Албитова Татьяна и Мухаметьянова Ильмира
Презентация по художникам-романтикам XIX века.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Художественная культура XIX века Романтизм в живописи Презентацию подготовили: ученицы 11 а класса МБОУ СОШ №8 г.Ноябрьска Албитова Татьяна и Мухаметьянова Ильмира Руководитель Калашникова Виктория Александровна
Цель: Познакомиться с Искусством романтизма в живописи
Романтизм Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень.
Романтизм в живописи В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В своих полотнах художники подчинялись только зову собственной души, уделяли большое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека. Живописи романтизма была присуща «страшная сила творить всеми возможными способами». Любимыми выразительными средствами романтической живописи становятся колорит, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры.
Каспар Давид Фридрих Немецкий художник. Родился 5 сентября 1774 г. в Грейфсвальде в семье мыловара. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794-1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене. В 1794-1798 учился в копенгагенской Академии художеств. До 1807 работал исключительно в технике рисунка затем обратился и к масляной живописи. Главным выразителем эмоциональной нагрузки Давида является свет. Он не создает иллюзию света, а заставляет предметы и фигуры отбрасывать причудливые и таинственные тени. В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. «Картина должна восприниматься как картина, как создание рук человеческих, а не обманывать нас совершенным подобием с натуры» (К.Д. Фридрих)
Работы Давида Фридриха: «Странник над морем тумана» (1817-1818) «Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар
Карл Эдуард Фердинанд Блехен (29 июля 1798, Котбус - 23 июля 1840, Берлин) Регулярное художественное образование его началось лишь в 1822 году в берлинской Академии, у пейзажиста П. Л. Лютке. Однако вследствие несложившихся отношений с учителем К. Блехен порвал с академической школой и уезжает в Саксонскую Швейцарию. С 1824 по 1827 год он работал театральным художником-оформителем в Берлине. Блехен по своей тематике - художник-пейзажист. Его композиции после поездки на юг становятся свободнее и стилистически реальнее. Он известен как один из первых немецких «индустриальных» художников, воспевавших нарождающуюся промышленную мощь нового времени. Карл Блехен умер в возрасте 42 лет психически больным человеком.
Работы Блехена: В Берлинском Тиргартене, 1825 В парке виллы д"Эсте, 1830
Взорванная башня Гейдельбергского замка, ок. 1830 Постройка Чёртова моста, 1830-32
Фердинан Виктор Эжен Делакруа «Мое сердце,- писал он, - всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти» Французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи. Его родители умерли, когда он был совсем юным. В 1815 году юноша оказался предоставлен сам себе. И он сделал выбор, поступив в мастерскую известного классициста Пьер, Нарсиса Герена (1774-1833). В 1816 году Делакруа стал учеником Школы изящных искусств, где преподавал Герен. В 1850-е годы его признание стало неоспоримым. В 1851 году художника избрали в городской совет Парижа. В 1855-м наградили орденом Почетного легиона. В том же году была организована персональная выставка Делакруа - в рамках Всемирной парижской выставки. Скончался Делакруа, тихо и незаметно от рецидива болезни горла в своем парижском доме 13 августа 1863 года в возрасте 65 лет.
Работы Делакруа: "Алжирские женщины в своих комнатах". 1834 г. Холст, масло. 180х229 см. Лувр, Париж. "Смертельно раненый разбойник, утоляющий жажду". 1825 г.
«…Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради нее» (Эжен Делакруа) Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес Испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском: - картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791), - портреты («Семья короля Карла IV», 1800), - росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20), - картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» - обе ок. 1814).
"Маха одетая» Ок.1803, Прадо, Мадрид "Маха обнаженная« 1800, Прадо, Мадрид
"Разносчица воды" 1810 "Антониа Зарате» 1811, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Вывод: Романтики открывают мир человеческой души, индивидуальное, ни на кого не похожее, но искреннее и оттого близкое всем чувственное видение мира. Мгновенность образа в живописи, как говорил Делакруа, а не последовательность его в литературном исполнении определила нацеленность художников на сложнейшую передачу движения, ради которого были найдены новые формальные и колористические решения. Романтизм оставил в наследство второй половине XIX в. все эти проблемы и раскрепощенную от правил академизма художественную индивидуальность. Символ, который у романтиков должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй половины XIX в. растворяется в полифоничности художественного образа, захватывающего многообразие идей и окружающего мира.
Список использованной литературы: использованы материалы с сайта http://francegothic.boom.ru http:// wikipedia . ru . http:// www . labellefrance . ru http:// www . geo - world . ru http://www.fos.ru
Презентацию подготовили: ученицы 11 а класса Албитова Татьяна и Мухаметьянова Ильмира
1 из 18
Презентация - Романтизм в литературе - Художественная модель мира в литературе романтизма
Текст этой презентации
Романтизм в литературе. Художественная модель мира в литературе романтизма.
Булатова Инара Какановна,
учитель русского языка и литературы
КГУ «НСШ№2»
Цель:
- сформировать первоначальные представления о романтизме как литературном направлении, показать его своеобразие;
- развивать аналитическое мышление, эстетический вкус, память, речь;
- воспитывать культуру чтения, любовь к идейно-творческому наследию прошлого.
Литературное направление (течение)
- это единство основных идейно-художественных особенностей, обна-руживающееся в определённый исторический период в творчестве ряда писателей или поэтов, близких друг другу по своей идеологии и жизненному опыту, а также по своему художественному методу.
Романтизм (фр. romantisme)
- явление европейской культуры XVIII-XХ веков, представляющее собой реакцию на Просвещение и последовавший за ним научно-технический прогресс; это идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Основной конфликт, рассматриваемый в искусстве романтизма,
конфликт между личностью и обществом.
Романтическая личность
– это незаурядная, страстная личность. При этом страсть рассматривается в двух своих проявлениях: высокая страсть (любовь во всех её проявлениях);
низкая страсть (зависть, жадность, честолюбие).
Романтик - в переводе с французского - таинственный, странный, нереальный.
Основные черты романтизма:
- уход от реальной действительности;
- утверждение положительного идеала;
- бегство от современности;
- абсолютный характер идеалов при сознании абсолютной невозможности их осуществления в действительности;
- противопоставление прошлого настоящему;
- индивидуализм, доведённый до культа личности.
Основные черты романтического героя:
- неприятие идеалов общества;
- трагическое одиночество;
- герой всегда яркая, исключительная личность;
- свободолюбие героя;
- герой всегда находится в неразрешимом конфликте со своим окружением, обществом, эпохой; - необычные, исключительные обстоятельства жизни.
Романтики открыли для литературы
- диалектику психологических состояний; - характеры, основу которых составляли глубокие внутренние противоречия; - тему «униженных и оскорбленных»;
- исторический роман;
- философскую сказку;
- научно-фантастический роман;
- психологический детектив;
- романтическую поэму.
Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счёт введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения. Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей.
Романтизм появился в России в 1-й четверти ХIХ в.
Истоки русского романтизма
Влияние немецкого романтизма
И.В. Гёте, И.Шиллер, Э.Т.А. Гофман
мистицизм;
интерес к философским аспектам бытия;
противопоставление «дневного» и «ночного» мира.
Влияние английского и французского романтизма
Д.Г.Байрон, П.Шелли, А.Шатобриан, Ш.Нодье
богоборческие мотивы;
разлад личности и общества;
проблематика «сильной личности» и «естественного человека»;
экзотика сюжета и места действия.
Истоки русского романтизма
В.А.Жуковский,К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, А.И.Одоевский
медитативность лирики;
созерцательность и философская углубленность в «вечные» вопросы;
интерес к проявлению потусторонних сил.
Молодой А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов
пафос вольнолюбия;
мотив разлада сильной личности с обществом;
экзотизм сюжетов;
немотивированность действий романтического героя, его «неизменяемость».
Романтизм поэтов-декабристов
- социальная заострённость конфликта;
критическое отношение к мистицизму и мечтательности романтиков типа В.А.Жуковского;
интерес к истории – исторический сюжет заменяет экзотический;
пафос героики и борьбы с внешним врагом; с несправедливостью и злом (социально-конкретизированным).
В советском литературоведении
было принято выделять два типа романтизма:
пассивный;
активный или революционный.
Сравнить три литературных направления – классицизм, сентиментализм и романтизм. Каковы их особенности, в чем отличия?
Классицизм Идея служения государю и Отечеству. Обращение к образам античной литературы и искусства. Сентиментализм Сентиментальная идеализация действительности. Чувствительность. Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям. Романтизм Противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни. Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории. Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности. Интерес к русской летописной истории.
Интернет – ресурсы:
http://900igr.net/kartinki/literatura/ZHukovskij/004-Biografija-V.A.ZHukovskogo.html
http://agniyainteralia.blogspot.ru/2012/12/blog-post_8.html
http://www.liveinternet.ru/users/spacelilium/post176677959/
http://www.nearyou.ru/sokolov/viazemsk.html
http://vokrug.tv/photo/person/Aleksandr_Pushkin/
http://www.liveinternet.ru/community/2859675/post93761434/
Литература в таблицах и схемах.Мещерякова М.И. М.: Айрис-пресс,2009.
Русская литература: Периоды и стили. Учебник для 8 классов общеобразовательных школ/ Ж.Х.Салханова, Г.Д.Аульбекова, И.Ю.Хлызова, И.Г.Шапавалов. - Алматы: ТОО «Издательство «Мектеп», 2004.
http://www.bg2001.ru/upload/iblock/616/4034-7.jpg грамота (для создания рамки) http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk101.png перо, чернильница, бумага http://megasklad.ru/data/photoes/s194064.jpg ручка - 1 http://www.segment.ru/img_hits/4946015_1_small.jpg ручка – 2 Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Интернет – ресурсы:
Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:
РОМАНТИЗМ (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон й пол. 19 вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник в е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону.
Основная черта романтизма стремление противопоставить миру рассудка, закона, индивидуализма, наивной веры в линейный прогресс новую систему ценностей: культ творчества, верх воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе.
В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо в скульптуре и архитектуре. Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20- е гг. 19 в., обращается к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре.
ДЕЛАКРУА Эжен (26 апреля 1798, Шарантон, Сен - Морис 13 августа 1863, Париж)- французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма в изобразительном искусстве. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно - напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях.
ЖЕРИКО Теодор (), французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Его драматично - напряженные произведения отличаются актуальностью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени. Его творчество повлияло на реалистов сер. 19 в.
КОНСТЕБЛ Джон ()- английский живописец. Изображал обыденную национальную природу в ее свежести и изменчивости, воссоздавая трепетность световоздушной среды. Сыграл важную роль в развитии европейской пленэрной живописи.
« Вид на Хайгет с Хэмстедских холмов ». Цветы в стеклянной вазе. Этюд. Строительство лодки во Флетфорде год.
Пашня год. Вид на собор в Солбери год.
Мария Бикнелл год. Шлюз и мельница в Дедхеме год.
ТЕРНЕР Джозеф Мэллорд Уильям (23 апреля 1775, Лондон 19 декабря 1851, там же), английский живописец - пейзажист. Один из крупнейших представителей английского романтизма. Писал преимущественно морские пейзажи, картины на библейские, исторические и мифологические сюжеты, обнаруживая склонность к романтической фантастике.
Философия и эстетика романтизма Философия - от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Философия - от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость; любовь к мудрости. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. ЭСТЕТИКА – наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.Термин происходит от греческого слова aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. ЭСТЕТИКА – наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.Термин происходит от греческого слова aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию.
Исторические корни романтизма Исторические корни романтизма следует искать в трудах немецких философов: И. Канта(, «Критика способности суждения», 1790), Ф.Шеллинга (), Выдвигая идею изменчивости, подвижности и текучести, они рассматривали весь мир, природу и человека как вечное движение творческого духа, оживляющего мертвую природу. Исторические корни романтизма следует искать в трудах немецких философов: И. Канта(, «Критика способности суждения», 1790), Ф.Шеллинга (), Выдвигая идею изменчивости, подвижности и текучести, они рассматривали весь мир, природу и человека как вечное движение творческого духа, оживляющего мертвую природу. Один из главных теоретиков романтизма поэт и критик Август Шлегель выдвинул тезис о том, что на смену старому классицистскому искусству должно прийти новое. Один из главных теоретиков романтизма поэт и критик Август Шлегель выдвинул тезис о том, что на смену старому классицистскому искусству должно прийти новое.
