Какие виды управления существуют. Государственное управление

Административное право регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. осуществляется от имени общества, государства.

Управление, по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, является: функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей.

Объекты социального управления

а) Вещи (управление вещами)
б) Явления и процессы (управление процессами)
в) Люди (управление людьми)

Субъектом социального управления выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование - администрация (дирекция, руководство, командование и т.д.).

Социальное управление - это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах): племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Процессом социального управления выступает власть . Относительно Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства выделяют три основных, связанных с административно-правовым регулированием разновидности социального управления:

а) общественное
б) муниципальное
в) государственное

Основной сферой действия и применения норм административного права выступает государственное управление реализуя прерогативы государства его органами и должностными лицами в общей системе социального управления.

В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов, является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений.

В узком , организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления. Государственное управление в узком организационно-правовом смысле и является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

Виды социального управления:

1. Государственное управление, т. е. управление касающиеся дел государства, осуществление происходит государственными органами исполнительной власти и государственными служащими.

2. Местное самоуправление - осуществляется органами муниципальных образований и муниципальными служащими.

3. Общественное управление - внутриорганизационное управление делами общественных объединений, в том числе кооперативов.

4. Негосударственное управление делами частных организаций (акционерных обществ, компаний, концернов, холдингов и т. п.).

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Общетеоретические позиции, дают достаточные основания для следующих выводов:

1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е.

Достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима деятельности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие - прерогатива субъекта управления.

7. В процессе управления находят свое непосредственное выражение его функции, определяемые природой и назначением управленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование (планирование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).

Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.

Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них.

Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет.

Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).

В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это - категории сознательно-волевого характера, в которых опосредуется руководство поведением людей.

В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они прежде всего между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.

В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений, так как их отношения имеют сознательно-волевое опосредование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда - властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует "господствующую волю", а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления.

Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих. Так происходит волевое регулирование поведения людей, а в условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое "вмешательство" государственной власти в социальные отношения.

В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступают определенные группы людей, организационно оформленные в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, управомоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком виде оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. Здесь можно говорить о том, что задачи и функции этого механизма практически выполняют все государственные органы независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление.

Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.). Государственное управление - разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связано формирование особой правовой отрасли - административного права.

Еще по теме 33. Общее понятие управления и его виды:

  1. 51. Понятие подзаконного нормативно-правового акта: его виды и характеристика.
  2. §2. Соотношения секрета производства со смежными гражданско- правовыми понятиями
  3. 2.3 Понятие инновационного права и его соотношение с основными отраслями российского права
  4. Понятие органа управления Акционерною общества и Корпорации
  5. Понятие органа управления Акционерною общества и Корпорации
  6. Понятие органа управления Акционерною общества и Корпорации
  7. Природа государственного управления (регулирования) Республики Таджикистан
  8. Природагосударственного управления (регулирования) Республики Таджикистан
  9. Понятие терроризма в криминологии, его признаки и сущность.
  10. §1. Понятие муниципального правотворческого процесса и его место в системе правотворческой деятельности в Российской Федерации.
  11. §1. Понятие налогового федерализма и процесс его становления в Испании

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

ЛЕКЦИЯ 1. УПРАВЛЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Термин «административный» означает в переводе с латинского «управленческий или руководящий», то есть управление, руководство чем-либо или кем-либо.

С управлением связаны многие происходящие в обществе явления. По сути управление является функцией всех организованных систем и связано с определенным воздействием одного элемента (субъекта управления) на второй элемент (объект управления) с целью достижения задач, стоящих перед системой, элементами которой они оба являются, ее должной организации и обеспечения необходимого режима ее функционирования. Помимо ее субъекта и объекта, необходимым элементом системы управления является также и элемент обратной связи между ними.

Виды систем управления: социальные (государственное и общественное управление), биологические (воздействия на животный и растительный мир) и технические (управление технологическими процессами, машинами, механизмами и пр.). Рассматривая понятие государственной системы управления, мы учитываем его тесное взаи­модействие с общественными системами управления.

