Общая характеристика становления и развития управленческой мысли. Лекции по курсу «Теория менеджмента: История управленческой мысли VI.Ситуационный подход к управлению

Управление как сфера человеческой деятельности появилось давно. Во все времена совместная работа больших или малых групп людей, так или иначе, требовала управления, а именно: планирования, распределения обязанностей между работниками, объяснения каждому исполнителю его выгоды или необходимости участия в общем деле, контроля за работой со стороны старших и т.п.

Считается, что именно древнегреческий мыслитель Сократ (ок. 469 г. до н. э. – 399 г. до н. э.) первым высказал мнение о том, что искусству управления необходимо обучать. Он считал ошибочным распространенное тогда мнение о том, что величайшее из знаний – искусство управления государством – дается человеку само собой. Кроме того, он утверждал, что особенно нуждаются в обучении искусству управления люди одаренные, имеющие способности к управлению, потому что именно им чаще всего присущи неукротимость и необузданность, и без знаний эти люди могут причинить государству вред. Если же их обучить искусству управления, они окажут государству неоценимую пользу.

По мнению Сократа, хороший правитель это – мудрый правитель, обладающий знанием добра и зла и опирающийся в своей деятельности на это знание. Высшей добродетелью является добродетель политическая, к которой относится искусство управления государством. Основа благополучия государства состоит в нерушимости законов, в повиновении граждан и правителей этим законам. Сократ сформулировал идею об универсальном характере управления: чтобы управлять домом и управлять государством необходимо одно и то же знание о единой добродетели. «Не умея строить один дом, как можно взяться за строительство десяти тысяч? При наличии же соответствующего знания предмета и умения управлять людьми человек сможет одинаково успешно руководить как домом, так и войском, так и государством. При всей своей специфике эти знания и умения – части единой добродетели и их не следует смешивать с занятиями ремесленника, сапожника, медика, музыканта, поскольку навыки и мастерство последних вообще не относятся к сфере добродетели». Таким образом, Сократ первым поставил вопрос о разделении управленческого и исполнительского труда.

Дальнейшее развитие управленческие идеи Сократа получили в трудах Платона (427 г. – 348 г. до н. э.) и Аристотеля (384 г. – 322 г. до н. э.). Платон, ученик Сократа, первым высказал идеи о необходимости горизонтального разделения труда: «человек не может работать одновременно и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть нет возможности. Каждый должен делать то, что умеет лучше всего. В государстве люди зависят друг от друга, и каждый выполняет свою работу на благо других людей».

Аристотель – греческий философ, ученик Платона, не соглашался со своим учителем по многим вопросам, в том числе и принципах идеального государственного устройства. Знаменитое высказывание философа: «Платон мне друг, но истина дороже» – отражает его взгляды, независимые от идей наставника. Аристотель считал, что основой государства должна быть частная собственность, поскольку она коренится в природе человека. Философ был против обобществления имущества в государстве. Свои воззрения на государственное устройство отразил в работах «Государство» и «Афинская полития».

Таким образом, управление совместной деятельностью людей существовало практически с момента появления человеческого общества. Можно утверждать, что на протяжении всей истории человечества развивались также и знания об управлении, формировались принципы, способы, методы управления людьми, предприятиями и целыми странами.

Тема 1 Введение в «Теорию менеджмента: история управленческой мысли».

Определение понятия «менеджмент». Цели и задачи дисциплины. Предмет и объект исследования. Предпосылки возникновения менеджмента. Деятельность человека и потребность в управлении. Истоки управленческой деятельности в Древнем мире. Кибернетика как искусство управления. Управленческие революции.

Слово «менеджмент» английского происхождения; его буквальный перевод на русский язык - «управление».

Термин «менеджмент» употребляется в различных значениях:

1) профессиональное управление хозяйственной деятельностью предприятия, которое осуществляется в условиях рыночных отношений и направлено на извлечение максимальной прибыли при рациональном использовании ресурсов

2) научная теория управления, область знаний об управлении социально-экономическими процессами

3) менеджмент можно рассматривать и как принятие управленческих решений. В этом случае слово «менеджмент» используется для обозначения процесса.

4) под менеджментом понимают аппарат управления, состоящий из руководителей (менеджеров) разного уровня. Такой орган управления характеризуется иерархической организацией, в которой одни руководители подчиняются другим

Цель и задачи дисциплины: создать методологическую основу для последующего изучения как отдельных аспектов менеджмента, так и для формирования цельного мировоззрения применительно к управленческим проблемам в области управления организацией.

