Управление как социальное явление основные характеристики. Управление как социальное явление

Пояснительная записка

Пособие основываются на Государ­ственном образовательном стандарте высшего профессионально­го образования и ориентируют студентов на освое­ние стандартной программы знаний по данной учебной дисциплине, на выполнение государственных требований к минимуму содержа­ния и уровню подготовки юриста.

Оно дает общую ориентацию в из­учении данной учебной дисциплины.

Тематика курса

1. Предмет, задачи и система курса.

2. Государственное управление: сущность и место в системе социального управления.

3. Административное и административно-процессуальное право _ отрасли российского права.

4. Наука административного права.

5. Субъекты административного права.

6. Государственная служба как институт административного права.

7. Формы управленческой деятельности.

8. Методы государственного управления.

9. Обеспечение законности в государственном управлении.

10. Административная ответственность.

11. Административные проступки, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

12. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти: законодательную, судебную, исполнительную и иную.

13. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.

14. Административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, связи и информации

15. Административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье и общественную нравственность.

16. Административный процесс и административные производства. Производство по делам об административных правонарушениях.

17. Государственное управление и административно-правовое регулирование отношений в экономической сфере.

18. Государственное регулирование управленческих отношений в социально-культурной сфере.

19. Государственное регулирование управленческих отношений в административно-политической сфере.

20. Основы межотраслевого управления.


основные понятия административного права

и объяснения наиболее трудных вопросов

Т е м а 2. Государственное управление: сущность
и место в системе социального управления

ВОПРОС 1. Общее понятие управления. Управление как социальное явление

1. Управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей.

Управление обусловлено:

Наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управ­ления (тот, кем управляют);

Существованием между объектом и субъектом прямой (отдание команд, распоряжений) и обратной связи (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления). Управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект с целью:


Упорядочения системы;

Сохранения структуры системы;

Обеспечения функционирования системы.

2. Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:

Государственное (управление делами государства);

Негосударственное (управление делами частных организаций, обще­ственных формирований и т. п.).

3. Признаки социального управления:

Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей;

Главное назначение социального управления – упорядочивающее воз­действие на участников совместной деятельности;

Объектом воздействия социального управления являются поведение участников совместной деятельности, взаимоотношения между ними;

Социальное управление, регулируя поведение участников совместной деятельности, достигает этой цели в рамках общественных связей;

Базис социального управления – соподчиненность воли участников уп­равленческих отношений;

Механизм реализации социального управления олицетворяют субъек­ты управления (органы управления).

4. В процессе осуществления социального управления выполняются сле­дующие функции:

Сбор и обработка информации;

Прогнозирование (научное, предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных);

Планирование (определение направлений, целей управленческой дея­тельности, способов и средств их достижения);

Организация (формирование системы управления, упорядочение уп­равленческих отношений между субъектом и объектом управления);

Координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения об­щих целей управления;

Тема 1. Основные понятия менеджмента

Первая лекция знакомит слушателей с основными понятиями, которые используются в менеджменте. Слово «управление» мы используем в самых разных его значениях. Управлять можно машиной и предприятием. Слово же «менеджмент» мы употребляем только применительно к социально-экономическим системам, а именно предприятию, организации, коллективу людей. Управленческая деятельность – специфический вид труда, результатом которого является принятое решение и действия по его исполнению. Управленческий труд существует в самых разнообразных формах: эвристический, административный, операторный труд.

Наиболее полным, на наш взгляд, является определение понятия «менеджмент», предложенное профессором Уральского государственного технического университета Л.Д. Гительман в его книге «Преобразующий менеджмент». Главная задача менеджмента – обеспечить эффективное управление организацией в условиях меняющейся окружающей среды.

После изучения материала лекции постарайтесь ответить на поставленные вопросы.

План лекции:

1.Управление как вид деятельности.

2. Виды управления.

3. Менеджмент наука или искусство?

4. Определение понятия «Менеджмент».

5. Задачи менеджмента.

6. Функции менеджмента.

7. Принципы менеджмента.

8. Вопросы и задания.

Управление многообразно, существует техническое управление – управление машинами механизмами; государственное управление – управление жизнью людей через различные институты; идеологическое управление – внедрение в сознание общества различных концепций; управление социальными процессами – движение в защиту мира; хозяйственное управление – управление производственной и экономической деятельностью.

Под управлением понимается воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.

