала чего-то сложнее, чем можно сделать прямо в камере, если ее настроить как следует. Помним, что Никон Д610 – старшая любительская камера, и в ней есть все возможности удобных и гибких настроек.

Собственно, ее "любительскость" и определила, где, что и чем снимал. В тесте участвовали, помимо собственно камеры, линзы Nikkor 24-85/3.5-4.5 VR, Nikkor 14-24/2.8, Nikkor 24-70/2.8 и Nikkor 70-200/4. Так же работала вспышка SB-700.

Кадры, кроме тех, что даны на исследование "как есть", ресайзены до размера 1600 по длинной стороне, чего вполне достаточно и для понимания сути, и для печати на формат 10х15.

Какой линзой снято, написано в названии каждого кадра. Соответственно, если читаете на компьютере, то достаточно навети мышь на кадр, название всплывет. Если с планшета – придется тапнуть, чтобы увидеть крупный кадр и его описание.

Ну и одна фотосессия была совместной с коллегой WingfirE, соответственно на фото, сделанных им, указан его ник.

Вопреки своим обыкновениям начал снимать и видео – покажу ниже. И будет ссылка на них "прямо из камеры". Снимал с рук, как и снимает обычный любитель – тогда, когда есть, что снять на память.

К делу: камера Д610, собственно, является неглубокой доработкой предшественницы Nikon D600 ( , ). Теперь масло не попадает на матрицу, все в порядке, и сделана доработка для получения более правильных скинтонов (цвета кожи людей). Это, собственно, и все из важного. Сделана "тихая серия", то есть есть возможность снимать до 3 кадров в секунду с уменьшенным звуком затвора. Может, кому-то будет полезно.

Остальное из самого важного все так же – те же 24 мегапиксела на полнокадровой матрице, ISO 100-6400 как рабочие, расширяются до ISO 50 вниз и до 25600 вверх, и 39 точек автофокуса Multi-CAM4800, которые расположены довольно кучно в центре. Приведу картинку размещения точек фокусирования для D600 и D800, так как все полностью такое же:

У профессиональных D800/800E и D4 в автофокусе Multi-CAM3500FX стоит 51 точка, из которых 15 – крестовые.

У Nikon D610 из 39 точек фокусирования 9 – крестовые, расположены они вот так:

Как показывает опыт использования такого автофокуса, его вполне хватает для большинства любительских работ, а вот для более профессиональных действий, особенно скоростной репортажки, может и не хватать цепкости и скорости фокусирования, особенно, если объект движется довольно быстро и прямо на/от фотографа.

Лично мне, под мои привычки фокусирования, так же не хватало разброса крестовых точек по площади видоискателя для работы с ростовыми портретами, так как всегда фокусируюсь по лицу, что не обязательно, но все же)) Многие решают эту задачу перефокусированием, так как на расстояниях ростового портрета ГРИП уже довольно велика.

Но, собственно, это уже больше капризы и привычка работать с профессиональным оборудованием.

Начнем с китовой линзы 24-85 и посмотрим, как она работает на 24 мегапикселах с неподвижными объектами:

Соответственно первым идет полный кадр, а вторым – кроп из него, где получились неплохие отражения на стекле. Все получается аккуратно и достаточно резко. Шарпил кадр без фанатизма, самым щадящим образом.

Все детали прорисовываются достаточно аккуратно при обычной работе с рук.

Ниже автомобиль, снятый в проводку. Получилось терпимо, но он ехал прямо на Андрея, и "звенящей" резкости нет.

Вообще я снял довольно много кадров архитектуры линзой Nikkor 24-85 – нареканий у меня к ее работе в этой задаче не было.

Перейдем к портретам, снятым ею же:

Света на верхних кадрах вполне хватало, вспышка работала уверенно, фокусирование было достаточно цепким – для недорогой китовой линзы, и вполне подходящим для портретной работы. Глаз, на который фокусировался, всегда прорабатывался очень качественно.

Линзочка рисовала и вполне хороший задний фон, но учтем, что он был довольно далеко от точки фокусирования. И так же вспомним ее светосилу на открытой диафрагме – 3.5-4.5, что эквивалентно где-то диафрагмам 2.8-3.5 на кропе 1.5. Пишу это для тех новичков, которые еще не поняли до конца, чем отличается полный кадр от различных кропов, и что на все цифры кропов надо вводить поправки к паспортным значениям, чтобы увидеть, что же получится в реальных условиях.

Потом выходим на лестницу, где освещение довольно слабое, и вспышке приходится работать куда активнее)) Но тоже все приемлемо, картинка вполне удачная без необходимости шумоподавления или ресайза.

На улице было совсем пасмурно, небо видите сами, и оно не радовало. Но и здесь маленькая китовая линза Никкор 24-85, которой будет пользоваться большинство покупателей камеры Никон Д610, вполне справлялась. Как и сама камера – картинки чистые. Впрочем, оно и понятно – ISO здесь не поднималось до шумящих значений.

Поработав с младшей линзой, ставлю , которая ранее уже исследовалась и показала свои уверенные портретные возможности:

Ну, в портретном, почти студийном освещении третьего этажа ГУМа все понятно, а что получится в жестких условиях? Иду на Арбат за полчаса до заката солнца и отстреливаю сессию Никкором 70-200/4 до того момента, пока совсем не стемнело.

Начинаю с этого достойного волынщика:

Первый кадр привожу еще и для того, чтобы показать резкость по полю кадра в реальных условиях – ниже помещаю нересайзенный кроп с самого края – читается каждое слово, несмотря на то, что текст закрыт довольно старым и не особо прозрачным полиэтиленом:

Заметил я это объявление уже в момент доработки, так как, понятно, меня куда больше интересовало, как проработаются лица на кадре

А проработались они и здесь, и далее весьма достойно, в смысле по скинтонам (передача цветов кожи). Во всей арбатской серии я осознанно не прикасался к бегункам ACR, которые определяют цвет – было всерьез интересно, что же и как получится. Небо было где-то наполовину закрыто неплотными облаками, и освещение получалось мягким и правильным.