Объект исследования – система управления, предмет – проблемы в организации управления, профессионализме, механизмах мотивации и т. д.

Менеджмент выступает одновременно и как наука, и как искусство. Как наука менеджмент раскрывает природу управленческого труда, причинно-следственные связи, факторы и условия совместного труда людей; изучает экономические отношения в сфере производства, распределения и обмена материальных и нематериальных благ, базируется на познании и использовании экономических законов и закономерностей.

Понимание менеджмента как искусства основывается на учете особенностей организации, а также специфики каждой человеческой личности, составляющей эту организацию. Любая организация – это сложная, как правило открытая, система, на функционирование которой оказывают влияние множество факторов внешней и внутренней среды. В этих условиях не каждый человек, даже профессионально подготовленный, способен управлять деятельностью других людей (членов коллектива), оперативно принять нужное решение, взять ответственность за это решение и претворить его в жизнь. Именно в этом и заключаются проблемы менеджмента как искусства. Чтобы таких проблем не возникало, менеджер должен опираться на науку и искусство управления, объединив их в единый процесс

Менеджмент – это система, обеспечивающая комплексный процесс функционирования целенаправленной хозяйственной деятельности организации, эффективного использования для этого факторов производства (труда, капитала и земли) и финансов, которая основывается, в свою очередь, на системе принципов, функций, методов и организационной структуры управления, адекватных соответствующим условиям ее внешней среды.

Как процесс менеджмент включает в себя ряд последова­тельных функций: планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации, скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.

Посредством выполнения функций менеджеры обеспечивают условия и организуют эффективное использование труда персонала, производственного аппарата, материальных и финансовых ресурсов организации

Потребность человека в управлении обусловили следующие факторы:

Одна из основных причин - разделение труда;

Разделение труда тесно связано с другим фактором - технологическим усложнением процесса производства;

Усложнение структуры производства.

Этапы развития менеджмента

Давая характеристику окружающего мира, можно выделить три основных компонента: неживую природу, живую природу и челове­ческое общество. Такое деление позволяет провести классификацию процессов управления:

    в неживой природе (технических системах);

    в живой природе (биологических системах, организмах);

    в человеческом обществе (социальных системах). Управление техническими системами, т.е. машинами, механизма­ми, производственно-техническими процессами, как правило, назы­вают управлением средствами труда (вещами). Эта область управле­ния является предметом изучения технических наук.

Управление процессами, протекающими в живой природе, изучает­ся естественными науками.

Управление как воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы, с их различными интересами, представляет собой управление людьми (работниками). Эта наиболее сложная об­ласть управления социальными системами является предметом изу­чения социальных (общественных) наук.

Без управления ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу. Практика управления стара как мир. Но сего­дня никто с достаточной степенью достоверности не скажет, когда возникли первые элементы управления. По-видимому, потребность в нем возникла тогда, когда люди стали жить и охотиться группами. Значительно позднее К. Маркс укажет на то, что

всякий непосредственно общественный труд, осуществляемый в срав­нительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность ме­жду индивидуальными работами и выполняет общие функции.

Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах человеческой деятельности:

    оборонительной - защита от диких зверей и врагов;

    политической - установление и поддержание порядка в группе;

    экономической - производство и распределение ограничен­ных ресурсов: пищи, одежды, орудий труда, оружия и др.

На первом этапе, когда группы людей были невелики, управле­ние во всех сферах осуществлялось одним человеком - вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

Древний мир

Египетские пирамиды, построенные в 3000-2000 гг. до н.э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огром­ных пирамид требовало прежде всего четкого планирования. Необхо­димо было решить где, какого размера и каким способом добывать камень, как его подвозить к месту строительства. Кроме того, необ­ходимо было решить и все организационные вопросы: когда и с по­мощью какого транспорта подвозить камни к месту строительства. Камни вырубались зимой и весной, а перевозились в период разлива Нила. Таким образом решались вопросы сокращения затрат на строи­тельство. На управление также возлагалось координирование действий десятков тысяч рабов, крестьян и чиновников.

