Какой ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск мастер производственного обучения? Мастер производственного обучения Продолжительность удлиненного отпуска мастера производственного обучения.

Какова продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работников образования, от чего зависит продолжительность отпуска, как определить отпуск 1/2 ставки прояснит статья.

Вопрос: У нас частное образовательное учреждение. Принят на 1/2 ставки мастер производственного обучения, по мере необходимости иногда читает лекции. Как правильно оплачивать и отразить в трудовом договоре; сколько дней положен отпуск мастеру произ. обучения, директору и главному бухгалтеру?

Ответ: Чтение лекций может входить в должностные обязанности мастера производственного обучения.

Так, согласно ЕКС, в должные обязанности мастера производственного обучения входит, в том числе, проведение учебных занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий.

Поэтому, дополнительно оплачивать чтение лекций - не нужно.

Если Вы принимаете сотрудника на? ставки, то установите ему режим неполного рабочего времени.

В трудовом договоре такое условие можно изложить в следующей редакции: «Работнику устанавливается режим неполного рабочего времени: ____-дневная рабочая неделя продолжительностью ____ (__________) часов. Выходными днями являются _______________________».

Поскольку такой сотрудник работает меньше, чем остальные педагоги, его труд оплачивается пропорционально отработанному времени.

В трудовом договоре такое условие можно изложить в следующей редакции: «За выполнение трудовых обязанностей Работнику устанавливается должностной оклад в размере ______ (____________) рублей в месяц. Оплата труда производится пропорционально отработанному времени.

Помимо должностного оклада Работнику устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.). Размеры и условия таких выплат определены в Положении о премировании работников «_____________», с которым Работник ознакомлен при подписании настоящего договора».

Установление сотруднику режима неполного рабочего времен не влияет на продолжительность его отпуска. Поэтому, мастеру производственного обучения предоставляется отпуск, продолжительностью от 42 по 56 дней, в зависимости от вида образовательного учреждения (Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 № 466).

Директору образовательного учреждения также положен удлиненный отпуск в зависимости от вида образовательного учреждения - от 42 до 56 дней (Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 № 466).

Бухгалтер к педагогическим работникам не относится. Поэтому, продолжительность его отпуска составляет 28 календарных дней. Права на удлиненный отпуск бухгалтер не имеет.

Удлиненные отпуска работников образования

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска не может быть менее 28 календарных дней. Трудовой кодекс РФ устанавливает это правило для всех работников (ст. 115 ТК РФ). Однако в образовательных организациях работодатель предоставляет ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (далее - удлиненный отпуск):1

педагогическим работникам (ст. 334 ТК РФ , п. 3 ч. 5 ст. 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ , раздел I Номенклатуры должностей);

руководителям образовательных организаций (ч. 7 ст. 51 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ , подраздел 1 раздела II Номенклатуры должностей);

иным руководителям: заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям (ч. 4 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ , подраздел 2 раздела II Номенклатуры должностей).

От чего зависит продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска

Работодатель определяет продолжительность удлиненного отпуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 г. № 466 .

Так, он предусматривается продолжительностью 42 или 56 календарных дней и зависит:

от типа образовательной организации или организации, осуществляющей образовательную деятельность;

от особенностей здоровья обучающихся, с которыми осуществляется работа (обучающиеся, дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающиеся в длительном лечении);

от направления деятельности работников образовательной организации, которые занимают должности, предусмотренные подразделом 2 раздела II Номенклатуры должностей.

На продолжительность отпуска не влияет выполнение работы на условиях неполного рабочего времени (наличие учебной нагрузки, педагогической работы менее установленной нормы часов за ставку зарплаты). Работодатель предоставляет отпуск установленной по занимаемой должности продолжительности.

Удлиненный отпуск руководителей

Продолжительность отпуска руководителя зависит:

от типа образовательной организации (дошкольная или общеобразовательная организация, далее - детский сад, школа),

а в некоторых случаях и от наличия в структуре детского сада только групп компенсирующей и (или) оздоровительной направленности.

Удлиненный отпуск педагогических работников

Педагогический работник - это работник, который:

состоит в трудовых отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

выполняет обязанности по обучению, воспитанию или организации образовательной деятельности.

воспитатель;

инструктор-методист;

инструктор по труду;

инструктор по физической культуре;

концертмейстер;

мастер производственного обучения;

методист;

музыкальный руководитель;

педагог дополнительного образования;

педагог-библиотекарь;

педагог-организатор;

педагог-психолог;

преподаватель;

преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности;

руководитель физического воспитания;

социальный педагог;

старший вожатый;

старший воспитатель;

старший инструктор-методист;

старший методист;

старший педагог дополнительного образования;

старший тренер-преподаватель;

тренер-преподаватель;

учитель-дефектолог;

учитель-логопед.

