Должностные обязанности дежурного по станции кратко. Основные руководящие документы по работе дсп

Перед вступлением на дежурство дежурный по станции обязан:

а) ОЗНАКОМИТЬСЯ с планом предстоящей работы, имеющимися ука- заниями и распоряжениями, касающимися приема и отправления поездов и маневров, всеми нововведениями к документам, приказами и телеграммами, актуальными как на длительный период времени, так и кратковременных, наличием и расположением подвижного состава на приемо–отправочных пу- тях, положением (свободностью или занятостью) прилегающих к станции перегонов (блок–участков);

б) УБЕДИТЬСЯ в исправности приборов управления устройствами СЦБ и связи и наличии на них пломб в соответствии с описью (обращать внима- ние на ясность оттисков и целостность нитки), в соответствии показаний приборов на аппаратах положению на станционных путях, соответствии по- ложений стрелок в натуре показаниям на пульте–табло, а также в исправно- сти и соответствии их положения, положению на пульте обслуживаемых лично ДСП стрелочных переводов;

в) ПРОВЕРИТЬ наличие на рабочем месте и исправность инструмента, сигнальных принадлежностей и инвентаря;

г) ОЗНАКОМИТЬСЯ с записями в Журнале диспетчерских распоряже- ний (ДУ-58), Журнале движения поездов (ДУ-2 или ДУ-3, либо на Графике исполненного движения поездов по станции (для пассажирских и грузовых станций)), Книге предупреждений (ДУ-60), Журнале осмотра (ДУ-46), обра- щая внимание на то, устранены ли неисправности, Журнале поездных теле- фонограмм (ДУ-47) и других книгах и журналах по вопросам движения поез- дов, которые ведутся дежурным по станции.

Вступление на дежурство оформляется записями в журнале движения


поездов ф. ДУ–2 с указанием перед текстом о приеме и сдаче дежурства по- казаний счетчиков вспомогательных устройств в аппаратах СЦБ (пригласи- тельных сигналов, перевода стрелок с помощью вспомогательной кнопки (ВК), искусственной разделки маршрута, выключения фидеров и др.) по форме:

«…» … 20.. г … ч … мин. Н–020, Ч–072, ВК–021, Иск. р.–460, Выкл. фи- деров–005.

Дежурство принял ДСП … (подпись) Оператор … (подпись.)

Дежурство сдал ДСП … (подпись) Оператор … (подпись)

Положение путей: I путь – поезд № 6001, 2, 3 пути – свободны,4 путь 24 вагона - отправление под накоплением. Тормозные башмаки № … име- ются в наличии. Вагоны на пути № 4 закреплены 2 тормозными башмаками

№ 001 со стороны станции …, тормозными башмаками № 002 со стороны станции … .

Вступая на дежурство, ДСП должен узнать фамилии дежурных по со- седним станциям и сообщить им свою.

Расписка ДСП о приеме дежурства свидетельствует о том, что он полно- стью принял на себя ответственность за работу на станции и обеспечение безопасного и бесперебойного приема, отправления и пропуска поездов, оз- накомился с обстановкой на станции и содержанием записей во всех книгах и журналах, которые ведет ДСП.

В дальнейшем, вступив на дежурство ДСП не имеет права ссылаться на незнание тех положений, которые записаны в журналах и книгах и касаются его работы.

Вступив на дежурство, дежурный по станции обязан:

а) ДОЛОЖИТЬ ДНЦ о приеме дежурства, сообщить поездное положе- ние по станции и прилегающим перегонам и работу устройств СЦБ:


«…» … 20.. г … ч … мин. Дежурство по станции … принял ДСП …, опе- ратор … . Положение путей на станции: I путь – поезд № 6001, 2, 3 пути – свободны,4 путь – 24 вагона отправление под накоплением / закреплены 2 тормозными башмаками 1 со стороны станции …, 1 со стороны станции … (приёмо–отправочные пути свободны, закрепления нет). Действующие пре- дупреждения … (Действующих предупреждений нет). Брошенных поездов нет.

б) ПОЛУЧИТЬ циркулярный приказ о приеме дежурства ДНЦ:

Приказ № …… час … мин «…» … 20… г. Всем ДСП участка … .