Дошедшие до нашего времени незначительные источники сви­детельствуют о довольно широком понимании египтянами проблем управления государством, и в частности, сущности власти, значения стиля и методов руководства. В древнем памятнике письменности Египта - книге «Поучение Птаххотепа», датируемой 2000-1555 гг. до н.э., содержатся советы и рекомендации, не потерявшие своей актуальности и в настоящее время: «Если ты начальник, будь спо­коен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его преж­де, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе».

Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих. В своих выступлениях Платон говорил о том, что человек не может одинаково хорошо работать и по камню, и по железу, и по дереву. Каменщик не должен затачивать сам свой инст­румент. Управление он считал наукой об общем развитии людей, ко­торая должна базироваться на всеобщих разумных законах. В управле­нии обществом главная роль должна принадлежать политикам (царям), осуществляющим надзор за человеческим стадом. При этом он вы­делил два вида надзора: титанический, основанный на силе, иполи­тический, мягкий. Каждый член общества выполняет свои опреде­ленные функции, а правитель сплетает их в гармоническое целое.

У Сократа дается понимание управления как особой сферы че­ловеческой деятельности. Он говорил о том, что главное в управлении - поставить нужного человека на нужное место и добиться вы­полнения поставленных перед ним задач. Современная позиция, по существу, не изменилас. Как отмечают авторы учебника «Основы менеджмента»: «Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить».

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Поэтому в 284 г. н.э. император Диоклетиан разделил империю на 101 провинцию, все они сводились в 12 диоцезов, а те, в свою оче­редь, в четыре географических региона. Диоклетиан и три его помощ­ника возглавляли эти регионы. Помощники имели определенную власть и права в решении гражданских дел, но военная власть была строго централизована. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.

Насколько далеко продвинулась в Древнем Риме управленческая мысль можно показать на примере применяемой там системы управ­ления фермой. Так, например, Катон Старший (234-149 гг. до н.э.) писал о необходимости планирования работ на ферме на целый год вперед. Он говорил об обязательном контроле за проделанной рабо­той, о необходимости сравнения программы и результатов, о выясне­нии причин невыполнения плана, о рациональной организации работ.

Интересны идеи в области управления, выдвинутые мыслителями Древнего Востока. Из древнеиндийского трактата «Артхамастра» (IV- III вв. до н.э.) видно, что получили развитие такие науки, как фи­лософия, учение о хозяйстве и учение о государственном управле­нии. На санскрите искусство управления называется «дан-данити», в буквальном переводе «руководство по владению палкой» (на сан­скрите палка - данда).

Для организаций Древнего мира было характерно:

    относительно небольшое количество руководителей, практи­ческое отсутствие руководителей среднего звена;

    управленческая работа зачастую не выделялась и не отделя­лась от неуправленческой деятельности;

    должности руководителей организаций занимали чаще всего по праву рождения или силой;

    малое количество крупных организаций.

Вместе с тем следует отметить, что в древности крупные орга­низации имели формальные структуры управления с четко выделенными уровнями управления. Руководители этих организаций затрачивали определенное количество усилий для координации их деятельности. Организации налаживали связи с другими организациями, что спо­собствовало достижению ими определенного успеха.

Средневековье и Новое время

Впрактике управления существуют примеры организаций, возникших в Средневековье и успешно функ­ционирующих и в настоящее время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу относится Римско-католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. Совре­менные военные организации также имеют структуру, похожую на структуру управления католической церкви. Наличие эффективных структур управления позволяет этим организациям успешно разви­ваться и процветать, тогда как многие современные организации со слабыми структурами управления приходят в упадок или даже пре­кращают свое существование.

Теория управления в Древнем мире была развита слабо. В основ­ном управление осуществлялось на практике, большей частью мето­дом проб и ошибок. Производился также обмен опытом и идеями среди правителей, церковных деятелей, военачальников.

Заметный вклад в развитие проблем управления государством и правовых учений внес итальянский государственный и политиче­ский деятель Никколо Макиавелли (1469-1527). В своих работах он касался вопросов изучения стиля работы руководителя, организа­ции его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных.

В эпоху Петра I в России сложились исключительные условия для укрепления централизованного государства. Проводимые Петром I реформы были направлены на достижение «общего блага». Власть государя трактовалась как неограниченная и стоящая выше закона. В «Артикуле воинском» сказано: «Государь никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государ­ства и земли... по своей воле благомнению управлять». Реформы Петра 1 касались государственного управления.