Объект управления имеет пространственные границы и временные. Это часть окружающей среды, персонал фирмы, на что (кого) направлены конкретные управленческие действия (процессы).

Субъект управления – руководитель, группа лиц, организация, подразделение, осуществляющее управление, вырабатывающие управленческие решения.

Субъект управленческой деятельности физическое лицо, живой человек, через него реализуется управленческое решение.

Субъекты управленческой деятельности – руководители различных рангов и исполнители. Необходимость управления организацией обусловливается потребностями: спланировать работу; расставить персонал и координировать его действия; принимать наилучшие решения; активизировать и стимулировать деятельность персонала; осуществлять контроль и учет выполненной работы; вести анализ результатов и применять его для совершенствования деятельности. Перечисленные потребности управленческого воздействия чрезвычайно сложны. В них должны найти отражение интересы населения, персонала организации, закономерности развития экономики, хитросплетения финансирования и кредитования, таинства предвидения и риска. Особенно сложным становится управление организацией в условиях современной рыночной системы. Управление организацией в условиях рыночной экономики получило название менеджмент.



Управленческая деятельность – это специфическая разновидность трудового процесса и характеризуется присущими ему элементами:предметом труда (информация, решения); средствами труда

(компьютеры, авторучки … человек); самим трудом (сложный, умственный труд); его результатами (достижение поставленных целей). Управленческий труд существует в следующих формах. Эвристический предполагает анализ и изучение проблем, разработку вариантов решения, в основном, стратегического характера; характерен для руководителей различного уровня и специалистов. Административный труд – удел руководителей, предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных, осуществляется в виде: распоряжений (устные, письменные, по исполнению принятых решений); контроля над работой подчиненных; обмена информацией. Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией, охватывает такие виды деятельности, как: документация (оформление, размножение, хранение документов); счетно-учетная (сбор статистической информации); коммуникативно-техническая (обработка информации).

Управление - категория универсальная, употребляемая в различных смыслах: в техническом, биологическом, социальном. Управление в социальном смысле определяет управление социальными процессами общества или же процессами общественного развития.

Общественные науки, в том числе правовые, изучают один из видов управления - - социальное управление. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера.

Признаки социального управления:

Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей.

Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность.

В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения.

В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями.

В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воли людей -- участников управленческих отношений.

В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления.

В связи с тем что субъектами и объектами социальной деятельности являются сами люди, их объединения, социальные группы и даже целые классы, то в социальном управлении принято различать три обязательных элемента:

1)объект управления - поведение людей, их действия, т.е.то, кем (чем) управляют;



2) субъект управления - сами люди, так как управление осуществляется людьми и в отношении людей, т.е. те, кто управляет;

3) прямая и обратная связи между субъектами и объектомуправления, содержанием которой является организующее воздействие со стороны субъекта на поведение людей - участников управленческих общественных отношений.

Социальное управление в обществе можно представить вдвух видах:

государственное управление (организационное воздействие государства на развитие процессов и отношений в обществе властно-правовыми методами);

негосударственное (общественное) управление (осуществляется негосударственными организациями, общественными объединениями, профессиональными союзами и т.д.

Различают государственное управление в широком и узком смысле.

Государственное управление в широком смысле - это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т.д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.

Государственное управление в узком смысле - это исполнительная и распорядительная деятельность органов исполнительной власти.

Государственное управление характеризуется следующим:

а)при непосредственном его осуществлении реализуются интересы государства;

б)объектом его воздействия является все организованное общество в целом;

в)функции управления реализуются социальными субъекта ми, формируемыми по воле государства;

г)такие субъекты управления действуют от имени государства;

д)для реализации своих полномочий они наделяются государственной волей (властью).

Среди характерных признаков государственного управления могут быть выделены следующие:

Государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти, которая отличается от деятельности по реализации законодательной и представительной власти по форме, методам и содержанию;

Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются государством как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления;

исполнительный и распорядительный характер управленческой деятельности;

юридически-властный характер управления;

Повседневный и непрерывный характер управления;

подзаконность и подконтрольность государственного управления.

Исполнительная власть:

понятие и соотношение с государственным управлением

Исполнительная власть как юридическая категория появилась в отечественной науке административного права в начале 90-х гг. XX в. и была закреплена в Конституции РФ в ст. 10, которой устанавливается, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную».