Признаки системы управления:

Первый признак системы управления - три и более элемен­тов (подсистем), т.е. управляющий элемент (властный субъект управления), управляемый элемент системы (подвластный объект управления) и прямые и обратные связи. Как правило, система конкрет­ного органа управления является одновременно управляющей системой по отношению к нижестоящей управляемой подсисте­ме и управляемой по отношению к вышестоящей управляющей системе управления, т.е. системы иерархичны (соподчиненны).

Второй признак системы управления - взаимосвязь и вза­имозависимость элементов. Отношения, возникающие между уп­равляющей и управляемой системами, одной из которых обяза­тельно является юридическое лицо государственной формы соб­ственности, муниципальной или смешанной, регламентированы административными правовыми нормами и правилами, имеют го­сударственно-властный характер.

Третий признак системы управления - целостное единство системы понимается как интегрированное качество, а не как арифметическая сумма качеств функционирующих элементов системы. То есть взаимосвязь между элементами одной систе­мы всегда теснее, нежели с элементами других систем или внешней среды.

Государственное управление - это сознательное и целе­направленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной и муниципальной власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения достойных условий жизни личности, семьи и общества в целом.



Общественное управление делами государства осуществ­ляется в основном политическими партиями, профессиональны­ми союзами, общественными объединениями и иными негосу­дарственными организациями, а также гражданами РФ (ст. 32, 33 Конституции РФ).

Эти два вида социального (государственного и обществен­ного) управления не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.

Признаки социального (государственного и общественного) управления:

Сознательный (волевой) характер воздействия субъекта уп­равления на объекты управления. Он может быть реализо­ван различными методами и формами в соответствии с со­держанием системы управления, в зависимости от влияния различных условий и факторов внешней среды;

Целенаправленность воздействия, так как цель государствен­ного управления имеет не только объективный характер раз­вития общества, но и субъективное преломление, так как отражает интересы определенных классов, социальных групп или же большинства граждан страны. В актах управления требование законности сочетается с требованием целесооб­разности;

Наличие в системе управления следующих элементов: 1) субъект управления - руководитель; 2) объекты управле­ния - подчиненные; 3) прямые связи (приказы, команды, указания и др.) и обратные связи (информация, получаемая субъектом управления (руководителем) о результатах ра­боты подчиненных, включая различные формы контроля);

Правовая регламентация процесса организации управления. Административно-правовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права, обязанности субъектов управления, способствуют повышению ответственности каждого звена системы управления в обществе, исключают дублирование и подмену одних органов управления другими, фиксируя раз­деление функций и задач по предметам ведения и в объеме полномочий конкретного органа управления. Административ­но-правовые нормативные акты организуют деятельность органов исполнительной власти, государственного управле­ния, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность.

Классификация целей управления:

По уровням управления (общегосударственный, отраслевой, межотраслевой, территориальный и локальный).

Все цели находятся в соподчинении друг с другом (иерар­хия целей); общие, стратегические цели конкретизируются во множестве подцелей (разветвленность целей); одни цели более важны, первостепенны или приоритетны по сравнению с други­ми (ранжирование целей). Иногда иерархию целей называют «де­ревом целей». Однако приоритет целей «подвижен», так как за­висит от влияния условий и факторов внешней среды. Поэтому на практике в рациональном управлении чаще имеют дело с при­оритетом цели в реальном режиме времени, т.е. сформулирован­ная приоритетная цель должна быть адекватна действиям фак­торов и условиям внешней среды.

Классификация функций органов управления:

1) основные (предметные) функции, для осуществления ко­торых образован соответствующий орган исполнительной вла­сти, государственного управления;

2) обеспечивающие - функции, которые необходимы для успешной реализации предметных функций. Для осуществления обеспечивающих функций создаются специальные организаци­онные структуры, обычно они являются структурными подраз­делениями органа управления, образованного для реализации предметных функций;

3) общие функции управления.