Продолжительность отпуска педагогических работников зависит от типа образовательной организации, а в некоторых случаях - от особенностей здоровья обучающихся, с которыми осуществляется работа (обучающиеся, дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающиеся в длительном лечении).

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114 Трудового кодекса РФ). Следует ежегодные отпуска разделить на основной и дополнительный. Какова продолжительность основного отпуска и кто имеет право на дополнительный отпуск, разберем в данной статье.

Основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

Продолжительность основного отпуска педагогических сотрудников

Продолжительность отпуска педагогических сотрудников устанавливается Постановлением Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" (далее - Постановление N 466).

Наименование должностей работников

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска

Должности педагогических работников

Дошкольные образовательные организации

Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 разд. I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" (далее - Номенклатура должностей)

Воспитатель.

Инструктор-методист.

Инструктор по труду.

Концертмейстер.

Методист.

Музыкальный руководитель.

Педагог-библиотекарь.

Педагог-организатор.

Педагог-психолог.

Преподаватель.

Социальный педагог.

Старший вожатый.

Старший воспитатель.

Старший инструктор-методист.

Старший методист.

Старший тренер-преподаватель.

Тренер-преподаватель.

Учитель-дефектолог.

Учитель-логопед

Директор.

Заведующий.

Начальник.

Президент

Первый проректор.

Проректор.

Помощник ректора.

Помощник проректора.

Советник при ректорате.

Старший мастер.

Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 разд. I Номенклатуры должностей, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении

Воспитатель.

Инструктор-методист.

Инструктор по труду.

Инструктор по физической культуре.

Концертмейстер.

Мастер производственного обучения.

Методист.

Музыкальный руководитель.

Педагог дополнительного образования.

Педагог-библиотекарь.

Педагог-организатор.

Педагог-психолог.

Преподаватель.

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.

Руководитель физического воспитания.

Социальный педагог.

Старший вожатый.

Старший воспитатель.

Старший инструктор-методист.

Старший методист.

Старший педагог дополнительного образования.

Старший тренер-преподаватель.

Тренер-преподаватель.

Учитель-дефектолог.

Учитель-логопед

Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 разд. II Номенклатуры должностей, работающие в образовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении

Директор.

Заведующий.

Начальник.

Президент

Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 разд. II Номенклатуры должностей, работающие в образовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника).

Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения.

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения.

Первый проректор.

Проректор.

Помощник ректора.

Помощник проректора.

Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики.

Советник при ректорате.

Старший мастер.

Ученый секретарь совета образовательной организации.

Ученый секретарь совета факультета (института)

Организации дополнительного образования

Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 разд. I Номенклатуры должностей

Воспитатель.

Инструктор-методист.

Инструктор по труду.

Инструктор по физической культуре.

Концертмейстер.

Мастер производственного обучения.

Методист.

Музыкальный руководитель.

Педагог дополнительного образования.

Педагог-библиотекарь.

Педагог-организатор.

Педагог-психолог.

Преподаватель.

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.

Руководитель физического воспитания.

Социальный педагог.

Старший вожатый.

Старший воспитатель.

Старший инструктор-методист.

Старший методист.

Старший педагог дополнительного образования.

Старший тренер-преподаватель.

Тренер-преподаватель.

Учитель-дефектолог.

Учитель-логопед

Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 разд. II Номенклатуры должностей

Директор.

Заведующий.

Начальник.

Президент

Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 разд. II Номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника).

Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения.

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения.

Первый проректор.

Проректор.

Помощник ректора.

Помощник проректора.

Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики.

Советник при ректорате.

Старший мастер.

Ученый секретарь совета образовательной организации.

Ученый секретарь совета факультета (института)

Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 разд. I Номенклатуры должностей, работающие в организациях дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств)

Воспитатель.

Инструктор-методист.

Инструктор по труду.

Инструктор по физической культуре.

Концертмейстер.

Мастер производственного обучения.

Методист.

Музыкальный руководитель.

Педагог дополнительного образования.

Педагог-библиотекарь.

Педагог-организатор.

Педагог-психолог.

Преподаватель.

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.

Руководитель физического воспитания.

Социальный педагог.

Старший вожатый.

Старший воспитатель.

Старший инструктор-методист.

Старший методист.

Старший педагог дополнительного образования.

Старший тренер-преподаватель.

Тренер-преподаватель.

Учитель-дефектолог.

Учитель-логопед

Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 разд. II Номенклатуры должностей, организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств)

Директор.

Заведующий.

Начальник.

Президент

Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 разд. II Номенклатуры должностей, организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств) при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника).

Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения.

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения.

Первый проректор.

Проректор.

Помощник ректора.

Помощник проректора.

Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики.

Советник при ректорате.

Старший мастер.