… час … мин. Дежурство принял ДНЦ …. Дежурство сдал ДНЦ … . Время на часах … час … мин. Поездное положение на участке … . Поездов с грузами класса ВМ нет. Поездов с негабаритными грузами нет. Длинносос- тавных поездов нет. Действуют предупреждения … (действующих преду- преждений нет). ДНЦ … .

Также с передачей циркулярного приказа получает информацию о по- рядке следования по участку особых поездов и сборных с указанием количе- ства вагонов отцепки от каждого поезда.

в) ПРОВЕРИТЬ явку на работу всех работников смены (составителей поездов, стрелочников, сигналистов и др.);

г) ПРОВЕРИТЬ через них состояние обслуживаемых ими рабочих мест, особенно правильность закрепления подвижного состава, в соответствии с техническо–распорядительным актом станции;

д) при наличии недостатков и неисправностей принять необходимые ме- ры, обеспечивающие нормальную работу и безопасность движения, а при не- обходимости сообщить начальнику станции.

Сдача дежурства

Готовясь к сдаче дежурства, ДСП принимает меры к выполнению всех заданий сменного плана и распоряжений начальника станции, поездного


диспетчера; обеспечивает расстановку подвижного состава на путях в соот- ветствии с их специализацией; при возможности освобождает приемо- отправочные пути, временно занятые подвижным составом. Лично или через подчиненных работников проверяет наличие подвижного состава на путях станции и расположение его в пределах полезной длины пути, а также на- дежного закрепления вагонов от ухода; делает записи о всех неисправностях станционных устройств в «Журнале осмотра», записывает все приказы ДНЦ в «Журнал диспетчерских распоряжений», все полученные заявки – в «Книгу для записи предупреждений». Всесторонне знакомит вступающего на работу дежурного с обстановкой на станции и первоочередными заданиями.

Сменяющийся дежурный считается свободным после того, как распи- шется в сдаче дежурства после подписи вступившего на смену.

Поездная документация

1) Журнал движения поездов и локомотивов (ф. ДУ-2, ДУ-3) – для реги- страции прибытия, отправления, проследования поездов и одиночных локо- мотивов.

2) Журнал осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети (ф. ДУ-46) – для оформления записей по текущему содер- жанию, ремонту перечисленных устройств, а также для записей об обнару- женных неисправностях устройств при их осмотре или во время дежурства и устраненных неисправностях.

3) Журнал поездных телефонограмм (ф.ДУ-47) – для записей телефоно- грамм о согласовании отправления, отправлении, прибытии поездов при движении поездов по телефонным средствам связи.

4) Журнал диспетчерских распоряжений (ф. ДУ-58) – для регистрации приказов дежурного поездного диспетчера (ДНЦ).

5) Книга для записи предупреждений (ф. ДУ-60) – для оформления заяв- ки на выдачу предупреждений.



6) Служебные расписания пассажирских, пригородных и грузовых поез-

7) Бланки установленной формы и цвета, заполняемые для отправления


поездов при различных средствах сигнализации и связи:

– Путевая записка (ф. ДУ-50) – выдается машинисту при переходе на движение по телефонным средствам связи с прекращением действия блоки- ровки. Перед выдачей путевой записки дежурный по станции должен: на од- нопутных перегонах получить от соседней станции поездную телефонограм- му о согласии на прием поезда, а на двухпутных – поездную телефонограмму о прибытии на эту станцию ранее отправленного поезда.

– Разрешение (ф. ДУ-52) – выдается машинисту на занятие перегона, оборудованного полуавтоблокировкой, при отправлении на запрещающий сигнал светофора. Если после открытия выходного светофора поезд почему- либо не будет отправлен, дежурный по станции обязан закрыть выходной светофор, сделать об этом запись в журнале движения поездов и сообщить о задержке поезда на соседний раздельный пункт и поездному диспетчеру. От- правление задержанного или другого поезда того же направления произво- дится при закрытом выходном светофоре по разрешению на бланке зеленого цвета с заполнением пункта I.

