Торпедные катера времён Великой Отечественной войны. Первый советский торпедный катер Торпедные катера типа г 5

Приветствую друзья на сайте ModelistRC и сегодня мы познакомимся с новинкой модельного мира торпедным катером Г-5 от компании merit, но прежде немного истории:

"17 сентября 1919 года Реввоенсовет Балтфлота на основании акта осмотра поднятого со дна в Кронштадте английского торпедного катера обратился в Реввоенсовет с просьбой дать распоряжение о срочной постройке на наших заводах быстроходных катеров английского типа.

Вопрос был рассмотрен весьма быстро, и уже 25 сентября 1919 года ГУК сообщил в Реввоенсовет, что «ввиду отсутствия механизмов особого типа, до сих пор не изготавливаемых в России, постройка серии подобных катеров в настоящее время, безусловно, неосуществима». Тем дело тогда и кончилось.

Но вот в 1922 году глиссирующими катерами заинтересовалось и «Остехбюро» Бекаури. По его настоянию 7 февраля 1923 года Главное морское техническо-хозяйственное управление наркомата по морским делам обратилось с письмом в ЦАГИ «в связи с возникшей потребностью для флота в глиссерах, тактические задания коих: район действия 150 км, скорость 100 км/ч, вооружение один пулемет и две 45-см мины Уайтхеда, длина 5553 мм, вес 802 кг».

Кстати, В.И. Бекаури, не очень надеясь на ЦАГИ и Туполева, подстраховался и в 1924 году заказал французской фирме «Пиккер» глиссирующий торпедный катер. Однако по ряду причин постройка торпедных катеров за границей так и не состоялась. Зато Туполев рьяно взялся за дело.

6 марта 1927 года катер АНТ-3, позже получивший название «Первенец», отправили по железной дороге из Москвы в Севастополь, где он был благополучно спущен на воду. С 30 апреля по 16 июля того же года АНТ-3 проходил испытания.

На базе АНТ-3 был создан катер АНТ-4, развивший на испытаниях скорость 47,3 узла (87,6 км/ч). По типу АНТ-4 было начато серийное производство торпедных катеров, получивших название Ш-4. Строились они в Ленинграде на заводе им. Марти (бывший Адмиралтейский судостроительный завод). Стоимость катера составляла 200 тысяч рублей. Катера Ш-4 оснащались двумя бензиновыми двигателями «Райт-Тайфун», поставляемыми из США. Вооружение катера состояло из двух торпедных аппаратов желобкового типа для 450-мм торпед образца 1912 года, одного 7,62-мм пулемета и дымообразующей аппаратуры. Всего на заводе им. Марти в Ленинграде было построено 84 катера Ш-4.

13 июня 1929 года Туполев в ЦАГИ приступил к строительству нового глиссирующего дюралевого катера АНТ-5, вооруженного двумя 533-мм торпедами. С апреля по ноябрь 1933 года катер прошел заводские испытания в Севастополе, а с 22 ноября по декабрь — государственные испытания. Испытания АНТ-5 привели начальство буквально в восторг — катер с торпедами развивал скорость 58 узлов (107,3 км/ч), а без торпед — 65,3 узла (120,3 км/ч). О таких скоростях не могли и мечтать катера других стран.

Завод им. Марти, начиная с V серии (первые четыре серии — это катера Ш-4), перешел на производство Г-5 (так назывались серийные катера АНТ-5). Позже Г-5 стали строить и на заводе № 532 в Керчи, а с началом войны завод № 532 эвакуировали в Тюмень, и там на заводе № 639 также приступили к строительству катеров типа Г-5. Всего был построен 321 серийный катер Г-5 девяти серий (с VI по XII, включая XI-бис).

Торпедное вооружение у всех серий было одинаково: две 533-мм торпеды в желобковых аппаратах. А вот пулеметное вооружение постоянно менялось. Так, катера VI-IX серий имели по два 7,62-мм авиационных пулемета ДА. Следующие серии имели по два 7,62-мм авиационных пулеметов ШКАС, отличавшихся большей скорострельностью. С 1941 года катера стали оснащать одним-двумя 12,7-мм пулеметами ДШК.

Главным плюсом катеров Г-5 является скорость, не достижимая для других катеров. Глядя на данный катер приходят мысли о том что это не военная техника, а гоночный катер, который строили для побед в соревнованиях.

Поговорим о неудобствах использования катера по назначению: плохая мореходность (использовались при волнении не больше 3 баллов), покатая палуба затрудняла нахождение и передвижение экипажа вне кабины, сброс торпеды при скорости не меньше 17-20 узлов.
Но нисмотря на это торпедный катер Г-5 заслуживает уважения и гордость за отечество!

Риторический вопрос: а зачем тогда в СССР строили сотни глиссирующих торпедных катеров? Все дело в советских адмиралах, для которых британский Гранд-Флит был постоянной головной болью. Они всерьез думали, что британское Адмиралтейство будет действовать в 1920—1930-х так же, как в Севастополе в 1854 году или в Александрии в 1882-м. То есть британские линкоры в штиль и ясную погоду подойдут к Кронштадту или Севастополю, а японские линкоры — к Владивостоку, станут на якорь и учинят баталию по «регламенту Госта».