Ученый секретарь совета образовательной организации.

Ученый секретарь совета факультета (института)

Педагоги дополнительного образования, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования

Ассистент.

Декан факультета.

Начальник факультета.

Директор института.

Начальник института.

Заведующий кафедрой.

Начальник кафедры.

Профессор.

Преподаватель.

Старший преподаватель.

Воспитатель.

Инструктор-методист.

Инструктор по труду.

Инструктор по физической культуре.

Концертмейстер.

Мастер производственного обучения.

Методист.

Музыкальный руководитель.

Педагог дополнительного образования.

Педагог-библиотекарь.

Педагог-организатор.

Педагог-психолог.

Преподаватель.

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.

Руководитель физического воспитания.

Социальный педагог.

Старший вожатый.

Старший воспитатель.

Старший инструктор-методист.

Старший методист.

Старший педагог дополнительного образования.

Старший тренер-преподаватель.

Тренер-преподаватель.

Учитель-дефектолог.

Учитель-логопед

Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 разд. II Номенклатуры должностей

Директор.

Заведующий.

Начальник.

Президент

Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 разд. II Номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной, научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника).

Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения.

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения.

Первый проректор.

Проректор.

Помощник ректора.

Помощник проректора.

Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики.

Советник при ректорате.

Старший мастер.

Ученый секретарь совета образовательной организации.

Ученый секретарь совета факультета (института)

Воспитатели, музыкальные руководители, работающие в группах для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении

Воспитатели, музыкальные руководители, работающие в группах для детей дошкольного возраста

Организации, осуществляющие обучение

Педагогические работники, должности которых указаны в разд. I Номенклатуры должностей

Ассистент.

Декан факультета.

Начальник факультета.

Директор института.

Начальник института.

Заведующий кафедрой.

Начальник кафедры.

Заместитель начальника кафедры.

Профессор.

Преподаватель.

Старший преподаватель.

Воспитатель.

Инструктор-методист.

Инструктор по труду.

Инструктор по физической культуре.

Концертмейстер.

Мастер производственного обучения.

Методист.

Музыкальный руководитель.

Педагог дополнительного образования.

Педагог-библиотекарь.

Педагог-организатор.

Педагог-психолог.

Преподаватель.

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.

Руководитель физического воспитания.

Социальный педагог.

Старший вожатый.

Старший воспитатель.

Старший инструктор-методист.

Старший методист.

Старший педагог дополнительного образования.

Старший тренер-преподаватель.

Тренер-преподаватель.

Учитель-дефектолог.

Учитель-логопед

Педагогические работники, должности которых указаны в разд. I Номенклатуры должностей, работающие в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Удлиненный ежегодный основной отпуск предоставляется также следующим категориям работников:

Нормативное регулирование

Продолжительность ежегодного основного отпуска

Продолжительность дополнительного отпуска

Работники до 18 лет

Статья 267 Трудового кодекса РФ

Продолжительность отпуска работника в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время

Сотрудники государственной гражданской службы

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. Общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.

Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного настоящей частью

Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 06.04.2015, с изм. от 14.05.2015)

Судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 рабочих дней

Судьям предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом стажа его работы в области юриспруденции:

от 5 до 10 лет - 5 рабочих дней;

от 10 до 15 лет - 10 рабочих дней;

свыше 15 лет - 15 рабочих дней

Инвалиды

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

Предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней

Муниципальные служащие

Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью 30 календарных дней. Для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп должностей муниципальной службы, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются муниципальному служащему за выслугу лет (продолжительностью не более 15 календарных дней), а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации

Прокуроры

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"

Предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно. Прокурорам, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, но не менее 45 календарных дней

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж службы в качестве прокурора, научного или педагогического работника предоставляется:

после 10 лет - 5 календарных дней;

после 15 лет - 10 календарных дней;

после 20 лет - 15 календарных дней.

В стаж службы, дающий право на предоставление дополнительного отпуска, засчитываются также периоды службы в качестве стажеров в органах и организациях прокуратуры. В указанный стаж в календарном исчислении засчитываются служба в других правоохранительных органах, военная служба, а также работа в должности судьи

Сотрудники органов внутренних дел

Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 45 календарных дней

Устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков:

1) за стаж службы в органах внутренних дел;

2) за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях;

3) за выполнение служебных обязанностей в особых условиях;

4) за ненормированный служебный день.

Дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в календарном исчислении из расчета:

1) от 10 до 15 лет службы - 5 календарных дней;

2) от 15 до 20 лет службы - 10 календарных дней;

3) более 20 лет службы - 15 календарных дней

Работники следственного комитета

Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"

Предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно. Проходящим службу в местностях с особыми климатическими условиями, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, но не менее 45 календарных дней

Предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж службы продолжительностью:

1) при выслуге 10 лет - 5 календарных дней;

2) при выслуге 15 лет - 10 календарных дней;

3) при выслуге 20 лет - 15 календарных дней.

В стаж службы для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска засчитывается также период военной службы, работы в органах прокуратуры, работы в должности судьи, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах в должности дознавателя

Работники с химическим оружием

Федеральный закон от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием"

Отпуск продолжительностью 49 календарных дней

Работники аварийно-спасательной службы

Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"

Спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей до 10 лет, - 30 суток;

спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей более 10 лет, - 35 суток;

спасателям, имеющим непрерывный стаж работы в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей более 15 лет, - 40 суток

Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ

Работники органов внутренних дел

Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации"

Предоставляется продолжительностью 30 календарных дней, а сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, - 45 календарных дней

Дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляется:

после 10 лет службы - продолжительностью 5 календарных дней;

после 15 лет службы - продолжительностью 10 календарных дней;

после 20 лет службы - продолжительностью 15 календарных дней

Дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (ст. 116 Трудового кодекса РФ).

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ и определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в ч. 1 настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную ч. 2 настоящей статьи, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.
Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:
1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным ст. 19 Закона N 426-ФЗ требованиям;
2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в ч. 9 ст. 12 Закона N 426-ФЗ (при наличии такого решения);
7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;
8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются сведения, предусмотренные п. п. 1, 2 и 9 ч. 1 ст. 15 Закона N 426-ФЗ. Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы

Отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 118 Трудового кодекса РФ).
Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем

Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней (ст. 119 Трудового кодекса РФ).
Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем устанавливаются в федеральных государственных учреждениях нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в государственных учреждениях субъекта Российской Федерации - нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в муниципальных учреждениях - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Так, Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 884 утверждены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях (далее - Постановление N 884).
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется за работу в условиях ненормированного рабочего дня отдельным работникам федеральных государственных учреждений, если эти работники при необходимости эпизодически привлекаются по распоряжению работодателя к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, имеющих право на дополнительный отпуск, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или иным нормативным актом учреждения.
В перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем включаются руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету, лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению, а также лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности.
Продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем, не может быть менее 3 календарных дней.
Продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка учреждения и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.
Работодатель ведет учет времени, фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня.
Право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня.
Дополнительный отпуск, предоставляемый работникам с ненормированным рабочим днем, суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (в том числе удлиненным), а также другими ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками.
В случае переноса либо неиспользования дополнительного отпуска, а также увольнения право на указанный отпуск реализуется в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации для ежегодных оплачиваемых отпусков.
Оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днем, производится в пределах фонда оплаты труда.

Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. № 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках". В самом начале есть такая формулировка "...работникам, замещающим должности педагогических работников". Вы не могли бы её пояснить? Если Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования, то имеет ли к нам отношение это Постановление, и можем ли мы преподавателям устанавливать отпуск 56 кал. дн.? Потому что замещения по сути не происходит...Спасибо огромное за помощь!

Ответ

Педагогические работники имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (). Перечень работников, имеющих право на такой отпуск, определен .

Согласно ПИСЬМУ ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ДПО МИНОБРНАУКИ РОССИИ, МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 09.10.2013 № 06-735 « " понятие «педагогический работник» применимо к преподавателям ДПО.

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ , предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам. Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций ().

Продолжительность удлиненного отпуска зависит от вида образовательной организации и должности, занимаемой педагогическим работником, и может составлять от 42 до 56 календарных дней ().

Право на использование этого отпуска педагогические работники приобретают по ().

Также педагогические работники могут по соглашению с работодателем за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней ().

Особенностью предоставления отпусков педагогическим работникам является возможность их использования преимущественно в период летних каникул.

В остальном предоставление отпуска педагогическому работнику оформите в ().

Александр Завгородний ,

доцент, к. ю. н., доцент кафедры трудового права юридического факультета

Санкт-Петербургского государственного университета

  1. Ответ: На какой оплачиваемый отпуск педагогические работники имеют право
  2. Ответ: Как предоставить длительный отпуск педагогическим работникам

Педагогические работники образовательной организации не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года ( , Порядка, утвержденного ).

Должности педагогических работников, которые имеют право на длительный отпуск, указаны в номенклатуры должностей педагогических работников, утвержденной . предоставления длительного отпуска утвержден . Конкретную продолжительность длительного отпуска, его очередность, а также порядок разделения на части и продления работодатель устанавливает в ( Порядка, утвержденного ).

На период нахождения в отпуске за педагогическим работником сохраняют место работы и . Во время длительного отпуска педагогического работника нельзя , а также увольнять по , за исключением полной образовательной организации. Об этом говорится в Порядка, утвержденного .