Если ведущий локомотив готового к отправлению поезда находится за выходным светофором с разрешающим показанием и машинисту не видно его показания, отправление поезда производится по регистрируемому прика- зу дежурного по станции, передаваемому машинисту по форме, предусмот- ренной в пункте 1.8 ИДП, или по разрешению на бланке зеленого цвета с за- полнением пункта II.

В случаях неисправности маршрутных указателей групповых светофо- ров отправление поездов со станции производится при открытом выходном групповом светофоре с передачей машинисту регистрируемого приказа де- журного по станции по форме, предусмотренной в пункте 1.7 ИДП, или с


вручением машинисту локомотива разрешения на бланке зеленого цвета с заполнением пункта II.

– Разрешение (ф. ДУ-54) выдается машинисту на занятие перегона, обо- рудованного автоблокировкой. Если при правильно установленном маршруте и свободном (по показаниям приборов управления) первом блок-участке вы- ходной светофор не открывается, поезд может быть отправлен на двухпут- ный перегон по правильному пути или по неправильному пути двухпутного перегона с двухсторонней автоблокировкой по разрешению на бланке зеле- ного цвета с заполнением пункта I.

При неисправности маршрутных указателей или повторительных свето- форов групповых светофоров или когда голова поезда находится за повтори- тельным светофором, отправление поезда по открытому выходному (мар- шрутному) групповому светофору может быть осуществлено по разрешению на бланке зеленого цвета с заполнением пункта II, вручаемому машинисту локомотива. Таким же порядком производится отправление со станции поез- дов в тех случаях, когда голова поезда находится за выходным светофором, в том числе и после остановки поезда за этим светофором из-за самопроиз- вольного его закрытия, если, восприняв закрытие, машинист локомотива ос- тановит поезд уже после проезда сигнала.

– Извещение (ф. ДУ-55) – при перерыве всех средств связи дежурные по станции переписываются между собой письменными извещениями о порядке дальнейшего движения поездов.

– Разрешение (ф. ДУ-56) – выдается машинисту при перерыве всех средств связи, если при этом сведений о прибытии на соседнюю станцию ра- нее отправленного поезда нет, машинист должен следовать по перегону с особой бдительностью и готовностью к немедленной остановке, так как хвост впереди отправленного поезда может быть не огражден.

– Предупреждение (ф. ДУ-61) – выдается машинисту при особых усло- виях следования поезда (ремонте пути, работе снегоочистителя и т. д.).


Предупреждения могут печататься с использованием персональных компьютеров и телетайпных аппаратов на белой бумаге без желтой полосы.

При этом сохраняется действующий порядок вручения их машинистам локомотивов отправляющихся поездов.

– Разрешение (ф. ДУ-64) – выдается машинисту при производстве путе- вых работ, в разрешении должно быть указано, для какой цели отправляется поезд на закрытый перегон, например: «для вывода с перегона состава поезда N... на станцию...», «для подталкивания остановившегося на перегоне поезда N... и возвращения после подталкивания обратно на станцию...», «для произ- водства работ по ремонту пути на перегоне и последующего возвращения (прибытия) на станцию... по указанию руководителя работ» и т.п.

Бланки разрешений и примеры заполнения журналов приводятся в при- ложениях в конце методического пособия.

Лабораторные работы № 2-9

ДСП является единоличным руководителем движением поездов на станции и прилегающих к ней перегонах . Никто, кроме дежурного по железнодорожной станции, не имеет права отдавать распоряжений о приеме, пропуске и отправлении поездов и производстве манёвров на путях , по которым следуют организованные поезда или с которых возможен выход на пути или маршруты следования поездов . Начальник станции и вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по железнодорожной станции. В случаях, когда на станции имеется несколько районов управления, на каждый район управления ставится отдельный ДСП. При этом управление устройствами СЦБ на каждом районе управления осуществляется либо с одного пульта, разделенного на секции, оборудованные отдельными комплектами управления, либо на каждом районе управления уставнавливают отдельный пост электрической централизации.