И напомню – от самого первого кадра до захода солнца меня отделяло всего-то полчаса, и каждый следующий кадр получался при все более слабом освещении, а вспышку я и не собирался ставить, так как обычный любитель-турист так никогда не поступает. Да и пыхать в непозирующих людей не особенно-то и polite ;))

Снимал большинство кадров сериями, так как люди двигались, да и я не особо-то стоял на месте. Одновременно исследовал и работу автофокуса в реальных рабочих условиях. Скорости в 5 кадров в секунду на это занятие вполне хватало, скорость записи на карты SDHC 32Gb UHS-I 600x была приемлемой, заметно выше, чем на Д7000.

Почти все кадры серий были приемлемы технически, слабые промахи были не более чем на четверти кадров, что вполне хорошо для такой слабой освещенности и довольно немалого расстояния до объекта (подсветка автофокуса) – естественно, старался "объективом в лицо не тыкать" и снимал на длинных фокусных.

Вот портрет милой девушки на ISO 1100 – все мягко там, где надо, и резко, где требуется, шумодав самый младший, первый шаг:

Увидел вот эту постановочнуе сценку и не смог пропустить:

Соответственно, удалось еще и видео заснять.

Небо все темнее... ISO все выше... Сценки без вспышки практически всегда снимаю с AutoISO, поэтому по EXIF можно будет проследить, что и где получалось. На самых заметных по техническим особенностям кадрах я прокомментирую сам.

Вот коллеги ждут свои кадры у театра Вахтангова. И тут же художник демонстрирует свои работы всем желающим. Замечу, что на этом кадре ISO 6400, а доработки почти не потребовалось – все получилось удачно, то есть 6400, если правильно снимать – еще вполне рабочая, хоть и с оговорками.

В сценке ниже, диалог с книгами, ISO уже 11400, шумы заметны, шумодавом поработал чуть сильнее, чем выше, но для бытового кадра или, как здесь, для интернета, на полный экран, все вполне достойно и не будет резать глаз даже при печати 13х18 из полного кадра.

Ниже 14368, комментарии такие же.

А еще ниже 12800 при диафрагме 4.5! Так что, имея даже китовую оптику, можно уверенно снимать до полного захода солнца – последний кадр снят как раз через четыре минуты после его официального заката в тот день.

Приведу еще несколько кадров, снятых Никкор 70-200/4. Вначале снятые Андреем при пасмурном свете:



Затем мои вполне солнечные + одно видео:



И вернемся на Арбат:







Здесь я перестегиваюсь на более светлую линзу 24-70/2.8 – портретов уже не поснимаешь, а для съемок вечерне-ночного города надо угол объектива пошире.

И все начинается с двух видео. Сценка-то в итоге одна, а вот разрешение кадров на первой – те же 720р, как и выше, а второй – уже FullHD:

Снимать, как и комментировал выше, было весьма комфортно в условиях тех задач, для которых камера предназначена – сложных любительских и бытовых съемок. Картинка весьма удачна, шумы мелкие и практически нецветные.

15 сочетаний JPG-NEF "прямо из камеры" для самостоятельных исследований можно скачать вот отсюда (644 Мб, осторожно!)

Ну и немного о динамическом диапазоне – специально привожу ниже кадр, который сделан в момент настройки, и Женечка еще не позировала, пока я подбирал режимы. Показываю же потому, что его вытягивал из кадра, недодержанного на 2 стопа, то есть практически черного. Было интересно проверить динамический диапазон матрицы. Все получилось довольно приемлемо, для бытовых целей – точно. Кадр этот есть в том архиве, который можно скачать и попробовать поэкспериментировать с ним самостоятельно.

Ну и последний штрих к автофокусу. Вот тот самый кадр с волынщиком, полный, до кропа

Соответственно, кадр пришлось основательно подрезать сверху, чтобы разговаривающая парочка смотрелась гармонично, а не с головами в центре.

Видео камера снимает вполне неплохо, претензии могу предъявить только к рукам оператора)) Все-таки я фотограф, и не покупал себе специального обвеса для серьезных видеосъемок.

Ну и еще раз отмечу, что с получением правильного цвета кожи и вообще цветов картинки возиться практически не пришлось – тут, как и обещано, все сделано добротно и удобно для любителей.

Прикидывал, не купить ли ее себе – лично мне не получается. Когда я работаю на заказ, обычно приходится снимать непозирующих, двигающихся людей в условиях плохого освещения, и меня в этой камере не устраивает младшенький 39-точечный любительский автофокус. Но только он – все остальное в камере очень неплохо, и те фотографы, которые захотят ее использовать профессионально, для многих рабочих задач получат мощный и хороший инструмент.

Ну а для продвинутых любителей и вовсе не вижу ограничений, чему примером служат как кадры с простенькой, но удачной китовой линзой Nikkor 24-85/3.5-4.5 VR, так и с профессиональными. Не удалось взять на тест Nikkor 16-35/4 и Nikkor 24-120/4 – мне кажется, что для тех, кому захочется погибче, но не особо дорого, комплект "четверок" будет интересным и удобным решением.

Спасибо тем, кто дочитал

Ну и совсем на сладкое:

Технические характеристики

Тип Цифровая зеркальная фотокамера
Байонет объектива Байонет F Nikon (с сопряжением АФ и контактами АФ)
Эффективный угол зрения Формат FX Nikon
Эффективное число пикселей 24.3 млн
Матрица КМОП-матрица размером 35.9 x 24.0 мм
Общее число пикселей 24.7 млн
Система удаления пыли Функция очистки матрицы, эталонные данные для функции удаления пыли (требуется дополнительное программное обеспечение Capture NX 2)
Размер изображения (в пикселях) Область изображения FX (36x24) 6016 x 4016 (L), 4512 x 3008 (M), 3008 x 2008 (S). Область изображения DX (24x16) 3936 x 2624 (L), 2944 x 1968 (M), 1968 x 1312 (S). Фотографии формата FX, снятые в режиме live view для видеороликов: 6016 x 3376 (L), 4512 x 2528 (M), 3008 x 1688 (S). Фотографии формата DX, снятые в режиме live view для видеороликов: 3936 x 2224 (L), 2944 x 1664 (M), 1968 x 1112 (S)
Хранение данных: формат файлов NEF (RAW): 12- или 14-разрядный, обычное сжатие или сжатие без потерь. JPEG: совместимый с базовым форматом JPEG; доступны уровни сжатия: с высоким качеством (прибл. 1: 4), с нормальным качеством (прибл. 1: или с базовым качеством (прибл. 1: 16) (функция «Приоритет размера»), а также функция сжатия «Оптимальное качество». NEF (RAW) + JPEG: одна фотография, записанная в обоих форматах - NEF (RAW) и JPEG
Система Picture Control Стандартный, Нейтральный, Насыщенный, Монохромный, Портрет, Пейзаж; возможность изменения выбранного режима Picture Control и сохранения пользовательских Picture Control
Носители Карты памяти SDHC и SDXC, совместимые с SD (Secure Digital) и UHS-I
Двойное гнездо Гнездо 2 можно использовать в случае переполнения, для резервного копирования либо для раздельного хранения копий, созданных в режиме одновременной съемки в форматах NEF и JPEG; предусмотрена возможность копирования снимков с одной карты на другую.
Файловая система Форматы DCF 2.0 (Design Rule for Camera File System), DPOF (Digital Print Order Format), EXIF 2.3 (совместимый формат графических файлов для цифровых фотокамер), PictBridge
Видоискатель Зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой
Покрытие кадра FX (36x24): прибл. 100 % по горизонтали и 100 % по вертикали. DX (24x16): прибл. 97 % по горизонтали и 97 % по вертикали
Увеличение Прибл. 0.7-кратное (для объектива 50 мм с f/1.4, сфокусированного на бесконечность; с коррекцией -1.0 м-1)
Точка фокуса видоискателя 21 мм (-1.0 м-1; от центральной поверхности линзы окуляра видоискателя)
Диоптрийная настройка -3 – +1 м-1
Фокусировочный экран Матовый экран типа В BriteView VIII с фокусировочными рамками зоны АФ (возможно отображение сетки кадрирования)
Зеркало Быстро-возвратного типа
Предварительный просмотр глубины резко изображаемого пространства При нажатии кнопки предварительного просмотра глубины резко изображаемого пространства устанавливается значение диафрагмы объектива, выбранное пользователем (режимы А и М) или фотокамерой (другие режимы).
Диафрагма объектива Мгновенно-возвратного типа с электронным управлением
Совместимые объективы Совместимость с объективами AF NIKKOR, включая объективы типа G, E и D (некоторые ограничения применимы к объективам PC), объективы DX (с использованием области изображения DX 24 x 16 1.5x), объективы AI-P NIKKOR и объективы без микропроцессора AI (только режимы экспозиции A и M). Объективы IX NIKKOR, объективы для фотокамеры F3AF и объективы без AI использовать нельзя. Электронный дальномер может использоваться с объективами с максимальной диафрагмой f/8 или выше (электронный дальномер поддерживает 7 центральных точек фокусировки с объективами с максимальной диафрагмой f/8 или выше и 33 центральные точки фокусировки с объективами с максимальной диафрагмой f/6.8 или выше).
Тип затвора Затвор с электронным управлением и вертикальным ходом шторок
Выдержка От 1/4000 до 30 секунд с шагом 1/3 или 1/2 EV, выдержка от руки, длительная выдержка (требуется дополнительный пульт дистанционного управления ML-L3), X200
Скорость синхронизации вспышки X = 1/200 с; синхронизация с затвором при выдержке 1/250 с или длиннее (расстояние съемки со вспышкой уменьшается при выдержках от 1/250 до 1/200 с)
Режим съемки Покадровый, непрерывный низкоскоростной, непрерывный высокоскоростной, тихий затвор, тихий непрерывный затвор, автоспуск, дистанционное управление, подъем зеркала
Скорость съемки 1–5 кадров в секунду (непрерывная низкоскоростная съемка), 6 кадров в секунду (непрерывная высокоскоростная съемка) или 3 кадра в секунду (тихий непрерывный затвор)
Автоспуск 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалами 0,5, 1, 2 или 3 с
Режимы дистанционной съемки Спуск с задержкой, быстрый спуск, подъем зеркала
Замер экспозиции Замер экспозиции TTL с помощью 2016-пиксельного датчика RGB
Метод замера экспозиции Матричный: 3D цветовой матричный замер II (объективы типов G, E и D); цветовой матричный замер II (прочие объективы со встроенным микропроцессором); цветовой матричный замер (доступен с объективами без микропроцессора, если в настройках фотокамеры указаны параметры объектива). Центровзвешенный: 75 % измерений приходится на круг диаметром 12 мм в центре кадра. Можно изменить диаметр круга на 8, 15 или 20 мм в центре кадра или применить взвешенное усреднение по всему кадру (объективы без микропроцессора используют круг диаметром 12 мм или усреднение по всей области кадра). Точечный: замер в круге диаметром 4 мм (около 1,5 % кадра), центрированном по выбранной точке фокусировки (по центральной точке фокусировки, если используется объектив без микропроцессора).
Диапазон (100 единиц ISO, объектив f/1.4, 20 °C) Матричный или центровзвешенный замер экспозиции: от 0 до 20 EV. Точечный замер экспозиции: от 2 до 20 EV
Сопряжение с экспонометром Комбинированное с микропроцессором и AI
Режим Автоматические режимы (авто, авто (вспышка выключена)); сюжетные режимы (Портрет, Пейзаж, Ребенок, Спорт, Макро, Ночной портрет, Ночной пейзаж, Праздник/в помещении, Пляж/снег, Закат, Сумерки/рассвет, Портрет питомца, Свет от свечи, Цветение, Краски осени, Еда, Силуэт, Высокий ключ, Низкий ключ); программный автоматический режим с гибкой программой (P); автоматический режим с приоритетом выдержки (S); автоматический режим с приоритетом диафрагмы (A); ручной (M); U1 (пользовательские настройки 1); U2 (пользовательские настройки 2)
Коррекция экспозиции Возможность регулировки в диапазоне от -5 до +5 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV в режимах P, S, A и M
Брекетинг экспозиции
Брекетинг вспышки От 2 до 3 кадров с шагом 1/3, 1/2, 2/3, 1, 2 или 3 EV
Брекетинг баланса белого От 2 до 3 кадров с шагом 1, 2 или 3
Брекетинг активного D-Lighting 2 кадра с использованием выбранного значения для одного кадра или 3 кадра с использованием предустановленных значений для всех кадров
Блокировка экспозиции Освещенность блокируется на измеренном значении с помощью кнопки «AE-L/AF-L» (АЭ-Б/АФ-Б)
Чувствительность ISO (рекомендуемый индекс экспозиции) 100–6400 единиц ISO с шагом 1/3 или 1/2 EV. Также можно установить значение приблизительно на 0.3, 0.5 0,7 или 1 EV (эквивалентно 50 единицам ISO) ниже чувствительности 100 единиц ISO либо значение приблизительно на 0.3, 0.5, 0.7, 1 или 2 EV (эквивалентно 25 600 единицам ISO) выше чувствительности 6400 единиц ISO; имеется возможность автоматического управления чувствительностью ISO
Активный D-Lighting Авто, Сверхусиленный, Усиленный, Нормальный, Умеренный, Выкл.
