Положение о представительстве иностранного юридического лица. Положение о представительстве иностранной компании Положение о филиале иностранного юридического лица образец

Развивающийся российский рынок является достаточно привлекательным для зарубежных предприятий, цель которых – развитие и расширение за пределами своей страны. Поэтому нет ничего необычного в том, что руководство решает открыть филиал или представительство иностранной компании в России. В то же время одним из действенных инструментов, способным улучшить экономическое положение любого государства, выступает политика привлечения иностранных инвестиций в свою экономику. Но чтобы осуществлять коммерческую деятельность в нашей стране и вкладывать свой капитал, иностранным организациям необходимы соответствующие гарантии, включая сферу налогообложения. Правовое положение обособленных подразделений иностранной организации

Российское государство продолжает работу над совершенствованием системы правового регулирования налогообложения, стараясь учитывать и интересы бюджета, интересы иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в России.

Создание представительства или филиала компании на территории России предполагает самостоятельное активное ведение бизнеса иностранной компанией – не стоит путать подобный подход с пассивным инвестированием в российские организации.

Контроль функционирования обособленных подразделений иностранных фирм в России ведется согласно положениям Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ . Точнее говоря, действие закона распространяется исключительно на филиалы зарубежных организаций.

В нем говорится об открытии в России (коммерческих компаний с ) и филиалов, а об учреждении представительств ничего не сказано (потому что в экономику России ничего не вкладывается). Соответственно, в тексте закона нет и определения представительства, и для него не установлен правовой режим даже в случае аккредитации.

И представительством, и филиалом называется обособленное подразделение юридического лица, которое находится вне места его расположения, только в обязанности первого входит представление интересов (и осуществление их защиты) данного юридического лица, задача второго заключается в осуществлении функций данного юридического лица (или только определенной их части) и его представительства.

Ни та, ни другая форма сама по себе не является юридическим лицом и не имеет правоспособности: их правовой статус будет регулироваться правом государства, в котором был зарегистрирован головной офис. Обособленные подразделения распоряжаются собственностью учредившего их юридического лица и работают в соответствии с положениями, утвержденными им.

Другими словами, несмотря на нахождение на территории Российской Федерации, представительства и филиалы зарубежных фирм будут подчиняться законам страны места нахождения головной организации в отношении:

  • процесса создания,
  • прав и обязательств,
  • схемы работы и ее завершения,
  • правил назначения руководства и объема его полномочий и т. д.

Однако прежде чем подразделение вообще начнет функционировать, потребуется получить на это разрешение российских властей, то есть пройти аккредитацию. Когда представительства или филиалы будут аккредитованы, их также необходимо поставить на учет в Федеральной налоговой службе, чтобы контролировать совершаемые ими налоговые отчисления в бюджет России.

Правовое положение о филиале иностранной фирмы в РФ регулирует все важнейшие вопросы, связанные с данным подразделением. В нем должны быть отражены основные данные об особенностях функционирования филиала в России, не противоречащих законам РФ:

  • полное наименование (зарубежной головной компании и самого филиала);
  • организационно-правовая форма хозяйствования;
  • адрес расположения филиала;
  • юридический адрес головного офиса;
  • цели, которые преследует руководство филиала;
  • направления деятельности;
  • размер, состав и время вложения капитала;
  • правила управления.

Сведения и о представительствах, и о филиалах иностранных организаций должны быть занесены в Сводный государственный реестр аккредитованных в Российской Федерации представительств и филиалов иностранных фирм. Доказательством включения в реестр является наличие у подразделения компании соответствующего свидетельства как гарантии подтверждения официального статуса зарубежной фирмы на федеральном уровне, так как без него невозможно будет открыть счет в банке, осуществлять перевозки через таможню и .

Оптимальная форма ведения бизнеса иностранной компанией в России

Формы ведения бизнеса на территории России зарубежными организациями могут быть различными. Иностранная управляющая компания должна иметь представительство или филиал в России или же обходиться без него, к примеру, нанимая физическое лицо-резидента РФ, подписывая договоры напрямую с контрагентами из России и т. д.

Имеется также вариант открытия дочерней фирмы-резидента и ведения бизнеса через нее. Грамотный выбор формы организации предпринимательства поможет избежать убытков, связанных с уплатой налогов, суммы которых могли быть ниже, или уплаты которых можно было вовсе избежать.

Общими характеристиками филиалов и представительств зарубежных организаций в РФ являются:

  • существуют в форме обособленного подразделения отдельно от головной фирмы и функционируют в согласии с ее нормами;
  • головная компания отвечает в финансовом плане за их действия;
  • руководство наделяется полномочиями зарубежной компанией-учредителем в объемах, прописанных в выписанной на них доверенности;
  • пользуются долей имущества головной фирмы, учитываемого раздельно от компании;
  • не обладают самостоятельной правоспособностью, не признаются юридическими лицами и совершают действия от имени компании-учредителя;
  • создаются и ликвидируются по решению головного офиса;
  • не обязаны составлять бухгалтерскую отчетность.

Несмотря на большое количество общих моментов, представительство и филиал – не одно и то же. Филиал иностранной фирмы отличается более широким списком функций по сравнению с представительством, поскольку он имеет полномочия не только на представление интересов компании и их защиту, но и на осуществление той же хозяйственной деятельности, что и иностранный учредитель.

Проведем сравнительный анализ налогообложения различных форм деятельности зарубежной организации.

Форма деятельности НДС Налог на прибыль ЕСН Налог на имущество
Дочерняя фирма Исчисляется на общем основании, можно выбрать режим УСН. 24% (можно выбрать УСН – 6 %, 15 %). Объект обложения налогом – доходы, полученные через филиалы на территории России (можно учитывать выручку и расходы, возникшие за границей, но имеющие отношение к работе филиала), минус затраты этих филиалов Исчисляется на общем основании, можно выбрать режим УСН
Постоянное представительство (филиал, отделение, бюро, агентство, контора и т. п.) Исчисляется на общем основании, имеются нюансы относительно обложения налогом услуг 0.24 Исчисляется на общем основании
Без постоянного представительства Входящий удерживается налоговым агентом с облагаемого НДС дохода. Исходящий – 0 % С выручки от предпринимательства не удерживается. В остальных случаях удерживается налоговым агентом (до 20 %) Нет (фирма не является налогоплательщиком)

Итак, при выборе оптимального режима работы иностранная фирма должна обратить внимание на следующие моменты:

  1. Дочерние компании-резиденты уплачивают все налоги по стандартным ставкам, однако они вправе применять специальный налоговый режим. У них имеется также возможность использовать возможности международного налогового планирования.
  2. Ведение бизнеса без учреждения постоянного представительства в России подойдет лишь тем компаниям, чья работа в РФ является эпизодической, поскольку такая форма осуществления деятельности имеет ограниченную сферу применения, хотя и предполагает небольшую налоговую нагрузку.
  3. Создание постоянного представительства не является выгодным в плане налогообложения в силу того, что ему придется уплачивать все утвержденные налоговым законодательством РФ налоги без права перехода на специальный режим их уплаты.

Если выбирать между филиалом и представительством, нужно решить, с какой целью создается обособленное подразделение, – для ведения полноценной деятельности и осуществления всех тех же функций, что и головная организация за границей, или только для представления и защиты интересов головного офиса. Во втором случае достаточно будет учредить представительство, а в первом случае не обойтись без открытия на территории РФ филиала.

Особенности открытия филиала иностранной фирмы в России

Филиал иногда называют постоянным представительством, это тождественные понятия, но ключевое слово здесь «постоянное». Таковым признается представительство, которое на регулярной основе ведет предпринимательскую деятельность в РФ, имеющую отношение:

  • к реализации товаров с собственных складов, находящихся на территории России;
  • к осуществлению работ по строительству, монтажу, установке, наладке, сборке, эксплуатации, обслуживанию оборудования в согласии с заключенными договорами (под оборудованием могут пониматься и игровые автоматы);
  • к эксплуатации недр и/или прочих природных ресурсов;
  • к выполнению каких-либо иных работ, кроме перечисленных в п. 4 ст. 306 НК РФ.

Филиалы зарубежных организаций, прошедших аккредитацию на территории России, характеризуются следующими особенностями осуществления деятельности:

  • Филиалы вправе заниматься предпринимательской деятельностью.
  • Филиалы как неюридические лица:
    • не ликвидируются по причине банкротства;
    • не имеют уставного капитала;
    • не составляют бухгалтерскую отчетность;
    • не уплачивают НДС по аренде жилых и офисных помещений без мебели и оборудования;
    • не консолидируют налоговые декларации.
  • Филиал не является резидентом с точки зрения валютного законодательства.

Некоторые направления деятельности иностранных организаций контролируются российскими властями особым образом. Примером может служить работа на территории России зарубежных страховщиков.

Условия деятельности филиалов иностранных страховых компаний представляются более жесткими по сравнению с прочими видами деятельности из-за желания российских властей сохранять и развивать национальный страховой рынок, а это требует жесткого регулирования интеграции зарубежного капитала в данную сферу.

Суммарная квота на участие иностранного капитала в уставном капитале страховых фирм равна 25%, а доля иностранных инвесторов в уставном капитале российских страховщиков не может превышать 49%.

Кроме того, зарубежным фирмам запрещено заниматься:

  • страхованием жизни;
  • обязательным страхованием (включая государственное);
  • страхованием имущества, имеющего отношение к государственным поставкам и выполнению в государственных целях подрядных работ;
  • страхованием имущественных интересов муниципальных и государственных предприятий.

Через 9 лет после вступления России в ВТО (22 августа 2012 года) зарубежные организации смогут создавать в России прямые филиалы, если активы фирмы в целом окажутся более 5 миллиардов долларов по состоянию на окончание года до момента подачи заявки об учреждении филиала.

Многих также волнует, может ли филиал иностранной компании быть декларантом. Таможенный кодекс в числе прочих признает декларантами:

  • зарубежные юридические лица в случае, если они являются официальными представительствами иностранных государств или перевозят определенные товары (в соответствии с международными соглашениями РФ);
  • зарубежные фирмы, учредившие на территории Таможенного союза представительство и осуществляющие ввоз некоторых товаров для личных нужд представительства.

Особенности открытия представительства иностранной фирмы в России

Представительство занимается представлением интересов юридического лица и их защитой, но ответ на вопрос, является ли юридическим лицом представительство иностранной компании, будет отрицательным.

Обычно целью функционирования представительства является:

  • способствование работе головного офиса компании в РФ;
  • подготовка договоров с клиентами в России для головного офиса;
  • рекламирование и продвижение товаров, работ, услуг зарубежной организации;
  • маркетинговые исследования;
  • распространение информации о головном офисе;
  • поиск клиентов среди россиян;
  • проработка деловых контактов;
  • разрешение конфликтов.

Представительства зарубежных организаций в России имеют ограниченные цели: внешнеторговую или хозяйственную деятельность они вести не могут и сделок самостоятельно не заключают.

Активное развитие представительств в РФ объясняется рядом преимуществ, присущих данной форме ведения бизнеса иностранными компаниями на территории России:

  1. Наличие льгот по НДС в отношении аренды помещений (если льгота упоминается в международном соглашении).
  2. Бухгалтерский учет ведется лишь для расчета налоговых обязательств, не более.
  3. Освобождение от определенных таможенных пошлин – на период прохождения аккредитации в РФ плата не взимается за ввоз имущества, требуемого для работы представительства.
  4. Облегченная процедура оформления иностранной рабочей силы – представительства не обязаны получать разрешение на наем аккредитованных иностранных работников.

Работа иностранной организации в России без представительства

Любой представитель иностранного бизнеса, впрочем, не только иностранного, работая в другой стране, стремится к минимизации своих издержек, поэтому для него крайне знать, может ли иностранная компания работать в России без представительства. Ведь даже не учредив в России представительства, иностранные компании могут извлекать доходы от деятельности на ее территории, например, заключая договоры с отечественными организациями напрямую.

Российские власти очень хорошо осведомлены об этом, поэтому предприняли меры по косвенному налогообложению деятельности зарубежных фирм. Хотя они не уплачивают налоги (к примеру, ЕСХН и налог на имущество) в качестве налогоплательщиков, вставших на учет, однако это делает за них российская компания, с которой ведется сотрудничество. В данной ситуации она будет являться налоговым агентом иностранного партнера.

Сформирован перечень доходов иностранных фирм, с которых через источник выплат уплачиваются налоги:

  1. Средства после раздела имущества.
  2. Дивиденды от участия в российских акционерных обществах.
  3. Проценты по задолженностям третьих лиц.
  4. Прибыль от реализации акций.
  5. Средства от использования объектов интеллектуальной собственности на территории РФ (иностранное кино в российских кинотеатрах, например).
  6. Выручка от осуществления международных перевозок (при наличии как минимум одного пункта приемки-отправки в России).
  7. Денежные переводы от реализации или сдачи в аренду личной собственности (имущество должно являться собственностью компании и быть расположенным в России).

Одним из способов сокращения расходов в такой ситуации является регистрация ИП вместо представительства иностранной компании резидентом России, который и будет осуществлять представительские функции.

Зачастую это бывает выгоднее в плане налогообложения и однозначно проще в отношении документального оформления. С индивидуальным предпринимателем заключается агентский договор или же договор подряда, после чего он, согласно условиям соглашения, начинает представлять интересы иностранной организации, получая за это вознаграждение.

Где зарегистрировать обособленное подразделение иностранной компании в России

Рассмотрим, как зарегистрировать представительство иностранной компании в России. Процедура регистрации непременно должна предшествовать началу деятельности зарубежной фирмы. Для этого необходимо обратиться в МИФНС РФ № 47 по городу Москве: с 2015 года именно она уполномочена на проведение аккредитации филиалов и представительств иностранных фирм на территории Российской Федерации.

Если же обособленное подразделение зарубежной фирмы собирается осуществлять деятельность в области гражданской авиации, обращаться за проведением аккредитации следует в Федеральное агентство воздушного транспорта.

Представительства зарубежных кредитных компаний должны быть аккредитованы Банком России (выдачей свидетельства о внесении записи в государственный реестр аккредитованных представительств, тем не менее, занимается ФНС России).

И в случае с авиацией, и с кредитными компаниями необходима персональная аккредитация иностранцев, планирующих работать в учрежденном на территории РФ филиале или представительстве. Данным вопросом занимается Торгово-промышленная палата РФ.

Если зарубежная фирма (компания) собирается открыть представительство в Москве, то данная процедура, в отличие от таковой в других регионах страны, не предполагает предварительного оформления документа, подтверждающего согласование размещения обособленного подразделения на территории субъекта РФ с местными органами власти.

Основные этапы создания иностранного представительства в РФ

Порядок регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями в России представляется довольно долгим и сложным и состоит из следующих этапов:

  • подготовка необходимой документации;
  • обращение в орган, имеющий полномочия на аккредитацию компаний с выбранным направлением деятельности, подача документов (процедура включает и заверение численности иностранного персонала Торгово-промышленной палатой);
  • ожидание выдачи разрешения на учреждение представительства и свидетельства о внесении в Сводный государственный реестр аккредитованных представительств;
  • изготовление печати;
  • обращение в налоговые органы для постановки на учет (например, чтобы открыть представительство в Москве, нужно обратиться в МИФНС № 47 г. Москвы);
  • получение документа о постановке на учет в статистическом регистре Росстата;
  • постановка на учет во внебюджетных фондах;
  • открытие банковского счета и оповещение об этом налоговой службы.

Аккредитация иностранных компаний в России

Регистрация представительства или филиала иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации невозможна без предварительного прохождения аккредитации.

Аккредитация – это признание и подтверждение правового статуса обособленного подразделения зарубежной организации.

На сегодняшний день в России нет какого-либо единого органа, который занимался бы аккредитацией, а потому эта обязанность делегируется различным государственным структурам, в зависимости от сферы деятельности иностранной компании.