В распоряжении дежурного по железнодорожной станции находятся локомотивы , вагоны , а также иной специализированный подвижной состав, восстановительные, снегоуборочные и пожарные поезда, постоянные устройства пути, сигнализации, связи и т. п. ДСП является единственным полномочным командиром смены. В его подчинении находится дежурный штат станции . Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по железнодорожной станции и обязаны беспрекословно выполнять все его распоряжения. Дежурный по железнодорожной станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнение плана перевозок. Категорически запрещается отвлекать дежурного по железнодорожной станции в период приготовление им маршрута приёма, отправления или проследования поезда, так как это может образовать угрозу безопасности движения поездов либо нести серьёзные последствия (срыв графика движения поездов и т.д.) .

Дежурный по железнодорожной станции имеет право отстранить от работы подчиненного, если его оставление на дежурстве угрожает безопасности движения или влечет за собой срыв всей работы. Об этом он обязан немедленно доложить начальнику станции. Дежурный по железнодорожной станции несет полную ответственность за техническую работу станции и прежде всего за безопасность движения, выполнение графика и плана формирования, качество использования вверенных ему ресурсов. Он отвечает не только за себя, но и за своих подчинённых, если будет установлено, что их упущения явились результатом отсутствия требовательности и контроля с его стороны.

Дежурный по железнодорожной станции обязан четко знать и соблюдать Правила Технической Эксплуатации на железных дорогах Российской Федерации , Инструкцию по Сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, техническо-распорядительный акт станции , соответствующие должностные инструкции по службам (пути, сигнализации и связи, тяги и т. д.). ДСП Должен быть в курсе всех нововведений к документам, приказов и телеграмм, актуальных на длительный период времени, а также ставить в известность подчиненных ему работников обо всех изменениях, касаемо основной деятельности

Однако, только знание правил и технических документов не позволит дежурному по железнодорожной станции стать полноценным командиром, если он не изучил работников своей смены, не имеет навыков командования, и не научился искусству организации. Результаты работы дежурного по железнодорожной станции зависят от всего коллектива. Вот почему он должен уметь правильно руководить сменой, давать работникам четкие и ясные приказы, бдительно следить за их работой, контролировать её и предвидеть возможные нарушения и вовремя исправлять допущенные ошибки. Все знания и опыт дежурный должен направлять на то, чтобы обеспечить в течение дежурства соблюдение графика движения и плана формирования, все это в строгом соответствии и не в ущерб безопасности движения - главному закону транспорта .

Качественная работа дежурного по железнодорожной станции - одной из самых важных профессий на железнодорожном транспорте - залог безопасности пассажиров и перевозок грузов .

Дежурный по железнодорожной станции по той же системе работает и в метро. Пост дежурного находится около выхода со станции. Его обязанность контролировать вход и выход пассажиров, а на станциях глубокого заложения и поведение пассажиров на эскалаторе. С помощью специального щупа Дежурный по железнодорожной станции находит предмет, который пассажир уронил на путь. Также оказывает помощь в чрезвычайных ситуациях.

Дежурный по Станции

Дежурный по станции - это ответственный работник работы службы движения, распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов , а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта.

  • Полное название: дежурный по железнодорожной станции
  • Телеграфный шифр: ДСП (ДС -начальник станции + П -сменный помощник)

Права и обязанности

ДСП предоставлены исключительно большие права. Дежурный по станции единолично распоряжается движением поездов на станции и прилегающих к ней перегонах . Никто, кроме дежурного по станции, не имеет права отдавать распоряжений о приеме, пропуске и отправлении поездов и производстве маневров на путях , по которым следуют организованные поезда или с которых возможен выход на пути или маршруты следования поездов . Начальник станции и вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по станции.

В распоряжении дежурного по станции находятся локомотивы , вагоны , постоянные устройства пути, сигнализации, связи и т. п. Он является единственным полномочным командиром смены. В его подчинении находится дежурный штат станции . Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по станции и обязаны беспрекословно выполнять все его распоряжения. Дежурный по станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнения плана перевозок.

Дежурный по станции имеет право отстранить от работы подчиненного, если его оставление на дежурстве угрожает безопасности движения или влечет за собой срыв всей работы. Об этом он обязан немедленно доложить начальнику станции. Дежурный по станции несет полную ответственность за техническую работу станции и прежде всего за безопасность движения, выполнение графика и плана формирования, качество использования вверенных ему ресурсов. Он отвечает не только за себя, но и за своих подчинённых, если будет установлено, что их упущения явились результатом отсутствия требовательности и контроля с его стороны.