В стаж для длительного отпуска входит:

  • время работы сотрудника на педагогических должностях. При этом периоды педагогической работы суммируют, если перерыв между ними составил не более трех месяцев;
  • время, когда педагогический работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы и должность;
  • время замещения должностей педработников в период прохождения производственной практики. При условии, что перерыв между днем окончания образовательной организации и днем поступления на педагогическую работу не превысил одного месяца.

Длительный отпуск предоставляют педагогическому работнику на основании его заявления. Работодатель проверяет наличие у работника стажа для отпуска и оценивает возможность предоставить отпуск в указанный работником срок. Если необходимый стаж есть, то работодатель издает приказ об отпуске в

1. Для педагогических работников предусмотрен удлиненный ежегодный основной отпуск, что связано с повышенной интенсивностью и напряженностью их труда.

2. Продолжительность отпуска педагогов, работающих в образовательных учреждениях, а также в других организациях, осуществляющих образовательный процесс, установлена Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 "О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений" (СЗ РФ. 2002. N 40. Ст. 3935). Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска большинства педагогических работников, осуществляющих трудовую деятельность в образовательных учреждениях, составляет 56 календарных дней.

Ежегодные дополнительные отпуска продолжительность 42 календарных дня предусмотрены для заведующих, их заместителей, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных учреждений, а также для директоров, их заместителей, руководителей структурных подразделений образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, вожатых, воспитателей, концертмейстеров, культорганизаторов, тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, методистов образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений, отдельных категорий педагогических работников, указанных в Постановлении и работающих в музыкальных школах и школах искусств, а также педагогов дополнительного образования образовательных учреждений дополнительного образования детей, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в пределах не менее нормы часов педагогической работы, за которую выплачивается ставка заработной платы, составляет 56 календарных дней.

Ежегодными удлиненными отпусками, предусмотренными указанным Постановлением, пользуются заместители руководителей образовательных учреждений и руководители структурных подразделений образовательных учреждений, деятельность которых связана с руководством воспитательным (образовательным) процессом или методической (научно-методической) работой.

Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками установленной указанным документом продолжительности пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием "старший" или "главный".

Отдельным категориям педагогических работников право на удлиненный ежегодный отпуск предоставляется только при наличии определенных условий. Так, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для проректоров (заместителей директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации, для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями, для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска педагогических работников иных организаций, осуществляющих образовательный процесс, также дифференцирована в зависимости от вида организации, где осуществляется трудовая деятельность. Так, основной отпуск продолжительностью 56 календарных дней установлен для директоров (заведующих), их заместителей, заведующих отделами (лабораториями), педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов психологических служб систем образования, а также для заведующих педагогической частью, учителей, учителей-дефектологов, логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, инструкторов по физкультуре, мастеров производственного обучения, старших вожатых учреждений здравоохранения. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня предусмотрен для директоров (заведующих), их заместителей, заведующих отделами и другими структурными подразделениями, методистов, педагогов-психологов учебных, учебно-методических и методических кабинетов (центров), а также для педагогов-организаторов, социальных педагогов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, методистов, мастеров производственного обучения, других организаций, осуществляющих образовательный процесс.

Е.Л. Болотова ,
д.п.н., профессор юридического
факультета Университета РАО

Особенности определения учебной нагрузки педагоговв автомобильных школах России

Образовательная стратегия автомобильной школы представляет собой систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, направленную на эффективную подготовку водителей транспортных средств. Правовая основа деятельности такой школы имеет междисциплинарный характер, поскольку в реализации задач подготовки водителей транспортных средств заинтересованы органы, осуществляющие управление в сфере образования, правоохранительные органы и органы управления транспортными средствами.

Несмотря на то, что автошколы находятся в ведении трех ведомств (Минобрнауки, Минтранса, МВД), четкого определения организации труда преподавателей таких образовательных организаций до сих пор нет.

Недостаточные исследования в области организации рабочего времени педагогических работников автошкол приводят к постоянной критике и повсеместной их незащищенности. Однако в последние годы органами государственной власти издано немало документов, которые определяют правовое положение педагогов независимо от вида организации. Следовательно, такие акты должны применяться и в отношении преподавателей, мастеров производственного обучения и других педагогов автошкол.

Нормативную основу правового статуса педагогов автошкол составляют:

Глава 52 Трудового кодекса РФ;

Закон РФ «Об образовании»;

Приказ Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»;

Постановление Минтруда России от 30.06.2003 № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»;

Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников»;

Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам»;

Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 521 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования»;

Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)»;

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”»;

СанПиН 2.4.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;

СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»;

Письмо Минобразования России от 26.06.2003 № 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования» и др.

Согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» организация труда педагогов (прием на работу, распределение должностных обязанностей, повышение квалификации, определение периода учебного процесса, установление объема учебной нагрузки, заработной платы и др.) относится к компетенции образовательного учреждения.