К сожалению, эволюция управленческой мысли в России этого периода изучена недостаточно. Известен опыт управления заводами Сибири и Урала. В книге начальника главных заводов Сибири и Ура­ла В.И. Геннина затрагиваются вопросы, которые не потеряли сво­ей актуальности и в настоящее время: перспективное планирование, учет и отчетность, стиль руководства и качества руководителя и др. Генниным описана модель руководителя, в которой главное место от­водится его организаторским способностям и личным качествам (че­стность, трудолюбие, здравый смысл, трезвый расчет, заботливость). Перечисленные качества важны и для современного руководителя.

В условиях капиталистического и феодального обществ потреб­ность в изучении проблем управления была ограничена. Основное внимание уделялось решению проблем управления государством.

Основой существования феодального общества было ведение нату­рального хозяйства. Рабы и крепостные крестьяне находились в пол­ной личной зависимости от воли и власти хозяина, что не стимули­ровало роста производительности труда.

Промышленная революция и производственные отношения

Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. Первая половина XIX в. характеризуется зарождением капитализма сначала в Англии, а за­тем в США и Европе. В 80-е гг. XIX в. промышленная революция охватила Северную Америку, начался беспрецедентный экономиче­ский «бум». Произошел переход от сравнительно небольших ремес­ленных мастерских к крупному машинному производству, в котором было занято большое количество неквалифицированных и полуква­лифицированных рабочих.

С промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве поя­вился мастер.

В управленческой практике того времени широко процветает авторитарный стиль руководства, бесчеловечная эксплуатация рабочих и неограниченный произвол по отношению к подчиненным. Власть мастера над рабочими была, по существу, неограниченной - от опре­деления производственных заданий до приема, перемещения и уволь­нения работников. Мастер устанавливал продолжительность рабо­чего дня и величину нормы выработки, контролировал все действия рабочих, штрафовал их и наказывал. Особенно в первый период раз­вития фабричного производства управление характеризуется жест­кой дисциплиной и построением организаций по военному типу. Задача индустриального управления состояла в том, чтобы добиться высокой отдачи от труда рабочих. На этом этапе развития управле­ния только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.

Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления.

Управление является особым видом деятельности, который делает из неорганизованной толпы - целенаправленную, эффективную и производительную команду. Оно также выступает в роли стимулирующего элемента для и значительных перемен. Практика управления существовала ещё с древних времён, чему есть доказательства (построение египетских пирамид, политические организации в Риме и Македонии), поэтому можно заключить, что история управленческой мысли глубоко уходит корнями в прошлое.

До 19 века никто не задумывался об управлении, как об отдельной науке и ее системности, всех интересовали деньги и власть. Только в начале века Роберт Оуэн начал заниматься вопросами достижения целей предприятия при помощи рабочих. Он улучшал им условия труда, предоставлял хорошее жилье, стимулировал дополнительной оплатой за качественно выполненную работу, развивая тем самым материальную заинтересованность. Эти новаторские идеи были уникальным прорывом в человеческое сознание и роль руководителя. Таким образом, история управленческой мысли сделала один шаг вперед.

В то время история управленческой мысли имела несколько подходов, которые значительно повлияли на её дальнейшее развитие в теории и практике. Подходы различных школ управления содержали в себе четыре различных аспекта: с точки зрения человеческих взаимоотношений и науки о поведении, административный подход, а также количественные методы.

Осознавая влияние внешних сил на деятельность организаций, исследователями разрабатывались и другие подходы. История управленческой мысли, двигаясь вперед, находит свое отображение

сначала в который рассматривает её как взаимосвязанную серию управленческих функций. Затем в который обращает внимание руководителей на то, что организация - это совокупность взаимосвязанных элементов (людей, задач, технологий и т.д.), которые двигаются в направлении различных целей и подвержены меняющимся условиям внешней среды. И в который акцентирует внимание на том, что методы управления следует определять, исходя из ситуации.

В нынешнее время развитие управленческой мысли достигло ясных тенденций, стратегий и силы. Менеджмент является процессом и продуктом среды, а концепция управления перенесла своё внимание на человеческий фактор, организационные и методологические способы решения вопросов.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать сущность менеджмента, этапы и школы в развитии управленческой мысли, современную управленческую парадигму;

уметь применять системный, ситуационный и процессный подходы в управлении;

владеть навыками правильного подхода к управлению в соответствии с реальной ситуацией.