По содержанию управление сводится к совокупности цикли­чески повторяющихся стадий по осуществлению функций управ­ления (так называемый управленческий цикл). Он может детали­зироваться с разной степенью в зависимости от задач исследо­вания, а по содержанию управленческий цикл и есть те управленческие отношения, которые регулируются нормами административного права.

Управленческий цикл - повторяющаяся совокупность по­следовательно осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов (промежуточных или конечных).

О количестве стадий управленческого цикла в литературе нет единого мнения.

Цикл управления:

1) выявление и осмысление актуальной проблемы управле­ния;

2) формулирование целей и постановка задач;

3) подготовка и принятие управленческих решений и их пра­вовое закрепление;

4) организация исполнения управленческих решений;

5) корректировка управленческого решения и регулирование системы управления.

Цель административно-правового регулирования - обеспечение стабильности управленческих отношений в уже организованной и упорядоченной системе в целях повышения вероятности реализации знаний, опыта, прав, свобод и закон­ных интересов всех субъектов административного права.

Принципы в государственном управлении - организаци­онные и правовые.

Организационные принципы: плановость, прогнозирова­ние, объективность, дифференциация и фиксация функций; научность, рациональность, ответственность, сочетание едино­началия с коллегиальностью; линейный принцип, двойного под­чинения, единства и централизации.

Принцип плановости и прогнозирования в организации деятельности органов государственного управления означает, что органы государственного управления должны уметь разрабатывать комплексные федеральные программы по осуществле­нию динамически устойчивого развития общественных процес­сов на основе познанных объективных законов, закономернос­тей социального управления. Принцип плановости в управлении обществом тесно связан с процессом прогнозирования тех или иных явлений и процессов в обществе и всегда имеет вероят­ностную оценку.

Принцип объективности тесно связан с плановостью, так как требует анализа и учета фактического состояния и разви­тия состояния процесса управления, обеспечения развития, а также определения комплексных мер по поддержанию требуе­мого уровня процесса управления.

Принцип дифференциации (разделения) и фиксирования функций и полномочий каждого из органов управления и их должностных лиц, что крайне важно для правильного подбора и расстановки кадров в соответствии с их профессиональной подготовкой и опытом работы, а также разработки и совершен­ствования организационных структур управления для успешно­го осуществления объективных функций и поставленных задач.

Принцип научности в управлении выражается в примене­нии научных методов познания законов и закономерностей про­цесса управления, их теоретической систематизации и исполь­зовании на практике, использовании научных методик и средств сбора, обработки, обобщения и анализа информации о состоя­нии объекта управления, ее обработке с применением количе­ственных методов на базе ЭВМ, а также выявлении и осмысле­нии актуальных проблем, формировании приоритетных целей по их разрешению, постановке задач, определении эффективных способов и средств их решения.

Принцип рациональности, т.е. целесообразность достиже­ния желаемого результата, заключается в том, что цели и зада­чи управления должны достигаться при наименьших ресурсных затратах (силах и средствах, финансовых, временных ресурсах и др.). Управление должно быть рациональным, особенно в ры­ночных условиях, так как при осуществлении управленческой де­ятельности имеет место не только принцип законности, но и целесообразности; они должны не противопоставляться, а до­полнять друг друга.

Принцип ответственности органов управления и их долж­ностных лиц за результаты своей работы в целом. Это обеспе­чивается нормативно-правовым закреплением полномочий, за­дач, функций, форм и методов работы: например, должностное лицо органа управления может быть привлечено к дисциплинар­ной ответственности как за невыполнение своих функции, так и за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью.

Сочетание единоначалия и коллегиальности реализуется прак­тически во всех органах исполнительной власти, даже там, где основным принципом управления является единоначалие (напри­мер, в МВД РФ). В этих случаях используются рекомендации коллегий при решении многих комплексных и сложных вопросов по предметам ведения и в объеме компетенции органа ис­полнительной власти.