Остановимся на одном из показателей организации труда педагогов в автошколе - учебной нагрузке.

Понятие «учебная нагрузка педагога» можно определить как норму рабочего времени, затрачиваемого педагогическим работником для выполнения соответствующей преподавательской деятельности. Учебная нагрузка педагогических работников ограничивается Типовыми положениями об образовательных учреждениях (ст. 333 ТК РФ) и санитарными нормами и правилами для соответствующих образовательных организаций.

Учебная нагрузка определяется как на весь учебный период, так и на этапы учебного периода, а также на период проведения аттестации обучающихся.

Согласно постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 каждому педагогу в пределах 36-часовой рабочей недели устанавливается необходимый объем рабочего времени, который связан с выполнением основных должностных обязанностей. У преподавателя это будет норма рабочего времени (18 часов в неделю), у мастера производственного обучения - это продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю). И тот и другой педагог согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н могут вести учебные занятия. При этом общий предел учебной нагрузки на учебный год для них определяется Типовым положением об образовательном учреждении, например как для педагогов начальных и средних учебных заведений, у которых годовая нагрузка не должна превышать 1440 часов.

Экспериментом по апробации механизма нормативного финансирования образовательных учреждений среднего профессионального образования рекомендовано определять учебную нагрузку в следующем объеме:

Годовая учебная нагрузка преподавателя в целях расчета оплаты труда устанавливается равной 720 часам;

Годовая учебная нагрузка мастера производственного обучения в целях расчета оплаты труда устанавливается равной 1080 часам.

При этом важно помнить, что согласно приказу Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 учебная нагрузка педагогам, ведущим преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут. То есть один астрономический час приравнивается к одному академическому часу, когда речь идет о зачете трудоемкости по нормированной части работы педагога. Другими словами, если у преподавателя 6 занятий по 45 минут, то у него 6 часов рабочего времени, которые следует указывать в табеле учета рабочего времени.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо иным локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

В силу этого важно знать, какой продолжительности могут быть учебные занятия в автошколе. Для большинства учреждений такие нормативы устанавливаются локальными актами организации исходя из требований типового положения об образовательном учреждении и санитарно-гигиенических требований по организации образовательного процесса.

Отсутствие типового положения об автошколе фактически сводит всю организацию образовательного процесса к вкусовщине. При отсутствии такого документа об автошколе сложно определить функции и виды образовательных и иных услуг такой организации, а также обеспечить легальный контроль и надзор за ее деятельностью. Юридических оснований существования такого образовательного учреждения в законодательстве страны на сегодня нет. Тем не менее в стране существует масса некоммерческих организаций, называющих себя автошколами и оказывающих образовательные услуги населению.

Продолжительность учебного занятия в автошколе в силу отсутствия типового положения о ней зависит от содержания реализуемой программы обучения. В программе должны быть предусмотрены не только учебные дисциплины, по которым проводится обучение, но и виды и порядок аттестации обучающихся.

Образовательный процесс по подготовке водителей транспортных средств в автошколах строится с учетом требований приказа Минобрнауки России от 18.06.2010 № 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий». Примерные программы подготовки водителей транспортных средств категорий A, B, C, D введены в действие с 08.10.2010. Эти программы разработаны Минобрнауки России, согласованы с Министерством транспорта РФ и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утверждены Минюстом России. Подобной жесткости не удостаивалась ни одна образовательная программа в российских образовательных учреждениях.

Однако заметим, что примерный характер таких программ определен самим документом. Так, в нем указано, что примерная программа подготовки водителей транспортных средств представляет собой минимум требований к результатам и содержанию подготовки и является основой для разработки рабочих программ, утверждаемых организациями, осуществляющими подготовку водителей.

В примерном тематическом плане по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам. Следовательно, автошкола не ограничена этими программами в количестве часов, отводимых на изучение предметов, в наборе учебных дисциплин, которые она может предложить кандидатам в водители.

Отсутствие достаточного правового регулирования учебного процесса в организациях, осуществляющих такую подготовку, наличие устаревшего материально-технического обеспечения учебного процесса, недостаточная квалификация педагогических работников, обучающих водителей, создают предпосылки для различных нарушений при организации в них учебного процесса. К таким нарушениям следует отнести своеобразное распределение учебной нагрузки для обучающихся и педагогических работников в организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств.

Например, в приказе Минобрнауки России от 18.06.2010 № 636 «Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий» указано, что нормативной основой для их разработки является подп. 2 п. 10 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396. В свою очередь, эти правила базируются на требованиях ст. 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», в которой указано, что порядок сдачи квалификационных экзаменов для получения права на управление транспортными средствами разрабатывается Правительством РФ. Какое ведомство уполномочено федеральными органами исполнительной власти разрабатывать указанные в законе (ст. 26) Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, законодательством РФ не определено. Однако Примерные программы по данному направлению с указанием требований к учебной нагрузке для обучающихся разработаны в Минобрнауки России.