Сущность менеджмента

Современные организации являются сложными социотехническими или социоэкономическими системами, действующими в условиях высокой неопределенности и нестабильности внешнего окружения, огромных рисков и динамично изменяющихся состояний рыночной среды. Условия функционирования организаций определяют роли, функции и задачи по управлению такими организациями, предопределяют новые требования к профессии менеджера.

Существует мнение, что термин "менеджмент" труден для понимания, так как он типично американский и не может быть буквально переведен на какой-либо другой язык.

В последнее время термин "менеджмент" приобрел очень широкое распространение. В литературе приводятся различные его определения. Рассмотрим некоторые из них.

Менеджмент (от англ. management – управление, заведование, организация) – совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Менеджмент – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.

Менеджмент можно представить в виде формулы:

менеджмент = искусство + опыт + обучение.

Поясним вышеприведенную формулу.

Безусловно, управление производством требует специальных, врожденных способностей. Эти способности развиваются в результате практической деятельности с приобретением опыта. Опыт, в свою очередь, накапливается практическим путем, путем проб и ошибок или методами интенсивного освоения опыта, т.е. с помощью обучения. Обучение менеджменту представляет собой анализ большого количества управленческих ситуаций, непосредственное участие в управленческих играх, стажировках в крупных фирмах и т.д.

Термин "менеджмент" обычно не употребляется для обозначения государственного или общественного управления ("government administration" или "public administration"). Он применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении непредпринимательских организаций.

Менеджер (от англ. manager ) – наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.

Любого инженера или экономиста, занятого управлением, нельзя считать менеджером. Менеджер – человек, имеющий специальную подготовку. Основные задачи менеджера:

  • координация;
  • руководство;
  • управление;
  • принятие решений.

Менеджер начинает свою деятельность с изучения объекта, которым предстоит руководить, и подбора команды.

Появление профессии менеджера исторически связано с появлением организаций "менеджерского" типа, т.е. таких организаций, где право собственности и управление данной собственностью разделены. Считается, что этот процесс связан с последствиями Великого промышленного переворота (Великой промышленной революции) в Англии в конце XVIII в., точнее, в 80–90-е г. XVIII в. в графствах Йоркшир, Лайкшир и промышленном центре Манчестер. К последствиям Великого промышленного переворота относятся: укрупнение производства (на смену мануфактурам и ремесленным мастерским пришли фабрики и заводы), концентрация капитала (в текстильной промышленности) и, как следствие, появление организаций "менеджерского" типа.

Профессии менеджера в тот период еще не было, хотя потребность в ней была. В силу этого с работой менеджера лучше всего справлялись инженеры, работники бухгалтерии и предприниматели (бизнесмены).

В то же время нельзя какого-либо инженера или экономиста, специалиста но кадровой работе, занятого управлением или руководством, считать менеджером.

Кроме того, с самого начала нужно осознать, что менеджмент и предпринимательство – это два разных аспекта одного и того же процесса. Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Предприниматель, который не умеет управлять, обречен на поражение. "Управление бизнесом" (business management) – это управление коммерческими, хозяйственными организациями.

Термин "менеджмент" применим к любым типам организаций, но если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин "public administration" – "государственное управление". В то же время слова "предприниматель" ("бизнесмен") и "менеджер" не являются синонимами. Предприниматель берет на себя риск организации нового предприятия (предпринимательский риск), т.е. несет имущественную ответственность. Менеджер своим имуществом по обязательствам возглавляемой им компании не отвечает. Его риск относится к сфере деловой репутации, имиджа и (или) уголовно-правовой сфере.

Предприниматель на определенном этапе развития организации (акционирование, перерегистрация в общество открытого типа, дополнительные эмиссии акций и т.д.) может нанять менеджера для управления ею. На этой основе возникла теория "менеджеризма", согласно которой контроль над производством перешел от частных собственников к наемным управляющим – менеджерам.

Существуют и другие теории, согласно которым происходит устранение власти собственников над корпорациями и банками и передача ее в руки менеджеров, технократов.

Так в 30-е гг. XX в. в работах А. Берли и Г. Минса возникла теория "управленческой революции", которая в 40-е гг. развивалась Д. X. Бернхемом, в 60–70-е гг. – Дж. Голбрейтом и др. Эта теория смыкается с теорией "народного капитализма", теорией конвергенции и рядом других.