И тут-то на вражескую армаду налетят десятки самых быстрых в мире торпедных катеров типа Ш-4 и Г-5. При этом часть их будет радиоуправляемыми. Аппаратура для таких катеров была создана в «Остехбюро» под руководством Бекаури.

В октябре 1937 года было проведено большое учение с применением радиоуправляемых катеров. Когда соединение, изображающее вражескую эскадру, появилось в западной части Финского залива, более 50 радиоуправляемых катеров, прорвав дымовые завесы, устремились с трех сторон на корабли противника и атаковали их торпедами. После учения дивизион радиоуправляемых катеров получил высокую оценку командования."

Вернёмся снова в реальность и приступим знакомиться с моделью. Что сказать про упаковку?! Фото не эффектное, размер коробки средний. Открывая крышку появляется волнение которое тебя торопит быстрей увидеть как и что там внутри, потому что фирма Merit малоизвестна и не имеет большого ассортимента моделей. Страна производитель конечно Китай и тут, появляется надежда увидеть великолепно изготовленные детали модели при том что на коробке нарисовано, что фототравление присутствует в наборе. Но в то же время другая половина тебя говорит: "А вдруг надежы напрасны?" И только сняв крышку с коробки и увидев, пусть даже за доли секунды, ты понимаешь эта модель мне подуше.


Прежде чем осматривать детали хочу поговорить о размере модели. Масштаб катера 35, это дает хорошие варианты для полёта творчества. Можно сделать диораму где используем и катер и военную технику. Ассортимент бронетехники в этом масштабе широкий и ограничен практически только Вашей фантазией) Длина катера составляет 545мм. Корпус катера состоит из днища и палубы. Осматривая днище модели впечатляешься проделанной работой над моделью. Расшивка корпуса выполнена на высшем уровне. Посмотрим все детали, которые входят в набор:





Деталей в набор входит конечно не много, но их качество порадует. Вообще детализирован катер вполне хорошо и дополнительно ничего не требует, только если тросы и антенны. Но изготовление данных мелочей не затруднит моделиста. Да, забыл сказать в набор входит подставка под собранный катер. Смысла сверять с чертежами размеры деталей, количество заклепок на листе расшивки НЕТ. Модель очень хорошая и точка. Инструкция конечно очень простая и местами додумай сам, но это мелочи, т.к. преодолев это ты получиш модель легендарного катера.
И так друзья хватит сидеть за компом и смотреть на картинки надо собирать модель!

И на последок видео распаковки модели:

Спроектированы конструкторским бюро А.Н. Туполева, как дальнейшее развитие реданных катеров ЦАГИ и предназначались для ведения торпедных атак в стесненных прибрежных районах и при плохой видимости.

Корпус катера имел глиссирующий однореданный дюралевый корпус клепаной конструкции с толщиной листов обшивки борта в 1,5-2 мм, палубы 1-2 мм и днища 3-4 мм. Носовые обводы корпуса выполнялись с широким развалом шпангоутов, для увеличения мореходности катера до 4 баллов. Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования, способствовавшие быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую с двумя желобами для двух торпед. В носовой части располагались крышки люков форпика и машинного отделения. По бортам носовой части размещались два вентиляционных дефлектора машинного отделения, на люковине которого по обе стороны от диаметральной плоскости тянулись шкафутные брусья-поручни и световые люки. В середине корпуса находилась закрытая ходовая (боевая) рубка, также клепаной конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и пулемётчика. Переднее смотровое стекло бронированное. Внутри рубки находились приборы управления: штурвал автомобильного типа, машинный телеграф, два тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы (для пуска второй торпеды с некоторой задержкой после первой). В задней части рубки установили радиостанцию.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса переборками, на 5 отсеков:

  1. Форпик;
  2. Моторный;
  3. Управления;
  4. Топливный;
  5. Торпедный.
Все катера после возвращения из каждого плавания поднимали на береговую стенку, протирали керосином и хранили в крытых, хорошо вентилируемых помещениях. На воду их спускали только перед новым выходом в море.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя отечественными бензиновыми авиационными моторами ГАМ-34БП по 800 л.с. каждый с реверс-редукторами, с максимальной скоростью вращения до 1850 об/мин. Скорость полного хода катера можно было использовать не более часа и то только при торпедной атаке. Максимальное число оборотов двигателя в действиях боевой подготовки разрешалось не свыше 1600 об./мин. Исправный мотор запускался через 6-8 сек. после включения. Максимально допустимое число оборотов на заднем ходу - 1200. Время работы двигателя на задний ход - 3 минуты. В качестве топлива использовался бензин Б-70. После 150 часов работы нового мотора требовалась его полная переборка.