До 2015 года аккредитацией зарубежных представительств и филиалов занимались:

  1. Торгово-промышленная палата РФ.
  2. Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ.
  3. Министерство юстиции РФ.
  4. Министерство иностранных дел РФ.
  5. Банк России.
  6. Федеральная авиационная служба РФ.

С 2015 года функции аккредитующего органа переданы Федеральной налоговой службе (МИФНС № 47).

Постановка представительства иностранных фирм на налоговый учет

Любые корпоративные образования, включая представительства, филиалы и сами организации, правоспособные и учрежденные по закону иностранных государств, в целях налогообложения признаются юридическими лицами. Создание же постоянного представительства не считается корпоративной формой подразделения: оно может признаваться с целью налогового учета филиалом, представительством, коммерческим предприятием юридических или физических лиц, работающих от имени и в интересах зарубежной компании.

Обособленное подразделение компании, которое будет функционировать на территории России, обязано встать на учет в регистрирующих налоговых органах в 30-дневный срок. Данный порядок утвержден Министерством финансов РФ, однако его нарушение не предусматривает наказания, включая штраф.

Все без исключения филиалы и представительства зарубежных фирм обязаны встать на учет в налоговой службе региона РФ, в котором фактически осуществляется его деятельность или располагаются транспортные средства и недвижимость.

Если работа ведется сразу в нескольких районах, в каждом из них нужно состоять на учете в местной инспекции ФНС.

Смена юридического адреса представительства иностранной компании предполагает корректировку регистрационных данных: сотрудники ФНС должны быть своевременно оповещены об этом. Если же речь идет о переводе компании на территорию другого субъекта РФ, придется снимать ее с налогового учета и ставить на заново учет в УФНС региона, который фирма выбрала для осуществления коммерческой деятельности.

Важно: если у представительства/филиала или самой иностранной компании изменились или будут меняться сведения, которые включены в Сводный реестр, руководство обособленного подразделения обязано уведомлять об этом регистрирующий орган и вносить изменения в реестр не позднее 15 календарных дней со дня потери актуальности соответствующих сведений.

Следует заметить, что основанием для постановки на учет в ФНС России является не только открытие подразделения иностранной компании в Российской Федерации, сюда можно отнести покупку в России недвижимости или транспортных средств, включая ввезенные на территорию страны, открытие счетов в российских банках и извлечение прибыли от источников в Российской Федерации.

В процессе постановки на учет налоговый орган присваивает иностранной фирме одновременно ИНН и КПП, но иногда вместо ИНН указывается КИО (код иностранной организации). Оба кода обозначаются в выдаваемом по завершении процедуры регистрации свидетельстве (по форме 2401ИМД).

Постановка представительства зарубежной фирмы на учет во внебюджетных фондах

После того как иностранная компания открыла в РФ свое представительство, уладила все отношения с налоговой службой, она должна встать на учет во внебюджетные фонды – Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, на что законом отведено 30 дней с момента завершения регистрации.

Процедура постановки на учет занимает 5 дней, если же какие-либо из требуемых документов не будут представлены, процесс затянется на более долгий срок из-за необходимого в такой ситуации запроса информации у ИФНС и отделения Росстата.

По требованию представительству/филиалу присваиваются, как и всем юридическим лицам в России, коды статистики:

  • ОКПО,
  • ОКОГУ,
  • ОКАТО,
  • ОКВЭД,
  • ОКСФ,
  • ОКОПФ.

Самостоятельно подавать какие-либо документы в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) не требуется: данные о филиале/подразделении предоставит Пенсионный фонд.

Изготовление печати для филиала/представительства иностранной организации в РФ

Печать представительства иностранной компании не может быть изготовлена на основании предпочтений и решения учредителей или руководителей обособленных подразделений на территории РФ. Эскиз печати создаваемого филиала или представительства должен быть сперва зарегистрирован в МИФНС РФ, для чего потребуется подготовить следующий набор документов:

  1. Заявление на изготовление печати.
  2. Документ об утверждении эскиза (например, приказ главы обособленного подразделения).
  3. Нотариально заверенная копия разрешения на учреждение представительства.
  4. Нотариально заверенная копия свидетельства о внесении сведений о подразделении зарубежной фирмы в Сводный реестр аккредитованных учреждений.
  5. Положение о филиале или представительстве (нотариальная копия).
  6. Копия главы подразделения.
  7. Доверенность, выписанная на главу обособленного подразделения.

Изготовление печати начнется только после того, как ей будет присвоен номер в Городском реестре печатей (оформляется, как правило, изготовителем – аккредитованной при Московской регистрационной палате организации). Нужно будет предъявить две нотариально заверенные копии:

  1. Разрешения на учреждение обособленного подразделения зарубежной фирмы.
  2. Свидетельства о внесении в Сводный госреестр.

Вся процедура присвоения номера и изготовления печати занимает не более 3 дней. Минимальная стоимость подобной услуги составляет 100 рублей и зависит от оснастки, способа и срочности изготовления печати.

Открытие расчетного счета в российском банке

Для завершения процедуры регистрации филиала или представительства зарубежной фирмы на территории России необходимо открыть расчетный счет в российском банке. Уполномоченные банки открывают счета на основании заключенных договоров банковского счета от имени аккредитованных представительств.

Открытие банковских счетов с целью совершения фискальных операций обособленными подразделениями иностранных организаций предполагает подачу дополнительных документов:

  • положения о филиале/представительстве;
  • доверенности, выданной руководителю обособленного подразделения.

Помимо перечисленных выше бумаг, для открытия расчетного счета в банке иностранному юридическому лицу также потребуется собрать стандартный набор документов. Полномочия на открытие счетов (рублевых и валютных) имеются у руководителя обособленного подразделения зарубежной компании.

Чтобы узнать о составе полного комплекта необходимых документов для открытия счета подразделению иностранной фирмы в российском банке, ознакомьтесь с информацией об .

Необходимые документы для открытия представительства иностранной фирмы в России

Свою деятельность обособленное подразделение иностранной компании может начать только после после подачи требуемого пакета документов в Федеральную налоговую службу (МИФНС № 47) – для прохождения аккредитации, в налоговые органы – для постановки на налоговый учет и во внебюджетные фонды – также для постановки на учет.

Документы для открытия филиала иностранного юридического лица, которые необходимо собрать:

  1. Выписка из реестра юридических лиц государства, на территории которого зарегистрирована организация, сертификат об инкорпорации (или иной документ, который содержит сведения о регистрационном номере, дате, месте регистрации, регистрирующем органе и выдается в иностранном государстве при постановке на учет).
  2. Решение об учреждении филиала/представительства или копия договора, на основании которого ведется работа на территории России (с подписью главы филиала или другого уполномоченного представителя).
  3. Доверенность, выданная назначенному руководителю нового филиала/представительства, наделяющая его соответствующими полномочиями (обычно речь идет о генеральной доверенности, которая за границей является бессрочной, однако российскими властями она признается действующей лишь 1 год).
  4. Обыкновенная доверенность на представителя зарубежной фирмы, который подает и получает документы (если он не является главой филиала).

Дополнительный набор бумаг для предъявления в аккредитующий орган:

  1. Заявление в письменной форме в МИФНС № 47 по г. Москве (форма 15АФП) с подписью главы филиала/представительства или лица, имеющего полномочия на заверение документов.
  2. Учредительные документы (устав) зарубежной организации.
  3. Справка, полученная от уполномоченного органа государства, в котором открыт головной офис иностранной фирмы, о постановке на учет организации в качестве плательщика налогов (должна содержать код налогоплательщика или его аналог).
  4. Копия удостоверения личности и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН, при наличии) руководителя представительства или филиала.
  5. Карточка сведений о представительстве или филиале зарубежной организации.
  6. Рекомендательные письма российских деловых партнеров (минимум 2).
  7. Документ, доказывающий, что местонахождение филиала/ представительства иностранной компании за границами г. Москвы было согласовано с местными органами исполнительной власти.

Дополнительный комплект документов для предъявления в регистрирующие органы для постановки на учет в налоговом органе:

  1. Заявление по форме о постановке иностранной организации на учет в налоговых органах (2001И).
  2. Положение о филиале или представительстве.
  3. Устав иностранной фирмы-учредителя.
  4. Справка из налоговой службы государства, в котором находится головной офис зарубежной фирмы, о том, что рассматриваемая компания уплачивает налоги. Должна содержать код налогоплательщика или аналог, заменяющий его (с момента ее выдачи и до предъявления в ФНС России должно пройти не более полугода).
  5. Разрешение на создание филиала или представительства.
  6. Свидетельство о внесении в Сводный реестр аккредитованных представительств.

Иные документы налоговые органы России требовать не имеют права.

Дополнительный набор бумаг для предоставления во внебюджетные фонды:

  1. Заявление о постановке на учет во внебюджетные фонды.
  2. Положение о филиале/представительстве.
  3. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговой службе в России (заверенная у нотариуса).
  4. Разрешение на создание филиала/представительства на территории РФ.
  5. Свидетельство о внесении сведений о филиале/представительстве в Сводный реестр аккредитованных представительств.
  6. Коды статистики, присвоенные подразделению зарубежной компании.
  7. Документы, подтверждающие сведения о юридическом адресе (обычно гарантийное письмо).
  8. Приказ о назначении бухгалтера или справка об отсутствии бухгалтера в подразделении иностранной организации.

Документы, предоставляемые иностранными компаниями в российские государственные учреждения, являются действительными в течение 12 месяцев с момента выдачи.

В документах должна быть указана следующая информация о зарубежной компании и ее подразделениях, учрежденных на территории РФ (если таких сведений в бумагах нет, они должны предоставлять их госслужбам РФ в виде дополнительных данных):

  • направление деятельности организации и ее подразделений;
  • расположение зарубежной компании;
  • контактные данные самой фирмы и расположенных в России подразделений (электронная почта, адрес интернет-ресурса, телефон);
  • сведения о руководителе организации, учредителе головного офиса (как о физическом или юридическом лице – регистрационный номер, день регистрации, название и адрес регистрирующего органа, код плательщика налогов), руководителе представительства или филиала (паспортные данные, адрес регистрации, дата и место рождения, ИНН);
  • полное наименование обслуживающего банковского учреждения, номер расчетного счета, СВИФТ-код;
  • размер уставного капитала;
  • число работников и планируемое количество иностранных служащих филиала/представительства в России;
  • доходы за предыдущий год;
  • российские деловые партнеры.

Легализация и перевод документов иностранных компаний

Каждый заграничный документ должен иметь апостиль или подлинную отметку о легализации в консульском загранучреждении.

Все бумаги подаются в российские государственные учреждения переведенными на русский язык, причем перевод должен быть выполнен аккредитованной для этого организацией, а затем заверен у нотариуса или в консульстве страны происхождения.

Доверенности и решения должны иметь нотариальное заверение содержащихся в них подписей и полномочий подписантов.

С некоторыми государствами Россия заключила соглашения, отменяющие легализацию документов. Если страна инкорпорации является участником подобного соглашения, легализовывать бумаги при ведении бизнеса на территории РФ ей не требуется.

Стоимость и сроки процедуры оформления иностранного представительства в РФ

За аккредитацию каждого филиала, открытого в России, головной офис зарубежной организации должен будет уплатить государственную пошлину, размер которой составляет 120 тыс. рублей при любом сроке аккредитации. За аккредитацию представительства пошлина не взимается.

Сроки рассмотрения документов составят:

  • 18 рабочих дней в Государственной регистрационной палате;
  • 5-10 рабочих дней в Торгово-промышленной палате.

Доплата Государственной регистрационной палате за срочность (готовность свидетельства в течение 5 дней) составляет 15 тыс. рублей, Торгово-промышленная палата срочных процедур не проводит.

Кроме того, услуги Государственной регистрационной палаты по оформлению свидетельства о прохождении аккредитации филиала или представительства иностранной компании являются платными, размер оплаты меняется в зависимости от срока аккредитации:

Стоимость выдачи свидетельства об аккредитации (тыс. руб.)
Сборы для Государственной регистрационной палаты
Время действия аккредитации (лет) Филиал Представительство
1 20 35
2 35 65
3 50 80
5 75 -
Сборы для Торгово-промышленной палаты
1 - около 90 (1500$)
2 - около 150 (2500$)
3 - около 210 (3500$)

Налоговые органы России осуществляют постановку на учет иностранной фирмы в качестве налогоплательщика в течение 5 рабочих дней.

Процесс получения разрешений на привлечение иностранной рабочей силы филиалом иностранной компании может занять 3-12 недель. Сроки зависят от типа разрешения на работу.

Руководитель иностранного обособленного подразделения, его права и обязанности

Иностранный гражданин может назначаться на должность руководителя филиала или представительства зарубежной организации, расположенного на территории России, исключительно после . Также необходимо получить специальное разрешение на привлечение иностранного персонала для работы в филиале иностранной компании (может быть выдано лишь по окончании процедуры аккредитации).

Представление интересов иностранного юридического лица, их защита, выполнение приказов из головного офиса, обеспечение функционирования обособленного подразделения на территории России – основные задачи руководителя филиала/представительства зарубежной компании.

Исполнительный орган (гендиректор) головного офиса должен издать приказ о назначении физического лица на должность руководителя, с которым заключают трудовой контракт, оговаривают условия вознаграждения за работу.

Зарплата главы представительства иностранной компании будет зависеть от масштабов иностранной организации-учредителя и объема возложенных на него обязанностей.

Любые действия руководитель обособленного подразделения зарубежной фирмы совершает на основании выданной ему доверенности и положения о филиале/представительстве от имени организации-учредителя.

В тексте положения о филиале/представительстве, утвержденном органом управления иностранной компании, излагается порядок управления филиалом/представительством описывающий:

  • процедуру управления в деталях;
  • способ, правила и сроки доведения приказов управляющих компанией до руководителей подразделений;
  • четкие инструкции о том, кому подчиняется руководитель и перед кем отчитывается;
  • порядок осуществления проверок работы руководителей.

Доверенность выдается лично руководителю, а не подразделению в целом, в ней обозначаются:

  • дата оформления;
  • перечень полномочий руководителя;
  • его право на решение вопросов, возникших в процессе оперативной и текущей работы;
  • его право на подписание договоров, совершение сделок (могут быть лимитированы суммы контрактов, объявлены ограничения по предмету соглашения и т. д.);
  • право руководителя на открытие расчетного счета в банковском учреждении (рублевого или валютного), распоряжение деньгами;
  • его право на выдачу доверенностей и передачи своих полномочий на случай непредвиденных ситуаций, условия таких действий.

Смена главы представительства не является личным решением учредителей головного офиса, о данном событии должны быть оповещены контролирующие деятельность подразделения российские структуры. Информация об этом должна быть задокументирована, на ее основании будут внесены соответствующие изменения в Сводный реестр аккредитованных подразделений.

Бухгалтерский учет и отчетность иностранных представительств

После регистрации обособленное подразделение зарубежной организации обязано вести бухгалтерский учет, а именно составлять внутреннюю отчетность для головного офиса. Она подготавливается на языке и в порядке, предусмотренными законами государства, в котором учреждена головная компания.

Закрытие иностранного представительства или филиала на территории России

Ликвидация представительства или филиала зарубежной фирмы – процедура, направленная на прекращение деятельности подразделения и снятие его с учета в налоговой службе.

Закрытие представительства иностранной организации в России должно проходить по правилам, предусмотренным действующим законодательством РФ.

Основаниями для прекращения работы представительства могут служить:

  1. Окончание срока действия аккредитации, о продлении которой вовремя не позаботились.
  2. Закрытие головного офиса в государстве, где он регистрировался.
  3. Систематические нарушения российских законов подразделениями иностранной организации и последующее вынесение решения аккредитационного органа об их ликвидации.
  4. Прекращение действия международного договора между Россией и государством, где зарегистрирована компания, открывшая в РФ представительство на основании данного соглашения.
  5. Решение о закрытии представительства, принятое учредителями головной компании.

Прежде чем начинать процедуру закрытия обособленного подразделения зарубежной организации, необходимо:

  • Написать заявление о ликвидации (форма 15ПФП), которое заверено подписью главы филиала или уполномоченным лицом и в котором указаны следующие сведения:
    • причины прекращения хозяйственной деятельности;
    • регистрационный номер;
    • день прохождения аккредитации;
    • срок действия разрешения.
  • Составить заявление по форме 11СН-Учет.
  • Сделать нотариально заверенную копию официального протокола решения собрания о закрытии обособленного подразделения.
  • Подготовить учредительные документы, устав компании.
  • Поднять протоколы всех собраний, в ходе которых было решено открыть филиал/представительство и назначить руководителя.
  • Оформить справку о закрытии расчетного счета в банковском учреждении.
  • Оформить доверенность на главу филиала/представительства.
  • Оформить доверенность на поверенных иностранной фирмы, которым будет поручено провести процедуру ликвидации от имени головного офиса.
  • Поднять полученное ранее свидетельство о регистрации подразделения в России с указанием:
    • проведенных изменений;
    • номера плательщика налогов.

Для снятия с учета в ПФР дополнительно понадобятся:

  • заявление по форме ПФР;
  • все отчеты в Пенсионный фонд на день закрытия (2 экземпляра оригиналов и копии в электронном формате);
  • выписка или информационный лист из налоговой службы;
  • уведомление о снятии с учета в ФНС.

Для снятия с учета в ФСС дополнительно потребуются:

  • заявление по форме, утвержденной приказом от 25.10.2013 г. № 576 н ;
  • ликвидационный отчет (форма 4 ФСС);
  • уведомление о величине страховых взносов;
  • страховое свидетельство (или извещение);
  • письмо об отказе от оставшихся на счету средств в пользу российской казны (если деньги не изымаются на счет компании).

Для снятия с учета в Росстате нужно предоставить:

  • уведомление с кодами ОКТЭИ;
  • письмо с просьбой снять подразделение с учета.

Пошаговая инструкция по ликвидации филиала иностранной компании, расположенного в России:

  • Организация собрания учредителей головной компании и вынесение решения о ликвидации.
  • Оформление всех требуемых документов, включая декларацию о доходах и расчетом полной суммы налога.
  • Оповещение заинтересованных лиц, включая работников.
  • Проведение кадровых мероприятий.
  • Отправка уведомления в МИФНС № 47 о снятии с налогового учета и прекращении работы подразделения (в срок не более 15 дней с момента вынесения решения о ликвидации).
  • Уведомление регионального отделения Пенсионного фонда о закрытии филиала/подразделения (в срок до 15 дней со дня принятия решения).
  • Уведомление местного подразделения Фонда социального страхования о закрытии (в те же сроки, что и МИФНС, ПФР).
  • Прохождение сверки в МИФНС:
    • в отделе ввода (с предъявлением декларации о доходах);
    • в отделе камеральных проверок (с предъявлением выписки об операциях по расчетному счету);
    • в отделе по работе с налогоплательщиками и отделе урегулирования задолженностей (с предъявлением реестра сведений о доходах работников подразделения и сверки платежей по налогам);
  • Подача заявления в МИФНС об окончании процедуры закрытия.
  • Снятие с учета в ПФР.
  • Снятие с учета в ФСС.
  • Получение уведомления о снятии с учета из Росстата.
  • Закрытие банковского расчетного счета.

На рассмотрение документов и заявления о закрытии обособленного подразделения уходит 14 дней с момента подачи комплекта бумаг в налоговые органы, общий срок ликвидации составляет примерно 30 дней.

В случае необходимости проведения проверок процесс затягивается до их окончательного завершения и длится около 3 месяцев.

Пенсионный фонд объявляет о своем решении в течение 10 дней, Фонду социального страхования потребуется только неделя.

В целом весь процесс закрытия филиала или представительства, начиная с подготовки документов и заканчивая вынесением решения налоговых органов и внебюджетных фондов, занимает порядка полугода.

Как иностранной компании открыть представительство или создать филиал в России: Видео

Развитие рыночных отношений в России, интеграция в мировой экономический процесс обусловливают необходимость масштабного привлечения в экономику страны иностранного капитала. На современном этапе Россия по мере преодоления последствий кризиса активизирует свою внешнеэкономическую деятельность. Одним из условий повышения эффективности внешнеэкономических связей России является активное привлечение иностранных инвестиций на внутренний рынок.
Расширение масштабов внешнеэкономической деятельности, сложность правового регулирования и налогообложения иностранных компаний на территории Российской Федерации предопределили появление многочисленных вопросов у бухгалтеров .
Деятельность иностранных компаний в РФ может осуществляться в двух направлениях: пассивное инвестирование в российские компании и активное самостоятельное ведение бизнеса в России. Выбирая первое направление, иностранные фирмы не создают представительства в России. В этом случае российская организация - источник выплаты дохода - выступает налоговым агентом и удерживает налог из доходов, подлежащих выплате в пользу иностранной компании, в соответствии со ст. ст. 309, 310 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
В настоящее время иностранные компании при выборе организационной формы ведения бизнеса в России отдают предпочтение созданию обособленных подразделений (представительств, филиалов и др.) иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации. Подразделение иностранной компании должно быть аккредитовано и поставлено на учет в налоговых органах по месту осуществления деятельности в РФ с целью исчисления и уплаты налогов.
Филиалы и представительства иностранных организаций не являются юридическими лицами, а значит, не имеют правоспособности, их правовой статус регулируется правом страны, где зарегистрирована головная организация . Это означает, что процесс создания, объем прав и обязанностей, порядок функционирования и прекращения деятельности, порядок назначения руководителя и порядок наделения его полномочиями регулируются головной организацией по законодательству страны инкорпорации. Например, создание филиала или представительства турецкой компании происходит в соответствии с законодательством Турецкой Республики. На территории РФ представительства и филиалы обязательно проходят аккредитацию, т.е. получают разрешение на осуществление деятельности на ее территории.
Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (ст. 55 Гражданского кодекса РФ). Как правило, основными задачами деятельности представительства являются проведение маркетинговых исследований, проработка деловых контактов и поиск клиентов, способствование деятельности головной фирмы на территории России, подготовка соглашений с российскими клиентами в интересах головной фирмы.
Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства .
Представительства и филиалы иностранных компаний имеют ряд общих характеристик , а именно:
- создаются как обособленные подразделения вне места нахождения иностранной организации и действуют на основании положений;
- наделяются частью имущества иностранной организации, которое учитывается ими обособленно;
- не имеют правоспособности, отдельной от организации, создавшей обособленное подразделение, не являются самостоятельными юридическими лицами и действуют от имени юридического лица;
- руководители филиалов и представительств назначаются иностранной организацией и действуют в рамках полномочий, перечисленных в доверенности, выданной уполномоченным лицом иностранной организации;
- ответственность за действия филиалов или представительств несет головная иностранная организация.
Следует отметить и отличия :
- филиал выполняет более широкий перечень функций, чем представительство, так как кроме представления интересов и их защиты филиал может осуществлять ту же хозяйственную деятельность, что и головная компания за рубежом;
- филиал или представительство иностранной организации создается и ликвидируется в соответствии с решением иностранного юридического лица - головной организации.
Аккредитация филиала или представительства иностранной компании на территории РФ осуществляется с целью государственного контроля за их созданием, деятельностью и ликвидацией в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с п. 4 ст. 22 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Закон N 160-ФЗ) филиалу иностранной компании разрешается осуществлять деятельность со дня его аккредитации. Филиал иностранной организации согласно п. п. 1 и 2 ст. 22 Закона N 160-ФЗ осуществляет свою деятельность на основании положения о филиале, в котором должны быть указаны наименования филиала и его головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала, порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть включены другие сведения, отражающие особенности деятельности филиала иностранного юридического лица на территории РФ и не противоречащие законодательству РФ.
Филиал иностранной организации, созданный на территории РФ, может выполнять часть или все функции головной организации. Согласно п. 3 ст. 4 Закона N 160-ФЗ головная организация обязана нести непосредственную материальную ответственность по принятым ею обязательствам в связи с функционированием всех ее подразделений на территории РФ.
Аккредитация представляет собой официальное признание, подтверждение правового статуса обособленного подразделения (филиала, представительства) иностранной организации.
В настоящее время отсутствует единый орган по проведению процедур аккредитации представительств иностранных юридических лиц.
В зависимости от сферы деятельности иностранной организации аккредитацию осуществляют следующие органы :
1. Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также проводит аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ (ст. 52 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", Приказ ЦБ РФ от 07.10.1997 N 02-437 "О порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных организаций").
2. Министерство иностранных дел РФ выдает разрешения на открытие представительств зарубежных средств массовой информации, если иное не предусмотрено межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией (ст. 55 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации").
3. Министерство юстиции РФ выдает разрешения на открытие представительств иностранных религиозных организаций (ст. 13 Закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", Приказ Минюста России от 03.03.2009 N 62 "Об утверждении Порядка регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций").
4. Федеральная авиационная служба РФ выдает разрешения на открытие представительств иностранных авиакомпаний, фирм, учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность в области гражданской авиации на территории РФ (Приказ ФАС России от 05.08.1997 N 166 "О введении в действие "Инструкции о порядке проведения аккредитации представительств иностранных авиакомпаний, фирм, учреждений и организаций, действующих в области гражданской авиации на территории Российской Федерации").
5. Торгово-промышленная палата РФ выдает разрешения на открытие представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово-промышленных палат (ст. 15 Закона от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации").
6. Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ (далее - ГРП) аккредитует представительства иностранных компаний на территории РФ (п. 9 Устава федерального государственного учреждения "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации").
Аккредитация филиалов иностранных компаний производится ГРП в соответствии с Временным положением "О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации" (утв. Минюстом России 31.12.1999) и Регламентом исполнения процедур аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц в федеральном государственном учреждении "Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации" (утв. Приказом ФГУ "Государственная регистрационная палата при Минюсте России" от 10.10.2007 N 60/об). В указанных документах, в частности, содержится перечень необходимых документов для прохождения процедуры аккредитации филиалами и представительствами.
Все иностранные документы должны быть апостилированы или иметь подлинные отметки о консульской легализации. Они представляются с переводом на русский язык, который должен быть заверен нотариально либо в консульском загранучреждении за исключением случаев, когда международным соглашением РФ и страны инкорпорации предусмотрено освобождение от данной процедуры.
ГРП проводит аккредитацию филиалов и осуществляет ведение Государственного реестра представительств зарубежных юридических лиц, аккредитованных в РФ. Когда аккредитация представительства или филиала осуществляется в ГРП, то включение в реестр производится одновременно с аккредитацией. Однако включение в реестр необходимо для всех представительств и филиалов независимо от того, в какой период и каким органом производилась аккредитация. Свидетельство о включении в Сводный государственный реестр аккредитованных в РФ представительств и филиалов зарубежных компаний является подтверждением официального статуса компании на федеральном уровне. Свидетельство об аккредитации также требуется при открытии банковских счетов, проведении процедур на таможне и получении российских виз. Таким образом, аккредитация имеет большое значение для развития бизнеса иностранной организации на территории РФ.
Все иностранные организации могут быть разделены на две группы:
- вставшие на учет в российских налоговых органах, т.е. получившие ИНН и соответствующее свидетельство ;
- не вставшие на учет в российских налоговых органах, т.е. не имеющие ИНН .
Если иностранная компания планирует проводить свою деятельность в Российской Федерации через филиалы или представительства больше 30 календарных дней непрерывно или же в совокупности, то она обязана встать на налоговый учет по месту деятельности своего обособленного подразделения (филиала или представительства) не позднее 30-дневного срока с момента начала своей деятельности.
Независимо от факта аккредитации обособленного подразделения иностранной компании на территории РФ уже его наличие является основанием для постановки иностранной организации на учет в налоговых органах по месту деятельности отделения (филиала, представительства или другого обособленного отделения).
В силу п. 2 ст. 11 НК РФ филиалы и представительства иностранных юридических лиц, компаний и прочих корпоративных образований, которые были созданы в соответствии с законодательством иностранных стран и обладающие гражданской правоспособностью, для целей налогового законодательства считаются организациями и подлежат учету в налоговых органах. Постановка на учет организаций проводится в налоговых органах по месту расположения организации, ее филиалов или представительств, а также по месту расположения ее транспортных средств, недвижимого имущества и по другим основаниям, предусмотренным НК РФ.
Постановка иностранной организации на учет в налоговых органах по месту деятельности отделения (филиала, представительства или другого обособленного отделения) производится на основании Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (утв. Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, далее - Положение). В соответствии с этим документом иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговых органах не только при создании подразделений в России, но и в большинстве других случаев, когда их деятельность связана с территорией РФ, в том числе при приобретении в России имущества, транспортных средств, открытии счетов, получении доходов от источников в РФ и т.п.
В ряде случаев постановка на учет происходит с присвоением иностранной организации ИНН и КПП (разд. 2 Положения). В некоторых ситуациях организации ИНН не присваивают, а в свидетельстве указывают КИО (код иностранной организации) и КПП (п. 1.3 разд. 1, разд. 3 и 4 Положения).
Согласно п. 2.1.1.2 Положения иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций, в каждом из которых она обязана встать на учет.
При постановке иностранной организации на учет налоговых органов требуются следующие документы (п. 2.1.1.1 Положения):
- Заявление о постановке на учет, которое должно быть составлено по форме 2001И (Приложение N 2 к Положению);
- легализованные сертификат об инкорпорации либо выписка из торгового реестра. При отсутствии этих документов может быть предоставлен какой-либо другой документ подобного характера, содержащий информацию об органе, который зарегистрировал иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Данные сведения могут быть представлены в виде копий перечисленных документов, заверенных в установленном порядке;
- справка, выданная в налоговом органе иностранного государства в произвольной форме, о том, что иностранная организация зарегистрирована в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации. В справке должен быть указан код налогоплательщика или какой-либо аналог, заменяющий его;
- решение уполномоченного органа иностранной компании о создании обособленного подразделения в РФ. В случае же отсутствия такого решения должна быть представлена копия договора, на основании которого совершается деятельность на территории Российской Федерации;
- доверенность, выданная иностранной компанией на руководителя филиала или представительства.
Согласно п. 1.7 Положения налоговый орган не вправе истребовать дополнительные документы для постановки на учет иностранной организации. В течение пяти дней с момента подачи заявления и представления требуемых документов налоговый орган должен поставить иностранную организацию на налоговый учет. Постановка иностранной организации на налоговый учет завершается выдачей иностранной организации свидетельства, соответствующего форме 2401ИМД, в котором указаны ИНН и КПП.
НК РФ не связывает возникновение постоянного представительства с определенной корпоративной формой подразделения. Постоянное представительство в налоговых целях может возникать в форме филиала, представительства, а также в результате деятельности любых юридических или физических лиц, ведущих коммерческую деятельность в России от имени и/или в интересах иностранного лица.
Согласно п. 2 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Этим Положением можно воспользоваться исключительно при наличии у РФ действующего международного договора с соответствующим иностранным государством (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Пунктом 1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н) установлено, что названные организации могут выбирать, формировать учетную политику в соответствии с данным ПБУ либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если они не противоречат МСФО.
Следует отметить, что практически все ПБУ, утвержденные Приказами Минфина России, устанавливают правила ведения бухгалтерского учета для юридических лиц, созданных в соответствии с российским законодательством. Только некоторые ПБУ касаются вопросов ведения учета представительствами и филиалами иностранных юридических лиц. Так, Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) необходимо применять в силу требований, установленных п. 2 ст. 374 НК РФ для исчисления налога на имущество; Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н) также относится к деятельности представительств и филиалов иностранных организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации не предусматривают обязанность составления бухгалтерской отчетности филиалами и представительствами иностранных организаций.
Что касается обязанности составления налоговой отчетности, то ст. 3 НК РФ признается принцип равенства налогоплательщиков, который гарантирует равенство прав и обязанностей российских и иностранных организаций в части предоставления налоговой отчетности и уплаты налогов.
Иностранные организации, состоящие на учете в российских налоговых органах, самостоятельно исчисляют и уплачивают все налоги в том же порядке, что и российские организации , за исключением особенностей, предусмотренных НК РФ и положениями международных соглашений, которые согласно ст. 7 НК РФ имеют приоритетное значение перед национальным законодательством. Указанные международные соглашения могут распространяться на различные налоги Российской Федерации: налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы физических лиц и др.
Особенности налогообложения иностранных организаций налогом на прибыль изложены в ст. ст. 306 - 312 НК РФ. Иностранная организация должна уплачивать налог на прибыль на территории РФ в случае, если ее деятельность образует постоянное представительство (ст. 306 НК РФ). При решении вопроса о наличии или отсутствии постоянного представительства для целей налога на прибыль необходимо учитывать положения международных соглашений. В соглашениях об избежании двойного налогообложения приводятся критерии постоянного представительства для целей налогообложения. Например, в ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (Анкара, 15 декабря 1997 г.) установлено, что "строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект или связанная с ними надзорная деятельность образуют постоянное представительство, только если продолжительность связанных с ними работ превышает 18 месяцев". Таким образом, строительная площадка турецкой компании, существующая менее 18 месяцев, не платит налог на прибыль на территории Российской Федерации, а обязана уплачивать его на территории страны инкорпорации. Тем не менее этот факт не отменяет обязанности по предоставлению налоговой декларации по налогу на прибыль по деятельности этой строительной площадки в каждом отчетном периоде в течение 18 месяцев. Если срок работ на строительной площадке превысил 18 месяцев, то декларация по налогу на прибыль подается в первом отчетном периоде, наступившем после такого превышения срока, с расчетом налоговых обязательств исходя из всех доходов и расходов, возникших с начала существования строительной площадки.
В соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода и не уплачивают ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль.
Налоговая декларация по налогу на прибыль иностранной организации утверждена Приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1 и заполняется на основании Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации (утв. Приказом МНС России от 07.03.2002 N БГ-3-23/118). По окончании отчетного года иностранные организации также обязаны представить Годовой отчет о деятельности иностранной организации в Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19). При этом каждое подразделение иностранной компании на территории РФ является самостоятельным налогоплательщиком налога на прибыль и финансовый результат деятельности подразделений одной иностранной организации на территории РФ в общем случае не сальдируется.
Иностранная организация, осуществляющая на территории РФ через свои филиалы и представительства деятельность, облагаемую налогом на добавленную стоимость (НДС), и состоящая на учете в налоговом органе в каждом из мест осуществления такой деятельности, является плательщиком НДС. В соответствии с п. 7 ст. 174 НК РФ иностранная организация выбирает подразделение, по месту налоговой регистрации которого она будет представлять консолидированную налоговую декларацию и уплачивать НДС в целом по операциям всех подразделений, находящихся на территории РФ.
О своем выборе иностранные организации обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории РФ. Форма и сроки представления письменного уведомления НК РФ не установлены. Очевидно, что уведомление должно быть составлено в произвольной форме и представлено в налоговый орган не позднее наступления первого отчетного периода по НДС по каждому филиалу или представительству.
Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н (ред. от 21.04.2010).
Иностранные организации признаются плательщиками налога на имущество организаций в случаях (п. 1 ст. 373, п. п. 2, 3 ст. 374 НК РФ), если они:
- осуществляют деятельность в России через постоянное представительство;
- если постоянного представительства у них нет, но они имеют в собственности недвижимое имущество на территории РФ или получили его по концессионному соглашению.
Налоговая декларация по налогу на имущество организаций и налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также Порядки их заполнения утверждены Приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.
Кроме того, иностранные организации, зарегистрированные в налоговых органах РФ, в частности, обязаны представлять:
- налоговую декларацию по транспортному налогу (утв. Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н) и налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу (утв. Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н);
- налоговую декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, и налоговую декларацию по акцизам на табачные изделия (утв. Приказом Минфина России от 14.11.2006 N 146н).
Таким образом, иностранные организации, состоящие на учете в налоговых органах РФ, самостоятельно исчисляют и уплачивают все налоги РФ в том же порядке, что и российские организации, за исключением особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и международными соглашениями.