Спецификой профессии менеджера является то обстоятельство, что менеджер – человек, имеющий специальную подготовку. Это вытекает из задач, которые обязан решать этот специалист.

Основные задачи менеджера:

  • координация;
  • руководство;
  • управление;
  • принятие решений.

Менеджер решает все эти задачи одновременно, что и отличает профессию менеджера от смежных или похожих профессий. Менеджер начинает свою деятельность с изучения объекта, которым предстоит руководить, и подбора команды.

Кроме того, возникают и новые задачи, связанные с развитием информационных и интернет-технологий. По мнению Питера Друкера, появление организаций "менеджерского типа" в XVIII–XIX вв. привели к появлению менеджмента и профессии менеджера. Современные "оболочечные" и виртуальные организации, а также достижения в информационных технологиях, приведут к появлению новой профессии по управлению виртуальными организациями и информацией. И если первый этап развития менеджмента получил название "инженерский", то первый этап новой профессии получит название "менеджерский", поскольку менеджеры пока лучше всего справляются с этой работой.

Рассматривая особенности управленческого труда, следует подчеркнуть, что так же, как труд рабочих, он является необходимым и производительным трудом. Но вместе с тем имеет особую производительную форму. Занятые управленческим трудом непосредственно не создают материальных ценностей, но, осуществляя техническую и организационную подготовку производства, совершенствуя методы планово-экономической работы, формы материального стимулирования, решая коммерческие задачи, реализуют свою деятельность в продукте труда совокупного работника. Без их труда невозможно современное производство.

Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, т.е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности.

Рассмотрим виды разделения труда менеджеров:

  • 1) функциональное (группы менеджеров, которые выполняют одинаковые функции);
  • 2) структурное;
  • 3) вертикальное – выделение трех уровней управления:
    • – низшего (руководитель бригады, смены, участка);
    • – среднего (менеджеры штабных и функциональных служба аппарата управления);
    • – высшего (администрация предприятия);
  • 4) горизонтальное по функциональным областям (производство, финансы, маркетинг, кадры, НИОКР и др.).

Такое разделение труда менеджеров связано с тремя инструментами управления, которые в современных организациях интерпретируются через соответствующие типы связей:

  • 1) иерархия – отношения руководства и подчинения, которые чаще всего реализуются через принуждение (силу, страх и т.д.). Этот инструмент насчитывает историю чуть меньшую, чем история самого человечества и сохранился практически в любой организации в виде линейных связей, характеризующих вертикальный принцип организационных построений;
  • 2) рынок – свободный обмен эквивалентными стоимостями, что связывают с экономическими методами управления и стимулирования к труду. Появление данного инструмента объясняется развитием капиталистических отношений и распространением машинного характера производства. В организациях он наглядно проявляется в горизонтальных, функциональных связях, объясняющих характер разделения труда;
  • 3) культура – определенная система ценностей и традиций, на которых строятся формы деятельности и нормы поведения, характеризующиеся применением социальнопсихологических методов воздействия, и упор на социальные аспекты взаимодействия. Культура чаще всего проявляется в неформальных, доверительных связях, объясняющих не столько организационные построения, сколько направленность коммуникативных процессов как по вертикали, так и по горизонтали. Данный инструмент воздействия на людей является самым "молодым" с исторической точки зрения, и его появление объясняют изменением характера труда, произошедшим во второй половине прошлого столетия.

Следует отметить, что в настоящее время наибольшее значение придается именно организационной, или корпоративной, культуре.

Иерархия, или отношения руководства и подчинения, традиционно, со времен М. Вебера, который впервые предложил данную классификацию, характеризуются тремя уровнями управления.

  • 1. Стратегический уровень (топ-менеджмент; от англ. top-manager ). Па этом уровне происходит постановка высшим руководством фирмы стратегических целей и задач, формирование политики, обеспечение планирования деятельности организации, контроля и других функций управления. Особенностью топ-менеджмента является выполнение представительских функций, когда именно руководители высшего звена "озвучивают" политику и цели организации.
  • 2. На среднем уровне, его еще называют "уровень отделов и департаментов" (мидл-менеджмент; от англ, middle- manager ), осуществляется такая же работа, но в пределах своей компетенции. Отличительной особенностью среднего уровня управления является обеспечение коммуникативных процессов как сверху вниз, т.е. "расшифровка" и детализация принятых на стратегическом уровне решений в виде приказов, распоряжений, инструкций, циркуляров и т.д., гак и снизу вверх, т.е. сбор, аккумулирование, сублимирование и агрегирование первичной информации, приведение ее в удобный для принятия решений вид.