Электроэнергетическая система постоянного тока 12 В включала 2 динамомашины от тракторов ГА-4630 по 250 Вт каждая, сила тока - 20 А при частоте вращения 1300 об/мин.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 лотков для двух 533-мм торпед. Для выбрасывания торпед из лотка служило пороховое выталкивающее устройство, причём торпеды выбрасывались назад и поэтому наведение на цель осуществлялось корпусом самого катера. После выстрела катер резко уходил в сторону, чтобы собственная торпеда не смогла уничтожить сам катер. Основным элементом выталкивающего устройства являлся баллон-газообразователь, в котором производился подрыв заряда бездымного пороха. Сам этот баллон изготовляли из расточенного 152-мм фугасного снаряда.
  2. Из 2 7,62-мм пулемётов ДА с длиной ствола 79,4 калибра, расположенных один на ходовой рубке и один в носовой части. Режим огня пулемёта только автоматический. Питание пулемёта дисковое, диск включал 76 патронов. Темп стрельбы 80 выстрелов/мин., после чего следовала пауза для охлаждения ствола и замены диска. Начальная скорость пули составляла 840 м/с, а прицельная дальность стрельбы - 1500 метров.

Головной катер вошёл в строй флота в 1933 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия VI Водоизмещение: 14,91 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,33 метра
Осадка:
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34БП по 800 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:

постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 49 узлов, экономическая 31 узел
Дальность плавания: 160 миль при 49 узлах, 220 мили при 31 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 7,62-мм пулемёт ДА
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1933 г. по 1934 г. - 25 единиц.

    Торпедные катера типа Г-5 серия VII
- отличались от предыдущей серии увеличенной толщиной обшивки борта до 2,5 мм и толщиной палубы до 5 мм. Толщина днища осталась неизменной 3-4 мм. Были модернизированы главные двигатели, в следствии, чего полная скорость катера увеличилась до 51 узла.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1934 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия VII Водоизмещение: 14,98 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,33 метра
Осадка: 1,2 метра в полном грузу без хода
Силовая установка:
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода:
Дальность плавания:
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 7,62-мм пулемёт ДА
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1934 г. по 1935 г. - 74 единицы.

    Торпедные катера типа Г-5 серия VIII
- отличались от предыдущей серии увеличенным количеством подкреплений корпуса.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1935 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия VIII Водоизмещение: 14,98 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,33 метра
Осадка: 1,2 метра в полном грузу без хода
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34БС по 850 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 51 узел, экономическая 31 узел
Дальность плавания: 160 миль при 51 узлах, 220 мили при 31 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 7,62-мм пулемёт ДА
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1935 г. по 1936 г. - 51 единица.

    Торпедные катера типа Г-5 серия IХ
- отличались от предыдущей серии увеличенным водоизмещением и толщиной днища до 5 мм. Толщина палубы была снижена до 1,5-2,5 мм.
Установлены новые иностранные главные двигатели АССО большей мощности по 1000 л.с. каждый, увеличен забор топлива на борт до 1,6 т.
Катера этой серии были выпущены только для Черноморского флота.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1936 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия IХ Водоизмещение: 16,5 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,33 метра
Осадка: 1,2 метра в полном грузу без хода
Силовая установка: 2 бензиновых мотора АССО по 1000 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода:
Дальность плавания:
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 7,62-мм пулемёт ДА
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1936 г. по 1937 г. - 25 единиц.

    Торпедные катера типа Г-5 серия Х
- отличались от предыдущей серии увеличенной шириной корпуса до 3,4 метра и уменьшенной осадкой до 1,02 метра. Водоизмещение катера незначительно снизили до 16,26 тонны.
Установлены новые главные двигатели отечественной постройки ГАМ-34Ф мощностью по 1000 л.с. каждый в результате чего полная скорость катера увеличилась до 55 узлов.
Усилено вооружение 1 крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, который расположили на крыше рубки. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1938 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия Х Водоизмещение: 17,84 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,4 метра
Осадка:
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34БС по 850 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 50 узлов, экономическая 31 узел
Дальность плавания: 160 миль при 50 узлах, 220 мили при 31 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское:
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1938 г. по 1939 г. - 25 единиц.

    Торпедные катера типа Г-5 серия ХI
- отличались от предыдущей серии увеличенным водоизмещением до 17,84 тонн и улучшенной компоновкой корпуса.
Вернули старые хорошо зарекомендовавшие себя двигатели ГАМ-34БС по 850 л.с.
Катера этой серии были выпущены только для Балтийского флота.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1939 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия ХI Водоизмещение: 17,84 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,4 метра
Осадка: 1,02 метра в полном грузу без хода
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34БС по 850 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 50 узлов, экономическая 31 узел
Дальность плавания: 160 миль при 50 узлах, 220 мили при 31 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 1х1 12,7-мм пулемёт ДШК, 1х1 7,62-мм пулемёт ДА
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1939 г. по 1940 г. - 24 единицы.

    Торпедные катера типа Г-5 серия ХIбис
- отличались от предыдущей серии увеличенной осадкой до 1,22 метра и незначительно уменьшенным водоизмещением до 17,17 тонн.
Снова были установлены более мощные отечественные моторы ГАМ-34Ф по 1000 л.с. поэтому полная скорость увеличилась до 54 узлов.
Вооружение катера также было улучшено, в корме между торпедами был установлен на специальном банкете второй крупнокалиберный пулемёт ДШК.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде и на заводе №532 в Керчи.

