Понятие «совместная деятельность. Совместная деятельность детей — это средство формирования положительных взаимоотношений между ними Общие положения и особенности совместной деятельности

Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру". Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру»

Заключение договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) предполагает объединение усилий и имущества коммерческих организаций (ИП) для достижения определенной цели.

В результате осуществления совместной деятельности стороны обычно планируют получение доходов, оптимизацию затрат и налогового бремени.

Договор простого товарищества предполагает особый порядок перераспределения доходов между товарищами (участниками договора), устанавливаемый условиями этого договора.

Совместная деятельность привлекательна, в том числе, простотой оформления, которая связана с тем, что стороны договора не создают нового юридического лица и, соответственно, нет нужды в совершении регистрационных действий и прохождении через множество формальностей.

Согласно п.1 ст.1041 ГК РФ, по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

В статье будут рассмотрены требования действующего законодательства к участникам договора о совместной деятельности и особенности бухгалтерского учета связанных с ее осуществлением хозяйственных операций.

Простое товарищество в гражданском законодательстве

Прежде всего, нужно отметить, что при осуществлении совместной деятельности очень важно уделить особое внимание составлению договора, так как от его условий зависит, в том числе:
  • оценка вкладов,
  • порядок распределения полученных доходов,
  • порядок покрытия расходов и убытков,
  • порядок принятия решений,
  • и т.п.
Согласно п.2 ст.1042 ГК РФ, сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности , могут быть только ИП и/или коммерческие организации.

В случае, когда целью совместной деятельности не является получение прибыли, участниками договора простого товарищества могут быть так же некоммерческие организации и физические лица.

Обратите внимание : Особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (инвестиционного товарищества), устанавливаются Федеральным законом от 28.11.2011г. №335-ФЗ

«Об инвестиционном товариществе».

Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе:

  • деньги,
  • иное имущество,
  • профессиональные и иные знания, навыки и умения,
  • деловая репутация,
  • деловые связи.
Вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами.

Согласно положениям ст.1044 ГК РФ, общей долевой собственностью товарищей признаются*:

  • имущество, внесенное товарищами (принадлежащее им на праве собственности),
  • произведенная в результате совместной деятельности продукция,
  • полученные от такой деятельности плоды и доходы.
*Если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства.

Внесенное товарищами имущество, которым они обладали по основаниям, отличным от права собственности, используется в интересах всех товарищей и составляет наряду с имуществом, находящимся в их общей собственности, общее имущество товарищей.

Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.

Пользование общим имуществом товарищей осуществляется по их общему согласию, а при отсутствии согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Обязанности товарищей по содержанию общего имущества и порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей, определяются договором простого товарищества.

В соответствии со ст.1044 ГК РФ, при ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если иное не установлено условиями договора.

Договором может быть предусмотрено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора простого товарищества.

При совместном ведении дел для совершения каждой сделки требуется согласие всех товарищей.

В отношениях с третьими лицами полномочие товарища совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется:

  • доверенностью, выданной ему остальными товарищами,
  • договором простого товарищества в письменной форме.
Решения, касающиеся общих дел товарищей, принимаются товарищами по общему согласию, если иное не предусмотрено договором.

Обратите внимание: Условие договора, ограничивающее право товарища знакомиться со всей документацией по ведению дел товарищества - незаконно и является ничтожным (ст.1045 ГК РФ).

В соответствии с положениями ст.1046 ГК РФ, порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением.

При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело.

На основании ст.1048 ГК РФ, прибыль, полученная товарищами в результате совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей, если иное не предусмотрено:

  • договором простого товарищества,
  • иным соглашением товарищей.
Обратите внимание: Соглашение, полностью освобождающее кого-либо из товарищей от участия в прибыли, покрытии общих расходов или убытков, ничтожно.

Договор простого товарищества прекращается вследствие:

  • Объявления кого-либо из товарищей недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим*.
  • Объявления кого-либо из товарищей несостоятельным (банкротом)*.
  • Смерти товарища или ликвидации либо реорганизации участвующего в договоре простого товарищества юридического лица*. Договором или соглашением может быть так же предусмотрено замещение умершего товарища (ликвидированного или реорганизованного юридического лица) его наследниками (правопреемниками).
  • Отказа кого-либо из товарищей от дальнейшего участия в бессрочном договоре простого товарищества*. Заявление об отказе от бессрочного договора простого товарищества должно быть сделано не позднее чем за три месяца до предполагаемого выхода из договора. При этом, даже если товарищами было заключено соглашение об ограничении права на отказ от бессрочного договора простого товарищества, оно незаконно и является ничтожным.
  • Расторжения договора простого товарищества, заключенного с указанием срока, по требованию одного из товарищей в отношениях между ним и остальными товарищами*.
  • Истечения срока договора простого товарищества.
  • Выдела доли товарища по требованию его кредитора*
*Если договором или последующим соглашением не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными товарищами.

При прекращении договора простого товарищества вещи, переданные в общее владение, пользование товарищей, возвращаются предоставившим их товарищам без вознаграждения , если иное не предусмотрено соглашением сторон.

С момента прекращения договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении третьих лиц.

Раздел имущества, находившегося в общей собственности товарищей, и возникших у них общих прав требования осуществляется в порядке, установленном ст.252 ГК РФ.

Недвижимость, которая будет создана или приобретена в будущем

В некоторых случаях договор совместной деятельности заключается в целях строительства недвижимости, подлежащей продаже в будущем.

При осуществлении такого рода отношений необходимо учитывать мнение Пленума ВАС РФ, выраженное в Постановлении от 11.07.2011г. №54«О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем».

Согласно п.4 данного Постановления, при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 («Купля-продажа»), 37 («Подряд»), 55 («Простое товарищество») Кодекса и т.д.

Если не установлено иное, судам надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи .

При этом судам необходимо учитывать, что положения законодательства об инвестициях (в частности, статьи 5 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», статьи 6 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений») не могут быть истолкованы в смысле наделения лиц, финансирующих строительство недвижимости, правом собственности (в том числе долевой собственности) на возводимое за их счет недвижимое имущество.

Право собственности на объекты недвижимости возникает у лиц, заключивших договор купли-продажи будущей недвижимой вещи (включая случаи, когда натакого рода договоры распространяется законодательство об инвестиционной деятельности), по правилам пункта 2 статьи 223 ГК РФ, то есть с момента государственной регистрации в ЕГРП этого права за покупателем.

В соответствии с п.6 Постановления, в случаях, когда по условиям договора:

  • одна сторона, имеющая в собственности или на ином праве земельный участок , предоставляет его для строительства здания или сооружения,
  • другая сторона обязуется осуществить строительство, к отношениям сторон по договору подлежат применению правила главы 37 ГК РФ, в том числе правила параграфа 3 названной главы («Строительный подряд»).
При разрешении споров, вытекающих из указанных договоров, судам необходимо учитывать, что на основании статьи 219 ГК РФ право собственности на здание или сооружение, созданное по договору, возникает у стороны, предоставившей земельный участок (застройщика), с момента государственной регистрации данного права в ЕГРП.

Сторона, осуществившая строительство, имеет право на оплату выполненных работ в соответствии с договором, а при неисполнении стороной, предоставившей земельный участок, обязанности по их оплате может требовать от нее возмещения причиненных убытков, уплаты предусмотренной договором неустойки, а также воспользоваться правом, предоставленным ей статьей 712 ГК РФ.

Если по условиям договора сторона, осуществившая строительство, имеет право в качестве оплаты по нему получить в собственность помещения в возведенном здании, названный договор следует квалифицировать как смешанный (пункт 3 статьи 421 ГК РФ) и к обязательству по передаче помещений применяются правила о купле-продаже будущей недвижимой вещи с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 3 и 5 настоящего Постановления.

На основании п.7 Постановления, 7. вслучаях когда из условий договора усматривается, что каждая из сторон вносит вклады:

  • передает земельный участок,
  • вносит денежные средства,
  • выполняет работы,
  • поставляет строительные материалы,
  • и т.д.,
с целью достижения общей цели, а именно создания объекта недвижимости, соответствующий договор должен быть квалифицирован как договор простого товарищества .

Бухгалтерский учет совместной деятельности товарищей

Правила и порядокотражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации в случаях совместного осуществления операций, совместного использования активов и совместного осуществления деятельностиустановлены .

Согласно , информация об участии в совместной деятельности подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности организации при наличии договоров, условиями которых устанавливается распределение между участниками обязанностей по финансовой и иной совместно осуществляемой деятельности с целью получения экономических выгод или дохода .

На основании , ведение бухгалтерского учета общего имущества может быть поручено одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.

При отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций, связанных с участием в совместной деятельности (договоре простого товарищества):

  • организация-товарищ руководствуется пунктами 13 - 16 настоящего Положения,
  • товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором простого товарищества, руководствуется пунктами 17 - 21 настоящего Положения.
  • Бухгалтерский учет у товарища, ведущего общие дела.
В соответствии с п.17 ПБУ 20/03, при организации бухгалтерского учета товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором о совместной деятельности, обеспечивает обособленный учет :
  • операций (на отдельном балансе) по совместно осуществляемой деятельности,
  • операций, связанных с выполнением своей обычной деятельности.
Обратите внимание: Показатели отдельного баланса в бухгалтерский баланс товарища, ведущего общие дела, не включаются .

Отражение хозяйственных операций по договору о совместной деятельности, включая учет расходов и доходов, а также расчет и учет финансовых результатов по отдельному балансу, осуществляются в общеустановленном порядке.

Согласно п.18 ПБУ 20/03, имущество, внесенное участниками договора, учитывается товарищем, ведущему общие дела, обособленно - на отдельном балансе.

Вклады, внесенные участниками совместной деятельности, учитываются товарищем, ведущим общие дела:

  • на счете по учету вкладов товарищей в оценке, предусмотренной договором .
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению*, имущество, внесенное товарищами в простое товарищество в счет их вкладов, приходуется:
  • По Дебету счетов учета имущества (51 «Расчетные счета», 01 «Основные средства», 41 «Товары» и др.) и Кредиту счета 80 «Вклады товарищей».
При возврате имущества товарищам при прекращении договора простого товарищества в бухгалтерском учете производятся обратные записи.

Аналитический учет по счету 80 «Вклады товарищей» ведется по каждому договору простого товарищества и каждому участнику договора.

*Утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000г. №94н.

Приобретенное или созданное в ходе осуществления договора о совместной деятельности имущество отражается в бухгалтерском учете:

  • в сумме фактических затрат на его приобретение, изготовление и т.д.
Учет приобретения или создания новых объектов ОС, НМА и других вложений во внеоборотные активы ведется в общеустановленном порядке.

Начисление амортизации по амортизируемому имуществу в рамках отдельного баланса осуществляется в общеустановленном порядкевне зависимости от фактического срока их использования и применяемых ранее способов начисления амортизации до заключения договора о совместной деятельности.

  • Бухгалтерский учет у товарищей - участников договора о совместной деятельности.
На основании п.13 ПБУ 20/03, активы, внесенные в счет вклада по договору о совместной деятельности, включаются организацией-товарищем:
  • в состав финансовых вложений по стоимости, по которой они отражены в бухгалтерском балансе на дату вступления договора в силу.
Таким образом, в отчетности совместной деятельности и в отчетности товарищей суммы вкладов могут не совпадать из-за разного подхода к их оценке (в балансе совместной деятельности - по договорной оценке, в балансе товарища - по балансовой стоимости).