Следует обратить внимание, что по мере развития телекоммуникационных и интернет-технологий происходит "уплощение" организационных структур за счет "вымывания" управленцев среднего звена.

3. Низовой уровень (лоу-менеджмент; от англ, low- manager или first-line-manager ) относится к тем руководителям, которые отвечают как минимум за подразделение и состоит из тех руководителей, в подчинении у которых нет других руководителей (процесс менеджмента ), а также отдельных специалистов, выполняющих отдельные функции и (или) задачи менеджмента (функции менеджмента ), но менеджерами не являющихся по определению (инспекторы, инженеры, учетчики и т.д.).

Уровни менеджмента и их специфику можно проиллюстрировать с помощью "Волшебного квадрата", представленного на рис. 1.1, в котором в юмористической, саркастической форме дано представление о том, как видится работа менеджеров различного уровня их подчиненными.

Следует учесть, что функции и обязанности руководителя более высокого ранга никогда не равны сумме функций и обязанностей его подчиненных, т.е. остается целый ряд вопросов, решение которых находится в исключительной компетенции руководителя. Иными словами, даже все сотрудники подразделения, по уровню компетенций и полномочий, не могут заменить одного линейного руководителя.

Рис. 1.1. "Волшебный квадрат"

Впервые в отечественной и зарубежной учебной литературе отражается процесс генезиса, становления и развития многовековой всемирной истории управленческой мысли. В учебнике представлены как истоки управленческой мысли, относящиеся к пятому тысячелетию до новой эры, так и новейшие концепции и парадигмы управления начала XXI в. Излагается не только история науки управления, но и история управленческих идей, взглядов, теорий, возникавших с целью решения реальных управленческих задач.
Для студентов, преподавателей и научных сотрудников, специализирующихся в области управления государственными, общественными и частными организациями.

Во все времена управление организациями было сложным процессом, сочетавшим в себе элементы научности и искусства. Сегодня этот процесс еще более усложнился, прежде всего в связи с резкими, часто непредсказуемыми изменениями, происходящими как в самих организациях, так и во внешней среде. Рост объема знаний о поведении индивидуума в организациях и общественных процессах, временная и пространственная протяженность бизнес-процессов, постоянное расширение информационного поля и возможностей информационных технологий в управлении организациями, многовариантность управленческих решений и объективная отдаленность их результатов - все эти факторы характеризуют современную деловую среду. Они, с одной стороны, расширяют возможности в направлениях деятельности организаций, а с другой - подчеркивают необходимость повышения научной обоснованности выбора и оценки последствий и последействия принимаемых решений. Таким образом, несмотря на лозунг «Менеджмент мертв», роль научной составляющей в управлении организацией по-прежнему остается весьма значимой. Эпиграф к данной главе подчеркивает важность минимизации ошибок в принимаемых сегодня управленческих решениях, что во многом обеспечивается их научным обоснованием.
Это обстоятельство, в свою очередь, требует как дальнейшего развития методологических основ науки управления, так и решения фундаментальных проблем собственно науки управления. К ним относятся, например, спорный до сих пор вопрос о предмете науки, о ряде категорий и понятий науки; проблема соотношения науки управления с другими науками; проблемы методов организации комплексных научных исследований, соотношения искусства и научности в управлении; проблема измерений в управлении социально-экономическими объектами. Даже беглый анализ научных работ и учебников по менеджменту позволяет убедиться в наличии различных интерпретаций категории «предмет науки управления», определений терминов «управление», «менеджмент», «организация», «система управления», «функции управления», «организационная структура», «механизм управления», «лидерство», «организационная культура», «стратегическое управление», «организационное поведение», «организационное развитие», «управление изменениями», «эффективность управления».