Головной катер вошёл в строй флота в 1941 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия ХIбис Водоизмещение: 17,17 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,4 метра
Осадка: 1,22 метра в полном грузу без хода
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34Ф по 1000 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 54 узлов, экономическая 31 узел
Дальность плавания: 160 миль при 54 узлах, 220 мили при 31 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 12,7-мм пулемёт ДШК
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1941 г. по 1942 г. - 40 единиц.

    Торпедные катера типа Г-5 серия ХII, ХIII(пр.116)
- отличались от предыдущей серии уменьшением водоизмещения до 16,57 тонн, увеличением длины до 20 метров и ширины до 3,5 метров.
Установили новые более мощные отечественные моторы ГАМ-34ФН по 1250 л.с. скорость повысилась до 56 узлов.
Один пулемёт ДШК перенесли с кормы на люк моторного отсека в носу катера.

Строительство проводилось на заводе №639 в Тюмени.

Головной катер вошёл в строй флота в 1942 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия ХII, ХIII(пр.116) Водоизмещение: 16,57 тонны Длина наибольшая: 20 метров
Ширина наибольшая: 3,5 метра
Осадка: 1,02 метра в полном грузу без хода
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34ФН по 1250 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 56 узлов, экономическая 36 узлов
Дальность плавания: 160 миль при 56 узлах, 220 мили при 36 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 12,7-мм пулемёт ДШК
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1942 г. по 1944 г. - 43 единицы.

    Одним из самых больших недостатков катеров Г-5 следует считать способ сбрасывания торпед. Он заключался в том, что торпеда сбрасывалась с кормы хвостом назад, после чего у нее сразу включался маршевый двигатель. Минимально возможная скорость катера при выпуске торпед должна была составлять не менее 17 узлов, в противном случае он пострадал бы от своей же торпеды. Поэтому после выстрела катеру следовало сразу же резко отвернуть в сторону, что отрицательно влияло на точность стрельбы.

Длина готовой модели: 38 см
Количество листов: 10
Формат листов: A3

Описание, история

Торпедные катера типа «Г-5» - проект советских глиссирующих торпедных катеров, созданный в 1930-х годах.

История проектирования

29 июня 1928 года ЦАГИ было выдано задание на строительство глиссирующего торпедного катера с двумя отечественными двигателями и двумя торпедными аппаратами. 13 июня 1929 началось строительство опытного образца ГАНТ-5, обводы которого были точно такими же, как у Ш-4 . Промышленность не смогла обеспечить проект необходимой силовой установкой, в связи с чем пришлось закупать двигатели «Изотта-Фраскини» мощностью 1000 л. с.

Торпедные катера типа «Г-5»
Основная информация
Тип
Государство флага СССР , ,
Финляндия,
КНДР
Верфь завод № 194
Строительство начато 1933-1944
Параметры
Тоннаж 15 тонн
Длина 19,0 м
Ширина 3,3 м
Осадка 1,2 м
Технические данные
Силовая установка 2 двигателя АМ-32
Винты 2 трёхлопастных винта
Мощность 2 х 850 л. с.
Скорость 51 узел полная

31 узел крейсерская

Экипаж 6 человек
Вооружение
Торпедно-минное вооружение 2x533-мм кормовых ТА
Зенитное вооружение 2x7,62-мм пулёмета ДА

История строительства

Катер отправили в Севастополь на испытания только 15 февраля 1933 года. Во время испытаний катер без вооружения достиг скорости 65,3 узлов, а в полной боевой нагрузке - 58 узлов. Однако, на серийные катера стали устанавливать отечественные двигатели (2 х 850 л. с. вместо 2 х 1000 л.с. на опытном образце). Испытания первых серийных катеров завершились в январе 1934 года. Стрительством занимался завод имени Андре Марти (завод № 194) в Ленинграде . Всего было построено свыше 300 единиц всех серий.

Конструкция

Материал корпуса - дюралюминий. Килевая балка коробчатой формы, 10 шпангоутов - закрытые профиля. Обшивка крепилась с помощью заклёпок.
4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус разделен на 5 отсеков: I - форпик; II - моторный; III - отсек управления; IV - топливный; V - жёлобные торпедные аппараты (ТА). Экипаж по штату - 6 человек (практически иногда доходил до 11 человек).
Два полубалансирных руля. Переднее смотровое стекло бронированное.

Силовая установка

Два авиационных мотора АМ-32 конструкции Микулина производства завода № 24. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели, применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-34. Частота вращения 2000 об/мин. Трёхлопастные гребные винты диаметром 680 мм. Для бесшумного хода выхлоп мог переключаться на подводный.
Могли поддерживать максимальную скорость в течение 15 минут, полную - 1 час, экономическую - 7 часов.
Горючее - бензин Б-74 или смесь из 70 % Б-70 и 30 % спирта .
Электроустановка - две динамомашины постоянного тока мощностью по 250 Вт каждая.

1 сентября 1934 года в мастерских ЦАГИ заложили Г-6 (увеличеный Г-5) - который должен был стать головным катером. Но в серию он не пошел.