Соответственно, в учете товарища передача вклада по договору совместной деятельности отражается следующими проводками:

  • По Дебету счета 58.4 «Вклады по договору простого товарищества» и Кредиту счетов учета имущества (51 «Расчетные счета», 01 «Основные средства», 41 «Товары» и др.)
Согласно п.14 ПБУ 20/03, при формировании финансового результата каждая организация-товарищ включает в состав прочих доходов или расходов:
  • прибыль или убытки по совместной деятельности, подлежащие получению или распределенные между товарищами.
При этом организации-товарищи делают следующие проводки:
  • По Дебету счета 76.3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим расчетам» и Кредиту счета 91.1 «Прочие доходы» - получена прибыль по результатам совместной деятельности.
  • По Дебету счета 91.2 «Прочие расходы» и Кредиту счета 76.3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим расчетам» - получен убыток по результатам совместной деятельности
Согласно п.15 ПБУ 20/03, имущество, подлежащее получению каждой организацией-товарищем по результатам раздела в соответствии со ст.1050 ГК РФ при прекращении совместной деятельности, отражается как:
  • погашение вкладов, учтенных в составе финансовых вложений.
В случае возникновения разницы между стоимостной оценкой вклада, учтенного в составе финансовых вложений, и стоимостью полученных активов после прекращения совместной деятельности эта разница включается в состав:
  • прочих доходов или прочих расходов при формировании финансового результата.
Активы, полученные организацией-товарищем после прекращения совместной деятельности, принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, числящейся в отдельном балансе на дату принятия решения о прекращении совместной деятельности.

    Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"

Проблема совместной деятельности по-разному формулировалась не только в разные периоды ее разработки, но и разными исследователями. С ее формулированием связаны прежде всего такие термины, как «групповая активность», «групповая деятельность», «групповое взаимодействие», «коллективная деятельность», «совместная деятельность» и т.п. Несмотря на некоторые различия в формулировках проблемы, а также на изменения в результате ее естественного развития, проблема совместной деятельности до сих пор остается в центре внимания исследователей, в первую очередь социальных психологов, психологов труда и управления. В качестве признаков совместной деятельности (СД) обычно выступают ее отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. К основным признакам совместной деятельности относится наличие:

  • 1) единой цели для участников, включенных в деятельность;
  • 2) общей мотивации;
  • 3) объединения, совмещения или сопряжения индивидуальных деятельностей (и индивидов), понимаемых как образование единого целого;
  • 4) разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками;
  • 5) согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой и с учетом характеристик деятельности;
  • 6) управления - важнейшего признака и атрибута СД;
  • 7) единого конечного результата (совокупного продукта);
  • 8) единого пространства и одновременности выполнения индивидуальной деятельности разными людьми.

Психологическая структура СД включает такие компоненты, как общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совместной деятельности - центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, которого стремится достигнуть общность индивидов (групповой субъект). Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели. Обязательным компонентом психологической структуры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент совместной деятельности - совместные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками.

А. Н. Леонтьев в «общем потоке деятельности» выделяет разные уровни. Сначала это отдельные (особенные) деятельности - по критерию побуждающих их мотивов. Далее идет уровень действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям. Наконец, это уровень операций, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели.

Целевое или предметно-направленное взаимодействие между индивидами (а значит и между индивидуальными деятельностями) можно в первом приближении принять за «единицу» психологического анализа СД, которая раскрывает ее качественную специфику (аналогично тому, как предметное действие составляет специфику индивидуальной).

Обычно различают три формы, или модели, организации совместной деятельности:

  • 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
  • 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником;
  • 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих ее участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

В совместной деятельности, как правило, используется несколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников, которые определяют основные социально-психологические типы взаимодействия участников.

  • 1. Сотрудничество: партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей СД.
  • 2. Противоборство: партнеры противодействуют достижению целей другими участниками СД, совершают несогласованные с ними действия, в противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаимодействию.
  • 3. Уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избегание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей.
  • 4. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.
  • 5. Однонаправленное противодействие, т.е. один из партнеров препятствует достижению целей другим, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником.
  • 6. Контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме).
  • 7. Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта СД тесно связаны между собой. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированности), структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности.

Целенаправленность группового субъекта деятельности представляет стремление к основной цели.

Мотивированность как свойство группового субъекта деятельности характеризует активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности.

Под целостностью (или интегрированностью) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство составляющих его элементов. Целостность оценивается совокупностью параметров:

  • - плотностью функциональных связей между его членами, показателями которой выступают частота и интенсивность контактов между ними;
  • - уровнем функциональной взаимосвязанности; отношением числа совместно выполняемых функций к общему их числу;
  • - типом целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами коллектива.

Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование и т.п.), способы принятия ответственности за выполнение функций в коллективе (концентрация, распределение, диффузия ответственности), характеристики делового взаимовлияния и др.

Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является прежде всего тип или характер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показателей:

  • - доминирующий способ разрешения разногласий и противоречий;
  • - ведущая «зона» согласования действий участников группы;
  • - уровень конфликтности;
  • - типичные способы поведения ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.

Организованность обобщенного субъекта деятельности означает упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать точно в соответствии с заранее установленным планом (планомерность).

Интегральным свойством коллективного субъекта деятельности является его результативность, характеризующая способность достигать позитивного итога.

Наблюдения за процессом совместной деятельности и собственные экспериментальные исследования позволили Н. Н. Обозову построить модель регуляции совместной деятельности (рис. 23).

Рис. 23.

Центральным блоком в этой модели является блок «Условия деятельности и взаимодействия». Разграничение таких понятий, как «деятельность» и «взаимодействие», не случайно. Они выступают вместе в совместной деятельности и взаимообуславливают друг друга. В. Е. Смирнов в своей работе «Психология юношеского возраста» отмечал: «Для членов группы, производящих какое-либо совместное действие, всегда имеются две стороны: стимуляция со стороны самой работы и стимуляция, исходящая от других».

В совместной деятельности Н. Н. Обозов выделяет два аспекта:

  • а) собственно предметную деятельность;
  • б) совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе этой деятельности или общения.