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 9
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 17
1.1. Система наук об управлении 17
1.2. Проблемы исследования истории наук 26
1.3. Специфические проблемы истории управленческой мысли 36
1.4. Основные течения управленческой мысли с 4-го тыс. до н.э. по XX в 45
Контрольные вопросы 63
Список литературы 64
Часть I. ГЕНЕЗИС И РАЗВИТИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX В.
Глава 2. ИСТОКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ (4-е тыс. до н.э. V в.) 70

2.1. Истоки и источники управленческой мысли 70
2.2. Идеи управления в трудах мыслителей Древнего Египта и Передней Азии 86
2.3. Разработка проблем управления в Древнем Китае 94
2.4. Взгляды на управление государственным хозяйством в Древней Индии 125
2.5. Разработка проблем управления в античных государствах (Древняя Греция, Древний Рим) 143
2.6. Управленческая мысль в Ветхом Завете и Новом Завете 163
Контрольные вопросы 169
Список литературы 170
Глава 3. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА, ГЕНЕЗИСА И СТАНОВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА (V-ХIХ вв.) 172
3.1. Истоки и источники управленческой мысли в V-ХVII вв. 172
3.2. Управленческая мысль в Византии
3.3. Управленческая мысль в феодальной Западной Европе и Англии (V-ХVI вв.)
3.4. Истоки и источники ИУМ в ХVIII-ХIХ вв.
3.5. Идеи предпринимательства в Западной Европе
3.6. Классики политической экономии об управлении (ХVIII-ХIХ вв.)
3.7. Р. Оуэн и социальная ответственность бизнеса
3.8. Ч. Бэббидж о специализации и разделении физического и умственного труда
3.9. Э. Юр о замещении труда капиталом
3.10. «Учение об управлении» Л. фон Штейна.
Контрольные вопросы
Список литературы
Часть II. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ (IХ-ХIХ ВВ.)
Глава 4. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ (IХ-ХVIII вв.) 252

4.1. Источники и истоки зарождения ИУМ в России 252
4.2. «Русская Правда» 271
4.3. Идеи организации местного управления в Московском централизованном государстве 275
4.4. О методах управления частным хозяйством в «Домострое» 281
4.5. Важнейшие факторы развития управленческой мысли в России XVII в. 285
4.6. Ю. Крижанич 290
4.7. А.Л. Ордин-Нащокин 303
4.8. Реформы Петра I как этап развития управленческой мысли 311
4.9. И.Т. Посошков 315
4.10. М.В. Ломоносов 324
4.11. Екатерина II, другие русские императоры и российское предпринимательство 327
Контрольные вопросы
Список литературы
Глава 5. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ XIX в.
5.1. Основные направления ИУМ в России XIX в. 342
5.2. Характеристика и достижения дворянской управленческой мысли 345
5.3. Управленческие идеи революционных демократов и народников 362
5.4. Обсуждение вопросов управления производством на торгово-промышленных съездах 390
5.5. Учебные курсы по управлению в университетах России 400
5.6. Вклад государственных деятелей России в развитие идей управления 424
Контрольные вопросы
Список литературы
Часть III. НОВАЯ И НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Глава 6. ЗАПАДНЫЕ ШКОЛЫ УПРАВЛЕНИЯ XX в. 436

6.1. Школа научного менеджмента Ф. Тейлора 439
6.2. Организация и принципы эффективности X. Эмерсона 449
6.3. Административная школа А. Файоля 454
6.4. Школа человеческих отношений 461
6.5. Эмпирическая школа, или Наука управления 470
6.6. Школа социальных систем 480
6.7. Новая школа науки управления 511
6.8. Ситуационный подход в управлении 521
Контрольные вопросы
Список литературы
Глава 7. РАЗРАБОТКА НАУЧНЫХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ В СССР 534
7.1. Становление советской управленческой мысли в 20-е годы XX в. 534
7.2. Советская управленческая мысль в 30-50-е годы XX в 562
7.3. Г.Х. Попов о развитии советской управленческой мысли в 1960-е годы 571
7.4. Разработка проблем управления в 70-90-е годы 620
Контрольные вопросы 632
Список литературы 633
Глава 8. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 637
8.1. Мотивация - как содержание и как процесс 637
8.2. Концепции лидерства: от лидерских качеств к обучению 651
8.3. Инструментальные концепции управления 681
8.4. Организационная культура: измерение и управление 694
Контрольные вопросы 720
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Перечень направлений научных исследований, тем курсовых и дипломных работ и научных рефератов-докладов по ИУМ 724
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Характеристика процесса разработки и принятия решения о «Положении о губернских и уездных земских учреждениях 727