Боевое применение

1 мая 1937 года на палубе испанского грузового судна Santo Tome в Картахену прибыли четыре Г-5 , где их встречал Н. Г. Кузнецов (тогда еще советский военно-морской атташе в Испании). Уже тогда стала очевидна их низкая профпригодность, 2 из них были потеряны.
На Северном флоте служил только один Г-5 (№ 16), который из-за малого радиуса действия из боевой единицы был переведён в плавсредство.
На других театрах военных действий ситуация сложилась так, что только один раз за всю Великую Отечественную войну торпедные катера этого типа вышли в атаку на крупное соединение кораблей германских Кригсмарине. Германское соединение в составе крейсеров «Лейпциг», «Эмден» и эсминцев «Т-7», «Т-8», «Т-11» при участии тральщиков из 17-й флотилии обстреливали советские войска на полуострове Сырве. На перехват им вышли 4 торпедных катера. Описание развития дальнейших событий разнятся в зависимости от того, кто их описывает. Подтверждённым фактом является то, что немецкие корабли ушли и больше для обстрела советских войск на Саарема не участвовали.
В подавляющем большинстве остальных случаев боевого применения торпедные катера использовались не по прямому назначению: для высадки десанта, постановка минных заграждений, доставка грузов, обстрела побережья, противоборства с катерами и минными тральщиками противника.

5 катеров Г-5 в период войны попали также и в руки противника - 2 ТКА ((№111, №163) были захвачены немецкими войсками на Черном море и Балтике, 3 (№54, №64, №141) - финнами. Последние вошли в состав ВМС Финляндии (V-3, V-1 и V-2 соответственно), но после выхода Финляндии из войны в 1944 г. возвращены СССР. Наиболее результативным из них, в составе ВМС Финляндии, оказался V-2, потопивший совместно с двумя другими финскими ТКА канонерскую лодку Балтийского флота «Красное Знамя».

Последним оператором торпедных катеров Г-5 стала Корейская Народно-Демократическая Республика, получившая в конце 40-х годов из СССР 5 катеров этого типа. 2 июля 1950 г. северо-корейский отряд из 4-х катеров Г-5 попытался атаковать крейсера союзников «Джюно» (США) и «Джамайка» (Великобритания), блокировавших прибрежные воды в районе Чумунжина, но были вовремя обнаружены противником и почти все уничтожены артиллерийским огнем (спастись удалось лишь 1 катеру) так и не выпустив торпед.

В октябре 1922 года на своем V съезде по рекомендации В. И. Ленина РКСМ принял решение о шефстве над Военно-Морским Флотом Страны Советов. В обращении съезда говорилось: «Комсомольцы и краснофлотцы под одним знаменем будут творить одно и то же дело — строить Советскую Республику и защищать ее берега».

В трудные годы было принято это решение. Только что окончилась гражданская война. Всюду царила разруха. В особенно тяжелом положении находился флот: большинство кораблей потоплено или законсервировано. Необходимо было в кратчайшие сроки восстановить Военно-Морской Флот страны. Несмотря на жесточайшие лишения, весь народ взялся за эту титаническую работу. Со всех сторон шли сообщения о массовых сборах средств, продовольствия, строительных материалов в фонд Красного Флота. День ото дня крепнувшая промышленность молодой Советской Республики наращивала его мощь. Флот был восстановлен. Проведенные одна за другой три комсомольские мобилизации дали ему прекрасное пополнение. Девять тысяч комсомольцев решили посвятить всю свою жизнь служению на флоте. Многие из них стали впоследствии известными флотоводцами.

Славные традиции шефства Ленинского комсомола над Военно-Морским Флотом нашли свое героическое продолжение в грозную годину Великой Отечественной войны. В 1942 году в стране зародилось патриотическое движение: сбор средств в фонд обороны Родины. Миллионы советских людей от мала до велика передавали свои сбережения, ценности на производство вооружения для армии и флота. Одними из инициаторов этого всенародного движения стали комсомольцы Кировской области — шефы балтийских моряков. На одной из встреч с ними в блокадном Ленинграде они выступили с обращением провести сбор средств на постройку боевых торпедных катеров для балтийской бригады.

Призыв кировчан был подхвачен по всей стране. И уже в апреле 1943 года балтийцы получили первые катера, построенные на собранные средства: «Алтайский комсомолец», «Пионер Алтая», «Молодой алтаец», «Барнаульский комсомолец», «Комсомолец Ойротии». Вслед за ними прибыли катера «Алтаец», «Бурнакский колхозник», «Кировский комсомолец», «Ленинский речник», «Пензенский пионер», «Тамбовский комсомолец», «Тюменский рабочий». Командирами этих маленьких, но грозных кораблей назначили молодых офицеров. В сентябре 1943 года «алтайские» торпедные катера в одном из дерзких рейдов открыли счет своим боевым победам. На митинге после возвращения на базу личный состав обратился с письмом к комсомольцам Алтайского края. Были в нем и такие слова: «Дорогие товарищи! Торпедные катера «Молодой алтаец», «Пионер Алтая», «Герой Советского Союза Федя Фомин» и «Барнаульский комсомолец», построенные на ваши средства и переданные нашему соединению, вступили в строй и начали боевую работу. От всей души благодарны вам за боевой подарок, на который вы не жалели сил и средств. Мы обещаем, не щадя ни крови, ни самой жизни, бить в море немецко-фашистскую сволочь. Корабли, что вы нам подарили, открыли счет мести...»