Автофокусировка Модуль датчика автофокусировки Nikon Multi-CAM 4800 с определением фазы TTL, тонкой подстройкой, 39 точками фокусировки (включая 9 датчиков перекрестного типа; 33 центральные точки доступны при диафрагме менее f/5.6 и более f/8; 7 центральных точек фокусировки доступны при f/8) и вспомогательной подсветкой АФ (диапазон приблизительно от 0.5 до 3 м)
Диапазон срабатывания От -1 до +19 EV (100 единиц ISO при 20 °C)
Привод объектива Автофокусировка (АФ): покадровая следящая АФ (AF-S); непрерывная следящая АФ (AF-C); автоматический выбор режима AF-S/AF-C (AF-A); прогнозирующая следящая фокусировка, которая включается автоматически при автофокусировке на объекте. Ручная фокусировка (M): возможность использования электронного дальномера
Точка фокусировки Можно выбрать из 39 или 11 точек фокусировки
Режим зоны АФ Одноточечная АФ; 9-, 21- или 39-точечная динамическая АФ, 3D-слежение, автоматический выбор зоны АФ
Блокировка фокусировки Фокусировка блокируется нажатием спусковой кнопки затвора наполовину (покадровая следящая АФ) или нажатием кнопки «AE-L/AF-L» (АЭ-Б/АФ-Б)
Встроенная вспышка Авто, Портрет, Ребенок, Макро, Ночной портрет, Праздник/в помещении, Портрет питомца: автоматическая вспышка с автоматическим выдвижением. Режимы P, S, A, M, Еда: раскрывается вручную при отпускании кнопки
Ведущее число Прибл. 12, 12 при ручном режиме вспышки (м, 100 единиц ISO, 20 °C)
Управление вспышкой TTL: управление вспышкой i-TTL с помощью 2016-пиксельного датчика RGB, доступно со встроенной вспышкой и вспышками SB-910, SB-900, SB-800, SB-700, SB-600, SB-400 или SB-300; сбалансированная заполняющая вспышка i-TTL для цифровых зеркальных фотокамер используется при матричном и центровзвешенном замере экспозиции, стандартная вспышка i-TTL для цифровых зеркальных фотокамер - при точечном замере.
Режим вспышки Авто; автоматический режим с подавлением эффекта «красных глаз»; автоматическая медленная синхронизация; автоматическая медленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз»; заполняющая вспышка; подавление эффекта красных глаз; медленная синхронизация; медленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз»; медленная синхронизация по задней шторке; синхронизация по задней шторке; выключена; поддерживается автоматическая высокоскоростная синхронизация FP
Коррекция вспышки От -3 до +1 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV
Индикатор готовности вспышки Светится, если встроенная или дополнительная вспышка полностью заряжены; мигает после срабатывания вспышки на полную мощность
Башмак для принадлежностей «Горячий» башмак стандарта ISO 518 с синхронизирующим контактом, контактом для передачи данных и предохраняющим фиксатором
Система креативного освещения Nikon (CLS) Улучшенное беспроводное управление поддерживается со встроенной вспышкой, вспышками SB-910, SB-900, SB-800 или SB-700 в качестве ведущей и SB-600 либо SB-R200 в качестве ведомой вспышки, а также устройством SU-800 в качестве блока управления; встроенная вспышка может служить ведущей в режиме управления. Автоматическая высокоскоростная синхронизация FP и моделирующий свет поддерживаются со всеми CLS-совместимыми вспышками, кроме SB-400 и SB-300; передача информации о цветовой температуре вспышки и блокировка мощности вспышки поддерживаются со всеми CLS-совместимыми вспышками
Синхроконтакт Переходник синхроконтакта AS-15 (приобретается дополнительно)
Баланс белого Авто (2 варианта), Лампы накаливания, Лампы дневного света (7 вариантов), Прямой солнечный свет, Вспышка, Облачно, Тень, ручная настройка (возможность хранения до 4 значений), выбор цветовой температуры (2500–10 000 К); для всех значений доступна тонкая настройка
Режимы live view Фотосъемка live view (фотографии); live view для видеороликов (видеоролики)
Привод объектива с live view Автофокусировка (АФ): покадровая следящая АФ (AF-S); постоянная следящая АФ (AF-F). Ручная фокусировка (M)
Режим зоны АФ с live view АФ с приоритетом лица, широкая область АФ, нормальная область АФ, ведение объекта АФ
Автофокусировка в режиме live view АФ с функцией определения контраста в любой точке кадра (фотокамера выбирает точку фокусировки автоматически при выбранном режиме «АФ с приоритетом лица» или «Ведение объекта АФ»)
Замер экспозиции при записи видеороликов Замер экспозиции TTL с помощью главной матрицы
Метод замера экспозиции Матричный
Размер кадра (в пикселях) и частота кадров при видеосъемке 1920 x 1080; 30 p (прогрессивная), 25 p, 24 p. 1280 x 720; 60 p, 50 p, 30 p, 25 p. Фактическая частота кадров при видеосъемке для 60 p, 50 p, 30 p, 25 p и 24 p: 59.94, 50, 29.97, 25 и 23.976 кадра в секунду соответственно; поддерживаются варианты высокого и среднего качества изображения.
Формат файлов MOV
Сжатие видео H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding
Формат записи звука Линейный РСМ
Устройство записи звука Встроенный монофонический микрофон или внешний стереомикрофон; предусмотрена возможность регулировки чувствительности
Другие параметры Индексная маркировка, цейтраферная видеосъемка
Монитор ЖК-монитор TFT из низкотемпературного поликремния с диагональю 8 см, разрешением прибл. 921 тыс. точек (VGA), углом обзора 170°, почти 100-процентным покрытием кадра и автоматическим управлением яркостью монитора с применением датчика яркости окружающего освещения
Просмотр Полнокадровый просмотр и просмотр уменьшенных изображений (4, 9 или 72 изображения или в календарном формате) с увеличением при просмотре, просмотр видеороликов, показ слайдов (снимков и/или видеороликов), отображение гистограммы, засветки, информация о снимке, отображение данных GPS и автоматический поворот изображения
USB Высокоскоростной USB
Выход HDMI Разъем HDMI mini (тип С)
Разъем для дополнительных принадлежностей Кабель дистанционного управления: MC-DC2 (приобретается дополнительно). Устройство GPS: GP-1/GP-1A (приобретается дополнительно)
Звуковой вход Стереофонический мини-разъем (диаметром 3.5 мм; поддерживается питание при подключении)
Аудиовыход Стереофонический мини-разъем (диаметром 3.5 мм)
Поддерживаемые языки Английский, арабский, венгерский, голландский, греческий, датский, индонезийский, итальянский, испанский, китайский (упрощенное и традиционное письмо), корейский, немецкий, норвежский, польский, португальский (Португалия и Бразилия), румынский, русский, тайский, турецкий, украинский, финский, французский, хинди, чешский, шведский, японский
Батарея Одна литий-ионная аккумуляторная батарея EN-EL15
Батарейный блок Универсальный батарейный блок MB-D14 (приобретается дополнительно) с одной литий-ионной аккумуляторной батареей Nikon EN-EL15 или шестью щелочными, никель-металлгидридными или литиевыми батареями типоразмера АА
Сетевой блок питания Сетевой блок питания EH-5b; необходим разъем питания EP-5B (приобретается дополнительно)
Штативное гнездо Диаметр 1/4 дюйма (ISO 1222)
Размеры (Ш х В х Д) Прибл. 141 x 113 x 82 мм
Вес Прибл. 850 г с батареей и картой памяти, но без защитной крышки; прибл. 760 г (только корпус фотокамеры)
Температура 0–40°C
Влажность Не более 85% (без конденсации)
Принадлежности в комплекте поставки Крышка башмака для принадлежностей BS-1, резиновый наглазник DK-21, крышка монитора BM-14, защитная крышка BF-1B, литий-ионная аккумуляторная батарея EN-EL15 (с защитной крышкой), зарядное устройство MH-25, крышка окуляра DK-5, ремень AN-DC10, USB-кабель UC-E15, компакт-диск с программным обеспечением ViewNX 2