Дежурный по станции обязан четко знать и соблюдать Правила Технической Эксплуатации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по Сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, техническо-распорядительный акт станции, соответствующие должностные инструкции по службам (пути, сигнализации и связи, тяги и т. д.). Должен быть в курсе всех нововведений к документам, приказов и телеграмм, актуальных на длительный период времени.

Однако только знание правил и технических документов не позволит дежурному по станции стать полноценным командиром, если он не изучил работников своей смены, не имеет навыков командования, и не научился искусству организации. Результаты работы дежурного по станции зависят от всего коллектива. Вот почему он должен уметь правильно руководить сменой, давать работникам четкие и ясные приказы, бдительно следить за их работой, контролировать её и предвидеть возможные нарушения и вовремя исправлять допущенные ошибки. Все знания и опыт дежурный должен направлять на то, чтобы обеспечить в течение дежурства соблюдение графика движения и плана формирования, все это в строгом соответствии и не в ущерб безопасности движения - главному закону транспорта.

Качественная работа дежурного по станции - одной из самых важных профессий на железнодорожном транспорте - залог безопасности

Дежурный по станции

Дежурный по станции - сменный помощник начальника станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов , а также маневровыми передвижениями в пределах одного раздельного пункта сети железных дорог.

  • Полное название: дежурный по железнодорожной станции
  • Телеграфный шифр: ДСП (Д - движение, C - станция (ДС - станция, начальник станции), П - помощник)

Права и обязанности

ДСП предоставлены исключительно большие права. Дежурный по станции единолично распоряжается движением поездов на станции и прилегающих к ней перегонах . Никто, кроме дежурного по станции, не имеет права отдавать распоряжений о приеме, пропуске и отправлении поездов и производстве манёвров на путях , по которым следуют организованные поезда или с которых возможен выход на пути или маршруты следования поездов . Начальник станции и вышестоящие лица могут отдавать свои распоряжения только через дежурного по станции.

В распоряжении дежурного по станции находятся локомотивы , вагоны , постоянные устройства пути, сигнализации, связи и т. п. Он является единственным полномочным командиром смены. В его подчинении находится дежурный штат станции . Все работники смены, а также бригады поездных и маневровых локомотивов в оперативном порядке подчинены дежурному по станции и обязаны беспрекословно выполнять все его распоряжения. Дежурный по станции должен организовать работу так, чтобы обеспечить четкое и своевременное выполнение плана перевозок.

Дежурный по станции имеет право отстранить от работы подчиненного, если его оставление на дежурстве угрожает безопасности движения или влечет за собой срыв всей работы. Об этом он обязан немедленно доложить начальнику станции. Дежурный по станции несет полную ответственность за техническую работу станции и прежде всего за безопасность движения, выполнение графика и плана формирования, качество использования вверенных ему ресурсов. Он отвечает не только за себя, но и за своих подчинённых, если будет установлено, что их упущения явились результатом отсутствия требовательности и контроля с его стороны.

Дежурный по станции обязан четко знать и соблюдать Правила Технической Эксплуатации на железных дорогах Российской Федерации , Инструкцию по Сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, техническо-распорядительный акт станции , соответствующие должностные инструкции по службам (пути, сигнализации и связи, тяги и т. д.). Должен быть в курсе всех нововведений к документам, приказов и телеграмм, актуальных на длительный период времени.

Однако, только знание правил и технических документов не позволит дежурному по станции стать полноценным командиром, если он не изучил работников своей смены, не имеет навыков командования, и не научился искусству организации. Результаты работы дежурного по станции зависят от всего коллектива. Вот почему он должен уметь правильно руководить сменой, давать работникам четкие и ясные приказы, бдительно следить за их работой, контролировать её и предвидеть возможные нарушения и вовремя исправлять допущенные ошибки. Все знания и опыт дежурный должен направлять на то, чтобы обеспечить в течение дежурства соблюдение графика движения и плана формирования, все это в строгом соответствии и не в ущерб безопасности движения - главному закону транспорта.

Качественная работа дежурного по станции - одной из самых важных профессий на железнодорожном транспорте - залог безопасности пассажиров и перевозок грузов .

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .