Создать некоммерческую организацию. Как самостоятельно пройти государственную регистрацию нко: подробная инструкция

Некоммерческой организацией (далее — НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Пошаговая инструкция по регистрации некоммерческой организации:

Этап 1. Сбор данных

Этап 1. Сбор данных

— Наименование

— Юридический адрес

Согласно закону, каждое юридическое лицо должно иметь адрес местонахождения, по которому осуществляется регистрация этого юридического лица и по которому всегда можно найти его исполнительный орган.

На практике это положение закона было интерпретировано «по-своему», в результате чего возникло разделение понятия «место нахождения юридического лица» на «юридический адрес» и «адрес фактический». В связи с этим сформировались два отдельных понятия, не закрепленные официально, но активно используемые в обиходе.

Под термином «фактический адрес» понимается адрес реального местонахождения организации, по которому непосредственно можно найти ее исполнительный орган.

Под термином «юридический адрес» понимается адрес, указанный в учредительных документах юридического лица, который указывается в реквизитах организации в ходе ее деятельности (при заключении договоров и сделок) и по месту которого определяются права и обязанности регистрируемого юридического лица.

Для того, что бы зарегистрировать НКО на юридический адрес, необходимо иметь либо право на его собственность, либо легитимность владения им со стороны собственника (свидетельство права собственности), а так же, Ваше к нему отношение (договор аренды и гарантийное письмо от собственника).

В качестве юридического адреса, может быть использован домашний адрес Исполнительного органа (Генеральный директор, Президент и т. п.). Для этого Исполнительный орган должен быть прописан на данной жилплощади или иметь ее в собственности.

— Учредители

Учредителями НКО могут являться физические лица, достигшие 18 лет, и (или) юридические лица.

Благотворительное учреждение может быть создано только благотворительной организацией.

Учреждение профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) — только религиозными организациями.

Общественное учреждение — физическими и юридическими лицами, являющимися общественными объединениями.

Учредителем образовательного учреждения могут быть: органы государственной власти, органы местного самоуправления, российские и иностранные организации, физические лица.

Учредителем высшего учебного заведения, реализующего военные профессиональные образовательные программы, может быть исключительно Правительство РФ.

— Уставной капитал

В НКО нет уставного капитала, они создаются и функционируют с источников финансирования:

— вступительные и членские взносы, уплата которых предусмотрена уставом;

— добровольные взносы и пожертвования;

— поступления от проводимых мероприятий;

— предпринимательская деятельность, соответствующая целям, для достижения которых создана указанная организация.

Право учредителей на имущество. Не сохраняют имущественных прав на переданное этим организациям в собственность имущество (кроме учреждений), в том числе на членские взносы и не распределяют полученную прибыль между участниками.

— Органы управления НКО

Высшим руководящим органом общественной организации, общественного движения и политической партии является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации и общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В политической партии избираются руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Орган общественной самодеятельности строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Особым органом управления фонда, создаваемым в обязательном порядке является попечительский совет фонда. В иных видах НКО избирается общее собрание членов либо коллегиальный высший орган управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом и другими некоммерческими организациями определяется уставом и соответствующими федеральными законами. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Надзирающие и контролирующие органы: попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия). По закону обязательно создание попечительского совета в фондах, общественных фондах и контрольно-ревизионного органа во всех видах общественных объединений. В других некоммерческих организациях создание таких органов не обязательно.

— Цели, виды деятельности

Некоммерческие юридические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их учредительными документами и законом. А именно для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Исключением является потребительский кооператив: он создается для осуществления торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий).

— Система налогообложения

Льготное налогообложение

1. Льготами по налогу на добавленную стоимость могут пользоваться:

— общественные организации инвалидов (не менее 80% членов которых — инвалиды и их законные представители),

— учреждения, единственным собственником имущества которых является общественная некоммерческая организация инвалидов,

— религиозные некоммерческие организации (при реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы).

2. Налогом на прибыль не облагаются:

— вступительные, членские взносы и целевые взносы в некоммерческих партнерствах, общественных некоммерческих организациях, ассоциациях,

— паевые вклады в потребительских кооперативах,

— пожертвования, вносимые в некоммерческие организации,

— имущество, наследуемое некоммерческим организациям по завещанию,

— суммы из государственного бюджета, выделяемые на осуществление благотворительной деятельности,

— средства и иное имущество, которые получены некоммерческими организациями на осуществление благотворительной деятельности.

3. От уплаты налога на имущество освобождаются:

— религиозные некоммерческие организации (в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности),

— общероссийские общественные организации инвалидов (не менее 80% членов которых — инвалиды и их законные представители — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности),

— учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов (не менее 80% членов которых — инвалиды и их законные представители).

Упрощенная система налогообложения, согласно Закону, с одной стороны, может быть применена к некоммерческим организациям, доля участия в которых других организаций составляет менее 25%. С другой стороны, Конституционный Суд РФ и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ установили, что к некоммерческим организациям понятие «доля непосредственного участия» не может быть применимо.

Некоторые сложности в понимании могут вызвать два следующих критерия:

Не могут применять УСН организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. В контексте главы 26.2 Налогового кодекса РФ под словами «доля участия» следует понимать участие в уставном капитале. Поскольку у НКО не существует уставного капитала, не может существовать и доля участия в НКО других организаций, даже в том случае, если учредителем (одним из учредителей) НКО является юридическое лицо. В отношении же коммерческих организаций данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов.

В числе организаций, которые не вправе применять УСН, названы инвестиционные фонды. Можно ли этот критерий применить к некоммерческим фондам, которые осуществляют так называемые социальные инвестиции, например к фондом местного сообщества? Нет, нельзя, поскольку согласно ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» слова «инвестиционный фонд» — это часть фирменного наименования акционерного инвестиционного фонда — открытого акционерного общества, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова «инвестиционный фонд» в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. К таким исключениям не относятся некоммерческие фонды.

Этап 2. Подготовка пакета документов

В соответствии с утвержденными требованиями необходимо подготовить следующий пакет документов:

— Заявление о государственной регистрации (форма РН 0001). Данную форму заявителю необходимо заверить у нотариуса. Заявителем может выступать любой из учредителей (если их несколько). Должно быть подготовлено заявление в 2х экземплярах: первый должен быть нотариально заверен, второй (копия) — подписан заявителем;

— Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (при необходимости);

— Устав (прошитый оригинал, каждую страницу, кроме титульного подписывает заявитель) в 3-х экземплярах;

— Решение (в 2х экземплярах) или Протокол общего собрания учредителей (в 2 экземплярах);

— Документ об уплате госпошлины — 4000 рублей за государственную регистрацию (оригинал и копия);

— Документы на адрес (Гарантийное письмо от собственника и копия свидетельства о праве собственности);

— Доверенность на подачу и получение документов (не требуется, если подает непосредственно заявитель лично);

— Расписка о получении документов Минюстом.

Этап 3. Подача документов в Минюст

По доверенности от Заявителя, подготовленный пакет документов подается в Минюст (Главное Управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области, г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, 50, 1 этаж, оф. 105)

Взамен получаем расписку, где указано: ФИО заявителя, количество полученных документов, контактная информация.

На основании расписки по доверенности получаем документы — см. Этап 4.

Этап 4. Получение документов из Минюста

Через 30 календарных дней, на основании расписки, выданной при подаче документов в Минюст, по доверенности получаем:

— Свидетельство о создании Организации (выдается Минюстом);

— Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о создании организации (Свидетельство ОГРН);

— Свидетельство о постановке на налоговой учет (Свидетельство ИНН, выдается ИФНС по месту регистрации);

— Выписку из ЕГРЮЛ.

Этап 5. Получение информационного письма Росстата

Регистрация в Госкомстате является формой статистического учета предприятий.

По результатам внесения сведений в целях учета, Госкомстат выдает уведомление о присвоении ОКВЭД.

Данный документ требуется для открытия расчетного счета в банке, а так же при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Получаем информационное письмо из Госкомстата (статистика). Для получения письма необходимо при себе иметь — свидетельства ИНН и ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ, Устав.

Этап 6. Открытие расчетного счета

Требования к документам, которые необходимы для открытия расчетного счета, различаются в зависимости от банка. Примерный перечень документов таков:

— Свидетельство ОГРН;

— Свидетельство ИНН;

— Выписка из ЕГРЮЛ;

— Оригинал уведомления из Госкомстата (коды статистики);

— Решение о создании организации, заверенное руководящим органом;

— Приказ о назначении руководителя и главного бухгалтера, заверенный руководителем;

— Документы на юридический адрес, подтверждающие право собственности, и законность вашей регистрации по данному адресу;

После открытия расчетного счета необходимо в течение 7 календарных дней уведомить территориальную налоговую инспекцию и фонды: Пенсионный Фонд России (ПФР) и Фонд Социального Страхования (ФСС).

Этап 7. Постановка на учет в фондах

В момент регистрации организация автоматически встает на учет в фонды: Пенсионный Фонд России (ПФР) и Фонд Социального Страхования (ФСС).

Данные извещения необходимы для сдачи отчетности, т.к. фонды присваивают каждой организации свой номер, который заносится в бухгалтерскую программу или прописывается в отчете.

Трудности, связанные с регистрацией некоммерческой организации

1. Неверно подготовленные документы (неверно заполнены данные, неверные данные, не правильно оформлены документы)

Влекут за собой отказ в регистрации. Помимо затраченного времени, вы теряете деньги за госпошлину (4000 за регистрацию) и нотариальные расходы.

2. Проблемы с юридическим адресом

  • Отказ в регистрации в налоговом органе.

Получив документы на регистрацию юридического лица, регистрирующий орган проверяет сведения о Вашем юридическом адресе. В случае если собственник не подтвердил наличие между вами договорных отношений, выносится решение об отказе в регистрации.

Когда контакт с собственником по каким-либо причинам установить не удалось, Минюст и ИФНС так же выдает отказ в регистрации, и возможность решения вопроса в пользу регистратора исключена.

  • Отказ в открытии счета.

Проблемы при открытии расчетного счета для юридического лица, могут возникнуть в случае, если юридическое лицо не находится по адресу, заявленному как его фактическое местонахождение, либо если адрес является массовым, на который зарегистрировано большое количество юридических лиц. В этом случае банк вправе потребовать документальное подтверждение местонахождения юридического лица (Договор аренды помещения, свидетельство о праве собственности на помещение), либо может совершить выездную проверку на адрес местонахождения.

3. Устав. Должны быть четко определены цели и предмет деятельности организации, структура органов управления и его функции, процедура по формированию и сдаче ежегодной отчетности.

Устав, не соответствующий требованиям закона, может быть отправлен на доработку, или выносится решение об отказе в регистрации.

4. В случае, когда не вовремя подано заявление на переход на упрощенную систему налогообложения (УСН), следует отказ на переход на УСН.

5. Организация обязана выплатить штраф в случае несвоевременной подачи уведомлений об открытии счета в территориальную налоговую и фонды.

6. Несдача/Несвоевременная сдача бухгалтерской отчетности, грозит выплатой штрафных санкций, а так же блокировкой расчетного счета организации.

Алгоритм подготовил юрист Анна Бутрина

Вместе мы делаем мир справедливее.

Сайт «Так-так-так» создан для того, чтобы мы помогали друг другу. Вы тоже можете помочь, поддержав проект

Свободное объединение для защиты своих законных интересов является одним из прав человека и гражданина, указанных в Основном законе государства. Конечно, не всякое коллективное образование подпадает под действие этой нормы. Только действующая на постоянной основе, созданная и внесённая в государственный реестр группа может быть признана общественным объединением и подпадать под защиту ст. 13 Конституции РФ.

Определение общественного объединения

Указанное право граждан реализуется как в форме непосредственного объединения в коллектив, так и через зарегистрированные организации - общественные объединения. Последний вариант более предпочтителен для тех, кто нацелен на достижение конкретных результатов (общественный контроль, законотворческая инициатива), а не просто выражение своей активной позиции. Зарегистрированное общественное объединение защищено со стороны государства, имеет возможность отстаивать свои права и интересы, участвовать в выборах и референдумах (если она ставит перед собой такую цель и указывает на это в уставе), а также защищать интересы свои или своих членов в суде.

Статья 5 ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ определяет общественные объединения как созданные на добровольной основе, некоммерческие, самоуправляемые формирования имеющих общие интересы граждан, объединившихся для достижения общих целей.

Условия создания объединения

Перед тем как создать общественную организацию следует убедиться, что формирование отвечает следующим условиям:

  1. Добровольный характер создания - объединение учреждается по инициативе граждан или юридических лиц, пожелавших стать его основателями. Предварительных разрешений (согласований) для этого процесса не требуется, а учредители должны быть связаны общим интересом.
  2. Самоуправляемость - инициативное и независимое принятие участниками всех решений по управлению объединением, включая определение структуры, управленческих и финансово-ревизионных органов.
  3. Некоммерческий характер - объединения не ведут деятельность, связанную с регулярным получением прибыли, которую в последующем и распределяют между участниками.

Это принципиальное отличие, отделяющее такие формирования от коммерческих юридических лиц.

Организационные типы объединений

Формы общественной организации - это установленная в действующем законодательстве совокупность условий и признаков, характерных для определённой категории общественных объединений, состоящая из характеристики целей создания, порядка взаимоотношений между участниками и сторонними лицами, а также порядок управления имуществом и доходами.

Выбор формы создаваемого объединения – это прерогатива его учредителей.

  1. Общественная организация. Распространённая форма организационно-правового устройства, признаками которой являются обязательное членство (подтверждаемое документально) и совместная деятельность для достижения поставленных целей. Например, общественными организациями являются профессиональные союзы, потребительские общества, товарищества собственников жилья.
  2. Общественное движение. Для этой формы характерны массовость, с отсутствием зарегистрированного членства и без необходимости поддерживать постоянную связь и деятельность. Она направлена на удовлетворение нематериальных интересов и желаний граждан (благотворительность, культура, образование, экология, защита животных и т. д.). Общественные движения могут объединять большое количество людей разного возраста и положения, что, соответственно, позволяет организовывать многолюдные мероприятия.
  3. Общественный фонд. Деятельность таких объединений достаточно специфична, так как она состоит в формировании и управлении имуществом, которое в дальнейшем направляется на уставные цели. Источниками благосостояния фондов являются добровольные взносы, пожертвования и иные незапрещённые поступления. При этом передача имущества учредителям недопустима.
  4. Общественное учреждение. Здесь также отсутствует зарегистрированное членство, но его деятельность ограничена сферой оказания услуг определённого вида, направленных на достижение уставных целей.
  5. Орган общественной самодеятельности. Такие общественные объединения возникают по месту проживания, работы или учёбы и направлены на разрешение социальных проблем тех, кто входит в само формирование. К органам самодеятельности относятся народные дружины, родительские комитеты, добровольные пожарные команды, библиотечные советы и пр.
  6. Политическая партия. Эта форма общественного объединения ставит целью вовлечение граждан РФ в политическую жизнь общества в виде формирования их убеждения и позиции, участия в акциях (митинги, шествия, пикеты, демонстрации), в выборах разного уровня и референдумах, а также для представления интересов.

Помимо организационных форм существует и множество иных критериев для классификаций. Например, в зависимости от того, в чью защиту действует объединение, выделяют детские и молодёжные общественные организации, общества защиты инвалидов, участников ВОВ, общество слепых и прочее.

Ассоциации и союзы общественных объединений

Общественные организации разных форм для достижения лучших результатов в работе могут образовываться в союзы и ассоциации. Члены такого коллективного объединения участвуют в его управлении через своих представителей.

При этом формирующим признаком ассоциаций является однотипность всех участников (единообразие форм объединений), а для союзов - общность целей, ради которых он создаётся. Также возможна ситуация, когда членом союза становится ассоциация, которую можно назвать первичным коллективным общественным объединением.

Союз общественных организаций, как и ассоциация, в своей работе ориентируется главным образом на координацию работы своих членов и повышение уровня ее эффективности. Достигаются эти цели за счёт проведения совместных мероприятий, обмена информацией и привлечения материальных средств.

Для достижения эффективного результата, коллективные объединения регистрируют в качестве юридических лиц. Тогда ассоциация и союз получают возможность не только совещаться и вырабатывать общую стратегию деятельности, но и формировать финансовые и материальные средства для реализации разнообразных проектов, программ и мероприятий.

Создание ассоциации или союза с учётом того, что в качестве учредителей выступают юридические лица, проходит аналогично процедуре регистрации любого общественного объединения. Однако объём учредительного договора значительно выше, так как в его содержании следует подробно описать отношения сторон (членов союза или ассоциации) на неопределённый период, установить права и обязательства, ответственность и порядок взаимодействия.

Имущество коллективного объединения формируется за счёт регулярных поступлений участников. Размер и порядок внесения взносов должен быть определён в учредительном договоре и уставе. Активы ассоциации или союза могут создаваться из следующих источников:

  • регулярные или единовременные членские взносы;
  • пожертвования (в том числе целевые);
  • выручка от продажи продукции, выполнения заказов и оказания услуг;
  • дивиденды и прочие доходы (проценты по акциям, ценным бумагам, вкладам);
  • доход от собственности (арендная плата и пр.).

Территориальные уровни объединений

Российские общественные организации различаются не только по формам организационного устройства, но и по территории, на которой действуют. В настоящее время можно выделить следующие уровни:

  • Общероссийская общественная организация - имеет филиалы, представительства или отделения в более чем половине регионов РФ.
  • Межрегиональная общественная организация - имеет самостоятельные структурные подразделения и ведёт работу на территории менее половины субъектов страны.
  • Региональная общественная организация - осуществляет деятельность в пределах одного субъекта России (край, республика, область). Для получения этого статуса в уставе необходимо указать, что работа будет вестись в пределах определённой территории.
  • Местная общественная организация - проводит работу по реализации уставных целей в границах органа местного самоуправления (административного округа, района или поселения). Несмотря на малое пространство для деятельности местные объединения, также как и региональные, вправе создавать собственные филиалы и представительства и повышать в дальнейшем свой территориальный уровень.

Детские и молодёжные объединения

Общественные организации России, чья деятельность направлена на развитие и защиту детей и молодого поколения, стоит выделить особо. Их создание и работа регламентируются не только Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, но и международными документами - Женевской декларацией прав ребёнка 1924 года и Конвенцией ООН о правах ребёнка 1984 года.

Детские общественные организации имеют позитивную социальную и нравственную направленность и рассматриваются как значимый фактор в развитии очередного поколения общества. Право участвовать в работе и статус действительного участника детского общественного объединения получают малолетние граждане, достигшие возраста 8 лет. Однако они не могут быть учредителями и участвовать в управлении, так как не обладают достаточной гражданской правоспособностью.

Молодёжные общественные организации имеют право включать в уставные документы ограничения по возрасту для участников. Таким образом, возрастная категория членов будет демонстрировать, что общественное формирование принадлежит к молодёжным объединениям.

Документы для регистрации объединения

Свобода гражданского общества проявляется и в порядке создания общественных организаций в России. Они считаются созданными не со дня государственной регистрации, а с момента принятия решения об их создании на конференции или общем собрании учредителей. Таким образом, государство признает право граждан на объединение реализованным фактически с момента соответствующего волеизъявления.

Процедура регистрации объединений осуществляется по нормам ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ и состоит из 2 этапов: принятие решения и внесение записи о создании юридического лица в ЕГРЮЛ. С момента совершения последнего, общественное объединение приобретает свою правоспособность.

Перечень документов для регистрации общественного объединения определён в п. 28 Административного регламента, утверждённого Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 455. В него входят:

  1. Заявление о регистрации. Используется форма заявления Р11001, утверждённая приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@. В соответствующих графах этого заявления указываются информация об учредителях и адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа.
  2. Устав объединения или ассоциации (союза) общественных объединений в 3 экземплярах, прошитый и пронумерованный.
  3. Учредительный договор (соглашение) либо выписка из протокола учредительной конференции (съезда, собрания, совещания). Последняя должна содержать информацию о создании объединения, утверждении устава и формировании руководящих и ревизионных органов.
  4. Документ об уплате государственной пошлины, размер которой определяется в п. 1 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 4 000 рублей. Оплата производится от имени заявителя, как физического лица.
  5. Протоколы учредительных собраний (конференций, съездов) структурных подразделений для общероссийских, межрегиональных и международных объединений. Региональная общественная организация дополнительных документов не предоставляет, даже если имеет филиалы и отделения в пределах субъекта.
  6. В случае использования в наименовании (символике, девизе) личного имени или защищённого авторскими правами знака, к пакету документов прилагается разрешение на его использование.

Комплект документов подаётся на регистрацию не позднее 3-х месяцев со дня проведения учредительного собрания. Сам процесс внесения объединения в реестр в качестве юридического лица должен длиться не более 17 дней. Это в 3 раза дольше, чем для коммерческих объединений и обусловлено спецификой статуса.

Требования к учредителям объединений

Процесс создания организации начинается с добровольной инициативы его учредителей, которые принимают решение о необходимости появления общественного формирования для защиты своих и общественных интересов, достижения совместных целей. Перед тем как создать общественную организацию, необходимо проверить насколько её основатели соответствуют требованиям учредителях общественных объединений.

Число учредителей не может быть менее 3-х, а вот максимальный размер неограничен, что и позволяет процветать общественным движением. У истоков общественных организаций могут стоять физические и юридические лица (некоммерческие объединения), которые в рамках формирования будут обладать равными правами и обязанностями.

Главные условия, предъявляемые к учредителям и участникам общественного объединения, - это достижение 18 лет и полная правоспособность. Исключение составляют только члены детских и молодёжных объединений, где возраст может начинаться от 8 и 14 лет, соответственно.

Несмотря на то что Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ говорит исключительно о гражданах, выступать учредителем организации или движения могут также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в стране на законных основаниях.

  1. Иностранные граждане и лица без гражданства, внесённые в «чёрные списки» Российской Федерации.
  2. Лица (люди и организации), состоящие в перечне подозреваемых в экстремистской и террористической деятельности.
  3. Общественные объединения разных форм, запрещённые в Российской Федерации («Правый сектор», «Исламское государство», «Союз кровавой жатвы» и пр.).
  4. Физические лица, которые содержатся в местах лишения свободы по решению суда. Причём речь идёт только об отбывающих реальные сроки, но не о находящихся под условием досрочного освобождения.
  5. Органы государственной власти, местного самоуправления любых уровней. Однако это ограничение не распространяется на государственных и муниципальных служащих, как физических лиц.

Учредители не обязаны получать разрешение или уведомлять органы власти о своём решении создать общественное объединение, так как государство не должно оказывать какого-либо влияния на его деятельность.

Устав общественного объединения

Подробности структуры, будущей деятельности, особенностей отношений между участниками и прочие положения описываются в уставе, который является учредительным документом объединения. Содержание этого документа, в общих чертах, состоит из следующего:

  1. Общие сведения о создаваемом общественном объединении - наименование (полное, сокращённое), адрес, организационная форма и территория, в пределах которой осуществляется деятельность.
  2. Цели объединения, под которым понимают предполагаемый результат его существования. Следует учитывать, что декларируемые в уставе намерения не могут быть связаны с предпринимательской деятельностью, то есть извлечением прибыли. Общественная организация России должна стремиться к достижению социальных, благотворительных, культурных, образовательных и научных целей, а также целей охраны здоровья, удовлетворения духовных и прочих нематериальных потребностей, защиты прав и законных интересов, мирного разрешения конфликтов, оказания помощи (психологической, юридической, материальной). Перечень благих намерений очень велик и всегда составляется с учётом объединения.
  3. Подробное описание структуры объединения, управляющих и финансово-ревизионных органов с описанием их полномочий, порядка формирования и работы. Права общественных организаций по определению компетенции, формирования и срока полномочий руководящих органов очень широки. В качестве них могут выступать периодические конференции, общие собрания, правление, совет объединения, попечительский совет (для фондов). В целом, все управленческие структуры делятся на высшие, определяющие направление и принцип работ, и исполнительные, отвечающие за текущее руководство. Ревизионные органы, в свою очередь, осуществляют контроль за финансовой деятельностью общественного объединения, направляя аккумулированное имущество для исполнения уставных целей.
  4. Положение о сменяемости и переформировании руководящих и контрольно-финансовых органов по завершении срока, определенного учредителями.
  5. Условия получения и утраты членства, а равно порядок вступления и исключения из объединения.
  6. Перечень прав и обязанностей членов (участников) общественного объединения. Так как в основе создания формирования лежит добровольность, то устав не должен обязывать их совершать что-либо ради эффективной деятельности организации. В основном, обязанности участников касаются своевременной уплаты взносов, участия в управлении, выполнения решений руководящих и ревизионных органов, недопустимости нанесения ущерба. Перечень прав членов объединений, помимо закреплённых в законе, может включать возможность получения информации о работе организации в целом и его органов в частности, получение помощи, консультаций, участия в проводимых мероприятиях, получение льгот и привилегий.
  7. Символы общественного объединения имеют огромное значение для его деятельности и потому их описание (в том числе графические изображения) приводится в содержании устава.

Требованиями устава общественного объединения должно руководствоваться и само объединение как юридическое лицо, и его учредители (участники). Другие участники правоотношений с конкретным общественным объединением также должны учитывать положения устава общественного объединения-партнера, поскольку обмен копиями учредительных документов является общепринятой практикой при заключении любого типа договоров.

Предпринимательская деятельность объединений

Учредители нередко задумываются над вопросом, как создать общественную организацию, чтобы иметь возможность осуществлять деятельность с извлечением прибыли, которая покроет, полностью или частично, расходы объединения. Согласно п. 4 ст. 50 Гражданского кодекса РФ любые некоммерческие объединения вправе осуществлять приносящую прибыль деятельность, если это предусмотрено их Уставом. Однако норма содержит и ограничение - доход должен быть направлен на достижение целей объединений и не может перераспределяться между его участниками (членами).

Общественные организации могут получать прибыль из следующих источников:

  • использование имущества, в том числе сдача его в аренду;
  • производство товаров и оказание услуг;
  • размещение денежных средств на депозитных счетах;
  • приобретение и оборот акций и ценных бумаг;
  • участие в хозяйственных обществах в качестве вкладчика.

Стоит принять к сведению позицию Высшего Арбитражного Суда, который в Постановлении № 1441/97 от 08 июля 1997 г. не признал доходом проценты, полученные жилищно-строительным кооперативом от размещения средств на депозитном счете в Сбербанке России. Суд указал, что деятельность кооператива не является предпринимательской, поскольку реализуется не самой некоммерческой организацией, а её представителем (банком).

Однако, если прибыль поступает систематически, составляет большую часть его доходов и направляется на нужды самого формирования, такая деятельность общественных организаций уже является предпринимательской.

Создание общественного объединения без регистрации

Информация о процедуре и требованиях к регистрации общественных организаций находится в открытом доступе. Но далеко не все могут понять, как создать общественную организацию без формальной регистрации.

Подобное формирование возникает как обычное объединение граждан, и право на его создание предусмотрено в ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Требования и порядок создания объединения не отличаются от предусмотренных для общественных организаций, выступающих в качестве юридического лица. Однако перечень документов ограничивается уставом и учредительным договором, остающимся на хранении в руководящем органе.

Среди преимуществ неформальных объединений выделяют возможность не вести бухгалтерскую и налоговую документацию, не тратить средства и время на регистрацию и составление отчётности в Министерство юстиции. Но с другой стороны объединение без получения статуса юридического лица не может быть участником гражданского оборота, иметь собственные средства и открывать счета в банках, выступать в качестве представителя интересов, управлять имуществом. Таким образом, оно может использовать только совещательные возможности и обмениваться информацией.

    Регистрация общественной организации в России производится согласно установленным правилам Федерального закона РФ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» . По закону, чтобы оформить общественное объединение в структурах исполнительной власти, требуются волеизъявления не менее трёх физлиц-учредителей и соответствующие документы. При этом оформление подобного общества осуществляется после того, как учредители на общем голосовании решили создать юрлицо, утвердили устав и сформировали руководство. Каков порядок регистрации общественной организации более подробно рассмотрим в статье.

    Куда обращаться для регистрации общественной организации

    На данный момент вопросами оформления общественных организаций занимается Министерство юстиции РФ. Минюст и его региональные отделения принимают решения о госрегистрации объединения, включая вопросы его создания, реорганизации либо ликвидации. Все изменения в учредительной документации и включение определенного союза в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) производится Минюстом.

    Регистрация некоммерческой общественной организации в 2017 году: пошаговая инструкция

    Порядок оформления некоммерческой общественной организации (НКО) в России включает в себя ряд шагов:

    1. Нужно выбрать учредителей/учредителя НКО. Участниками некоммерческой организации могут быть как граждане РФ, так и юрлица, а также иностранцы.
    2. Требуется определиться с родом деятельности. Он должен соответствовать задачам создания НКО, зафиксированным в Уставе. В нем необходимо указать все типы планируемой деятельности. В ЕГРЮЛ следует предоставить данные о виде деятельности каждого типа НКО.
    3. Определиться с названием объединения. Наименование должно быть на русском языке и содержать в себе указание на тип и характер деятельности НКО. Когда вы зарегистрируете название общества, у вас появится исключительное право на его использование.
    4. Необходимо быть осторожным с применением наименований Российская Федерация и Россия. В данном случае имеется несколько особенностей, ознакомиться с которыми возможно в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ .


    5. Указать действующий юридический адрес. Если помещение берут в аренду – в Министерство юстиции РФ следует в обязательном порядке предоставить договор об аренде. Если офис находится в собственности учредителей, то необходимо подтвердить соответствующей выпиской из ЕГРН.
    6. Подготовить пакет документов.
    7. Оплатить госпошлину на регистрацию НКО согласно ст. 333.33 НК РФ.
    8. Предоставить комплект документов в Минюст. Нужно подать документацию не позднее 3-х месяцев со времени принятия решения об открытии НКО. Подать документы можно через веб-портал Госуслуг , где есть все необходимые бланки-формы.
    9. Получить свидетельство о регистрации объединения. В случае положительного решения, Минюст выдает документ, который гарантирует, что НКО прошла оформление успешно. В нем указывают наименование, юридический адрес и индивидуальный код общества.

    Порядок регистрация общероссийской, региональной или международной общественной организации может иметь некоторые особенности и по срокам, и по успешному оформлению документации, поэтому рекомендуется предварительно проконсультироваться у опытного юриста.

    Срок регистрации общественной организации

    Сроки оформления данного общества в Минюсте – не более 30 рабочих дней. В том случае, если вся документация в порядке и причин для отказа в оформлении нет, Минюст РФ или его региональное отделение принимает окончательное решение не позднее, чем через 2 недели с момента получения пакета документов.

    Затем бумаги направляют в Федеральную налоговую службу (ФНС РФ) для внесения информации в ЕГРЮЛ. На основании полученных сведений в течение пяти рабочих дней данные о новом образовании вносят в реестр, и не позднее следующего рабочего дня ФНС уведомляет об этом Минюст. Он в свою очередь не позднее 3-х рабочих дней выдает заявителю свидетельство о госрегистрации.

    Документы для регистрации общественной организации

    Прежде всего, следует подготовить устав, который утверждается участниками и членами данного объединения. Для создания союза также требуется учредительный договор и решение об открытии от собственника общества.

    В учредительной документации обязательно должна содержаться следующая информация:

  • наименование учреждения с указанием вида занятости;
  • цель открытия и последующая деятельность;
  • юридический адрес;
  • порядок управления;
  • сведения о представительствах и филиалах объединения;
  • обязанности и права учредителей;
  • информация об условиях приема и выхода из союза;
  • источники имущества и сведения об использовании;
  • данные об изменениях в учредительном договоре и уставе;
  • дополнительные законодательные положения.

Для регистрации общественной организации в Минюст следует предоставить требуемый пакет документов:

  • заявление о регистрации общественной организации (форма № РН0001);
  • устав (если есть, учредительный договор);
  • протокол о создании общества;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • подтверждение юридического адреса;
  • документ, который удостоверяет его юридический статус (в случае иностранного учредителя);
  • если в названии или символике объединения применяется интеллектуальная собственность – подтверждение о праве на её использование.

Точную информацию о необходимой документации следует уточнить в Уполномоченном органе.

Таким образом, все трудности при оформлении заключаются в подготовке полного пакета документации. Наилучшим выходом из ситуации будет получение необходимого списка бумаг непосредственно в регистрирующих органах, а соответствие данному перечню гарантирует успешное окончание процедуры.

Наши эксперты веб-ресурса Правовед.RU смогут проконсультировать вас по вопросам об особенностях правового положения данных организаций и порядке регистрации. Для этого достаточно позвонить по указанным телефонам или заполнить форму обратной связи.

Некоммерческие организации создаются с целью выполнения общественных функций. К ним относятся любые объединения, целью которых не является получение прибыли: благотворительные фонды, организации по защите окружающей среды и животных, частные компании и прочие ассоциации. Официальная регистрация дает возможность действовать более эффективно и открыть расчетный счет в банке для сбора пожертвований.

Для начала необходимо определиться с названием НКО и обозначить основные цели и задачи создания. Чтобы открыть расчетный счет, некоммерческая организация должна быть зарегистрирована по юридическому адресу. Для этого надо найти помещение и договориться с арендодателем. Следующий этап – подготовка учредительных документов. Поскольку регистрация осуществляется в Минюсте, отнеситесь к созданию устава серьезно: его могут завернуть даже из-за некорректного названия. Определитесь с организационно-правовой формой НКО и составом участников. Проведите общее собрание учредителей. Оно должно быть запротоколировано. На нем нужно будет утвердить следующее:
  • Устав некоммерческой организации.
  • Состав исполнительных органов.
  • Лицо, которое будет отвечать за регистрацию.

Подготовьте комплект документов:
  • Заявление о регистрации по форме N Р11001. Его необходимо заполнить в двух экземплярах, один из которых надо заверить нотариусом.
  • Оригинал устава и других учредительных документов.
  • Протокол собрания учредителей, подтверждающий решение о создании НКО.
  • Документ, подтверждающий местонахождение. Это может быть договор аренды или свидетельство о собственности.
  • Квитанция об оплате госпошлины.
Документы необходимо передать в Минюст. Список территориальных органов можно посмотреть на сайте www.gosuslugi.ru . В некоторых случаях необходимо предоставлять дополнительные документы. Подробности можно уточнить, ознакомившись с законом 129-ФЗ. Передача документов может осуществляться как лично, так и по почте. При получении документов выдается расписка. Решение о регистрации принимается в течение 10 рабочих дней после получения комплекта документов при условии, что они оформлены правильно. После этого информация передается в соответствующий налоговый орган для внесения НКО в ЕГРЮЛ. На это уходит 5 дней. После получения ответа из ЕГРЮЛ Минюст в течение 3 дней выдает свидетельство, подтверждающее регистрацию НКО.

Регистрация некоммерческой организации – трудоемкий процесс. Ознакомьтесь с законодательной базой и по возможности проконсультируйтесь у специалиста, чтобы избежать ошибок при формировании комплекта документов и заполнении заявления.

    Государственная регистрация некоммерческих организаций регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ). Оформляют ее органы исполнительной власти на базе поданного учредителем заявления и документов, которые указаны в законе. Проблемы обычно появляются при попытках грамотно сформулировать сферу деятельности создаваемой организации.

    Понятие

    Некоммерческая организация (НКО) – форма предприятия, деятельность которого направлена не на извлечение дохода, а на достижение целей благотворительного, культурного, образовательного характера, к примеру в сфере защиты прав и интересов людей. Созданным такое объединение считается с момента своей регистрации. Сроки деятельности его не ограничены, оно должно иметь свой капитал и смету.

    Виды НКО

    В соответствии с Законом № 7-ФЗ, данные объединения могут иметь разные формы:

  • некоммерческие партнерства;
  • автономные некоммерческие предприятия;
  • учреждения;
  • благотворительные, социальные и прочие фонды;
  • союзы и ассоциации;
  • религиозные и общественные объединения;
  • казачьи общества;
  • общины коренных малочисленных народов.

Этот закон содержит указание, что НКО возможны и в иных формах, если они прямо предусмотрены в других федеральных нормативных актах.

Процедура регистрации некоммерческой организации 2017: пошаговая инструкция

Порядок оформления НКО занимает много времени. Он предполагает следующие шаги:

  1. Подготовить комплект необходимых бумаг, включая важный документ – устав НКО.
  2. Подписать документы и заверить их нотариально. При оформлении некоммерческой организации в нотариальной конторе требуется присутствие лишь одного из участников.
  3. Подать пакет документов в региональное управление Министерства юстиции РФ (Минюст).
  4. После принятия Минюстом решения о регистрации НКО налоговая служба в регионе ставит его на учет.
  5. Стать на учет в центре занятости и Пенсионном фонде РФ.
  6. Завершить процедуру в Минюсте и получить документы.

После предоставления комплекта документов Минюст в течение 30 дней выдает свидетельство о государственной регистрации НКО. В нем упоминается название предприятия, место его расположения. Кроме того, ему присваивается специальный код. С этого момента предприятие признают юридически созданным субъектом и поставят на учет в налоговый орган.

Процесс открытия для общественного объединения занимает не более 33 дней. Политическая партия регистрируется на протяжении 30 дней, иные виды компаний – 17. А вот для религиозного объединения сроки максимальны – не более 1 месяца и 3 дней или 6 месяцев и 3 дней (в случае государственной религиоведческой экспертизы).

Необходимые документы

Согласно законодательству, для оформления нужно подготовить:

  • нотариально заверенное заявление о государственной регистрации некоммерческой организации (форма РН0001). В нем указываются Ф.И.О., место проживания и телефонный номер заявителя;
  • учредительную документацию, которая включает учредительный договор либо устав;
  • решение о создании в 2 экземплярах. Оформляется единственным учредителем или несколькими участниками в виде протокола учредительного собрания;
  • сведения о местоположении НКО – договор аренды, свидетельство о праве собственности, гарантийное письмо либо др.;
  • квитанцию, которая подтверждает уплату государственной пошлины.

Некоторые виды НКО регистрируются с соблюдением дополнительных условий предоставления документов.

Куда подавать

Зарегистрировать некоммерческую автономную или общественную организацию может только Минюст или его территориальный орган. Как правило, сделать это необходимо не позднее чем через 3 месяца после принятия решения об открытии НКО. Чтобы подать документы, требуется лично явиться в Минюст либо отправить бумаги почтой с объявленной ценностью и описью вложения. Можно воспользоваться и услугами специализированной фирмы, которая выполнит всю процедуру в полном объеме.

Госпошлина

Перед подачей документов требуется уплатить государственную пошлину в любом банковском учреждении безналичным платежом. Ее размер равен 4 тысячам рублей, согласно ст. 333.33 НК РФ. Реквизиты можно узнать в самом Минюсте или же на веб-сайте его регионального подразделения. Квитанцию необходимо сохранить и сделать ее ксерокопию перед подачей заявления, предъявив оба экземпляра.

Открыть и зарегистрировать объединение некоммерческого типа – непросто. Прежде чем приступить к нему, необходимо досконально изучить нормативную базу и собрать пакет необходимых для оформления документов. Узнайте о сроках и порядке процедуры у юристов портала Правовед.RU! Консультация от экспертов предоставляется в режиме онлайн.