УТВЕРЖДАЮ

От имени ___________________
Учредителя ИП "____________"
___________________ (Ф.И.О.)
"___" ___________ _____ г.

Минск, ________ г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Филиал Иностранного торгово-производственного частного унитарного предприятия "__________" в городе _______ (в дальнейшем - Филиал) является обособленной частью, структурным подразделением Иностранного торгово-производственного частного унитарного предприятия "_____________" (в дальнейшем - Предприятие), без прав юридического лица, входящим в его структуру, действующим вне места нахождения самого Предприятия и осуществляющим все или часть функций Предприятия, в том числе функции по защите и представительству интересов Предприятия, совершения от его имени сделок и иных юридических действий.

1.2. Филиал в своей деятельности руководствуется настоящим Положением, Уставом Предприятия, законодательными актами Республики Беларусь, а также внутренними актами Предприятия, не противоречащими вышеуказанным документам и законодательству Республики Беларусь.

1.3. Филиал создается Предприятием в порядке, предусмотренном Уставом Предприятия и настоящим Положением и в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

1.4. Местонахождение Филиала: ______________

2. ЦЕЛЬ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА

2.1. Целью деятельности Филиала является извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов собственника и членов трудового коллектива Предприятия, представление интересов Предприятия на территории Брестской области Республики Беларусь во всех предприятиях, учреждениях и организациях, а также изучение рыночного спроса на продукцию Предприятия.

2.2. Филиал реализует виды деятельности, предусмотренные Уставом Предприятия.

2.3. Все виды деятельности Филиала как обособленного структурного подразделения Предприятия осуществляются в порядке, установленном для самого Предприятия Уставом и законодательством Республики Беларусь.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ФИЛИАЛА

3.1. Филиал осуществляет свою деятельность на основании сделок и иных юридических действий, совершаемых от имени Предприятия.

3.2. Филиал пользуется лицензиями и разрешениями на осуществление отдельных видов деятельности Предприятия.

3.3. Филиал пользуется и распоряжается переданным ему Предприятием имуществом в пределах прав, указанных в доверенности и согласно настоящего положения

4. ПОЛЬЗОВАНИЕ ИМУЩЕСТВОМ

4.1. Финансирование деятельности Филиала и его материально-техническое обеспечение осуществляется Предприятием в соответствии с действующим законодательством.

4.2. Филиал пользуется в своей деятельности имуществом Предприятия.

4.3. Филиал использует имущество, указанное в пункте 4.2 настоящего Положения, в соответствии с целью и предметом своей деятельности.

4.3. Источниками формирования имущества Филиала являются: имущество, переданное ему Предприятием; иные источники, предусмотренные Уставом Предприятия, и не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

5. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФИЛИАЛА

5.1. Филиал возглавляет Директор Филиала.

5.2. Директор Филиала назначается на должность Генеральным директором Предприятия на контрактной основе и действует на основе доверенности, выданной Предприятием.

5.3. Директор Филиала:

Осуществляет текущее руководство деятельностью Филиала;

Принимает меры по обеспечению Филиала квалифицированными кадрами, повышению их квалификации;

Издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения подчиненными ему работниками Предприятия;

По доверенности Предприятия от имени Предприятия заключает сделки и иные юридические действия и несет ответственность за их выполнение.

Решает другие вопросы деятельности Филиала.

5.4. Все документы денежного, материально-имущественного, расчетного характера, а также отчеты подписываются Директором Филиала.

6. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФИЛИАЛА

6.1. Оперативный и бухгалтерский учет результатов своей деятельности Филиал осуществляет в соответствии с законодательством.