Nikon D610 – абсолютно такая же шикарная FX-камера , как и её предшественница D600 , но, всё-таки, одно важное исправление в ней есть.

Именно исправление, а не улучшение. В D610 заменили затвор, который стал чуть быстрее, буквально на пол кадра в секунду (6 кадров/с), но как говорят сами Никон, решена проблема с пятнами на матрице от смазки затвора. Если честно, лично я этой проблемы раньше не наблюдал, хотя, может просто повезло. Но есть некоторое число людей, которые эти пятна видят. В любом случае, независимо от модели, если у вас что-то с камерой, то лучше сначала обратиться в официальный сервис, и только потом строить конспирологические теории. Чаще всего, всё-таки, виновата не камера.

Поскольку D610 и D600 во всём остальном идентичны, то сравнивать их нет никакого смысла. Я буду сравнивать с чем-нибудь другим, а у вас будет возможность сравнить обзоры разных авторов почти одной и той же камеры, чтобы интересней было.

По габаритам и возможностям D610 ближе к старенькой Nikon D700 , только при этом заметно легче. Но если быть точнее, то это скорее D7100 с FX-сенсором. Даже модуль автофокуса похож на D7100 . Только если на D7100 /D7000 в виду размера матрицы точки автофокуса более-менее распределены по кадру, то на кадре размером побольше создаётся ощущение, что все точки в кучке по центру, а по краям пустота:

Есть даже теоретики, которые рассуждают, мол, как это неудобно и негоже в камеру такого уровня вставлять модуль от DX-камеры. Лично я к этим товарищам не присоединяюсь, потому что для фотографирования спорта и на D7100 маловато точек, а для всего остального D610 хватает с головой. Что касается спорта и быстродвижущихся детей , то в идеале зоны автофокуса должны быть распределены по всему экрану, примерно как у беззеркальных камер , только те фокусируются очень медленно, а нам надо быстро. С другой стороны, на D610 у вас будет много резких кадров с объектом по центру;-) А вот со скоростью фокусировки у D610 нет никаких проблем, даже при умеренном освещении .

Однако, мне показалось, что когда совсем темно, то автофокус на Д610 просто слепнет и без подсветки автофокуса уже не обойтись. Не припомню, чтобы на D700 в тех же ситуациях были похожие проблемы. Другими словами, когда давно пора использовать вспышку , то и автофокусу на D610 понадобится помощь.

По поводу вспышки, то она есть и это очень хорошо. В этом плане D610 прекрасно подходит для путешествий , если вас не смущают размеры и вес FX-объективов. Камеру без встроенной вспышки я бы не хотел брать с собой в поездку, так как обязательно пришлось бы тащить ещё какое-нибудь барахло на себе. А вспышка в повседневной жизни нужна гораздо чаще, чем кажется некоторым, даже встроенная. Вот, к примеру вариант без вспышки:

А это то же самое, но со встроенной вспышкой, найдите 10 отличий:

Конечно, серьёзные портреты вы не будете делать, как я – на скорую руку, а возьмёте специальное осветительное оборудование и потом как минимум сделаете тонирование . Но для понимания, почему встроенная вспышка важна, этого примера достаточно.

Максимальная скорость синхронизации вспышки при этом немного снизилась, по сравнению с D700 – всего 1/200 и 1/250 в режиме FP-синхронизации . Для любителей щёлкать со вспышкой в ясную погоду придётся обзавестись нейтральным фильтром и испытывать некоторые неудобства. А вообще, в ясную погоду без поляризационного фильтра даже не думайте выходить. Кстати, поляризационный фильтр может быть использован в качестве слабенького нейтрального, так как уменьшает экспозицию на 2-3 стопа в зависимости от модели.

У встроенной вспышки D610 есть один очень неприятный момент – во время перезарядки вы не можете фотографировать совсем, приходится ждать по 3-4 секунды. На старших моделях вы кадр делаете в любом случае, даже если вспышка не готова. Лучше кадр без вспышки, чем сидеть куковать несколько секунд подряд.

Встроенная вспышка D610 также может работать в командном режиме, как и на всех остальных серьёзных камерах , давая возможность использовать i-TTL и удалённо регулировать мощность внешних вспышек по группам.

Что мне ещё понравилось:

Пользовательские настройки

Очень удобные режимы U1 и U2 прям на колесе слева, как на D600 и D7000/D7100. Все настройки камеры, включая настройки автофокуса и замера экспозции можно сохранить в эти режимы и моментально их вызывать. Я предпочитаю в U1 сохранять настройки для пейзажей , так как чаще всего их снимаю, а U2 – портреты . В остальных режимах P, S, A, M я занимаюсь всякими экспериментами. Я бы хотел ещё иметь U3 и U4 вместо дурацких Auto и Scene. Scene я вообще не понимаю для кого, а зелёный режим Auto – это тот же самый P, только вспышка автоматически выпрыгивает. Если камеру дать новичку, режим P отлично справляется с задачей, и новичок будет делать чудесные кадры даже в сложных условиях. Лично я в основном снимаю в P.

HDR

В Nikon D610 есть фантастический режим HDR (расширенный динамический диапазон, хотя по факту камера его сужает, вот такой вот парадокс). Попробовав этот режим однажды, вы уже никогда не будете снимать без HDR, уж поверьте мне, я больше вечером без HDR не снимаю. Этот режим делает 2 кадра с разной экспозицией и склеивает в один, сохраняя очень яркие и очень тёмные области насколько это возможно. HDR работает только при съёмке в JPEG . В RAW вы будете делать всё самостоятельно, потратив кучу времени, а результат едва ли будет лучше.

Вот как без HDR:

А это уже с HDR:

Не ахти какой пример, но это только потому, что без HDR я действительно не снимаю, это была какая-то ошибка. Так что можете быть уверены, что все вечерние пейзажи , сделанные на D610, были с функцией HDR. Разумеется, этот фокус не пройдёт, если в кадре что-то движется – изображение будет двоиться.

Виртуальный горизонт

Гироскоп на D610 работает в двух плоскостях. Очень удобная вещь, когда вам быстренько нужно щёлкнуть пейзаж, чтобы горизонт не был завален и перспектива не искажена.

На функциональную кнопку можно назначить включение гироскопа, чтобы он отображался в видоискателе, тогда он будет вместо шкалы экспозиции. Для регулировки наклона вперёд/назад придётся включить большой экран, только в этом режиме будет такая возможность.

Два разъёма для карт памяти

Очень полезная вещь. Во-первых, мне очень нравится формат карт – SD. С такими картами у вас не будет никаких проблем, они маленькие и можно с ними работать на любом современном ноутбуке без необходимости таскать с собой ридер с проводами. Во-вторых, можно настроить разное поведение на ваш вкус: записывать фото параллельно на две карты для надёжности, либо последовательно, чтобы увеличить доступный объём памяти.

Есть только пара нюансов. Самый важный – купите максимально быстрые карты памяти. Надо смотреть не только на класс (10 – минимум для вас), но так же и на пропускную способность, желательно, чтобы на карте было написано UHS (Ultra High Speed), это 300x и выше. В противном случае у вас будет ощущение, что камера неисправна. С медленными картами 6 класса камера может вообще зависать. Вы точно потратили столько денег не для того, чтобы ваша высокоскоростная камера тормозила из-за какой-то маленькой карточки. Лучше сэкономить на объёме карты, но взять побыстрее.

Кстати, из-за того, что матрица на D610 24 мегапикселя, что очень много, как мне кажется, какая-нибудь распространённая карта на 8Gb будет заполняться катастрофически быстро, если снимать в JPEG. Про NEF я вообще молчу. И оставьте надежды, что вы сможете использовать уже имеющиеся карты от старой техники. Вам придётся купить новые высокоскоростные большого объёма.

Второй важный аспект – не советую в процессе съёмки переключать режим заполняемости карт, иначе у вас могут появляться призраки, особенно, когда вы думаете, что кадр удалили. Камера не слишком умная, чтобы понять, что вы снимали в каком режиме заполнения. Есть риск не только появления неубиваемых кадров, что не страшно, но и потерять важный кадр, когда вы думали, что у вас есть резервная копия. Лучше эту штуку один раз настроить и больше не трогать.

Auto ISO

Я Auto ISO почти никогда не отключаю, даже когда фотографирую вечером с длинной выдержкой – я просто подкручиваю выдержку до максимума, пока экспозиция не начинает уходить в плюс, и я точно знаю, что ИСО при этом у меня минимальное. Но это старые привычки.

На D610 если нажать кнопку ISO и крутить заднее колесо, то будет переключаться минимальное значение ISO, а вот если крутануть переднее, то режим Auto ISO будет переключаться в ручной режим и обратно – очень удобно!