Интересно, что эти программы не определяют тип и вид учреждения, в котором они могут быть реализованы.

Исходя из положений Закона РФ «Об образовании» можно предположить, что подготовка по таким программам возможна в системе профессионального образования, например, на базе учреждений НПО, СПО, ВПО или в рамках профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, а также в рамках индивидуальной педагогической деятельности.

Программы определяют, что обучение в организациях проходит в форме практических и теоретических учебных занятий. Следовательно, при обучении слушателей различных возрастных групп автошкола должна придерживаться нормативов, установленных образовательным и санитарным законодательствами РФ.

Так, продолжительность учебных занятий для лиц от 16 до 18 лет должна соответствовать нормативам, установленным в п. 2.9.3 и 2.9.14 Санитарно-эпидемиологических правил «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.1178-02». Согласно документу занятия должны быть не более 45 минут, а при сдвоенных занятиях - не более 1,5 часа с перерывами для отдыха не менее 45 минут.

Автошколы в некоторых регионах страны относят к учреждениям начального профессионального обучения, организация учебного процесса в которых должна подчиняться санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования. СанПиН 2.4.3.1186-03». В этом документе продолжительность теоретического занятия не установлена, но имеются рекомендации по продолжительности практического занятия.

Если исходить из того, что обучение вождению - это вид практического занятия, то продолжительность 1 часа такого занятия не должна превышать 45 минут.

Если же вождение рассматривать как производственную практику, то есть как постепенный переход от режима учебного занятия в автошколе к режиму труда на производстве, то в этом случае согласно п. 2.6.1.4 СанПиН 2.4.3.1186-03 на ознакомительном этапе практики предусматривают десятиминутные перерывы через каждые 50 минут работы. На втором этапе (совершенствование профессиональных навыков) перерыв устанавливают через каждые 1,5-2 часа. На заключительном этапе производственной практики, который завершается квалификационным испытанием, режим работы обучающихся приближают к нормам трудового законодательства. Таким образом, продолжительность практического занятия, если рассматривать вождение как практику обучающегося, может быть от 50 минут в первые дни до 3-3,5 часа в последние дни занятий и измеряться в астрономических часах.

Санитарные правила и нормы для учреждений СПО отсутствуют, но исходя из Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543, для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут, а прохождение практики подчиняется нормам трудового законодательства.

В программах для автошкол присутствует указание на то, что обучение вождению проводится вне сетки учебного времени. Согласно Закону РФ «Об образовании» всё, что не относится к основной образовательной программе образовательного учреждения, следует считать дополнительным образованием. Указание на то, что обучение вождению проводится вне сетки учебного времени, подчеркивает дополнительный характер этого обучения, что не соответствует задачам данного образования. Если в рамках учебной программы проводится отработка практических навыков с последующей аттестацией, то такие виды занятий должны относиться к основным и входить в сетку учебного времени. При этом для организации таких занятий допускается гибкий график их проведения, поскольку нормы п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» указывают на право обучающегося учиться по индивидуальному плану.

При планировании учебной нагрузки педагогов следует учитывать, что вождению могут обучаться лица, имеющие ограниченные возможности здоровья, инвалиды. В этом случае должны быть учтены все показатели продолжительности учебных занятий с учетом состояния здоровья и возраста обучающихся.

Заметим, что в действующих Примерных программах подготовки водителей в автошколах не указана рекомендуемая численность учебной группы . В этом случае, опираясь на нормы санитарного законодательства, следует помнить, что если учебная группа сформирована из лиц, не достигших 18 лет (например, учащиеся общеобразовательных учреждений), то она не должна превышать 25 человек. Если в учебной группе автошколы обучаются лица в возрасте 18-25 лет, то согласно санитарным нормам и правилам для учреждений начального профессионального образования и Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) численность слушателей в учебной группе может быть в пределах 25-30 человек. В соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях, а также подп. 2 п. 14 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение может проводить учебные занятия в группах с меньшей численностью обучающихся, а также делить группы на подгруппы. Образовательное учреждение вправе объединять группы обучающихся при проведении теоретических занятий.

Существует также проблема определения учебной нагрузки преподавателя в период проведения экзамена .

Действующий порядок проведения экзаменов (постановление Правительства РФ от 15.12.1999 № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» и приказ МВД РФ от 20.07.2000 № 782 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396» [вместе с «Инструкцией о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»]) никаких временных интервалов по приему экзаменов не устанавливает. Это позволяет автошколам устанавливать свои регламенты по организации труда педагогов на экзаменах с учетом того, что зачеты по теоретическим дисциплинам проводятся в счет учебного времени, отводимого на изучение предмета, а на экзамены по предметам «Первая медицинская помощь» и по вождению транспортного средства отводится всего один час соответственно.

Примерный подсчет показывает, что если учебная группа в автошколе составляет 25-30 обучающихся, то на каждого аттестуемого на одном экзамене приходится в среднем по 2-2,5 минуты. Это не соответствует практике. Следовательно, установленные в приказе Минобрнауки России от 18.06.2010 № 636 расчеты времени, отведенного на аттестацию обучающихся, нужно определять исходя из иных нормативов, в том числе локальных актов организации.

Для расчета затрат рабочего времени педагогов на проведение экзаменов в организациях, осуществляющих подготовку водителей, сама организация должна разработать локальный акт. В этом случае при подготовке такого документа рекомендуется использовать письмо Минобразования России от 26.06.2003 № 14-55-784ин/15 «О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования». В нем приведены примерные нормы для учета рабочего времени преподавателя при проведении устных и письменных экзаменов в процессе освоения образовательных программ. Так, при приеме устного экзамена на одного обучающегося отводится 0,35-0,50 часа, при междисциплинарном экзамене - 1 час на каждого обучающегося, при проведении письменных экзаменов - 2 часа на поток и 0,3 часа на проверку каждой работы.

Квалификационные требования к педагогическим работникам

Согласно вступившему в силу приказу Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”» мастер производственного обучения должен иметь среднее или высшее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика».

Это уточнение следует считать существенным, поскольку лицо, обучающее управлению техническим средством, должно не только владеть практическими навыками вождения транспортного средства и знать теоретические основы такой деятельности, но и обладать определенной культурой вождения, культурой педагогического общения.

Квалификационные требования по должности «преподаватель», утвержденные этим же документом, определяют, что преподаватель - это лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы .

Таким образом, преподавателями автошкол могут работать лица, не имеющие специальной педагогической подготовки.

Недостатки правового регулирования труда педагогов автошкол

1. Отсутствие аттестации педагогов автошкол как инструмента подтверждения соответствия работника занимаемой должности.

Автошколы могут входить в систему государственных и муниципальных образовательных учреждений, на которые распространяется приказ Минобрнауки России от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», в соответствии с которым педагогические работники могут не только обоснованно выполнять трудовые обязанности или быть уволенными по п. 3 ст. 81 ТК РФ, но получить возможность повышения оплаты труда в соответствии с квалификационной категорией.

Для педагогов негосударственных образовательных учреждений такая аттестация организуется органом исполнительной власти субъекта РФ, как правило, на платной основе.

Таким образом, педагоги автошкол могут проходить аттестацию в аттестационных комиссиях органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, если такие комиссии разработают соответствующие требования к форме и содержанию аттестации таких педагогов.

2. Отсутствие организованного питания педагогов в течение рабочего дня.

Согласно приказу Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» для педагогов, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении. При этом время для приема пищи относится к ненормированному рабочему времени и может быть регламентировано только локальными актами организации (например, правилами внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, в автошколах должны быть организованы места для приема пищи как сотрудникам организации, так и обучающимся. Этот вопрос регулируется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Согласно документу питание обучающихся и педагогов в образовательных учреждениях обеспечивают организации общественного питания, которые осуществляют деятельность по производству кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и их реализации.

Организациями общественного питания образовательных учреждений для обслуживания обучающихся могут быть:

Базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;

Доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;

Столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и(или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;

Буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.

Таким образом, в соответствии с подп.19 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» автошкола обязана создать необходимые условия для работы подразделений организаций общественного питания.

3. Нечеткость определения отпускного периода педагогов автошкол.

В соответствии со ст. 334 ТК РФ продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам, определяется постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 № 724. Если автошколы относятся к учреждениям НПО или СПО, то отпускной период мастеров производственного обучения и преподавателей составляет 56 календарных дней. Для педагогов автошкол, которые не относятся к учреждениям общего среднего (полного), начального, среднего профессионального образования, отпуск составит 42 календарных дня.

На практике в силу неопределенности статуса автошколы, как особого типа образовательного учреждения, администрации автошкол навязывают педагогическим работникам тот отпуск, который сочтут нужным.

Таким образом, педагоги автошкол имеют право обжаловать порядок назначения отпуска меньшей продолжительности, чем это предоставлено нормативными правовыми актами федерального уровня, обратившись за защитой своих прав в суд.

Работа выполнена с использованием Справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Приказ Минобрнауки России от 04.12.2006 № 299 «Об утверждении Положения об условиях проведения в 2007-2008 годах эксперимента по апробации механизма нормативного финансирования учреждений среднего профессионального образования».