Моряки всегда докладывали своим шефам о боевых успехах. Ведь в победах катерников была доля труда комсомольцев и молодежи, работающей в тылу. Например, на Тамбовщину выезжала делегация балтийцев, которую возглавлял старший лейтенант Фруль, потопивший в 1943 году на торпедном катере «Алтаец» сторожевой корабль и два тральщика. Моряки выступали на заводах, в колхозах и школах с рассказами о своих фронтовых делах. Им было о чем рассказать...

Утром 2 ноября 1943 года отряд кораблей, в который входили два катера, построенные на средства комсомольцев, встретил в море восемь крупных вражеских тральщиков. Стремительными атаками наших торпедных катеров пять кораблей было потоплено, два подорвано и только одному удалось спастись бегством.

Особенно больших успехов добились балтийские моряки во второй половине войны, когда под могучими ударами Советской Армии гитлеровские полчища стали откатываться из Прибалтики на запад и флот вышел на оперативные просторы...

В ночь на 29 мая 1944 года четыре торпедных катера, в числе которых были «Молодой алтаец» (лейтенант Н. М. Задоя) и «Комсомолец Ойротии» (лейтенант Б. В. Кривошеин), атаковали три фашистских тральщика и потопили их.

Через несколько дней группа торпедных катеров атаковала вражеский отряд почти из 30 кораблей и потопила три тральщика. Израсходовав торпеды, командир группы катеров Герой Советского Союза А. Г. Свердлов вызвал подкрепление и навел его на врага. Прибывшие на место боя пять торпедных катеров, среди которых были опять «Молодой алтаец», «Комсомолец Ойротии», а также «Алтаец», сразу атаковали отчаянно отстреливающиеся фашистские корабли и уничтожили еще три тральщика типа М-1...

И так день за днем, неделя за неделей. Эскадренные миноносцы, сторожевые корабли, тральщики и крупные фашистские транспорты с войсками идут ко дну от метких ударов балтийских торпедных катеров, построенных на сбережения комсомольцев и молодежи.

30 июля 1944 года в бригаду торпедных катеров прибыла делегация комсомольцев Тамбовской области для торжественной передачи катеров, построенных на средства комсомольцев Тамбовщины. «Сегодня, — сказали они, — мы вручаем вам построенные на наши средства торпедные катера. Пусть они будут в ваших умелых руках грозным оружием для врага. Пусть они помогут приблизить час окончательного разгрома и уничтожения проклятых гитлеровских орд». Исключительную отвагу и мужество проявили моряки-катерники в боях с фашистскими кораблями при высадке десантов на побережье Прибалтийских республик и на острова Моонзундского архипелага в тяжелых условиях зимы 1944/45 года, когда катерам пришлось действовать в очень сложной обстановке.

Еще яростней и отважней сражались балтийцы в последние месяцы войны, стремясь приблизить ее окончание.

13 февраля 1945 года семь катеров под командованием капитана III ранга Е. В. Осецкого совершили тяжелейший изнурительный двухсотмильный поход в штормовых зимних условиях, и уже в ночь на 14 февраля три из них, среди которых был и катер «Пензенский пионер» (лейтенант В. А. Бушуев), вышли на боевое задание к гавани Лиепаи. Зажженные у подхода буи указывали на то, что враг ожидает прибытия подкрепления или готовит выход кораблей из порта. Катера застопорили ход почти у самых ворот. Вдруг на расстоянии всего 20-25 кабельтовых показались фашистские корабли конвоя и транспорты. Катера стремительно ринулись в атаку и пустили ко дну два огромных транспорта.

Сторожевые корабли врага вели ожесточенный огонь по нашим катерам. Около 40 минут они преследовали их, пытаясь отрезать отход, но наши моряки ускользнули от неприятеля...

Все ближе был желанный День Победы. Вместе с Советской Армией на юг Балтики продвигались и наши торпедные катера, перебазируясь в занимаемые советскими войсками прибрежные немецкие города.

Они пронесли свои вымпелы от Ленинграда до датского острова Борнхольм, приняв участие в освобождении его от фашистских захватчиков. За годы войны балтийские катерники уничтожили свыше 100 вражеских кораблей и транспортов. Многие из них значатся на славном боевом счету экипажей торпедных катеров, построенных на средства комсомольцев и молодежи нашей страны.

М. ФАРАФОНОВ, Ленинград

ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР ТИПА Г-5

Молодой лейтенант Степан Осипович Макаров, впоследствии знаменитый адмирал, за год до начала русско-турецкой войны 1877-1878 годов предложил применить против кораблей турецкого флота минные катера. Их перевозили на быстроходных пароходах, а при подходе к противнику спускали на воду. Сначала катера вооружали шестовыми минами, а затем, по совету С. О. Макарова, стали использовать самодвижущиеся мины-торпеды.

14 января 1878 года ночью минные катера «Чесма» и «Синоп», вооруженные торпедами, под командованием С. О. Макарова атаковали турецкий военный пароход «Интибах», стоявший на батумском рейде, и потопили его. В истории военно-морского флота это первое боевое применение торпеды (мины Уайтхеда). Тем самым было положено начало развитию торпедных катеров как самостоятельного класса боевых кораблей. В годы первой мировой войны применялось уже несколько разновидностей представителей будущего «москитного флота». Однако по-настоящему совершенные конструкции были спущены на воду только в тридцатые годы, когда появились высокооборотные легкие авиационные двигатели большой мощности.