Кроме того, Auto ISO распознаёт фокусное расстояние и для телевиков делает выдержку покороче, а для наоборот – можно повысить качество при выдержке подлиннее и низком ISO. Для более гибкой настройки есть коррекция работы ISO, если вы например не пьёте, и руки у вас не сильно трясутся, тогда можете сместить баланс в сторону более длинных выдержек. Для этого в Shooting Menu, где настраивается ISO, в пункте Minimum Shutter Speed, где есть режим Auto, надо на Auto нажать стрелку вправо, там будет коррекция. Пока это самая гибкая и самая удобная настройка ISO из тех, что я видел.

По поводу самих ISO, то мне вполне комфортно снимать даже на ISO 6400. Конечно, шумы уже видны, но не слишком сильно. По крайней мере, это позволяет сделать вполне приличный кадр с рук с трясущегося Бруклинского моста в Нью-Йорке, со штативом там делать нечего:

Ещё по мелочи можно отметить наличие инфракрасного порта для

Кроме того, корпус Nikon D610 прекрасно защищен от попадания влаги и пыли. Расположение всех резиновых прокладок такое же, как и в D600. Не стоит проверять водонепроницаемость камеры в бассейне, а вот снимать в дождь и снег можно смело. Не забудьте только о том, что объектив также должен иметь соответствующую степень защиты - далеко не все «стекла» в коллекции Nikon могут этим похвастаться.

Дисплей, видоискатель, интерфейс

Дополнительный дисплей радует не только приятной зеленой подсветкой, но и информативностью. По этому параметру он превосходит аналогичный экран в камерах Canon.

Программный интерфейс не станет новинкой, пожалуй, ни для кого, кто хоть раз держал в руках любую зеркалку Nikon. В неизменном виде меню перекочевало от Nikon D600, да и для изменений попросту не было оснований. Здесь мы имеем шесть основных разделов - меню режима просмотра, настройки режима съемки фото и видео, набор пользовательских настроек, меню общих настроек, меню обработки изображений и произвольное пользовательское меню. Пункты меню также снабжаются довольно подробными подсказками, а русификация является одной из самых грамотных и понятных.

Недавно приобрел D610. Вот краткое сравнение с D90. (Если не указано явно – пишу про D610)

Корпус: У D610 немного больше и тяжелее. Материалы более качественные и приятные на ощупь. D90 – чувствуется более дешевым.

Хват: D90 лежит в руке как влитой, но размер немного маловат, когда пытаешься дотянуться до кнопки спуска. D610 менее надежно лежит в руке, но пользоваться удобнее. (Как ни странно…)

Органы управления: D610 – более мягкие приятные в работе, но менее информативные по нажатию. Особенно кнопка спуска. Просто кладешь на нее палец – срабатывает полунажатие. А когда нажимаешь до конца – не чувствуется предел. У D90 – четкие щелчки. Может конечно так и надо, но непривычно очень. Колеса D610го крутятся мягче, но все так же информативно. Переключатель режимов PASM спорный. Я пока не нашел удобный вариант его переключения. А вот кольцо вариантов протяжки сделано очень удобно – большим пальцем нажимаешь на фиксатор, указательным крутишь. Зачем то поменяли расположение кнопок ISO(-) и QUAL(+) – реально непривычно! И если с новым местом кнопки воспроизведения фото можно смириться, то с переменой этих – ну никак! Самый жирный минус по управлению – это они.

Съемка: У D610 приятный звук затвора. И, вроде как, меньше вибраций при съемке.

Автофокус: У D610 он лучше, но еще не идеал. Я фокусируюсь по центральной. Так что – пойдет.

Экспонометр – У D610 вполне точный, но требует минусовой поправки. Как все, в общем то…

Баланс белого – Точен, но мне нравятся другие цвета.

Картинка: Более детализованная, «объемная», приятная, более «дорогая», чем у D90. Плюс полный кадр раскрывает объективы (их рисунок). К проявке еще нужно привыкнуть.

Чувствительность: У D90 верхняя планка была – 640, у D610 – 3200, для репортажа и 6400 сойдет. Но цвета и детализация плывут. Самое главное требование – высокое качество на ISO 100 при максимально открытой диафрагме – вот для чего покупался аппарат.

Видео: качественное, но требующее постановки, внешнего микрофона, хорошего штатива и сценария. Как, впрочем, и во всех зеркалках…

Минусы (без сравнения с D90): Несколько раз заглючил. Нужны быстрые карты памяти. Очень быстрые. Тупит при большом увеличении LiveView. Темноват видоискатель. Не удобен для мануальной фокусировки. Приходится только по зеленой точке или LiveView. Может при 100% зрении такого недостатка не будет. Авто-ISO хоть и работает прилично – съедает 4 кадра из 14 в буфере. Немного путанное меню и работа с LiveView/видео.

Сравнение с другими камерами: D750 – не на столько лучше, чтобы отдать ему предпочтение. D810 – дороговато, разные слоты под флешки, еще большая проблема с ретушью и меньшее рабочее ISO. Купил бы D810, если бы не цена…

Вердикт: Вполне доволен! Хорошая смена старичка D90 с улучшением всех технических характеристик.

PS: Аппарат выпущен (вроде бы) в ноябре 2016 г. Надеюсь проблемы с маслом/пылью не будет.

Ещё во время локальной украинской презентации новинки сотрудник российского представительства Nikon прямо заявил, что есть камеры революционные, а есть эволюционные — и Nikon D610 относится именно ко второму типу. Действительно, совершить революцию спустя лишь полтора года после появления знаковой полнокадровой камеры стоимостью всего 2 099 долларов крайне сложно. Однако эта самая эволюция на первый взгляд выглядит уж совсем скромно — беглый осмотр заявленных характеристик превращается в игру «найди 10 отличий». Найти их крайне сложно. А вот что можно заметить, так это снизившуюся стоимость — одним махом на 100 долларов. Разбавляет скучную презентацию увеличившаяся на 0,5 кадра/с скорость серийной съёмки. В остальном камера чрезвычайно похожа на D600 — у неё такие же матрица, процессор, видоискатель, дисплей, модуль автофокуса и экспозамера, в конце концов, у фотоаппаратов совершенно одинаковые аккумуляторы и корпуса. Получается, это даже не эволюция, а какой-то фейслифтинг? Попробуем разобраться.

⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

Nikon D610
Сенсор изображения КМОП-матрица размером 35,9x24,0 мм (формат FX Nikon)
Общее количество пикселей: 24,7 Мп
Эффективное количество точек, Мп 24,3
Формат сохранения изображения Фотокадр : NEF (RAW): 12- или 14-разрядный (сжатие без потерь, со сжатием или без сжатия), JPEG
Видео : MOV (H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding)
Байонет объектива Байонет F Nikon (с сопряжением АФ и контактами АФ)
Размер кадра в пикселях Фотокадр : до 6016x4016
Видео : до 1920x1080; 30p (прогрессивная), 25p, 24p
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте 100-6400 с шагом 1/3 или 1/2 EV (также доступны значения ISO 50 и 25 600)
Диапазон выдержек От 1/4000 до 30 секунд с шагом 1/3 или 1/2 EV, выдержка от руки, длительная выдержка (требуется дополнительный пульт дистанционного управления ML-L3), X200
Экспозамер Матричный, центровзвешенный, точечный
Экспокоррекция От -5 до +5 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV
Ведущее число вспышки 12
Автоспуск, с 2, 5, 10, 20; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5, 1, 2 или 3 с
Устройство хранения информации SD (Secure Digital) и UHS-I, совместимые с картами памяти SDHC и SDXC
ЖК-дисплей 8,0 см (3,2 дюйма), разрешение 921 тыс. точек
Интерфейсы HDMI, USB 2.0, разъем дистанционного управления, аудиовыход (mini-jack 3,5 мм), разъём подключения микрофона (mini-jack 3,5 мм)
Питание Литий ионный аккумулятор EN-EL15,14 Вт*ч
Габариты (ШхВхД), мм 141x113x82
Масса, г 850 с батареей и картой памяти, но без защитной крышки;
760 только корпус фотокамеры

⇡ Комплект поставки

Комплект поставки включает крышку «башмака для принадлежностей» BS-1, резиновый наглазник DK-21, крышку монитора BM-14, защитную крышку BF-1B, литий-ионный аккумулятор EN-EL15 (с защитной крышкой), зарядное устройство MH-25, крышку окуляра DK-5, ремень AN-DC10, USB-кабель UC-E15, компакт-диск с программным обеспечением ViewNX 2. Одних только крышек — пять штук! Стандартный «китовый» комплект также включает универсальный зум-объектив AF-S NIKKOR 24-85mm ƒ/3.5-4.5G ED VR. Нам же на тестирование досталась «тушка» с заслуженным старичком AF-S NIKKOR 24-70mm ƒ/2.8G ED, который уже не первый год предоставляется на тестирование совместно с полнокадровыми камерами Nikon.

⇡ Внешний вид и удобство использования

Камера не просто похожа на предшествующую D600 — внешне это точная копия, причём не изменились не только размеры и форма, но и нанесённые на клавишах и корпусе пиктограммы. В общем, если закрыть шильдик на передней панели, а также информационную наклейку на «брюшке», то новинку от D600 не отличит даже владелец последней. Впрочем, с субъективной точки зрения, управление весьма удобно, так что менять ничего не требовалось. Консерватизм — не всегда недостаток.

Материалы корпуса, естественно, столь же качественные. Да и сборка традиционно приятно радует точной подгонкой корпусных панелей и отсутствием скрипов при сдавливании. Как и предшественник, тестируемый фотоаппарат собран на тайском заводе компании. Собственно, D610 — на данный момент единственная полнокадровая камера компании, собираемая за пределами Японии, однако на качестве сборки это не отразилось — придраться не к чему.

Спереди находятся байонет объектива, лицевой диск управления, лампа подсветки автофокуса, приёмник сигналов ИК-пульта ДУ, монофонический микрофон, а также пара программируемых клавиш, одна из которых по умолчанию, разумеется, отвечает за предварительный просмотр.

С тыла отличий также нет. Левее дисплея разместился ряд многофункциональных горячих клавиш, над дисплеем — видоискатель, а также клавиши перехода в режим просмотра и удаления. Правее установлен тыльный диск управления, кнопка блокировок AE/AF, круглая восьмипозиционная клавиша с кнопкой ввода по центру и не менее круглым селектором блокировки выбора точки фокусировки по периметру. Рядом располагается клавиша перехода в режим LiveView, дополненная рычажком режима отображения (фото/видео) при съёмке LiveView, а также кнопка смены режима отображения основного дисплея. Тут же находится системный динамик, индикатор записи и тыльный ИК-приёмник.

Сверху — снова никаких отличий. Левее подъёмной вспышки, дополненной «горячим башмаком» в основании, находятся уже привычные диски управления, размещённые один над другим, причём оба оснащены клавишами блокировки. Верхний диск отвечает за выбор режима съёмки, а нижний — за выбор режима протяжки. Правее вспышки находятся дополнительный монохромный сегментный дисплей, клавиши выбора режима экспозамера и коррекции экспозиции видеозаписи, а также кнопка спуска затвора, дополненная рычажком питания, крайнее положение которого отвечает за активирование подсветки сегментного дисплея.

Снизу опять же без изменений. Тут находится разъём установки на штатив (ISO 518), а также отсек для аккумулятора и скрытый резиновой заглушкой разъём подключения батарейной рукоятки.

Левая боковая поверхность достаточно сильно загружена. Тут установлены клавиша выброса вспышки (она же — выбора режима работы), кнопка брекетинга, а также рычажок выбора режима фокусировки с клавишей настройки работы автофокуса по центру. Кроме того, под тремя резиновыми заглушками скрыты разъёмы подключения наушников, микрофона, USB- и HDMI-кабелей, а также проводного пульта дистанционного управления. Справа же установлена только крупная крышка, скрывающая пару разъёмов для карт памяти.