6.2. Финансовая работа в Филиале возглавляется Директором. Директор Филиала несет ответственность за всю финансово-хозяйственную деятельность Филиала и подчиняется руководителю Предприятия и главному бухгалтеру Предприятия.

6.3. Статистическая, бухгалтерская и иные формы отчетности представляются Директором Филиала руководителю Предприятия, а также в государственные органы власти и управления по месту нахождения Филиала по установленным формам и срокам.

6.4. Филиал обязан представлять Предприятию информацию и отчеты о своей работе по первому требованию руководителя Предприятия.

6.5. Контроль за деятельностью Филиала и его должностных лиц осуществляет ежегодно ревизор в порядке, предусмотренном Уставом Предприятия.

6.6. Директор Филиала обязан оказывать ревизору необходимое содействие в его работе.

7. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА

7.1. Прекращение деятельности Филиала осуществляется решением учредителя Предприятия, а также в иных случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

УТВЕРЖДЕНО
решением совета директоров
публичного акционерного
общества «Альфа»
(протокол
от «1» октября 201_ г. № 1)

ПОЛОЖЕНИЕ
о представительстве публичного акционерного общества «Альфа»
в городе Санкт-Петербурге

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. «Представительство публичного акционерного общества «Альфа» в городе Санкт-Петербурге» (в дальнейшем именуемое «Представительство») открыто по решению совета директоров публичного акционерного общества «Альфа» (в дальнейшем именуемого «Общество») 1 октября 2014 года (протокол от 1 октября 2014 г. № 1) в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ, статьей 5 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и является обособленным структурным подразделением Общества.

1.2. Место нахождения Общества: 123451, г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 28.

1.3. Место нахождения Представительства: 125008, г. Санкт-Петербург, ул. Михалковская, д. 20.

1.4. Представительство действует в соответствии с гражданским законодательством, другими нормативными актами Российской Федерации и города Санкт-Петербурга, иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, уставом Общества, решениями его органов управления и настоящим положением.

1.5. Представительство не является юридическим лицом, имеет баланс в составе баланса Общества и пользуется счетом в банке на территории города Санкт-Петербурга.

Представительство вправе от имени Общества совершать сделки и иные юридические акты, выступать в интересах и от имени Общества на основании доверенности истцом и ответчиком в суде, в арбитражном и третейском судах по делам, связанным с деятельностью Представительства или Общества в целом.

1.6. Право на совершение действий, указанных в пункте 1.5 настоящего положения, возникает у Представительства с момента согласования вопроса о его размещении в порядке, установленном законодательством.

2. ФУНКЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

2.1. Основной целью открытия Представительства является представление интересов Общества и осуществление их защиты.

2.2. Для достижения своей основной цели Представительство, руководствуясь законодательством, осуществляет следующие функции:

– заключение от лица Общества договоров, направленных на реализацию его продукции.

3. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

3.1. Представительство самостоятельно с учетом планов Общества планирует свою деятельность.

3.2. Представительство устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда, а также другие виды доходов его работников по согласованию с генеральным директором Общества.

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОБЩЕСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВУ

4.1. Общество имеет право:

– участвовать в управлении делами Представительства в порядке, определяемом законодательством, уставом Общества, решениями общего собрания акционеров Общества, внутренними документами Общества и настоящим положением;

– получать информацию о деятельности Представительства, в том числе знакомиться с данными бухгалтерского учета и отчетности и другой документацией Представительства по первому требованию;

– принять решение о прекращении деятельности Представительства.

4.2. Общество обязано:

– принимать участие в финансировании и материально-техническом обеспечении деятельности Представительства в порядке, размерах и способами, предусмотренными настоящим положением и решениями органов Общества;

– соблюдать правила, установленные в настоящем положении;

– исполнять принятые на себя в установленном порядке обязательства по отношению к Представительству;

– оказывать Представительству содействие в осуществлении им своих полномочий.

5. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ. ОХРАНА ТРУДА

5.1. Представительство возглавляет директор, который назначается генеральным директором Общества. Срок полномочий директора Представительства определяет генеральный директор Общества при назначении директора Представительства на должность.

5.2. В вопросах организации работы Представительства его директор действует на основе единоначалия.

5.3. Директор Представительства:

– обеспечивает выполнение решений органов Общества, касающихся деятельности Представительства;

– самостоятельно решает все вопросы деятельности Представительства, отнесенные настоящим положением к ведению Представительства;

– на основании доверенности Общества совершает сделки и другие юридические акты, стороной в которых от имени Общества выступает Представительство, представляет его интересы в отношениях с государственными и муниципальными органами, организациями и гражданами;

– осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению законодательством или возложенные на него Обществом.

5.4. Директор Представительства издает приказы и дает указания, обязательные для лиц, относящихся к персоналу Представительства, и других лиц, состоящих с ним в трудовых отношениях.

5.5. Для реализации решений органов управления Общества, приказов и указаний директора Представительства в целях обеспечения нормальной работы Представительства директор самостоятельно формирует персонал Представительства.

5.6. На всех работников Представительства распространяются трудовые и социальные гарантии, а также требования по охране труда и технике безопасности, установленные трудовым законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными актами города Санкт-Петербурга.

6. ИМУЩЕСТВО, ФИНАНСЫ И ОТЧЕТНОСТЬ

6.1. Имущество Представительства составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, закрепленные за ним Обществом, стоимость которых отражается в сводном балансе Общества.

6.2. Источниками формирования имущества Представительства являются денежные и иные материальные средства, закрепленные за ним Обществом.

6.3. Представительство не вправе без согласия Общества отчуждать другим лицам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно в постоянное или временное пользование либо взаймы закрепленные за ним здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности, а также списывать их с баланса, если иное не предусмотрено решениями органов Общества.

6.4. Общество уплачивает в установленном порядке налоги в бюджет и обязательные платежи во внебюджетные фонды, основанием уплаты которых является деятельность Представительства.

6.5. Представительство осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в соответствии с законодательством, настоящим положением и решениями органов Общества.

6.6. Финансовые документы Представительства подписываются директором и главным бухгалтером Представительства либо лицом, уполномоченным надлежаще оформленной доверенностью, подписанной директором и главным бухгалтером Представительства.

7. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

7.1. Прекращение деятельности Представительства может осуществляться по решению совета директоров Общества и иным основаниям, установленным законодательством.

7.2. При прекращении деятельности Представительства увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Основы гражданско-правового статуса филиалов и представительств, порядок их создания и функционирования. Разработка устава или положения об инкорпорации юридического лица. Правовой статус руководителя. Проведение ликвидации обособленного подразделения.

    реферат , добавлен 07.09.2012

    Национальность и личный статут иностранного юридического лица, его правосубъектность и принципы налогообложения. Виды правовых режимов, аккредитация и регистрация филиалов и представительств иностранного юридического лица как основание деятельности.

    дипломная работа , добавлен 29.05.2014

    Рассмотрение признаков, при которых организация признается юридическим лицом (субъектом права) в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ. Исследование органов юридического лица, его наименования, местонахождения, филиалов и представительств.

    реферат , добавлен 27.08.2012

    Правовой статус казахстанских организаций, участвующих во внешнеэкономических связях. Иностранные юридические лица в Казахстане. Правовой статус филиалов и представительств иностранных юридических лиц, положение совместных предприятий в Казахстане.

    реферат , добавлен 20.11.2010

    Субъекты хозяйственного права. Частные предприниматели и их регистрация. Виды предприятий, предусмотренные законодательством. Сходство и отличия филиалов от представительств. Отличия дочернего предприятия от филиалов. Государственное предприятие.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2008

    Главные особенности регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, филиалов и представительств российских организаций. Организационно-экономическая характеристика МУП "ЖКХ", классификация работ и услуг, возможности финансирования.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2011

    Отношения собственностии, их регулирование нормами конституционного, гражданского, административного, налогового, трудового и других ветвей права. Регулирование деятельности юридических лиц, создания филиалов и представительств кредитных организаций.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2009