В ноябре 1928 года в составе Балтийского флота был образован первый дивизион торпедных катеров отечественной постройки. Эти глиссирующие катера Г-5, спроектированные конструкторским бюро А. Н. Туполева, к началу сороковых годов являлись лучшими торпедными катерами в мире.

Основное назначение катеров типа Г-5 состояло в ведении торпедных атак в стесненных прибрежных районах и при плохой видимости. Катер имел глиссирующий однореданный алюминиевый корпус клепаной конструкции с двумя водонепроницаемыми переборками на 5-м и 8-м шпангоутах. Для теоретического чертежа корпуса характерны плавные образования скуловой линии до редана, расположенного на 6-м шпангоуте, и большой развал носовых шпангоутов. Это обеспечивало длительную скорость хода, не менее 40-45 узлов, при умеренном волнении и кратковременное ее увеличение до 55 узлов. Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования, способствовавшие быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую с двумя желобами для двух торпед. В носовой части располагались крышки люков форпика и машинного отделения, на горловине устанавливали турельный пулемет ДШК. На некоторых катерах этого типа пулемет переносился за ходовую рубку.

По бортам носовой части размещались два вентиляционных дефлектора машинного отделения, на люковине которого по обе стороны от диаметральной плоскости тянулись шкафутные брусья-поручни и световые люки.

В середине корпуса находилась ходовая (боевая) рубка также клепаной конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и турели ДШК. У выреза торпедных желобов крепились баллоны сжатого воздуха для сбрасывания торпед.

В 1942 году на Черноморском флоте впервые были успешно применены катера типа Г-5, оснащенные реактивными системами залпового огня («катюши»). Они послужили прообразом современных ракетных катеров, приоритет в создании которых принадлежит нашей стране.

Л. КАТИН

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Длина наибольшая (Lнб), м — 20
Ширина наибольшая (Bнб), м — 3.5
Осадка (без хода) в полном грузу (Т), м — 0,6
Водоизмещение полное (D), т — 17
Двигатели — 2X1250 л. с, бензиновые ГАМ-38ФН
Гребных винтов — 2
Скорость хода наибольшая, узл. — 54—56
Экипаж, человек — 6
Вооружение:
торпеды калибра 533 мм — 2
пулеметы ДШК калибра 12,7 мм — 2

Торпедный катер типа, Г-5“

К проектированию торпедных катеров наши конструкторы приступили в середине 1920-х годов, когда молодая Советская республика, еще стесненная в материальных средствах, решила противопоставить сверхдредноутам потенциальных противников крохотные и быстрые торпедные катера.

В те годы в Англии, Германии и США торпедным катерам не уделяли особого внимания. Большую заинтересованность в этих кораблях проявили флоты Италии, Франции и СССР.

1 ноября 1928 года в составе Балтийского флота появился первый дивизион торпедных катеров, укомплектованный кораблями советской постройки.

Предназначенные для нанесения торпедных ударов по крупным кораблям противника, советские торпедные катера оказались весьма универсальными кораблями. Дешевые, маленькие, маневренные, коростные, они могли выполнять любую боевую работу: охранять конвои в прибрежных водах, ставить минные заграждения в неожиданных для противника местах, ходить в разведку, высаживать в тыл врага диверсионные отряды.

Отлично действовали торпедные катера и на коммуникациях противника. Во всех десантных операциях на северном, балтийском, черноморском и дальневосточном морских театрах торпедные катера выполняли роль передовых десантных групп, высаживая на вражеский берег передовые отряды десанта.

В первые дни войны, когда немецкие самолеты систематически забрасывали подходы к Севастопольской бухте магнитными и акустическими минами, торпедные катера превратились в тральщики. Правда, методы траления были весьма необычными: в заминированном районе катер на полном ходу сбрасывал за борт глубинные бомбы. Пока они погружались на заданную глубину, катер успевал отходить от места взрыва на безопасную дистанцию, магнитные мины рвались от детонации, а акустические срабатывали от звука взрыва.

Задолго до войны, стараясь восполнить недостаток крупных кораблей, советские моряки испытывали на черноморских катерах безоткатные орудия больших калибров, и, когда в первые месяцы боевых действий появились наконец легкие и компактные реактивные установки, флот не упустил возможности установить их на катерах, в том числе и на торпедных. В течение месяца весной 1944 года две бригады таких катеров - прообразов современных ракетных катеров - 268 раз выходили на коммуникации противника.

Предназначенные для действия в стесненных прибрежных условиях, наши катера водоизмещением в 17 т и с двигателем мощностью в 2000 л. с. не требовали сложного и тяжелого оборудования, и, несмотря на ущерб, причиненный врагом нашей судостроительной промышленности, выпуск торпедных катеров непрерывно увеличивался. На последних этапах войны, когда фашистские полчища уже катились на запад, советскому флоту понадобились катера, приспособленные для действия в открытых морях и на океанских просторах. Именно такие катера водоизмещением 50 т, со скоростью хода 40 узлов и с двигателями суммарной мощностью в 3600 л. с. строились по унифицированным чертежам в Англии и Америке. К концу войны наши заводы освоили производство этих катеров, которые начали в больших количествах поступать на Северный и Тихоокеанский флоты.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение 17 т

Скорость 56 узл.