Принцип линейности обеспечивает руководителю по пред­метам ведения и в пределах его компетенции возможность ре­ализовывать все функции и задачи по отношению к своим под­чиненным и персонально нести ответственность за результаты работы органа управления.

Принцип двойного подчинения обеспечивает сочетание начал централизации в руководстве с учетом местных условий, например управление подразделениями милиции общественной безопасности и муниципальной милицией.

Принцип единства и централизации характерен для отрас­левых и особенно для военизированных органов исполнитель­ной власти.

Специальные принципы организации деятельности орга­нов управления, которые отражают специфику организации и деятельности отдельных государственных органов управления: например, органы ФСБ, МВД используют регламентированные законами принципы конспирации, сочетание гласных и неглас­ных форм деятельности, например, в борьбе с организованной преступностью и другими особо опасными преступлениями.

Предисловие

Фондовые лекции могут быть использованы студентами юридических специальностей при изучении дисциплины «Административное право ».

Целью изучения дисциплины «Административное право» является формирование и развитие профессиональной культуры студентов, совершенствование творческих качеств будущего юриста, приобретение практических навыков, необходимых для осуществления ими профессиональной деятельности.

При изучении дисциплины решаются следующие задачи:

Обеспечение усвоения студентами понятий, категорий и институтов государственного управления;

Формирование у студентов представлений об административно-правовых нормах и отношениях; субъектах административного права; административном принуждении и административной ответственности; основах административно-правовой организации управления экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами;

Выработка у студентов навыков пользования нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, образующие предмет административного права.

Изучение дисциплины предполагает логическое сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов над учебным материалом.

Данные лекции написаны с учетом изменений в области законодательства и юриспруденции, и рекомендованы для использования при подготовке и проведении практических занятий, при выполнении самостоятельных и контрольных работ, при подготовке к экзамену по курсу.

Управление, государственное управление, исполнительная власть

Вопросы к теме:

1. Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление.

2. Понятие, признаки и виды государственного управления. Соотношение понятий исполнительной власти и государственного управления.

3. Особенности исполнительной власти. Исполнительная и распорядительная деятельность.

Понятие, содержание и виды управления. Социальное управление.

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее — по принципу обратной связи.

«Управлять» — значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться). В 60-х гг. XX в. сформировалось новое научное направлениекибернетика , предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях. Используя математический аппарат, математическую логику и теорию функций, удалось объединить важнейшие достижения теории автоматического регулирования, информатики и многих других сфер научного знания. Эта наука изучает вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приема, хранения и обработки информации в любых сложных динамических системах. При этом управление рассматривается на высоком уровне абстракции, а особое значение придается процедурам управления, его принципам, закономерностям и связям многочисленных элементов, образующих единую систему.


Понятие «система», раскрывающее сущность управления, характеризуется наличием следующих признаков: задачи и цели; субъекты и объекты управления; функции; организационная структура; единство, самостоятельность и взаимозависимость элементов системы; определенные формы и методы деятельности.

Под управлением в самом общем смысле можно понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений. Весьма точное определение управления дал Г. В. Атаманчук: управление — это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и проч.).

Следует отметить , что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной.

Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль называет шесть следующих функций (операций):

1) технические (производство, выделка и обработка);

2) коммерческие (покупка, продажа и обмен);

3) финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);

4) страховые (страхование и охрана имущества и лиц);

5) учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.);

6) административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Раскрывая смысл административной операции, ученый поясняет:

- «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

Предвидеть, т. е. учитывать грядушее и вырабатывать программу действия;

Организовывать, т. е. строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;

Распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать;

Координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

Контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

В литературе рассматриваются несколько видов систем: технические системы (энергосистема, информационно-вычислительная сеть, технологический процесс и проч.); социально-экономические системы (отрасли, отдельные предприятия, сфера обслуживания и др.); организационные системы, основным элементом которых является сам человек. Как правило, большинство членов общества входят в одну или несколько организаций, т. е. организационные отношения — характерная черта человеческого бытия.

Люди входят в организацию для решения задач посредством процессов управления. Организация — это сознательное объединение людей, характеризующееся началами системности, разумной организованности, структурированности и преследующее достижение определенных социальных целей и решение общественно значимых задач. В каждой организации имеют место управленческие процессы, необходимые для достижения ее целей и задач.

Любому управленческому процессу свойственны следующие характерные черты:

1) необходимость создания и функционирования законченной системы;

2) целенаправленное воздействие на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи;

3) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления;

4) информация как главное связующее звено между участниками управления;

5) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области);

6) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные методы, формы, способы, средства и приемы управления.

Традиционно выделяются следующие виды управления:

1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.

Социальное управление

Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой, общественной деятельности; управление общественными отношениями, процессами в обществе, поведением людей и их коллективами, организациями, в которых осуществляют трудовую или служебную деятельность люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях, например в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической, этической, культурной, семейной сферах. Протекаемые в указанных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью и важностью, требуют руководства, т. е. приведения отношений в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей. В каждой сфере, обладающей качественным своеобразием, приемлемы лишь специальные системы управленческой организации.

Таким образом, управленческое начало обязательно, в частности, и для социальной системы, в которой выделяются два участника управления — субъект и объект с прямыми и обратными связями между ними.

Сущность социального управления раскрывается в процессе анализа следующих его характеристик:

1) управление — процесс сознательно-волевого воздействия конкретного субъекта управления на соответствующие объекты;

2) управление — деятельность, построенная на конкретных принципахосуществления управленческих действий, достижения определенных целей управления и решения административных задач;

3) управление представляет собой функциональное социально-правовое явление, т. е. публичное управление характеризуется множеством осуществляемых административных функций;

4) управление организуется и осуществляется специально подготовленными субъектами управления,для которых управление является профессией, профессиональной деятельностью;

5) управление представляет собой управленческий процесс,систему административных процедур, имеющих конкретное правовое содержание;

6) управление осуществляется либо для достижения общих управленческих задач, либо для решения управленческих дел в конкретных областях социальной или государственной жизни (управление внутренними делами, управление в области иностранных дел, охрана общественного порядка, управление в области финансов, управление в сфере юстиции, управление строительным комплексом страны);

7) управление может рассматриваться как конкретная закрытая организационная система,построенная на определенных правовых основаниях; т. е. это отдельная организация, которая имеет конкретные цели и задачи управления, организационное строение, полномочия и структуру, взаимодействует с другими организациями.

Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений, регулирование организации и функционирования социального порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Во всех этих случаях объектом управления становятся социально-волевые связи, поведение человека и его действия. Однако человек — это и субъект социального управления, которое осуществляется им в отношении других людей. В каждом конкретном случае субъектом социального управления выступают как отдельные личности, так и организации: государственные, общественные, международные.

Социальное управление включает понятие социально-управленческой деятельности, которое является более широким по отношению к термину «управление». Управленческая деятельность предполагает наличие практического элемента в осуществлении управления, т. е. характеризуется непосредственным осуществлением функций социального управления — исполнением норм, правил, организацией, руководством, координированием, учетом и контролем.

Создание организационной структуры социального управления — необходимое, но недостаточное условие достижения поставленных цели и задач управления. Реальность управления обеспечивается такими его качествами, как организованность, ответственность, подчиненность, сила, воля. Взятые в совокупности, они образуют новое качество — властность управления, т. е. наделение субъекта управленческой деятельности необходимыми полномочиями для успешной реализации возложенных на него управленческих функций.

Таким образом, управление неотделимо от понятий «власть», «государственная власть». Властность управления обусловливает возникновение организационных связей, обеспечивающих подчинение участников совместной общественной деятельности желанию субъекта управления, его «господствующей» воле. Власть — это необходимое средство регулирования социальных процессов; она формирует единую, отвечающую публичным интересам организационно-управляющую волю и обеспечивает создание социального порядка, демократических основ жизни общества.

Властность социального управления включает и такое социальное явление, как авторитет. Социальное управление должно обеспечивать взаимодействие двух факторов: с одной стороны, властных полномочий и авторитета субъекта управления и управления (в широком смысле — авторитета государства), а с другой — добровольного исполнения людьми и их организациями социальных норм, сознательного подчинения субъекту власти и управления, а также его предписаниям. Баланс этих явлений и создает необходимое качество социальной управленческой деятельности.

Социальное управление характеризуется тем, что оно:

1) возникает в связи с потребностью организации и регулирования деятельности людей и их организаций, а также установления стандартов их поведения и действий;

2) направлено на достижение целей и задач управления, заключающихся в удовлетворении публичных интересов путем осуществления совместной деятельности людей;

3) использует имеющиеся властные полномочия и функции;

4) осуществляется на началах подчиненности участников управленческой деятельности единой управляющей воле субъекта управления (лица, коллектива, организации).

Социальное управление включает несколько видов, различающихся по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления:

1) государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);

2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное самоуправление);

3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);

4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных в целях извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).

Виды управления.

В теории и на практике известны многие виды управления, различающиеся по самым разным признакам. Однако четкая классификация обширной гаммы видов управления пока отсутствует. Даже сами понятия «виды управления», «формы управления», «способы управления», «методы управления», «функции управления» не обрели требуемой четкости и употребляются разными авторами в различном смысле. Понимая сложность классификации, структуризации управления, ограничимся его разделением на более или менее очевидные и достаточно употребляемые виды, классы, группировки, опираясь на самые характерные признаки их выделения.

Простейшая схема структуризации управления экономикой, разделения его на отдельные разновидности изображена ниже.

Основные виды управления, различающиеся между собой по признаку типа или вида субъекта управления .

§ Индивидуальное, личностное управление

§ Коллективное управление

§ Международным

§ Государственное управление,

§ Муниципальным

§ Ведомственное управление,

§ Управление со стороны собственника

§ Уполномоченное управление

Индивидуальное, личностное управление характеризуется тем, что бразды правления, права и полномочия управлять сосредоточены у одного лица, именуемого начальником, руководителем. Индивидуальное управление реализует так называемый принцип единоначалия, согласно которому одно определенное лицо осуществляет принятие управленческих решений и несет за них ответственность.

Коллективное управление (руководство) имеет место, когда субъект управления представляет коллегиальный орган, вырабатывающий и принимающий решения сообща, с учетом мнений и предложений участников процесса выработки решений лиц, входящих в состав органа управления.

Государственное управление , включающее также государственное регулирование экономики, представляет управление экономикой со стороны государства в лице государственных законодательных, исполнительных, правовых органов и возглавляющих их лиц. В государствах, странах с федеративным устройством к государственным относятся также органы управления субъектов федерации, т.е. отдельных республик, краев, областей, округов, земель (Германия), штатов (США), кактонов (Швейцария).

Муниципальным называют управление, осуществляемое местными органами власти, именуемое также местным самоуправлением. В качестве субъекта такого управления выступают выборные назначаемые или исполнительные органы территориальных образований: городов, районов, поселков, сел, других видов поселений.

Ведомственное управление , представляющее обычно часть государственного муниципального, есть управление со стороны специальных организаций и органов, именуемых ведомствами. Ведомство призвано управлять либо определенной отраслью экономики, либо видом экономической деятельности. К ведомствам относятся министерства, комитеты, управления, службы.

Управление со стороны собственника , как ясно из названия, соответствует ситуации, когда сам собственник объекта осуществляет полностью или частично управление принадлежащим ему на правах владения и распоряжения объектом.