Данное мнение подтверждает факт разделения условий деятельности и взаимодействия. Й. Лингард обозначил два типа обратных связей: собственно обратную связь об индивидуальной деятельности и социально-обратную связь, обусловленную взаимодействием между индивидами.

Обратная связь - это один из важнейших компонентов регуляции любой биологической и социальной системы, и если без обратной связи практическая деятельность немыслима, то в условиях взаимодействия большего числа людей система обратной связи еще больше усложняется. В связи с этим Курт Бак выделяет два типа коммуникации (которым соответствуют определенные структуры языка):

  • а) направленный на отношения, т.е. взаимодействия;
  • б) направленный на действия и деятельность.

Р. Бейлз различает в совместной деятельности область решения задач и область эмоций. Область эмоций характеризуется наличием таких форм речевых и поведенческих реакций, которые в большей мере направлены не на саму деятельность (решение задач), а на взаимодействие (межличностные отношения). Эти реакции имеют эмоциональную, субъективную окраску, характеризуют степень удовлетворенности совместной деятельностью. Другое дело - область решения задачи: она связана с выдвижением гипотез, их обсуждением и принятием решений. Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определенными эмоциональными переживаниями участников групповой деятельности.

Эффективность деятельности группы зависит от многих факторов, в том числе и от условий, в которых она протекает. Это могут быть спокойная деловая обстановка, отсутствие давления извне или, наоборот, стрессовые условия, когда группа работает с эмоциональным «надрывом» в экстремальной ситуации. Среди условий, влияющих на эффективность СД, надо отметить следующие:

  • 1. Специфика и сложность задач. Это внегрупповой фактор, он задается извне и определяет содержание совместной деятельности. Сложность задачи определяется не только тем, какие психические процессы и функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные, мнемические, логические), но и тем, как часто выполнялись действия и вырабатывались навыки - нормы взаимодействия с орудием и объектом труда.
  • 2. Время совместной работы или любого другого вида взаимодействия, например общения приятелей, супругов, может рассматриваться с различных позиций.

При официальной организации взаимодействия людей время оценивается как фактор объективной необходимости для совместной деятельности. Время же взаимодействия при неофициальных отношениях определяется внутренними потребностями каждого из участников общения. Время совместной работы и совместного проживания является не только условием проверки прочности отношений, но, что еще более важно, это фактор формирования личностных, в частности характерологических, особенностей взаимодействующих людей. Как указывал по этому поводу С. Л. Рубинштейн, при длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга часто накладывает значительный отпечаток на их характер, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологическими свойствами и взаимное уподобление. В результате длительной совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становятся похожими друг на друга.

3. Количественный состав группы в условиях официальных отношений (например, учебная деятельность) определяется извне. Количественный состав имеет определенное значение для регуляции эффективности групповой деятельности. С увеличением группы ее эффективность возрастает, но лишь до определенного уровня: при достижении некоторого «критического значения» величина группы перестает влиять на эффективность ее деятельности, а затем - при ее большем увеличении - эффективность снижается (слишком большая численность приводит к тому, что люди начинают мешать друг другу), отмечал Б. Ф. Ломов. Но при этом необходимо соотносить специфику деятельности группы, сложность решаемых задач с реальной численностью.

Соотношение количества членов группы и эффективности ее работы имеет криволинейную зависимость. В проявлении этого фактора следует различать пороговые значения численности группы: нижний порог - это число лиц, способных справиться с общей задачей; верхний порог - это число лиц, эффективно справляющихся с заданием, но которое может быть незначительно сокращено без видимого ущерба.

4. Взаимосвязанность членов группы является одним из основных условий, влияющих на их взаимодействие. При этом под взаимодействием надо понимать такую систему действий участников, когда действия одного обуславливают определенные действия других людей. Степень взаимосвязанности определяется тем, каков характер взаимодействия между индивидами: официальный или неофициальный. Неофициальные межличностные взаимоотношения не являются заданными, они регулируются самими членами группы. В официальной организации взаимосвязанность определена инструкциями, приказами, предписаниями и не зависит от желания людей.

Малая взаимосвязанность представляет большие возможности для самостоятельной работы. По мере усиления взаимной связанности, возможности самостоятельных действий уменьшаются, но одновременно усиливается роль общегрупповых достижений. Больше того, увеличение взаимосвязанности повышает значение руководителя.

Й. Лингард попытался определить уровни взаимной зависимости с учетом сложности и качества межличностных связей:

  • а) первый уровень взаимосвязанности характеризуется изменением поведения под влиянием присутствия других лиц, ведущих себя подобно зрителям, и обозначен ученым как «публичный эффект»;
  • б) второй уровень - взаимосвязанность, при которой поведение изменяется под влиянием активно участвующих в конкретной деятельности других лиц. Совместное действие в данном случае необходимо различать по степени взаимосвязанности: от эмоциональной и заинтересованной совместной деятельности других лиц без непосредственной помощи до взаимного сотрудничества.
  • 5. Функциональную структуру группы можно дифференцировать на первичную (заданную условиями и формальными признаками организации) и вторичную (соответствующую распределению ролей в процессе решения задач). Для оптимального регулирования системы управления необходимо рациональное соотношение между заданным и произвольным распределением функциональных обязанностей. Произвольное (вторичное) распределение функций определяется, с одной стороны, системой задач, которые решает группа, а с другой - индивидуально-типическими, личностными и социально-психологическими особенностями членов группы. В сплоченных группах лидер эффективнее, чем в менее сплоченных. «Сплоченность группы» и «эффективность лидерства» - это взаимозависимые переменные. Группа может быть сплоченной только при оптимальном распределении функций между ее членами, поэтому естественно, что и эффективность лидерства будет больше; это качество сплоченной группы - следствие согласия внутри нее.
  • 6. Изолированность группы от обычной социальной среды (экспедиции, экипажи морских судов и космических кораблей) и ее автономность («замыкание» на какой-либо внешний объект, например любое лицо, не входящее в состав группы; прибор, расцениваемый как внешний элемент). Слабая автономность группы выражается в конфликте, который замыкается между ее членами. Социальная изоляция более, пожалуй, чем физическая, действует на самочувствие человека. Но в отличие от индивидуальной изоляции отсутствие обычного круга общения компенсируется возрастанием уровня межличностных отношений внутри самой группы, хотя и до известных пределов. Сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывают информативную ценность каждого из членов группы, что, в конечном счете, приводит к индивидуальной изоляции.