Длина 19,1 м

Ширина 3,5»

Осадка 0,6 м

Вооружение: пулеметы 2

торпеды 2

глубинные бомбы

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Техника и оружие 1995 03-04 автора Журнал «Техника и вооружение»

ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР «ТК-12» (ТК ТИПА «Д-3») Торпедных катеров подобной серии построено 73 единицы. ТК-12 заложен в 1939 году, спущен на воду в 1940-м. 1 августа 1941-го доставлен по железной дороге в Мурманск и 16 августа включен в состав Северного флота. В годы Великой Отечественной

Из книги Крейсера кригсмарине автора Иванов С. В.

Крейсера типа «К» Когда в 1925 г. постройка «Эмдена» близилась к завершению, стало ясно, что очередные крейсера для рейхсмарине должны обладать более высокими тактико-техническими данными. К этому времени КОМКОН (союзная комиссия по контролю за соблюдением ограничений

Из книги Линкоры США. Часть 2 автора Иванов С. В.

Линкоры типа «Монтана» При постройке «Айовы» не соблюдалось ограничение Вашингтонского договора в части водоизмещения, но соблюдались другие лимиты. Так. ширина корпуса была ограничена 33 м но условиям проводки кораблей Панамским каналом. В конструкции последнего

Из книги Асы и пропаганда. Дутые победы Люфтваффе автора Мухин Юрий Игнатьевич

Два типа лжи Вообще-то люди любят слушать ложь только в одном случае - когда они хотят слышать именно ее, а это бывает только тогда, когда ложь как-то возвышает их, льстит им или оправдывает их. Человек, который из низменных интересов совершил подлость или глупость, будет

Из книги Легкие крейсера Японии автора Иванов С. В.

Крейсера типа «Тенрю» Опыт Первой мировой войны в отношении боевого применения легких крейсеров эксперты Императорского японского флота оценили следующим образом: крейсера такие потребны для лидирования эскадр эсминцев. Старые крейсера типа «Тони» и «Чикума» для

Из книги Легкие крейсера Германии. 1921-1945 гг. Часть I. “Эмден”, “Кенигсберг”, “Карлсруэ” и “Кельн” автора Трубицын Сергей Борисович

Крейсера типа «Кума» 15 легких крейсеров водоизмещением 5500 т было построено в период с 1920 по 1925 г.г. Эти легкие крейсера обладали одинаковыми корпусами, но, тем не менее, делились на три типа. Пять крейсеров 1-й серии типа «Кума» проектировались и строились первыми, за ними

Из книги Английские подводные лодки типа “Е” в первой мировой войне. 1914-1918 гг. автора Гребенщикова Галина Александровна

Крейсера типа «Нагара» Крейсера типа «Нагара» стали 2-й серией 5500-тонных легких крейсеров - «Нагара», «Исузу», «Юра», «Натори», «Кину» и «Абукума». Они были очень похожи на крейсера типа «Кума», отличаясь лишь в деталях. Крейсера предназначались для использования в

Из книги Легкие крейсера Италии. Часть I. 1932-1945 гг. Крейсера типа “Бартоломео Коллеони” и “Луиджи Кадорна” автора Трубицын Сергей Борисович

Крейсер типа «Юбари» Экспериментальный легкий крейсер «Юбари» вице-адмирал Хирага проектировал с целью апробации новой концепции снижения массы корабля при сохранении его прочности. Хотя проектное водоизмещение крейсера «Юбари» составляло всего 3560 т и все тяжелое

Из книги Легкие крейсера типа «Нюрнберг». 1928-1945 гг. автора Трубицын Сергей Борисович

Крейсера типа «Сендай» Третья и последняя серия 5500-тонных легких крейсеров, разработанных на основе более ранних и более мелких крейсеров типа «Тенрю». От предыдущей серии крейсеров типа «Нагара» крейсера типа «Сендай» отличались иным расположением котлов. Из шести

Из книги Арсенал-Коллекция 2013 № 10 (16) автора

Крейсера типа «Катори» Во второй половине 30-х годов весь мир считал грядущую воину неизбежностью, в Императорском японском флоте резко усилилась необходимость в учебных кораблях. Устаревшие крейсера постройки конца XIX века не обеспечивали должною уровня практической

Из книги автора

Крейсера типа “К” Легкий крейсер типа “К".(Схема расположения главной энергетической установки)В отличие от предшественника, эти корабли были большим шагом вперед.Первоначальное задание на проектирование было следующим: проектное водоизмещение 3000 т, скорость хода 23

Корветы типа "С" Корвет "Комус" в конце 1890-х гг.Часть 1: тип "Комус"В середине 1870-х годов Адмиралтейство приняло два принципиальных решения, определивших дельнейшее развитие кораблей крейсерского класса. Во-первых, размеры крейсеров были строго ограничены половиной