Признаки исполнительной власти, позволяющие отличать ее от других ветвей власти:

1) исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти РФ,тесно взаимодействующую с законодательной и судебной;

2) исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительство), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий;

3) исполнительная власть - непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей;

4) исполнительная власть, как и любое другое проявление властных полномочий, есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, право и возможность подчинять других своей воле. Ее отличает то, что она реализуется в отношении к различным элементам государственно-организованного общества, т. е. в общегосударственном масштабе, и в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера;

5) исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности -не сама власть, а лишь форма ее реализации;

6) исполнительная власть, выражающаяся в особом виде государственной деятельности, по своей сути правоприменительна,и правоприменение, как правило, позитивного характера;

7) исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, органами исполнительной власти;

8) исполнительная власть - это не система органов, а их практическая деятельность;

9) исполнительная власть характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся вес наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинскиеформирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности и т.д.1

Сущность исполнительной власти состоит в ее организующем и распорядительном характере, и она реализуется через осуществление государственного управления.

Таким образом, исполнительная власть - это одна из ветвей власти, выражающаяся в осуществлении исполнительно-

распорядительной деятельности специально уполномоченными органами государства, направленной на практическое претворение в жизнь законов и иных нормативных положений.

Приступая к изучению содержания и особенностей государственного управления, необходимо, прежде всего, определить, что же такое управление?. Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения.

Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:

  • 1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.
  • 2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.
  • 3. Управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).
  • 4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.
  • 5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.
  • 6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие - прерогатива субъекта управления.

Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы, и для понимания управления в социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование, общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты, семья и т.п.)

Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни.(1с.41) Наиболее существенное значение имеют следующие из них:

  • 1. Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности и определенные коллективы и организационно их оформляет.
  • 2. Социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее действие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).
  • 3. Социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это - критерии сознательно-волевого характера, в которых опосредствуется руководство поведением людей.
  • 4. Социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.
  • 5. Социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений, т.к. их отношения имеют сознательно-волевое опосредствование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда - властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует «господствующую волю», а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления.

Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых волеуправляющих. Так происходит волевое регулирование поведения людей, а в условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое «вмешательство» государственной власти в социальные отношения.

7. Социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяет субъекты управления. В роли таковых выступает определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком смысле оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. В подобном смысле можно говорить о том, что его задачи и функции практически выполняют все государственные органы, независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление. В качестве объекта управления здесь выступает все общество в целом, все варианты развивающихся в нем общественных связей.

Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличающий от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.).

4.1. Сущность государственного управления. Воздействие государства на общество относится к двум уровням: политическому управлению и собственно государственному управлению. Государственное управление – это реализация государственной политики через систему органов власти (государственных органов), при котором государственно-властные полномочия делегируются сверху вниз.Для государственного управления, осуществляемого президентом, правительством и иными органами исполнительной власти, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки: выполнение общезначимых функций; нормативно-распорядительное регулирование; подзаконный характер деятельности; использование властных полномочий. Цели и содержание государственного управления зависят от состояния и структуры управляемых процессов, от места и роли государства в обществе. Общественная обусловленность государственного управления определяется общественными потребностями в управлении, отражающими, в свою очередь, различные материальные и духовные потребности населения. Целевая направленность означает рациональную постановку целей, соответствующих имеющимся ресурсам, обеспечивающих максимальные желаемые результаты при минимальных затратах ресурсов, прежде всего налогоплательщиков. Специфика государственного управления: определяющее влияние на характер действий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект – государство; в основе природы государства лежит верховная власть, дающая основания для легитимного господства одних людей над другими; специфическим свойством государственного управления является его распространенность на все общество; государственное управление в обязательном порядке обладает свойством системности (только наличие системности придает государству необходимую согласованность, субординацию, координацию, определенную целеустремленность, рациональность и эффективность).