Автономность группы выступает как следствие не только физических условий, но и внутренних и внешних социально-психологических. Это выражается в том, что хорошо сработавшаяся группа, включаемая во взаимодействия с другими группами, порой проявляет агрессивность по отношению к членам других групп.

7. Мотив как побуждение - это источник или причина действия. Однако в условиях совместной работы людей в группе притязания одного могут не согласовываться с притязаниями другого.

Характер мотивации каждого члена группы и всей группы в целом различается по силе и направленности. Внутренняя мотивация каждого члена группы определяется прежде всего условиями решения задач, которые могут усиливать или ослаблять ее. Сила мотивированности зависит от взаимного влияния членов группы друг на друга. При высоком уровне положительного отношения к работе происходит усиление мотивированности каждого члена и всей группы в целом. Направленность мотивации выражается через ориентацию личности на личный успех (на саму себя), коллективистский (на группу) и деловой (на задание). Ориентация на собственный или групповой результат находится в непосредственной зависимости от степени взаимосвязанности между членами группы. При большей мотивации увеличивается мотивация членов группы на общую эффективность совместной деятельности, либо в группе возникает конфликт вплоть до отказа от решения задачи.

8. Система дополнительных факторов, по мнению Н. Н. Обозова, является разнообразной по структуре и включает в себя, с одной стороны, индивидуальные психологические особенности членов группы, а с другой - их однородность-разнородность по различным психологическим характеристикам.

В первом случае выделяют два внутригрупповых фактора. Первый фактор - уровень индивидуальных характеристик членов группы - выступает как показатель тех возможностей, которыми обладает каждый участник совместных действий в отдельности (сюда можно включить нейродинамические, психомоторные, интеллектуальные, социально-психологические особенности людей).

Второй фактор - однородность-разнородность группы (степень подобия между людьми в группе). Для одного типа совместной деятельности важны близость, подобие членов группы по каким-либо параметрам, для других видов работ условиями успешного выполнения групповых задач являются контраст и различия. Особое значение имеют возрастные и половые различия людей; их роль в регулировании взаимодействий (общения, отношений) чрезвычайно велика.

Фактор однородности-разнородности группы имеет два уровня.

  • 1. Первый уровень однородности-разнородности группы (степень подобия-контраста вероятных участников взаимодействия) есть соотношение их индивидных (природных), личностных и социально-психо- логических параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций, мировоззренческих позиций). Данный уровень участвует в регуляции эффективности совместной деятельности и межличностных отношений людей, но его регулирующая функция может не осознаваться членами группы. Это совсем не означает, что партнеры не видят реального сходства или различия между собой; просто это настолько очевидно, что воспринимается как само собой разумеющееся.
  • 2. Второй уровень однородности-разнородности членов группы есть соотношение (сходство-различие) их мнений, оценок, отношения к себе, партнеру, другим людям, предметному миру. Второй уровень включает в себя два субуровня:
    • - первичный (или исходный) подуровень состоит из исходных данных до взаимодействия, соотношения мнений, оценок (о мире предметов и о себе подобных) и отношений (к миру предметов и к себе подобным);
    • - вторичный подуровень есть соотношение (сходство-различие) мнений, оценок и отношений, как следствие взаимодействия между членами группы. Он является следствием взаимодействия мнений, оценок и отношений общающихся партнеров; регулируется такими механизмами социального поведения, как подражание, внушение, конформность. Степень позитивной изменчивости мнений, оценок, позиций - один из основных показателей сплоченности, солидарности группы. Благодаря изменчивости преобразуется этот подуровень. Изменчивость зависит не только от исходного соотношения параметров первичного подуровня, но и от первого уровня неоднородности группы, т.е. от соотношения индивидных, личностных и социально-психологических особенностей членов группы. В свою очередь, изменение и принятие других мнений, оценок, отношений участвуют в формировании ценностных ориентаций, интересов, т.е. происходит изменение первого уровня однородности-разнородности.

Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и отношений в группе характеризует единство взглядов и выражает сходство- различие интересов, ценностных ориентаций и личностных установок. Партнеры не только осознают сходство-различие в своих мнениях, оценках, отношениях, но и ощущают его реальную значимость для совместной деятельности и межличностных отношений.

Все изложенное выше позволило Н. Н. Обозову сделать вывод о том, что в регуляции эффективности групповой деятельности участвуют самые разные системы факторов:

  • а) внегрупповые (физические и социальные);
  • б) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения, исходные и результативные);
  • в) внеличностные (однородность-разнородность по индивидуальнопсихологическим параметрам);
  • г) внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояния, исходные мнения, оценки и отношения).

Фактором, связывающим все перечисленное, является фактор общественной значимости совместной деятельности группы людей.

Понятие «совместная деятельность»

Отечественная и зарубежная психология, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого на этом этапе развития (Л.Выготский, Д.Эльконин, А.Запорожец, М.Лисина и др.). Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю взаимодействия с ним взрослого, они очень чувствительны к мнению и оценке взрослого и беззащитны перед любимыми формами давления и агрессии с его стороны. За каждым ребенком должно быть признанным право на прохождение собственного пути самосовершенствования, самореализации, становление его способности быть «субъектом собственной жизни в мире».

Одним из основных условий усвоения ребенком позиции субъекта деятельности является такая совместная деятельность, где каждый ее компонент от цели до результата оформляется совместно (педагогом и детьми), где образовательное содержание несет в себе элемент открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого.