Уполномоченное управление есть реализация функций управления уполномоченными на то лицами, не являющимися собственниками объекта, но получившими полномочия на управление в соответствии с законом или на основании прямых решений собственника по контракту, договору найма. Уполномоченное управление очень широко распространено в экономике, типично для менеджмента, в котором субъектом управления становится наемный управляющий. К уполномоченному относится и доверительно (трастовое) управление , при котором субъект управления передает управление объектом на определенных условиях другому объекту.

Перейдем к классификации видов управления по признакам типа объекта управления. Согласно такой классификации виды управления различаются между собой в зависимости то того, каким именно объектом управляет тот или иной субъект. Выше уже шла речь о разделении управления на управление людьми, природой, производственным персоналом, технологией и техникой. Теперь сконцентрируем внимание на выделении характерных видов управления экономикой, отличающихся экономической природой управляемого объекта.

§ управление мировой экономикой

§ управление экономикой, хозяйством страны,

§ территориальное (региональное) управление

§ управление предприятием

§ управление индивидуальным предпринимательством и домашним хозяйством.

Перейдем к структуризации видов управления, различаемых по типам управляющих воздействий субъектов на объекты .

§ Внутреннее

§ Внешнее

§ Централизованное

§ децентрализованное

Ранее упоминалась возможность разделения управления на внутреннее и внешнее в зависимости от того, формируются управляющие воздействия внутри управляемой системы или вне ее. Правомерно также разделять управление на централизованное , когда глобальные команды, управляющие сигналы формируются в едином центре управления и передаются из него многочисленным объектам управления, и децентрализованное, при котором значительное количество управляющих воздействий, касающихся данного объекта, вырабатываются самим объектом на основе самоуправления.

Способы управления

В теории управления принято также различать три способа, именуемых иногда методами управления.

Методы (способы) управления - формы воздействия руководителя на подчиненных.

Различия между этими методами (способами) управления состоят в разных подходах к формированию управляющих воздействий и в содержании этих воздействий.

Организационно-распорядительное управление (инструкции, контроль исполнения) , которое часто называют административным, командным, основано на принудительном исполнении управляющих воздействий, генерируемых в форме постановлений, приказов, распоряжений. Логика этого метода управления выражается простой формулой «приказ начальника – закон подчиненного».

Экономический, стимульный метод управления (хозяйственный расчет) основан на побуждении экономических интересов тех людей, что представляют объект управления. Управляющие воздействия, исходящие от субъекта управления, порождают заинтересованность объекта управления в их использовании, так как при этом вступают в действие такие стимулы-побудители, как заработная плата, льгота, премии, смягчение ограничений, создание более выгодных условий работы, деятельности, продвижение по службе и др.

Социально-психологическое управление (учет психологии личности, коллектива) характеризуется использованием методов убеждения, морального и нравственного воздействия субъекта управления на трудовые коллективы, работников. Основным средством этого вида управления служит влияние на экономическую психологию работников, являющихся частью их кодекса чести и морали. Субъект управления взывает в этом случае к совести как основному побудительному мотиву качественного, эффективного труда.

Формы управления

Методы управления взаимосвязаны со стилем управления (формами управления). Стиль руководства – это устойчивые доминирующие формы управленческих отношений между руководителями и подчиненными им исполнителями, работниками, проявляющиеся в управлении их деятельностью

Авторитарный стиль воплощает в себя единоначалие, командное управление, при котором руководитель ставит выше всего собственное мнение и личную волю, пренебрегая мнением других лиц, принимая решения по своему усмотрению.

Демократический стиль , наоборот, опирается на коллективное обсуждение и принятие управленческих решений, на учет всего спектра мнений при подготовке решений.

Либеральный стиль исходит из необходимости использования «мягких» управляющих воздействий, не вызывающих негативных реакций исполнителей. Такой стиль обычно применяется при управлении высокоинтеллектуальными работниками, крупными специалистами своего дела, полагающими в нем не меньше, а иногда и больше, чем руководитель.