4.2. Содержание понятия государственного управления как разновидности социального управления. Государственное управление является разновидностью социального управления, при котором субъектом управления выступает государство, представленное специальными административно – политическими институтами. Социальное управление, осуществляемое органами местного самоуправления на основе форм прямого волеизъявления граждан, в целях самоорганизации последних и решения вопросов местного значения, именуется муниципальным управлением. Итак, государственное управление представляет собой разновидность социального управления, субъектом которого являются органы государственной власти и их должностные лица, объектом - общественные процессы и отношения. К особым свойствам государственного управления можно отнести: наличие специфического субъекта – органов государственной власти и их должностных лиц, порядок формирования и функционирования которых четко регламентирован Конституцией, федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами; наличие у субъекта управления властных полномочий – государственное управление представляет собой способ реализации государственной власти, распространяется на все общество; масштаб охватываемых управлением общественных явлений – государственное управление направлено на согласование интересов и действий всех граждан и социальных групп общества, удовлетворение потребностей всего населения, а не отдельных граждан, на защиту совместных интересов; право государства на применение в процессе управления методов принуждения. Под социальным механизмом формирования и реализации государственного управления подразумевается совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного управления «схватывает» потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях и практически проводит их в жизнь, опираясь на государственную власть. Социальный механизм определяется типом и уровнем общественного развития, соотношением прогрессивных и регрессивных, реформаторских и контрреформационных процессов, уровнем социальной, нравственной и духовной зрелости людей, формируется под влиянием геополитических и региональных особенностей страны, национально-исторических традиций, обычаев и нравов. Практическое осуществление государственного управления всегда обусловлено историческим этапом развития определенного общества, его культурой, экономической, политической и правовой зрелостью, господствующими в нем идеалами и ценностями. Уровень эффективности и характер государственного управления находится в прямой зависимости от состояния общества. Социальный механизм диктует необходимость определения для каждого управленческого явления его социальной функции, социальной роли и ценности в общественном движении. Существование и развитие, содержание и формы, направления и смысл совершенствования государственного управления определяются объективными потребностями общества в целенаправленном согласовании поступков и действий людей, обеспечении взаимосвязи и упорядоченности множества активно функционирующих коллективов.

4.3. Субъекты и объекты государственного управления. Субъекты государственного управления – это органы государственной власти, наделенные полномочиями осуществлять власть и непосредственное управление общественными процессами. Субъекты государственного управления (политического руководства и административного управления) многообразны и различаются по основаниям: по ветвям власти; по уровням организации государственной власти: национальный, региональный и местный уровни; по сферам деятельности; по характеру, целям и средствам воздействия на управляемые объекты: руководство, административное, экономическое управление и др.; по характеру институционализации: формально институционализированные государственные органы и действующие под их началом общественные институты – экспертные советы, фракции и т.д.; по составу: индивидуальные, коллегиальные. Объекты государственного управления – элементы общественной среды и их связи, изменяющиеся в результате взаимодействия с субъектом государственного управления. Специфика разнообразных объектов государственного управления определяется тем, что все они содержат в себе «человеческий фактор». Классификация объектов управления по уровням . Первый уровень – человек в проявлениях его сознания и поведения, трудовой и общественной деятельности (социальные роли). Второй уровень – коллективы и объединения людей, выступающие первичной формой общения и совместной деятельности (виды деятельности). Третий уровень – общество в целом, его подсистемы, отношения и процессы, возникающие в нем вследствие общественной активности людей (формы общественных отношений). По содержанию, определяемому социальными функциями объектов, можно различать объекты управления, распределенные по сферам общества. Это объекты экономической, социальной, духовной, политической систем.

4.4. Виды целей государственного управления. По источнику возникновения и содержания основные виды целей государственного управления образуют следующую структуру: общественно-политические , охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества; социальные , отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, на взаимоотношения ее элементов, на состояние и уровень социальной жизни людей; духовные , связанные в одном аспекте с восприятием духовных ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом – с введением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и иных целей; экономические , характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;- производственные , состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванных целям и способствуют их осуществлению; организационные , направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления – построение соответствующих функциональных и организационных структур; предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам; информационные , ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией; разъяснительные , требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.

4.5. Функции государственного управления. Функции управления в общем виде можно охарактеризовать как стабильные виды управленческой деятельности субъекта, осуществляемые для достижения поставленной цели.

Функции государственного управления - это виды деятельности органов государственной власти и управления и их должностных лиц, совершаемые в определенном нормативном порядке, направленные на регулирование общественных процессов и отношений и необходимые для достижения поставленных целей. В рамках теории управления выделены следующие функции: прогнозирование, планирование и программирование, организация, координация, регулирование, мотивация (стимулирование), контроль, анализ. По отношению к государственному управлению они являются общими.

Специфическими функциями государственного управления выступают, например, государственное регулирование экономики, лицензирование, проведение выборов и референдумов и пр. Некоторые функции государственного управления ориентированы на регулирование исключительно жизнедеятельности общества – это социально-организационные функции, другие функции направлены на упорядочение и совершенствование деятельности органов государственной власти и управления – это внутриорганизационные функции.