Романтизм История происхождения термина - Слово «есть возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. Например, его соотносили с понятием жанра романа, где обычно описывались возвышенные, фантастически-неправдоподобные чувства героев. - Романтизм- неоднородное художественное направление в истории мировой художественной культуры. В различных странах он имел свои отличительные особенности, обусловленные определенными историческими условиями и культурными традициями. Так, например в Италии он развивался в русле традиционного классицизма. Во Франции он вырос из сентиментализма или предромантизма эпохи Просвещения.
Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и меты, жизнь в сфере эмоций и чувств). Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной, обыденной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и меты, жизнь в сфере эмоций и чувств). Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной, обыденной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Природа как выражение стихийного начала жизни прообраз Свободы. Природа как выражение стихийного начала жизни прообраз Свободы. « Романтизм есть не что иное, как способ устроить, организовать человека… на новую связь со стихией. « Романтизм есть не что иное, как способ устроить, организовать человека… на новую связь со стихией.
Человек от века связан с природой, со всеми её стихиями; он борется с ними и любит их, он смотрит на них одновременно с любовью и с враждой. Эта связь со стихией есть связь романтическая». Человек от века связан с природой, со всеми её стихиями; он борется с ними и любит их, он смотрит на них одновременно с любовью и с враждой. Эта связь со стихией есть связь романтическая». Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Давно ушедшие исторические эпохи, «даль времен» стали художественной метафорой романтического искусства. В далеком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, не существующие в современном мире. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Давно ушедшие исторические эпохи, «даль времен» стали художественной метафорой романтического искусства. В далеком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, не существующие в современном мире.
Природа и Человек в Произведениях Романтизма Природа выражение стихийного начала жизни, про образ Свободы: Природа выражение стихийного начала жизни, про образ Свободы: - Человек от века связан с природой, со всеми её стихиями. - Человек от века связан с природой, со всеми её стихиями. - Он борется с ними и любит их. - Он борется с ними и любит их. - Он смотрит на них одновременно с любовью и враждой. - Он смотрит на них одновременно с любовью и враждой. «Это связь со стихией и есть связь романтическая» - А.Блок «Это связь со стихией и есть связь романтическая» - А.Блок
- XVIII-XIX веков
- «Мне Родиной Земля, увы, не стала…»
- Каролина Гундеррод
- Романтизм
- Романтизм
- Из письма А.С.Пушкина П.Вяземскому: «Я заметил, что все имеют у нас самое смутное представление о романтизме…»
- Так писал в1825 году поэт-романтик теоретику русского романтизма.
- Романтизм – это особый взгляд на мир, особое мироощущение. Оно было универсальным и многоохватным (литература, политика, живопись, медицина, философия…)
- Романтизм как литературное направление возник во Франции.
- Теорию романтизма была обоснована в Германии немецкими романтиками (Иенская школа)
- «…человеческий дух диктует свои законы всему сущему.» А.Шлегель
- Центральной становится антитеза: мир – личность. Действительность меняется в том направлении, в каком личность предуказывает ей.
- Быть такой личностью – удел избранных.
- «Подлинным содержанием романтического служит абсолютная внутренняя жизнь.»
- Гегель
- Романтики утверждали, что внутренний мир человека и внешний мир (Космос) равновелики.
- «Каждое явление самоценно само по себе…» Гёте
- Характер героя вне
- связи от обстоятельств;
- Герой изначально
- одинок;
- Всем в жизни
- обязан только себе
- В основе конфликта лежит противоречие между
- героем и обществом .
- Особое положение героя закрепляется рядом устойчивых моментов:
- - развернутый авторский вопрос;
- - портрет героя (особенно
- взгляд и глаза героя);
- - мотив отчуждения
- Действия происходят в необычной, часто экзотической обстановке.
- Часто действие переносится в легендарные времена.
- В романтических произведениях пейзаж может выполнять определённую роль:
- - описание места, где происходят события;
- - противопоставление мира природы миру людей;
- - передача более полного психологического состояния героев.
- В русской литературе романтизм получил признание после Отечественной войны 1812 года.
- Писатели-романтики потрясали своих читателей буйством фантазий. В их произведениях всё было необычно: герои, сюжет, обстановка, язык персонажей и самого автора.