Педагогические принципы, методы и приемы задают лишь ориентиры деятельности. Для ребенка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи - новый общий способ действия, для взрослого искомыми являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми. В русле этого типа совместной деятельности «обмен информацией» уступает место специфическому «обмену возможностями», протекающему между ребенком и взрослым.

Психологический словарь так практикует понятие «совместная деятельность» - это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.

При организации совместной деятельности педагог должен отражать следующие характеристики:

1. пространственное и временное соприсутствие участников, создающие возможность непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.

Эта характеристика направляет педагога на создание условий для совместного взаимодействия в данном пространстве. Переход от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом должен быть естественным. Кто - то сразу откликается. Кто - то позже, главное - добровольное участие детей. Поэтому рефлексией для педагога станет то, насколько он знает своих детей. Знает себя и свои реакции на возможные их действия. Поможет педагогу привлечь детей наличие материала, продуманность его размещения с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.

2. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищает результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников.

Эта характеристика подразумевает проектирование деятельности. Постановка общей цели совместной деятельности, удовлетворяющей интересам всех участников, включает в себя два уровня задач:

Постановка задачи перед детьми должна быть мотивирована в соответствии с возрастом и индивидуальными интересами детей. В совместной деятельности в качестве ведущих психологических задач выступают задачи, с помощью которых педагог изучает возможности детей, осуществляет поиск решения детьми поставленной задачи в моделях «взрослый - ребенок», «ребенок - ребенок», «ребенок - персонаж», «взрослый - ребенок - персонаж» и пр. А так же в зависимости от этапа освоения знаний:

  • · приобретение - информация;
  • · упражнение - закрепление;
  • · обобщение - систематизация;
  • · самостоятельное использование;

Педагогическими задачами могут быть задачи на закрепление, задачи обобщающего характера, творческого характера и пр.

Характер задач влияет на организацию совместной деятельности.

3. Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников деятельности, либо распределены.

Педагог продумывает, кто и как будет руководить процессом совместной деятельности. Педагог - участник совместной деятельности не только организует и руководит, но и действует. Полноправным участником совместной деятельности может быть игровой персонаж, который действует через письмо, посылку и т.д.

4. Разделение процесса совместной деятельности между участниками обусловлено характером целей, средств и условий, составом и уровнем квалификации участников.

Педагог выбирает оптимальную форму организации деятельности с оптимальным количеством участников в зависимости от цели и содержания, возможностей детей.

Психолог Л.И. Уманский выделяет 3 возможные формы организации совместной деятельности:

  • · Совместно - индивидуальная деятельность - каждый участник делает свою часть общей цели независимо друг от друга (может участвовать вся группа)
  • · Совместно - последовательная деятельность - общая цель выполняется последовательно каждым участником (вся группа делится на малые группы)
  • · Совместно - совместная деятельность - одновременные взаимодействия каждого участника со всеми остальными.

В условиях коллективной и индивидуальной совместной деятельности оптимальными являются малые группы (6 - 8 человек) или пары и тройки детей. На основании чего можно объединить детей? Выбор объединения будет зависеть от цели, задач, содержания, возраста и возможностей детей. Важно, чтобы это объединение было успешным.

Наиболее известными стали объединения детей: по интересам, по симпатиям, по полу, по задачам, вокруг персонажей, вокруг лидеров, на основе дидактического материала.

Педагог ищет набор успешных для развития детей вариантов объединений, предлагая детям возможность «примерить на себя» разные социальные роли: генератор идей, исполнитель, инструктор, контролер и т.д.

  • 5. Возникновение межличностных отношений.
  • 5Эта характеристика помогает педагогу установить правила диалогового

взаимодействия между участниками совместной деятельности:

  • · Если вы задаете вопрос, подождите, когда ребенок ответит на него.
  • · Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением детей.
  • · Если вы не согласны - аргументируйте, поощряйте поиск аргументов детьми.
  • · «Держите паузу» - не позволяйте себе захватывать все коммуникативное пространство.
  • · Чаще смотрите собеседнику в лицо (глаза в глаза).
  • · Чаще называйте имя собеседника.
  • · Чаще пользуйтесь фразами: докажи, что я неправ; как ты думаешь; мне интересно твое мнение и т.п.

Таким образом, очень важна роль, которую выполняет совместная деятельность в социально-личностном развитии ребенка. В такой деятельности происходит формирование личности. Здесь между её участниками осуществляется общение, направленное на согласование усилий для достижения общей цели. Она выступает как условие формирования сложной системы коммуникативно деятельностного взаимодействия и речи в детском возрасте. Это позволяет соединить диалогическую форму речевого общения в онтогенезе с деятельностной и когнитивной сторонами развития ребенка.

Совместная деятельность - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции;

2) наличие единой цели - предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов,

3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;

4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной совместной деятельности является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников;

5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности

К признакам совместной деятельности относятся:

Единая цель участников деятельности;

Общая мотивация

Объединение индивидуальных деятельностей (образование единого целого); - разделение процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками;

Согласование индивидуальных деятельностей участников (строгая последовательность операций). Она достигается с помощью управления

– управление (важный признак совместной деятельности);

Единый конечный результат;

Единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей.

Психологическая структура совместной деятельности

Общая цель – это идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель делится на частные и конкретные задачи;

Общий мотив – это сила, побуждающая индивидов к совместной деятельности;

Совместные действия – элементы деятельности, направленные на выполнение текущих задач;

Общий результат.

Типы совместной деятельности по Уманскому

Профессор психологии Лев Ильич Уманский (1921-1983), посвятил себя изучению психологии организаторской деятельности. Профессор предложил типологию совместной деятельности

Под типом совместной деятельности или формой организации совместной деятельности принято понимать способ взаимодействия между участниками группового решения задач или проблем. Согласно классификации Л.И. Уманского, к числу базовых можно отнести три типа совместной деятельности: совместно-взаимодействующую, совместно-последовательную и совместно-индивидуальную.

1) Совместно-взаимодействующий тип деятельности характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи. При этом интенсивность труда исполнителей, как правило, примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, малоизменчивы. Эффективность группы в равной степени зависит от вклада каждого из ее участников (рис. 5.5.). Иллюстрацией такого варианта организации совместной деятельности может послужить совместное перемещение тяжестей.

Рис. 5.5. Совместно-взаимодействующий тип деятельности

2) Совместно-последовательный тип деятельности отличается от совместно-взаимодействующего временным распределением, а также порядком участия каждого в работе (рис. 5.6.). Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем - второй, третий и т. д. Особенность деятельности каждого участника задается спецификой целей совместною преобразования исходного сырья в конечный продукт.

Типичный пример совместно-последовательного типа взаимодействия - конвейер, когда продукт деятельности одного из участников процесса переходя к другому, становится для последнего предметом труда.

Рис. 5.6. Совместно-последовательный тип деятельности

Так, например, при изготовлении досок вначале кто-то спиливает дерево, потом кто-то перевозит его на фабрику, затем Кто-то отделяет ствол от ветвей, потом кто-то измеряет ствол и рассчитывает, сколько и какого размера досок может получить и какова должна быть схема распилки, и лишь потом ствол поступает на распиливание.

3) Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется (рис. 5.7). Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом. Примеры этого типа деятельности - индивидуальная переноска тяжестей или независимый анализ различных аспектов одного и того же явления разными специалистами.

Рис. 5.7. Совместно-индивидуальный тип деятельности

В последнее время специалистами выделяется особый тип совместной деятельности - совместно-творческий. Подобный тип организации коллективной деятельности зародился в сферах науки и искусства, где участники научного или творческого проекта создавали нечто совершенно новое, зачастую уникальное, что нельзя было создать по имеющимся правилам и технологиям. В этих коллективах создается особый тип деятельности - сотворчество, когда каждый участник процесса является равноправным создателем нового. Законы творчества требуют учета каждого, даже самого “сумасшедшего” видения, потому что в котле общего обсуждения из самой абсурдной идеи может появиться открытие. Этот тип характеризуется особой активностью каждого из участников процесса взаимодействия, а именно: активностью в плане повышения собственной профессиональной компетентности за счет участия в коллективной деятельности. С одной стороны, особенности совместно-творческого типа деятельности дают возможность каждому участнику пробовать разные способы деятельности, обогащаться способами работы, присущими другим специалистам и сферам труда, а с другой стороны, - синергетический (взаимообогащающий) эффект дает мощный импульс развитию самой группы, выполняющей деятельность. Однако в деятельности такого типа “следы” индивидуальных вкладов участников принципиально невычленимы.

Члены такого коллектива получают возможность работать в совершенно разных профессиональных позициях и выполнять различные коллективные роли в зависимости от стоящей перед группой задачи. Поэтому данные группы обычно обладают высокой гибкостью, изменчивостью и состава, и внутренней структуры, в зависимости от поставленных задач и условий их выполнения. Так работают творческие коллективы, в которых каждому дается полная возможность собственного самовыражения и тем не менее достигается цель группы в целом - создание нового, культурно ценного произведения или продукта.

Для людей в ситуации совместно-взаимодействующей деятельности характерны высокая ориентация на коллективные цели, приверженность авторитету лидера, ориентация на групповую нравственность (нормы и ценности), а также традиционные способы поведения. Для участника организации с подобным типом технологии характерна высокая приверженность к группе, и самым тяжким наказанием будет изгнание из группы себе подобных.

Для сотрудников организации с совместно-последовательным типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, следование нормам и правилам, сформулированным в инструкциях, положениях и других нормативных документах. Такого рода технологии характерны для сложного промышленного производства, обрабатывающей промышленности.

Для участников процесса совместно-индивидуальной деятельности характерны высокая инициативность, пассионарность, ориентация на результат и индивидуальные достижения. Такие специалисты во главу угла ставят свои собственные цели и ценности, склонны самостоятельно разрабатывать способы достижения цели и способны эффективно действовать в ситуации внутриорганизационной конкурентности. Такого рода технологии характерны для современных наукоемких производств, сложных технологий, которые требуют очень высокой подготовки. У трудовых коллективов, работающих в подобной технологии, могут возникать проблемы организации общей деятельности между различными специалистами, хорошо знающими собственное дело, но мало ориентированными на понимание особенности работы коллег, концентрирующимися скорее на проблемах собственной деятельности, чем на проблемах организации в целом.

Участникам совместно-творческой деятельности свойственна, как отмечалось, особая ориентация - ориентация на профессиональное развитие. Она в корне отличается от стремлений участников совместно-индивидуальной деятельности, в данном случае речь идет не столько об углублении в рамках одной проблемы, специальности, сколько о работе в пограничных областях человеческой деятельности. Профессионал в отличие от специалиста способен и даже стремится выходить за рамки своей специальности и работать, пользуясь инструментами других специалистов, что позволяет ему не только находить новое, но и углублять свое понимание проблем.

Таким образом, участники совместно-творческого типа деятельности обладают ярко выраженной ориентацией на сотрудничество со специалистами разных областей, гибкостью смены позиций, ориентацией на индивидуальное развитие. Для коллективов, работающих в таком типе деятельности, основной ценностью становятся достижение нового знания, создание условий для индивидуального развития, уважение прав каждого участника. В отличие от совместно-взаимодействующего типа деятельности в организациях совместно-творческого типа невозможно решать проблемы большинством голосов и вводить диктатуру большинства. Проблемы должны решаться консенсусом, и итоговое решение в обязательном порядке должно оставлять возможность реализации законных интересов меньшинства, их права никогда не могут быть нарушены.

Психологические особенности совместной жизнедеятельности группы А.Л. Журавлев (из указанного ею источника,тут история в основном)

Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии

За последние 40 лет в нашей стране выполне

но большое число психологических исследований по проблеме совместной деятель­ности, которые внесли определенный вклад в становление соот­ветствующей концепции, ставшей одной из наиболее распростра­ненных в психологии групп н коллективов, особенно трудовых коллективов Данная проблема формулировалась по-разному не только в разные периоды ее разработки, но и разными исследова­телями С ее формулированием связаны прежде всего такие тер­мины как «групповая активность «групповая деятельность», «групповое взаимодействие», «коллективная деятельность», «со­вместная деятельность» и т.п. Несмотря на некоторые различия в формулировках проблемы, а также на изменения в результате ее естественного развития, проблема совместной деятельности до сих пор сохраняется в центре внимания исследователей, в первую оче­редь, социальных психологов, психологов труда и управления.

I. Во-первых, совместная деятельность представляет собой единство всех членов группы по месту, времени и действию.

II. Во-вто­рых, все участники совместной деятельности объединены общей целью ее осуществления. Это значит, что индивидуальные це­ли каждого должны совпадать, либо групповая цель должна стать целью каждого участника.

III. В-третьих, совместная деятель­ность предполагает наличие заданной сетки обязанностей членов группы.

IV. В-четвертых, совместная деятельность предпо­лагает наличие связей ее участников между собой, их взаи­мозависимость в процессе деятельности. Эти связи существуют в форме вербальных контактов, обмена действиями и оценка­ми.

V. В-пятых, совместная деятельность в детской группе проис­ходит на фоне совместных переживаний , благодаря ко­торым в детской группе особой силы достигают социально-пси­хологические эффекты подражания взрослым и сверстникам, уподобления себя им и их себе.

Признаки, структура и динамика совместной деятельности (Шевандрин)

Под признаками совместной деятельности (СД) обычно по­нимаются ее отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. К основным призна­кам совместной деятельности относится наличие:

1) единой цели для участников, включенных в деятельность;

2) общей мотивации;

3) объединения, совмещения или сопряжения индивидуаль­ных деятельностей (и индивида), понимаемых как образование единого целого;

4) разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками;

5) согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой. Такое согла­сование обычно ведется с учетом многочисленных характеристик деятельности: пространственных, временных (темпа, интенсивности, ритмичности) и т.д. Оно достигается с помощью управления;

6) управления - важнейшего признака и атрибута СД;

7) единого конечного результата (совокупного продукта),

8) единого пространства и одновременности выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми.

Психологическая структура СД включает ряд составляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совмест­ной деятельности - центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально, представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект). Общая цель может распадаться на более частные и конкретные зада­чи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъ­екта к цели. Обязательным компонентом психологической структу­ры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент совместной деятельности - совме­стные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий резуль­тат, полученный ее участниками.



А.Н.Леонтьев в "общем потоке деятельности" выделяет от­дельные (особенные) деятельности - по критерию побуждаю­щих их мотивов. Далее идет уровень действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям. Наконец, это уровень операций, которые непосредственно зависят от условий дости­жения конкретной цели.

Целевое или предметно-направленное взаимодействие между индивидами (а значит, и между индивидуальными деятельностями) можно в первом приближении принять за "единицу" психологического анализа СД, которая раскрывает ее качест­венную специфику (аналогично тому, как предметное действие составляет специфику индивидуальной).

В совместной деятельности, как правило, используется не­сколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников по отношению К партнерам:

а) содействие как результативная помощь другим, активное способствование достижению общих целей СД;

б) противодействие достижению целей другими участниками СД, совершение несогласованных с ними действий, идущих в противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаимодействию;

в) уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избега­ние взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей.

Исследователи выделяют ряд социально-психологических типов взаимодействия. Перечислим их.

1. Сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению инди­видуальных целей каждого и общих целей СД.

2. Противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

3. Уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного сотрудничества.

4. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

5. Однонаправленное противодействие, т.е. один из партне­ров препятствует достижению целей другого, а второй уклоня­ется от взаимодействия с первым.

6. Контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии ак­тивного противодействия первому (в подобных ситуациях такое
противодействие может маскироваться в той или иной форме).

7. Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия .

Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта СД тесно взаимосвязаны между собой. Среди основ­ных характеристик субъекта совместной деятельности необходи­мо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированности), структурированность, согла­сованность, организованность (управляемость), результатив­ность (npoдуктивность) пространственные и временные осо­бенности условий жизнедеятельности.

Целенаправленность группового субъекта деятельности пред­ставляет стремление к основной цели.

Мотивированность как свойство группового субъекта дея­тельности характеризует активное, заинтересованное и дейст­венное отношение (побуждение) к совместной деятельности.

Под целостностью (или интегрированностыо) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство состав­ляющих его элементов. Целостность оценивается совокупно­стью следующих параметров: плотность функциональных свя­зей между его членами, показателями которой выступают часто­та и интенсивность контактов между ними; уровень функцио­нальной взаимосвязанности; отношение числа совместно вы­полняемых функций к общему их числу; тип целостности кол­лективного субъекта, проявляющийся в характере доминирую­щих связей между членами коллектива.

Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и от­ветственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование), способы при­нятия ответственности за выполнение функций в коллективе (кон­центрация, распределение, диффузия ответственности), характери­стики делового взаимовлияния и др.

Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является прежде всего тип или ха­рактер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показате­лей: доминирующих способов разрешения разногласий и проти­воречий, ведущей "зоны" согласования действий участников группы, уровня конфликтности и типичных способов поведе­ния ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.

Организованность обобщенного субъекта деятельности озна­чает упорядоченность, собранность, подчиненность определен­ному порядку выполнения совместной деятельности, способ­ность действовать точно, в соответствии с заранее установлен­ным Планом (планомерность).

Интегральным свойством коллективного субъекта деятельно­сти является его результативность, характеризующая Способ­ность достигать позитивного итога